Святой савва освященный в чем помогает. преподобный савва освященный

Краткое жизнеописание

Преподобный Савва был первым учеником преподобного Сергия Радонежского, к тому же наиболее преуспевающим духовно. Маркелл Хутынский, повествуя о преподобном Савве, сразу же уточняет, что происхождение и дата рождения преподобного неизвестны. Сохранились лишь немногие сведения о жизни инока Саввы в обители преподобного Сергия Радонежского.

Это был послушливый монах, всегда трудящийся и чуждый праздности. Разговоров смиренный инок избегал, в церковь входил первым из братии, и последним ее покидал. Во время молитвы преподобный имел дух горе, предстоял на службе как перед самим Господам, беспрестанно молясь и проливая обильные слезы умиления, чем удивлял братию. 

Благоверный князь Димитрий Донской, победив Мамая и его орду, просил преподобного Сергия основать общежительную обитель, так как во время боя князь дал Богу обет устроить монастырь. Преподобный выбрал место на реке Дубенка, устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и постепенно в это место стали собираться иноки. Преподобный Сергий поручил старейшинство на этом месте преподобному Савве, избрав его за совершенное житие, кротость и честность нрава. 

Некоторое время смиренный монах оставался в новой обители, проводя жизнь ангельскую и духовную, смиренно служил вновь прибывающей братии и с любовью ее наставлял.

Преподобный Сергий, умирая, благословил на управление лаврой Никона. Игумен Никон, послужив некоторое время братии, избрал безмолвное странничество. Братия лавры, после многочисленных обращений к Савве, возвели его в сан игумена для управления обителью. 

Молитва преподобному Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа.

Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Последние новости нашей организации

Звон церковного колокола впервые разнёсся над Русью в X веке. С этого момента колокольный перезвон непрерывно связан с духовной жизнью каждого православного христианина. Звук колокола – это не только глас о начале Богослужения, не только оповещение о великих православных праздниках, но и напоминание о горнем мире, позыв к раскаянию, покаянию и осознанию настоящего смысла человеческого бытия.

История

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.

Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, — что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.

Молитвы

Саввино-Сторожевский монастырь

К Савве Сторожевскому обращаются с молитвой за помощью в любом деле и за утешением в своей боли и скорби.

Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Сугубая молитва

О пречестная и священная главо, небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих: не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным упокоение; заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим и всем, благодатныя помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пять ве­ков про­шло с тех пор, как про­си­ял на зем­ле свя­той Угод­ник Бо­жий Сав­ва. Ме­ня­лись лю­ди, ме­ня­лись нра­вы, про­шёл и XIX век с его от­ри­ца­те­ля­ми Бо­га и чу­дес, а оби­тель Сав­ви­на сто­ит, хра­ни­мая мо­лит­ва­ми сво­е­го ос­но­ва­те­ля, по-преж­не­му сте­ка­ет­ся на­род на по­кло­не­ние его свя­тым мо­щам, по-преж­не­му с ве­рою ищу­щие по­мо­щи по­лу­ча­ют ее и про­слав­ля­ют Бо­га и Его Угод­ни­ка, прп. Сав­ву.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход  в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки монастыря, где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Литература

  • Абрамов А. В. О книге К. П. Ковалёва «Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы» // Саввинские чтения. Сб. тр. по истории Звенигородского края. Вып. 2 / сост. Д. А. Седов. — Звенигород: Лето, 2010.
  • Аверьянов К. А. «Бывает ли в истории сослагательное наклонение?» // Саввинские чтения. Сб. тр. по истории Звенигородского края. Вып. 2 / сост. Д. А. Седов. — Звенигород: Лето, 2010.
  • Аверьянов К. А. Преподобный Савва Сторожевский: «белые пятна» биографии. // Вестник церковной истории. — 2006. — № 4. — С. 212—220.
  • Ковалёв К. П. Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации. — М.: Вече, 2009.
  • Ковалёв К. П. Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы. — М.: Мол. гвардия, 2007. — (ЖЗЛ). (Новые сведения и датировки. 2-е изд.: М., 2008).
  • Савва, святые православной церкви // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Седов Д. А. О новейших примерах фальсификации истории Звенигорода // Саввинские чтения. Сб. тр. по истории Звенигородского края. Вып. 2 / сост. Д. А. Седов. — Звенигород: Лето, 2010.

Житие Саввы Сторожевского

По некоторым источникам он был наследником знаменитого боярского рода проживавшего в Смоленском княжестве. С юных лет парень почитал Христа. Долгое время обретался в Троицком монастыре. Его признали одним из первых учеников Сергия Радонежского. Под руководством учителя, непрестанно обращаясь к Богу в молитве, он стал подвижником Христа, заступником царей, целителем и прозорливцем.

В обитель попал совсем молоденьким юношей. Не любил вести светских бесед, все время проводил в молитве. Носил одежду из плотной ткани, спать ложился на пол, употреблял пищу только растительного происхождения.

Пользовался большим уважением у иноков и мирян. Выполнял обязанности духовника Троицкой братии, когда скончался учитель, занял его место. Крестник святого монаха Сергия Радонежского князь Юрий Звенигородский избрал Савву своим священником для совершения таинства покаяния.

Но душа его требовала уединения. Поэтому он ушел на гору Сторожевскую, где построил деревянный храм и небольшую келью для себя. Но его затворническая жизнь продлилась недолго, слава о нем быстро распространялась, потянулись люди. Всех, кто приходил, он учил смирению и послушанию. А князь Георгий Дмитриевич дал преподобному Савве средства на возведение каменного монастыря. Для его росписи пригласили на тот момент никому не известного Андрея Рублева.

Умер Савва 3 декабря 1407 года. К лику святых причислен спустя 140 лет по ходатайству митрополита Макария и монастырской братии.

Видео: Житие Преподобного Саввы Сторожевского

Спустя 150 лет после кончины звенигородский чудотворец был причислен к лику святых

На Московском Соборе 1547 года ему установили празднование в день преставления, 3 декабря, или 16 декабря по новому стилю. Спустя двести пятьдесят лет были обретены его святые мощи. Это произошло 19 января 1652 года.

1

9 января 1652
в этот день был обретены мощи Саввы Сторожевского

Но уже задолго до этого святого Савву называли чудотворцем. Ещё при жизни преподобного по его молитвам забил родник у стен Троице-Сергиева монастыря.

По его молитвам исцелялись бесноватые люди. Ещё больше чудес и исцелений стало происходить от его святых мощей.

Алексей Михайлович Романов был спасён от медведя явлением старца в лесу в окрестностях монастыря. Фото: sizvestiya.ru

После революции 1917 года мощи святого Саввы Сторожевского неоднократно были осквернены, а 4 апреля 1919 были вскрыты и увезены на Лубянку. Прихожане Саввиносторожевского монастыря пытались защитить свою святыню от поругания.

Они писали обращения и жалобы, но всё было тщетно. Мощи с того времени считались утраченными. Однако, Господь сохранил их.

С 1918 по 1919 годы мощи преподобного вскрывались и осквернялись не один раз

Начало пути

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Почитание

Памятник преподобному Савве

На сегодняшний день по посещаемости паломниками Саввино-Сторожевский монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов. 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием.

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года. С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского.

Начало пути

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Использованные материалы

  • — сайт монастыря
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви, 166-169.

  У Строева — нет.

  Переведен из Песношского

  Переведён из Колязинского

  По Строеву с .

  Возможно, Никандр. После на покое в Соловецком монастыре. Убит там 31 января 1676.

  Возможно носил двойную фамилию Чернявский-Шиянов, потому что упоминается и как Чернявский, и как Шиянов.

  См. ст. Павел (Глебов)

  Страница сайта «Русское Православие«:

  Страница сайта «Русское Православие«:

  Фомин С. В., «Свете Тихий», Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), т. 3, Москва: Изд-во «Паломник», 2002, с. 723 — 724.

  Саввино-Сторожевский монастырь, Краткий обзор истории обители:

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в дусе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый; радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый; радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный; радуйся, за глубокое смирение твое от Христа, Сына Божия, венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный; радуйся, пречестная обителе Святыя Троицы.

Радуйся, Божия Матере служителю верный и неусыпаяй; радуйся, в храме Ея горе возносивыйся духом, и ныне телом паки пребываяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Биография святого Саввы

Жизнь праведника была полна чудотворений и исцелений простых людей. Савве повезло жить рядом с мудрыми наставниками. После кончины старших друзей он сам становился воспитателем для своих последователей.

Происхождение и детские годы

Будущий святой родился в Каппадокии. Родители его были христианами. Отец был военным. Мать занималась домом. Когда мальчику было 5 лет, родители уехали вдвоем на место службы отца. Сына они оставили на воспитание дядьки.

8-летнего мальчика дядя отдал на обучение монахам. Савва явился к монастырю святой Флавианы и стал послушником. Там он жил до 17 лет. Когда пришла пора выйти из монастыря, молодой человек принял решение продолжить жизнь монаха. Родители уговаривали сына отречься от монашества, выйти в мир и завести семью. Савва отказался от этого и стал дальше заниматься изучением богословия.

Житие и служение Богу

Первым наставником Саввы стал иеромонах Ефимий Великий. По настоянию иеромонаха Савва ушел в Палестину, там стал жить в монастыре, который был известен своими строгими устоями

10 лет жизни прошло под пристальным вниманием аввы Феоктиста. После смерти наставника Савва стал практиковать затворничество

Он молился Господу, долго оставался один на территории Палестинской пустыни.

Постепенно молва о праведном монахе стала распространяться среди праведных людей. Они стекались к месту паломничества Саввы и просили о чтении проповедей. Таким образом, у монаха появилась возможность создания монастырских общин. За годы скитаний Саввы по Палестине было возведено 7 монастырей для кинноватов. К этому времени чудотворцем был создан устав для монастырей, который был признан Русской Православной церковью.

Кончина

Преподобный святой жил до 94 лет. При приближении смерти, которую он предчувствовал, святой удалился в Великую лавру. Там он мирно умер 5 декабря, окруженный своими учениками и подвижниками.

Мощи

Мощи святого долгое время находились внутри Лавры, где он упокоился. Затем мощи были незаконно вывезены итальянскими воинами во время крестового похода. Мощи вернулись на родину только в 1965 году.

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Саве Сторожевскому →

Читать онлайн

История Саввино-Строжевского монастыря

На высокой горе Сторожке в 1398 году преподобный Савва, личный духовник князя Юрия Звенигородского, основывает монастырь. Поначалу была выстроена небольшая деревянная церковь, и вырыта келейка, в которой преподобный проводил время в уединении и молитве. Но очень скоро молва об этом месте разнеслась по округе, и начали стекаться послушники, ищущие духовного наставления у мудрого старца. Строились новые кельи, новоиспеченный монастырь обнесли деревянной оградой, а благодарный князь отдал в распоряжение монастыря несколько деревень, прибыль от которых уходила на обустройство обители.

Сегодня перед монастырем можно увидеть памятник Преподобному Савве.

Преподобный Савва

Первая каменная церковь в монастыре выстроена в 1405-1407 годах. В это же время умирает преподобный Савва, которого похоронили в стенах храма. Собор во многом повторяет Успенский храм на Городке в Звенигороде, построенный примерно в это же время и опять же по заказу Юрия Звенигородского.

Стоит отметить, что собор Рождества Богородицы это один из четырех сохранившихся белокаменных храмов XIV-XV веков. Изнутри храм расписан фресками, но до наших дней сохранилась лишь часть с изображением пустынников, остальные были заменены после разрушения храма в XVII веке. Кстати, тот иконостас, который мы можем видеть сегодня, относится к этому же времени.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор

Князь Юрий всячески заботился о монастыре, пытаясь его превратить в придворную обитель. Но, кроме того, монастырь играл роль приграничного форпоста Московского княжества, которое на то время было не очень большим. Возможно именно с расчетом на такую «дополнительную функцию» было выбрано место для монастыря, на горе Сторожке, с которой открывался хороший обзор местности.

Стоит отметить, что жизнь князя Юрия была очень насыщенной. После смерти старшего брата Московского князя Василия I, много лет посвятил борьбе за великокняжеский престол. Несколько раз ему удавалось занять Московский трон. Но о монастыре князь не забывал никогда. История монастыря продолжалась и после смерти Юрия Звенигородского. Монастырь все разрастался и так и остался «придворным». Каждый князь приезжал сюда. Был здесь и Иван Грозный, и его сын Федор, смерть которого означала конец царской династии Рюриковичей.

После смерти последнего Рюриковича на Русь пришла смута. Я не буду вдаваться в подробности царских переворотов, но вот на Савво-Сторожевском монастыре этот период отразился весьма плачевно. Монастырь был сильно разрушен, так как воспользовавшись нестабильной ситуацией и слабостью царей (а менялись они по нескольку раз в год) этого времени начали свое наступление шведы, ливонцы, поляки, да все кому не лень — отпора же не было.

На территории монастыря

Наследие преподобного

Мощи святого архимандрита были перенесены в Сербию и оставлены в разных церквях. Но после многочисленных исцелений и чудес вновь собраны вместе и по приказу царя отнесены в им же построенную гробницу. По не утверждённым и до конца непроверенным историческим фактам, мощи преподобного были сожжены до тла.

Великое наследие Саввы преподобного и по сей день живёт в православном предании. Ему принадлежит:

  • первое введение Устава;
  • редакция известной Кормчей книги.

Это огромный вклад в сербскую каноническую историю и всего мирового православия.

Храм Святого Саввы Сербского находится в Белграде. Он является самым почитаемым христианским строением Сербской православной Церкви. Он был сооружён на месте сожжения останков святителя, что наделило его ещё большей значимостью. Главный престол обители освящён в честь величайшего первого народного героя всей Сербии.

Через 10 лет жизни в монастыре святой Савва отправился в Иерусалим

Пусть Савве и нравился монастырь, святого тянуло к более суровой подвижнической жизни. Преподобный знал, что способен преодолеть самые сложные испытания, а потому через 10 лет с благословения настоятеля отправился в Иерусалим.

Это не было простым стремлением побывать на святых для христианства местах. Каждый верующий знает, что истинная благодать находится не где-то на земле, а в душе человека.

Савва стремился пообщаться с преподобным Евфимием Великим.

Савва искал преподобного Евфимия Великого, бывшего отшельника, основателя обители, способного исцелять верой. Этот известный христианин, по-видимому, был духовным ориентиром для Саввы.

В 456 году — Савва уже в Иерусалиме, где он находит преподобного Евфимия. Однако тот не захотел брать к себе столь юного послушника и отправил того в другой монастырь — к святому Феоктисту.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Святому Савве Сторожевому молятся о многих нуждах. В обители всегда немало паломников со всей России и даже из других стран. В Православии есть традиция молиться каждому святому, прося его о том, в чем он прославился при жизни или чудесами посмертными. Святого Савву просят:

  • О хорошей работе и карьерном росте — ведь сам он многими подвигами получил несколько начальственных постов;
  • Об избавлении от трудностей на работе;
  • Об укреплении веры;
  • О спасении в опасности и трудных обстоятельствах — ведь святой спас царя даже от разъяренного медведя;
  • Об исцелении в болезнях — после смерти преподобный Савва после молитв к нему исцелял многих иноков и паломников его обители;
  • О чистоте души и тела.
  • Как и любому святому, ему молятся также о помощи в избавлении от грехов и пороков, о силе воли, об искренней молитве без лени.

Молитву святому преподобному Савве Сторожевскому можно читать онлайн по тексту ниже:

О чествуемый всеми, святой начальник обители Сторожевской, ныне же Небесного Иерусалима гражданин, ставший сам обителью Пресвятой Троицы, преподобный отец наш Савва! Ты имеешь великую силу перед Милостивым Владыкой Богом молиться о братии обители твоей и всех духовных детях твоих, которых по духу усыновляешь. Не промолчи в ответ на молитвы наши, но сам ко Господу за нас проси, не отвернись от людей, почитающих тебя с верой и любовью.  Попроси у Царя над всеми царями, Господа Иисуса Христа, мир Церкви нашей, под знамением креста борющейся с духами злобы, будь ходатаем обо всех нас: даруй архиереям величие и святость, монахам добрую помощь в подвигах аскетических; святой обители твоей, городу и всем городам и странам мира охрану; миру всему безмятежность и покой, избавь всех от голода и гибели; старым и больным людям подай утешение и укрепление сил, юношам и младенцам помоги в вере не сомневаться, в учении Христа возрастать, в чистоте и целомудрии быть; вдовам и сиротам будь милостивым заступником, пленникам подай радость и возвращение в дома их, немощным даруй исцеление, малодушным спокойствие, заблудшим с пути истинного дай исправление, согрешившим сознательно или по невниманию — раскаяние, а всем, нуждающимся в помощи благодатной, поддержку своевременную.  Не разочаруй нас, к тебе с верой приходящих, помогай нам, как отец добрый детям, нести крест, данный нам в жизни, как данный Самим Христом, — с благодушием и терпением, помоги каждому завершить жизнь свою в мире и покаянии и с крепкой надеждой на милосердие Божией переселиться в селения небесные. Там и ты после трудов и подвигов пребываешь с Ангелами и всеми святыми и вечно славишь Бога во Пресвятой Троице Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами преподобного Саввы да хранит вас Господь!

Василий Великий

Мальчик появился на свет в первом веке в обеспеченном семействе. Отец был знаменитым мастером риторического искусства и юристом в Понте. Родители славились приверженностью православной вере, из десяти потомков пятеро зачислены в святые угодники. Василий получил прекрасное образование у преподавателей Кесарии, Константинополя и Афин, где подружился с Григорием Богословом.

Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и занимался юриспруденцией и риторикой. Но он отрекся от мирской жизни и посвятил себя аскетическим занятиям. Он получил крещение и чин чтеца, затем с целью изучения богословия отправился в Египет, где постигал христианские деяния. Затем посетил Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы познакомиться с жизнью отшельников. Когда он вернулся в Каппадокию, то отдал свое имущество нуждающимся, организовал общежитие у реки Ирис и собрал в нем монахов, где все трудились, проводили дни в молитвах и изучали священные труды. Василий Великий составил свод правил духовной жизни, который был принят многими монашескими обителями.

В те времена большую опасность для христиан представляло учение Ария, где Бог отец, а сын и святой дух находились у него в подчинении. Отец Григория Богослова, архиепископ в Назианзе, был в почтенных годах и не мог противостоять еретикам и позвал сына в помощь. Василий вынужден был вернуться в Кесарию, где ему назначили чин диакона, а затем пресвитера. Он был избран епископом Каппадокийским и занимался благотворительностью, обеспечивал людей работой в мастерских, возводил больницы, защищал бедных и больных, которые любили его за порядочность и сострадание. Умер Святой, не дожив даже до пятидесяти лет, и был зачислен в святые угодники.

Так же читайте: Икона Алексий Московский

По житию, Савва Освященный родился на территории современной Турции и быстро потянулся к Богу

Житие Саввы Освященного сообщает немало интересного о преподобном. Его жизнь заслуженно сравнивают с ангельской.

Началось всё в уже не существующем населённом пункте Муталаска на территории нынешней Турции. Там, в 439 году родился будущий преподобный Савва. В историческом плане ему повезло: уже миновали тяжёлые годы гонений, христианство можно было исповедовать открыто.

Савва Освященный был монахом, а потому изображается в монашеских одеяниях

Мальчик столь сильно увлёкся учением Христа, что легко оставил суетный мир и переселился в Флавианский монастырь. А ведь святой Савва был тогда восьмилетним мальчиком!

Он добровольно, с энтузиазмом взял на себя сразу ряд испытаний, среди которых:

  1. Воздержание.
  2. Чтение Псалтыри наизусть.

А ведь не каждый взрослый монах сам решается на такое.

Молитва святому преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь преподобного Саввы Сторожевского

глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:

от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,

и того учением ум к Небесным вперив,

и стаду твоему премудр наставник показался еси;

тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,

Савво, отче наш,

моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы Сторожевского.

глас 2

Господним желанием распалився,

страсти плотския воздержанием оттряс,

Божественнаго света незаходимое светило явился еси,

чудес лучами всех просвещаеши,

притекающих к мощем твоим,

Савво преподобне, отче наш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector