Шамординский монастырь

Содержание:

Свято-Успенский Ферапонтов мужской монастырь

Адрес:

Калужская область, Мосальский район, д. Боровенск

Страничка в контакте:

https://vk.com/ferapontov_mon

Святo-Уcпенский Бoровенский мужской мoнастырь был oснован в кoнце XIV вeка учeником пpеподобного Сeргия Радонежского — пpеподобным Фeрапонтом Бoровенским. Отcюда пpоисходит инoе наименование oбители — Фeрапонтова пуcтынь.

На сегодняшний день в обители создаются условия для проживания братии, которая готова вселиться в возрождаемую обитель. Заказана книга писательнице Надежде Смирновой о Ферапонтовом монастыре. Издан буклет, приуроченный к юбилейным торжествам в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, учителя и наставника преподобного Ферапонта Боровенского.

Свято-Успенский Ферапонтов мужской монастырь В данный момент пишется икона преподобного Ферапонта Боровенского. Ввиду преемственности монашеской традиции, святой образ заказан иконописцу Троице-Сергиевой Лавры. По окончании работы предполагается торжественная передача иконы Боровенскому монастырю.

Казанский собор

Несмотря на то что здания, составляющие монастырский комплекс, возводились в разное время, они строились в едином стиле.

Казанский собор, построенный по проекту известного российского архитектора С. Шервуда, является главным храмом монастыря. Он поражает паломников своей красотой. Храм выполнен из красного камня в русском стиле. Его венчают пятнадцать куполов, покрытых золотом. Храм отличается узорными кирпичными наличниками над высокими арками, полуколоннами и другими декоративными элементами.

Внутри собор выглядит также очень впечатляюще. Особенностью его интерьера является отсутствие фресок на потолке, что придает ощущение легкости. В церкви находится много икон, вышитых бисером и золотом местными монахинями. Снаружи собора находятся усыпальницы настоятельниц и купца С. Перлова, на чьи средства были возведены большинство построек. Прежняя усыпальница, построенная по проекту Б. А. Савицкого, до наших дней не сохранилась.

К могиле первой настоятельницы, матушки Софии, почитаемой в качестве местной Святой, часто приходят паломники с просьбами об оказании помощи в исцелении от болезней. В настоящее время известно о некоторых случаях чудесного выздоровления людей.

Мещовский Георгиевский мужской монастырь

Дата основания

: 2-я четв. XVII в.

Статус

: действ.

Адрес

: Калужская обл., Мещовский р-н, пос. Искра, ул. Монастырская, 3

Телефон

: (48446) 9-23-83

Мужской монастырь, основанный неподалеку от Мещовска после Смутного времени при помощи царицы Евдокии Лукьяновны и названный в память существовавшего до Смуты монастыря на реке Рессе. В 1764 переведен в заштатные, в XIX в. достаточно обеспечен, построены кирпичные кельи, ограда с башнями. В 1918 преобразован в коммуну, окончательно закрыт в 1929, постройки заняты коммуной «Искра». К 1990-м здания заброшены. Вновь открыт в 2001, в настоящее время активно восстанавливается.

Тяжелая судьба

Когда Александра Ключарева составляла завещание, то многого не понимала, но лишних вопросов не задавала. Однако старцу было открыто больше информации. Вероятно, он умел толковать будущее, поэтому все его шаги были четкими.

Близняшки Вера и Люба очень привыкли к духовной жизни. Пансионат для них был местом неспокойным. На каникулах они спешили в родное село Шамордино. Там отдыхали от шумной жизни, читали молитвы. Когда один из прохожих спросил отца Амвросия, не малы ли дети, чтобы выполнять эти вещи, тот ответил, что они готовятся к тяжелой судьбе. Им не пришлось служить и увидеть Шамординский монастырь. Девочки заболели и умерли, не дожив до 12 лет.

По завещанию Ключаревой на земле должны были построить женскую общину. Первыми ее обитателями стали крестьянки, которые ранее были крепостными. После отмены рабства они остались работать у хозяйки. Также сюда пришли сироты и вдовы с детьми.

Как добраться

Адрес

: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь

Телефон справочной службы:

, звонить с 10.30 до 16.30 (кроме воскресенья).

Электронная почта:

https://www.shamordino-m.ru/

Проезд:

На автомобиле:

Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два: первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-м километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину пустынь. В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г. Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе.

Своим ходом:

Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский или г. Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан.

С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска.

Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам. Автостанция Козельск: (код 48442)22502 Козельское АТП: (код 48442)22240

Электричкой:

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора — в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады — все это сделано в мастерских обители женскими руками.

От монастыря к трудовой коммуне

Революция и гражданская война не пощадили обитель. Чтобы спасти монастырь от разорения и конфискации церковных ценностей, сохранить кров и пищу монахиням, в 1918 г. настоятельница игуменья Валентина (Розанцева) приняла непростое решение — просить новые власти о переименовании монастыря в трудовую коммуну. Нелегкий выбор… но он продлил жизнь обители на 5 лет. Лишь в 1923 г. монастырь расформировали окончательно: имущество было конфисковано, собор лишен крестов и обезглавлен, а окрестные земли передали соседнему колхозу. Изгнанных монахинь ожидали аресты, тюрьмы, ссылки и очень многих — мученическая смерть. Игуменья Валентина не увидела гибели монастыря и поругания святынь — она умерла в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны на территории пустыни располагался военный госпиталь. Сложно в это поверить, но хирурги в ходе многочисленных операций не потеряли ни одного раненого! Считать это чудом или нет, пусть каждый решает сам.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру — Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» — 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков — вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь — Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин — тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни — Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

Начало существования обители

Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия. Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София. При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.

В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.

Проезд в Казанскую Амвросиевскую Ставропигиальную женскую пустынь

На автомобиле:

Кратчайший путь может подсказать навигатор, если задать пункт назначения село Шамордино Козельского района Калужской области.

  1. Двигаясь из Москвы (путь займет 220км) по автодороге М3 свернуть на дорогу Р93 на указателе г.Калуга.
  2. Проехав по Р93 свернуть по указателю д. Каменка на дорогу Р92.
  3. Проехав Каменку, поверните направо по знаку с.Шамордино. Купола монастырь видно издалека, поэтому найти будет несложно.

Проезд к Шамординскому монастырю на общественном транспорте из Москвы

  1. Из Москвыдоехать до Калуги на электричке с Киевского вокзала или на автобусе;
  2. Любой автобус из автовокзала до: Козельска, Сосенского, Ульяново, Хвастовичей;
  3. Перед г. Козельск выйдите в с. Каменка.
  4. На такси или на автобусе доехать до с. Шамордино.
  5. Пройти до монастыря пешком (примерно 1км).

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии. Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов. Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель. Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена. При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь. По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Приятная атмосфера

Несмотря на более чем столетнюю историю, монастырь продолжает свою главную миссию — помогает обездоленным женщинам. На его территории есть больница, где проживают престарелые монахини. Сестринскую любовь и заботу здесь чувствуют абсолютно все.

Имеет и свою столовую Шамординский монастырь. Отзывы посетителей о кухне положительные. Паломники отмечают, что кормят здесь прихожан бесплатно и очень вкусно. Продукты послушницы выращивают сами. Очень нравится гостям и тот факт, что монахини едят вместе с туристами в одном зале. Так простые люди чувствуют себя еще ближе к духовной жизни.

Посетителям на выходе продают вкусные домашние пирожки с разной начинкой за небольшие деньги. Также можно приобрести магнит на память об этом необычном и интересном путешествие.

Монастырь при настоятельнице схимонахине Софии

Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13 — 20 июня 1884 года за № 1216.

22 августа (3 сентября) 1884 София Михайловна Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину.

Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий и духовник Софии Михайловны преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо:

Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София. Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению. Она была освящена 1 (14) октября 1884 года, этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря.

В первое время положение дел в обители было непростым:

Кроме этого, насущным был вопрос о приобретении земельных участков для нормального функционирования монастыря, на что хронически не хватало средств. Несмотря на трудности хозяйственного плана, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви.

Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью для себя матушка София поставила строительство большого каменного Казанского собора. Она руководила процессом разбивки собора и курировала его проект, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Все не только она тратила на монастырь свои личные средства, но и завещала всё своё состояние обители.

Водонапорная башня монастыря

Кроме реализации этого крупного проекта было создано всё необходимое для существования обители: построены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При ней были устроены скиты, открыта богадельня, а также золотошвейная мастерская и положено начало иконописной мастерской.

При монастыре, в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позже был открыт приют. При нём была начальная школа, в которой дети получали первоначальные знания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божием.

На закате лет матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр. По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния Розова, управлявшая обителью до 14 апреля 1904.

Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Богородично-Рождественская девичья пустынь

Дата основания

: 1995

Статус

: действующий

Адрес:

Россия, Калужская область, Дзержинский район, с. Барятино

Телефон:

+7 (48434) 2-37-45

Страничка в контакте:

https://vk.com/brdpustyn

Богородицерождественская пустынь находится в 7 километрах от г. Кондрово в с. Барятине. Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй – в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь

Дата основания

: 1444

Статус

: действующий

Адрес

: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон

: (48438) 4-37-39; (48438) 6-61-96

: https://www.pafnuty-abbey.ru/

Основан в 1444 прп. Пафнутием Боровским — видным церковным деятелем, духовным наставником прп. Иосифа Волоцкого, митр. Макария и др. В XVI-XVII вв. один из крупнейших и богатейших монастырей центральной России, посещался великими князьями Московскими и царями. В 1610 после осады взят штурмом и разорен поляками, позже восстановлен. Большинство кирпичных келейных корпусов и стены с башнями сооружены в XVII в., есть и более древние сооружения. В 1812 разорен французами, при реконструкции в XIX в. разобрана часть старых зданий. Закрыт в 1923, на территории размещены ремесленная школа (позже школа механизации, в 1962-1992 — сельхозтехникум) и музей (закрыт в 1930-х). В 1955 начаты реставрационные работы, с 1968 на части территории монастыря действовал музей. Возвращен верующим в 1990, полностью передан епархии в 1992.

Правила поведения

За вход в обитель денег не берут, но в женской пустыне существуют определённые правила поведения, соблюдение которых в Шамординском монастыре обязательно:

  • Соблюдение чистоты и тишины;
  • Одежда мужчин: брюки, рубашка с длинным рукавом или костюм;
  • Одежда женщин: длинные рукава одежды, юбки ниже колена, платок на голову;
  • Нельзя входить в шортах, майках, открытой и вызывающей одежде;
  • Курение и употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено;
  • Нельзя заходить в корпус проживания сестер, заводить с ними праздные разговоры;
  • Запрещено слушать мирскую музыку на территории обители;
  • Нельзя делать фото и видео запись в помещениях женской обители.
  • Запрещено фотографироваться с сестрами или делать снимки тайно.

Вещий сон

Тогда он обратился к одному хорошо знакомому священнику за советом. Тот порекомендовал пойти в Оптину пустынь, что до сих пор стоит в Калужской области. Там в 1842 году мужчина был пострижен и взял имя Амвросий.

Монах часто и тяжело болел, но не прекращал помогать людям. Одни шли к нему за благословением, другие — за помощью, третьи — за советом. Сегодня такого человека назвали бы талантливым психологом, но тогда он просто исцелял души.

Так к нему попал человек по фамилии Калыгин. Это был добрый и верующий мужчина, который планировал уйти в монахи. Всю жизнь он стремился к Богу. Однажды ему приснился странный сон. Над его землей, которая была неподалеку от Оптиной пустыни, в облаках стоял храм удивительной красоты. Тогда он не знал, но в виденье Всевышний ему показал Шамординский монастырь.

Помещик рассказал об этом Амвросию, а тот увидел во сне хороший знак. Старец предложил ему продать свои земли. Калыгин согласился, а вскоре после этого принял постриг.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

  • Церковь Пресвятой Троицы;

  • Казанский собор;
  • Храм преподобного Амвросия Оптинского;
  • Церковь «Утоли моя печали»;
  • Больница;
  • Трапезная;
  • Водонапорная башня;
  • Дом Перлова.

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле — «неорусской» стилистической ориентации русского стиля — из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы — первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

  • 1 (14) октября 1884 года храм был освящен в первый раз во имя иконы «Живоносный источник», установленной в приделе храма;
  • в 1889 году, по благословению преподобного Амвросия, храм был перенесен на монастырское кладбище, а 5 июля 1890 года церковь освятили во имя Пресвятой Троицы (на его старом месте началось грандиозное строительство нового храма — Казанского собора), 15 (28) октября 1891 года в этой церкви отпевали умершего старца Амвросия;
  • 24 января 1892 года храм в третий раз был освящен уже во имя «Божией Матери Живоноснаго Ея Источника», а икона была установлена в приделе правой части храма,

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Советы посетителям

Осмотр Шамординского монастыря займет много времени. Но Вы не пожалеете. Если планируете экскурсию более 1 дня, заранее продумайте о ночлеге, питании. В Казанско-Амвросиевской пустыни есть гостиница при монастыре. В ней можно остановиться только по предварительной заявке организованной группе. В обители трапезная работает только для жительниц монастыря.

Путешественникам необходимо самим позаботиться о еде заранее. Можно перекусить в чайной на территории пустыни. Возле Шамординского монастыря имеются палатки. В них можно приобрести продукты.

Туристы для удобства обычно совмещают посещение обители с Оптиной пустынью, расположенной в 20 километрах.

Территория пустыни достаточно обширная. Использование схемы расположения зданий будет вам в помощь.

Оптина Пустынь

Дата основания

: кон. XIV — нач. XV вв.

Статус

: действуюший

Адрес

: Калужская обл., Козельский р-н, г. Козельск, монастырь Оптина Пустынь

Телефон

: (48442) 5-01-15

: https://www.optina.ru/

Основан в кон. XIV — нач. XV вв. Согласно преданию, основатель — покаявшийся разбойник Опта, в монашестве — Макарий. Первоначально был общим — мужским и женским, затем — мужской. В 1724 приписан к Белевскому Преображенскому монастырю, но в 1726 вновь обрел самостоятельность. Начиная с 2-й четв. XIX в. и вплоть до закрытия крупнейший в России центр старчества, посещался многочисленными паломниками, многими выдающимися деятелями культуры и искусства. Закрыт в 1918, подавляющая часть братии репрессирована. К 1924 закрыты все храмы. Территория и здания в разное время использовались под краеведческий музей, детдом, санаторий, лесопильную артель, лагерь НКВД, лазарет, воинские части, ПТУ, жильё. После ликвидации музея в 1928 началось постепенное разрушение и разграбление обители. Четырёхъярусная каменная колокольня 1802-1804, фланкированная братскими кельями, была разрушена до нижнего яруса, ныне восстановлена без строгого соблюдения прежних форм. Ограда сер. XIX в. с семью башнями была разрушена частично, ныне восстановлена. В 1974 территория взята под государственную охрану, началась медленная реставрация зданий. Монастырь передан РПЦ в 1987, в 1988 возобновлен. К настоящему времени восстановлен, активно посещается паломниками.

В настоящее время имеет статус ставропигиального. Вблизи монастыря святые источники Амвросия Медиоланского, Пафнутия Боровского и Серафима Саровского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector