Научиться понимать молитвы

Великая ектения

Затем диакон произносит великую ектению́ (по-гречески — «усиленное прошение»): Ми́ром Го́споду помо́лимся.

Слово мир также имеет значение «вселенная» и более узкие: «род человеческий» и «община верующих» (сравните с современным миряне). Было и другое слово «мир» — то самое, которое священник произносит в возгласе Мир всем! и которое мы слышим в последующих словах диакона на великой ектении: О свы́шнем ми́ре и спасéнии душ нáших Гóсподу помóлимся, о ми́ре всегó ми́ра — со значением «умиротворение, мирность духа». Для удобства в различении этих слов-омонимов в церковнославянской грамматике даже ввели правило: мир как «вселенная» писалось через і (и краткое), а мир как «умиротворённость» — через и обычное. Таким образом, диакон призывает к молитве членов христианской общины, собравшихся в этом храме, а в перспективе — всех людей во вселенной.

О свы́шнем ми́ре, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.

О свы́шнем ми́ре — не просто о мирном состоянии духа, а о мире, ниспосланном свыше, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й — «твёрдом (добром) стоянии». Церквями раньше называли не каменное или деревянное здание для молитвы, а христианскую общину. Таким образом, это молитва об укреплении христиан в вере.

О святе́м хрáме сем и с ве́рою, благогове́нием и стрáхом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.

В онь — «в него».

О грáде сем, вся́ком грáде, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.

Град — «город». В сельских храмах произносят «о веси сей», а в монастырях — «о святей обители сей». «Весь» по-церковнославянски значит село, небольшой посёлок.

О благорастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных Го́споду помо́лимся.

О благорастворе́нии возду́хов — «о хорошей погоде».

Вре́менех ми́рных — «мирных временах».

О избáвитися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

О избáвитися нам — «о том, чтобы нам избавиться».

Ну́жда — «опасность, мучение, беда».

Сáми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш Христу́ Богу предади́м.

Живо́т — «жизнь».

Что такое христианское Великое славословие?

Оно относится к разряду древнейших храмовых песнопений. Самая высшая форма молитвы:

  • По церковным Уставам она исполняется во время служб, называемых утреней иповечерием . Начинается с Евангелия от Луки, стих 2:14. Далее идет прославление триединого Бога, пение псалмов и в завершение – после краткого славословия идет молитва «Трисвятое». Как правило, во время праздничных или воскресных дней оно утром поется, а вечером читается;
  • Разбирая его содержание более подробно, приходим к выводу, что оно состоит из трех частей. В первую входит прославление Бога и молитвы к Спасителю о нашем помиловании. Во второй части к хвале Господа примешивается некоторая сдержанность, вызванная упоминанием о нашей греховности. Третья часть самая существенная и молитвенная, где восхваление Создателя вспоминается только периодически. Основную ее часть занимает просьба-надежда на Божью милость. В завершении песни проявляется возврат к ее хвалебному началу.

Тексты всех частей данного Славословия составлены на основе Библии и сами по себе являются достаточно полными и законченными по смыслу.

Обращение к Деве Марии – богородичен. Что это?

Как помогает верующим святая? В молитвослове есть специальный раздел обращений к Деве. Он носит название «богородичен». Представляет собой собрание всех молитв ко пресвятой Божией Матери. Они применяются для разрешения проблем в любых жизненных ситуациях, начиная с беременности и родов и заканчивая поминовением усопших.

Итак, почему молитвенное обращение к Деве Марие называется богородичен? Что это?

Богородичен входит в обязательный состав чтения литургии (утренней службы). Особенно почитается обращение к Пресвятой Деве во время великих православных праздников. Считается, что своими молитвами Богоматерь оберегает все христианские храмы и соборы и несет благодать верующим.

Святые отцы отметили, что молитвы, обращенные именно к Деве Марии, имеют особую силу. Поэтому было принято решение обобщить их названием богородичен для указания их великого статуса. В настоящее время значение слова несколько видоизменилось. Многие служители храмов данным определением называют просто обращение к Пресвятой Деве.

Как следует правильно поступить, если святая вода позеленела

Если со вкусом и с запахом святой воды всё нормально, но в ней появился осадок или хлопья, воду следует просто-напросто процедить в подготовленную ёмкость.

Если у святой воды появился неприятный запах или вкус, то для питья она уже будет непригодна и подлежит утилизации. Но и в этом случае отношение к воде должно быть должное, как к святыне. То есть выливать в канализацию её нельзя.

Вода должна быть возвращена в природу. Например – в реку или озеро. А если нет таких водоёмов рядом с домом, тогда воду можно вылить под молодое деревце в саду, в парке или в лесу. Суть в том, чтобы по месту, на которое будет вылита святая вода, не топтались потом люди.

Если соблюдать все условия хранения агиасмы и вести правильный образ жизни, она очень долго будет радовать своей свежестью. Такую воду смело можно пить и использовать в любых благородных целях, сколько бы долго она ни хранилась.

Чтение «Ныне и присно» в домашних условиях

Человек, считающий себя верующим, не только посещает церковные службы, но и молится дома. В перечень его молитв входит и молитвенный текст Краткого славословия.

Конечно, время меняет разговорный и письменный стиль общения, но, зная, к примеру, компьютерный сленг или молодежный жаргон, вовсе не обязательно использовать их повсеместно и во всякое время, а только по обстоятельствам.

Человек во время земной жизни выполняет те или иные материальные дела и обязанности: без них тоже сложно прожить в этом мире, да и не всегда стоит создавать себе искусственные трудности бытия. Однако, как пишется в Библии, Господь, создавая человека, вложил в него душу, и именно этот факт, деяние Его им и сделало. Почему бы не поблагодарить Господа за это: «и ныне» (сейчас), и «присно» (всегда), «и во веки веков» (навечно, передав это пожелание своим потомкам).

Что изменилось внутри человека со временем? Да ничего. Все перемены – внешние, и так было и будет всегда.

Да и у понятия «славословие» полно синонимов, вполне себе применимых в нашей обыденности, только называем мы их зачастую «медными трубами», и выдержать испытание ими совсем непросто. А уж великие они или малые, для кого как.

Пожалуй, одним из самых часто применяемых выражений, касающихся процедур церковных богослужений, является «присно». Значение слова, появившегося в стародавние времена, не потеряло своей актуальности и в настоящее время.

Видео: акафист Иисусу в хоровом исполнении

В данном ролике хор из Валаамского монастыря исполнит акафист сыну Божьему – Иисусу:

святой

святой (святый церк.

,устар. ), святая, святое; свят, свята, свято.

1.

В религиозных представлениях — обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (рел. ). Святой дух. Святая церковь.

2.

В тех же представлениях — праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (рел. ). Святой человек.«Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался.»Пушкин .

3.в знач.сущ. святой, святого,муж. , святая, святой,жен. В христианском культе — человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк. ). Культ святых. Причисление к лику святых.«Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой.»Лесков .«Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее.»М.Горький .

4.

В христианском культе —прил. , познач. связанное с таким человеком (церк. ).«Накажи, святой угодник, капитана Борозду.»Пушкин .«Святые мощи перенести, поставить их в соборе.»Пушкин .

5.в знач.сущ. святые, святых,ед. святой, святого,муж. Иконы с изображениями таких людей (рел.устар. ).«Под святыми стол дубовый.»Пушкин .«Под святыми в уголке робко притаилась.»Жуковский .

6.

В христианском культе — наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк. ). Святая вода. Святые дары (причастие).

7.перен. Проникнутый чем-нибудь высоким, возвышенный, идеальный (поэт. ,устар. ).«Молчит его святая лира.»Пушкин .«Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость.»Пушкин .«С любовью вечною, святой я помню о стране родной.»И.Козлов .«Пусть нам звездою путеводной святая истина горит.»Плещеев .«Там угасает, как рабыня, святая женская душа.»Некрасов .«Любовь… Святые волнения!»Гончаров .

|

Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книж.торж. ).«О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?»Жуковский .«Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого.»Салтыков-Щедрин .«Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви.»Гончаров .

|

Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книж.торж. ).«…Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти.»Молотов

Защита социалистического отечества — святая обязанность трудящихся. Святой долг.«Он пал героем …он в сечу ринулся — и, падши, совершил великое, святое дело.»Пушкин .

|

Совершенно необходимый, очень важный (разг. ).«Услуга в дружбе — вещь святая.»Крылов .«Соглашение — святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным.»Салтыков-Щедрин .

|

Незыблемый, нерушимый.«…Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти…»Ленин .«Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу.»Пушкин .«Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою.»Языков .«Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.»Крылов .«Что взято, то свято.» (посл. )«Зачем же мнения чужие только святы?»Грибоедов .

как бог свят (разг.устар. ) —перен. обязательно, во всяком случае.«имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю.»пушкин . Святая неделя или святая (разг.устар. ,церк. ) — праздник пасхи у христиан. Святая простота! —см. простота. Святая русь (нар.-поэт. ,ритор. ) — название руси, россии.«святая русь! отечество! я твой.»пушкин .«а не ездил бы добрыня по святой руси.»былина . Святая святыхнескл. ,жен. (книж.ритор. ) — что-нибудь особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных.«трудно проникнуть в святая святых человека.»лесков . (первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) святой отец или владыка (церк. ) — почтительное обращение к служителю культа. — и он убежал, отец игумен? — убежал, святый владыка.«вот уже тому третий день.»пушкин . Святым духом —см. дух. Хоть святых (вон) выноси (разг. ) —погов. о совершенно непристойном, безобразном поведении (срн.святой в 5 знач. ).«Умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.» Гоголь.

Малый вход

Во время пения третьего антифона начинается малый вход с Евангелием.

Священник читает также следующую молитву.

Влады́ко Гóсподи Бóже наш, устáвивый на небесе́х чины́ и вóинства Ангел и Архáнгел в служе́ние Твоея́ слáвы! Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти, сослужáщих нам и сославослóвящих Твою блáгость.

Яко подобáет Тебе́ вся́кая слáва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки векóв. Ами́нь.

Прихожане слышат лишь последнюю её часть, произносимую громко.

Устáвивый — «установивший».

Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти — «сделай, чтобы вместе с нашим входом был вход святых Ангелов».

Диакон возглашает:

Прему́дрость, прóсти! — «Премудрость! Встаньте прямо!» Церковнославянское слово премудрость также значит «поучение». Эти слова произносятся перед важными моментами богослужения, на литургии оглашенных — перед пением Трисвятого, чтением Апостола и Евангелия.

Хор поёт:

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спаси́ ны, Сы́не Бóжий, воскресы́й из ме́ртвых, (на буднях — во святы́х ди́вен Сый) пою́щия Ти: Аллилу́ия.

Ны — «нас».

Сый — «есть».

Следом звучат тропари и кондаки праздника, а также святого покровителя того храма, где совершается литургия. В это время священник про себя читает молитву:

Бóже Святы́й, и́же во святы́х почивáяй, и́же трисвяты́м глáсом от Серафи́мов воспевáемый и от Херуви́мов славослóвимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, создáвый челове́ка по óбразу Твоему́ и по подóбию, и вся́ким Твои́м даровáнием укрáсивый, дая́й прося́щему прему́дрость и рáзум, и не презирáяй согрешáющаго, но полагáяй на спасе́ние покая́ние, сподóбивый нас, смире́нных и недостóйных раб Твои́х, и в час сей стáти пред слáвою святáго Твоегó же́ртвенника, и дóлжное Тебе́ поклоне́ние и славослóвие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны блáгостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние вóльное же и невóльное, освяти́ нáша ду́ши и телесá, и даждь нам в преподóбии служи́ти Тебе́ вся дни животá нáшего, моли́твами святы́я Богорóдицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.

Полагáяй на спасе́ние покая́ние — «назначивший для спасения покаяние».

В преподóбии — «в святости».

В словаре Фасмера Макса

при́сный»истинный; вечный», при́сно «всегда», др.-русск. присно – то же, присныи братъ «единоутробный брат» (Сказ. о Петре и Февронии, Пам. стар. лит. 1, 34), ст.-слав. приснъ οἰκεῖος, γνήσιος (Супр.), присно ἀεί (Мар., Зогр., Супр.; см. также Дильс, Aksl. Gr. 105), болг. при́сно «всегда». Обычно толкуют из *pri-jьstьnъ (от *еs- «быть»), напр. Миклошич (Мi. ЕW 105), Младенов (523), Ильинский (AfslPh 34, 8), или из *prī-sto- от стоя́ть, стать (как просто́й), но знач. «стоящий рядом, сущий» (Преобр. II, 126) не является удовлетворительной реконструкцией; ср. против этого также Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 151. Однако сравнение последнего с прия́тель тоже остается сомнительным. Возм., *prīsnъ (из *prīsknъ?) связано с лат. prīscus «матерый, достойный», рriоr «раньше» (prii̯ōs), греч. πρίν «прежде», гомер. πρί̄ν. См. об этих словах Гофман, Gr. Wb. 284; Вальде–Гофм. 2, 363. В фонетическом отношении ср. пре́сный, те́сный.••(Станг (NTS, 15, 1949, стр. 350 и сл.) объясняет при́сный из *pri- и *is; ср. слав. istъ, русск. и́стый. – Т.)

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

1.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков

Аминь

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2.

«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

3.

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

4.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

5.

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Значение слова яко

Примеры употребления слова яко в литературе.

Погибнет он, расточит по лицу земли, яко древле сущие языци и царствы: ассирияне, вавилоняне, римляне и иные многие. Я принужден вашему цесарскому величеству с сердечною печалью своею о некотором мне нечаянно случившемся случае в дружебнобратской конфиденции объявить, а именно о сыне своем Алексие, как оный, яко же чаю вашему величеству, по имеющемуся ближайшему свойству не безызвестно есть, к высшему нашему неудовольству, всегда в противном нашему отеческому наставлению явлЯЛСЯ, також и в супружестве с вашею сродницею непорядочно жил.

Обадили, окружили его Акинфичи, обстали, яко медведя, и не уйти уже, и Белоозеро надобно, ох, как надобно в днешней-то трудноте!

Государю Московскому, — возразил Брадатый, — и так единая и нераздельная власть, яко государю всея Руси, вручена от Бога в его вотчинах.

Но отцы церкви разумно положили в зримом изображении являть Вседержителя и ангелов его, яко и аз в зримом явлении текущего мира явил благость братнего согласия князей суздальских!

И сия книги все по многих летех селевк македонский царь, который никанор нарицашеся, принести в афины потщася, безмерное последи число книг во египте от Птоломеев царей сотворися, едва не до седми сот тысящеи, но сия вся в первую брань александрийскую сожжены, прочее страбо в книзе 13 географии пишет, яко аристотель от всех первую библиотеку устави, повествует бо, яко в сцепсии быша философы сократовы, эраст и корикс, и нереи кориксов сын, который аристотеля и феофраста подслуша, и наследник книгохранителницы Феофрастовои, в которой аристотелская бяше, ибо аристотель и книгохранителницу и школу остави феофрасту, и первый всех, которых ведаем, книги собра, и египетских царей книгохранителницы чину научи, феофраст же тую предаде, сия он: бе и пергамова книгохранителница преславная.

Югру и за Самоядь, яко видивше сами на полунощных странах, спаде туча и в той тучи спаде веверица млада, акы топерво рожена, и възрастши и расходится по земле, и пакы бывает другая туча, и испадают оленци мали в ней, и възрастають и расходятся по земли.

Для того просим теперь твою вельможность, прими нас снова в свою ласку, яко сердце наше тяжко сокрушается, смотря на горькое поругание матки, отчизны нашей.

Сыне мой, — признавался старый верховник, — яко двуликий Янус, взираю я на Русь боярскую и Русь нынешнюю.

И называется он уже не орарем, но эпитрахилью, и самим воздеваньем своим знаменует излияние благодати свыше на священников, почему и сопровождается это величественными словами Писания: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его.

По нашим храмам можешь видеть ты, яко еще млады есьмы и не задавлены духом, имеяше хотение и волю к подвигу, а посему многое возможем свершить в череде веков грядущих!

Что он, сей грубый литвин, не возможет понять, яко сам разрывает тело церкви православной и неволею толкает к отделению от митрополии и Новгород Великий, и Русь Владимирскую?

Пусть каждый приложит силы на ниве своей в ту меру, яко же возможет, и не ослабнет, и не почнет небрегати, и не возропщет.

И было ему море тихо, и Галиот его провадил до мора и просил его, абы инак не вчынил, и так бы учынил, яко ся прыобецал.

Сказал твердо, заведомо зная, что его слово — закон: — По смерти великого канцлера Головкина, на место упалое никак нельзя Волынскому в Кабинет входить, яко вору и смутьяну.

История возникновения молитвы

Это одно из наиболее древних православных молитвословий, оно имеет византийское происхождение. Согласно Преданию, в 438-439 гг. Константинополь подвергался многократным мощным землетрясениям. Жители города восприняли стихийное бедствие как Божью кару за грехи. В связи с этим в столице Византии проводились всенародные покаянные богослужения.

Во время одного из крестных ходов (торжественное молитвенное шествие) некий мальчик на глазах у толпы чудесным образом был поднят на небеса. Там он услышал ангельское пение «Трисвятого», восхваляющее Творца. Возвратившись на землю, отрок рассказал об этой молитве народу, который тотчас начал петь её с добавлением прошения «помилуй нас». После этого стихийное бедствие прекратилось. Господь принял покаяние народа и явил Свою милость, о которой просили люди. Эта история учит нас, что искренняя молитва является особым состоянием покаяния, важнейшим средством поиска Бога и спасения души. Поэтому без молитвы невозможна полноценная христианская жизнь. Святитель Феодор Эдесский учил:

По велению императора Феодосия Младшего и при активном участии его сестры императрицы Пульхерии новая молитва была введена в богослужебное использование. Вскоре Церковь закрепила данное постановление на Четвёртом Вселенском соборе (Халкидон, 451 год). По другим источникам песнопение возникло задолго до описанных событий. Однако именно в середине 5-го века молитва обрела известность и стала употребляться на богослужениях.

Урок 7. Научение молитвам «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

План. Любовь Бога к людям; потребность людей прославлять Его в молитве. Значение слова «слава». Изучение молитвы «Слава Тебе, Боже наш…». Значение славянских слов в молитве «Слава Отцу…», изучение ее. Нравственное приложение.

З. Все на свете чье?

У. Божие.

З. А все, что нам нужно, дает нам кто?

У. Бог.

З. Все нам дает Бог и дает нам все хорошее, потому что Он нас любит. А кто людям дает что-нибудь хорошее, того люди бранят или хвалят?[]

У. Хвалят.

З. Бог всегда дает все, что нам нужно, и умные люди всегда хвалят Бога. Мы людей хвалим слова-ми, и Бога можно хвалить словами. Как называются наши слова к Богу?

У. Молитвой.

З. Значит, люди хвалят Бога чем?

У. Молитвой.

З. Когда люди хвалят Бога, то они говорят молитву: «Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе». Когда мы хотим похвалить кого-нибудь, то говорим про такого человека, что он славный. Так и в молитвах вместо слова «хвала» говорится слава. Как «хвала» говорится в молитвах?

У. Слава.

З. Теперь мы и запомним молитву: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва заучивается сначала хором, а потом поодиночке[].

«Слава» как сказать по-другому?

У. Хвала.

З. Когда мы говорим молитву: Слава Тебе, Боже наш… кому мы молимся?

У. Богу.

З. Что мы делаем этой молитвой?

У. Хвалим Бога.

З. Этой молитвой мы хвалим одного Бога. А в скольких Лицах существует Бог?

У. В трех Лицах.

З. Назовите три Лица Святой Троицы.

У. Бог Отец…

З. Мы прославляем Отца и Сына и Святого Духа. Сейчас мы говорили молитву: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Точно так же люди молятся и всем трем Лицам Святой Троицы: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. «Слава» как по-другому?

У. Хвала.

З. Значит, когда мы хвалим всех трех Лиц Святой Троицы, тогда говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Запомним эти слова.

Следует заучивание.

Люди хвалят Бога теперь и всегда и никогда не перестанут Его хвалить. Это они говорят и в молитве «Слава Отцу…». «Теперь» — в молитве говорят ныне. Как говорится в молитве слово «теперь»?

У. Ныне.

З. Что значит ныне?

У. Теперь.

На этот вопрос должны ответить несколько учеников, чтобы могло быть усвоено значение славянского слова. То же самое делается при заучивании и других славянских слов.

З. «Всегда» в молитве говорят присно. Как — «теперь»? Что значит присно? Что значит ныне? Мы сказали, что люди никогда не перестанут хвалить Отца и Сына и Святого Духа. А в молитве говорят:… во веки веков. Как говорится, что люди никогда не перестанут хвалить Бога?

У. Во веки веков.

З. Что значит во веки веков? Как говорятся в молитвах слова «теперь», «всегда»? К молитве: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу мы прибавим слова: ныне и присно и во веки веков. Теперь прочитаем молитву.

В этой молитве кому говорится «слава»?

У. Отцу и Сыну и Святому Духу.

З. Когда эта «слава» говорится?

У. Ныне и присно и во веки веков.

З. Верно это?

У. Верно.

З. А как в молитве говорят слово «верно»?

У. Аминь.

З. Прибавим это слово к молитве и прочитаем ее всю.

Следует чтение, а потом заучивание молитвы.

Сегодня мы с вами говорили, что все на свете Божие; Бог нас любит, дает нам все, что нам нужно. Мы за это хвалим Бога молитвами. Когда хвалим Бога, то говорим: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Бог в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, а потому хвалим Бога еще другой молитвой: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Теперь вы, дети, знаете четыре молитвы и читайте их утром и вечером, когда молитесь Богу. Когда узнаете еще другие молитвы, тогда читайте и их, а я вам скажу, когда какие молитвы нужно читать.

  1. Выражения «порицать», «поносить» и тому подобные незнакомы детям, а потому здесь «хвалить» противопоставляется слову «бранить» в русском значении последнего.
  2. Это правило должно соблюдаться при изучении каждой молитвы, и в дальнейшем изложении указаний о хоровом и одиночном заучивании делаться не будет.

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Читаем богородичен в домашних условиях

Православному христианину не обязательно постоянно посещать службы в храме. Можно совершать домашние молитвы. Обычно они производятся утром после пробуждения и перед отходом ко сну.

Домашний богородичен — что это? У каждого православного в месте проживания должен быть оборудован специальный угол для обращения к Богу. Центральное место его занимают иконы (Спасителя, пресвятой Девы Марии и святых отцов).

Здесь можно обращаться с молитвой к Господу. В этом же углу читают богородичен. Символом веры также может служить горящая свеча или лампада, установленные рядом с иконами.Обращаться в молитве к Деве Марии принято за себя и своих близких, также за уже усопших православных христиан.

И все-таки богородичен — что это? Это молитва, которая может помочь и оказать любую помощь просящим. Обращение к святой Деве Марии через богородичен – один из лучших способов очищения христианской души.

Значение термина «присно»

Самым распространенным значением в русском языке является слово «всегда»:

  1. В свою очередь, последнее (в форме наречия) имеет значение «непрерывно», «вечно», «постоянно», «во всякое время», «бесконечно». В качестве существительного / прилагательного (присный) оно может соответствовать понятиям истинного, настоящего, присущего и даже обозначать единомышленников, близких и т. д.;
  2. Синонимами и выражениями, близкими по смыслу, для него являются также следующие: «искони», «издревле», «изначально», «вовек», «ежечасно» и др.;
  3. В новейших языковых учебниках прописано, что указанное слово является устаревшим вариантом вышеописанных его значений. Оно включается в состав сложных сочетаний, таких, как «присно» (светлый, благодатный, блаженный);
  4. Церковнославянский словарь определяет его значение, в частности, и как беспрерывно, непрестанно;
  5. Происходит от старославянского, и в предложении, вставленное как «присныи братъ» соответствует понятию, как единоутробный, а также само по себе в древние времена использовалось в русском языке как «истый».

Богослужебное использование молитвы

Трисвятое является одним из наиболее употребительных в Православии песнопений. Во многом это обусловлено тем, что данная молитва входит в состав стандартного для большинства церковных и домашних чинопоследований начала. Оно именуется «Трисвятое по Отче наш» (Начало обычное) – по названию первого и последнего молитвословия этого начала. Примечательно, что после «Святый Боже», словно в объяснение смысла этого песнопения, следуют славословие и молитва Пресвятой Троице. «Трисвятое по Отче наш» содержится не только в начале, но и в середине и в окончании различных чинопоследований.

За исключением некоторых праздников, молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» отдельно исполняется на Божественной Литургии перед чтением прокимна (повторяемый стих псалма) и чтения Апостола. Также Трисвятое поётся в конце великого славословия и чина отпевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector