Савва ямщиков

Биография[править | править код]

Савва (Савелий) Ямщиков родился 8 октября 1938 года в Москве, в старообрядческой семье, из беспоповцев. Бабушка при рождении окрестила его Саввой в старообрядческой церкви, на Преображенке, которую строили его предки и в которой он потом и вырос, посещал службы, пел в церковном хоре. По велению своей матери, Василий Ямщиков (умер в 1941 году от скоротечной чахотки), кадровый военный, командир пожарного взвода, неверующий, должен был записать сына в государственном органе ЗАГС Саввой, но там заявили, что такого имени у советского ребёнка быть не может, и записали его Савелием. Семья жила в доме № 4 (барак 14) на Павелецкой набережной (как выяснилось через много лет, по соседству с Саввой в те же годы там жили Юрий Лужков и Андрей Тарковский). Мать — Александра Васильевна, хранила завет старой веры поморского согласия.

Как и большинство своих сверстников, он был членом ВЛКСМ.

В 1956—1958 годах — грузчик-такелажник шестого разряда Московского завода внутришлифовальных станков.

В 1962 году окончил вечернее искусствоведческое отделение исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

После неудачной попытки устроиться в музеи Московского Кремля, во время учёбы на втором курсе МГУ в 1959 году получил от своего преподавателя техники живописи и реставрации Виктора Васильевича Филатова предложение начать трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре, расположенном в здании Марфо-Мариинской обители в Москве, где в 1959—1979 годах работал художником-реставратором в отделе иконописи.

Бо́льшую часть своей жизни Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX веков из различных музеев России, вернуть имена забытых художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывали открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью русской культуры.

Кроме реставрационных выставок, Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на «Центральном телевидении», в частности, «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.

Савва Ямщиков — автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, устроитель выставок, один из тех людей, кто несколько десятилетий боролся за сохранение культурного наследия России.

Савва Ямщиков был не только постоянным автором, но и защитником радио «Радонеж». Благодаря его помощи были отбиты попытки отобрать часы вещания радиостанции.[источник не указан 1659 дней] Савва Ямщиков тесно сотрудничал с «Народным радио» (Москва).

С начала 1990-х годов Савва Ямщиков страдал от клинически выраженной депрессии, в связи с чем около десяти лет не выходил из дома и практически ни с кем не общался.

Могила Саввы Ямщикова в Псковской области.

15 июля 2009 года он прибыл в Псковскую область для участия в торжественном открытии выставки «Музей друзей Саввы Ямщикова» в Псковском музее-заповеднике

Однако не смог присутствовать на мероприятии, потому что неважно себя почувствовал и был доставлен в псковскую больницу, где перенёс операцию в связи с внезапно начавшимся язвенным кровотечением

Савва Ямщиков скончался 19 июля 2009 года, на 71-м году жизни, после остановки сердца в больнице в Пскове, в которой 15 июля 2009 года был оперирован. Похоронен 22 июля 2009 года на Тригорском холме в Пушкинских Горах, у храма Георгия Победоносца на городище Воронич, рядом с могилой бывшего хранителя (директора) Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Семёна Гейченко и около родового некрополя друзей А. С. Пушкина — владельцев села Тригорское Осиповых-Вульф.

Семьяправить | править код

Савва Ямщиков был женат вторым браком на Валентине Михайловне Ганибаловой (род. 7 марта 1948, Ташкент, Узбекская ССР, СССР), артистке балета, солистке Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Дочь — Марфа Саввична Ямщикова (род. 1974), реставратор.

Звания и награды

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР ().
  • академик, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) (Отделение «Российская энциклопедия»)
  • художник-реставратор высшей категории
  • член Комиссии по рассмотрению вопросов о возвращении культурных ценностей.
  • член Союза писателей России
  • член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
  • председатель Ассоциации реставраторов России,
  • вице-президент Российского международного фонда культуры
  • член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей
  • председатель Клуба коллекционеров Советского фонда культуры
  • член правления «Фонда Николая Васильевича Гоголя»
  • премия Ленинского комсомола (1980) — за реставрацию и популяризацию произведений русских авторов XVIII—XIX веков
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ)
  • орден «Полярная Звезда» (высшая награда Республики Саха (Якутия))
  • серебряная медаль Академии художеств СССР (1982 год). Савва Ямщиков стал первым реставратором, удостоенным этой почётной награды за всю 225-летнюю историю академии
  • лауреат премии общественно-политической газеты «Труд» (17 февраля 2007 года) с присуждением почётного звания «Герой „Труда“» и вручением специального диплома и почётного знака
  • первый в истории России общественный орден для музейных работников «Василий Пушкарёв» (3 июня 2009 года)
  • лауреат Царскосельской художественной премии 2009 года (посмертно, 19 октября 2009 года)

Новые публикации

Фестиваль «Литература Тихоокеанской России»: диалог об этике, нравственной фантастике и универсальности души 04.10.2021

Во Владивостоке в четвёртый раз прошло крупнейшее литературное событие Дальнего Востока – фестиваль «Литература Тихоокеанской России». И также в четвёртый раз история ЛиТРа продолжилась международной программой, которую организует Дальневосточный филиал фонда «Русский мир».

«Русь» в игре 30.09.2021

Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.

Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021

В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.

Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021

Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.

Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021

Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.

Загадка трёх струн 24.09.2021

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.

Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021

Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.

По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021

Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.

Книги[править | править код]

  • Древнерусская живопись: Новые открытия : альбом / С. Ямщиков. — М.: Сов. художник, 1966 (2-е изд. — Л., 1969).
  • Живопись Древней Карелии. — Петрозаводск, Карелия, 1966.
  • Суздаль. Музей. — М., 1968.
  • Сокровища Суздаля : сб. ст. / сост. С. Ямщиков. — М.: Изобр. иск-во, 1969. — 196 с.
  • Русский музей. Иконы из собрания Русского музея : буклет / авт.-сост. С. Ямщиков. — М.: Сов. Россия, 1970.
  • Суздаль / Авт.-сост. С. Ямщиков. — М.: Планета, 1970. — 89 с.
  • Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Ч. I: Псковский историко-художественный музей, Новгородский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Кировский краеведческий музей, Рязанский краеведческий музей, Рязанский художественный музей. — М., 1970.
  • Новые открытия московских реставраторов. — М., Планета, 1971 (совместно с Н. Голейзовским).
  • Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Ч. II: Ростовский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Угличский историко-художественный музей, Переславль-Залесский историко-художественный музей, Горьковский художественный музей, Тотемский краеведческий музей, Костромской музей изобразительных искусств, Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. — М., 1972.
  • Псков. Музей. Древнерусская живопись. — М., 1973.
  • Древнерусская живопись. Новые открытия. Живопись Обонежья XIV—XVIII в. — Л., Аврора, 1974 (совместно с Э. Смирновой).
  • Русский портрет XVIII—XIX веков в музеях РСФСР: Тула, Смоленск, Ясная Поляна, Калинин, Новгород, Переславль-Залесский, Кострома, Ярославль, Горький, Псков : альбом. — М.: Изобр. иск-во, 1976. — 248 с.
  • Кижи. Древняя живопись Карелии. — Петрозаводск, Карелия, 1979.
  • Древний Новгород: История, Искусство, Археология: Новые исследования: сб. ст. / сост. С. Ямщиков. — М.: Изобр. иск-во, 1983. — 360 с.
  • Древний Новгород: Прикладное искусство и археология: Альбом / Б. А. Колчин, В. Л. Янин, С. В. Ямщиков. — М.: Изобр. иск-во, 1985. — 166 с.
  • Спасённая красота: Рассказы о реставрации памятников искусства: Книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  • Древняя живопись Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1986. — 152 с.
  • Хранители вечного. — М., Мол. гвардия, 1987.
  • Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. — М.: Изд-во «Москва», 2004. — 488 c. — ISBN 5-98637-004-X
  • Мой Псков. — Псков, 2003. — 352 c. — ISBN 5-94542-045-X
  • Послушание истине. Записки реставратора. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-94535-086-1
  • Созидающие. — М.: Русский мир, 2007. — 488 с. — (Большая московская библиотека). — ISBN 978-5-89577-107-5.
  • Бремя русских. — М.: Алгоритм, 2008. — 368 с. — (Завтра). — ISBN 978-5-9265-0488-7
  • Давайте одумаемся.
  • Давайте одумаемся — 2.
  • Давайте одумаемся — 3.
  • Коллектив авторов. Псковская губерния. Савва Ямщиков / под ред. Л. М. Шлосберга. — Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2010. — 432 с. — 2000 экз.
  • «Когда не стало Родины моей. Савва Ямщиков». — 2010.
Составитель
  • Новые открытия советских реставраторов: Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство (Вып. 1) / Сост. Савелий Ямщиков; Гос. центр. худ. науч.-реставрац. мастерская им. акад. И. Э. Грабаря. Мин. культуры РСФСР. — М.: Сов. художник, 1973. — 56 с. — 30 000 экз.
  • Новые открытия советских реставраторов: Солигаличские находки / Сост. Савелий Ямщиков; ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря. Мин. культуры РСФСР. — М.: Сов. художник, 1976. — 144 с. — 30 000 экз.
  • Новые открытия советских реставраторов: Японская гравюра / сост. Савелий Ямщиков; отбор поэтич. текстов и пер. стихов с яп. Александра Долина; ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря. — М.: Сов. художник, 1979. — 144 с. — 40 000 экз.

ЯМЩИКОВ Савва Васильевич ( 1938 — 2009 )

— «В музей реставраторов…»

О Савве Ямщикове, о том, как работалось с ним и как живётся без него, о выставках в доме на улице Бурденко рассказывают заслуженный работник культуры РФ, художник-реставратор, заведующая отделом Нина ЗАЙЦЕВА, художник-реставратор высшей категории Виталий КУЗЮБЕРДИН, искусствовед Марфа ЯМЩИКОВА.

«ЗАВТРА». Отдел пропаганды художественного наследия Института реставрации в июне отметил свой тридцатилетний юбилей. Как возникла идея его создания, с чего начиналась работа?

Виталий Кузюбердин. Идея принадлежала Савелию Ямщикову и Сергею Галушкину. В семидесятые годы газеты пестрели материалами об открытиях музейных реликвий. А тут — реставрация! Это было удивительно. Тот же Ефим Честняков: тряпочки какие-то — и вдруг картины получаются. И когда прошла громкая выставка древнерусской живописи на Кузнецком мосту — очередь на неё вдоль всей улицы стояла.

Подготовка такого мероприятия — это и переписка с музеями, и фотографии, и списки работ, договоры, разрешения, согласования. Огромный объём работы, не каждой организации под силу — а тема оказалась востребованной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector