Монах в миру?

Для частого чтения Иисусовой молитвы монашествующие имеют чётки

Все монашествующие носят чётки. Они им необходимы для того, чтобы отсчитывать количество молитв при частом чтении Иисусовой молитвы. Они ещё имеют название вервица, лествица, листовка.

В наше время четки представляют собой замкнутую нить, состоящую из ста «зерен». Они разделены между собой по десяткам «зернами» более крупных размеров, чем рядовые. Используя четки, монах не отвлекается во время молитвы.

Православные чётки. Православные чётки — это обязательный атрибут монашеского одеяния. Они позволяют вести счёт молитвам не отвлекаясь

Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17).

В старину на Руси четки имели форму замкнутой лесенки. Она состоит не из «зерен», а из деревянных брусочков, которые обшиты кожей или же материей. Такая «лестовка» (лестница) духовно означает лестницу «спасения», меч «духовный» являют образ непрестанной (вечной) молитвы (кругообразная нить — символ вечности).

Ступени монашеского делания

Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:

  • трудник;
  • кандидатка в послушницы;
  • послушница.

Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.

Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.

На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:

  • рясофор;
  • малая схима (мантия);
  • великая схима.

Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:

  • с чтением специальных молитв;
  • пострижением волос крестом;
  • переменой или оставлением старого имени;
  • отсутствием обетов;
  • облачением в рясу и клобук.

Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.

Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.

Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.

Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.

Монашеские одежды

Патерики не сообщают о постригах древних отшельников. Преподобный Ефрем Сирин, обличая нерадивых, пишет: не думайте, что туго подпоясаться и влачить за собой одежды значит уже монашествовать; можно предположить, что ключевым событием считалась торжественная церемония облечения в священные монашеские одежды: рясу (хитон, власяницу), мантию и камилавку (клобук). И животные меняют облик в соответствии со сменой своего одеяния, писал Тертуллиан, защищая свой pallium, плащ, в язычестве признак бедности и низкого происхождения, а в раннем христианстве символ принадлежности к истинной философии.

Быть тайным монахом

Спасаться в миру по-своему трудно, об этом не раз говорили старцы. Ведь вокруг множество соблазнов и искушений. Нам сложно представить те духовные борения, через которые проходит тайный монах. Вокруг него родственники, которые отвлекают от душеспасительных помышлений своими проблемами. Он постоянно сталкивается с грубыми и равнодушными людьми – от продавцов до чиновников, но должен смирять негодование, избегать осуждения. Если он в браке, то не может быть речи о сексе, если холост, на него будут претендовать представители противоположного пола, но его принцип – целомудрие.

Наверное, святым угодникам было легче спасаться в пещерах по-соседству с дикими животными, чем тайному монаху среди грешников.

Иеросхимонах Самсон (Сиверс) о тайном монашестве писал так: «Тайный постриг требует соблюдения тайны до смерти: одежду не носить (монашескую), имя своё не оглашать даже пред Святой Чашей, допускается работа по специальности без права бывать в обществе, общественных местах, без шатания по гостям и праздного провождения времени под предлогом отдыха, лечения и т.п. Тайный постриг сугубо труден, требует сугубых подвигов и забот старца о своём чаде, так как тщеславие, суета мира, многозаботливость и особенности специальности, работы убивают страх Божий, ревность о спасении, придирчивую собранность, покаянные вопли, память смертную».

В 20-е годы, именно тогда, когда в России стало широко распространяться тайное монашество и создаваться подпольные монастыри, протоиерей Валентин Свенцицкий написал книгу, названную «Монастырь в миру. Тайное поучение о нашем спасении». Вы легко найдёте её в интернете. Мы можем предположить, что адресована она была, прежде всего, тайным монахам, которые оказались рассеяны по просторам страны среди населения, заражённого атеизмом. Современные христиане тоже могут почерпнуть в ней немало полезного

Особенное внимание отец Валентин уделяет Иисусовой молитве

Фото: монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

Наш современник игумен Силуан (Туманов) поясняет: «Сейчас монах особо тщательно должен следить, чтобы его душа и сердце были кельей. В монастыре проще в том смысле, что весь монастырь – келья. А в миру монах в окружении людей, у которых иной взгляд на жизнь. Мирянин несет служение с естественными трудностями – монах несет сверхъестественное служение. Господь сказал в самом начале Священного Писания: «Нехорошо человеку жить одному» (Бытие гл. 2:18). Семейная жизнь благословлена Богом, Церковью, это очень важный момент. Но есть то, что выше естественного – это призвание человека к некоему образу жизни, который ему не свойственен. Как говорила мать Мария Скобцова: «Монашеская жизнь – это всё время хождение по водам»

Важно, чтобы в миру у монаха келья в сердце была всегда: сидит ли он за столом с друзьями в ресторане, дома ли, в храме, беседует ли с женщинами, мужчинами, детьми»

Фильм «Монахиня в белом халате» рассказывает о женщине, которая совместила в своей судьбе занятия наукой и тайное монашество, дожила до ста лет, стала доктором наук.

https://youtube.com/watch?v=JZuacdB5RK8

У каждого человека, независимо от сана, есть возможность спастись. Но если на то Божья воля, то и в наши дни можно стать тайным монахом. Чтобы принять такое решение, нужно особое дерзновение, готовность изменить свою жизнь, характер, мировоззрение. Скрывать свои переживания от близких и в одиночестве противостоять тёмным силам. Но мы помним: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11:12).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Откуда взялась ряса у священника?

Поделиться

Фото: СПДА. https://www.flickr.com/

В Православной церкви имеются традиции, которые существуют веками, а потому воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Вот, например, все совершенно привыкли к тому, что священник вне богослужения, а иногда и во время него, носит просторную одежду с широкими рукавами, которая в Православии называется рясой. Ряса — неотъемлемый атрибут священнического облачения и, в целом, внешнего вида священника. Но мало кто знает, когда ряса появилась и, самое главное, для чего?

Русское слово «ряса» происходит от греческого «расон», что означает «вытертая, заношенная одежда». Это сегодня рясы могут шиться из шерсти или даже шелка. А в древности ряса представляла собой верхнюю одежду из самой простой, подчас бракованной ткани, которую за бесценок приобретали православные монахи. Да-да. Первоначально ряса являлась исключительно монашеской одеждой. Надевая на себя рясу, эту просторную, бесформенную одежду темного цвета, монахи тем самым показывали — они отреклись от мира, и им абсолютно нет дела до того, что носить.

По своей форме рясы древних монахов напоминали хитон — ту простую одежду, которую носил Христос и Его ученики-апостолы. Собственно, подобную одежду до сих пор носят мужчины на Ближнем востоке. Она представляет собой длинную рубашку с довольно широкими рукавами. Со временем традиция ношения рясы перешла от монахов к остальным священнослужителям Православной Церкви.

Когда Византия, восточная часть Римской империи, оказалась под властью турок, в жизни православных христиан многое изменилось. Изменилась и ряса. Согласно законодательству Османской империи Константинопольский Патриарх стал главой греческой диаспоры. Православные священники указом султана также приобрели функции чиновников внутри этой диаспоры. С этого времени Патриарх и его подчиненные вынуждены были облачиться в рясы, которые по своему фасону напоминали турецкие халаты — то есть имели застежки у горла, широкие полы и рукава. На своих головах греческие священники согласно закону вынуждены были носить фески — красные высокие шапки, которые в Церкви стали именоваться камилавками.

В 17 веке в ходе реформ Патриарха Никона рясы греческого или турецкого кроя появились на Руси. С этого момента рясы стали обязательными для ношения и монахами, и женатыми священниками. До Никона у нас также имелись рясы. Своим внешним видом они напоминали русский кафтан и носились только монахами. Женатые священники носили одежду, похожую на обыденные костюмы прочих мужчин. Ряса русского кроя сегодня носится нашим духовенством наравне с греческими рясами.

Существует еще один фасон рясы, который в России почти не встречается — так называемый румынский. Румыния в целом имеет самобытные церковные традиции. Это касается и внешнего вида священника. Румынская ряса по своему крою напоминает шинель — она имеет запах, прямые очертания и подплечники. Такой вид рясы считается румынскими священниками наиболее удобными для носки. Таким образом, в Православной Церкви имеется три вида ряс — греческий, русский и румынский. Все они равнозначны между собой и являются отражением культурной традиции того или иного православного народа.

Как объяснить необъяснимое?

— Матушка, а ведь вы могли просто жить жизнью благочестивой мирянки и не помышлять ни о чем большем, но приняли постриг. Что подтолкнуло сделать этот шаг?

— Все спрашивают, что случилось (улыбается — Прим. ред.). Была артистка — стала инокиня. С чего вдруг? Может, любовь несчастная, может, еще что-то? Всем хочется какой-то мелодрамы, чего-то такого человеческого, чем можно было бы такой поступок объяснить. Но как объяснить необъяснимое? Как объяснить жизнь?

— То есть получается, это в большей степени призыв Бога, чем расчет и выбор человека?

— Конечно. Если даже человек сто лет будет планировать, что он пойдет в монастырь — у него ничего не выйдет.

— Как вы почувствовали этот зов Божий?

— Каждый человек обладает внутренним голосом, или совестью, к которой он либо прислушивается, либо нет. Есть что-то такое, что не объяснишь бытовым языком, но что может переживать каждый человек.

Когда-то мы с сыном, которому было три года, чуть не попали под поезд. Это был знак, очень страшный. Тогда я вдруг спохватилась, стала думать: «Боже мой, почему Ты нас оставил?» — даже не «почему?», а «для чего?». Всякий раз после подобного случая нужно обязательно подумать: для чего сохранилась жизнь или почему она вдруг была отобрана, как у этих несчастных девочек, которых застрелил белгородский маньяк… Ведь все, что случается, — это по промыслу Божиему, да?

Голос Божий есть в каждом человеке, и я Его почувствовала, когда решилась на постриг.

Инокиня Ольга (Гобзева). Фото Михаила Моисеева

— История вашего пострига словно из какой-то сказки: в среду первой седмицы Великого поста владыка Амвросий (Щуров) дает вам четки и платок послушницы, в воскресение — постриг… Что вы чувствовали, о чем думали при этом?

— Сам постриг произошел для меня неожиданно. Психологически я не была к нему готова. Да, действительно не понимала, что происходит, я как бы опаздывала за событиями, все шло впереди меня. И когда начался постриг, я словно умерла. Разве что стояла вертикально. Во мне все замерло, не было никаких чувств, только полное ощущение мертвости.

В рясофор меня постригли в 1993 году. В монастыре я прожила года два, а потом владыка Сергий (Фомин) — сейчас он митрополит Воронежский и Борисоглебский — отозвал меня из монастыря, в Синодальный отдел церковной благотворительности и социального служения, председателем которого он тогда являлся.

Предлагаем ознакомиться Микроцефалия: чем поможет остеопат » Остеопатия для детей и взрослых

Поскольку у нас митрополит как в армии генерал, то, конечно, все подчинились. А я подчинилась с радостью, потому что владыку я знала еще до пострига. С владыкой Сергием мы познакомились на Рождественском празднике, в подготовке которого принимала участие. Он тогда был архиепископом Солнечногорским. И когда познакомились и даже не так долго поговорили, я вдруг подумала: «Господи, какой же это умный, разносторонний, интереснейший человек!»

Так что работать в Отделе церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата с владыкой Сергием было для меня большой радостью. Хотя и пришлось ради этого покинуть стены обители, снова жить в миру.

— Вообще нам обычно представляется, что в монашество идут люди совершенно особые, уникальные. Разве может обычный человек «шагнуть в пустоту»?

— Что значит «обычный человек»? Ведь у всех — у монахов, у священников и у обычных людей — руки, ноги, сердце… И все способны чувствовать, страдать. И даже грехи могут быть одинаковыми. Ведь может так случиться, что какой-нибудь монах впадет, например, в грех пьянства. Другой вопрос — монах понимает, что это страсть, наваждение, что это гибельно.

Представьте: Симеон Новый Богослов — у него было непосредственное общение с Богом, а читаешь его гимны — он там такие невероятные грехи называет, о которых даже простой человек скажет: «Ого!» А это только помыслы!

Человек — все равно человек. Господь создал человека по Своему образу и подобию — каждого. Будь ты монах, или бомж, или служитель Мельпомены, артист или ресторатор, ты все равно человек.

Различия Католического и Православного монашества

Западное монашество формировалось по правилу Бенедикта Нурсии. В нём есть два, отличительных от христианского, события. Первое состоит в клерикализации.

В современном мире Римско-католические монастыри и монахи, кроме служащих, рукоположенные священники. Они втянуты прямым образом в церковные задачи католической церкви. Но сначала первые монахи были мирянами. Пахомий запрещал им становиться священниками. Это он аргументировал тем, что монахи не должны жаждать силы и славы.

Но посредством особой клятвы и церемонии монахи переставали быть просто мирянами. Они занимали положение между духовенством и мирянами. Даже в нашем веке православные монахи частью являются мирянами. Только несколько настоятелей в каждой обители являются рукоположенными священниками-иеромонахами. Им разрешается совершать таинства.

Второе отличительное событие католического монашества состоит в многочисленности его Орденов. Они отдают индивидуальные распоряжения и помогают Церкви в различных сферах её деятельности.

Это проявляется в миссиях, образовании, уходе за больными и борьбе с ересью. Их интересы простираются от рыцарских Орденов до Орденов нищих монахов. Структура римско-католического монашества включает в себя и феодальные и аристократические характеристики и чисто буржуазные черты. На Западе монастыри выполняли научно-богословские и церковно-политические задачи.

Характер первых монастырей был сосредоточен в основном на молитве, медитации и созерцании. Это было более важным, чем всё остальное. В западном мире Ордена бенедиктинцев и кармелитов являются исключениями из всех других католических монашеских Орденов. Они и в наше время стараются сохранить древний характер монашества в католицизме.

Белое духовенство

Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.

Алтарники

В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.

Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:

  • следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
  • готовить облачение священника;
  • подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
  • во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
  • следить за порядком в алтаре.

Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.

Чтецы

Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.

Иподиаконы

Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.

Диаконы

К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.

Протодиаконы

Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.

Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.

Иереи

Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).

Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».

Протопресвитер

Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.

Архиереи

Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.

ПУБЛИКАЦИИ:

24 сентября 2021

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся»

/Статьи

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Четыре удела Божией Матери

/Статьи

Игумения Мария (Воробьева), Т.И. Порошина

Послушание, возложенное на сестер Самим Богом

/Интервью

23 сентября 2021

«Самое страшное, что погибают души». По следам пермской трагедии

/Статьи

Игумения Иоанна (Егорова)

«С началом регулярной молитвы к преподобным Сергию и Варваре восстановление монастыря пошло очень быстро»

/Интервью

Игумен Гавриил (Рожнов)

Возрождение Раифы стало символом возрождения монашеской жизни на Казанской земле

/Интервью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector