Прокимен отцов и другие прокимны
Содержание:
- Рождество Христово. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен .
- Богослужебные указания
- Глас 1
- НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ
- Прокимен: что это такое?
- Глас 3
- Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен.
- Прокимен: что это такое?
- Глас 7
- Ежедневные прокимны Вечерни
- На погребение священников
- Прокимны праздников и Литургии
- Богослужебные указания
- Великие прокимны
- Прокимны Утрени
- Глас 2
- Место и назначение в богослужении
- Глас 6
- Глас 5
- На освящение елеа. Седмь иереев. Первый иерей глаголет:
- Прокимен дня
- Великие прокимны
- Прокимен Отцов
- Глас 4
Рождество Христово. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен .
Прокимен, глас 8:
Вся земля да поклонится Тебе, и поет |
Вся земля да поклонится Тебе, и поет |
Стих: Воскликните Господеви вся |
Воскликните Господу вся земля, пойте |
Прокимен в исполнении хора Московского Сретенского
монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 1:40 мин. Размер 1 Mb)
Апостол к Галатом, зачало 209.
Братие, егда же прииде кончина лета, |
Братья, когда пришла полнота времени, |
Да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. |
Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить |
И понеже eсте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в |
А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши |
Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и |
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и |
Аллилуиа, глас 1.
Небеса поведают славу Божию, творение |
Небеса проповедают славу Божию, и о |
Стих: День дни отрыгает глагол, и |
День дню передает слово и ночь ночи |
Евангелие Матфеа, зачало 3.
Иисусу же рождшуся в Вифлееме |
Когда же Иисус родился в Вифлееме |
Где eсть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо |
Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели |
Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с |
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь |
И собрав вся первосвященники и книжники людския, |
И, собрав всех первосвященников и книжников |
Oни же рекоша eму: в Вифлееме Иудейстем, тако бо |
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так |
И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши eси |
И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше |
Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них |
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них |
И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте |
И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно |
Oни же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже |
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую |
Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею |
Увидев же звезду, они возрадовались радостью |
И пришедше в храмину, видеша Oтроча с Мариею |
И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью |
И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, |
И, получив во сне откровение не возвращаться к |
Причастен: Избавление посла
Господь людем Своим. Аллилуиа,
трижды.
Текст службы дается с параллельным русским
переводом профессора Киевской духовной
академии М.Н. Скабаллановича по изданию
«Христианские праздники. Рождество
Христово», Киев, 1916.
Версия для печати
Богослужебные указания
В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.
Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.
Православный храм во время богослужения
Глас 1
Прокимен: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.
Перевод: Да будет, Господи, милость Твоя на нас, / как мы уповаем на Тебя (Пс.32:22).
Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.
Перевод: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым подобает хвала (Пс.32:1).
Аллилуиа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.
Перевод: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне (Пс.17:48).
Стих: Велича́яй спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость христу́ Своему́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.
Перевод: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки (Пс.17:51).
НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ
Благословившу иерею,
глаголем: Христо́с воскре́се: трижды. Таже псалом:
Благослови́ душе моя́ Го́спода:
На Го́споди воззва́х: стихиры на 4. Глас 1.
Подобен: Небе́сных чино́в:
Терпи́т Христо́с
человеколю́бно и осяза́ния, / я́коже и Крест пре́жде сего́, / и непра́ведное
убие́ние, / из гро́ба тридне́вно воскресы́й, / печа́ти не разруши́, / и две́рем
заключе́нным, / ученико́м предста́в я́ко всеси́лен.
Фомино́ неве́рствие,
/ мироспаси́тельное Богочелове́ка Сло́ва, / е́же из а́дских преиспо́дних
воста́ние уверя́ет, / я́звы рук и ног де́рзостнее осяза́вшее / ко увере́нию
мирско́му, / десни́цею любопы́тною.
Собра́нным стра́хом,
и́же от стра́сти Твоея́, апо́столом, Сло́ве, / и две́рем заключе́нным / внеза́пу
совше́л еси́ посреде́ их, мир да́руя, / и Фоме́ протяза́я осяза́ти / честны́я
ребр Твои́х я́звы.
Слава, и ныне, глас 2:
По воста́нии Твое́м, Го́споди, / собра́нным ученико́м Твои́м и две́рем
заключе́нным, / посреде́ стал еси́, мир подая́ им. / Уве́рився же и Фома́,
виде́нием руку́ и ребр Твои́х, / Го́спода и Бо́га Тя испове́да, / спаса́ющаго
упова́ющия на Тя, Человеколю́бче.
Све́те ти́хий:
Прокимен: Госпо́дь воцари́ся:
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: До́ме Евфра́фов:
Устна́ми чи́стыми /
по́йте со а́нгелы челове́цы / Воскре́сшаго тридне́вно из гро́ба, / и мир
совоздви́гшаго.
Стих: Похвали́
Иерусали́ме Го́спода, хвали́ Бо́га твоего́ Сио́не.
Яви́лся еси́
свяще́нным Твои́м, Спа́се, апо́столом, / две́рем заключе́нным, / те́ми обновля́я
нам / Боже́ственный Твой Дух.
Стих: Я́ко укрепи́
вереи́ врат твои́х, и благослови́ сы́ны твоя́ в тебе́.
Ны́не Тя, Всецарю́, /
ви́девше не очи́ма, / но серде́чною любо́вию, / Бо́га ве́ровавше, / в пе́ниих
велича́ем.
Слава, и ныне, глас и подобен тойжде:
Дае́ши, о
Изба́вителю, / мир лю́дем Твои́м, / и долго́в разреше́ние, / моли́твами
Всечи́стыя / и еди́ныя Богома́тере.
Таже: Ны́не
отпуща́еши: Трисвятое. По О́тче наш:
Тропарь, глас 7:
Запеча́тану гро́бу, /
Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, / и две́рем заключе́нным, /
ученико́м предста́л еси́, / всех Воскресе́ние, / дух пра́вый те́ми обновля́я
нам, / по вели́цей Твое́й ми́лости.
Подобает ведати: Аще ли где
несть бдения в Неделю: в субботу вечера на Повечерии по Трисвятом кондак Триоди
праздника: Сла́ва, и ны́не: Пасхи: А́ще и во
гроб: Сице же глаголем и до отдания Пасхи.
Прокимен: что это такое?
С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.
Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение
Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.
Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.
Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.
Глас 3
Прокимен: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, / по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.
Перевод: Пойте Богу нашему, пойте, / пойте Царю нашему, пойте. (Пс.46:7).
Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.
Перевод: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости (Пс.46:2).
Аллилуиа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.
Перевод: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек (Пс.30:2).
Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя.
Перевод: Стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня (Пс.30:3).
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен.
Прокимен,
глас 4: Благословен Грядый во имя Господне,
Бог Господь и явися нам. Стих:
Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век
милость Его:
Апостол к Титу,
зачало 302.
Братие, явися |
Братья, явилась |
Наказующи |
Научающая |
Ждуще |
Ожидая блаженного |
Иже дал eсть |
Который дал |
Егда же |
Когда же |
Не от дел |
Он спас нас |
Eгоже излия |
Которого |
Да |
Чтобы, |
Аллилуиа,
глас 4: Принесите Господеви сынове Божии:
Стих: Глас Господень на водах:
Евангелие Матфеа,
зачало 6.
Во время оно |
Тогда приходит |
Иоанн же |
Иоанн же |
Отвещав же |
Но Иисус |
И крестився |
И, |
И се, глас с |
И се, глас с |
Причастен:
Явися благодать Божия спасительная всем
человеком.
Версия для печати
Прокимен: что это такое?
С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.
Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение
Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.
Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.
Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.
Глас 7
Прокимен: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, / Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
Перевод: Господь силу народу Своему даст, / Господь благословит народ Свой миром (Пс.28:11).
Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни.
Перевод: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов (Пс.28:1).
Аллилуиа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Твоему́, Вы́шний.
Перевод: Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний (Пс.91:2).
Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ на вся́ку нощь.
Перевод: Возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь (Пс.91:3).
Ежедневные прокимны Вечерни
На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
- Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся » (Пс. 92)
- Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни » (Пс. 133)
- Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́ » (Пс. 4)
- Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́ » (Пс. 22)
- Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми » (Пс. 53)
- Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю » (Пс. 120)
- Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя » (Пс. 58)
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
Исключения из вышеизложенного правила:
- Великие прокимны — см. ниже.
- В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.
На погребение священников
Прокимен, глас 6: Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь душе́, / я́ко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния. Стих: Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й Твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя.
Апостол к солуняном, зачало 270.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
Вторый прокимен, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л / и прия́л еси́, Го́споди.
Стих: Тебе́ подоба́ет песнь, Бо́же, в Сио́не.
Апостол к римляном, зачало 89.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
Третий прокимен, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л / и прия́л еси́, Го́споди.
Стих: Па́мять его́ в род и род.
Апостол к коринфяном, зачало 158.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
Четвертый прокимен, глас 6: Душа́ его́ / во благи́х водвори́тся.
Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.
Апостол к коринфяном, зачало 160.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода.
Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.
Пятый прокимен, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л / и прия́л еси́, Го́споди.
Стих: Душа́ его́ во благи́х водвори́тся.
Апостол к римляном зачало 113.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
Стих: Душа́ его́ во благи́х водвори́тся.
Прокимны праздников и Литургии
На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.
Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.
Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:
В день памяти святых мучеников поется прокимен:
Богослужебные указания
В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2021 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.
Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.
Православный храм во время богослужения
Великие прокимны
Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.
Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:
На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:
На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:
Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:
На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.
Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).
Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)
В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).
Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).
Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).
Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.
Прокимны Утрени
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Глас 2
Прокимен: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.
Перевод: Крепость моя и пение моё Господь, / и Он мне во спасение (Пс.117:14).
Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.
Перевод: Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня (Пс.117:18).
Аллилуиа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.
Перевод: Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова (Пс.19:2).
Стих: Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя.
Перевод: Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя (Пс.19:10).
Место и назначение в богослужении
Во время вечернего богослужения пение прокимна совершается после молитвы «Свете тихий». А также перед чтением Евангелия, которое совершается в воскресные и праздничные дни.
Во время чтения Последования Часов прокимны поются только в исключительных случаях. Так, произносятся прокимны на Великих Часах перед праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (29 января). Прокимны читаются во время богослужений Великого поста. На Литургии они всегда поются перед чтением Апостола.
Различают малый прокимен, который состоит из 2 строк псалма, и великий, в котором 5 строк. Великий прокимен провозглашает священник или диакон, малый — диакон или чтец.
По словам Иоанна Златоуста, прокимны были установлены Святыми Отцами,
Глас 6
Прокимен: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и благослови́ достоя́ние Твое́.
Перевод: Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё (Пс.27:9).
Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.
Перевод: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня (Пс.27:1).
Аллилуиа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
Перевод: Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится (Пс.90:1).
Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
Перевод: Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него» (Пс.90:2).
Глас 5
Прокимен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.
Перевод: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).
Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.
Перевод: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного (Пс.11:2).
Аллилуиа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.
Перевод: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими (Пс.88:2)
Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.
Перевод: Ибо Ты сказал: «Навек будет основана милость», – на небесах утвердится истина Твоя (Пс.88:3)
На освящение елеа. Седмь иереев. Первый иерей глаголет:
Прокимен, глас 1: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.
Стих: Ра́дуйтеся пра́веднии о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.
Апостол от Иаковля послания, зачало 57.
Аллилуиа, глас 8: Ми́лость и суд воспою́ тебе́, Го́споди.
Вторый иерей глаголет:
Прокимен, глас 2: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.
Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.
Апостол к римляном, зачало 116.
Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.
Третий иерей глаголет:
Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?
Стих: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?
Апостол к коринфяном, зачало 153.
Аллилуиа, глас 2: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.
Четвертый иерей глаголет:
Прокимен, глас 4: Во́ньже а́ще день призову́ Тя, / ско́ро услы́ши мя.
Стих: Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет.
Апостол к коринфяном, зачало 182 от полу.
Аллилуиа, глас 2: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми.
Пятый иерей глаголет:
Прокимен, глас 5: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны, и соблюде́ши ны / от ро́да сего́, и во век. Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.
Апостол к коринфяном, зачало 168.
Аллилуиа, глас 5: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́.
Шестый иерей глаголет:
Прокимен, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й.
Стих: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.
Апостол к галатом, зачало 213.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Седмый иерей глаголет:
Прокимен, глас 7: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Стих: Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь.
Апостол к солуняном, зачало 273.
Аллилуиа, глас 7: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.
Прокимен дня
Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.
Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).
В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).
Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).
Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).
Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).
Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).
Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).
По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.
Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.
Великие прокимны
Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.
Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:
На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:
На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:
Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:
На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.
Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).
Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)
В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).
Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).
Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).
Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.
Прокимен Отцов
Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.
Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:
Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.
Глас 4
Прокимен: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, / вся прему́дростию сотвори́л еси́.
Перевод: Как величественны дела Твои, Господи, / всё премудростью Ты сотворил (Пс.103:24).
Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.
Перевод: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма (Пс.103:1).
Аллилуиа: Наляцы́ и успева́й, и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.
Перевод: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды (Пс.44:5).
Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.
Перевод: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс.44:8).