«поучение владимира мономаха» краткое содержание повести мономаха

Поучение Владимира Мономаха краткое содержание

Повесть «Поучение Владимира Мономаха» Мономаха по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как « «Поучение детям». Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Главные герои Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям. Краткое содержание В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать. Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям

Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Заключение Сказание, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Поучение Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Краткое содержание

В начале послания князь призывает всех, кто прочтёт его «грамотку», не смеяться, а воспринимать её серьёзно, взять её за основу и усердно трудиться. Владимир убеждён, что главное – иметь в сердце страх к Богу. Именно он является истоком всякого добра на земле. Также князь призывает не скупиться на милостыню.

Братья князя прислали к нему послов с предложением вместе выступить против Ростиславовичей, но он отказался присоединиться к ним. Чтобы успокоиться, он открыл Псалтырь и начал читать его. В это время он решил оформить свои мысли в виде послания детям своим и всем потомкам.

В своём обращении князь Владимир призывает молодёжь беречь чистую душу, меньше говорить и никогда не нарушать «слово Господне». С особым почтением следует относиться к мудрым старцам, прислушиваться к их мнению. Со своими же сверстниками нужно держаться благожелательно, избегая высокомерия или «лукавства». Во время еды вести себя скромно, не шуметь в разговоре, стараться не смеяться громко.

От плохих компаний следует держаться подальше, как и от распущенных женщин. Нужно стремиться быть полезным для общества, помогать попавшим в беду, и тогда человек будет вознаграждён Всевышним. Только имея «чистые помыслы» можно совершать хорошие поступки. Необходимо поддерживать справедливость в отношении всех людей, но особенно сирот и вдов.

Вредны месть и злопамятность, нельзя отвечать злом на зло.  Умение прощать и терпеть все ниспосланные испытания – это хорошие качества

По мнению князя, остаться безгрешным не может ни один человек, поэтому важно вовремя покаяться и очиститься. Всевышний обещал простить грехи тому, кто искренне попросит Его об этом

Владимир призывает потомков бороться с ленью. Только труд помогает человеку добиться одобрения Всевышнего. Ни монашество, ни затворничество, ни отказ от еды и питья не приблизят к Богу так, как добрые дела.

Далее правитель перечисляет все милости, посланные Богом человечеству. Он создал свет и тьму, небесные тела, животных и растения. Человек должен быть благодарен Господу и постоянно возносить за это хвалу. Молитва приближает людей к Богу и отдаляет от дьявола, она также очищает душу от прегрешений.

Отдельно Владимир обращается к тем из потомков, кому доведётся стать правителем. Он призывает их не злоупотреблять властью и не прибегать к казни. Даже если осуждённый будет виноват, Владимир просит не убивать, не лишать человека души, данной ему Богом. Клясться Богом тоже не нужно, даже если говорящий говорит правду или благое, можно обойтись без клятв. Князь советует не давать пустые обещания. Если же обещал что-то, нужно во что бы то ни стало выполнить обещанное.

Князь призывает потомков соблюдать все традиционные обычаи: больного нужно проведать, покойника достойно проводить. При встрече люди должны приветствовать друг друга. К жене следует проявлять должное уважение, не выходящее за определённые границы.

Завершая послание, мудрый Владимир Всеволодович напоминает о смертности души. Человек не живёт вечно, и поэтому он должен заботиться о душе, совершать только хорошие поступки.

  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/3336-pouchenie-vladimira-monomaha.html
  • https://obrazovaka.ru/books/monomah/pouchenie-vladimira-monomaha
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/pouchenie-vladimira-monomaha.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/pouchenie-vladimira-monomaha
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-poucheniya-vladimira-monomaxa.html

Краткое содержание произведения

Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.

Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.

Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:

  • уважать старших;
  • быть благожелательным к младшим и ровесникам;
  • избегать плохих компаний;
  • стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
  • жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
  • соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
  • во время междоусобиц всегда быть с оружием;
  • следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
  • любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.

Произведение представляет собой описание жизни киевского князя Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.

Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно. Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело. Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.

Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.

Анализ

С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы. Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.

Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.

«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.

Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной

Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

Читайте о других русский князьях:

  • Князь Дмитрий Донской
  • Князь Довмонт Псковский
  • Житие святых князей Бориса и Глеба

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Изложение краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха: истина от мудреца из прошлого

Многие сведения о жизни Киевской Руси мы черпаем из летописей, которые слагали монахи из Лавры. Также много интересного можно узнать из духовной литературы тех лет. Но со временем появились и светские труды, которые были посвящены жизни общества за пределами церкви. Первой такой работой принято считать «Поучение» Владимира Мономаха. Краткое содержание этого произведения можно выразить в нескольких словах. Князь описал в нем, каким должен быть настоящий правитель огромной страны, и обращался к своим детям, пытаясь оградить их от ошибок и соблазнов. Далеко не каждый человек может прочитать произведение в оригинале. Для тех, кто хочет узнать больше об истории восточных славян и их мировоззрении, имеется изложение краткое содержания «Поучения». Владимира Мономаха считают идеальным древнерусским князем-христианином, миротворцем. Именно он созвал всех правителей удельных княжеств Руси на Любеческий съезд, на котором призвал целовать крест и обещать прекратить братоубийственные войны. Совершив этот исторический обряд, не многие следовали своей клятве. Раздоры продолжались, и к самому киевскому владыке приходили послы с просьбой присоединиться к походу на Смоленск. Как и полагается благородному князю, Владимир отказался, напомнив, что давал обещание на кресте. А потом, огорченный таким вероломством, он взялся писать свое послание детям.

Изложение краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха

Как написал сам князь, свое «Поучение» он составил, предвкушая скорую смерть. В нем он пытался раскрыть своим потомкам истину, о которой они забыли. В первую очередь Владимир напоминал им об обязанностях настоящего христианина: посещать церковь, молиться каждую минуту о милости Господа. Внук Ярослава Мудрого правил златоверхим Киевом в 1113-1125 годах. Он видел, что его страна гибнет от рук самих правителей, которые не могут поделить власть. Поэтому Владимир завещал им жить в мире и согласии. Победить дьявола, писал он, можно тремя добродетелями: слезами, покаянием и милостынею. Он сам искренне верил в то, что писал, и сам всегда был именно таким князем.

«Поучение» Владимира Мономаха – краткое описание самоотверженного правителя, который заботится о своем народе. Он одинаково справедливо и милосердно относится к населению, не делает разницы между людьми. Владимир пишет, что князь не должен полагаться на помощников, а всегда во всем разбираться сам. Мономах – первый гуманист на территории Руси, поскольку был против смертной казни, завещал гостеприимно встречать всех иностранцев.

Лишь суть передает изложение краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха. Но оно не может выразить тот живой язык, ласковый голос князя. Если же все люди будут следовать указаниям древнерусского мудреца, то мир станет лучше, добрее, светлее. Поэтому всем стоит изучить это послание из прошлого. Но если у вас совсем нет времени на освоение его целиком, то прочтите хотя бы изложение краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха. В нем все равно содержится суть, то зерно истины, которое пытался донести до нас великий киевский князь.

«Слово о полку Игореве»

Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан, как полагает большинство исследователей, в 1185—1187 годах. Поводом для написания произведения послужил неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., когда его дружина была разгромлена, сам он попал в плен, опустошительным набегам кочевников подверглись Переяславское и Черниговское княжества. Автор «Слова», рассказывая о походе князя Игоря, сумел дать философское осмысление истории Руси, поставить вечные проблемы долга и чести, личной славы и любви к родной земле, поднять важные социально-политические вопросы, среди которых самым актуальным был вопрос о княжеских междоусобицах, являвшихся общерусским бедствием, ослаблявших страну в период ее противостояния кочевой Степи.

Неизвестный творец произведения мастерски объединил в нем два художественных начала: книжное, тяготевшее к жанрам воинской повести и ораторского слова, и фольклорное, опиравшееся на традиции героического эпоса, дружинной поэзии, плача. Глубина авторской мысли, жанрово-стилевое многообразие «Слова», органический сплав эпических и лирических форм, оригинальность поэтических приемов и образов делают памятник вершинным явлением литературы Древней Руси.

Пересказ «Поучения Мономаха»

Условно произведение делится на три части: обращение к молодому поколению, рассказ автора о своей жизни и его примирительное письмо к двоюродному брату. Все вместе они называются «поучением», так как в каждой из них автор говорит о том, как следует поступать добропорядочным христианам.

В начале Владимир обращается к своим читателям с советами о том, как жить по-христиански и быть достойным человеком, угодным Богу. Он говорит, что каждой личности необходимо:

быть трудолюбивыми и не лениться;

отказаться от алкоголя и блуда;

помогать слабым и бедным, давать милостыню и не осуждать;

быть верным религии, относиться с уважением к священникам;

почитать тех, кто старше;

не губить других людей (имеющих христианскую веру, что особенно интересно – ведь многие враги Руси таковой веры не имели, а, следовательно – губить их в войнах вполне допускалось);

осторожно участвовать в битвах и стараться не воевать со своими братьями.

Примечательно, что Владимир Мономах утверждает, что нравственность человека начинает исходить из его богобоязненности, и уже только потом подкрепляется внутренними убеждениями. Получается, что в первую очередь при принятии решений и совершении поступков читатели произведения должны обращаться к вопросу «А не нарушит ли это волю Божью?», а уже потом к собственным желаниям. Для того, чтобы подтвердить свою позицию, автор неоднократно обращается к религиозным источникам.

Дальше в кратком содержании «Поучения Владимира Мономаха» автор говорит о собственном опыте. Он рассказывает о том, как ездил в боевые походы или отправлялся в заграничные поездки, и на своем примере показывает, как может человек выполнять все правила из предыдущей части «Поучения». Владимир также говорит о том, что соблюдение этих правил помогло ему и в военных успехах, и в мирных торговых переговорах, и в даже в охоте.

В конце второй части автор просит читателей строго не судить его: ему вовсе не хотелось хвастаться собственными достижениями, ведь все они случились только по воле Божьей.

Третья и заключительная часть «Поучения» состоит из письма, которое Владимир пишет своему брату – князю Олегу Святославовичу. Он вспоминает о битве между их княжествами и о том, что Олег убил сына Владимира, хотя последний и одержал победу. Автор выражает удивление, почему его брат не хочет сам покаяться в совершенном убийстве, но все равно прощает его и говорит о своих надеждах на мир.

Урок литературы в 6 классе «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение Владимира Мономаха».

Цели урока: воссоздание атмосферы эпохи княжения Вл.Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения»; формирование умения работать с текстом, выделять главное, воспитание нравственно – эстетических представлений учащихся.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент. Целеполагание.
  2. Актуализация знаний.
  • Назовите жанры ДРЛ, их особенности.
  • В чем смысл каждого из жанров? В чем их ценность для литературы, культуры? Можно ли чему — то научиться, читая их?
  1. Работа с литературным термином

— Как думаете, что такое поучение? Для чего создавались произведения такого жанра? Кто мог их создавать?

Поучение — жанр ДРЛ назидательного характера, наставление.

Поучение

– этожанр , в которомдревнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любогодревнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этогожанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

  1. Сообщение ученика «Владимир Мономах и его деятельность».

— Кто такой Вл.Мономах? В чем его заслуга?

1. Владимир Всеволодович Мономах — великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича. прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

В русских летописях рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы — драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец — круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом.

2. Ценность «Поучения…», «экскурсия» по фото подлинника.

  1. Анализ «Поучения».

Попробуем вместе ответить на вопрос: «В чем ценность и актуальность «Поучения…»?

«Поучение» Вл.Мономаха состоит из 3 частей. Из каких?

— Для чего в художественных произведениях нужна вступительная часть?

Что она отражает?

— О чем идет обычно речь в центральной части? Что представляет собой эта часть в «Поучении?

— Что значит ДИДАКТИЧЕКАЯ? (Подбор синонимов)

— Назовите функцию заключения.

— Какие строки начинают и заканчивают вступление? Центральную, дидактическую, часть? Заключение?

— Что представляет собой вступление? Какая атмосфера создается «признанием» автора?

Вступление содержит призыв не посмеяться, а принять в сердце свое. Что значит это выражение?

— «А вот вам и основа всему – страх Божий имейте прежде всего». В каком значении употреблено это слово – страх?

Два глубинных христианских смысла, которые позже лягут в основу древнерусской религиозно – философской мысли.

Групповая работа

Какие советы дает Вл.Мономах? К чему призывает?

— Какие советы актуальны в наше время? Почему, пережив столько веков, «Поучение» не потеряло актуальности?

Защита выступлений. Вопросы к выступающим.

  1. Беседа.

Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

(Леность ведь всему мать…)

— Что является завершающим аккордом «Поучения»?

— Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»?

  1. Итоги урока.

— Почему «Поучение ..» актуально в наши дни?

— Что запомнилось сегодня?

— Чем произведения ДРЛ похожи на фольклорные тексты?

— Что прославляют авторы ДРтекстов?

9. Домашнее задание.

Составить стилизованную под летопись хронику школьной жизни, используя слова или выражения в лето, и сказал тогда, стали одолевать, труды великие и др.

Автор книги: Владимир Мономах

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, – праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

Вековая мудрость

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость – страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, – это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого – как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector