Рождество иоанна предтечи

Содержание:

Молитвы на Рождество Иоанна Предтечи

Молитва первая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.
Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Иоанн Предтеча, проповедник и креститель рода человеческого. Молим о помощи Твоей, о спасении и заступничестве. Умоли Господа-Бога о нас, грешных и смертных рабах Его. Всели, с Божьей помощью, в сердца каждого чувство покаяния, терпимости и любви к Творцу. Избавь нас от злости, лицемерия, беззакония и неверия. Ты, Святой, учитель правды и заступник всех грешных. Умоляем, снизойди светом ярким и озари тернистый путь, не оставь нас в тяжелые минуты и помоги бороться с несправедливостью. Подари нам, грешным (имя), терпимость в делах, какую испытывал Ты, находясь в заточении и гонении за веру праведную. Мы готовы нести крест, который достался нам, но не оставь нас без поддержки и любви. Ты проводник между Господом и людьми, ближе всех находящийся к Спасителю. Да услышь молитвы наши и подари благодать Свою. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Кроме физического зрения, как мы хорошо знаем, каждый человек обладает внутренним зрением – способностью в той или иной мере прозревать то, что происходит вокруг него. Это внутреннее зрение имеет очень большое значение для жизни человека, его судьбы, для судьбы всего человеческого рода. Если люди теряют способность прозревать смысл происходящего с ними и с теми, кто их окружает, то они попадают в порочный и страшный круг повторения одних и тех же ошибок. С такими людьми происходит то, что может происходить только с человеком, лишенным мудрости, когда такой человек постоянно повторяет ошибки – и свои собственные, и ошибки других. Духовное зрение – это способность видеть и понимать сделанные ошибки, извлекать из опыта прошлого важный урок для себя.

Празднование

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (но не двунадесятым) и празднуется за 6 месяцев до Рождества Христова, 7 июля. День этот всегда приходится на Петров пост.

Рождество Иоанна Предтечи — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.

Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви — Рождество честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Накануне праздника вечером служится всенощное бдение. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Анатолием, Андреем Иерусалимским, Кассией монахиней; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника, второй канон написан Андреем Критским.

Рождение Иоанна

Появление на свет этого святого настолько чудесно, что о нем написано в Евангелии от Луки. Его родителями были святые Захария и Елисавета. Захария был священником, служил в Иерусалимском храме. Жена его Елисавета была родственницей Марии, Пресвятой Богородицы. Поэтому получается, что святой Иоанн Креститель состоял в земном родстве со Спасителем.

Явление Архангела Гавриила

У Захарии и Елисаветы не было детей, они уже состарились. Однажды Захария по обычаю служил в храме и шел с каждением, а весь народ стоял снаружи, так было принято. Когда он находился в храме один, то вдруг увидел Небесное явление. Перед ним предстал Архангел Гавриил и возвестил радостную весть о том, что молитва его была услышана. Что у Захарии родится сын, которого назовут Иоанном, он будет великим перед Господом, обратит сердца многих людей к Богу.

На это Захария возразил: как это может произойти, когда жена его бесплодна, и он уже стар. Архангел же ответил: «за то, что ты не поверил моим словам, будешь пребывать в немоте, пока это не совершится». Небесное явление исчезло, а Захария вдруг почувствовал, что лишился языка и не может произнести ни слова.

Встреча Елисаветы и Богородицы

Он вышел к народу, и люди поняли, что священник сподобился явления Свыше. После своего служения он возвратился в дом, и жена его вскоре забеременела. На шестом месяце, как мы знаем из Евангелия, к Елисавете пришла Сама Богородица с радостной вестью, что Она будет Матерью Христа. Это было естественно, Пречистая захотела поделиться радостью со своей родственницей, тем более, что Архангел рассказал Ей, что Елисавета зачала в старости.

Но прежде чем Она успела сообщить ей весть, младенец Иоанн, который находился в чреве Елисаветы, взыграл от радости, что почувствовал присутствие Богородицы со Христом. От этого на Елисавету нашла Благодать, и она сама все поняла и стала восхвалять пришедшую к ней Божию Матерь.

Так по сути знакомство святого Иоанна Крестителя со Христом произошло еще до их рождения. Когда пришло время родиться Иоанну, то спросили у Елисаветы, каким именем назвать младенца. Она ответила: Иоанном, к удивлению многих, ведь таких имен раньше не слышали. Тогда спросили у Захарии то же самое, он написал на дощечке: Иоанн, имя, которое Архангел назвал ему. Тогда все удивились, что родители оказались единодушными в выборе имени ребенка.

После этого произошло чудо: отец вдруг избавился от немоты и стал громко славословить Бога за дарование ему сына. Также он начал пророчествовать о том, что Иоанн будет великим человеком, угодником Божиим, пророком.

День Рождения Пророка и Крестителя Господня Иоанна

Считается, что Предтеча появился на свет в селении близ Иерусалима Айн-Карем. Издревле христиане чтили это место, здесь до сих пор сохраняются церкви, посвященные самому Иоанну, его праведным родителям.

Определить историческую дату рождения пророка до сих пор не удалось. Ныне принятое летоисчисление, разделяющее историю человечества на «ante Christum» (до Христа) и «anno Domini» (после Рождества Христова) появилось только в VI в. в Западной Церкви. Отвергая счет годов на основе периодов правления языческих императоров, христиане предложили новую датировку, постепенно принятую полнотой Церкви. Однако та же Западная Церковь, как выяснилось, сделала ошибку примерно на 5 или 7 лет, опираясь при вычислении дня и года рождения Спасителя на дату основания Рима. Таким образом, определенных западными христианами «первый год нашей эры» оказался на несколько лет позже реального года Рождества Христова.

Таким образом, рождение Крестителя также пришлось на время «до нашей эры». Ведь св. Лука говорит о том, что события Рождества св. Иоанна случились «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5). А Ирод Великий, о котором идет речь, умер в 4 г. до н.э., причем за три года до этого, около 7 г. до н.э. им проводилась перепись, во время которой произошло Рождение Христа, тогда как Иоанн пришел в мир на полгода раньше. Таким образом, годом его рождения можно признать 7 г. до н.э.

Месяц же появления на свет пророка Евангелистами никак не отражен, так что историки пытаются высчитать дату на основании обстоятельств появления на свет Иоанна, например, пытаясь понять примерный день рождения на основании смены «черед» служения в Иерусалимском храме: ведь именно во время богослужения священник «из Авиевой чреды», Захария, отец пророка, получил извещение Ангела о будущем рождении Иоанна.

«Побеждается естества чин»

Так воспевает Церковь пришествие в мир Сына Божия. Но то же можно сказать также о Его Предтече. Ведь по рассуждению человеческому он вовсе не должен был родиться.

Родители пророка, священник Захария с супругой Елисаветой, отличались благочестием, праведностью по Закону Моисееву. Однако их бедой было отсутствие наследников. В народе еврейском, тысячелетия жившем в ожидании прихода в мир Мессии, Спасителя, каждая семья надеялась, что именно их род прославится рождением Праведника. Бездетность же почиталась как бы клеймом, знаком отсутствия Божия благословения. Считалось, что подобное говорит о неких тайных грехах несостоявшихся родителей. И, конечно, находились люди, не упускавшие случая обличить их.

Святые праведные Захария и Елисавета

Писание и Предание не говорят, подвергались ли унижениям от соплеменников супруги, но можно полагать, что вынести им пришлось немало. Прошли годы, оба они состарились, видимо, смирились со своим положением, притерпелись.

Но однажды, когда Захария служил «по чину своей чреды» в Иерусалимском храме, он вдруг увидел Ангела. Небесный посланник возвестил ему то, о чем он, должно быть, молился десятилетия:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:13).

Услышана молитва? Вот сейчас? В старости, когда он уже давно перестал просить о несбыточном?

А Ангел продолжал, и теперь слова его звучали уже совершенно невероятно: «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».

Итак, священника известили не просто о рождении ребенка, но – пророка, причем – Предтечи Мессии. Благочестивый священник хорошо знал, что значит сравнение его еще не родившегося сына с великим Илией, о котором Предание говорит, как о том, кто возвестит приход Спасителя.

Захария отреагировал так, как, наверное, отнесся бы к такому явлению считающий себя самым обычным человек: для него было очевидно, что он не готов. Как бы в растерянности он вопрошает явившегося:

«По чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». И тогда Гавриил – ибо то был Архангел, позже возвестивший Деве Богородице о Рождении Спасителя – наказывает Захарию немотой. Отныне до рождения сына он не произнесет ни слова. А когда Елисавета родит мальчика – по наречении ему указанного Гавриилом имени произнесет первые слова. Они засвидетельствуют, как изменился Захария за 9 месяцев безмолвия. Ибо то будет пророчество и славословие Бога за чудо.

Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах

Рождество Иоанна Крестителя — один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.

На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.

Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.

История праздника

Захария усомнился в предсказаниях Архангела Гавриила и поэтому был лишён дара речи. Рождество Иоанна Предтечи описано евангелистом Лукой. Отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником. Оба были праведны и достигли преклонного возраста, но не имели детей. «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует Лука, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана.

Однажды Захария совершал каждение в храме, увидел ангела и получил от него предсказания:

  • о рождении сына;
  • о его имени;
  • о радости, которую принесёт его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа;
  • о том, что сын будет велик пред Господом;
  • о предстоящей его сыну миссии — «представить Господу народ приготовленный».

Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи. По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (читайте о празднике Зачатие Предтечи) и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, избавившему её от бесплодия.

Когда Елисавете пришло время родить сына, соседи и родственники очень обрадовались и в 8 день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме и требуемый законом Моисея обряд обрезания. При обрезании новорождённому давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчёркивает это обстоятельство потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: «Иоанн будет имя ему», — и все удивились необычайности совпадения желания матери и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему.

По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода. Поэтому, когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают, жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный отсутствием младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям.

Без внутреннего перерождения невозможен внешний успех. Предтеча призывал «сотворить плоды покаяния»

«Святой Иоанн Предтеча явился, прежде всего, как проповедник покаяния. Покайтесь, перемените свои мысли и настроение, приидите в чувство неправды путей ваших, «перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис. 1, 16–17)! Без этой внутренней перемены, без очищения сердца от зла не может быть благосостояния ни личного, ни общественного

Человек, не желавший… сверять с голосом совести пути своей жизни и каяться в своих неправдах, принуждается против воли делать это: он разочаровывается в том, в чем находил счастье, охлаждается ко всему, испытывает в душе какую-то пустоту… Точно так же и в жизни общественной тщетны все надежды на новые внешние формы общественной жизни без сопровождающего их внутреннего духовного обновления общества.

Другой призыв великого пророка – это «сотворить…. плоды покаяния» (Мф. 3, 8). Плоды покаяния – это дела любви. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). Как часто представляется случай совершать эти дела милости и всем нам, и как часто мы, однако, под разными предлогами их не делаем. Призывает великий пророк общество… к добровольной уступчивости».

Сщмч. Фаддей (Успенский)

Нетленные мощи святого

Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью – отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.

Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.

Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории

В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.

Значение слова

На самом деле, до сих пор не известно, откуда пришло название Ивана Купалы. Лингвисты предполагают, что слово восходит к древнему индоевропейскому корню -kup-, что значило «очень хотеть, кипеть». Возможно, оно употреблялось в значении «костер, водоем». В общем, любое место, где народ деревень собирался на празднование. Все то, что мы сегодня знаем об этом празднике, напрямую связано с огнем и водой. Огонь — символ Солнца, которое дает жизнь всему живому, вода — символ живительной энергии. В некоторых районах праздник Ивана Купалы отмечают до сих пор, и эти атрибуты по-прежнему являются главными.

После пребывания в пустыне Иоанн Креститель начал проповедовал

Акриды
это вид пищи, характерный для самих бедных слоёв населения. Им питался Иоанн

Евагелист Лука говорит о том, что в пустыне Иоанн Креститель обрёл по Божией Воле дар слова. После этого он стал проповедовать.

Статья «Акриды» на hranitel.club

С этого момента он стал вести аскетический образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи или определённый вид растения, по некоторым мнениям) (Мк. 1:6).

Проповедь святого Иоанна Крестителя. Икона. Проповедовать Иоанн Креститель начал в стране Иорданской в 28-29 году н.э. Он призвал грешников креститься ради прощения грехов

Святой Иоанн начал проповедовать в 28 или 29 году н.э. Он ходил по стране Иорданской и призывал принять крещение для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсталогическую весть.

Он укорял народ за гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисееев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Пророка Иоанна от обычного проповедника также отличало то, что он передавал людям Божию волю. Иисус Христос указывал на Иоанна, как на приход пророка Илии, которого ожидали ( Мф. 11:14, Мф. 17:12).

Иоанн Креститель отвечал священникам и левитам, что он не является ни Илией, ни пророком, но:

Ин. 1:26-27

Явление Христа народу. Александр Иванов. 1834-1857 год. Когда Иоанн Креститель проповедовал, он увидел подходящего к нему Иисуса, который принял от него Крещение

На следующий же день пришёл к Иоанну Крестителю Иисус. Увидя походящего к нему Спасителя святой сказал:

Ин. 1:29-31

После этого последовало Крещение Господне.

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя

  1. Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

  2. Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.

  3. До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.

  4. Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

  5. Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей — Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).

  6. Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.

  7. Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.

  8. Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.

  9. Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима — Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.

  10. По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала

Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими.

Рождество Предтечи – это величайшее событие мировой истории

«День рождения Иоанна Предтечи… чрезвычайное явление не только своего времени, но и всей истории должны мы приветствовать рождение этого мужа

Высоко и важно было служение, к которому Иоанн призван был еще от чрева матери; совершенно новый и в своем роде единственный был способ, каким он исполнил свое трудное служение

Он должен был быть пророком Вышнего, должен был идти впереди Господа и приготовить путь Ему, иначе сказать, должен был народ, погруженный в бездну греха и порока, привести к сознанию своего бедственного положения и пробудить в нем жажду освобождения из того состояния, в котором так хорошо себя чувствовала его греховная, чувственная природа, – словом, должен был приготовить людей к принятию Спасителя. А это такое трудное дело, что можно было не только усомниться в исполнении и успехе его, но прийти в отчаяние, если просмотреть, как приступил Иоанн к его исполнению.

Не знамениями и поразительными чудесами, как прежде его пророки, внедрил он веру в свое божественное посланничество, не льстивыми словами он старался расположить к себе… Исполненный строгости и пламенея ревностью Илии… Беспощадно обличил он господствовавшее направление своего чувственного века и бичевал порок всюду, где бы он ни находил себе место – в пышных ли палатах богачей или в убогих хижинах бедняков»

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Своим примером готовиться путь ко Христу

«Захария при рождении своего сына Иоанна сказал, что он приготовит путь Господу (Лк. 1, 76), то это не была его тщетной надеждой и несбыточной мечтой. Успех, который имел в своем деле Иоанн, вполне оправдал эту надежду. Никогда Иисус не нашел бы такого приема, никогда Его учение не достигло бы такого быстрого и широкого распространения в народе, если бы Иоанн не вызвал в нем движения к Нему и не сделал сердца людей восприимчивыми для Него.

Своей строгой, с благоговением совершаемой добродетелью сделал он это — добродетелью, которая воодушевляла и его последователей, сообщая им силу, ревность и мужество растрогать узы греха и подниматься на ту нравственную высоту, на которой видели они Иоанна.

В самом деле вы, любящие добро, скажите, что пробудило в вас эту любовь, что воспламенило вашу ревность, что укрепило вас в борьбе против ада, что дало вам мужество возвратиться на путь добра в то время, когда под тяжестью искушений вы близки были к бездне погибели, когда приходили в отчаяние при встрече с разного рода трудностями и препятствиями? В большинстве случаев не были ли это примеры добрых, благочестивых родителей, начальников и воспитателей, благородных друзей, примеры добрых людей из различных времени стран?»

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча претерпел усекновение главы в 32 году, в феврале или марте, но Церковь с первых веков христианства установила праздник Усекновения 11 сентября. Как считают некоторые церковные историки, это произошло потому, что было необходимо противопоставить его языческому празднованию Нового года в Александрии и Армении. Стихиры празднику написали Патриарх Герман и монах Иоанн, а каноны — святитель Андрей Критский и монах Иоанн в VIII веке. В 1769 году, во время русско-турецкой войны, императрица Екатерина II повелела в этот день совершать поминовение воинов, на поле брани убиенных: «сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобно страдающих и о положивших живот свой за веру и отечество».

Текст молитвы

Молиться перед святейшим образом Иоанна нужно словами молитв, специально написанными святыми старцами. Эти люди всю жизнь свою посвятили служению Господу. Они написали тексты, вдохновленные Божьим провидением. В этих молитвах отражены все те тягостные раздумья, терзающие душу христианина. Желательно выучить слова молитвы наизусть. Произносят священный текст перед иконой с изображением Иоанна. Помолиться можно дома или в церкви. Лучше всего обратиться к праведнику в храме. Подойдя к его иконе, нужно дважды поклониться в пояс и перекреститься, а потом вслух или мысленно произнести слова молитвы. После моления нужно еще раз покреститься и поклониться.

Есть специальная молитва, написанная, чтобы христиане ее произносили, обращаясь к пророку. В ней верующие просят Крестителя не относиться к ним презрительно, а помолиться за них, людей немощных и недостойных. Христиане верят, что праведник поможет спасти их грешную душу. Пророка просят принять покаяние, очистить от грехов, допустить в Небесное Царство.

Чему посвящён праздник?

Праздник посвящён рождению Иоанна Предтечи, которое описано в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). Согласно церковному преданию, отец и мать Иоанна Предтечи — Захария и Елисавета — жили во времена Ирода (Лк. 1:5). Долгое время у них не было детей. Однажды, когда Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме, он увидел Архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын. (Лк. 1:13-17). Архангел Гавриил также сообщил Захарии, что его сын станет провозвестником Спасителя — Мессии.

«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко). Commons.wikimedia.org

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк 1:13-17).

Как сказано в Евангелии от Луки, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном. До этого никто в роду не носил это имя. Но Захария, который был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник обрёл дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

Согласно преданию, после Рождества Иисуса Христа царь Ирод повелел избить всех младенцев в городе Вифлееме. Услышав об этом, мать Иоанна Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария остался в Иерусалиме, продолжая служить в храме. Он не поведал воинам царя Ирода, где скрывается Елисавета с младенцем, за что был убит прямо в храме.

После этого Иоанн много лет жил в пустыне. Он постился и много времени проводил в молитвах. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он пришёл на берег Иордана и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», то есть настало время, когда должен явиться Спаситель, который будет призывать всех в Своё царство. Проповедуя, Иоанн стал говорить о крещении и покаянии. Во время его проповедей к реке Иордан в большом количестве сходился народ. Пришёл к Иоанну на Иордан креститься и Спаситель мира, Иисус Христос, на что Иоанн заявил народу: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира».

В Православной Церкви Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришёл прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ин. 1:23; Мф. 3:3), а Крестителем — потому что он сам крестил Спасителя в Иордане.

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем Мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос). Commons.wikimedia.org

Традиция прославлять Иоанна Крестителя сложилась ещё в первых христианских общинах в дни его рождения и мученической смерти. Иоанн был казнён в темнице оруженосцем царя Ирода, который отсёк ему голову. Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6–12, Мк. 6:21–29). В память этих событий установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает его 11 сентября.

Статья по теме

За что Иоанн Предтеча лишился головы?

А сам праздник Рождества Иоанна Предтечи с III века отмечался как восточными, так и западными христианами, в начале IV века был введён в христианский календарь в день летнего солнцестояния.

Храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи

Со времен Крещения Руси на ее территории постоянно возводились святыни во имя великого пророка. Сегодня некоторые из них являются памятками архитектуры, хранящие древние уникальные артефакты. Так, Чесменская церковь в Санкт-Петербурге удостоилась этого звания на федеральном уровне. От других храмов ее отличают легкие, изящные архитектурные формы.

Не менее известен и собор во имя Предтечи на Пресне (Москва). Изначально он был деревянным, однако в XVIII столетии дерево заменили камнем. Храм всегда был действующим, даже при Советском Союзе его двери никогда не закрывались для прихожан. Сегодня там можно увидеть уникальные иконы, а также ощутить непередаваемую атмосферу древности. Так, церковь хранит знаменитый образ «Ангел в пустыне» (XVII в.), а стены ее расписаны самим Васнецовым. Это открытие было сделано после того, как одна из фресок святыни замироточила.

Также в столице есть еще один собор Иоанна Крестителя – на Бору. А вот Великий Новгород славится храмом, находящимся на Опоках. Не растеряли традицию возводить церкви во имя Рождества Предтечи и староверцы. Их приходы расположены по всей России:

  • пос. Сепыч (Пермская обл.);
  • пос. Шамары (Свердловская обл.);
  • д. Кувакуш (Кировская обл.) и др.

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

Добродетель одного может преобразить многих

«И так как его собственная жизнь стояла в полной гармонии с его учением, так как он сам исполнял то, чего требовал от других.

Сила добродетели, обнаружившаяся во Иоанне, была непобедима. Она производила на людей столько глубокое впечатление, что народ составил о нем мнение, что он есть тот великий, от Бога посланный Мессия, Которого он так давно ожидал. Видите ли, какова сила доброго примера?!

Потрясенные ею, тысячи людей разрывали связь свою с грехом и приносили покаяние, даже воины пришли к нему и пожелали креститься в знак своего покаяния.

Да, совершенна справедливо, что путь воздействия на других посредством одного только слова труден и длинен, а путь наставления делом и примером, напротив, легок и короток. Многие неспособны воспринимать одно только словесное назидание. Они слушают слова, не соединяя с ними никакой мысли. Хочешь ты, брат, или ты, сестра, иметь влияние на других…приобрести их для Бога и добродетелей радетели, то нет более могущественного средства, как показать им пример».

Сщмч. Владимир (Богоявленский).

Особенности праздника в России

В России Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не только напоминает о рождении величайшего пророка, но и переплетается с языческим праздником почитания Ивана Купалы. В этот день на Руси было принято обливаться водой, прыгать через костёр, собирать травы. Особенно старались найти и принести в дом папоротник, считалось, что растение защитит от нечистой силы. Языческие обычаи заменялись христианскими традициями. Но даже в современном обществе в праздник рождества Иоанна Крестителя многие вспоминают о древних ритуалах язычества.

Церковью осуждается проведение любых языческих обрядов, особенно связанных с гаданием, поклонением стихиям природы и разнузданными гуляниями. Многие верующие считают, что само название праздника Рождества Крестителя Господне Днём Ивана Купалы оскорбляет память святого и возвращает сознание человека к истории язычества с его жертвоприношениями, поклонением множеству богов, невежеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector