Галина вишневская и мстислав ростропович: история жизни

Музыка

Переломным в карьере Галины Вишневской (на тот момент она уже успела побывать замужем за моряком, от которого оставила себе красивую фамилию) оказался 1952 год. Молодая певица услышала о проводимом Большим театром конкурсе. Несмотря на то, что у Вишневской не было классического музыкального образования, она рискнула и была приглашена в качестве стажерки.

Галина Вишневская

Почти сразу молодой исполнительнице предложили одну из главных партий в опере «Фиделио» – Леоноры. Почитатели оперного пения тут же оценили талант и необыкновенные вокальные данные Галины Вишневской. Вскоре она превратилась в приму БТ. Последовали главные партии в «Евгении Онегине», «Аиде», «Войне и мире», «Каменном Госте» и «Лоэнгрине».

В 1950-60 годы творческая биография Галины Вишневской была более чем успешной. Прима БТ побывала с гастрольными турне в Америке, Лондоне и Милане, где советскую оперную звезду слушали посетители «Ковент-Гарден» и «Ла Скала».

В 1966 году Вишневская дебютировала на экране. Она сыграла главную героиню фильма-оперы «Катерина Измайлова», поставленную на музыку Дмитрия Шостаковича. В том же году оперная звезда экстерном получила высшее образование в Московской консерватории.

Галина Вишневская в фильме-опере «Катерина Измайлова»

В конце 1960-х карьера Галины Вишневской стремительно пошла вниз. Этому предшествовала поддержка Галиной Павловной и ее мужем Мстиславом РостроповичемАлександра Солженицына, исключенного из Союза писателей. Имя Вишневской перестали упоминать в газетах, все ее гастроли отменили и не позволяли записывать новые пластинки.

Галина Вишневская уговорила супруга уехать за рубеж, где их любили и восхищались их творчеством. Первым весной 1974 года уехал Ростропович. За ним, оформив отъезд как длительную командировку, уехала Галина Павловна с детьми. Сначала семья остановилась во Франции, потом жила в Америке и Англии. После того как Вишневская и Ростропович приобрели жилье в Париже, в СССР их лишили гражданства.

Оперная певица Галина Вишневская

Во время длительного пребывания за рубежом Галина Вишневская выступала на лучших мировых сценах. Точку в своей карьере она поставила последним выступлением в парижском «Гранд-опера». После этого певица занималась преподавательской деятельностью, ставила спектакли и писала мемуары. Книга под названием «Галина» вышла в Вашингтоне. Там Вишневская в нелестных тонах поведала читателю о жизни в России.

Ростропович и Вишневская возвратились на родину в 1990-х. Им вернули все награды и регалии, а также гражданство. Но они его не приняли. Вишневская мотивировала это тем, что они не отказывались от российского гражданства и не просили его вернуть.

Галина Вишневская

С 1993 года Галина Павловна служила в Театре имени А. П. Чехова. Она вышла на подмостки в главных ролях нескольких спектаклей.

В 2002 году певица начала руководить Московским Центром оперного пения. На официальном сайте Центра размещено вступительное слово дочери певицы Ольги Ростропович, в котором женщина рассказывает о работе этого центра, называет этот Оперный центр делом всей жизни Вишневской, а также главной мечтой певицы.

Галина Павловна работала в собственном Центре оперного пения пять дней в неделю. Кроме того, оперная дива вела авторские мастер-классы, билеты на которые моментально раскупались.

На экране зрители увидели оперную диву в 2007 году в главной роли картины «Александра» Александра Сокурова.

Личная жизнь

В биографию Галины Вишневской брак вписался в годы юности. Простой, но талантливой девушке тогда было 17 лет. Ее избранником стал моряк дальнего плавания по имени Георгий Вишневский. Брак оказался недолгим и продлился всего несколько месяцев, а вот фамилия первого супруга прошла с певицей весь жизненный путь.

Второй брак случился у Вишневской с Марком Рубиным. Муж был старше певицы более чем на двадцать лет. В браке у Галины Павловны родился сын Илья, ушедший из жизни, будучи еще совсем младенцем. С Рубиным она прожила десять лет и, возможно, жила бы и дальше, но на ее пути появился другой мужчина.

Знакомство с Мстиславом Ростроповичем на молодежном фестивале заставило Вишневскую полностью изменить свою жизнь. Она очень быстро вышла за него замуж и родила супругу двух дочерей. Вместе звездные супруги прожили больше пятидесяти лет. Жизнь их была долгой и поистине счастливой, так как они души не чаяли друг в друге. Узнать подробнее об их счастливой жизни можно из документального фильма «Двое в мире». Самые главные слова певицы о том, что несмотря на все гонения и сложности в их жизни, семейные отношения были у пары идеальными. Вишневская ни за что не хотела бы хоть что-нибудь поменять.

Биография: Вишневская Галина Павловна

Галина Павловна Вишневская – величайшая оперная певица ХХ века. Народная артистка СССР имеет множество премий и наград.

Биография: Вишневская Галина родилась в Ленинграде 25 октября 1926 года. Она сама писала о своём нелёгком детстве в автобиографии. Сильный характер певицы проявился ещё тогда. Её мать вышла замуж без любви. Когда на свет появилась Галина, это равнодушие перешло и на дочь. Мать бросила её на попечение бабушки в Кронштадте. Все окружающие ее жалели, но она протестовала против этого унижения, поэтому была неласковым ребенком.

Детство Страшные испытания выпали на долю девочки в блокадном Ленинграде. В 17 лет вышла замуж за Георгия Вишневского. Красивую сценическую фамилию Вишневская она сохранила и после развода. Страсть к пению ей передалась от мамы, которая пела и играла на гитаре. У девочки был голос, поставленный от природы.

Биография: Вишневская Галина после войны

В послевоенный период певица 4 года проработала в театре оперетты. Там она и выучила весь будущий репертуар. Директор театра Марк Рубин стал ее вторым мужем. В 1951 году артистка уходит из театра.

Биография: Вишневская Галина и её карьера

В следующий период своей жизни певица поступила стажером в Большой театр. Ей досталась партия Леоноры в «Фиделио». Благодаря уникальным голосовым данным, она пела в операх «Евгений Онегин» и «Снегурочка». Главные роли были исполнены Галиной в таких произведениях, как «Пиковая дама», «Аида», «Война и мир», «Каменный гость», «Тоска», «Травиата», «Лоэнгрин». С Вишневской работали лучшие дирижеры, композиторы, партнеры. Ей аплодировали не только в Большом театре.

Поражает все: и сама женщина, и ее биография. Вишневская Галина – первая оперная певица, которую принял запад. В 1959 году она покоряет США в гастрольном турне. Лондонский «Ковет-Гарден» — «Аида» (1962). Милан, знаменитый театр «Ла Скала» — именно здесь впервые в 1964 году выступила прима советской оперы.

Мстислав Ростропович стал третьим мужем оперной певицы. Великий виолончелист-виртуоз и прима оперы познакомились на фестивале в Праге, а через 4 дня решили пожениться. 52 года они прожили в счастливом браке. У них две дочери – Галина и Елена.

В начале 70-х годов на семью артистов началось гонение со стороны властей. Их не выпускали за границу и не давали записывать пластинки. Началось это после того, как они поселили у себя на даче Солженицына.

В 1974 году Вишневская Галина Павловна обратилась к Брежневу с письмом. В нем она написала о том, что после многократных обращений о помощи и позорного ограничения актерской деятельности не видит другого выхода, как уехать с мужем и детьми за границу на 2 года.

После того как семья выезжает, в газетах клеймят их «идейными перерожденцами». Писали, что они порочат советский строй. Их даже лишили гражданства, однако 4 другие страны незамедлительно его им предложили.

Возмущенные музыканты написали Брежневу, что их, полвека отдавших искусству, лишили права умереть на Родине. В обращении в достаточно резкой форме написали, что никогда не занимались политикой и не признают всех обвинений. Еще они потребовали открытого суда над ними в СССР.

Галина Вишневская: биография после 90-х годов

В 1990 году Михаил Горбачев возвращает супругам гражданство, но они отказались принять его. Галина и Мстислав приехали в Россию лишь ради искусства. Вишневская выступала с ролью Екатерины II в спектакле «За зеркалом». Она написала и свою автобиографию, которую так и назвала — «Галина». Книга была посвящена детям певицы.

Известная на весь мир артистка, красивая и сильная духом женщина умерла 11 декабря 2012 года.

8

Часто, сидя в ложе и слушая какой-нибудь спектакль, я наблюдала за публикой в зале: какие усталые, бессмысленные лица! Никакой заинтересованности в том, что происходит на сцене. Не аплодируют артистам. Им это искусство не нужно.

Отсутствие в театре культурно подготовленной публики привело к ненужности выдающихся дирижеров, выдающихся вокалистов. Публика не понимает, не различает, кто дирижирует сегодня, а кто дирижировал вчера. Она не ощущает качества.

Как же должен выкладываться артист на сцене, чтобы встряхнуть этого замотанного, не заинтересованного ни в чем человека и заставить его слушать спектакль, сопереживать! Поэтому главным в опере стала не музыка, а слова, выговариваемые в сопровождении музыки, чтобы донести смысл, содержание спектакля.

Отсюда и драматизация советского искусства, преувеличенные эмоции, утрированное слово, жест, форсирование голосов. Все должно быть сильнее, чем нужно, иначе публика тебя не понимает.

Когда советские певцы выезжают за рубеж, их часто критикуют за внутренний напор, преувеличенность игры, за резкость голосов, за отсутствие в пении кантилены, вокальной музыкальной фразировки. Но это — наш стиль, это стиль советского театра.

Не случайно в России так мало исполняется музыка Вивальди, Генделя, Гайдна; не ставят опер Моцарта, и за все двадцать два года, что я пела в Большом театре, только «Свадьба Фигаро» шла на этой сцене. Потому что слушать такую чистую музыку нужно не с натянутыми до предела нервами и партийным выговором в мозгах, а спокойно сидя в кресле, отдавшись блаженству восприятия вечной красоты.

Галина Вишневская в эмиграции

В конце шестидесятых годов семья Галины Павловны поддержала Александра Солженицына, который в тот период был исключён из Союза писателей. Это послужило причиной того, что о Вишневской прекратили писать в журналах и газетах, хотя она и продолжала петь со сцены Большого театра.Галина Вишневская — Ария АидыВскоре её гастроли оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу, а также записывать пластинки. Всё это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу. Это было весной 1974-го года. Сначала на зарубежные гастроли отправился Мстислав Ростропович, который был мужем певицы, позже Вишневская отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом же деле, возвращаться они не собирались. Семья жила во Франции, в США и в Великобритании.

Когда же в Союзе стало известно, что Вишневская с мужем купила квартиру в Париже, их лишили советского гражданства.

Спустя некоторое время Ростропович был приглашён в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижёра. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна всё время выступала на сценах лучших театров. Только в середине восьмидесятых годов гениальная певица перестала выходить на сцену, закончив карьеру выступлением в «Гранд-опера» в Париже. Она занялась постановкой спектаклей, выступая в качестве режиссёра, преподавала, снималась в кино и писала мемуары.На похороны Галины Вишневской собрались тысячи поклонников таланта певицыЕё книга вышла в Вашингтоне и была названа «Галина». В ней, в расчете на иностранного читателя, описывалась жизнь в Союзе, благодаря чему читатели, как выразилась Галина Павловна, могли понять, что же такое – Россия.

биография

Вишневская родилась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ). Дебютировала на профессиональной сцене в 1944 году в исполнении оперетты . Проучившись у Веры Николаевны Гариной год, она выиграла конкурс Большого театра в Москве (с песней Рахманинова «О, не горюй» и арией Верди «O patria mia» из оперы « Аида» ) в 1952 году. В следующем году она стала артисткой Большого театра.

24 марта 1957 года она дебютировала в Финской национальной опере в партии Татьяны из оперы « Евгений Онегин» . 9 мая 1960 года она впервые появилась в Сараево в Национальном театре в роли Аиды. В 1961 году она дебютировала в Метрополитен-опера в партии Аиды; в следующем году она дебютировала в Королевском оперном театре с той же ролью. Для своего дебюта в Ла Скала в 1964 году она спела Лиу в « Турандот» вместе с Биргит Нильссон и Франко Корелли .

Помимо ролей в российском оперном репертуаре, Вишневская также исполнила такие роли, как Виолетта , Тоска , Чио-чио-сан , Леонора и Керубино .

Бенджамин Бриттен написал партию сопрано в своем « Военном реквиеме» (завершен в 1962 году) специально для нее, хотя СССР не позволил ей поехать в собор Ковентри на премьеру. В конце концов СССР позволил ей уехать, чтобы сделать первую запись Реквиема.

Вишневская была замужем за виолончелистом Мстиславом Ростроповичем с 1955 года до его смерти в 2007 году; они регулярно выступали вместе (он на фортепиано или на подиуме ). И она, и Ростропович были друзьями Дмитрия Шостаковича , и они сделали для EMI потрясающую запись его оперы « Леди Макбет из Мценска» . По словам Роберта Конквеста , Александр Солженицын останавливался на их даче с 1968 года, когда писал большую часть «Архипелага ГУЛАГ» .

Галина Вишневская с мужем Мстиславом Ростроповичем

В 1974 году пара попросила советское правительство о продолжительном отпуске и покинула Советский Союз . В конце концов они поселились в США и Париже. В 1982 году сопрано прощалось с оперной сценой в Париже в партии Татьяны в опере Чайковского « Евгений Онегин» . В 1987 году она поставила постановку оперы Римского-Корсакова « Царская невеста» в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1984 году Вишневская опубликовала мемуары « Галина: Русская история» ( ISBN  0-15-134250-4 ), а в 2002 году открыла собственную. оперный театр в Москве, «Центр оперы Галины Вишневской».

В 2006 г. снялась в документальном фильме Александра Сокурова « Элегия жизни: Ростропович, Вишневская» . В 2007 году она снялась в его фильме « Александра» , сыграв роль бабушки, приехавшей навестить внука на Второй чеченской войне . Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2007 года . В последнюю неделю ее жизни президент России Владимир Путин наградил ее орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени.

11 декабря 2012 года Вишневская скончалась на 86-м году жизни в Москве. Была замужем трижды. В первый раз она вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. После развода она сохранила его фамилию. Ее второй брак был со скрипачом и директором труппы Ленинградской световой оперы Марком Рубиным, который также был ее менеджером. Этот второй брак произвел на свет сына, который умер в возрасте 2 месяцев и продлился 10 лет, прежде чем закончился разводом. Дочери пережили ее.

Карьера и политика

В молодости Вишневский занимался математическим моделированием на предприятии радиоэлектроники «Ленинец». В конце 80-х Борис увлекся политикой и боролся за демократию в составе Народного фронта. Позже избирался депутатом райсовета в Москве, затем трудился экспертом Госдумы. С середины 90-х назначен помощником председателя Законодательного собрания и советником вице-губернатора в Санкт-Петербурге, руководил фракцией «Яблоко».

Занимался Вишневский и публицистикой: как журналист написал более 6 тысяч статей для СМИ, как автор книг издал 6 трудов. За свои труды неоднократно награждался премиями Союза журналистов.

Параллельно с политической и журналистской деятельностью не забывал Вишневский и о научных изысканиях, но сосредоточился не на технической специализации, а на политических исследованиях. Так, Борис Лазаревич отучился в Московской школе политисследований и Санкт-Петербургском институте управления и экономики. Высшее образование в сфере государственного и муниципального управления позволило Вишневскому возглавить отделение политических программ в фонде «ЭПИЦентр» и публиковать научные труды по политологии, местному самоуправлению, избирательным процессам.

Борис Вишневский и Максим Резник

С середины 2000-х политик активно занимался общественной деятельностью: выступал против строительства башни «Газпрома» в родном городе, боролся за сохранение памятников истории и культуры, входил в общество по правам человека. Был ярким представителем российской оппозиции, подписав обращение «Путин должен уйти».

В 2008-м Вишневский стал доцентом кафедры журналистики в Институте телевидения, бизнеса и дизайна, через 5 лет — профессором кафедры политологии в Российском педагогическом университете им. А. И. Герцена. В 2011 году Борис Лазаревич стал депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока». Перед выборами политик пообещал отказаться от служебных автомобилей в случае победы и сдержал слово, сэкономив бюджету Северной столицы почти миллион рублей.

Биография общественного деятеля пестрит громкими заявлениями. Так, Вишневский осудил главу петербургского комитета по молодежной политике Александра Пархоменко за то, что тот нес фото Иосифа Сталина на Параде Победы, и позже добился увольнения чиновника. Также депутат высказался против присоединения Крыма к России, назвав его незаконным и выступив за возвращение полуострова Украине.

В 2019 году Борис Лазаревич попытался выдвинуть свою кандидатуру на выборах губернатора Санкт-Петербурга, но не собрал необходимое для регистрации количество подписей.

Творчество

В 1952 году Галина прочитала о конкурсе в Большом театре. Следуя за мечтой, она приняла участие и стала стажеркой. Не прошло много времени, как девушку пригласили исполнять одну из главных партий в опере “Фиделио”. Приглашенные гости отметили большой диапазон голоса юной певицы, ее необычайный талант. Это послужило билетом в бесконечное количество выгодных для карьеры предложений. В 50-60 годы, она уже стала известной и за границей, провела концерты в Америке, Лондоне и Милане. В 1966 году поклонники творчества галины смогли увидеть ее на телевизионном экране, где она впервые снялась в фильме-опере “Катерина Измайлова”. Также, она все таки получила высшее образование в Московской консерватории.  В 1960 году известность певицы упала, так как она с мужем Мстиславом поддерживали Александра Солженицына, которого выгнали из Союза писателей. Ее имя игнорировалось газетами, все выстпления были запрещены. Семья уехала за кордон, где Галина могла продолжать радовать людей своим творчеством. Галина с мужем и детьми жила во Франции, Америки и Англии. Супруги купили жилье в столице Франции и последствием этого смелого поступка стало, то что СССР денатурализовали их. Вишневская стала очень популярной исполнительницей на международной сцене. Закончила музыкальную карьеру в парижском “Гранд- опера”, где исполнила свое последнее произведение. В дальнейшем, артистка обучала пению всех желающих, писала книги. Мемуар “Галина” вышел в Вашингтоне. В этой книга певица поведала читателю о всех реалиях жизни на территории России. Вишневская с мужем вернулись на родную землю в 1990-х. Им отдали все награды, но они их не взяли обратно. Объяснили это тем, что они не отрекались от отечественного гражданства, поэтому не имеет смысла что-нибудь возвращать. С 1993 года певица работала в Театре им. Чехова. Она брала участие в спектаклях. В 2002 году стояла во главе Московского центра оперного пения. На сайте этого учреждение опубликовано видео с дочерью Галина, которая рассказывает о функционировании центра, а, также, упоминает что открытие центра было главной мечтой ее матери. Помимо этого, всемирно известная оперная исполнительница проводила собственные мастер- классы,  которые были очень популярными среди всего населения России.

Партии

  • 1953 — Татьяна в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • 1954 — Леонора в опере «Фиделио» Л. ван Бетховена
  • 1955 — Купава в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1957 — Катерина в опере «Укрощение строптивой» В. Шебалина
  • 1957 — Керубино в опере-буфф «Свадьба Фигаро» В. Моцарта
  • 1957 — Баттерфляй в опере «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини
  • 1959 — Лиза в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского
  • 1959 — Наташа Ростова в опере «Война и мир» С. С. Прокофьева
  • 1962 — Донна Анна в опере «Каменный гость» А. С. Даргомыжского
  • 1964 — Виолетта в опере «Травиата» Дж. Верди
  • 1965 — Героиня в опере «Человеческий голос» Ф. Пуленка
  • 1970 — Марфа в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1971 — Флория Тоска в опере «Тоска» Дж. Пуччини
  • 1973 — Франческа в опере «Франческа да Римини» С. Рахманинова
  • 1974 — Полина в опере «Игрок» С. С. Прокофьева

Примечания

  1. Вишневская Галина Павловна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. https://wikidata.org/Track:Q17378135″>
  2. 12 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.

    https://wikidata.org/Track:Q20666306″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>

  3. 12 Encyclopædia Britannica

    https://wikidata.org/Track:Q5375741″>https://wikidata.org/Track:P1417″>https://wikidata.org/Track:P2450″>

  4. SNAC https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  5. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118812157 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.

    https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>

  6. Взгляд: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
  7. BBC: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
  8. Росбалт: «Умерла российская оперная певица Галина Вишневская»
  9. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  10. Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 169—179 — Об отношении Булганина
  11. Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 500—502 — Открытое письмо 1970 года
  12. Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 503 — Письмо Брежневу
  13. Галина Вишневская. Письмо Л. И. Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца»
  14. Идеологические перерожденцы // «Известия» № 63 (18823) от 16 марта 1978 г., стр.4.
  15. Вишневская Г. П. «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 168 — О знакомстве с Ростроповичем
  16. Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр
  17. Вишневская, Галина Павловна
  18. Авдеев вручил премии правительства деятелям культуры // РИА Новости
  19. Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 583-рп «О поощрении Вишневской Г. П»
  20. Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2011 года № 1373 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  21. Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 1489 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Вишневской Г. П.»
  22. Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 1189 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Вишневской Г. П.»
  23. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 1585 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Вишневской Г. П.»
  24. Народной артистке СССР Галине Вишневской вручён орден преподобной Евфросинии Московской
  25. II Торжественная церемония вручения Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия». Российская академия бизнеса и предпринимательства . Проверено 7 мая 2021.
  26. https://ex.ru/content/ix-церемония-0
  27. The Puccini Award. Fondazione Festival Pucciniano . Проверено 7 мая 2021.
  28. Лауреаты общенациональной программы «Россиянин года» за 2005 год. Российская академия бизнеса и предпринимательства . Проверено 7 мая 2021.
  29. Премия «Белый слон» — 2007. Кинопресса. Сайт гильдии киноведов и кинокритиков . Проверено 7 мая 2021.
  30. Почетные доктора → Вишневская Г.П. , muctr.ru, <https://www.muctr.ru/about/hondoc/vishnevskaya.php>
  31. Почетные граждане Нижегородской области. Законодательное собрание Нижегородской области . Проверено 7 мая 2021.
  32. Постановление Правительства Москвы от 26 июня 2013 года № 412-ПП «О присвоении наименований линейным транспортным объектам города Москвы»
  33. АвиаПорт. Ru / Дайджест / Аэрофлот ввел в эксплуатацию лайнер А321 «Г. Вишневская»
  34. Пестерева, Анна. Великие музыканты отмечали золотую свадьбу в Новокосине. Почему Галина Вишневская дала своё имя колледжу на Суздальской // Восточный округ. — 2014. — № 44 (87) за 12 декабря. — С. 11. (Проверено 28 февраля 2017)
  35. (4919) Vishnevskaya (англ.). Minor Planet Center . Проверено 7 мая 2021.

Детство и юность

Борис Лазаревич Вишневский родился 15 октября 1955 года и вырос в Ленинграде. Мама мальчика преподавала в радиотехническом техникуме, папа проектировал тепловые электростанции в научном институте «Энергопром».

Борис Вишневский в молодости

После окончания школы молодой человек поступил в Ленинградский электротехнический институт имени В. И. Ульянова (Ленина), где изучаю теорию управления. Позже Вишневский защитил кандидатскую диссертацию, касающуюся обработки данных для авиации, стал кандидатом технических наук, опубликовал более сотни научных работ и запатентовал 6 изобретений.

Биография

Галина Александровна Вишневская – спортсменка, родом из Казахстана. Девушку называют восходящей звездой биатлона. На счету Галины 9 золотых наград с разных международных стартов.

Биатлонистка Галина Вишневская

10 февраля 1994 года в Семипалатинске родилась известная казахстанская биатлонистка Галина Александровна Вишневская. О родителях спортсменка предпочитает не рассказывать. Но с радостью делиться сведениями о детстве. Оказывается, Галина с младых лет была активным ребенком. Девчонкой Вишневская посещала различные секции. В основном это было спортивное направление, даже футбол.

Только через некоторое время родители привели Галину в биатлон. Это судьбоносное событие произошло в 2008 году. Первым тренером школьницы оказался Рафаиль Мирсалимов. По мнению экспертов, девушка сразу начала показывать высокие результаты, поэтому добилась попадания в сборную страны.

Галина Вишневская

Но замыкаться лишь на спортивной карьере Галина Вишневская не планирует. В биографии биатлонистки появилась новая строчка – Государственный университет им. Шакарима города Семей. В 2012 году спортсменка поступила на педагогический факультет.

Галька-артистка

Фамилия девочки, появившейся на свет в Ленинграде 25 октября 1926 года, была Иванова. В деревне у бабки она успела услышать истошный крик «Ироды!» и увидеть тусклую, удручающую картину коллективизации: «В детскую память навсегда врезалась картина того осеннего хмурого дня: грязная дорога, толпа крестьян, и на их серо-чёрном фоне – прыгающий в руках старухи ярко-жёлтый, блестящий солнцем медный самовар. Через много лет я пойму, что это было начало коллективизации, «раскулачивание», что мой детский мозг запечатлел картину разорения русского крестьянства».

Уже в четыре годика Галина пела родителям, деду, бабушке, когда та ночами мучилась от ревматизма. Обожала петь гостям – но отчего-то из-под стола, хотя публики никогда не стеснялась. «Но, вероятно, мне хотелось особой, таинственной атмосферы, хотелось уйти от реальности и создать свой мир. И вот из-под стола несётся: «Очи чёр-ные, очи страстные, очи жгучие и прекра-а-а-асные…»

С матерью – цыганкой по крови – отношения были всегда холодные, равнодушные. Родители расстались, детство Галины прошло с бабушкой в Кронштадте: «Упрямая я была ужасно и настойчивая. Уж если чего захочу – подай, и кончено. И бабка давала. Конечно, я не требовала ни денег, ни каких-то невероятных вещей, об этом не могло быть и речи. Но вот нужно было мне настоять на своём во что бы то ни стало. Например, я хочу надеть новое платье, а мне не дают – на праздник надо беречь. Я – в рёв, целый день могу реветь. В ванную, бывало, запрусь, сижу впотьмах на полу и реву. А бабке жалко – я-то слышу, как она за дверью мается. Тут вступает дядя Коля – он был педагогом в школе, где я училась:

Статья по теме

Андрей Дементьев: «На сцене Большого театра я назвал Вишневскую царицей…»

– Не смейте входить к ней!

– А вы рады над сироткой издеваться!

– Пусть ревёт, не входите.

– Ещё чего, вас не спросила! Воспитатели!..

А я сижу – я и всю ночь могу сидеть. И вот начинаю воображать, как я здесь умираю и как они все будут плакать на похоронах… И вся обида уже забывается – не помню, с чего всё и началось, жалею себя. Вижу, как лежу я в гробу, в белом платье, вся в цветах, а бабушка идёт за моим гробом и плачет. И так мне становится её жалко, и плачу я уже от жалости к ней…»

Детство было бедное, если не сказать нищее – не помогали ни мать, ни отец, а у бабушки была крошечная пенсия. Вкус кронштадтского хлеба Галина Павловна помнит спустя 80 лет – увидев похожий каравай в одном из парижских магазинов, Вишневская едва дотерпит до дома, где будет упиваться этим вкусом.

В школе её дразнили так: «Галька-артистка!» Подробно рассказывает Вишневская в своих мемуарах, как впервые спела в унисон с учителем пения, как впервые услышала оперу на граммофонных пластинках – и как вскоре вся квартира стонала от арии Татьяны в «Онегине» Чайковского!

«Бабушка кричит из кухни:

– Да перестань наконец, закрой ты эту окаянную машину! Надоело хуже горькой редьки!

А я заливаюсь:

Кто ты – мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель? Мои сомненья разреши…

Странно, но первыми ролями моего русского репертуара в Большом театре были Татьяна в «Евгении Онегине» и Купава в «Снегурочке» – партии из «подаренных» мне опер».

К четырнадцати годам, когда началась война, всё уже было ясно. «Я буду артисткой, я буду певицей!»

Война, как говорила потом Вишневская, покончила с её детством. Мгновенно немцы разбомбили Бадаевские склады в Ленинграде, они горели, по улицам текло расплавленное масло. Всё она видела – трупы с вырезанными ягодицами, остекленевшие от голода глаза знакомых детей и жуткую смерть её бабушки от ожогов. От печки загорелось ночью платье, ожоги третьей степени – она умерла ночью, в больнице… Тогда опухающая от голода шестнадцатилетняя девочка не знала, что жизнь – близко, жизнь – впереди.

1959 год. Фото: РИА Новости/ Шоломович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector