Мария (скобцова)

Сочинения

  • Жатва Духа: В 2 книгах. — Париж, 1927 (2-е издание — Скобцова Е. Ю. (Мать Мария). Жатва Духа. -Томск: Водолей, 1994).
  • А. Хомяков — Париж, 1929. 61 с.
  • В. Соловьев — Париж, 1929. 50 с.
  • Достоевский и современность — Париж, 1929. стр. 74
  • Мать Мария: Стихотворения, поэмы, мистерии, , воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк — Paris: La Presse francaise et etrangere, . 165 с.
  • Стихи — Париж, 1949. 99 с.
  • Мать Мария (Скобцова): Воспоминания, статьи, очерки . -Париж: YMCA-Press, 1992.
  • Стихи — М.: Петрополис, 1994.
  • Равнина русская Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. 767 с.
  • Избранное — М.,1991.
  • Типы религиозной жизни — М., 2001

Наиболее полный обзор библиографии матери Марии можно найти в книге Е. Ю. Кузьмина-Караваева (Мать-Мария): Библиографический указатель / В серии «Знаменитые эмигранты Росии». — СПб.: ИКЦ-Русская эмиграция, 2002, а также в книге А. Н. Шустова «Библиографический указатель литературных, философских, публицистических и художественных произведений Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии)«. -Томск: Водолей, 1994.

В 1940 году дом матушки Марии становится убежищем для партизан и евреев

В 1940 году в Париж пришли немцы, наступила оккупация.

Но тяжелые времена не дали матери Марии поникнуть, уйти в себя. Она благословляла Господа, помогала людям.

1940
в этом году Париж оккупировали немцы, но Мария продолжала помогать нуждающимся

Она установила контакт с мэрией, ее дом взяли под покровительство и объявили муниципальной столовой.

Это позволило матушки Марии кормить детей, женщин, калек. Мэрия выделила карточки и продукты этой столовой.

Дом матушки Марии быстро стал известным, там находят убежище партизаны, евреи, всем кому угрожает опасность.

Мать Мария тесно была связана с движением «Сопротивления».

Она получала поддельные документы для партизан, организовывала пересылку писем и посылок для заключенных, спасла троих еврейских детей, пряча их в мусорных баках.

Детство Мария Скобцова провела в Анапе и Крыму

Лиза Пиленко родилась в 1891 году в Праге. Ее отец, Юрий Дмитриевич Пиленко был юрист, а мать — София Борисовна, происходила из знаменитого рода Дмитриевых-Мамоновых.

Когда Лизе было 4 года, семья переехала в Анапу. После смерти деда Лизы, ее отцу достались в наследство имение, и виноградники.

20 декабря 1891
день рождения
Марии Скобцевой

С помощью родителей и интеллигенции Анапы, юная Лиза получила начальное домашнее образование. С раннего детства, она проявляла большие способности к рисованию и литературе.

Ее отец много времени уделял воспитанию и обучению детей. Она очень любила своего отца, он был ее первым другом.

В доме семьи Пиленко всегда царила атмосфера дружелюбия, открытости, доброжелательности. Это очень повлияло на дальнейшую судьбу маленькой Лизы, и оставила глубокий след в ее воспитании и душевном росте.

Лиза Пиленко, 1903 год. Детство прошло на юге, в Анапе и Крыму. Она росла в атмосфере любви и взаимоуважения. Это очень сказалось на ее душевном и духовном росте

Весной 1905 года ее отца назначают директором Никитского ботанического сада.

Семья переезжает в Крым. А после, в 1906 году отца Лизы переводят в Санкт-Петербург в Департамент Земледелия.

Он привозит жену и детей в Санкт-Петербург, а сам возвращается в Анапу и скоропостижно умирает.

1906
в этом году семья Марии переезжает в Санкт-Петербург

Смерть отца очень потрясла Лизу, стала настоящим ударом судьбы.

В ее душе уже тогда зародился протест против смерти и несправедливости. Все чаще она стала задумываться о Боге.

Во время Гражданской войны Елизавета Юрьевна отстаивала город

В условиях Гражданской войны и смены власти, Елизавета Юрьевна постоянно искала выходы из сложных ситуаций.

При красных, она отстаивала город, спасала культурные ценности. Когда город захватили белогвардейцы, ее арестовали, обвиняя в сговоре с красными. Ей грозила смертная казнь.

Но благодаря грамотной защите в суде, ее арестовали только на 2 недели. На исход событий, во многом, повлиял Даниил Ермолаевич Скобцов, видный деятель кубанского казачьего движения. После суда Елизавета Юрьевна стала его женой.

Даниил Ермолаевич Скобцов. Муж Марии Скобцовой. Видный деятель кубанского казачьего движения. Благодаря его связям и влиянию, Марию Скобцову освободила от ареста и не подвергли смертной казни

Примечания

  1. . www.russkije.lv. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  2. . kuban.mk.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  3. . mere-marie.com. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  4. . www.limonow.de. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  5. . ZN.ua. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  6. . mere-marie.com. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  7. . mere-marie.com. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  8. ↑ . mere-marie.com. Дата обращения: 29 января 2019.
  9. . mere-marie.com. Дата обращения: 29 января 2019.
  10. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 29 января 2019.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 декабря 2013.
  12. ↑ . azbyka.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  13. . www.kiev-orthodox.org. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  14. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  15. . www.blagogon.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  16. . www.interfax-religion.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.

Духовный путь и служение матери Марии (Скобцовой): РСХД. Монашество в миру

7 марта 1926 года умерла от менингита её младшая дочь Анастасия. Потрясенная горем, Елизавета Скобцова почувствовала духовное перерождение и открыла для себя новый смысл жизни в служении людям во имя Бога. С 1927 года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала заметки о тяжёлой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла от митрополита Евлогия (Георгиевского) монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. При общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936-1937 годов – миссионерские курсы.

27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский. В июле 1935 года старшая дочь Марии (Скобцовой) Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве.

Монахиня Мария (Скобцова) постоянно выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии (Скобцовой) на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали. 8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали её сына Юру, а 9 февраля и м. Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. 6 февраля 1944 года Юрий Скобцов погиб в концлагере Дора («филиал» Бухенвальда), а через два месяца погибла и мать Мария.

Мать Мария стремилась не только к личной жертвенной любви, но и к осмыслению социальных вопросов в духе православия. Она окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, была духовной дочерью о. Сергия Булгакова, близко знала таких русских мыслителей, как Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, В. В. Зеньковский. В творческом общении с ними и в практике «Православного дела» она сформировалась и как оригинальный мыслитель и богослов, и как деятельный служитель живого христианского милосердия. С ее точки зрения, ответом на вызов, брошенный христианству в XX веке, может стать не приспособление к миру в духе христианского гуманизма, но соединение двух предельных вещей – любви к Богу и человеку. В этом контексте мать Мария выдвигает и формулирует идею о «мистике человекообщения»: «…уничтожьте любовь к человеку, уничтожьте и человека… и у вас не останется пути к познанию Бога. <…> С другой стороны, нельзя подлинно любить человека, не любя Бога». В последние годы жизни в духовном облике матери Марии и его разнообразных проявлениях – художественном, богословском, деятельно-христианском – явственно стали проступать подлинно пророческие. 

Семья Скобцовых эвакуируется в Париж

После победы красногвардейцев, Д.Е. Скобцов настоял на эвакуации своей семьи. В 1920 году Елизавета со своей матерью и дочерью Гаяне уехали в Грузию.

Там у нее родился сын Юрий.

1923
в этом году Елизавета с семьей уезжает в Париж

Затем, вся семья переехала в Константинополь, а потом в Сербию. В 1922 году, в семье Скобцовых родилась дочь Анастасия. Дети были крещены в один день. В 1923, по следам русских беженцев, они переезжают в Париж.

Во Франции Скобцовы узнали горькую учесть эмигрантов. Им пришлось очень тяжело. Даниил Ермолаевич работал в такси, а Елизавета Юрьевна не гнушалась никакой работой.

В 1924 — 1926 она публикует свои повести в эмигрантских журналах. Сближается с Русским христианским движением. Участвует в собраниях молодежи, посещает богословские курсы.

В 1926 году умирает ее младшая дочь Анастасия. В жизни матери нет ничего худшего, чем терять детей.

Потрясенная горем женщина, не опустила руки. Она открыла в себе новый смысл жизни в служении Богу и помощи людям.

Мать Мария с детьми: Гаяне, Юрием, Анастасией. Она очень любила детей, благословляла их. После смерти младшей дочери, не замкнулась в себе, а протянула руки к Господу и увидела новый смысл жизни в служении Богу

идеология

Февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года провела в Анапе, в феврале года была избрана городским головой. Когда после короткого периода двоевластия большевики полностью взяли власть в городе, Кузьмина-Караваева заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию. В мае 1918 года участвовала в съезде партии правых эсеров в Москве и вела подпольную антибольшевистскую работу, осенью вернулась в Анапу, где была арестована деникинской контрразведкой — ей грозила смертная казнь за «комиссарство» и участие в национализации частной собственности. 15 марта года ее дело рассматривал краевой военно-окружной суд в Екатеринодаре, и только благодаря умело организованной защите подсудимая получила всего две недели ареста.

Вступление

Досточтимые отцы, уважаемые участники конференции, братья и сестры!

Мой доклад посвящен жизни и подвигу монахини Марии (Скобцовой). Сразу может возникнуть вопрос: как победа в войне связана с жизнью монахини Марии? Сразу нужно сказать, что она была не похожа на монахиню, какой ее обычно себе представляют. Даже ее современники и друзья так считали. Но она была канонизирована как современная праведница, причислена к лику святых в 2004 г. по инициативе архиепископа Гавриила,  управляющего Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе.

Почему мне хотелось бы рассказать о ее жизни на конференции, посвященной победе в Великой отечественной войне? Хотелось увидеть, как войну переживали верующие христиане. Христианин, вообще говоря, это воин, который призван побеждать зло, но определенным образом.

В чем эта война христианства со злом заключается? Как она ведется? Думаю, что в жизни матери Марии этот ответ был. Мать Мария после революции оказалась в эмиграции и начало войны встретила во Франции. Она принимала активное участие в движении французского Сопротивления и в 1945 году погибла в концентрационном лагере.

В поисках последней вышивки матери Марии (Скобцовой)

Знаменитая монахиня-мученица мать Мария Скобцова за несколько недель до гибели в немецком концлагере Равенсбрюк в 1945 г. стала вышивать очень необычную икону — Божию Матерь, обнимающую Младенца Христа, уже распятого на кресте. Она и раньше делала вышивки, которые обменивала на хлеб или дарила. Теперь же, как ни просили соузницы у матушки эту икону, когда она будет закончена, она никому не хотела ее отдавать. «Вернемся в Париж, — говорила она, — я ее даром отдам, подарю, но не здесь. Если я успею ее закончить, она мне поможет выйти живой отсюда, а не успею — значит, умру». Она не успела ее закончить, вспоминает ее подруга Е. А. Новикова, так как вскоре занемогла и лежала неподвижно целыми днями.

А 30 марта 1945 г. мать Мария была «отобрана» и увезена в газовую камеру, где и погибла. Как известно, палачи отбирали у своих жертв всё, с матери Марии сорвали очки — в газовую камеру несчастные вступали голыми.

В первых числах апреля лагерь был освобожден советской армией. Что же стало с вышивкой? Неужели и она пропала бесследно? А что, если мать Мария все-таки успела ее кому-то вручить?

Хочется вкратце рассказать об истории ее возникновения и о ее дальнейшей судьбе.

В 1931 г., за год до пострига, будущая мать Мария во время очередной миссионерской поездки по русскому рассеянию Франции посетила Тулузу и зашла в Католический институт, где строилась церковь

Ее внимание привлекла огромная — 90 кв. метров — фреска художника Марселя Ленуара, о которой велись горячие споры

Она изображает «Божию Матерь во славе».

Что же смутило жителей Тулузы, большая часть которых позировала Ленуару? Пресвятая Дева держит в руках не сидящего Младенца, а распластанно-го, с простертыми ручонками, не благословляющими, а с открытыми ладонями. За телом Младенца, исполненным в очень бледных, мертвых тонах, еле-еле на-чертана вертикальная перекладина креста.

Фреска настолько заинтересовала мать Марию, что она тотчас написала стихотворение-памятку «Марсель Ленуар», чтобы одновременно запомнить ее композицию и богословски осмыслить ее замысел.

Дева-Мария сидит в высоком кресле,
У нее в руках распластан Тот,
Тень Кого, как крестный символ зыбкий.

…..

Что теперь апостолам родней?
Твой ли крест иль меч двоякоострый?

Итак, в 1931 г. происходит интересная встреча между французским худож-ником, ищущим нового выражения Боговоплощения, связанного с идеей «Агнца, закланного до сотворения мира», и русской художницей и поэтессой, для которой так знаменателен тот факт, что Дева Мария, говоря Архангелу Гавриилу свое fiat, одновременно принимает радость материнства и горе «двоякоострого меча». Она знает, что младенец принесет себя в жертву.

Проходят 14 лет, и мать Мария повторяет графически и жизненно тот же fiat: Божья Матерь обнимает само страдание во искупление грехов, раба Божья Мария отдает свою жизнь за гонимый народ Израиля, совершая предельно-жертвенное «Подражание Божией Матери».

Но вернемся к вышивке. К счастью, мы знаем, как она выглядит. Спасшаяся Новикова описала ее, и художница С. А. Раевская-Оцуп под руководством сестры Иоанны Рейтлингер, хорошо знавшей стиль икон матери Марии, написала икону по мотивам вышивки.

Эта икона сегодня находится в монастыре Знаменской иконы Божией Мате-ри в Марсена, в горах Центрального Массива. Монахини этого прекрасного скита чтут ее как святыню. Им удалось отреставрировать и другие вышивки и иконы матери Марии.

А что если настоящая вышивка еще существует и кто-нибудь ее сохранил, даже не подозревая о ее духовной ценности? Ведь это не просто вышитый, пусть даже не оконченный, кусок материала, а святыня, окрашенная кровью мученицы.

Кто знает, может быть, кто-нибудь в Польше, в Германии, в России видел столь необычную икону и откликнется. И тогда она будет возложена на аналой, где мы сможем к ней приложиться.

Мама Георгия Романова – Мария Владимировна Романова является главой императорского дома.

Кровавые события 1918 года положили конец линии старшего сына Александра II – Александра III. У него было четверо сыновей. Николай II со своей семьей, а также его брат, великий князь Михаил Александрович, были расстреляны, двое других сыновей скончались еще раньше: Александр Александрович в младенчестве, а Георгий Александрович в 1899 году. Право престолонаследия должно было перейти к третьему сыну Александра II – Владимиру Александровичу, но он умер еще до революции. 

– На момент гибели царской семьи Владимир Александрович уже был покойный. Тем самым престолонаследие перешло к его сыну – Кириллу Владимировичу, который  на момент 1917 года был четвертым в очереди на престол, – рассказывает Metro историк и культуролог Кирилл Немирович-Данченко.

Георгий Романов с мамой Марией Владимировной Романовой.

ТАСС. Николай Адамович, Юрий Белинский.

Фото:

Прапраправнук Александра II 

В 1922 году Кирилл Владимирович берет  себе титул российского императора в изгнании. После его смерти в 1938 году право престолонаследия переходит к его сыну Владимиру Кирилловичу. Он, к слову, был приглашенным гостем Анатолия Собчака в день возвращения Петербургу его исторического названия в 1991 году. В апреле 1992 года Владимир Кириллович скончался. Следующей главой императорского дома становится его единственная дочь Мария Владимировна. Она же мама Георгия Романова.

– Владимир Кириллович был похоронен в Петропавловском соборе. И главенство в императорском доме приняла его дочь Мария Владимировна, в России очень известный человек. Георгий же является ее законным наследником и сыном, – подытоживает историк.

Цесаревич в XXI веке 

Известие о приближающемся венчании потомка царской династии вызвало настоящий фурор в соцсетях. Некоторые из пользователей усомнились в праве Георгия Романова на “власть”. Впрочем, в его принадлежности к монаршей семье, как выяснило Metro, сомневаться не приходится. Однако есть нюансы в правилах передачи права на престол, говорит доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Сергей Оськин. Так, по законам монаршей семьи цесаревичем может называться лишь потомок по мужской линии. 

– Согласно последнему закону, который был принят Павлом I, престол может унаследовать только потомок по мужской линии, – объясняет Metro Сергей Оськин. – Там, правда, есть оговорка. Если все потомки по мужской линии пресеклись, тогда возможна передача престола по женской линии. Но я бы не стал утверждать, что все потомки Романовых по мужской линии пресеклись. Абсолютно точно есть родственники того же Николая I.

В жены брали принцесс

По определенным канонам выбирали и невесту будущему императору. Она непременно должна была быть из королевской семьи. Любовь к девушке без статуса не воспрещалась, но тогда член царской семьи лишался права наследовать престол.  

– Брак не должен был быть морганатическим – это брак с партнером не из правящей семьи, – продолжает Сергей Оськин. – Союз такой был возможен, но унаследовать престол тогда было нельзя. Неслучайно Мария Владимировна Романова (мама Георгия) была замужем за прусским принцем. Там это правило было соблюдено. А вот жена Георгия Михайловича к какому-то правящему дому точно не относится.

Супруга великого князя Ребекка Беттарини – дочь итальянского дипломата. Церемония регистрации брака состоялась в сентябре 2021 года в Москве.

Великий князь со своей супругой планирует обосноваться в российской столице.

Предоставлено Императорским фондом.

Фото:

Дань предкам

Впрочем, пока у Георгия Романова конкурентов нет. А значит, титул цесаревича, хоть и по женской линии, принадлежит ему по праву. 

Напомним, церемония венчания Георгия Романова и Ребекки Беттарини состоится 1 октября в Исаакиевском соборе.  

Монашество

С 1927 года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала заметки о тяжёлой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Скобцова принимала участие в съездах РСХД, выступала в Кружке по изучению России, принимала участие в семинаре под руководством Н. А. Бердяева. В 1930 году читала доклад в РСХД «Работа с молодёжью» и была назначена разъездным секретарём Движения. В 1931 году её дочь Анастасия была перезахоронена на другом кладбище, что стало для Скобцовой окончательным поводом принять решение о принятии монашества. Она получила церковный развод с супругом, гражданского развода не добивалась и официально они оставались супругами до конца жизни.

16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла от митрополита Евлогия (Георгиевского) монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности.

Избрана в правление Союза русских безработных в Париже. Посещала Прибалтику, Финляндию, возможно, Валаам. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин (Париж, Вилла де Сакс, дом 9). Здесь проходили заседания Лиги православной культуры, служил литургию о. Сергий Булгаков, работали богословские курсы, число слушателей — 56 человек. В 1934 году общежитие переезжает в дом на улице Лурмель, 77. Затем арендует помещение, где размещается дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. В этом санатории скончался Константин Бальмонт в 1942 году, здесь же умерла её мать, С. Б. Пиленко в 1962 году, и дожил до смерти супруг Скобцовой, после войны получивший статус политического эмигранта по Нансеновской конвенции.

При общежитии на улице Лурмель была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936—1937 — миссионерские курсы. 27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский.

В июле 1935 года старшая дочь Марии (Скобцовой) Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве, предположительно, от брюшного тифа, похоронена на Преображенском кладбище. Супругом Гаяны был Георгий Мелия (замужество дало ей возможность уехать в СССР).

В 1936 году монахиню Марию избирают членом Совета РСХД. На ул. Лурмель работает религиозно-философская академия, которой руководит Бердяев. Там проводятся собрания, затрагивающие актуальные современные темы («Русская мысль и расизм», 1938 год, «Война и эсхатология», 1940 год). Монахиня Мария постоянно выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, в пятнадцатую годовщину смерти Александра Блока напечатала в журнале «Современные записки» мемуарный очерк «Встречи с Блоком». Несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии — в 1937 году в Берлине вышел её сборник «Стихи», в конце 1930-х — начале 1940-х годов она написала стихотворные пьесы-мистерии «Анна», «Семь чаш» и в 1942 году — «Солдаты». Стала членом Комитета помощи русским душевнобольным, посещала психиатрические лечебницы.

Святая матушка Мария помогала людям выжить в страшных условиях концлагеря

В жизни матери Марии было очень много испытаний и искушений. Но она достойна перенесла все тягости судьбы, полагаясь и молясь только Богу. Господь благословил ее жизнестойкостью и непоколебимой верой.

Мать Мария, обладала многими качествами, помогающими выжить в страшных условиях концлагеря. Она помогала людям, даря свою любовь и веру.

16 января 2004 году Константинопольский патриархат канонизировал матушку Марию как преподобномученицу, она была причислена к лику святых. Вместе с ней был канонизирован ее сын Юрий.

Смысл и итог своей жизни сама мать Мария описала в одном четверостишии:


Мария
монахиня

Популяризацией трудов и наследия Марии Скобцовой занимается Ксения Кривошеина, написавшая о ней несколько книг и множество статей.

Мемориальная доска на доме где родилась Елизавета Пиленко. Рига, улица Элизабетес. В 2016 году в Париже была открыта улица Марии Скобцовой, урожденной Елизаветы Пиленко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector