Седмиезерная богородичная пустынь

Литература

  • Архивы: НАРТ. Ф. 4. Оп. 114. Д. 5; Оп. 122. Д. 11; Ф. 4. Оп. 138. Д. 19; Оп. 1. Д. 122294; ОР НБ КазГУ. Ед. хр. 6213; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 1153, 1192.
  • Симеон (Холмогоров), архим. Схиархим. Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пуст. Псков, 1915. СПб., 1996р;
  • То же, изм. загл.: Един от древних: Повесть о жизни и подвигах старца схиархим. Гавриила (Зырянова). М., 1996;
  • То же, с доп., под ред. свящ. А. Лобашинского. М., 2003;
  • Никандр (Анпилогов), архим. Старец схиархим. Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пуст. М., 1991;
  • Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. М., 1996;
  • Вениамин (Веселов), иеродиак. Мат-лы к патерику Казанских святых и подвижников благочестия. Серг. П., 1996;
  • Житие прп. Гавриила, старца Седмиозерной пуст. / Сост. А. В. Журавский. М., 1997

III. Вместо эпилога

Остается сожалеть, что вторая по значимости казанская святыня уже скоро как век не имеет своего соборного храма. И Смоленская «Седмиезерная» и Казанская ждут того дня, когда во славе своей обретут свои постоянные обители. Не менее интересна и другая идея: постройка храма Седмиезерной Богоматери на том месте, где она впервые явилась казанцам. Ныне это пустырь в центре парка ДК Химиков Московского района города Казани. Идея эта давняя. Попытка создания храма предпринималась накануне революции 1917 года. Холодная часовня Седмиезерной, существовавшая в Введенском Кизическом монастыре, уже в дореволюционное время не вмещала всех молящихся. Поэтому и был вынесен вопрос о строительстве нового храма со списком с Чудотворной на том месте, где она явилась горожанам. Хочется надеяться, что эта идея найдет понимание, и история все расставит по своим местам.

____________________________

  • 1. Лаврентий архимандрит. Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пусты­ни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называе­мой «Смоленская» — Казань, 1858.
  • 2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2 — Петроград, 1915, с.211
  • 3. Этингоф О.Е. Образ Богоматери — М., 2000, с. 48-49
  • 4. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображе­ние Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон — СПб., 1911, с. 108-109.
  • 5. Сергий (Спасский) архиепископ. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в 19 в.
  • 6. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М.( 1996, с. 367, 368.
  • 7. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М., 1996, с. 367, 368.

Гнёзда мракобесия превратим в уголки культуры и здорового отдыха

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Федоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.

Если принять во внимание, что в большинстве мужских монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждущих чудес, а иногда просто развлечений совершенно скандального свойства. В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия

В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия.

Вопрос об изъятия монастырей из ведения духовенства и передачи его в ведение горкомхоза 4 мая был поставлен на пленуме горсовета. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять из ведения духовенства и передать в ведение горкомхоза для помещения в них сезонных строительных рабочих. Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.

Храмы

Евфимия Великого и Тихона Задонского

Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в — годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около года и перестроенный в года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.

Вознесенский собор

Теплая церковь, построенная из белого камня в году и перестраивавшаяся в году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

От ю́ности, богому́дре, просвети́вся любо́вию Христо́вою,/ су́етный и многомяте́жный ми́р оста́вил еси́./ Житие́ свое́ вве́ря предста́тельству Пречи́стыя Богоро́дицы,/ сле́з пото́ки излива́л еси́ пред честны́м Ея́ о́бразом,/ и тече́ньми их се́дьм езе́р освяти́л еси́./ И терпе́ния ра́ди украси́ тя́ небе́сными дара́ми Христо́с Бо́г на́ш,// в чудесе́х и ученице́х сла́вна показа́ земле́ Каза́нстей.

Ин тропарь, глас тот же

Подви́жник, я́ко еди́н от дре́вних,/ соверше́нство стяжа́л еси́ во мно́гих ско́рбех,/ благода́тными да́ры украше́н бы́в оби́льно,/ но́вых му́чеников воспита́л еси́ Бо́гу./ Заступи́ на́с и ны́не моли́твами твои́ми,// Преподо́бне о́тче Гаврии́ле, ста́рче на́ш.

Кондак, глас 5

Претерпе́л еси́ ско́рби и наве́ты вра́жии благоду́шно,/ кро́тостью, любо́вию и смире́нием побежда́ти зло́ науча́л еси́,/ те́плою моли́твою со слеза́ми предстоя́л еси́ Го́споду,/ созерца́я та́йная и бу́дущая, я́ко настоя́щая,/ преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ не оста́ви ча́д твои́х// усе́рдным и ско́рым к Бо́гу хода́тайством.

Ин кондак, глас 2

Ста́рчества яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, блаже́нне,/ житие́ свое́ испо́лнил еси́ терпе́нием, посто́м и моли́твами./ Прозорл’ивости и исцеле́ния да́ры стяжа́л еси́,/ и ученице́м свои́м проложи́ пу́ть в Небе́сныя селе́ния./ И ны́не та́мо мо́лиши Христа́ Бо́га о все́х зову́щих ти́:/ ра́дуйся, преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ сосу́де Свята́го Ду́ха,// всея́ Каза́нския земли́ украше́ние.

II. Иконография

При небольших размерах (71,4х61,4), как и в свое время подлинник Казанской, Седмиезерная сегодня из-за потемневшей олифы многих «поновлений» не позволяет детально изучить иконографический вид. Детали изображения практически не читаются, хотя угадываются. Без сомнений — это вариант Одигитрии.

Н.П. Кондаков еще сто лет назад писал, что «…Седмиезерная не выделяется из ряда икон подобного типа. Божия Матерь здесь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением… Подобный тип Одигитрии воспроизводится в нашей Тихвинской иконе Божьей Матери, Седмиезерной и во множестве других икон, начиная с 14 века»2.

Как отмечает О.Е. Этингоф, в типах Одигитрии «…проявилась тема взаимосвязи воплощения и страстей Христа. Эта тема, разработанная в византийской гимнографии, отразилась во многих иконографических типах Богоматери с младенцем…»3.

Исследователь сложения иконографического типа Богоматерь «Седмиезерная» И.Л. Бусева-Давыдова пишет, что еще «Н.П. Лихачев отметил икону «Седмиезерная» особо: «…из многочисленных разновидностей поясного изображения Божией Матери Одигитрии отметим явление, обычно именуемое Седмиезерной Божией Матери, с особым положением руки Богоматери»4. Однако эту особенность еще ранее подметил архиепископ Сергий (Свешников): «…Ладонь правой руки Богоматери обращена к молящемуся, а не к ней самой»5.

Образ Богоматери во всех иконах такого извода, как, например: Одигитрия Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и ряда других отличается от привычных типов Одигитрий, где Богоматерь наглядно демонстрирует подчиненные значения по сравнению с Богомладенцем. Здесь Мария как бы смиренно указывает на рожденного Ей Сына, давая понять, что Она лишь посредник между грешным миром и небесами, и Ей, Богоматери, можно лишь просить о снисхождении, заступничестве за молящегося.

В «Седмиезерной» взгляд Богородицы устремлен вдаль. Она, как бы на мгновение задумалась над судьбой рода человеческого. Десная рука Богоматери осеняет молящихся почти благословенным жестом.

Возникает вопрос: откуда столь необычный иконографический вариант Одигитрии? На этот счет есть разные предположения.

И.Л. Бусева-Давыдова, со ссылкой на ряд исследований, пишет, что «…есть основание утверждать, что требования заказчика играли немаловажную роль в сложении сюжетно-иконографических циклов»6.

Исследования И.Л. Бусевой-Давыдовой в иконографии «Седмиезерной» на сегодняшний день остаются наиболее полными и авторитетными. Она возводит осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери к итальянскому влиянию, исходящему от времени Дж. Беллини (1430-1516) и его современников — итальянских живописцев Д. Гирландайо, Б. Виварини. В их изображениях Мадонн можно видеть осеняющую ладонь Богоматери. «Весьма вероятно, что некая итальянизирующая икона, завезенная в русские пределы самыми разными путями, могла стать образцом для подражания отечественным иконописцам»7. Естественно, не в буквальном смысле, византийские каноны иконописи ХI-ХII вв. строго соблюдались в Московской Руси. А вот композиционный прием — «осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери» вполне мог быть использован отечественными изографами. Далее. Новый иконографический извод быстро укоренился в русской иконописи XVI века с заметным отходом от цветовых традиций итальянского образца. Прориси иконы «Седмиезерной» не фиксировали традиций цветовых гамм. Лик младенца Христа во многих поздних повторениях все более тяготел к традиционным канонам иконографии Руси. Положение головы младенца Христа, несколько откинутой назад, заменялось прямоличным или даже слегка склоненным.

В ряде повторений иконы даже отличительная особенность — жест руки Богоматери — заменялся на традиционно указующий: мотив покровительственного осенения становился прямым благословением, и, что характерно, не редко двуперстным крестным знамением. Не случайно, что Богоматерь «Седмиезерная» пользуется особым почитанием в старообрядческой среде. Так возник и укрепился в русской культуре ХV-ХIХ веков уникальный иконографический извод, называемый «Богоматерь «Седмиезерная».

К положению монахинь [24]

Как известно, монахини и сестры Казанского первоклассного девичьего монастыря подали заявление в Комитет Общественной Безопасности с воззванием о помощи и заступничестве от незаслуженного шестилетнего угнетения со стороны игуменьи Варвары, которая пользуясь покровительством и мироволием бывшей великой княгини Елизаветы Федоровны, довела монахинь и сестер, (по их выражению) к великому прискорбию и стыду, до нападения разных паразитов.

Исполнительный Комитет Общественной Безопасности гор. Казани немедленно поручил членам комитета протоиерею Руфимскому и профессору Бушмакин расследовать по упомянутой жалобе монахинь.

Последние 13 мая доложили комитету следующее: от монахинь и сестер Богородицкого женского монастыря, в количестве 41 чел., поступила жалоба на имя архиепископа Казанского. По содержании жалобы архиепископом была назначена одновременно с постановлением Исполнительного Комитета, следственная комиссия под председательством епископа Анатолия с участием архимандрита Афанасия и священника Краснопёрова, в каковую протоиерей Руфимский и профессор Бушмакин вошли в количестве членов её, как представители Исполнительного Комитета.

Общая картина такова: управление монастырём игуменьей осуществляется единолично без совета со старшими монахинями, отсюда какой — либо реальный контроль над приходом и расходом монастырских сумм, кроме строго зафиксированных, невозможен. Так, на вопрос есть ли долги на монастыре и в каком количестве, был получен ответ: «есть», а в каком размере, точного ответа никто не мог дать: ни монахини, ни казначея, ни игуменья.

Относительно доходов общее убеждение монахинь таково, что их вполне достаточно на удовлетворение скромных своих требований: дать дров на отопление келий, больницы, бани и прачечной и выдавать сестрам хороший и доброкачественный чёрный хлеб и квас.

Первое требование было вызвано тем, что дров хватило всего до февраля и, начиная с этого времени, не отапливались не только кельи, но даже и больница, в последней функционировала только одна палата на 7 человек, что, принимая во внимание общее количество населения монастыря — 547 сестер, ставило последних в отношении медицинской помощи в весьма тяжёлое положение, тем более, что больничное помещение является грязным и сырым, а в аптеке нет таких лекарств, как хинин, аспирин и т.п. Баня и прачечная монастыря не отапливались уже в продолжении 2-х лет

Монахини бельё стирали у себя в кельях.

Следствие подтвердило, что в ведении монастырского хозяйства со стороны игуменьи была полная безотчётность и, что особенно плохим было отношение игуменьи к монахиням после знакомства её с бывшей великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Исполнительный Комитет, заслушав доклад следственной комиссии, постановил: просить архиепископа Казанского уволить игуменью Варвару от занимаемой должности, согласно её прошению.

Следственная комиссия, посланная архиепископом Казанским, продолжает вести расследование хозяйственно-денежной части монастыря.

Святые источники

Ближний источник

В одной версте от обители, в монастырском лесу на истоке в 1830-х годах была построена деревянная часовня, а в начале 1880-х годов на месте разобранной соорудили каменную с деревянным верхом холодную церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Освящал ее в 1884 году архиепископ Казанский и Свияжский Палладий. Церковь была небольших размеров — 15 на 9 аршин. Дубовый иконостас был четырехъярусным.

Дальний источник

В 40 минутах ходьбы от ближнего источника вверх по речке Солонке, недалеко от села Яшь Кеч находится дальний святой источник. Его еще называют «Источник матушки Анисии» или «Анисьины грядки». Матушка Анисия — подвижница, упоминаемая еще в «Сказании…» XVII века. Она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия, основателя Седмиозерного монастыря. Когда он пришел на источник, она засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон — именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель. Монахиня Анисия похоронена возле ключа у своих «грядок». До сих пор это место пользуется большой популярностью для всех, кто пожелает обрести духовное и телесное здравие через воды источника. На святом ключе имеются две купальни и часовня. 2 мая 2010 года на святом источнике «Анисьины грядки» состоялось освящение родника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector