Существительные первого склонения (примеры)

Содержание:

Старая система склонения

В древнерусском языке склонений было шесть.

Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».

В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.

Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).

Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.

Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).

Число имён существительных

Если по контексту понятно, что речь об одном лице или предмете, то существительное необходимо ставить в форму в единственного числа (розетка, яйцо, холм, мальчик, ведро).

Если по смыслу видно, что речь идет о двух предметах или о большем числе, то слово надо использовать в множественном числе (розетки, яйца, холмы, мальчики, ведра).

Тем не менее не все они изменяются по родам. Есть существительные, которые всегда используются только в одной числовой форме.

К группе слов всегда сохраняющим единственное число, относятся:

  • название множеств предметов (бор, листва, клубника);
  • название предметов, обозначающих какое-либо вещество (металл, сок, бензин, фасоль);
  • название признаков или качеств (смелость, лень, удивление, затхлость, слабоумие, отвага);
  • название любых действий или состояний, в котором находится предмет (просмотр, ходьба, плавание, доставка);
  • имена собственные, если они обозначают один предмет (Йоханнесбург, Варшава, Солнечногорск, Кейптаун, Василий, Антананариву);
  • исключения, такие как бремя, бюро, вымя, пламя, темя.

К группе слов, которые всегда сохраняют множественное число, относятся следующие названия:

  • предметов, которые составлены из двух и более одинаковых вещей (штаны, счёты, ножницы);
  • отходов от чего-либо или материалов (отруби, чернила, опилки);
  • определённого периода времени (сутки, каникулы);
  • природных состояний или действий (холода, сумерки, хлопоты);
  • игр (прятки, шашки, жмурки);
  • географические, которые изначально стоят в множественном числе (Сочи, Люберцы, Карловы Вары).

Слова в единственном числе отличается от слов в множественным в основном окончанием. Но иногда изменяется и основа:

  • согласная, стоящая на конце слова, может смягчаться (колено – колени, чёрт – черти);
  • в некоторых словах чередуются согласные, стоящие на конце (око – очи, ухо – уши);
  • вместо окончания может прибавляться суффикс (стул — стулья, чудо – чудеса, дочь – дочери);
  • или наоборот суффикс может исчезнуть или быть заменен (курица – куры, щенок – щенята);
  • реже основа заменяется полностью (человек в множественном числе — люди, ребенок в множественном числе – дети).

В том случае, если существительное не склонятся, то его число определяется по сопутствующим словам (весёлый шимпанзе (единственное число) – много шимпанзе (множественное число)).

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 4,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 38,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 80,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 18,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 228,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 232,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 274,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 47,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 17,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 97,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 101,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 119,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 738,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 739,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 289,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 99,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 101,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 111,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Родительный множественного

Выбор между тремя вариантами окончаний (нулевое | -öв | -ей)
зависит от рода и номера склонения:

Мужской род (1-ое склонение)

Большинство существительных мужского рода имеют окончание
,
если их основа на твёрдый согласный (включая ц) или й, а
если основа на мягкий (исключая й) или шипящий, то -ей.
Примеры:

Предшествующий согласный Положение
Безударное Ударное
Твёрдый, не шипящий компьютеров столов, плодов
й героев боёв
Мягкий (исключая й и шипящие) будней коней
Шипящий (ж, ш, ч, щ) вернисажей, маршей ножей, ключей

Исключения из вышестоящего правила составляют формы:
человек, глаз, волóс, чулок, сапог, брюк, солдат, аршин и некоторые другие,
а также случаи ненормативного (пока) употребления с нулевым окончанием
следующих групп существительных мужского рода на твёрдый согласный:

  • названия единиц измерения (весовых, денежных, физических…):
    алтын, ампер, вольт, герц, грамм, килограмм и др.;
  • названия овощей, плодов, вообще названия пищи, обозначающие
    единичные предметы, обычно измеряемые массами:
    баклажан, гранат, апельсин, мандарин, помидор и др.;
  • названия лиц по принадлежности к национальным группам:
    башкир, бурят, грузин, румын и др.;
  • названия лиц по принадлежности к воинским соединениям:
    гардемарин, гусар, улан, кадет, партизан и др.;
  • названия парных или составных предметов одежды:
    ботинок, бот, кед, носок, погон, сандалет, шорт и др.;

У слова будень нормой допускаются варианты будней и буден
(последний встречается редко).
Слово сын имеет форму сыновей.

Средний род (1-ое склонение)

Большинство существительных среднего рода принимают нулевое окончание.
окон, сёл, дел, училищ, занятий.

В русском языке очень мало слов среднего роде на мягкий согласный
(исключая й, ч и щ):
поле, море, горе.
Они имеют окончание -ей:
морей, полей.
Слов на ч также мало: плечо, вече. Они имеют формы
плеч, веч (также вечей). А также: очей (от око).

Большинство слов с основой на ц (платьице), в соответствии с общим правилом,
имеют нулевое окончание. Некоторые из них испытывают колебания в употреблении,
принимая безударное окончание -ев или ударное -ов:
блюдец – блюдцев, полотенец – полотенцев.
За отдельными словами это окончание закреплено нормативно:
болотцев, дéревцев, деревцóв, кружевцев, оконцев, сенцев.

Большинство слов с основой на согласный + «йот» (раздумье, побережье, копьё, ружьё, житьё),
в соответствии с общим правилом, имеют нулевое окончание (со вставкой беглого
и: раздумий, побережий,
копий, житий
. (В слове ружьё пишется беглая е: ружей.)
Небольшая часть их испытывают колебания в употреблении, принимая окончание
: ущельев – ущелий, верховьев – верховий,
низовьев – низовий, угодьев – угодий
.
За отдельными словами это окончание закреплено нормативно:
платьев, устьев, лохмотьев, разводьев, отребьев.
Сюда же можно отнести и слово мужского рода подмастерье: подмастерьев.

Существительные с суффиксом -ик и слова облако, очки принимают
окончание -ов: плечиков, колёсиков, облаков, очков.
Такое же окончание имеет слово судно: судов.

Слово остриё в форме род.мн. имеет окончание -ёв: остриёв.

2-ое склонение

Наиболее распространённое окончание – нулевое.
Некоторые существительные с основой на шипящие и мягкие л, н
имеют окончание -ей (клешней, долей, юношей, межей, вожжей).
А также ноздрей, дядей, стезей.
Окончание -ей варьируется с нулевым:
долей – доль, вафлей – вафель, баржей – барж,
свечей – свеч, пашней – пашен, дядей – дядь
и т.п.
(Естественно, нормативным считается только один из вариантов.)

Особенности образования форм с нулевым окончанием:

  • В конце основы может появляться
    .
  • У существительных на согласный + ня (вишня, спальня, двойня)
    н
    становится твёрдым (башен, пашен, вишен, черешен, двоен, читален, скворечен, голубятен).
    Исключения «отвердевания» н : барышень, боярышень, деревень, кухонь.

Балда, башка, мзда, тьма (в значении «темнота») – форма неупотребительна.
Тьма в значении «множество» имеет форму тем.

3-е склонение

Практически все слова 3-го склонения в род. мн. имеют окончание -ей.

Слово сажень наряду с
нормативной формой саженей имеет форму сажен
(подобно существительным второго склонения: ножен, вишен).

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяются:

  • Нарицательные всех родов, оканчивающиеся на гласные -У, -И, -Е, -О и ударное -А: авеню, атташе, боа, буржуа, бюро, вето, денди, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какаду, какао, кафе, кашне, кенгуру, кино, клише, кольраби, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пенсне, пианино, плато, портмоне, рагу, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо и другие,а также несколько устаревшие антраша, галифе, монпансье.
  • Собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.
  • Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, оканчивающиеся на твёрдый согласный: мадам, фрейлин, Ирэн, Алигер, Войнич, Люксембург.
  • Собственные на -ОВО (-ЁВО), -ЕВО, -АГО (-ЯГО), -ЫХ (-ИХ), -КО: Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко (Чикаго, Паго-Паго и Сантьяго сюда, очевидно, не относятся).
  • Аббревиатуры.

Падеж имен существительных

Если вы хотите правильно построить фразу, существительные придется изменять. Контекстная модификация имен существительных называется изменением по падежам.

Всего выделяют 6 падежей, существительное в каждом из них должно давать ответ на конкретно определенный вопрос.

  1. Именительный падеж. Вопросы — что? и кто? Примеры: дерево, девушка. В именительном падеже слово считается стоящим в начальной форме (прямой падеж), в то время как в остальных падежах — косвенной.
  2. Родительный падеж. Вопросы — кого? чего? Для опознания падежа используется слово «нет», как вспомогательное. Нет кого? – девушки. Нет чего? – дерева.
  3. Дательный падеж. Вопросы — кому? чему? Для опознания падежа используется слово «дать» как вспомогательное. Дать кому? – девушке. Деть чему? – дереву.
  4. Винительный падеж. Вопросы кого? что? Для опознания падежа используется слово «вижу» как вспомогательное. Вижу кого? – девушку. Вижу что? – дерево.
  5. Творительный падеж. Вопросы кем? чем? Для опознания падежа используется слово «горжусь» как вспомогательное. Горжусь кем? – девушкой. Горжусь чем? – деревом.
  6. Предложный падеж. Вопросы о ком? о чем? Для опознания падежа используется слово «думать» как вспомогательное. Думать о ком? – о девушке. Думать о чем? – о дереве.

Существительное, стоящее в именительном падеже, вероятнее всего является подлежащим. Косвенные падежи обычно используются для обстоятельств или дополнений.

Для понимания, к какому падежу относится существительное, нужно найти слово, от которого оно зависит, и отправить вопрос к нему.

Помимо окончаний для обеспечения связи слов используются предлоги.

  1. Родительный падеж может использоваться и с предлогом, и без, и может использовать довольно большое количество различных предлогов: от, среди, между, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, без, у, до, вроде, кроме. Например, недалеко до реки, идти от реки, стоять возле реки, отдыхать около реки, выйти из реки.
  2. Дательный падеж может использоваться и с предлогом, и без, и может использовать следующие предлоги: к, по. Например, побежал к дороге, побежал по дороге.
  3. Винительный падеж может использоваться с предлогом и без, и может использовать следующие предлоги: на, про, в, через, под, за. Например, вошел в воду, перебрался через воду, нырнул под воду.
  4. Творительный падеж может использоваться с предлогом и без, и может использовать следующие предлоги: за, с, между, под, над, перед. Например, висит над столом, сидит за столом, упал перед столом.
  5. Предложенный падеж невозможен без использования предлогов, используются предлоги о (об), на, при, обо, в. Например, думал о сарае, сидел в сарае.

Родительный падеж множественного числа существительных второго склонения

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния зача­стую вызы­ва­ет затруд­не­ние в выбо­ре нуле­во­го окон­ча­ния или окон­ча­ния -ов. Их напи­са­ние рас­смот­рим, сгруп­пи­ро­вав сло­ва в соот­вет­ствии с лек­си­че­ским значением.

Окончание -ов/-ев в родительном падеже

Эту флек­сию в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют существительные:

1. назва­ния ово­щей и фруктов

  • бана­ны — мно­го бананов
  • пер­си­ки — вкус пер­сиков
  • апель­син — аро­мат апель­синов
  • лимо­ны — доль­ки лимонов
  • поми­до­ры — кило­грамм поми­доров
  • тома­ты — бан­ка томатов
  • грейп­фру­ты — сок грейп­фрутов,

но яблок

2. назва­ния еди­ниц измерения

  • гек­та­ры — пят­на­дцать гек­таров
  • цент­нер — несколь­ко цент­неров
  • акры — два­дцать акров
  • кило­грам­мы — пять кило­граммов
  • грам­мы — три­ста граммов
  • фун­ты — семь фунтов

3. назва­ния наци­о­наль­но­стей и народностей

  • гре­ки — мифы греков
  • гал­лы — ост­ров галлов
  • каза­хи — пес­ни казахов
  • таджи­ки — музы­ка таджиков
  • узбе­ки — плов узбеков
  • яку­ты — мно­го якутов
  • эски­мо­сы — язык эски­мосов
  • мон­го­лы — юрты мон­голов

4. назва­ния воен­ных профессий

  • сапё­ры — рабо­та сапёров
  • минё­ры — нет минёров
  • кано­ни­ры — несколь­ко кано­ниров
  • рекру­ты — сбор рекрутов

5. назва­ния отвле­чён­ных понятий

  • кри­те­рии — пять кри­те­риев
  • габа­ри­ты — несколь­ко габа­ритов
  • ком­мен­та­рии — мно­го ком­мен­та­риев

6. назва­ния украшений

  • брас­ле­ты — несколь­ко брас­летов
  • куло­ны — цвет кулонов
  • бре­ло­ки — немно­го бре­локов.

Нулевое окончание

В роди­тель­ном паде­же мно­же­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние име­ют неко­то­рые такие же по зна­че­нию груп­пы существительных:

1. назва­ния еди­ниц измерения

  • рент­ге­ны — несколь­ко рент­ген
  • ват­ты — пять ватт
  • ампе­ры — сто ампер
  • воль­ты — две­сти вольт
  • омы — пять ом

2. назва­ния наци­о­наль­но­стей, чаще все­го име­ю­щих осно­ву на бук­ву «н» или «р»

  • осе­ти­ны — танец осе­тин
  • гру­зи­ны — лез­гин­ка гру­зин
  • цыгане — табор цыган
  •  армяне — посе­ле­ние армян
  • румы­ны — вино­град­ни­ки румын
  • бол­га­ры — груп­па бол­гар
  • баш­ки­ры — дома баш­кир

3. назва­ния воин­ских групп

  • сол­да­ты — взвод сол­дат
  • пар­ти­за­ны — отряд пар­ти­зан
  • гуса­ры — полк гусар
  • дра­гу­ны — лоша­ди дра­гун

Нулевое окон­ча­ние име­ют назва­ния пар­ных предметов:

  • гла­за — выра­же­ние глаз
  • пого­ны — без погон
  • ботин­ки — каб­лу­ки боти­нок
  • вален­ки — пара вале­нок
  • сапо­ги — несколь­ко сапог
  • чул­ки — цвет чулок

но носков

В раз­го­вор­ной речи наря­ду с лите­ра­тур­ны­ми вари­ан­та­ми исполь­зу­ют­ся усе­чён­ные фор­мы роди­тель­но­го падежа:

  • пять кило­граммов и пять кило­грамм
  • две­сти граммов и две­сти грамм
  • цед­ра апель­синов и цед­ра апель­син
  • рас­са­да поми­доров и рас­са­да поми­дор

Существительные муж­ско­го рода с мяг­кой осно­вой или осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся шипя­щим соглас­ным, при­об­ре­та­ют окон­ча­ние -ей:

  • конь — табун коней;
  • сло­варь — заго­лов­ки сло­варей;
  • чиж — пение чижей;
  • луч — яркость лучей;
  • овощ — кило­грамм овощей.

Существительные сред­не­го рода в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют  нуле­вое окончание:

  • блюд­ца — блю­дец
  • оде­яль­ца — оде­я­лец
  • поло­тен­ца — поло­те­нец
  • зер­каль­ца — зер­ка­лец

но

  • болот­ца — болотцев
  • окон­ца — оконцев
  • пла­тья — платьев
  • вер­хо­вья — вер­ховьев
  • устья — устьев
  • низо­вья — низовьев.

Существительные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся толь­ко во мно­же­ствен­ном чис­ле, име­ют как нуле­вое окон­ча­ние, так и окон­ча­ния -ов/-ев:

  • мака­ро­ны — мака­рон
  • бели­ла — белил
  • чер­ни­ла  — чер­нил
  • замо­роз­ки — замо­розков, но потё­мок, суме­рек
  • буд­ни — будней, но сут­ки — суток
  • дров­ни — дровней
  • шаро­ва­ры — шаро­вар
  • хло­пья — хлопьев
  • очист­ки — очи­сток.

Определение несклоняемых слов-существительных

Несклоняемые имена существительные, как правило, являются словами иноязычного происхождения. Суть их, как водится, в семантике: склонение по падежам данных слов внешне остаётся неизменным. К несклоняемым существительным принято относить:

  • славянские (а именно русские и украинские) фамилии, оканчивающиеся на -ых, -их, -аго и -о. К примеру: Тарас Шевченко, доктор Живаго, село Дурново;
  • существительные иностранного происхождения, у которых основа оканчивается на гласный: меню, шоссе, кашне, кенгуру;
  • сложносокращённые слова и аббревиация: вуз, МГУ, сельпо, универмаг;
  • существительные женского рода с основой, оканчивающейся на согласный: мадам, миссис и так далее.

Обычно у обучающихся возникают проблемы с определением рода таких несклоняемых существительных, однако упомянуть о падежных окончаниях также необходимо.

Определение падежа у несклоняемых существительных

Определить падеж и склонение имен существительных у изолированного от контекста несклоняемого существительного крайне сложно. Другое дело, если слово представлено в словосочетании, ещё лучше — если в предложении. Тогда склонения существительных и их падежные окончания будут определяться по прилагательному или другой именной части речи, стоящей рядом с несклоняемым существительным. В качестве примера следует избрать два словосочетания: красивый Тбилиси, чёрное пальто.

  • Именительный падеж: словоформы остаются неизменными;
  • Родительный падеж: красивого Тбилиси, чёрного пальто;
  • Дательный падеж: красивому Тбилиси, чёрному пальто;
  • Винительный падеж: красивый Тбилиси, чёрное пальто;
  • Творительный падеж: красивым Тбилиси, чёрным пальто;
  • Предложный падеж: о (на) красивом Тбилиси: о (на) чёрном пальто.

Только благодаря наличию прилагательных обучающийся сможет правильно определить падежную принадлежность того или иного слова иноязычного происхождения.

Итак, в данной статье лаконично и понятно освещены основные вопросы склонения имён существительных и падежной принадлежности существительных. Для носителя языка склонение по падежам не представляется слишком сложным занятием. Русский язык полон глубоких тайн и загадок, и сегодня читателю удалось заглянуть в ещё один потаённый уголок родной речи. Освоив древнейшее и одновременно сложнейшее искусство слова, человек может научиться ранить и врачевать, начинать войны и останавливать их. Но главное, сможет гордиться своей принадлежностью, любить язык и привлекать к этому остальных.

Значения родительного падежа

Родительный падеж. Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса;
  • принадлежность: мамина обувь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды;
  • отношения определения: красота полей.

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишаться и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года.

Падежи существительных

Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний.

В русском языке шесть падежей:

  1. Именительный кто? что?
  2. Родительный кого? чего?
  3. Дательный кому? чему?
  4. Винительный кого? что?
  5. Творительный кем? чем? 
  6. Предложный (о) ком? (о) чем?

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Имейте в виду, что:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой; отмывается (чем?) тряпкой;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж – особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных; работать (где?) в кафе.
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Что такое падеж?

Несмотря на то, что устанавливать падеж учат ещё в третьем классе, для многих учащихся вопрос — как определить падеж — остаётся открытым вплоть до выпускного класса

Но для того, чтобы ясно понимать тему и уметь составлять склонение существительных в русском языке таблица, следует разобраться с категорией падежа как таковой, ведь без неё не существует склонение по падежам, такое важное для морфологии

Падеж — категориальное понятие этой науки, разделяющий существительные (в данном случае) на 6 рядов противопоставленных друг другу форм. Некоторые окончания в них могут совпадать, но все шесть падежей не могут иметь одно и то же окончание. Исключение составляют несклоняемые существительные, о которых будет говориться позже. Итак, полный список падежей с вопросами:

  • Именительный. Ставит вопросы кто? что?
  • Родительный. Ставит вопросы кого? чего? Вспомогательным вопросом для учащегося становится откуда?
  • Дательный. Ставит вопросы кому? чему?
  • Винительный. Ставит вопросы кого? что? Вспомогательным вопросом является куда?
  • Творительный. Ставит вопросы кем? чем?
  • Предложный. Ставит вопросы о (на) ком? о (на) чём? Вспомогательным вопросом видится где?

Если уважаемый читатель внимательно посмотрит на названия падежей, он быстро поймёт, что даже семантика их названий становится подсказкой. Так, в дательном падеже, с корнем -дат- (кому? чему?) что-либо. То же самое действует и с другими падежами, читатель может догадаться о подсказках, кроющихся в названиях падежей, самостоятельно.

Падеж и склонение имен существительных

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане.

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

 Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл.       ж. р. аббревиатуры,  армии,           м. р. мужчины, юноши
2-е скл.      м. р. малыши, отцы                          ср.р. поля, стекла
3-е скл.      ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

 Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема: 

Предложный единственного 1-го и 2-го склонений, дательный 2-го склонения (-е | -и)

Обычное окончание этих форм – : в стране, на горе, в парке, на даче,
о здоровье, Илье, Дарье
.
В существительных с основой на -ий окончание зависит от ударения:

  • без ударения пишется :
    генийо гении, молнияо молнии, зданиео здании,
    Лияо Лии, Ияоб Ии.
  • под ударением сохраняется :
    остриёна острие́,
    бытиёо бытие́,
    кийо ки́и, но в профессиональном жаргоне бильярдистов также: на кие́ (сдвиг ударения отражается на письме изменением окончания),
    Зульфия́Зульфие́.

В соответствии с этим правилом параллельные имена такие как
Мария и Марья, Наталия и Наталья
склоняются по-разному: МарииМарье, НаталииНаталье.

Исключения немногочисленны:

  • В словах забытьё, полузабытьё в сочетании с предлогом в пишется :
    «в забытьи́» (сравни: в белье́, в питье́).
    С предлогом о пишется : о забытье́.
  • Церковно-книжное бытие́, о склонении которого см. .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector