Сергий (воскресенский), виленский

воззрения

митр. Сергий (Страгородский)

В случае митр. Сергия (Страгородского) налицо полное соответствие учения и жизненного пути. В его изложении нравственный монизм приобретает подчеркнуто аморальный смысл. Как до него Барух Спиноза и Фридрих Шлейермахер, митр. Сергий (Страгородский) понимает грех как чувство дискомфорта, внутренней раздвоенности. Поэтому если греховный поступок не вызывает этого дискомфорта, то и греха в нем нет. В этом смысле греха и зла в мире просто нет: нам лишь кажется, что он существует.

Для митр. Сергия (Страгородского) «раскаяние, покаяние имеет тот смысл, что благодаря возвышению человека к истине преступление осознается им как в себе и для себя преодоленное, не имеющее само по себе силы». Он всегда остается в рамках естественного объяснения: переворот в душе человека – это и есть прощение (оставление) грехов: «Благодаря этому перевороту в душе человека и грехи ему оставляются», оставляются в том смысле, что он сам оставил грех и больше не грешит. «Прежние грехи человек бросил и потому они ему не считаются,- вместо же греха у него теперь решение служить Богу».

Грех помнится, и потом грех забывается: «Грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания». В этом и состоит, согласно митр. Сергию (Страгородскому), прощение греха: «Нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силукак бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека».

Митр. Сергий (Страгородский) рассматривает грех натуралистически и приходит к выводу о его неустранимости. Грехи, для митр. Сергия (Страгородского), неуничтожимы: «На последнем суде раскроется книга жизни каждого, и каждый даст ответ за всякое дело и слово, за всякую мысль, как бы ничтожна и мимолетна она ни была. Совершенного нельзя назвать несовершенным».

Поскольку митр. Сергий (Страгородский) отрицает всякое значение Христовой Жертвы, кроме воодушевляющего, то оказывается, что за грех нет и не может быть никакого удовлетворения: «человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех». Удовлетворение правде Божией митр. Сергий (Страгородский) отвергает как ненужное: «Причина наказания… не в необходимости как-нибудь удовлетворить правде Божией (ведь этого удовлетворения нет и после покаяния), а в том, что грешник не кается, продолжает пребывать во грехе и тем отчуждает себя от жизни Божией».

Все вместе это оставляет человека с его грехами без всякой сверхъестественной помощи Божией.

Избавиться от греха никак невозможно, но, учит митр. Сергий (Страгородский), можно узнать о милости: «Человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех: милость Божию он только узнает, а не заслуживает». Милость же понимается митр. Сергием (Страгородским), как знание о том, что грех не имеет значения и веса, и следовательно, грех не препятствует спасению, а лишь приводит к большему смирению: «Совершенного греха нельзя назвать несовершенным. Но это раскрытие жизни для одних будет только источником смирения, только приведет их к сознанию незаслуженности помилования и тем еще теснее привяжет их к Богу; для других же обличение совести на суде принесет отчаяние и окончательно отторгнет их от Бога и царствия. «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный». Кто куда направлен был душой, туда и поступает».

По системе митр. Сергия (Страгородского), грехи не прощаются, а остаются, и «спасение» происходит помимо их. Сама Христианская вера становится способом узнать, что грех не препятствует общению: «Вера во Христа является тем средством, чрез которое человек узнает волю Божию, то есть то, что содеянный грех отнюдь не препятствует сближению Бога с человеком, что Бог простил грех и все Свое домостроительство направляет к тому, чтобы как-нибудь возвратить к Себе греховного человека».

светская мистика

Мистика прошлого и настоящего у митр. Сергия (Страгородского) сводится к тому, что невозможно и не нужно лично предстоять пред Богом. Предстояние пред Богом, память о Боге, страх Божий не поддаются освоению в светских терминах, которые предлагает митр. Сергий, а только в христианских богословских, которые митр. Сергием отвергаются как схоластические.

образование

Обучался в Арзамасском духовном училище. В году окончил Нижегородскую духовную семинарию. С по год учится в СПбДА под руководством митр. Антония (Храповицкого) и воспринимает его учение нравственного монизма. Защитил кандидатскую диссертацию «Православное учение о вере и добрых делах» с изложением основ нравственного монизма.

В году назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета в СПбДА. В том же году – исполняющий должность инспектора МДА.

В году защитил магистерскую диссертацию на тему «Православное учение о спасении», ставшую классикой модернизма.

29 июля года определен ректором СПбДС, в том же году назначается инспектором СПбДА. С года — ректор СПбДА.

патологическая речь

ругательные слова

теория

Тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или Православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни… Ведь, не от filioque католичество, а наоборот… Точно так же и Православие узнается не из его теоретического учения.

юридизм
  • Жизнь Церкви так сложилась, что вполне законное и вполне понятное применение к духовному развитию членов Церкви послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении.
  • При правовом жизнепонимании, и нельзя понять, почему Слово Божие и вся отеческая литература с такой силой настаивает на том, что человек спасается только верой во Христа и только в церкви.

приемы патологической речи

приемы цитирования

Свт. Серафим (Соболев) сообщает о неправильном методе митр. Сергия в пользовании святоотеческим учением, одностороннем и отрывочном приведении цитат без их связи с воззрением Святых отцов на совершение нашего спасения.

библейская аллюзия

И бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19)

Ранние годы[править | править код]

Родился 11 января в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

В окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 назначен судовым священником на корабль «Память Азова».

В назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к Петербургской духовной академии. С 13 декабря назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».

В вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.

29 июля определен ректором Петербургской духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 21 января  — ректор той же духовной академии.

После революции[править | править код]

В декабре 1917 года был избран членом Учредительного Собрания по нижегородскому округу. Участия в работе Собрания не принимал.

Участник Всероссийского Священного Собора — в Москве. С 10 августа архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С епархией не управлял.

В январе митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс.

3/16 июня митрополит Сергий вместе с Нижегородским архиепископом Евдокимом (Мещерский) и Костромским архиепископом Серафимом (Мещеряковым) публично признает обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом Меморандуме трех. Таким образом, с 16 июня по 27 августа пребывал в обновленческом расколе. Был членом Высшего Церковного Управления; принят по покаянии Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей Церкви. Чин покаяния, в отличие от такового, принесенного большинством прочих епископов, проходил публично, за литургией в день Успения в Донском монастыре.

Заявление о верности СССР

Стремясь убедить советские власти прекратить кампанию террора и гонений против Церкви , Сергий, действующий патриархальный местоблюститель , пытался искать пути мирного примирения с властью. 29 июля 1927 года он опубликовал свою знаменитую декларацию   : энциклическое письмо, в котором он исповедовал абсолютную лояльность Русской Православной Церкви Советскому Союзу и интересам его правительства. В нем он, в частности, заявил:

Это заявление вызвало немедленную полемику среди русских православных, многие из которых (в том числе многие известные и уважаемые епископы в тюрьмах и ссылках) прервали общение с Сергием. Такое подчинение СССР иногда уничижительно называют « сергианством   », в честь митр. Сергия и его заявление, и по сей день некоторые восточно-православные христиане, особенно истинно православные , считают ересью .

Позже некоторые из этих епископов примирились с Сергием, но многие все еще оставались в оппозиции к «официальной церкви» до избрания Патриарха Алексия I в 1945 году.

Сергий также сформировал Временный Патриарший Собор (позже названный Синодом ), получивший признание советского правительства. В 1934 годе Сергий приобрел более возвышенный титул «Блаженнейший митрополит в Москве и Коломне » и в 1936 году, после ложного сообщения о митрополите Петра Крутицкого «s смерти в тюрьме (на самом деле, он был еще жив , пока его исполнение в 1937 г.) Сергий вступил в должность патриаршего местоблюстителя . Несмотря на его заверения в том, что РПЦ не будет вмешиваться в светские дела и будет верна государству, аресты и казни православных священнослужителей ГПУ, а затем НКВД , разрушение восточно-православных соборов, церквей, икон, семинарий и т. Д. были обычным явлением на протяжении 1920-х и 1930-х годов. До немецкого вторжения 1941 года на весь СССР оставалось всего 4 епископа , которые не попали в тюрьмы и не были сосланы. Точно так же из 50 000 русских православных священников в 1918 году к 1935 году осталось только 500.

Патриарший местоблюститель Петр Крутицкий скончался в 1937 году.

Только после вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году Иосиф Сталин наконец начал сворачивать антирелигиозную кампанию , нуждаясь в моральной поддержке церкви во время войны. Рано утром 5 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя первоиерархами Русской православной церкви и пообещал некоторые уступки религии в обмен на их лояльность и помощь. Среди уступок — разрешение на открытие Московской духовной семинарии и академии , освобождение заключенных священнослужителей, возврат некоторого церковного имущества, в том числе знаменитой Троице-Сергиевой лавры . В свою очередь, Советское правительство поставило Церковь под контроль своих секретных служб.

основные сочинения →

источники

  •  Бабкин М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. — М.: Индрик, 2008.
  •  Виктор (Островидов) св. Новые богословы // Церковь. — 1912. — № 16. — С. 381-383.
  •  Виктор (Островидов) св. Ответы на пятнадцать вопросов ОГПУ. Публикация и вступ. статья о. Александра Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2006. — № 3(20). — С. 136–147.
  •  Виктор (Островидов) св. Письмо к ближним. Декабрь 1927 г // Польской Михаил о. Новые мученики Российские. — Джорданвиль, 1957. — Т. 2. — С. 75-76.
  •  Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. — М.: ПСТГУ, 1994.
  •  Дамаскин (Орловский) о. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. — Тверь: Булат, 1996.
  •  Данилушкин М. Б., Шкаровский Михаил. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
  •  Димитрий (Першин) о. Патриарх Сергий (Страгородский): миссионер, богослов // Приход. — 2008. — Декабрь. — С. 35–50.
  •  Елевферий (Богоявленский) митр. Неделя в Патриархии. — Париж, 1933.
  •  Еремина Вера. Из жизни патриарха Сергия // Альфа и Омега. — 1999. — №02 (20). — С. 196-206.
  •  Еремина Вера. Подвиг патриарха Сергия // Русский вестник. — 1991. — №16.
  •  Записка секретаря при Священном Синоде при Святейшем Патриархе Тихоне Н. Нумерова о состоянии Православной Церкви в России (Москва, 1/14 сентября 1921 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 115 об., 119 об.
  •  Иоанн (Разумов) митр. Святейший Патриарх Сергий (жизнь и деятельность). — М.: Петровский, 2013.
  •  Иоанн (Снычев) митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. — Сортавала, 1993.
  •  Левитин А., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
  •  Лосский В. Н. Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1984. — № 11.
  •  Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том I. От рождения до вступления на Уфимскую кафедру. 1863-1900 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк, 1956. — Т. 1.
  •  Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том III. Всероссийские церковные труды. 1904-1913 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк: Северо-Американская и Канадская епархия, 1957. — Т. 3.
  •  Новиков М. Тупики православного модернизма. Критич. анализ богословия XX века. — М.: Политиздат, 1979.
  •  О положении Православной Церкви в СССР. газета «Правда» // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 57
  •  Одинцов М. Патриарх Сергий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
  •  Ответ Православной Русской Церкви на интервью митр. Сергия (Москва, 12 марта 1930 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 58-66
  •  Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004.
  •  Патриарх Сергий и его духовное наследство. — М., 1947.
  •  Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
  •  Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. — Киров, 2009.
  •  Правда о религии в России / Ред. коллегия: митр. Николай (Ярушевич), митр., проф. Григорий Петрович Георгиевский, прот. Александр Павлович Смирнов. — М.: Московская Патриархия, 1942. — 456 с.
  •  Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — Париж: YMCA-Press, 1977.
  •  Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1996.
  •  Серафим архиеп. Письмо от 17 февраля 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 264 лист 124-125
  •  Серафим (Соболев) архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. — София, 1943.
  •  Сикорская Л. Е. Вятский исповедник. Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды. — М.: Братонеж, 2010.
  •  Сикорская Л. Е. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. — М.: Братонеж, 2008.
  •  Феофан Полтавский архиеп. О Декларации митр. Сергия Нижегородского (Письмо № 22)
  •  Фирсов С. Л. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. — СПб.: Сатисъ, 2005.
  •  Andreev Ivan. Russia’s Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs. — Platina, Ca.: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1982.

Сноски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector