Наши проекты. сергий радонежский и куликовская битва. создание газеты к памятной дате, с. 18

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года
, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого война и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трубы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Биография и дни памяти святого

До принятия пострига праведник носил имя Варфоломей. Сведения о нем содержатся в житии, написанном Епифанием Премудрым в 1417–1418 гг., а также в работах афонского иеромонаха Пахомия Серба. Один из величайших русских святых родился в 1322 г. Его родители, ростовские бояре, со временем обеднели, и семья переехала жить в Радонеж.

Уже в детстве Варфоломей решил безраздельно посвятить себя Богу. Примером для него стали отец с матерью и старший брат, которые приняли монашество. Повзрослев, он отправился в Хотьково, где после пострига получил иноческое имя Сергий.

В 1337 г. был основан Троице-Сергиев монастырь, в котором богоугодник стал игуменом. Здесь Сергий Радонежский трудился наравне с остальными монахами, строжайшим образом соблюдал все посты, неустанно усмирял свою плоть. Кроме Троице-Сергиевой обители, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Георгиевский на Клязьме и другие. Настоятелями в них стали его преданные ученики.

В течение своей жизни Сергий Радонежский совершил множество чудес. Старец прославился исцелениями, пророчествами и воскрешениями. Именно он благословил Московского князя Дмитрия Донского на проведение Куликовской битвы, которая способствовала свержению золотоордынского ига на Руси.

В преклонном возрасте с преподобным произошло незабываемое событие. Однажды праведнику явилась сама Богородица и пообещала свое покровительство. Этот случай запечатлен на одной из его икон.

Святой дожил до глубокой старости. Будучи озаренным духовно, он заранее знал время своей кончины. Сергий Радонежский почил 25 сентября 1392 г. После того как он покинул этот мир, у его гроба начали происходить удивительные чудеса и исцеления.

Сергия Радонежского канонизировали очень быстро – еще при жизни людей, которые знали его лично. Подобный случай считается в православии очень редким. В 1422 г. были обретены нетленные мощи святого. Они находятся в Сергиевом Посаде, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Днями памяти выдающегося подвижника являются 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июля (Собор Владимирских святых), 18 июля (Обретение мощей), 19 июля (Собор Радонежских святых), 8 октября (Преставление Божьего угодника).

Предыстория сражения

На подготовку к походу у Мамая ушло два года. Он собирал войско и искал союзников, чтобы восстановить власть Орды над Русью. Готовилась к неизбежной битве и русская армия. Москва стала центром сопротивления ордынцам, великий князь Дмитрий Иванович возглавил подготовку к отпору.

Войско темника Мамая

Татарской конницы, оставшейся в распоряжении Мамая, было недостаточно для успешного похода на Русь. Потеряв значительное количество воинов в битве на Воже, темник был вынужден провести мобилизацию среди покоренных народов Северного Кавказа и Поволжья. Были также наняты воины из генуэзских колоний Крыма. Кроме этого, Мамай заключил союз с князем Литвы Ягайло и князем Рязани Олегом. Численность ордынской армии, называемая в летописных источниках, очень разнится. Разные цифры называют и современные историки. Наиболее распространенные оценки – от 100 до 300 тысяч. К концу лета 1380 г. собранное войско выступило в поход под личным руководством Мамая. Его начальной целью был южный берег Оки, где 14 сентября к нему должны были присоединиться армии союзников.

Войско князя Дмитрия Московского

Понимая, что Орда не простит им самовольства, русские князья внимательно следили за происходящим на границах. В степь посылалась разведка-«сторожа». О заключении Мамаем союзов с Литвой и Рязанью, а также планируемом времени вторжения удалось узнать заранее. Из Москвы были разосланы гонцы для сбора войск в Коломне к 15 августа. Туда же выступило и московское войско под командованием князя Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, а также белозерская, ярославская и ростовская дружина.

После сбора в Коломне князь Дмитрий 26 августа отдал приказ о стремительном выступлении. Следовало спешить, чтобы помешать объединению союзников. Причем он повел войска не кратчайшим путем, а по дуге, возможно, чтобы создать видимость похода на Литву. Летописцы отмечают, что при передвижении по рязанским землям князем Дмитрием был отдан приказ не причинять рязанцам никакого ущерба. По пути к войску присоединились князья с дружинами из Пскова и Переяславля-Залесского, а также из нескольких русских уделов, находящихся под контролем Литвы. Установить точную численность армии невозможно из-за больших расхождений в исторических источниках. Большинство современных историков называет цифру в 100-150 тысяч.

Благословение Сергия Радонежского

В «Житие Сергия Радонежского» говорится о посещении князем Дмитрием Троице-Сергиева монастыря, основателем и настоятелем которого был преподобный Сергий. Князь ездил к нему перед походом в поисках духовной поддержки, за благословением. Согласно преданию, праведный старец благословил на битву за Русь христианскую не только князя, но и двоих иноков, искусных в военном деле. Это были принявшие постриг бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя, ученики и постриженники настоятеля. Сергий Радонежский был известен всей Руси как чудотворец, и его благословение имело огромное значение для русского войска.

Стратегия московских войск

Мамай строил свои планы в расчете на то, что князь Дмитрий не будет переправлять войска через Оку, а организует оборону на ее северном берегу, как делал это в 1373 и 1379 гг. Но действия русских войск оказались неожиданными для него, разрушив все планы. Чтобы успеть сразиться с Мамаем до подхода его союзников, князь вел войска ускоренным маршем, и переправился не только через Оку, но и через Дон. После перехода Дона мосты через него были уничтожены, чтобы обезопасить армию от нападения с тыла.

Построение войск

Куликово поле, находящееся в излучине при впадении Непрядвы в Дон, с трех сторон было ограничено реками. Ордынцы могли атаковать только с одной стороны. Мамай применил традиционное построение – наемники-пехотинцы в центре, татарская конница на флангах.

Русские войска были разделены на пять полков. В центре встал большой полк пехоты и весь московский двор под командованием самого князя Дмитрия Ивановича и окольничего Тимофея Вельяминова. Полком правой руки командовал наместник Дмитрия в Пскове литовский князь Андрей Ольгердович, полком левой руки – князь Василий Ярославский. Князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский возглавили отборный засадный полк, скрытый в Зеленой Дубраве вверх по Дону. Был также сформирован особый сторожевой полк, который разместился перед центральными силами – его задачей было принять на себя первый удар врага. Им командовали князья Симеон Оболенский и Иоанн Тарусский. Некоторые историки выделяют войско литовского князя Дмитрия Ольгердовича в шестой полк, считая его не частью полка правой руки, а отдельным резервом.

Ход битвы

В боевой порядок русские войска выстроились еще с вечера 7 сентября, князья всю ночь периодически объезжали строй. Утром перед битвой великий князь поменялся одеждой с московским боярином Михаилом Бряноком. После этого Дмитрий Иванович в доспехах простого воина стал в первый ряд сторожевого полка, где ожидалась самая ожесточенная сеча. Брянок же, в княжеских одеждах, в окружении охранных дружинников, встал под великокняжеским знаменем в тылу большого полка. Утро 8 сентября было туманным, это задержало начало сражения. Битва началась ближе к полудню, когда туман рассеялся, и на поле появились татары.

Поединок Пересвета и Челубея

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», после нескольких небольших стычек передовых отрядов на поле, для традиционного «поединка богатырей», вышли два воина – русич Пересвет и татарин Темир-мурза (Темир-бей, Челубей, Челебей). По преданию, Челубей был опытным воином-поединщиком, обладавшим не только огромной физической силой, но и выдающимся военным мастерством. Поединок был конным, противники были вооружены копьями. Оба богатыря погибли после первой же сшибки – «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». Этот эпизод описан только в «Сказании», поэтому, возможно, является красивой легендой. Но Александр Пересвет, инок Троице-Сергиева монастыря, был реальной личностью и действительно погиб в Куликовской битве.

Лобовая схватка

Сразу после гибели поединщиков конница Мамая, стоящая в авангарде, атаковала центр русских войск. Принявший удар сторожевой полк был практически уничтожен, но свою задачу он выполнил, не дав лучникам нанести серьезный ущерб основным силам. Князь Дмитрий, уцелевший в первой схватке, сражался в центре русского строя, где бой был особенно тяжелым и затяжным. Большой полк, принявший удар конницы вторым после сторожевого, выстоял, хотя потери были огромны. По словам летописца, сражавшимся приходилось наступать на тела павших, так как свободного места не оставалось.

Отступление полка левой руки

Стремясь обойти большой полк, татары атаковали фланги – полки левой и правой руки. Правый фланг отбил все атаки. Строй левого фланга удалось прорвать, полк начал отходить к Непрядве. Надеясь прорваться в тыл большого полка, татарская конница устремилась в образовавшийся разрыв. И тем самым попала под удар засадного полка под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского.

Внезапный удар в тыл и фланг ордынцев

Опытный воевода удержал князя от слишком раннего выступления из засады. Татарам позволили прорваться к реке. Когда увлекшиеся погоней ордынцы подставили свой тыл, в него ударил засадный полк. Мощный удар конного полка, нанесенный в удачный момент, стал в Куликовской битве решающим. Татарскую конницу загнали в реку и там перебили. Наступление поддержали полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Исход битвы был предрешен.

Бегство войск Мамая

Уцелевшая часть ордынской конницы, спасаясь бегством, смяла свою же пехоту. Татарская армия смешалась. Резерва, который мог бы помочь в отчаянной ситуации, или хотя бы прикрыть отступление, у Мамая не было. Сам он, как было принято у ордынских военачальников, наблюдал за боем издалека с возвышенности. Понимая, что битва проиграна, он сбежал с малыми силами сразу после удара засадного полка. Следом за ним побежала вся армия, вернее, ее уцелевшая часть.

Засадный полк преследовал татар 50 верст, до реки Красивая Меча, «избив их великое множество». От дальнейшего углубления в степь решено было отказаться из-за больших потерь русской армии – историки оценивают их от трети до половины первоначальной численности. Мамаю удалось бежать, позже он был убит в Крыму воинами хана Тохтамыша.

Вернувшись после погони, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат и ближайший соратник великого князя, стал собирать победившее войско. Сам князь Дмитрий командовать пока не мог. Во время битвы он был контужен и сбит с коня. Его в бессознательном состоянии нашли в лесу под срубленной березой, которая защищала князя от конских копыт. В летописях говорится, что князя после падения перенес в укрытие воин-монах Андрей Ослябя.

Хитрость с переодеванием удалась и, возможно, спасла князю жизнь. Московский боярин Михаил Андреевич Брянок, надевший одежды князя и доблестно сражавшийся под его знаменем, погиб в бою, как и охранявшие его воины.

Краткая предыстория сражения на Куликовом поле

Победа на реке Воже еще больше распалила ярость Мамая. Увидев жалкие остатки войска темника Бегича, которых русские преследовали до самой темноты и нещадно секли и рубили, Мамай утвердился в мысли, что Москву надо разорить и сжечь дотла. Поход на Русь был необходим и для укрепления власти хана, которая пошатнулась из-за позорного бегства татар от реки Вожи. В Золотой Орде росло влияние Тохтамыша, законного наследника Улус-Джучи, потомка старшего сына Чингисхана.

Летом 1380 года в Москву пришли грозные вести. Князю Дмитрию сообщили, что темник Мамай, собрав великое воинство, идет войной на Русь, чтобы навеки искоренить русских князей, поставить вместо них своих баскаков, а веру христианскую заменить исламом. Разведчики докладывали, что Мамаевы полчища перешли на правый берег Дона и раскинули кочевья в устье реки Воронеж, недалеко от Великого княжества Рязанского.

Сотворив молитву, Дмитрий Иванович разослал гонцов во все концы Русской земли с повелением, чтобы наместники его и воеводы собирали ратных людей. Он просил помощи у соседних княжеств, первым на призыв откликнулся Владимир Андреевич, князь Серпуховской. Он вместе с дружиной выступил к Москве. На войну шли и крестьяне, умеющие только пахать да сеять. Для них в спешке ковались латы, мечи, щиты, топоры. Опытные ратники обучали новобранцев основам боевого искусства.

Воодушевленные победой на Воже, русские воины шли против безбожных татар, свято веря в помощь Господа. Они должны были отстоять не только свою родину, но и свою религию. Перед походом князь Дмитрий вместе с дружиной, боярами и окрестными князьями поехал в обитель Живоначальной Троицы, чтобы получить благословение от святого старца Сергия.

Биография Сергея Радонежского: кратко, самое главное

Сергий Радонежский – русский святой, чудотворец всея Руси. Точная дата его рождения доподлинно неизвестна. Предположительно – май 1314 или 1322 года. Известна дата его кончины – 25 сентября 1392 года. 5 июля Церковь отмечает еще одно событие, связанное с именем Сергия Радонежского – обретение мощей. П. Флоренский называл Сергия Радонежского Ангелом – Хранителем России. Начиная с 15 века Русская православная церковь почитает Сергия Радонежского святым в лике преподобных.

Известны имена родителей будущего Святого. Звали их Кирилл и Мария. При рождении отец и мать нарекли мальчика именем Варфоломей. Семья проживала в Ростовском княжестве, предположительно в деревне Варницы. Всего у Кирилла и Марии было три сына – Стефан, Варфоломей и Пётр.

В семь лет Варфоломея вместе с братьями отдали на обучение в школу. Но, в отличие от братьев, ему очень тяжело давалось чтение, несмотря на все его старания. Однажды Варфоломей, гуляя в лесу и обращаясь к Богу с молитвой, встретил незнакомого инока. Старец дал мальчику кусок просфоры и наказал молиться усердней, и тогда Господь даст ему успехи в учении. Известное всем полотно М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает именно этот момент из жизни будущего святого. После встречи с иноком мальчик достигать больших успехов в постижении грамоты и даже превзошел своих братьев и других сверстников.

Через некоторое время семья Кирилла и Марии в результате неурожаев сильно обеднела и вынуждена была перебраться в Радонеж.

После смерти родителей Варфоломей решил уйти на жительство в пустынное место, чтобы отдать себя целиком служению Господу. С ним вместе решил пойти и брат Стефан. Братья нашли такое место в глухих лесах недалеко от источника, соорудили себе там жилье и построили небольшой Храм, который впоследствии священники освятили в честь Святой Троицы. В те давние времена Храмы освящали, в основном, в честь Спаса и Богородицы. И освящение в честь Троицы было большой редкостью.

Через некоторое время Стефан покинул своего брата и ушел в монастырь, поскольку суровая жизнь в пустыни стала ему не по силам. Варфоломей остается в полном одиночестве и призывает игумена Митрофана, который совершил постриг Варфоломея и нарек его именем Сергий. Произошло это событие 7 октября в день памяти мучеников Сергия и Вакха.

Вокруг Сергия собирается братия. Так постепенно образовывается Троице-Сергиева обитель.

В течение своей жизни Сергий основывает еще несколько монастырей, настоятелями которых становятся его ученики. Он является основателем реформы монашеского общежития. До этого в монастырях существовало особножитие. Сергий настаивал на том, чтобы в обителях все насельники были равны.

Сам митрополит Алексий перед своей кончиной просил Сергия стать его преемником, но тот отказался.

Святой при жизни совершал чудеса исцеления. К нему стекались люди со всех концов московской земли с просьбами в помощи.

Преподобный Сергий мог силой слова убеждать и примирять самых жестоких людей. Это именно ему принадлежит слава объединителя различных княжеств под начало московского князя. Именно к нему Димитрий Донской обратился с просьбой о благословении перед Куликовской битвой. Сергий благословил князя на победу и дал ему в помощь двух схимников, которые до принятия пострига были воинами. Звали их Пересвет и Ослябя. Без шлемов и кольчуг, в монашеском одеянии с крестами пошли монахи на врага. Первым пал Пересвет в битве с Челубеем. Все это время святой Сергий молился в храме о победе русского войска.

После кончины Сергия Радонежского осталось на Руси множество монастырей и одна из четырех Лавр, Троице – Сергиева Лавра, восхитительное творение, посвященное Богу на земле. Имя Сергия Радонежского освящено славой духовного собирателя русского народа.

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову — будущему епископу Новгородскому — владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Золотая Орда

Углубимся немного в историю. Некоторые люди очень часто употребляют словосочетание — хан Мамай. Это в корне неверно. Мамай (1335 – 1380 гг.) занимал должности беклярбека (управляющий государственной администрацией) и темника (воинское звание, от слова тьма — десять тысяч) улуса Джучи (Золотая Орда). Данный улус был образован после завоевания монголами Хорезма в 1221 году. Основатель и первый великий хан Монгольской империи Чингисхан (1162 – 1227 гг.) пожаловал своему первому сыну Джучи (1182 – 1227 гг.) земли вокруг реки Иртыш, Алтайских гор, северную часть Хорезма и Западную Сибирь. Он поставил условие, обязывающее хана Джучи завоевать земли половцев и близлежащих государств. Сделать это монголам удалось только в своём Западном походе (1236 – 1242 гг.) под руководством хана Бату (1209 – 1255 гг., хан Батый, внук Чингисхана). После возвращения из похода Батый основал на Волге новый город Сарай-Бату, который стал столицей Золотой Орды. Он располагался на территории современной Астраханской области России. Сама Золотая Орда делилась ещё на более мелкие улусы, где руководили ханы, потомки Джучи. Вообще, власть хана в улусах любого уровня могли занимать только «чингизиды» (прямые потомки из рода Чингисхана). Мамай не был «чингизидом». Он даже женился на дочери хана Бердибека, правившего в то время Золотой Ордой. Но и это не помогло ему стать наследником хана и официально быть руководителем Золотой Орды. Все чтили «Ясу» (Яса — закон великой власти, уложение Чингисхана). После смерти хана Бердибека в Золотой Орде началось время «Великой замятни» (с 1359 по 1380 гг.). Что-то вроде «русской смуты». Поскольку место хана Золотой Орды Мамай занять не мог, то сажал на ханство малолетних потомков удельных ханов, пытаясь править от их имени. Многим ханам это не нравилось, и поэтому шла постоянная борьба за власть.

В это время, молодой хан-чингизид Тохтамыш (1342 — 1406 гг.), при поддержке войск Тамерлана (1336 — 1405 гг., Тимур по прозвищу «Великий хромец») начал захватывать улусы, чтобы в конце концов стать ханом Золотой Орды. Мамаю требовались деньги для войны с Тохтамышем, а Русь во времена «Великой замятни» отказалась платить дань Золотой Орде. Мамай направлял послов в русские княжества, но из этого ничего не вышло. Тогда он решил осуществить военный поход на Русь, чтобы напомнить об обязательстве платить дань, а также поправить своё экономическое положение за счёт разграбления русских территорий.

О чем молятся святому

Верующие считают отца Сергия чудотворцем и святым. В молитвах они просят Преподобного старца помочь им в мирских делах, защитить от злого влияния, исцелить тело и душу.

Учеба

Отец Сергий помогает в учебе, перед сессией и экзаменами. Святой слышит молитвы всех, кто к нему молится и обращается. Нужно сказать перед иконой: «Преподобный отче Сергий, моли Бога обо мне!». Перед экзаменами желательно зайти в церковь, помолиться и поставить свечку святому.

Судебные тяжбы

К святому верующие обращаются накануне судебных разбирательств. Отец Сергий еще при жизни заступался за слабых, помогал им в борьбе за справедливость. Молитва к его божественному лику дает уверенность в собственных силах всем, кто борется в судах за правду.

Усмирение гордыни

Преподобный Сергий может помочь в молитвах о даровании смирения и укрощении гордыни. В обращении к Преподобному старцу нужно раскаяться в своих грехах и попросить его помолиться перед Богом за грешную душу.

Исцеление

К Преподобному старцу обращаются матери и просят исцелить ребенка. Святой является посредником между людьми и Всевышним. Православные верят в заступничество Сергия. Христиане молятся ему и просят даровать здоровье себе, детям, близким.

Защита

Молитва к святому Сергию защищает дом от недругов, а душу — от злых помыслов и страстей. Старец всю жизнь служил родной Отчизне, укреплял веру князей в Бога перед сражениями, отправлял иноков на защиту земли и борьбу с татарами. Сергий всегда уповал на помощь Бога и получал ее в трудную минуту. Его жизнь — пример для всех христиан.

Работа

Сергий Радонежский всю жизнь трудился. К нему обращаются верующие, чтобы в молитвах к Господу святой старец помог преодолеть жизненные трудности. Сергий дарует христианам веру в собственные силы, призывает не бояться никакой работы, помогает устроиться на новое место.

Душевный покой

Усердная молитва к святому старцу помогает избавиться от грешных помыслов, успокоить душу, обрести душевный покой. Сергий Радонежский верил, что вера в Господа Бога и соблюдение его заповедей помогают жить праведной жизнью и не грешить. Смирению и терпимости он учил своих учеников. Верующие обращают свои просьбы к Преподобному старцу в самые тревожные дни своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector