Значение фразеологизма «блудный сын», происхождение и примеры

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть – муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения – нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

В причте блудный сын, уйдя из дому, раскаялся в своём поступке и вернулся, отец же его с радостью принял

3 притчи, Христос рассказал книжникам и фарисеям

Притча о блудном сыне входит в состав трёх притч, которые Иисус Христос рассказал книжникам и фарисеям во время своих проповедей.

Первая притча говорит о потерянной овце, вторая говорит о потерянной драхме, а третья о потерянном (блудном) сыне. Все повествуют о пропаже, её поиске и радости обретения.

Христос и фарисеи. К. Лебедев. 1852 — 1916 год. Христом рассказал книжникам и фарисеям три притчи, говорившие о том, что Господь приметь к Себе любого раскаявшегося грешника

Все эти притчи иллюстрируют милосердие Божие, способное даровать прощение всем тем грешникам, которые обратятся с раскаянием к Нему. Главные персонажи здесь: отец, старший сын и блудный сын.

Отец воплощает в себе Отца Небесного, старший сын — это самоправедный верующий, а младший и блудный сын символизирует собой верующего, отступившего от Бога и обращающегося к Нему о прощении. Блудный сын вернулся к отцу, и он его простил, так и Бог прощает раскаявшихся грешников.

Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии считалось престижным и прибыльным быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.
Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.

«Ночной дозор», 1642. (Рейксмюсеум)

Саския была его музой, вдохновением, светочем. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.
После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.

Хендрикье Стоффелс, 1655. (Лувр)

Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.
Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.

Употребление выражения «блудный сын» в литературе

«В общем, устроился… Блудный сын, возвращаюсь домой. Сорок лет назад меня сюда привезли, и вот проходит каких-то сорок лет, и я опять здесь! » (Андрей Битов «Рассеянный свет») «В «культурную» жизнь богатой семьи врывается, как порыв вихря через плохо закрытое окно «он», блудный сын, высокий, сумрачный и загадочно-опасный, после безвестного семилетнего отсутствия» (Л. Д. Троцкий «О Леониде Андрееве») «А ведь есть хасидская версия притчи, и там ― послушайте, послушайте, это страшно интересно: там рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык, так что, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца» (Дина Рубина «Русская канарейка») «Притихший дядя Сандро сидел рядом с отцом, как недоблудивший блудный сын, загнанный обстоятельствами в родной дом и вынужденный пребывать в застольном смирении» (Фазиль Искандер «Сандро из Чегема») «Внезапная смерть старого князя смягчила сердца богов, и Сергей Мятлев, словно блудный сын, вернулся под кавалергардский кров» (Булат Окуджава «Путешествие дилетантов»)

Притчу о блудном сыне можно без преувеличения назвать одним из самых известных евангельских приданий. По её сюжету пишут картины и создают статуи, её вспоминают в фильмах на библейские темы… Даже в речи человека, далёкого от религии, нет-нет да проскочит: «Эх ты, блудный сын!» Больше того, есть в день, во время которого слова притчи повторяют во всех православных храмах мира. Что это за история такая?

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: «Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин». А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: «Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка». Отец же ответил на это: «Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся».

Текст притчи о блудном сыне небольшой, и его можно полностью пересказать

Текст притчи относительно небольшой и его можно пересказать полностью. Он следующий. Один человек имел два сына. Младший сын однажды сказал отцу:

Отец решил исправить просьбу сына.

Прошло немного дней, и младший сын собрал всё причитающееся ему имущество. Он пошёл в дальнюю страну и ста там жить.

Здесь он вёл распутный образ жизни и растратил всё своё имущество. Когда же он расточил имение, в стране настал великий голод и блудный сын стал нуждаться.

Босх. Блудный сын (ПУТНИК). 1510 год. Блудный сын, забрав причитающееся ему после смерти отца имущества, ушёл из дому. Он странствовал, ведя распутный образ жизни. Растратив всё имущество, он голодал

Он голодал и искал пропитание. Поэтому он пристал (присоединился) к одному жителю той страны. Тот отправил его на свои поля работать свинопасом.

Так как блудный сын не имел пищи, он с голоду хотел питаться теми рожками, которые ели свиньи. Их ему тоже никто не давал.

Тогда блудный сын вспомнил об отце и раскаялся в своём поступке. Он подумал:

Он решил пойду к своему отцу и скажу:

Смысл и значение притчи

Притча эта олицетворяет обращение грешной души к Богу. Когда человек захочет вкусить «свободной» жизни, на самом деле он становится рабом греха. И однажды ему становится противной эта жизнь, и он понимает, что сотворил ошибку. Ведь праведная жизнь с Богом дает человеку истинную свободу.

Грешник чувствует духовный голод – жажду Бога. Работодатель, к которому он идет устраиваться, это – диавол (по версии святых отцов), а рожки свиней – это ложные блага мира сего. Враг рода человеческого чувствует, что грешник находится в полной его власти и издевается над ним, как может.

Тогда человек, осознавая всю мерзость греха и тяжесть своего положения, решает вернуться к Богу, идет каяться. Но еще на пути к Нему, грешник чувствует милосердие Божие, и смелее начинает каяться. Господь снисходит к нему, как милосердный отец, и прощает ему все преступления и грехопадения (при условии, что человек искренне кается, оплакивает свои грехи).

Тогда Господь надевает лучшую одежду на кающегося и перстень на руку – дает Свою Благодать. И человек снова чувствует себя хорошо, согретый милостью Божией, какие бы страшные грехи он не сотворил.

«Мертв был и ожил» – означает погибель человека под гнетом греха, а затем оживление души в Таинстве покаяния. В каком бы бедственном состоянии человек не находился вследствие грехопадения, Господь силен восставить его и возрадовать снова.

Старший сын, завидовавший положению младшего сына, вероятно, это – фарисеи, которые считали себя праведными, однако оставались неутешенными Богом. Они не радовались за кающегося грешника, не удивлялись милосердию Божию, а считали себя достойными такого внимания Божия и награды. Это говорит об их гордости. «Фарисеи», конечно, нарицательное имя, ведь и в наше время встречаются такие мнимые «праведники», гордящиеся собой и не радующиеся за кающихся грешников.

Облачение милосердия и любви

Неразумный сын был готов получить от родителя любое наказание, изгнание, возможно, даже смерть. Но никак не мог помышлять о том, что отец повелит своим рабам принести для него:

лучшие одежды;

По толкованиям святых, рабы в повествовании могут быть Ангелами или священниками. При совершении Таинства Крещения они облачают человека в ризы Господни. «Во Христа креститесь, во Христа облекайтесь» — напутствует Апостол. Прежняя одежда, грязная и ветхая – суть грехи. Её сменяет царское облачение, одежда святости, богатство и красота Царских даров.

перстень на руку;

Перстень означает печать Святого Духа и принадлежность к христианству. Человек свои дела творит руками. Печать на руке крестившегося – знак доброй деятельности. Происходит обручение с Богом, через залог Духа Святого. Таким образом, христианин получает дарования, которые он должен употребить во благо. Все таланты и способности он направляет на прославление Господа, совершение благодатных поступков, служение людям.

обувь на ноги.

В те времена обувь защищала человека от ран, укусов насекомых, змей. Иметь её могли богатые люди. Символически, образ этого предмета означает надежную защиту от разных грехов, праведный путь, по которому христианин идёт, не сворачивая, не оглядываясь назад.

Был мёртв и ожил

Хозяин имения велит рабам заколоть откормленного теленка и устроить пир. Святая Церковь с особой радостью принимает раскаявшихся грешников. Она награждает их величайшим благом – Таинством Святого Причастия. В притче говорится о Предложенных Дарах в образе упитанного тельца. Слова отца о том, что сын был мертв и ожил, указывают на состоявшуюся Евхаристию.

Старший наследник вернулся с поля, не захотел входить в дом. Юноша рассердился на отца, не хотел называть кровного брата братом. Главу семейства он стал упрекать в том, что даже козлёнка не получал за сыновне послушание и радение об имении. В этой части повествования Господь расставляет все на свои места. Смысл не в обиде и запрете на незначительный малый грех (козленок).

В образе старшего преемника выступает избранный народ Израиля. Он претерпевает тяготы, пребывает в послушании и покорности и это вызывает недовольство. Любящий отец недоумевает: ты всегда со мной, все мое – твое! Нужно радоваться пропавшему, но ожившему брату. Меньший сын в притче уподобляется другим народам мира.

Иные толкователи притчи под старшим сыном подразумевают Ангелов, праведников или фарисеев. А под младшим – язычников, грешников или человеческие пороки. Все эти формулировки тождественны, смысл произведения от этого не меняется.

Покаяние отверзает человеку небо

Притча о блудном сыне занимает в Писании важное место. Основа христианского вероучения в ней максимально сконцентрирована

В коротком повествовании – длинный путь человека. Когда грешник явно или формально разрывает связь с Господом, он действует, как младший сын. Возвращение к Богу состоит из сокрушения, действия и раскаяния. Грех мало увидеть и исповедовать. Юноша возрождается через родительскую любовь. Он понимает, как долго ждал его отец, сколько перенес скорбей за это время. Его сокрушение о своем положении уходят на второй план. Сердце раскаивается о нанесенной отцу ране. Не страхом, но добрым словом приводит родитель своего ребенка к любви и покаянию. Оно отверзает для нас небо и вводит в райские врата.

В жизни человека душа без слез покаяния становится слепой. Каждой такой слезинке радуется Ангел-Хранитель. Совершая новый грех, человек оставляет ужасные язвы на своей душе и наносит Богу свежие раны. В Таинстве Исповеди душа очищается и исцеляется. Покаяние вырывает нас из объятий бесовских, страстей и пороков. Как было раньше, так и сейчас и вовеки любящий Господь будет прощать и принимать в свои объятья своих заблудших детей.

Rate this post

The following two tabs change content below.

  • Автор
  • Последние статьи

Популярные сегодня пересказы

  • Третий сын — краткое содержание рассказа Платонова В произведении описывается обычная история жизни – смерть пожилой женщины. Она вместе с мужем воспитала шестерых сыновей, которые были их гордостью. Сыновья жили все в разных местах и очень давно не собирались
  • Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу — краткое содержание Мамина-Сибиряка Воробей Воробеич с каждым готов пощебетать о жизни. Даже с речным обитателем Ершом Ершовичем сумел подружиться. Летом любит Воробей подлететь к воде и затеять с приятелем оживленный разговор
  • Песня о Соколе — краткое содержание рассказа Горького На написание этого произведения М. Горького вдохновили революционеры, которые всегда пытались изменить жизнь всего общества. Порой и на собственном примере.
  • Пустой дом — краткое содержание рассказа Дойла Шерлок Холмс погиб три года назад. При этом в Лондоне происходит весьма загадочное убийство, при которых погибает Рональд Адэр, молодой граф. Он любил развлекаться в казино и игровых домах, даже официально состоял

Притча о блудном сыне. Текст

Было у отца два сына. Однажды младший сын попросил у него часть принадлежавшего ему имения. Отец не стал сопротивляться и отдал все, что ему было положено. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть наследства, уехал в дальние края. Совсем не заботясь о завтрашнем дне, он стал жить распутно и, как в народе говорят, на «широкую ногу». Действуя таким глупым образом, он очень быстро растратил все свои богатства, и когда в городе наступил голод, стал сильно нуждаться в пропитании.

Для того чтобы хоть как-то прожить, он устроился на работу к одному из местных жителей и стал пасти его свиней. Этот парень был рад кушать рожки, предназначавшиеся для свиней, но ему никто не разрешал. Совсем изможденный голодом и нищетой, он вдруг вспомнил об отце и о том, что у него все наемники хлеб кушают, а вот родной сын скоро просто умрет от голода.

Подобная притча в буддизме махаяны

Притчу о потерянном сыне также можно найти в буддийской сутре Махаяны о лотосе . Эти две притчи настолько похожи по своему замыслу и многим деталям, что некоторые ученые предположили, что одна версия повлияла на другую или что оба текста имеют общее происхождение. Однако влияние библейской истории на сутру Лотоса считается маловероятным, учитывая раннюю датировку слоя сутры, содержащей буддийскую притчу.

Несмотря на их сходство, обе притчи продолжают развиваться по-разному после того, как они впервые встречаются по возвращении сына. В библейской истории происходит немедленное воссоединение этих двоих. Напротив, в сутре Лотоса бедный сын не признает богатого человека своим отцом. Когда отец посылает слуг поприветствовать сына, сын паникует, опасаясь какого-то возмездия. Затем отец отпускает сына, не рассказывая ему об их родстве. Однако он постепенно приближает сына к себе, нанимая его на все более высокие должности, только чтобы в конце сказать ему об их родстве. В буддийской притче отец символизирует Будду, а сын — любое человеческое существо. Их родство символизирует то, что любое существо имеет природу Будды . Сокрытие родства отца с сыном считается искусным средством ( санскрит : упая ).

За что любить отца, который меня оставил?!

Иногда я провожу тренинги, на которые приходит большое количество самых разных взрослых и молодых людей. И я каждый раз поражаюсь, тому, что практически у всех сложные отношения с родителями. Каждый думает, что это его секрет, что это только у него такая сложная ситуация. Все так хорошо вокруг — только у меня не очень. Но когда мы начинаем затрагивать эти вещи, когда мы начинаем разбираться, говорить о себе, о любви, о браке, об отношениях мужчины и женщины, все вылезает наружу. Как-то раз я очень просто, как банальность сказал такую фразу: «Если у вас не разрешены проблемы с родителями, если вы не находитесь с отцом или матерью в отношениях любви и радости, не рассчитывайте, что у вас будет хорошо в своей собственной семье». И в этот момент аудиторию просто начинает выворачивать, рвать на части! И кто-то открыто, кто-то в перерыве или после занятий подходит ко мне и, чуть ли не прижимая к стенке, начитает страстно говорить: «О чем вы говорите?! Какая любовь, если он просто взял и ушел, если он бросил нас?! Что за бред вы несете! Нет, вот у меня жена, у меня с ней любовь, а с отцом этого нет! За что его любить-то, если он…» — и дальше начинаются подробности… Как за что? За то, что он есть. За то, что он тебя родил.

Притча о блудном сыне не только показывает на примере отца, что значит любить по-настоящему. Она показывает и то, как детям иногда сложно и больно любить отца, к которому есть претензии. Думаю, у старшего сына еще много есть чего сказать. Если устроить слушание дела, ой сколько он скажет! И, наверное, начнет он с самого детства: «Началось все это давно. Этот младший сын всегда был любимчиком…» — и начинается этот мрак и ужас, в который мы так часто себя опрокидываем. И тогда нас снова ждет путь к покаянию, к «приходу в себя». Беспредельно мудрая притча…

Подготовила Дарья Баринова

На заставке коллаж Foma.ru на основе фото Фото Москвы Moscow-Live.ru и картины Блудный сын (1882, Лосев Николай).

Чем закончится?

Доценко становится лучше. Он начинает преподавать. Случайно встретится с Женей и она покажет ему сына, о котором он вообще не знал, мальчику три года. В итоге, невестку арестовали и лишили родительских прав. В итоге, она на вернулась обратно в деревню. Дети живут с отцом и его любимой женщиной, это медсестра из наркологической клиники. Девушка больше там не работает. Благодаря бывшей жене Доценко, он был спасен, бывшая невестка и сына спаивала в клинике через охранника, и его хотела отправить на тот свет, когда ему сделали операцию и он лежал в больнице.

Как же хорошо, когда любимые сериалы имеют счастливый конец. Все злодеи наказаны, а главные герои счастливы.

3.5 / 5 ( 6 голосов )

Старший сын

В это же время возвращался с полевых работ старший сын. Когда он приблизился к дому, то услышал ликование, пение и был очень удивлен этому. Он сильно рассердился, узнав причину этих гуляний. Когда отец позвал его к столу, старший сын выразил ему свою обиду, ведь за столько лет верного служения тот никогда не зарезал для него даже козленка, чтобы он повеселился со своими друзьями. А тут откормленного теленка отец не пожалел для того, кто прокутил все свое наследство с блудницами и вернулся ни с чем. Отец же успокоил его и сказал: «Ты всегда рядом со мною, и все мое — твое, а сейчас нам всем надо радоваться тому, что твой младший брат нашелся живым и невредимым».

Контекст и интерпретация

Блудный сын , картина Рубенса 1618 года о сыне в образе свинопаса

Гравюра Ганса Себальда Бехама с изображением блудного сына в виде свинопаса , 1538 г.

Начало «У человека было два сына» — это образ рассказчика, который сразу же напомнил бы о Каине и Авеле , Измаиле и Исааке , Иакове и Исаве . Затем Иисус опровергает ожидания слушателей, когда младший сын оказывается глупым.

В то время как ряд комментаторов рассматривают просьбу младшего сына о его доле наследства как «дерзкую, даже наглую» и «равносильную желанию смерти отца», еврейский правовед Бернард Джексон говорит: «Еврейские источники не подтверждают это. , что блудный сын, стремясь к успеху, желает смерти своего отца «.

Действия молодого человека не приводят к успеху; он растрачивает свое наследство и в конце концов становится наемным слугой, выполняя унизительную работу по присмотру за свиньями и даже завидовать им из-за стручков рожкового дерева, которые они едят. Это напоминает Притчи 29: 3: «Кто любит мудрость, радует отца своего, а кто общается с блудницами, растрачивает свое богатство».

По его возвращении отец обращается с молодым человеком гораздо щедрее, чем он имеет право ожидать. Ему дают лучшую одежду, кольцо на палец и сандалии для ног. Еврейский философ Филон замечает:

У Песикта Раббати есть похожая история:

Старший сын, напротив, мыслит категориями «закона, заслуг и награды», а не «любви и милосердия». Он может представлять фарисеев , критиковавших Иисуса.

Последние несколько стихов притчи резюмируют сказку в соответствии с еврейским учением о двух способах действия: путем жизни (послушание) и путем смерти (греха). Согласно иудаизму, Бог радуется и дарует больше милостей кающимся грешникам, чем праведным душам, которые не нуждаются в покаянии.

Следуя притче о пропавшей овце и притче о потерянной монете , это последняя из трех притч о потере и искуплении, которые Иисус рассказывает после того, как фарисеи и религиозные лидеры обвиняют его в том, что он приветствует и ест с «грешниками». Радость отца, описанная в притче, отражает божественную любовь: «безграничную милость Бога» и «отказ Бога ограничить меру Своей благодати».

Библейская притча о блудном сыне — смысл и толкование

Библейские уроки

Опубликовано 13.10.2014

С библейской притчей о блудном сыне я лично знаком уже около пятнадцати лет. Данное эссе было написано в качестве задания во время обучения в библейской семинарии. Скажу честно, я очень далек от искусства, поэтому размышления Генри Нувена о самой картине Рембранта меня немного утомляли, но вот те духовные выводы, которые он делает, очень даже порадовали. Конечно, читая эту притчу на протяжении всех этих лет, я думал и о младшем сыне и об отце

Позже стал обращать внимание и на старшего сына, но для меня в этой библейской притче он всегда был на второстепенном плане

Через какое-то время я узнал, что Иисус в этой притче показывает два народа — израильский и народ языческий и что эта притча направлена скорее на обличение народа, избранного Богом, нежели на падение и возвращение народа, который изображает младший сын. Павел сказал об этом, когда говорил о спасении язычников:

Впервые, когда читаешь эту притчу, сам того не осознавая, встаешь на место старшего брата, осуждая младшего. Какие тут могут быть сомнения в том, что младший сын виноват, согрешил и должен понести заслуженное наказание? Какие могут быть сомнения в том, что этот человек не достоин ничего и, скорее всего, отец должен был выгнать его навсегда, как и поступают многие отцы в этом мире. Но дальнейшее развитие событий нас очень сильно удивляет и обличает, ведь отец не только не наказывает сына, не только не вспоминает о его поступках, но вопреки всему человеческому пониманию устраивает для него пир, радуясь возвращению самого сына!

Да, конечно, я сравнивал и ассоциировал себя и со старшим сыном. Мне очень хорошо понятные его чувства и мысли. Неизвестно сколько времени прошло с момента того ухода младшего сына из отеческого дома, но видно, что старший сын так и не смирился с его поступком, так и не принял это. Также хорошо видно, что из-за своего неприятия и возвышенного отношения, а именно это и происходит со старшим сыном, он сильно испортил отношение и к самому отцу. Находясь в его доме все это время, выполняя какую-то работу он делал это с неверными мотивами. Однажды один мой хороший духовный друг сказал: «Сложно и не надо судить мотивы людей, особенно, если ты не знаком с ними лично». Я не знаком лично со старшим сыном, поэтому не могу наверняка сказать, что именно двигало им в его ситуации. Но я могу догадываться об этом, ведь столько раз я сам был этим «старшим сыном», осуждая поступки других людей и считая себя выше их.

Библия полна историй, показывающих всю бессмысленность возвышения себя перед другими людьми, возможно лучшим примером тут является библейская притча о двух людях, пришедших в храм помолиться. Один из них оказался праведным перед Богом, другой же был отвергнут. Один, как может показаться, почти ничего не делал для того, чтобы угодить Богу, другой же напротив — не уставал перечислять свои дела. Один смирил себя — другой возвысил. Вот оно то, что Бог ожидал и всегда будет ожидать от людей — смирение. Осуждая других, даже, если это осуждение может показаться нам справедливым, мы возвышаем себя, тем самым своими руками портя наши отношения не только с этими людьми, но и с самим Богом. Что в итоге? Мы не можем простить тех, кто может неосознанно грешит и ошибается, живя в обиде, в поиске справедливости и в конфликте с Богом, ведь основной вопрос в этой ситуации у нас есть именно к Нему:

Вот и получается, что ища «справедливости» мы берем суд в свои руки, становясь в итоге таким же ушедшим из дома отца грешником, что и тот, кого мы «справедливо» осудили.

Конечно, смело могу сказать, что могу себя сравнить с младшим сыном. В этой притче младший сын совершает осознанное действие — прося свою долю наследства и уходя из дома. Если вспоминать мою жизнь до того, как я познакомился с Христом, то мой уход из дома отца скорее был неосознанный в том плане, что я не знал, что ухожу именно из дома Отца. Совершая намеренные грехи, я знал, что совершаю что-то плохое, что-то что не следует делать, но я никогда не задумывался о Боге. В этом плане я думаю, что мы немного различаемся с младшим сыном. Если говорить о тех грехах, что иногда каждый из нас, включая меня, совершает в церкви — об осознанных грехах, то это больше похоже на сознательный уход из дома Отца, пусть даже это не такие значительные вещи, как нам может показаться.

Love in Portofino

Леон задумывает операцию по отслеживанию путей контрабанды плутония и уничтожению Гюнтера. Он решает всё осуществить тайно, в одиночку, и после направить результат израильской разведке. Герой прячет Айю в деревне и готовится к опасному делу.

После разговора с бывшей любовницей Николь и аналитических размышлений Леон определяет место, где отец и сын Бонке перегрузят украденный плутоний на яхту, чтоб переправить на Ближний Восток. Это итальянский портовый городок Портофино, где у Бонке и у Николь виллы. Не желая расставаться надолго с возлюбленной, певец берёт её с собой, планируя красочный «шпионский спектакль». Кроме них, слежку за Гюнтером тайно ведут израильские спецслужбы, которые узнают Леона в гриме старухи.

В день задуманной героем операции по уничтожению Гюнтера Айю настигает приступ долгого сна. Оставив девушку в отеле и написав два письма — для неё и разведки, Леон плывёт в залив и, выследив яхту, топит врага. При всплытии его захватывает охрана Гюнтера и увозит на Ближний Восток.

Проснувшись и прочитав письма возлюбленного, героиня не следует инструкциям, а начинает самостоятельно искать Леона. В кафе на побережье Портофино Айю видит Николь, обсуждающая со своим родственником странную смерть семьи Бонке: Елена и Фридрих разбились на автомобиле, когда поехали опознавать тело Гюнтера, утонувшего спьяну. Такова официальная версия для полиции.

Продолжение после рекламы:

Синдром старшего брата

Знаешь, сколько людей в данный момент живут в Церкви, даже
не подозревая об этом? Телом они вне храма, но душой они здесь, об этом
свидетельствует их состояние, качество их души. Часто их можно увидеть в барах,
в ночных клубах, скитающихся здесь и там. Некоторые из них принимают наркотики,
вступают в различные связи, оказываются в сомнительных компаниях и
обстоятельствах. Но, несмотря на это, они очень близки к познанию Бога. Всего
лишь тонкая грань отделяет их от того, чтобы искренне ухватиться за Него и
сказать: «Господи, помилуй меня, помоги мне. Я пропадаю! Прими меня в объятья,
согрей меня». Эти люди близки к тому, чтобы обновиться — стать преображенными,
смиренными, с ощущением благости в сердце и с умиротворением на лице.

Возвращение блудного сына. Икона. XVI век. Монастырь Хиландар, гора Афон

Я говорил, что притча о блудном сыне вдохновляет меня, но
она и порождает во мне сильные угрызения совести. Дело в том, что отеческая
любовь и объятья, которые Бог являет миру, должны исходить от людей в храме. От
меня, от тебя, ведь это мы — люди Церкви. Господь оставляет нас на земле и
говорит: «Чада, вы должны являть миру Мой добрый лик, Мою милость. Не забывайте
об этом! Ваша задача показать людям Мою отеческую заботу, заключающую в себе и
материнскую любовь. Дарите всем Мою доброту, тепло и понимание, Мое сострадание,
сочувствие и прощение».

И я спрашиваю себя: где же все это? Реальность
совсем иная: приходящие в храм смотрят на нас и делают вывод, что мы какие-то
мрачные люди, которые будут их ругать и наказывать. Либо, может, мы сначала их
примем и простим, но потом скажем: «…да, но!». То есть я, конечно, тебя прощаю,
но отныне ты должен будешь делать первое, второе, третье. И начинаем требовать,
ругаться, критиковать, накладывать епитимии. А молодой прихожанин удивляется:
«То есть вся та доброта, которую ты проявил по отношению ко мне, — где она? Чем
же было такое доброе начало? Эти улыбки, которые я видел, и прекрасные фразы
типа «приди к нам и ощути красоту», где все это?».

Мы в храме. Но при этом зачастую мы похожи на старшего брата
из притчи. Он был прилежным сыном, но совершенно непохожим на своего отца. По
сути, он был гораздо более блудным сыном, нежели его младший брат. Он жил дома,
но не ощущал и не искал любви отца. Жил дома, но был эгоистом и не умел любить
ни отца, ни отсутствовавшего брата. Он не ждал его возвращения, он чувствовал
себя отстраненно, не ощущая единства, обособив свою судьбу. Он говорил: «Меня
не интересует мой брат, моя жизнь иная. Я живу здесь и тружусь, я правильный
сын». Он был в доме, но сердце его было далеко.

А младший сын ушел далеко, но любил своего отца. Когда он
был маленьким, между ними существовали настоящие узы любви. В его душе остался
этот след. Отпечаток той, детской, любви следовал за ним, куда бы он ни шел.
Отец уважал его желание и позволил ему уйти: «Иди, сын мой». — «То есть, отче,
ты не любишь меня?» — «Я очень тебя люблю». — «Но ты хочешь, чтобы я ушел?» — «Вовсе
нет». — «Тебе не больно, что я ухожу?» — «Мне больно». — «Тогда почему ты
ничего не делаешь, чтобы остановить меня?» — «Я делаю, чадо мое». — «Что
именно?» — «Я уважаю тебя. Если ты сейчас посмотришь мне в глаза, полные слез,
если ты сможешь заглянуть в мое сердце, ты удивишься. Но твоя воля важнее. Все
мои желания стоят после твоей свободы. Главное – твоя свободная воля». — «Но
каковы твои желания?» — «Я хочу, сын мой, чтобы ты оставался со мной, поскольку
ты любишь меня. Но поступай, как ты хочешь. Я все равно буду с тобой». — «Как
же ты будешь со мной, отец? Ты же останешься дома. Я ухожу. Я буду кутить,
пить, гулять с женщинами». — «Я буду с тобой». — «Но как? Уже сейчас ты
прощаешься со мной, я удаляюсь и вижу, как ты машешь платком, я иду все дальше
и дальше и уже исчезаю из поля твоего зрения». — «Я буду с тобой, потому что
буду любить тебя. Остаюсь здесь, но незримо буду и там. Не стану давить на
тебя, обвинять, душить угрызениями. Не буду беспокоить, требовать. Я буду
невидимо окружать тебя бесконечным терпением и бесконечной любовью».

Можешь ли и ты чувствовать так же? Оставь в покое свое дитя,
своего мужа, свою жену, пусть они делают свой выбор и принимают свои решения.
Не дави ни на кого. Не беспокой других. В этом главный вопрос: ты переносишь
свои проблемы на других. Не заглядывая в свою душу, пытаешься заглянуть в
чужую. Никто не виноват, что ты несчастлив. Никто не виноват в той пустоте,
которую ты ощущаешь в своей душе. Ты постоянно винишь обстоятельства, но ведь
невозможно, чтобы все вокруг были виноваты. Ты сам во всем виноват.

Основной смысл притчи

Несмотря на то, что притча о блудном сыне представляет собой краткое сказание, оно содержит в себе глубочайший смысл для христиан. Блудный сын — это любой человек, отдаливший от Творца и предавшийся греховной жизни.

Святые отцы толкуют текст так:

  • для любого человека покаяние — великая сила очищения души;
  • следует ценить пребывание в доме родителей, не рваться рано на свободу;
  • падения есть у всех, проступки — не повод отлучаться от Церкви;
  • пока жив человек, у него есть возможность в любой момент изменить жизнь к лучшему и приблизиться к Царствию Небесному;
  • после смерти ничего изменить нельзя;
  • почитание родителей — обязательное условие жизни;
  • положение грешника без Бога — бедственно;
  • что посеет человек, то и пожнёт.

Притчи Христа — это короткие истории, изложенные простым языком. Это один из способов обучения людей духовной мудрости, пониманию смысла жизни на Земле. Текст молитвословов, богослужений, суть и история церковных праздников на протяжении целого года, нравоучений, — все это основано на притчах Христовых. Сказание о легкомысленном отроке и его неблагоразумном поступке относится к разделу зарождения и роста Царствия Божия в душе.

Чтение, осмысление библейских текстов позволяет по-новому взглянуть на свое бытие. Через притчи мы общаемся с Богом, который ждет от нас смирения, послушания, любви к ближнему.

Символизация образа

В наши дни, если и бегут из дома, то зачастую уже не возвращаются, а библейский миф, вернее его герой, стал именем нарицательным. Христианская мораль ставит раскаявшегося грешника выше, чем последовательного праведника. Парадокс, но тот, кто ходил в темноте, а затем вышел к свету, ценнее того, кто пребывал все время подле истины. Рациональных доказательств этому быть не может, мы же говорим о религиозных догматах. Наверное, грешник потому ценится Богом выше, потому что он был на той стороне, но сознательным волевым решением выбрал все-таки добро. Таков моральный смысл и значение фразеологизма «блудный сын».

В любом случае блудным сыном называют того, кто сначала что-то отвергал, а потом вернулся к изначальным убеждениям. Например, математик отказался заниматься наукой точной и обратился к науке субъективной – филологии. Последняя ему надоела спустя три года, и он снова вернулся в родные пенаты. Движение математика туда и обратно вполне укладывается в значение фразеологизма «блудный сын».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector