В деревне без помощи не выжить

Маленький Израиль

Хутор Высокий в Таловском районе Воронежской области называют «Русской Палестиной». Здесь проживают около 1200 человек, более 800 из них – евреи, сохранившие для потомков веру и традиции в их первозданном виде. У хасидов из Высокого — русские корни. Несколько столетий назад их предки, православные христиане, приняли иудаизм. С тех пор жизнь общины выстроена по еврейскому календарю, красным днем которого считается суббота, за что высочане и получили в народе прозвище «субботники».

Община ведет обособленный, замкнутый образ жизни. Веру здесь берегут, все традиции соблюдаются строго. По наследству передают молитвенники – некоторым из них уже более ста лет. В красный день, как положено, — молитвы, чтение Торы. В молельном доме – жилище одного их членов общины – собираются и по праздникам, и по случаю траура.

Свинину не едят — в Торе на нечистое животное — строгий запрет. Занимаются земледелием и сельским хозяйством. Поселок считается зажиточным. Единоверцы из Израиля оказывают высочанам помощь, да и молодежь иногда уезжает в еврейское государство. Но и там общинники сохраняют воспитанную годами скрытость, замкнутость и преданность вере, отличаясь от израильских евреев.

Дети с ранних лет узнают, в каком уникальном месте они родились. В местной школе организован музей с экспозицией, рассказывающей об истории поселения. Здесь есть портреты основателей, блокноты с записями первых поселенцев. На стенде большими буквами написано: «В 60-70 годы XIX века еврейские эмиссары посещают школы и города Воронежской губернии. И многие русские, украинские крестьяне поверили, что еврейская вера даст им лучшую жизнь, что настанет день, и все иудеи соберутся в одном месте и создадут сильное и цветущее государство».

И, действительно, поселок Высокий можно назвать государством в государстве. Здесь молодежь чтит традиции, уважает старших. Если у кого беда, помогают всем поселком. Пьянство – большой грех. Свадьбы играют по еврейским обычаям, катают хлеб из опресноков – мацу – и пекут его в специальных пекарнях, коров режут по правилам кашрута, раввины учат народ ивриту. Поселок работает, не покладая рук. Свою независимость чтят и на контакт с чужими идут неохотно, прячась от объективов фотокамер заезжих журналистов.

Поселение-община в тропиках

Есть идея создать общину-поселение с горизонтальными связями тропическом климате. Т.к. община подразумевает все общее, приглашаются к участию люди ориентированные на коллектив, при этом нет ограничений по вероисповеданию, питанию и другим особенностям мировоззрения, главное отсутствие фанатизма, умение слышать людей, договариваться и желание воплощать совместные идеи в жизнь.
Опираясь на чужой опыт организации поселений с незнакомыми людьми, чаще всего негативный, формирование общины будет проходить в 2 этапа:
1. Знакомство, притирка, отработка взаимодействия и выработка общих планов. Самый простой способ это реализовать, снять домик в селе, предположительно краснодарского края, за присмотр или небольшую сумму (1-3т.р/мес) и на месте попробовать совместно пожить 3-6 месяцев. Как правило этого достаточно, чтобы понять получится у нас общее дело или нет.
2. Переезд в тропики, приобретение участка, его обустройство и развитие общины.

Как воплотить мечты в реальность

Проект «Родовые Поместья России» набирает обороты. Тысячи жителей больших и малых городов каждый год сознательно выбирают гармоничную жизнь на природе и оставляют тесные квартиры. Что интересно, на их место приходят «новые горожане», приехавшие с периферии, деревень в попытке улучшить уровень жизни. Таким образом соблюдается взаимообратный интерес и происходит «ротация» населения в городах, которые получают свежие силы. Это безусловный плюс для разгрузки мегаполисов и расконцентрации населения в стране, имеющей такую огромную территорию.

Долгожданный Закон «О Родовых поместьях» уже принят в Белгородской и Владимирской областях и в данный момент рассматривается законопроект федерального масштаба. Согласно идее проекта, каждый гражданин России будет иметь право земельного надела в 1–1,5 га для проживания и обработки земли с целью получения урожая. Земля и есть основа родового поместья, этот термин уже введён в документооборот. К тому же законопроект предусматривает организацию населённых пунктов на объединённых участках поместий (родовые поселения) с полностью ответственной самоорганизацией. Это значит, что право поселений выбирать своих руководителей подтверждается Законом.

Самые крупные и успешные экопоселения России

Само понятие «успешные» здесь заключается только в том, что люди не покидают занятое однажды место, а наоборот, всё активнее прибывают и селятся там. Поэтому «успешные» — значит «растущие и развивающиеся».

Поселение родовых поместий Райское

Основано в 2006 году. Место — Тюменская область, пос. Метелево (2 км). Площадь — 260 га.

Природа — смешанный лес, холмы, пруды и реки Тура и Ольховка, подходящие для купания людей. Более 100 видов лекарственных трав.

Населённость — всего семей 180 (780 чел.), из них зимующих 70 семей (180 чел.).

Образ поселения. Жители Райского — члены добровольного некоммерческого партнёрства (ДНП) «Звенящие кедры Тюмени». Такая форма организации позволяет:

  • законно владеть землёй и использовать её с целью получения урожая;
  • вводить здания в эксплуатацию и присваивать им адреса для прописки;
  • выбирать действующий коллегиальный орган управления с печатью и правом подписи;
  • регулировать права родового наследования поместий согласно законам страны;
  • строить дороги, подводить коммуникации.

Это вполне современный населённый пункт, который имеет все преимущества цивилизации — газ, водопровод, постоянное напряжение, сотовая связь, проводной интернет. Основной континент поселенцев — городские предприниматели, единомышленники. Райское скорее напоминает элитный загородный посёлок, но в реальности является родовым экопоселением высокого уровня коммуникации.

Стоимость 1 га — 7,5 млн рублей.

Поселение Родовое

Основано в 2008 году. Место — Тульская область, Ленинский и Дубенский район, Алешинский сельский округ, с. Борщевка и Бабошино. 1-е, 3–7 поля расположены в Ленинском районе, 2-е поле — в Дубенском районе. Общая площадь — около 600 га.

Природа — на участках лес 5–7 лет, в округе хвойный, лиственный и смешанный лес. Водоёмы, подходящие для купания.

Населённость — 150 семей (380 чел.), из них зимующих 49 семей (140 чел.).

Инфраструктура:

  • частный детский сад;
  • школа и магазин в посёлке (6 км);
  • сотовая связь есть;
  • электричество есть у некоторых;
  • газа нет и не планируется.

Образ поселения. Устава и внутренних правил нет. Поселение активно развивается, выделены участки под строительство собственной школы и общие нужды. Осваиваются новые поля.

Стоимость 1 га — от 100 до 160 тыс. руб.

Содружество родовых поместий Денёво 

Основано в 2004 году. Место — Псковская область, Локнянский район. Площадь — 220 га, осваивается ещё 40 га.

Природа — множество разнообразных участков с лесом, перелеском, чистые поля, хвойный, лиственный и смешанный лес. Реки Ловать и Локня, подходящие для купания.

Населённость — 120 семей (470 чел.), из них зимующих 47 семей (130 чел.).

Инфраструктура: есть сотовая связь, общественные родники, магазины и школа — в ближайших населённых пунктах. Поселение развивается, строится школа.

Образ поселения. Внутренний уклад — устные законы, которые основаны на общечеловеческой морали, терпимости и взаимном уважении. Для соискателя места для собственного родового поместья в Денёво многое зависит от общения с уже живущими там семьями. Основная идея (помимо гармонизации жизни) — развитие отношений между единомышленниками из других стран.

В поселении развит эко- и агротуризм. Семьи Денёво стараются децентрализовать и свести к минимуму элемент управления собственным социумом — каждая семья сама решает, что и как делать на своём участке. Стоимость 1 га — от 8500 до 15 000 руб.

Как видно из беглого обзора, экопоселения могут быть разными — от высокотехнологичных и дорогих до максимально приближённых к природным условиям проживания. Но главным фактором успешности поселения всегда будет единомыслие. На сегодняшний день только в России насчитывается около 120 экопоселений, 90 из которых зимуют. Количество строящихся насчитывает ещё около 100. И, наконец, примерно 50 поселений в стадии планирования, т. е. коллектив единомышленников подбирается или уже ищет подходящий участок. Украина, Белоруссия и другие страны, имеющие плодородные земли, также активно развиваются в этом направлении.

Автономность и минимизация ресурсов для жизни становятся решающим фактором в условиях сложных отношений участников мировой экономики. Экопоселения и родовые поместья могут стать выходом и даже спасением для сотен тысяч людей.

Виталий Долбинов, рмнт.ру

Базы данных

На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.

Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.

База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.

Жизнь обдырская

Прочитав письмо, звоню в Мещуру.

– А кто вам письмо прислал, Светлана Мальцева? – сразу же догадалась глава сельского поселения Любовь Алексеевна Гусарова.

– Да, она. Вы её хорошо знаете?

– Близко не знаю, но человек она хороший. Медик по профессии, как поняла. В марте с детьми она выехала, потому что со здоровьем проблемы были, что-то со зрением. У нас-то, кроме акушерского пункта, ничего нет. А потом в июне они снова приезжали, дочка Светланы в нашей школе экстерном сдавала экзамены за 9-й класс.

– Она что же, в вашем посёлке училась? – удивляюсь.

– Нет, дети из общины учатся у себя, а к нам в школу присылают контрольные, им оценки ставят, отсылают задания. Такое дистанционное обучение, законом это не запрещено. Школа, кстати, у нас хорошая, хоть и в таёжном посёлке. Тридцать пять учеников и десять преподавателей, многие с дипломами педагогических институтов.

– Да, насколько я слышал, жизнь у вас в Мещуре кипит, – соглашаюсь я. – Есть и дом культуры, и молитвенная комната, и почта, народ активный – в газетах сообщали, что даже поэтические конкурсы проводятся. Вот только почему приезжие у вас не задержались, а дальше в тайгу ушли?

– Не знаю, не при мне это было, я ведь главой не так давно работаю. Но что значит «в тайгу»? Место, как они и просили, им предоставили в бывшем посёлке лесозаготовителей Обдыре. Это в 54-х километрах от нас на север. Летом туда можно добраться на моторке по реке Елва, а в хорошую погоду и на вездеходе. Дорога, конечно, не проезжая. Но зимой на «Буранах» можно быстро доехать.

– Кроме них, там никто не живёт?

– Только один человек, бывший егерь. Домики там уже развалились, но они что-то восстановили, высоким забором, как крепостью, обнесли. В последние годы в общине было человек двадцать, а сейчас осталось одиннадцать.

– А чем они кормятся?

– Огородами. Рыбаки рассказывают, что есть у них лошадь, козы, грибы собирают, охотятся и рыбачат. Имеются лодки, трактор, машина, снегоход.

– А вы как думаете, имеют люди право вот так взять и спрятаться в глуши? – спрашиваю под конец.

– Конституцией не запрещено, где хотят, там и живут. Так ведь? – вопросом на вопрос отвечает глава поселения. – Не знаю… Сама бы я не смогла там жить. Без электричества. А вообще, люди там доброжелательные, мужчины – золотые руки. Когда они в Мещуре были, то к ним за помощью обращалось население, и они ни в чём не отказывали. Сварщик у них очень хороший, все плотники. Молодцы!

Признаться, такой рекомендации я не ожидал. Значит, не всё так мрачно в этой истории с таёжными затворниками?

На фото А. Артеева – скит в Обдыре

Иного мнения, впрочем, журналист коми республиканской газеты Артур Артеев. «Можно предсказать, что через несколько лет община распадётся», – считает он. Летом прошлого года ему удалось добраться до Обдыра, но ни с кем, кроме старожила егеря, пообщаться ему не удалось. Дом общины и вправду скрыт за высокой бревенчатой стеной. На нём два объявления, одно из которых гласит:

«При попытке насильственного проникновения к нам будут приниматься меры… Мы не сектанты, не староверы, не раскольники. Мы – чада Русской Православной Церкви, исполняющие её каноны, поминающие Патриарха. Мы надеемся на Бога, а не живём в страхе конца Света. Мы хотим воспитать детей правильно, в страхе Божьем и любви, чтобы они имели любочестие и были сознательными гражданами своего Отечества. Мы не желаем их развращения, к чему вы стремитесь их привлечь. Мы не выйдем. Нам не о чем говорить. Настаивать и переубеждать нас не надо. Если имеется почта, просуньте её в щель забора».

На второй табличке сообщается о каком-то княжпогостском полковнике, во главе с которым некие люди ночью проникли за ограду, «били кувалдой по дверям, тросом хотели вырвать решётку, только выстрел в воздух остановил их». Заканчивается обращение всё тем же: «Настаивать и переубеждать нас не надо. Простите нас. Вас Господь простит».

Может, и вправду стоит оставить их в покое? Может, и в самую глушь-то они подались как раз потому, что кто-то слишком уж резко пытался их «вернуть к нормальной жизни»?

Поселение под Анапой

Поселение находится в 15 км. от Анапы и Чёрного моря в живописной заповедной зоне в окружении лес, предгорья Северного Кавказа.
Климат субтропический, что позволяет выращивать теплолюбивые культуры, например хурма и инжир.
Новая территория для развития поселения в размере 60 Га начала благоустраиваться несколько лет назад.
Сейчас проживает 5 семей. Есть перспективы развития. Земли более 20 лет не обрабатывались. Чернозём достигает 1,5 метров глубины.
Богатое разнотравье и лесная фауна. Вдоль поселения протекает река. Вода преимущественно из скважины, глубина от 20 до 35 метров.
На некоторых участках расположены озёра. Земли КФХ, что позволяет строить капитальные дома. Продаётся пару участков. Цена 2 млн. за 2 га.

«Я поддержу все устремления моих детей»

Сейчас отец Джозеф служит в церкви Богоявления в селе Красново в 11 км от его дома. Он не является настоятелем церкви, но именно после его приезда в храме начались еженедельные богослужения.

  • Семья Глисон на своём участке во время стройки

«До его появления службы проводились раз в месяц, обычно на них приходили три старушки из местных, хотя в Краснове постоянно живут около 100 человек, — рассказывает RT чтец церкви Богоявления Василий Томачинский. — Когда службы стали проходить регулярно, то и местные стали чаще посещать храм, стали приезжать люди из соседнего Борисоглебского. Например, совсем недавно отец Джозеф покрестил двух детей, которые вместе с мамой, братьями и сёстрами регулярно приходят на службы».

Богослужения в сельском храме проходят на двух языках: часть молитвы отец Иосиф произносит на церковнославянском языке, а часть — на английском. Специально для служб он подготавливает тетрадь с двуязычным переводом.

По словам Василия, большинство прихожан уже привыкли к такому ходу богослужений, хотя новым членам церкви непривычно слышать проповеди на английском.

Сам Джозеф признаётся, что русский язык даётся ему непросто, а вот его детям — намного легче. Если его сыновья захотят стать священниками, то пойдут по этому пути с большим успехом, чем он сам, считает Джозеф.

Также по теме


«Хотим жить в стране, поддерживающей традиционные ценности»: семьи из США и Канады попросили российское гражданство

В редакцию RT обратились несколько многодетных семей из США и Канады с просьбой оказать им содействие в переселении. Сейчас они не…

«Для моих детей в России открыто множество путей в карьере: они могут стать учителями, инженерами, переводчиками. Я поддержу все их устремления. Но главное, что здесь они смогут жить в обществе, где никто не уволит их с работы за религиозные убеждения и не будет преследовать за это. Для меня главное, чтобы все они были истинными православными христианами», — рассказывает священник.

Все его дети сейчас находятся на домашнем обучении. Помимо этого, они занимаются музыкой, как их отец, а когда-то и дедушка-пианист. Дочери Глисонов увлекаются знаменными распевами — разновидностью древнерусского пения, которое звучало на православных богослужениях с XII века.

Василий Томачинский вспоминает, что при знакомстве дети Глисонов очень удивили его широким кругозором.

«Они все любят читать, что необычно для современных детей, постоянно возят с собой книги. Например, его 11-летний сын как-то привёз псалтырь на английском, рассказал мне, что ему очень интересно читать. Ещё один сын любит животных и растения, и мы много общаемся на эту тему: обсуждаем, какие растения можно посадить, каких животных мы видели», — рассказывает собеседник RT.

Сообщества старообрядцев

С 1666/67 года в результате реформ патриарха Никона от Русской православной церкви отделились различные общины. Они были названы старообрядцами ( Starovery , староверы ) или старообрядцы ( Staroobrjadčestvo , Старообрядчество ). Также дискредитация , как раскольников ( отщепляется , раскольники , Раскольники ).

Их разделили на две группы:

Священники-старообрядцы

В ( Popowzy ) привязанные к старому обряду , который применяется до реформ. Они были православными.

  • Онуфрий сообщество ( Onufrievščina , Онуфриевщина ), также Аввакум сообщество ( Avvakumovščina , Аввакумовщина )
  • Semejskije Familiare , ( Семейские , Семейские ), также Часовенные ( Часовенные , Часовенные , от Часовня — часовня)

Сегодня есть церкви

  • Старая русская Православная Церковь ( Русская Drevlepravoslavnaja Cerkov » , Русская Древлеправославная Церковь )
  • Русская Православная Старообрядческая Церковь ( Русская Православная Старообрядческая Церковь )
  • Православная старинная обрядовая церковь

Старообрядцы без священников

В ( Bespopowzy , беспоповцы ) многочисленные мелкие общины, некоторые из которых разработаны доктрины и верования , которые значительно отличались от ортодоксии. В основном они были аскетами, часто с элементами экстаза.

  • Аароновцы ( Аароновцы , Аароновцы ), а также Аароново согласие ( Аароново наличие ),
  • Абиссинзи ( Abissincy , Абиссинцы )
  • Antipowo Soglassije (Besdeneschniki) ( Antipovo Согласие (Bezdenežniki) , Антипово Согласие (Безденежники) )
  • Бабушкины (бабушкины, Бабушкины , Бабушкины )
  • Beglopopowzy (перебежчик священник) ( Beglopopovcy , Беглопоповцы )
  • Бегунский толк ( Begunskij tolk , Бегунский толк )
  • Бегуны (беглец, бегун, убегающий, странствующий) ( Beguny , Бегуны ), также Бегонный
  • Маслоед , см. Масловзи
  • Чернобольцы ( Чернобольцы ), см. Чернобольцы
  • Chlysten ( Chlysty , Хлысты ), также народ Божий (Ljudi božii)
  • Доверие Дунки
  • Дырники ( Дырники , Дырники ) или Дыромоляй ( лунные молитвы)
  • Федоровцы ( Fedorovcy , Федоровцы ) ( Федор Рыбалкин )
  • Феодосийские ( Федосеевцы , Федосеевцы )
  • Ilyinists ( Il’incy , также Ильинцы, Ильинцы ), также иеговисты (Ijegowisty-Iljinzy, Iegovisty-il’incy , Иеговисты-ильинцы )
  • Липовская христианская церковь старого обряда
  • Лучинковцы ( Лучинковцы , Лучинковцы )
  • Лущковцы (Лужковцы, Лужковцы , Лужковцы )
  • Мелхиседеки
  • Морельщики (самоотверженные)
  • Мочальники (Всегда тихо )
  • Немоляки , Немоляки ( Немоляки ) (» немолящиеся «)
  • Ненащи (не наши)
  • Неплательщики ( Неплательщики , Неплательщики )
  • Netowzen ( отрицатели , Netovcy , Нетовцы ) или Spassowzen ( Спасовский )
  • Новый Израиль ( Новый Израиль , Новый Израиль )
  • Obschtschieje
  • Панияшковский
  • Pastuchowo soglasie ( Съезд пастухов ) (Pastuchovo soglasie)
  • Филиппоны ( Филипповцы , Filippovcy), также филиппийцы
  • Подпольники
  • Поморы ( Pomorcy , Поморцы ), также Pomorjanen , также Danilowzen ( Даниловщина , Даниловщина ), сегодня Старая православная Поморская церковь
  • Постники ( Постники , постники )
  • Пригуны (Springer)
  • Pustynniki ( Pustynniki , Пустынники )
  • Рябиновцы (Ebereschler) ( Рябиновцы , Рябиновцы )
  • Samokreschtschenzy (само- буферы ) (Samokreshhency; научная транслитерации Samokreščency , Самокрещенцы см Babuschkiny )
  • Щелники ( обозреватель пещер или расщелин)
  • Самопекарь , см. Самокрещенцы
  • Вздохнув, см. Восдичанци
  • Те, кто приносят жертвы, видят Морельщиков
  • Скитальцы (заблудшие), см. Бегуны
  • Скопзень ( обрезки , членовредительство , Скопцы , Скопцы )
  • Сопелковцы ( Sopelkovcy , Сопелковцы )
  • Средники (в середине недели)
  • Старый Исраил ( Старом Израил ‘ , Старый Израиль )
  • Странники ( Странники , Странники ) (паломники), см. Бегуны
  • Титловцы ( Титловцы , Титловцы )
  • Токаревцы ( токаревцы ) (последователь Григория Токарева )
  • Трясуны (тремор)
  • Тропарщики ( Тропарщики , Тропарщики ). См. Также тропарь .
  • Tschernobolzy ( Černobol’cy , Чернобольцы )
  • Wosdychanzy или Wosdüchanzü (вздыхает)
  • Дрожь, см. Трьясуны
  • Живые Покойники (остановившиеся живыми)

18-ый век

  • Духоборцен , с начала 18 века
  • Субботники, иудаизирующая община с 1796 г.

19 век

  • Aristovts ( Aristovcy , Аристовцы ), начиная с 19 — го века, расщепленные из Theodosians в Санкт — Петербурге
  • Kapitonen (( Kapitony , Капитоны )), 19 — го века, после того, как Starez Капитон
  • Shaloputs ( Šaloputy , Шалопуты , Духовные христиане или братья духовной жизни ), так как около 1875
  • Белые рубашки ( Beloriszy , Белоризцы), примерно с 1880 г.

Нравы и быт сибирских староверов

Церковная реформа Патриарха Никона в XVII веке расколола православное общество на сторонников и противников изменения обрядов и вмешательства государства в деятельность Церкви. Последние, будучи приверженцами старых церковных традиций, активно сопротивлялись нововведениям. Пристанищем для раскольников стали бескрайние просторы Сибири, куда по приказу императрицы Екатерины II гнали староверов на расселение.

Их потомки и сейчас живут в небольших деревушках в глухой сибирской тайге. Свою веру они считают единственно правильной и со времен никонианского раскола тщательно берегут ее от влияния извне, не признавая официальную Православную Церковь. Самый первый способ ее сохранения в неизменном виде – изоляция от широкого общества и цивилизации. И хотя многие староверческие общины находят компромисс между жизнью православной и мирской, сибирская ветвь сохранила статус самой замкнутой и уединенной.

Чужакам здесь не рады, хотя в некоторых общинах пусть и нехотя, но принимают случайных туристов и представителей СМИ. Единый для всех образ жизни помогает сохранять каноны духовной культуры, прописанные в вероучительных книгах. Повсеместно у староверов существуют системы оберегов, охраняющих здоровье в повседневной жизни и обеспечивающих спасение в день Страшного суда. Православный обязан соблюдать все посты и праздники и следовать суточному кругу моления.

Женятся на «своих». Жен ищут в других староверских селениях, иногда за сотни километров от общины. Некоторые в поисках невесты уезжают из дома на несколько месяцев. Женщине велено носить длинную юбку, на голове — платок. Нельзя стричь волосы и пользоваться косметикой. Детей нужно иметь столько, сколько посылает Бог. Рожают многие по заветам предков дома. Личное имя младенцу выбирают из святцев. Старообрядцы живут по старому стилю, т. е. по юлианскому календарю. Время у них тоже другое — на час назад. Исчисление ведется «от сотворения мира».

В домах нет телевизора, радио, телефона, зато сохранилась старинная традиция чтения вслух в кругу семьи. К книгам староверы относятся очень бережно. Реликвии в кожаных обложках передаются по наследству с XVII века.

В жизни староверов много физического труда и ограничений в пищи как средства подчинения плоти. Особые требования предъявляются к мясной пищи. Даже в дни, когда разрешено потребление скоромных продуктов, используется только мясо животных с раздвоенным копытом. От существ с лапами держатся подальше — даже собак, хоть и заводят с целью охоты, возле крыльца не привязывают.

В пищу потребляют только то, что вырастили или собрали сами, иногда пользуясь услугами автолавок. Услугами ЗАГСа пользуются редко, документов имеют минимум – свидетельство о рождении и паспорт. Все бумаги и карточки считают грехом – вопросами регистрации новорожденных и оформлением собственности занимаются исключительно старейшины.

Распространены случаи и полной изоляции семей от цивилизации. Самый известный из них – семья староверов часовенного толка Лыковых, проживавших в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна с 1930-х годов. Отец с матерью и их четверо детей, скрываясь от гонений на веру, поселились в труднопроходимой тайге, отрекшись от каких-либо контактов с цивилизацией. Уединенную жизнь они считали спасительной для души и тела и отвергали любые бытовые и культурные нововведения со времен Петра Первого. Последняя представительница семьи Лыковых — Агафья — до сих пор живет на заимке в полном одиночестве вот уже почти тридцать лет.

Снимок из космоса

В начале октября позвонил давний знакомый из Троицко-Печорского района:

– Слышал, у нас тут поблизости отшельники появились? Одни говорят, что они в лесу землянки вырыли, другие – что в домах брошенной деревни поселились. Это на пермской стороне, почти на границе с нашим районом. Интересно, как они зиму-то зимовать будут? Вымрут же.

Знакомый мой – лесничий, тайгу в округе хорошо знает. По его представлениям, зимой неподготовленным людям там невозможно выжить.

Вид из космоса на таёжную деревню Черепаново

Навожу справки. Пресс-служба МВД Пермского края сообщает: да, есть такой факт. Группа верующих, в количестве около 50 человек, во главе с бывшим клириком Тульской епархии Вениамином Филипповым в августе сего года приехала из Костромской и Тульской областей и поселилась в заброшенной деревне Черепаново. Гляжу на карту. Черепаново – это самая северная точка Чердынского района, страшная глухомань. На снимке из космоса, правда, деревенька смотрится веселее: вольно раскинулась она вдоль берега Колвы, домишек около тридцати, не считая бань и сараев. Крыши вроде не обрушены. Если продукты с собой взяли, то, даст Бог, не пропадут.

Проходит время, и появляются новые сообщения. Журналистам добраться до Черепаново не удаётся, нет проезжей дороги, но с таёжными поселенцами налаживают контакт рыбаки из Ныроба. Наверное, от них и стало известно, что среди таёжных поселенцев имеются дети в возрасте от года до 14 лет, которым «возможно, угрожает опасность». Чтобы вернуть затворников к «нормальной жизни», в Черепаново готовится вылететь на вертолёте межведомственная комиссия – из сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, министерств образования и здравоохранения в сопровождении полицейских.

Что-то проясняется и с религиозной направленностью общины. Президент центра религиоведческих исследований Александр Дворкин предполагает, что эти люди – так называемые царебожники, последователи бывшего иеромонаха Евстратия из Тульской области: «Два года назад он обвинил РПЦ в том, что она не верит в то, что царь Николай Второй является искупителем человечества. После этого он призвал своих последователей уходить в леса».

Всё совпадает: и место, откуда приехали поселенцы, и местная история, связанная с мученичеством рода Романовых. Известно, что в ближайшем к Черепаново посёлке Ныроб в земляной яме принял смерть боярин Михаил Никитич – дядя первого царя из династии Романовых, которого в 1601 году, страшась соперничества, сослал сюда Борис Годунов. Позже над земляной тюрьмой была построена часовня. Места эти почитаемые: каждый год в Ныроб со всего мира приезжают люди, чтобы посетить могилу первого мученика из рода Романовых и приложиться в часовне к его веригам. Это обстоятельство тут же породило слух, что поселенцы пришли в здешнюю тайгу, чтобы «ожидать появления Михаила Никитича», мол, сущие они фанатики. Однако, по утверждению заведующей Центром памяти Михаила Романова, к ней эти люди не обращались, хотя были проездом в Ныробе. Их даже в часовне не видели. Как-то не похоже на сугубых почитателей Романовых. Может, они просто прячутся от глобального электронного контроля? И никакой мистики тут нет?

Между тем события развивались стремительно. Судя по сообщениям МВД Пермского края, из Черепаново «сбежало 10 человек, в их числе 6 детей». Как говорят, покинуть общину их заставила угроза голодной смерти предстоящей зимой. Сейчас правоохранительные органы помогают восстановить паспорта, от которых эти люди отказались перед уходом в тайгу. Беглецов разместили в Свято-Лазаревском женском монастыре, что в городе Верещагино на западной границе Пермского края. А сорок человек так и остались в Черепаново…

Православное поселение с инфраструктурой

Кроме непосредственной близости Спаса Нерукотворного пустыни рядом со Спасово еще два монастыря: женская Шамординская обитель в 4 километрах и Оптина пустынь — в 12-ти верстах. Из Москвы и других городов и весей России приезжают сюда целыми семьями и покупают в поселке участки и самостоятельно строят дома, либо приобретают уже готовый дом.

Все земли вокруг поселка выкуплены застройщиком или взяты в аренду, что гарантирует его жителям неизменность видовых точек и защиту владельцев домов от «сюрпризов» хаотичной застройки в будущем. Вашими соседями будут культурные, образованные люди, которые так же, как и Вы, ищут покой и уединение. Близость трех монастырей дает свободу выбора духовного наставника.

Добрая треть усадьбы отдана под парки и общественные зоны. Вода в скважине поселения отмечена экологами как чистейшая в Калужской области. Уникальная роза ветров сохраняет девственную чистоту природы. Вокруг поселка — яблоневые сады. Цель проекта – создать вновь ныне утерянный усадебный уклад жизни православного человека и дать жителям поселения возможность жить и работать в благодатном месте, вдали от суеты городов.

Для спасовских семей подготовлены маршруты активного отдыха: охота в 3-х охотхозяйствах, рыбалка в озере и реке, пешие и водные маршруты по Серене и Жиздре. Конные прогулки. Открыта агротуристический ферма для знакомства детей с домашним скотом.

Для детей из Спасово работает православный детский центр в Козельске, где наместник Спасова монастыря отец Михаил (Семенов) является директором. Для детей в центре работают множество секций: английский, компьютерный класс, музыка, пение, театр, кройка и шитье, живопись, лепка, вышивание бисером, гончарное дело. Детский центр выпускает 4 спектакля в год к основным православным праздникам. Более того, в Козельске находится и православная гимназия, где отец Михаил является попечителем. Кроме этого, в городе имеются 4 городских школы и 8 детских садов.

Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности

  1. Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви. 
  2. Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт. Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:

    1. retromap.ru
    2. etomesto.ru
    3. davidrumsey.com
  3. Помните, что небольших населенных пунктов с одинаковыми названиями было много. Даже по соседству могли располагаться 2 деревни с одним названием в советские годы. А вот до революции они могли носить другие названия. Если вы сомневаетесь точно ли этот населенный пункт родина ваших предков, то изучите оба. 
  4. Посмотрите ближайшее к нужному вам населенному пункту крупное село по карте. Если таких деревень или сел несколько на примерно одинаковом расстоянии — выписывайте оба названия.
  5. Откройте справочник по нужной вам губернии. В списке населенных пунктов или приходов найдите название крупного села, которые вы выписали в предыдущем пункте. Просмотрите, какие населенные пункты к нему относились. Если там есть ваше искомое, то приход вы определили. Можно переходить к просмотру метрических книг.

Определить приход церкви для нужного вам населенного пункта можно с помощью справочников. Например «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Приводится оглавление сборника за 1902 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector