Как мужчине уйти в монастырь: стоит ли отрекаться от мирской жизни?
Содержание:
- Определение понятия
- Православная церковь
- Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель Сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
- Причины ухода в монастырь
- Достижение счастливой жизни
- Солоретрит и карантин
- Монахи живут в монастыре, где исполняют послушания
- Малая схима или мантия
- Как попасть в женский монастырь на проживание
- Николо-Сольбинский женский монастырь
- В жизни должен быть подвиг
- Что ждёт в монастыре
- Особенности монашеского пострига
- Расстрижение монаха равносильно духовному самоубийству
- Причины отречения от мирской жизни
- Почему люди уходят в монастырь
- В монастырь молодые мужчины уходят осознанно и навсегда
- Популярное за 7 дней
Определение понятия
Что такое послушание? В православной церкви под этим термином понимают исполнение приказаний определенного рода. Само слово «послушание» уже означает повиновение и покорность. В церковной практике данный термин означает определенную работу или обязанности, которые возлагаются на послушника монастыря или монаха. Выполняет он их во искупление какого-либо поступка или греха. Тогда на человека налагаются молитва и послушание.
Для обычных людей значение этого слова заключается в формировании определенной позиции, основанной на убеждении. Другими словами, при ответе на вопрос «что такое послушание для рядового гражданина?» можно дать разъяснение, что это некий порядок, который заключается в подчинении нижестоящего сотрудника вышестоящему.
Однако этот термин все же в первую очередь имеет отношение к жизни в монастыре. Переносить его чисто механически на обычный мир не стоит.
Православная церковь
Пострижение совершается:
- над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко-римском мире стрижение волос служило признаком рабства).
- при посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно, в знак отделения его от общества простых верующих.
В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.
Монашеский постриг
При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».
Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:
- оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и
- самое пострижение.
Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.
После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс,мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).
В католицизме использовалось тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.
Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель Сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
«Я и представить не мог, что буду священником. Да еще монахом. Я воспринимал себя исключительно как специалиста в области маркетинговых коммуникаций и пиарщиком, хотя иногда и начинал подумывать о том, как бы всё своё время посвящать служению Богу, Церкви и людям», — рассказал отец Геннадий.
Действительно, большая часть жизни Романа (так его звали до пострига) была связана совсем не с Церковью. Он пришел в храм во время учебы на историческом факультете Брестского государственного университета. Начал петь на клиросе, много читал духовной литературы, но при этом за десять лет причащался всего несколько раз. Потом была работа на телевидении, приглашение на госслужбу, предложение работать в Москве — заниматься рекламой и пиаром. С профессиональной точки зрения жизнь стремительно шла в гору, но через пять лет такой карьерной гонки Роман вдруг осознал, что давно не был в храме: «Я спросил себя: “А вообще-то, я живу как христианин?” И сам себе ответил: “Нет”».
С этого момента началась его «карьера» церковная: работа в информационной службе отдела религиозного образования и катехизации. Там он и понял, что хочет стать монахом — почувствовал, что Господь призывает к такому служению.
«Я помню момент пострига, когда склонил голову и услышал: “Постригается раб Божий Геннадий…”. “Кто это — Геннадий?” — думаю. И тут понимаю, что это я: это в миру меня звали Романом, а в постриге владыка нарек мне имя в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского», — вспоминает иеромонах.
Постриг сильно изменил бывшего пиарщика. И эти изменения он чувствует до сих пор.
«После пострига и рукоположения я начал осознавать: внутри меня происходят серьезные, глубокие изменения. Раньше я мог резко реагировать на раздражающие меня слова или действия другого человека. Теперь я стал замечать, как действует благодать, “всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая”. И внутренние изменения я чувствую до сих пор, это — та сила, та внутренняя опора, которая дается Богом на ежедневное несение своего служения двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году», — говорил отец Геннадий.
Причины ухода в монастырь
В монастырь стоит стремиться с желанием служить Богу и проявлять милосердие к окружающим. Нет ничего плохого в том, что истинно верующий человек проведёт на Земле обычную мирскую жизнь. Можно быть близким к Богу не только в стенах монастыря. Молитва, церковные Таинства, пост, православные праздники – всё это позволяет душе приблизиться к Господу. Но может случиться так, что мирянин вдруг вознамерится уйти в монастырь.
Для начала стоит заметить – уход от мирских забот не является весомым поводом для монашеского пострига. Также неверно считать, что монахи близки к спасению, а миряне – нет. Серьёзный шаг прежде стоит обсудить со священнослужителем. В беседе батюшка поймёт, чем продиктовано желание уйти в монастырь и в зависимости от этого даст или не даст своё разрешение. Лучше всего говорить на тему ухода от мирских благ со своим духовником, у которого регулярно исповедуетесь. Если Вы этого не делаете и не посещаете службы, для начала надо регулярно этим заниматься, а потом уже думать о монастыре.
Если христианин уходит в монастырь, чтобы залечить глубокую рану, боль может и не притупиться, а вылезти наружу, поскольку человек в стенах обители предоставлен в каком-то смысле самому себе и Богу. В этой тишине, вероятно, чувства не смирятся, а разыграются с новой силой. Могут возникать мысли, что всё можно было бы изменить и досада от того, что этого уже не осуществить.
Поэтому решать проблемы нужно не уходом от мирской жизни, а исповедуясь, причащаясь, держа пост, радуясь вместе с другими верующими церковным датам. При правильном понимании смысла ритуалов и молитв и ведении благочестивой жизни, душа совершенствуется, разум становится светлее, и проблемы решаются легче (так как приходит понимание, мудрость, смирение, проявляются добрые качества). В беседах со священником происходит выражение чувств и мыслей, иногда достаточно выслушать, чтобы человек потом принял верное для себя решение.
Стоит помнить, что родители или супруг(а), в зависимости от возраста желающего принять монашеский постриг, должны дать согласие на это. Если у верующего имеются несовершеннолетние дети, придётся подождать до того времени, когда они вырастут.
Достижение счастливой жизни
Вряд ли найдется человек, который бы не желал для себя здоровья и благополучия, удачного брака, послушных и хороших детей, мира на нашей планете, покоя в сердце и многих других благ. В отношении верующих людей здесь же можно упомянуть о получении благодати, спасении и единстве с Творцом. Многие стремятся к этому, прикладывают все свои силы и старания, но желаемого результата так и не получают. Тайну неудач раскрывает нам Библия. От первых ее страниц до последних можно проследить одну закономерность. Она заключается в получении благословения Бога через послушание ему.
Конец земному раю и счастливой жизни наступил еще во времена Адама и Евы. Эти первые люди выразили непослушание Духовному Отцу. Этим они положили начало бедствиям всего рода человеческого. И так было до тех пор, пока Иисус Христос не искупил людей своим послушанием Отцу Небесному. Этим он дал возможность тому, кто покорен Его сердцу, вернуть для себя потерянный рай, но только не земной, а небесный.
Солоретрит и карантин
Как правило, шесть месяцев в году я провожу в ретритах. Я провел около 15 групповых и солоретритов. Обычный трехмесячный групповой ретрит называется кёлче. В прошлом году я решил уйти в более длительный солоретрит в храме Намгук Сонвон — понял, что готов к этому.
Солоретрит в корейской традиции называется Мумунгван («застава без ворот», или «ворота без ворот»).
Я пытался понять, чего больше всего хочется, когда выходишь из солоретрита, но на самом деле ничего не хочется, мне и так классно. В этом плане сравнение с тюрьмой строгого режима не работает: я не страдал, мне было потрясающе интересно. 8 месяцев я был абсолютно лишен связи с миром, не получал никаких новостей и осознал огромное количество вещей, которые кардинально поменяли мое мироощущение. Сложно передать, что происходило со мной во время длительной медитации, попробую сформулировать кратко.
В основе буддизма лежит возможность преодолеть собственное несовершенство и избавиться от человеческого страдания, причина которого — несоответствие нашего животного существа окружающей его действительности.
Буддизм означает свободу от этого состояния и возможность действовать творчески, когда поступки и мысли не продиктованы привычкой, а являются результатом сострадания и любви к окружающему миру.
Изначально я планировал находиться в солоретрите 5 месяцев, но дело пошло хорошо, и я решил задержаться подольше. Получилось 8 месяцев, и я бы еще продолжил, если бы не начал плохо себя чувствовать. Стало заметным, что у меня увеличились лимфоузлы на шее, когда я сбрил бороду, отросшую за эти месяцы (в Южной Корее по этикету нужно быть гладко выбритым), поэтому по выходе из ретрита меня отправили в больницу. Так из тишины и молчания я попал в пекло пандемии — в госпитале ходили люди в скафандрах и респираторах.
Монахи живут в монастыре, где исполняют послушания
Обычно монахи живут в монастырях, хотя существуют случаи отшельничества или затворничества. На жизнь в затворе или пещере монах должен получить благословение настоятеля того монастыря, к которому он приписан.
Жизнь в монастыре починяется строгому расписанию, установленному уставом монастыря. Обычно он регламентирует как молитвенную, так и хозяйственную жизнь обители.
Монахи Псково-Печерского монастыря. Монахи обычно живут в монастыре, хотя существуют случаи затвора и отшельничества
Послушания в монастыре — это та работу, которую выполняют монахи в свободное от молитвы и богослужений время. Послушание преследует две цели:
- хозяйственная. Монастырь требуется содержать в порядке, а у монахов кроме духовных потребностей существуют и телесные. Именно поэтому практически во всех обителях исполняются послушания в трапезной, пекарне, на огороде и т.д;
- воспитательная. Далеко не всем могут молиться и день и ночь. Поэтому свободное от молитвы время может стать для некоторых безделием. Безделие же отвлекает монаха от служения Господу, поэтому сем больше он трудится, тем меньше соблазнов у него будет.
Прокудин-Горский. Монахи, сажающие картофель. 1910 год. Послушание в монастыре назначает его настоятель в зависимости от способностей послушника или инока
Послушания в монастыре назначаются его настоятелем. Он должен видеть и понимать, кого из послушников или монахов куда отправить.
Настоятель также может освободить монаха от послушания вообще, если видит, что вся его жизнь занята исключительно служением Богу. Обычно это относится к тем монашествующим, которые приняли великую схиму.
Малая схима или мантия
Пострижение в мантию или малую схиму можно считать началом монашества. Именно на этом этапе кандидат дает обеты Богу. Он полностью отрекается от внешнего мира, получает новое имя и облачается в монашеские одежды. Обычно пострижение в малую схиму осуществляется после рясофора. Но на практике встречаются различные варианты. Иногда рясофор пропускают и сразу проводят малую схиму. Есть случаи, когда верующий сразу принимает великую схиму без получения предшествующих знаний. Здесь все строго индивидуально, и подбирается в зависимости от личных качеств и предрасположенностей человека.
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Как попасть в женский монастырь на проживание
Чтобы стать монахиней, нужно не только пройти долгий и сложный духовный путь
Есть и бюрократические моменты, о которых вам важно знать. Подготовьте документы заранее: понадобятся паспорт, текст с вашей автобиографией, справка о семейном положении и заявление, обращенное к настоятельнице монастыря
Как решиться на жизнь в женском монастыре и что делать:
- Для начала хорошо подумайте: нужно ли это вам? Решение должно быть твердым и не вызывать никаких сомнений. Данный шаг кардинально поменяет всю вашу жизнь. Жизнь в монастыре далеко не развлечение — вам предстоит тяжело трудиться физически, соблюдать пост и бороться с любыми плотскими желаниями. Взамен вы получите спокойную жизнь без мирских тревог, в чистоте, свете и вере.
- Если вы четко поняли, что вам это необходимо, поговорите со своим священником. Он не только поможет подобрать для вас монастырь, но и даст советы о том, как подготовиться к отказу от мирской жизни.
- Позаботьтесь о том, чтобы закончить все мирские дела: погасите долги, предупредите родственников и уладьте все юридические моменты с имуществом.
- Далее вам нужно прийти к настоятельнице монастыря, в котором вы планируете проходить службу. Она расскажет обо всем нюансах — о том, что нужно взять с собой, а что вам не понадобится, например.
- По приезду в монастырь вам понадобится показать все вышеперечисленные документы и получить согласие настоятельницы. После этого вы поступаете на службу на испытательный срок. В среднем он длится три года, но может быть завершен и ранее при условии хорошей службы. Все будет зависеть от мнения настоятельницы о вашей готовности стать монахиней.
- После этого времени на ваше имя настоятельница подает просьбу о постриге архиерею, после чего вы можете удостоиться звания монахини.
Важно: никаких взносов для поступления на службу делать не требуется. Пожертвования и благотворительность — дело сугубо добровольное
Если вы искренне хотите помочь, тогда можете отдать свои средства на счет монастыря.
Не менее важно заранее понять истинную причину, по которой вы желаете постричься в монахини. Если это лишь эмоциональный порыв, вызванный желанием сбежать от проблем, лучше выждать время, чтобы не жалеть в дальнейшем
Ваше намерение должно быть твердым и окончательным.
Николо-Сольбинский женский монастырь
Тех, кто мечтает пожить в трудах и молитвах, монастырь с радостью примет под свое крыло. Обязательное условие: иметь при себе удостоверение личности, в котором указана прописка! С собой также следует взять теплую и рабочую одежду, так как в этих местах всегда прохладно. Не лишними будут различные средства от комаров и мошек, лекарства.
Эта обитель славится своим целебным источником и специальной купальней. Поэтому захватите с собой рубашку для купания и посуду, чтобы набрать целебной воды.
Добраться до места можно различными способами. Например, от автовокзала города Москвы до Сергиева Посада, а далее до села Нагорье. Если вы предупредите, когда прибудете, машина монастыря обязательно вас встретит.
В жизни должен быть подвиг
Монастыри — это лёгкие нашей Церкви. Если прекратится монашество как средоточие подвига, будет беда. На мой взгляд, больше всего проблем в нашем церковном обществе происходит из-за того, что христиане забывают: в жизни обязательно должен быть подвиг. Большинство почему-то под этим словом понимает исключительно отказ от еды, сна и тому подобное, но это не так. Подвиг — это сказать себе «нет» тогда, когда это нужно. Это значит быть мужественным и решительным, когда надо отказаться от какой-то своей прихоти. Например, наступает вечер, и появляется минутка свободного времени. У каждого из нас есть выбор: посмотреть телевизор, почитать книгу — или посвятить это время общению с Богом
Нередко общение с Ним люди воспринимают как тяжёлый труд, но поблагодарить Его за всё хорошее, за любовь — это ведь так важно!
Мы почему-то переключаемся на какие-то глобальные вопросы, а на маленькие смотрим как на мелочь, однако именно в мелочах надо уметь проявлять решимость и подвиг. Задача монастыря — научить человека этому.
Порой сёстры говорят: «Мы вычитали правило!» Я борюсь с «вычитыванием». На мой взгляд, это слово, не имеющее с молитвой и общением с Богом ничего общего. Момент подвига — распределить своё свободное время так, чтобы была возможность отдохнуть, пообщаться — и обязательно поговорить с Богом. Время — это дар Божий, бесценный и невозвратимый, и его надо использовать рационально. Это не значит, что как только вы пришли с работы, следует сразу становиться на молитву. Нет, не надо крайностей, потому что в итоге у нас от веры остаётся только форма, а смысл теряется. Нужно идти средним путём. Грех начинается там, где мы переступаем черту меры.
Что ждёт в монастыре
Сразу по приходу в обитель принять постриг невозможно. Обычно устанавливается испытательный срок от трёх до пяти лет. В это время женщина присмотрится к монастырской жизни и сможет понять, готова ли она окончательно оставить мир и остаться в обители. Перед тем как принять постриг, женщина проходит несколько этапов монастырской жизни.
- Трудница. На этом этапе женщина выполняет любую физическую работу, которую ей поручают. Это довольно сложный период, ведь придётся и мыть помещения, и стирать, и готовить, и работать на огороде или скотном дворе — работы в монастырях всегда предостаточно. Время, свободное от работы, посвящается молитвам. Трудницей женщина будет оставаться примерно три года. Обычно в этот период человек определяется, сможет ли до конца своих дней жить в монастыре.
- Послушница. Если первый период пройден успешно, трудности женщину не сломали и она по-прежнему намерена оставаться в монастыре, необходимо написать прошение игуменье. Если трудница зарекомендовала себя хорошо, её переведут в послушницы — лицо, которое готовится к принятию пострига. Послушница надевает чёрный подрясник -это говорит о том, что она на шаг ближе к своей цели. В этот период послушница постоянным трудом и смирением подтверждает готовность окончательно отказаться от мирской суеты. Срок пребывания в послушницах определяется индивидуально для каждого человека. На этом этапе ещё можно уйти из монастыря, если пришло понимание о неверности своего выбора.
- Монахиня. Когда обе начальные стадии пройдены, а желание стать монахиней укрепилось, настоятельница подаёт прошение архиерею, после чего женщина принимает постриг. При этом необходимо принять несколько серьёзных обетов, полностью отказаться от мирской жизни и принять новое имя. В православной обители принимаются следующие аскетические обеты:
- Послушание. Монахиня не имеет воли собственной, она полностью подчиняется настоятельнице, духовнику и даже другим монахиням. Женщине навсегда следует забыть о собственном мнении, желаниях, своеволии.
- Безбрачие (девство). Монахини не ведут половую жизнь, не заводят семью и детей.
- Нестяжание. У монахини не должно быть частной собственности.
- Молитва. Монахиня молится беспрерывно, вслух или в мыслях.
Вот и все ответы на вопросы, как уйти в монастырь, что для этого нужно. Если женщину не напугали предстоящие трудности, желание служить Богу и ближнему по-прежнему сильно, а уход в монастырь — дело решённое, возможно, это и есть её путь, ведь, как говорят опытные священники, в монастырь принимают не люди, а сам Господь.
Особенности монашеского пострига
Пострижение в монахини считается символом послушания Богу. Это таинство официально не входит в перечень семи таинств, которые современные священники считают вторым крещением. Считается, что настоящее монашество зарождается с момента пострига в малую схиму. Данное священнодействие должно производится торжественно и занимает достаточно много времени. Начинается оно исполнение тропаря из недели о блудном сыне. Кандидатка в послушницы должна проползти на животе в длинной белой рубахе из притвора храма в его центр. Там она должна остаться лежать с распростертыми руками. Это действо должно символизировать монашество как путь плача и покаяния. После этого игумен обращается к кандидаткам с речью и подает им знак встать. Он должен задать ряд вопросов и предупредить о том, что данные ими обеты будут приняты Христом и Божьей Матерью.
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Расстрижение монаха равносильно духовному самоубийству
Вплоть до конца 18 века в Русской церкви отсутствовала процедура расстрижения, таким образом, один раз дав монашеские обеты, человек не мог перестать быть монахом. При этом его могли извергнуть из сана, что означало фактически духовное самоубийство такого человека.
Такой человек отправлялся на покаяние, его не допускали к причастию, он не мог жить в монастырях и т.д. В наше время процедура выхода из монашества разработана, и человек может покинуть монастырь и вернуться в мир.
Однако, в любом случае вина перед Богом, как у лица, не сдержавшего обеты, принятые на себя, у него будет, да и отношение к такому человеку соответствующее.
Причины отречения от мирской жизни
Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.
По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.
Инок Никодим об отречении от мирской жизни
Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь
Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего
Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.
В поучениях Аввы Дорофея есть рассказ о праведном Досифее. Юноша удостоился явления Божией Матери, которая назвала ему необходимые для спасения условия. Выполнение их стало смущать окружающих юноши, и ему посоветовали уйти в монастырь. Он пришел в обитель и твердил отцам: «Хочу спастись».
Среди мужчин
Прежде чем собираться в монастырь, мужчине нужно обязательно открыть свои помыслы духовному отцу. Разумеется, стать монахом – не быстрый процесс, которому предшествует послушнический искус. Но после пострига изменить уже ничего нельзя. Человек навсегда дает ряд обетов Богу и не может их нарушать.
Причин, по которым мужчина хочет стать монахом, может быть несколько. Часто желание принять постриг путают с желанием избавиться от проблем, ведь порой в монастырь бегут по таким причинам:
- сложности в личной, семейной жизни;
- трудности в работе, нужда;
- горе, потеря близкого человека, сильный стресс;
- несчастная любовь (более свойственно юношам).
Перечень причин может дополняться, ведь это дело сугубо личное. Но уход в мужской монастырь с целью спасения от жизненных трудностей не является верным путем.
Монашество – совершенное христианство
Среди женщин
Отличий в причинах желания пострига между мужчинами и женщинами практически нет. Но женщины по своей природе более эмоциональны и им сложнее переносить потрясения мирской жизни. Проживание в обители – это тяжелый труд, поэтому ошибочно искать в женском монастыре покоя от сложностей.
В книге «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима Саровского» сказано, что батюшка Серафим благословлял на монашескую жизнь не каждого, кто просил его. Некоторым батюшка советовал повременить с постригом, некоторым вообще не рекомендовал уходить из мира, другим женщинам вместо того, чтобы стать монашкой, предлагал прежде создать семью.
Почему люди уходят в монастырь
Некоторые не понимают, почему люди отдаются монашеству. Бытует ошибочное мнение, что отправляются в монастырь те, кто не видят смысла в дальнейшей мирской жизни. Но отрекаются и отдаются во служение Богу не от большого горя или душевных ран, а в поисках покоя.
В жизни в монастыре нет тех забот, что преследуют мирских, а все монахи живут как одна большая семья, трудятся и несут крест, наслаждаясь близостью с Богом, отрекаясь от грешности и порочности. Еще в Древней Церкви святые подвижники посвящали свою жизнь молитвам, путешествиям по миру или затворничеству в столпах, в поисках покоя и для спасения души.
В монастырь молодые мужчины уходят осознанно и навсегда
Монахом мужчина становится после того, как пройдёт обряд принесения Господу Богу определённых обетов. Чтобы на это решиться, нужно хорошо всё обдумать и принять решение один раз и навсегда, потому что назад уже пути не будет.
Монашество – шаг настолько серьёзный, что существует своеобразная «страховка» для новичков. Во избежание большой ошибки, чтобы не принять решение стать монахом сгоряча из-за каких-то временных переживаний, человек проходит длительный «испытательный срок». Для этого существуют разные монашеские степени, которые присваивают новичку.
Сначала будущий монах получает первую степень – трудника, что является самым первым чином для мужчины, решившего вести монашеский образ жизни и трудиться, прославляя Бога, не получая за это никаких денег, а абсолютно бесплатно. Трудник – это та степень, когда мужчина ещё не взял на себя никакого обязательства, он волен в любое время передумать и вернуться к мирской жизни.
Следующая степень, присваиваемая будущему монаху – послушник. Вторым чином наградят того, кто хочет быть монахом и написал об этом особое прошение монастырской братии. Мужчину зачисляют с выдачей подрясника и с установкой испытательного срока.
Ограничений по сроку никаких не существует. В монахи могут постричь раньше или позднее – решение принимается в зависимости от того, насколько человек готов к этому внутренне. В послушниках будущий монах может проходить в течение нескольких лет. К мирской жизни послушник ещё может вернуться – осуждать его не станут, но и не похвалят.
Монах – это третья и последняя степень монашества. Этот чин уже необратим и подтверждается обетами, которые приносит мужчина. Из монашества пути в мирскую жизнь больше нет. Считается, кто изменит своим обетам, это всё равно, что он изменит Всевышнему.
Если мужчина прошёл весь путь и получил степень монаха, а потом нарушил свои же обеты, его называют расстрига. Это страшный грех, расстриг даже на кладбище не похоронят, а только за его оградой как самоубийцу.
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Дела семейные
30.09.21 10:41