Прокимен отцов и другие прокимны

Содержание:

Рождество Христово. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен .

Прокимен, глас 8:

Вся земля да поклонится Тебе, и поет
Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.

Вся земля да поклонится Тебе, и поет
Тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний.

Стих: Воскликните Господеви вся
земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.

Воскликните Господу вся земля, пойте
же имени Его, воздайте славу хвале Его.

Прокимен в исполнении хора Московского Сретенского
монастыря.

Скачать

(MP3 файл. Продолжительность 1:40 мин. Размер 1 Mb)

Апостол к Галатом, зачало 209.

Братие, егда же прииде кончина лета,
посла Бог Сына Своего Eдинороднаго, раждаемаго от
жены, бываема под законом,

Братья, когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего Единородного, Который
родился от жены, подчинился закону,

Да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем.

Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить
усыновление.

И понеже eсте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в
сердца ваша, вопиюща: Авва Oтче.

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши
Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва,
Отче!»

Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и
наследник Божий Иисус Христом.

Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и
наследник Божий через Иисуса Христа.

Аллилуиа, глас 1.

Небеса поведают славу Божию, творение
же руку Его возвещает твердь.

Небеса проповедают славу Божию, и о
творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2.)

Стих: День дни отрыгает глагол, и
нощь нощи возвещает разум.

День дню передает слово и ночь ночи
возвещает знание (ст. 3).

Евангелие Матфеа, зачало 3.

Иисусу же рождшуся в Вифлееме
Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток
приидоша во Иерусалим, глаголюще:

Когда же Иисус родился в Вифлееме
Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим
волхвы с востока и говорят:

Где eсть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо
звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Eму.

Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с
ним.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь
Иерусалим с ним.

И собрав вся первосвященники и книжники людския,
вопрошаше от них: где Христос раждается?

И, собрав всех первосвященников и книжников
народных, спрашивал у них: где должно родиться
Христу?

Oни же рекоша eму: в Вифлееме Иудейстем, тако бо
писано eсть пророком:

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка:

И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши eси
во владыках Иудовых: из тебe бо изыдет Вождь, Иже
упасет люди Моя Израиля.

И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше
воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них
время явльшияся звезды,

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них
время появления звезды

И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте
известно о Oтрочати: eгда же обрящете, возвестите
ми, яко да и аз шед поклонюся Eму.

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно
разведайте о Младенце и, когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Oни же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже
видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже
пришедши ста верху, идеже бе Oтроча.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую
видели они на востоке, шла перед ними, как наконец
пришла и остановилась над местом, где был
Младенец.

Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею
зело,

Увидев же звезду, они возрадовались радостью
весьма великою,

И пришедше в храмину, видеша Oтроча с Мариею
Материю Eго, и падше поклонишася Eму: и отверзше
сокровища своя, принесоша Eму дары, злато и ливан
и смирну.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью
Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища
свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду,
иным путем отыдоша во страну свою.

И, получив во сне откровение не возвращаться к
Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Причастен: Избавление посла
Господь людем Своим. Аллилуиа,
трижды.

Текст службы дается с параллельным русским
переводом профессора Киевской духовной
академии  М.Н. Скабаллановича по изданию
«Христианские праздники. Рождество
Христово»,  Киев, 1916.

Версия для печати

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Глас 1

Про­ки­мен: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.

Пере­вод: Да будет, Гос­по­ди, милость Твоя на нас, / как мы упо­ва­ем на Тебя (Пс.32:22).

Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Пере­вод: Радуй­тесь, пра­вед­ные, о Гос­по­де – пра­вым подо­ба­ет хва­ла (Пс.32:1).

Алли­лу­иа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.

Пере­вод: Бог совер­ша­ет мще­ние за меня и поко­ря­ет наро­ды мне (Пс.17:48).

Стих: Велича́яй спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость хри­сту́ Сво­е­му́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.

Пере­вод: Вели­че­ствен­но спа­са­ет царя и тво­рит милость пома­зан­ни­ку Сво­е­му Дави­ду и семе­ни его наве­ки (Пс.17:51).

НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ

Благословившу иерею,
глаголем: Христо́с воскре́се: трижды. Таже псалом:
Благослови́ душе моя́ Го́спода:

На Го́споди воззва́х: стихиры на 4. Глас 1.
Подобен: Небе́сных чино́в:

Терпи́т Христо́с
человеколю́бно и осяза́ния, / я́коже и Крест пре́жде сего́, / и непра́ведное
убие́ние, / из гро́ба тридне́вно воскресы́й, / печа́ти не разруши́, / и две́рем
заключе́нным, / ученико́м предста́в я́ко всеси́лен.

Фомино́ неве́рствие,
/ мироспаси́тельное Богочелове́ка Сло́ва, / е́же из а́дских преиспо́дних
воста́ние уверя́ет, / я́звы рук и ног де́рзостнее осяза́вшее / ко увере́нию
мирско́му, / десни́цею любопы́тною.

Собра́нным стра́хом,
и́же от стра́сти Твоея́, апо́столом, Сло́ве, / и две́рем заключе́нным / внеза́пу
совше́л еси́ посреде́ их, мир да́руя, / и Фоме́ протяза́я осяза́ти / честны́я
ребр Твои́х я́звы.

Слава, и ныне, глас 2:
По воста́нии Твое́м, Го́споди, / собра́нным ученико́м Твои́м и две́рем
заключе́нным, / посреде́ стал еси́, мир подая́ им. / Уве́рився же и Фома́,
виде́нием руку́ и ребр Твои́х, / Го́спода и Бо́га Тя испове́да, / спаса́ющаго
упова́ющия на Тя, Человеколю́бче.

Све́те ти́хий:
Прокимен: Госпо́дь воцари́ся:

На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: До́ме Евфра́фов:

Устна́ми чи́стыми /
по́йте со а́нгелы челове́цы / Воскре́сшаго тридне́вно из гро́ба, / и мир
совоздви́гшаго.

Стих: Похвали́
Иерусали́ме Го́спода, хвали́ Бо́га твоего́ Сио́не.

Яви́лся еси́
свяще́нным Твои́м, Спа́се, апо́столом, / две́рем заключе́нным, / те́ми обновля́я
нам / Боже́ственный Твой Дух.

Стих: Я́ко укрепи́
вереи́ врат твои́х, и благослови́ сы́ны твоя́ в тебе́.

Ны́не Тя, Всецарю́, /
ви́девше не очи́ма, / но серде́чною любо́вию, / Бо́га ве́ровавше, / в пе́ниих
велича́ем.

Слава, и ныне, глас и подобен тойжде:

Дае́ши, о
Изба́вителю, / мир лю́дем Твои́м, / и долго́в разреше́ние, / моли́твами
Всечи́стыя / и еди́ныя Богома́тере.

Таже: Ны́не
отпуща́еши: Трисвятое. По О́тче наш:

Тропарь, глас 7:

Запеча́тану гро́бу, /
Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, / и две́рем заключе́нным, /
ученико́м предста́л еси́, / всех Воскресе́ние, / дух пра́вый те́ми обновля́я
нам, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Подобает ведати: Аще ли где
несть бдения в Неделю: в субботу вечера на Повечерии по Трисвятом кондак Триоди
праздника: Сла́ва, и ны́не: Пасхи: А́ще и во
гроб: Сице же глаголем и до отдания Пасхи.

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Глас 3

Про­ки­мен: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, / по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.

Пере­вод: Пой­те Богу наше­му, пой­те, / пой­те Царю наше­му, пой­те. (Пс.46:7).

Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.

Пере­вод: Все наро­ды, руко­пле­щи­те, вос­клик­ни­те Богу гла­сом радо­сти (Пс.46:2).

Алли­лу­иа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Пере­вод: На Тебя, Гос­по­ди, я упо­ваю, да не посты­жусь вовек (Пс.30:2).

Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спа­сти́ мя.

Пере­вод: Стань для меня Богом-Защит­ни­ком и домом при­бе­жи­ща, что­бы спа­сти меня (Пс.30:3).

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен.

Прокимен,
глас 4: Благословен Грядый во имя Господне,
Бог Господь и явися нам. Стих:
Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век
милость Его:

Апостол к Титу,
зачало 302.

 Братие, явися
благодать Божия спасительная всем
человеком,

 Братья, явилась
благодать Божия, спасительная для
всех человеков,

 Наказующи
нас, да отвергшеся нечестия и
мирских похотей, целомудренно и
праведно и благочестно поживем в
нынешнем веце,

 Научающая
нас, чтобы мы, отвергнув нечестие
и мирские похоти, целомудренно,
праведно и благочестиво жили в
нынешнем веке,

 Ждуще
блаженнаго упования и явления
славы великаго Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа,

Ожидая блаженного
упования и явления славы великого
Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа,

 Иже дал eсть
Себе за ны, да избавит ны от
всякаго беззакония и очистит Себе
люди избранны, ревнитeли добрым
делом.

 Который дал
Себя за нас, чтобы избавить нас от
всякого беззакония и очистить Себе
народ особенный, ревностный к
добрым делам.

 Егда же
благодать и человеколюбие явися
Спаса нашего Бога,

 Когда же
явилась благодать и человеколюбие
Спасителя нашего, Бога,

 Не от дел
праведных, ихже сотворихом мы, но
по Своей Eго милости, спасе нас
банею пакибытия и обновления Духа
Святаго,

 Он спас нас
не по делам праведности, которые
бы мы сотворили, а по Своей
милости, банею возрождения и
обновления Святым Духом,

 Eгоже излия
на нас oбильно Иисус Христом,
Спасителем нашим,

 Которого
излил на нас обильно через Иисуса
Христа, Спасителя нашего,

 Да
оправдившеся благодатию Eго,
наследницы будем по упованию жизни
вечныя.

 Чтобы,
оправдавшись Его благодатью, мы по
упованию соделались наследниками
вечной жизни.

Аллилуиа,
глас 4: Принесите Господеви сынове Божии:
Стих: Глас Господень на водах:

Евангелие Матфеа,
зачало 6.

 Во время оно
приходит Иисус от Галилеи на
Иoрдан ко Иоанну креститися от
него.

 Тогда приходит
Иисус из Галилеи на Иордан к
Иоанну креститься от него.

 Иоанн же
возбраняше Eму, глаголя: аз требую
Тобою креститися, и Ты ли грядеши
ко мне?

 Иоанн же
удерживал Его и говорил: мне
надобно креститься от Тебя, и Ты
ли приходишь ко мне?

 Отвещав же
Иисус рече к нему: остави ныне:
тако бо подобает нам исполнити
всяку правду. Тогда остави
Eго.

 Но Иисус
сказал ему в ответ: оставь теперь,
ибо так надлежит нам исполнить
всякую правду. Тогда Иоанн
допускает Его.

 И крестився
Иисус взыде абие от воды: и се,
отверзошася Eму небеса, и виде
Духа Божия сходяща яко голубя и
грядуща на Него.

 И,
крестившись, Иисус тотчас вышел из
воды, – и се, отверзлись Ему
небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,
Который сходил, как голубь, и
ниспускался на Него.

 И се, глас с
небесе глаголя: Сей eсть Сын Мой
возлюбленный, о Немже
благоволих.

 И се, глас с
небес глаголющий: Сей есть Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое
благоволение.

Причастен:
Явися благодать Божия спасительная всем
человеком.

Версия для печати

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Глас 7

Про­ки­мен: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, / Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.

Пере­вод: Гос­подь силу наро­ду Сво­е­му даст, / Гос­подь бла­го­сло­вит народ Свой миром (Пс.28:11).

Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни.

Пере­вод: При­не­си­те Гос­по­ду, сыны Божии, при­не­си­те Гос­по­ду моло­дых овнов (Пс.28:1).

Алли­лу­иа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Тво­е­му́, Вы́шний.

Пере­вод: Бла­го есть сла­вить Гос­по­да и петь име­ни Тво­е­му, Все­выш­ний (Пс.91:2).

Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ на вся́ку нощь.

Пере­вод: Воз­ве­щать ран­ним утром милость Твою и исти­ну Твою во вся­кую ночь (Пс.91:3).

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

  • Вос­кре­се­нье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся » (Пс. 92)
  • Поне­дель­ник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни » (Пс. 133)
  • Втор­ник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́ » (Пс. 4)
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́ » (Пс. 22)
  • Чет­верг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми » (Пс. 53)
  • Пят­ница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю » (Пс. 120)
  • Суб­бота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя » (Пс. 58)

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

  • Вели­кие про­кимны — см. ниже.
  • В будние дни Вели­кого поста вечерня соеди­ня­ется с Часами, на кото­рых чита­ется Псал­тирь. Про­кимны Вечерни в эти дни выби­ра­ются из псал­мов, про­чи­тан­ных до этого на часах, и, в связи с этим, изме­ня­ются еже­дневно. Поскольку в эти дни на Вечерне чита­ется две паре­мии, каждая из них пред­ва­ря­ется своим про­ким­ном. Таким обра­зом, на вели­ко­пост­ных вечер­нях поются два про­кимна, меня­ю­щи­еся еже­дневно.

На погребение священников

Прокимен, глас 6: Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь душе́, / я́ко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния. Стих: Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й Твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя.

Апостол к солуняном, зачало 270.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.

Вторый прокимен, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л / и прия́л еси́, Го́споди.

Стих: Тебе́ подоба́ет песнь, Бо́же, в Сио́не.

Апостол к римляном, зачало 89.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.

Третий прокимен, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л / и прия́л еси́, Го́споди.

Стих: Па́мять его́ в род и род.

Апостол к коринфяном, зачало 158.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.

Четвертый прокимен, глас 6: Душа́ его́ / во благи́х водвори́тся.

Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.

Апостол к коринфяном, зачало 160.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода.

Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.

Пятый прокимен, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л / и прия́л еси́, Го́споди.

Стих: Душа́ его́ во благи́х водвори́тся.

Апостол к римляном зачало 113.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.

Стих: Душа́ его́ во благи́х водвори́тся.

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2021 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом). 

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Глас 2

Про­ки­мен: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.

Пере­вод: Кре­пость моя и пение моё Гос­подь, / и Он мне во спа­се­ние (Пс.117:14).

Стих: Наказу́я нака­за́ мя Госпо́дь, сме́рти же не пре­да­де́ мя.

Пере­вод: Настав­ляя, нака­зал меня Гос­подь, смер­ти же не пре­дал меня (Пс.117:18).

Алли­лу­иа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Пере­вод: Да услы­шит тебя Гос­подь в день печа­ли, да защи­тит тебя имя Бога Иако­ва (Пс.19:2).

Стих: Го́споди, спа­си́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя.

Пере­вод: Гос­по­ди, спа­си царя и услышь нас в день, когда мы при­зо­вём Тебя (Пс.19:10).

Место и назначение в богослужении

Во время вечернего богослужения пение прокимна совершается после молитвы «Свете тихий». А также перед чтением Евангелия, которое совершается в воскресные и праздничные дни.

Во время чтения Последования Часов прокимны поются только в исключительных случаях. Так, произносятся прокимны на Великих Часах перед праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (29 января). Прокимны читаются во время богослужений Великого поста. На Литургии они всегда поются перед чтением Апостола.

Различают малый прокимен, который состоит из 2 строк псалма, и великий, в котором 5 строк. Великий прокимен провозглашает священник или диакон, малый — диакон или чтец.

По словам Иоанна Златоуста, прокимны были установлены Святыми Отцами,

Глас 6

Про­ки­мен: Спа­си́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и бла­го­сло­ви́ достоя́ние Твое́.

Пере­вод: Спа­си, Гос­по­ди, народ Твой / и бла­го­сло­ви насле­дие Твоё (Пс.27:9).

Стих: К Тебе́, Го́споди, воз­зо­ву́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.

Пере­вод: К Тебе, Гос­по­ди, я воз­зо­ву. Боже мой, не про­мол­чи, пре­зрев меня (Пс.27:1).

Алли­лу­иа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.

Пере­вод: Живу­щий помо­щью Все­выш­не­го под кро­вом Бога небес­но­го водво­рит­ся (Пс.90:1).

Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

Пере­вод: Ска­жет Гос­по­ду: «Заступ­ник мой Ты и при­бе­жи­ще моё, Бог мой и упо­ваю на Него» (Пс.90:2).

Глас 5

Про­ки­мен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.

Пере­вод: Ты, Гос­по­ди, сохра­нишь нас и сбе­ре­жёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).

Стих: Спа­си́ мя, Го́споди, я́ко оску­де́ преподо́бный.

Пере­вод: Спа­си меня, Гос­по­ди, ибо не ста­ло пра­вед­но­го (Пс.11:2).

Алли­лу­иа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век вос­пою́, в род и род воз­ве­щу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

Пере­вод: Мило­сти Твои, Гос­по­ди, вовек буду петь, в род и род воз­ве­щу исти­ну Твою уста­ми мои­ми (Пс.88:2)

Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

Пере­вод: Ибо Ты ска­зал: «Навек будет осно­ва­на милость», – на небе­сах утвер­дит­ся исти­на Твоя (Пс.88:3)

На освящение елеа. Седмь иереев. Первый иерей глаголет:

Прокимен, глас 1: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.

Стих: Ра́дуйтеся пра́веднии о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Апостол от Иаковля послания, зачало 57.

Аллилуиа, глас 8: Ми́лость и суд воспою́ тебе́, Го́споди.

Вторый иерей глаголет:

Прокимен, глас 2: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.

Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.

Апостол к римляном, зачало 116.

Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.

Третий иерей глаголет:

Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?

Стих: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?

Апостол к коринфяном, зачало 153.

Аллилуиа, глас 2: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Четвертый иерей глаголет:

Прокимен, глас 4: Во́ньже а́ще день призову́ Тя, / ско́ро услы́ши мя.

Стих: Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет.

Апостол к коринфяном, зачало 182 от полу.

Аллилуиа, глас 2: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми.

Пятый иерей глаголет:

Прокимен, глас 5: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны, и соблюде́ши ны / от ро́да сего́, и во век. Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.

Апостол к коринфяном, зачало 168.

Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.

Шестый иерей глаголет:

Прокимен, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й.

Стих: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Апостол к галатом, зачало 213.

Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Седмый иерей глаголет:

Прокимен, глас 7: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Стих: Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь.

Апостол к солуняном, зачало 273.

Аллилуиа, глас 7: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Прокимен дня

Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.

Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).

В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).

Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).

Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).

Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).

Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).

Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).

По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.

Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен Отцов

Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.

Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:

Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.

Глас 4

Про­ки­мен: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, / вся прему́дростию сотвори́л еси́.

Пере­вод: Как вели­че­ствен­ны дела Твои, Гос­по­ди, / всё пре­муд­ро­стью Ты сотво­рил (Пс.103:24).

Стих: Бла­го­сло­ви́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.

Пере­вод: Бла­го­слов­ляй, душа моя, Гос­по­да! Гос­по­ди Боже мой, воз­ве­ли­чен Ты весь­ма (Пс.103:1).

Алли­лу­иа: Наля­цы́ и успева́й, и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.

Пере­вод: Укре­пись, и про­цве­тай, и цар­ствуй ради исти­ны, и кро­то­сти, и прав­ды (Пс.44:5).

Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.

Пере­вод: Ты воз­лю­бил прав­ду и воз­не­на­ви­дел без­за­ко­ние (Пс.44:8).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector