1714,реформы никона и церковный раскол xvii века: объясняем детально

Суть, содержание и этапы

Смерть Патриарха Адриана развязала императору руки, и он принялся урезать церковные привилегии. Все началось с попыток не допустить избрание нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монастырский приказ, в управление которому перешли земли монастырей и имущество архиереев. Следующим шагом было издание сразу нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Таким образом, началась борьба с инакомыслием на местах, не допустившая создание разного рода ересей и реформаций (которые происходили в Европе).

Но эти преобразования не устроили царя. Вскоре патриаршество было расформировано, его заменял Синод – новый коллегиальный орган, подконтрольный самому Петру. Для того чтобы не допустить оппозиции в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора, контролирующего его деятельность.

Многие монастыри и богадельни были расформированы за ненадобностью. По мнению царя, они не приносили ощутимой пользы. Был также введен запрет на строительство подобных сооружений.

Противостояние церковных традиций

Раскол стал одним из выразительнейших явлений русской духовной жизни. С одной стороны никонианцы, приверженцы преобразований по греческому образцу, стремившиеся привнести в богослужебные обряды и книги свежую мысль, поборники серьёзного религиозного образования. С другой, представители нравственных сил старого общества, опиравшиеся на «Стоглав», и готовые «ради древлего благочестия и безнарядья», терпеть муки, лишения и идти на смерть.

Возникновение противоречий

Первое значительное столкновение произошло на никонианском соборе 1654 года, на котором обсуждался вопрос об унификации русской богослужебной литературы по греческим образцам, напечатанным на Западе. Спор между участниками разгорелся именно по этому поводу. Противники реформирования по-византийски во главе с протопопами Аввакумом и Иваном Нероновым выступили за соблюдение старорусской традиции, как определяющей историческую и национальную самостоятельность РПЦ.

Они считали неприемлемым заимствовать обрядовые правила у представителей юго-западных территорий по следующим причинам:

  • укоренённость в народе мнения о превосходстве русского благочестия над греческим;
  • разлагающее влияние отказа от веками освящённой традиции;
  • самодискредитация константинопольской патриархии во время подписания Флорентийской унии с папским престолом;
  • резкость, безапелляционность и насильственные методы проведения преобразований.

Суть разногласий

Если попробовать дать характеристику церковному расколу 17 века кратко, то можно составить следующую сравнительную таблицу:

До реформы После реформы
Крестились двумя перстами Крестились тремя перстами
Движение верующих вокруг храма крестным ходом по солнцу Движение верующих вокруг храма против солнца
Двукратное пение «аллилуйя» Троекратное пение «аллилуйя»
Земные поклоны Поясные поклоны
Бог Исус Бог Иисус

Для современного человека всё это может показаться не слишком значительно, чтобы возникнуть противостоянию, имеющему в качестве итога кровавые подавления восстаний и возмущений старообрядцев, их массовые самосожжения в течение без малого двух столетий, казни наиболее выдающихся лидеров раскольников. Однако, следует понимать, что религия, определяющая духовную жизнь человека 17 в., оказалась полем идеологической борьбы нового со старым. А к каким катастрофическим последствиям она может привести, очень наглядно продемонстрировал прошлый XX век.

Первые репрессии

Обладая всей полнотой не только церковной, но и светской власти, патриарх Никон использовал для подавления инакомыслия весь административный ресурс, находящийся в его распоряжении. Первый удар был нанесён по центру староверов в лице Аввакума Петрова, которого сослали на Байкал, князя Львова — в Соловецкий монастырь, протопопа Даниила — в Астрахань. Епископ Павел вынужден был бежать и скрываться.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Идеология раскола

Инициатором реформы выступал царь Алексей. Главным идеологом он поставил патриарха Никона. Основной идеологией изменений являлось приведение в соответствие церковных текстов и обрядов, какие существовали в других государствах. Это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить лучший контакт с другими странами в религиозном направлении.

Конечно, это встречало сопротивление со стороны ряда церковников, которые не хотели менять древнерусские обычаи. Раскол произошёл настолько глубокий, что старообрядцы стали подвергаться жестоким гонения.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Это интересно: 2137,Частный Музей Русской Иконы

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания. 

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.



Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

  1. Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

  2. Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

  3. Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

  4. Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

  5. Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

  6. Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

  7. Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

  8. Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

  9. Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков — старообрядцев, староверов или раскольников — во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона — никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения — «гари» и «заповещания» — умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ — одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли зажживо. Главный враг — «Никон-Антихрист», добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Замена языческих праздников православными

Время патриаршества Никона связывают с окончательной подменой исконно славянских праздников на христианские. У народа отобрали духовное наследие, культуру, уходящую глубоко в века, и близкую каждому русскому человеку. Ниже приводятся самые значимые для славян торжества и их интерпретация в христианских канонах:

  • 6 января – Праздник в честь бога Велеса – Рождественский Сочельник;
  • 7 января – Коляда – Рождество Христово;
  • 24 января – День бога Велеса (покровителя домашнего скота) – День святого Власия (покровителя животных);
  • 2 марта – День богини Морены – День святой Марианны;
  • 7 апреля – Масленица – Благовещение;
  • 6 мая – День Дажьбога (впервые выгоняли скот) – День Георгия Победоносца (покровителя скота и воинства);
  • 22 мая – День Ярилы (бога весеннего солнца) – Перенесение мощей святого Николая Весеннего, дарящего теплую погоду;
  • 7 июня – Триглав (языческая Троица) – Святая Троица;
  • 6 июля – Русальная неделя – Праздник Аграфены Купальницы;
  • 7 июля – День Ивана Купалы – Рождество Иоанна Крестителя;
  • 2 августа – Праздник Перуна (бога грома) – День святого Ильи Пророка (громовержца);
  • 19 августа – Праздник первых плодов – Яблочный Спас;
  • 21 августа – День Стрибога (бога ветра) – День Мирона Ветрогона;
  • 21 сентября – Праздник рожениц – Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 10 ноября – День богини Макоши (покровительницы прях) – День Параскевы Пятницы (покровительницы швей);
  • 14 ноября – Свагор открыл людям железо – День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнечного дела);
  • 21 ноября – День Сварога и Симаргла (бога огня и неба и посланника богов) –День Архангела Михаила.

Подмена древних традиций не ограничилась праздниками. Во времена Никона гонениям подвергся такой культурный элемент, как скоморошество. Скоморохи были близки к простому народу и открыто насмехались над духовенством и государственными деятелями. Зачастую они говорили то, за что обычный человек мог поплатиться языком. Церковники питали открытую ненависть к искусству сатиры и всячески преследовали «глумцов». Своего апогея это достигло как раз в середине XVII века. Скоморохов называли служителями дьявола, наиболее смелых сажали в темницы, подвергали пыткам, казнили. Уже к концу XVII столетия шуты ушли с ярмарок и из торговых рядов центральной Руси, а при Петре полностью исчезли как явление русской культуры.

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны. 

Протестные настроения верующих

По всей стране прокатились народные восстания. Самые смелые открыто высказывали протест никонианцам. Другие же попросту бросали свои дома и уходили в соседние страны или образовывали отдельные поселения в безлюдных местах. Движение старообрядцев ширилось. Вскоре количество раскольников настолько выросло, что власти пришлось вмешаться.

Отказаться от нововведений ни Алексей Михайлович, ни патриарх не могли. Поэтому они применили к раскольникам насильственные методы. Беглецов перехватывали и возвращали домой. Самых активных подвергали пыткам, сжигали на кострах. По стране прокатилась волна инквизиции. Людям навязывали новую религию с помощью страха, силы.

Все же многим старообрядцам удалось вырваться из сетей никонианцев. Они основали общины. Раскольники трепетно хранили древние знания, переписывали тексты. Старообрядцы почитали семейные устои, осуждали курение, пьянство. В качестве протеста противники новой религии проводили массовые самосожжения. Подавить восстание властям удалось лишь через 8 лет.

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий — основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания. 

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.

https://youtube.com/watch?v=pH8r7AKtD8A

Вариант 1

А1. Что было причиной церковной реформы XVII в.?

1) смерть патриарха Филарета
2) включение в состав России мусульманских народов
3) подписание Флорентийской унии между византийским патриархом и папой римским
4) разночтения в священных книгах и различия в обрядах подрывали авторитет церкви

А2. Кто был сторонником исправления церковных книг в соответствии с греческими источниками?

1) патриарх Никон
2) протопоп Аввакум
3) монах Нестор
4) патриарх Филарет

A3. Что было причиной конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?

1) отказ Никона поддержать церковную реформу
2) выступление Никона в поддержку старообрядцев
3) попытка Никона объединить католическую и православную церкви
4) стремление Никона поставить церковную власть выше светской

А4. Кого называли старообрядцами?

1) язычников
2) сторонников объединения с римско-католической церковью
3) сторонников патриарха Никона
4) верующих, отказавшихся признать церковные нововведения XVII в.

А5. Церковная реформа была проведена в

1) 1632-1634 гг.
2) 1645-1676 гг.
3) 1653-1655 гг.
4) 1666-1667 гг.

В1. Какое имя пропущено в отрывке из сочинения В.О. Ключевского?

Друзья рассорились, вследствие чего __________ самовольно покинул патриарший престол, надеясь, что царь… воротит его, а царь этого не сделал.

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина

С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе

В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Значение раскола

Никоновский раскол очень ярко охарактеризовал общество тогдашней Руси, как крайне традиционное, негибкое, не приемлющее нововведений. Конечно, насильственные методы насаждения реформы вызывали отторжение, но многие предложенные позитивные изменения отвергались только по причине того, что были новы.

Все, что отступало от старинных канонов и нарушало привычные традиционные устои, рассматривалось старообрядцами как ересь и беспощадно отвергалось. Кроме стремления к традиционализму, никоновский раскол можно рассматривать и как движение «низов против верхов», т.е. в социальном аспекте. Старообрядцы выступали за высокие позиции Церкви в обществе, протестуя против навязывания общества гражданского и светского.

Несмотря на то что Никон и не ставил перед собой целью создать светское общество (напротив, он хотел сосредоточить все православие на Руси), его противники усматривали имперские и чисто политические мотивы в проведении реформы. А это вызывало опасения за сохранение чистоты веры.

Важно! Таким образом, старообрядчество на Руси нужно рассматривать не только в религиозной плоскости, но и в социальной — как оппозицию к модели общества, сформированной при дворе Алексея Михайловича. Несмотря на всю жестокость и крайне тиранические методы внедрения реформы, она имела очень важное значение для дальнейшего развития Руси

Если рассмотреть ситуацию, при которой старообрядчество одержало бы верх и Русь пошла бы не по пути модернизации и освоения нового, а осталась бы изолированной и традиционной — это бы буквально за несколько столетий превратило бы страну в отсталую

Несмотря на всю жестокость и крайне тиранические методы внедрения реформы, она имела очень важное значение для дальнейшего развития Руси. Если рассмотреть ситуацию, при которой старообрядчество одержало бы верх и Русь пошла бы не по пути модернизации и освоения нового, а осталась бы изолированной и традиционной — это бы буквально за несколько столетий превратило бы страну в отсталую

Кроме того, такая строгая традиционность общества сделала бы невозможными дальнейшие реформы Петра Первого, которые, несомненно, были бы невозможны без соответствующей готовности общества к изменениям.

Историческое видео о патриархе Никоне и его реформах

Суть церковной реформы

С 1653 по 1656 г. патриарх Никон упорядочивал догматы православья. Реформа была быстрой и жесткой. Поэтому вызвала сопротивление как со стороны прихожан, так и со стороны самих священников. От своих подчиненных Никон требовал знания всех церковных книг. Священнослужители обязаны были разбираться в Священном Писании. К тому же, по мнению патриарха, они должны были стать примером для прихожан, агитируя праведную жизнь.

Никон лично взялся за исправление церковных книг. Письменные источники старой религии сжигались. Всех противников реформы патриарх отстранял от должности. Главные изменения, коснувшиеся церкви:

  • Крещение выполнялось исключительно тремя перстами.
  • Поклоны совершали до пояса, а не до земли.
  • Введен термин «православие» вместо «божья вера» или «непорочная вера».
  • Имя Исус было заменено на Иисус, в соответствии с общемировым написанием.
  • Крест стал четырехконечным.
  • Крестный ход совершался против часовой стрелки, а не по ходу солнца.

Первые христианские рукописи были утеряны. Поэтому никонианцы переписывали церковные книги, взяв за основу современные греческие и римские источники. Это вызвало сильный протест. Получалось, что греческая церковь стоит выше русской. Все, во что свято верили люди, враз стало неправильным. Их иконы уничтожались, во время обрядов заставляли ходить против солнца. Многие это восприняли как происки тьмы.

Реформа и раскол

Началась реформа в середине 17 века с того, что изменились некоторые внешние детали церковного обихода и богослужений. Наиболее известным изменением, с которым и ассоциируют никоновскую реформу, было замещение древнерусского крещения двумя перстами на троеперстие.


В 1656 состоялся Собор, который предал проклятию всех, кто крестится двумя перстами

Никон проводил свои реформы очень резко, страстно, со свойственным ему авторитарным стилем управления. Это очень быстро вызвало ответную волну недовольства и несогласия — уже при дворе из бывших соратников многие ушли в открытую оппозицию к патриарху.

Наиболее известным противником Никона был протопоп Аввакум, который по характеру был похож на патриарха. Он также был человеком очень активным, бескомпромиссным, фанатичным. В реформах Никона он разглядел подмену «истинного православия» на новую непонятную и чужеродную религию, поэтому со всем своим пылом обрушился на бывшего соратника.

Накаляло обстановку очень резкое, местами насильственное насаждение новых правил и традиций. В середине церкви появились сторонники только старого церковного строя — староверы, которые напрочь отказывались подчиняться патриарху и продолжали служить так, как привыкли до этого. Так и случился никоновский церковный раскол.

Важно! Наиболее известными сторонниками и пропагандистами «старого режима» в церкви выступали протопоп Аввакум Петров, Иван Неронов, Даниил Логгин. Под влиянием их горячих проповедей о защите истинной православной веры общество все больше радикализировалось

Многие простые верующие совершенно не понимали сути реформ, но воспринимали их как попирательство веры предков, как искажение истины. Не только простой народ проникался проповедями староверов, но и знать

Под влиянием их горячих проповедей о защите истинной православной веры общество все больше радикализировалось. Многие простые верующие совершенно не понимали сути реформ, но воспринимали их как попирательство веры предков, как искажение истины. Не только простой народ проникался проповедями староверов, но и знать.

Известная всем боярыня Морозова и ее сестра Прасковья Урусова поплатились жизнью за нежелание подчиняться новым церковным устоям. Нужно отметить, что патриарх Никон не просто отменил старые обряды, но называл их ересью и предавал анафеме.

В свою очередь, староверы считали ересью новые законы, полагая, что только древние традиции Руси являются истинными. Даже тот факт, что весь остальной православный мир живет по греческим образцам, староверов не смущал. Их идея заключалась в некоей «национализации» православия на Руси, как единой истинной веры.


Старообрядческий раскол

Противостояние достигло своего пика, когда староверов начали преследовать и силой обращать в реформу. Их истязали, казнили, сжигали, калечили. Этот страшный период вошел в историю под названием «русской инквизиции». Амбиции двора и патриарха стали настолько высоки, что совершенно затмили изначально полезную и благую цель улучшения и очищения богослужений и церковной жизни.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

Суть церковной реформы Петра I кратко

Объяснение сути церковной реформы Петра I

Преобразования Петра Великого, затронувшие духовное сословие, были его борьбой с духовенством. Признавая полезность религии, как инструмента для управления страной, царь стремился поставить этот инструмент себе на пользу, не желая делить власть с главой церкви. По сути, церковная реформа Петра I просто лишила духовное сословие самостоятельности, поставив его в прямую зависимость от государственной власти. Церковь лишилась множество привилегий, появились дополнительные налоги и штрафы, деятельность низших представителей духовного сословия начала ограничиваться – царь прилагал все усилия для того, чтобы выжать из института церкви максимум пользы для страны. Разумеется, из-за этого он не приобрёл популярности среди духовного сословия, но зато это помогло ему укрепить вертикаль государственной власти. Задачи церковной реформы Петра Первого были выполнены – он ограничил власть духовенства и укрепил свою собственную.

Задачи и цели церковной реформы 17 века

Целями церковной реформы была централизация духовной власти на Руси, но эффект получился прямо противоположный – произошёл раскол

Начались преобразования после того, как патриарх Никон обнаружил расхождения в некоторых церковных книгах. Сам факт расхождений был не удивителен, так как они многократно правились с греческих и церковнославянских оригиналов, но их необходимо было устранить, чтобы в будущем они не стали причиной раскола. Правда, несмотря на то, что целью церковной реформы была её централизация, именно она и вызвала этот самый раскол, которого Никон хотел избежать. Для закрепления реформы патриарх провёл ряд соборов (собраний), на которых продолжал гнуть свою линию. Современные исследователи полагают, что во многом именно быстрота и резкость церковной реформы в и привела в итоге к расколу. Если бы преобразования проводились не столь поспешно и не так агрессивно, вполне вероятно, таких последствий был не было, так как основная масса населения приняла бы реформу гораздо спокойнее. Так что добиться основной цели церковной реформы патриарху Никону не удалось – вместо того, чтобы централизовать духовную власть, он вызвал раскол в её среде.

7 основных открытий Менделеева
Реформы Александра I и Сперанского

Великая книжная гарь

Церковная реформа предусматривала исправления в священных писаниях. Поправки, по версии приверженцев Никона, способствовали упрощению понимания текста, устраняли ошибки и неточности, которые якобы имелись в древнерусских книгах. При переписывании никонианцы опирались на древние греческие тексты, консультировались с восточными теологами. Однако при этом терялся полный смысл писаний. Например, фраза «Его же царствию несть конца» была трансформирована в «Его же царствию не будет конца», хотя слово «несть» на церковнославянском означает «не было, нет и не будет». Разница в глубине смысла – налицо.

Неугодные старые рукописи сжигали. В огонь летели многолетние труды тысяч древних писцов. Практика сжигания церковных книг намного лет пережила патриарха. Есть достоверные свидетельства того, как при Петре I на одном только пепелище ортодоксальной литературы было собрано более 650 кг медных накладок, застежек и бляшек.

Вместе с книгами на кострах принимали смерть многие несогласные с реформой. Не щадили никого: ни крестьян, ни бояр, ни церковных сановников. Интересно, что уже будучи в опале, Никон произнес фразу, подчеркивающую всю нецелесообразность уничтожения древних русских текстов: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь…»

Итоги и последствия церковной реформы Петра I

В результате церковной реформы Петра I царь стал фактически главой церкви, и «исполняющему обязанности патриарха» осталась лишь представительская функция

  • Должность главы церкви была фактически ликвидирована. Патриарх традиционно был одним из первых лиц в стране, но Пётр Первый, создав взамен позицию Блюстителя патриаршего престола, фактически упразднил её. А этот Блюститель был человеком на жалованье, его можно было назначить и уволить в любой момент.
  • Вступил в силу запрет на строительство новых монастырей. Сперва только в Сибири, а затем и по всей стране. В результате церковных реформ Петра I привлекательность монашеской жизни снизилась, а процесс становления монахом усложнился, что привело к снижению численности чёрного духовенства. Позднее запрет на строительство был отменён.
  • Церковные крестьяне стали рекрутироваться в армию. В прошлом принадлежавшие духовенству крепостные были свободны от рекрутского набора, но царь изменил это обстоятельство.
  • Автономность церкви снизилась. Причём как финансовая, так и административная! Именно это можно назвать основным последствием церковной реформы Петра I: церковь стала зависимым от самодержца государственным институтом, утратив самостоятельность.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector