Почему новый год празднуют 1 января и что такое новый год по старому

Содержание:

Русское межвременье

В Киевской Руси вместе с принятием христианства (988 год)
утвердился юлианский календарь. Поскольку новая религия была заимствована из
Византии, счет лет велся по константинопольской эре «от сотворения мира» (за
5508 лет до н. э.).

В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней
традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта. Во времена Ивана III в 1492 году (в
7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября.

Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское
летоисчисление — «от Рождества Христова». 19 декабря 7208 года от сотворения
мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря
1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

#Россия
Кого считать жертвами перестройки?

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь.
Григорианский был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14
февраля 1918 года. Получил он название «нового стиля».

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Украинская,
Черногорская православные церкви григорианскую реформу так и не приняли и до
сих пор живут по «старому стилю» — придерживаются юлианского календаря и
Рождество, например, празднуют не 25 декабря, а 7 января. Аргументируется это
тем, что юлианский календарь освящен многовековой традицией церкви.

Представители российской патриотической общественности
неоднократно высказывали призывы вернуться к юлианскому календарю. Но даже священники Русской православной церкви понимают всю утопичность подобных
идей. Впрочем, русская церковь крайне отрицательно относится и к призывам
перейти на григорианское время. В итоге Россия продолжает жить в межвременье, празднуя Старый Новый год.

Деление года по славянскому календарю на четыре сезона

Год по славянскому календарю делится на четыре части по дням солнечных праздников – смены Солнечных Богов. С датами праздников этих у нас есть небольшая путаница.

Например, Купало часто празднуют с 6 на 7 июля, забывая, что это дата христианского праздника «Иван Купало», пришедшая на смену древним славянским традициям праздновать встречу Бога Купало в самую короткую ночь – на Летнее Солнцестояние. Так же появилась и традиция петь колядки на Рождество, тогда как славяне праздновали рождение Коляды, Бога Зимнего Солнца на Зимнее Солнцестояние.

Сейчас многие славянские общины, например, община «Велесов круг» и «Круг северных Знающих» встречают праздники Кологода именно в астрономические дни смены солнца – в дни равноденствий и солнцестояний. Однако, традиция позволяет проводить само празднование через несколько дней после астрономической даты праздника.

Подробный славянский календарь, бесплатный и открытый для всех, смотрите здесь.

В чем разница григорианского и юлианского календарей

Разница между календарями заключается, прежде всего, в том, что в юлианском календаре високосные года наступают через три года. И потому астрономический календарь получается длиннее более чем на 10 минут. И таким образом в сумме за 128 лет накапливается полный лишний день.

Главная разница между календарями, разумеется связана, с високосными годами. Из-за этой разницы, появляются дополнительные или недостающие дни. Такая разница все время увеличивается. Если еще в начале 16 века она составляла 10 дней, то к 22 веку разница будет около 14 дней.

Юлианский календарь удобен, прост в использовании, однако он не совершенен, так как опережает астрономический календарь. Григорианский календарь имеет основу Юлианского, однако является его более усовершенствованной формой. Но церковь не признает такой календарь в связи с тем, что нарушаются события, описанные в библии.

Из-за того, что наросла такая разница, уже в 2101 православной церкви придется считать рождеством не 7 января, а 8. Литургический календарь так и оставляет рождество 25 декабря.

В тех странах, где еще до 20 века все использовался юлианский вариант календаря, все происходящие события указываются до сих пор без изменений.

Разница календарей появилась в ходе истории нашего мира, однако она приводит к путанице в датах и событиях, поэтому часто в книгах по истории мы видим две даты

Церковь оставляет за собой использование до сих пор юлианского календаря, чтобы не нарушать события Библии, которые имеют важное значение во всей церкви

Важность событий, которые происходили с календарем, сложно на данный момент времени оценить по достоинству. Однако такие события имеют в нашей жизни важное событие

Мы отсчитываем важные даты, события и не задумываемся о том, что раньше все было иначе. Кроме того, сложно представить, что основные праздники отмечались в абсолютно другие даты и времена года. Нынешний календарь является самым совершенным, поэтому больше нет споров о том, какой календарь необходимо использовать.

[править] Суть реформы Цезаря

Цезарь предпринял реформу по совету александрийского астронома Созигена.

Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней. Цезарь пошел на установление года в 365 дней, начинающегося 1 января, для ограничения власти понтифика — верховного жреца, который устанавливал продолжительность года произвольно, удлиняя и укорачивая разные годы в личных целях.

[]

Ошибка юлианского календаря

Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д. Результатом явился переход на григорианский календарь («новый стиль»), в статье о котором см. таблицу перевода дат по «старому стилю» в «новый». С каждым годом расхождение между датами возрастает.

[]

Современное использование юлианского календаря

На сохранении юлианского календаря настаивает православная церковь, исчисляющая даты праздников по «старому стилю».

[]

Перевод дат со старого стиля на новый

Со временем разница между юлианским и григорианским календарями росла, что надо учитывать при переводе исторических дат в современное летоисчисление.

Расхождение в сутках между «старым» и «новым» стилями

Век Годы по «старому стилю» Разница
с 1 марта по 29 февраля
I
1
100
-2
II
100
200
-1
III
200
300
IV
300
400
1
V
400
500
1
VI
500
600
2
VII
600
700
3
VIII
700
800
4
IX
800
900
4
X
900
1000
5
XI
1000
1100
6
XII
1100
1200
7
XIII
1200
1300
7
XIV
1300
1400
8
XV
1400
1500
9
XVI
1500
1600
10
XVII
1600
1700
10
XVIII
1700
1800
11
XIX
1800
1900
12
XX
1900
2000
13
XXI
2000
2100
13
XXII
2100
2200
14

Первый годичный календарь начали отмечать с появлением звезды Сириус

Разберем, когда появился календарь, и по какому календарю мы живем.

В Древнем Египте — древнеегипетский календарь это некий промежуток времени между двумя гелиакическими восходами Сириуса. Этот календарь появился из-за разлива Нила, который происходил каждый год. Он губил урожай, если его не успевали собрать. Именно поэтому он и был создан, чтобы знать в какое именно время это произойдет.

Так выглядит календарь египтян в Древнем Египте, началом года которого отмечалось появление звезды Сириус. Календарь был создан для того, чтобы проследить сезон дождей, во время розлива Нила, чтобы не было засухи и не погиб урожай

Некоторые народы пытались вести отсчет от сотворения мира. Например, евреи датировали его 3761 годом до нашей эры, а римляне от основания Рима в 753 году.

Также свой календарь основывала и каждая мировая религия. Например, по византийскому календарю с 14 сентября 2021 года, по григорианскому календарю (по которому сейчас живет Россия) идет 7527 год от сотворения мира.

А вот в исламском календаре 1440 год Хиджры, по буддийскому идет 2562 год эры Нирвана.

Перевод из одной системы летоисчисления в другую представляет трудности из-за разной продолжительности и разной даты начала года.

Таблица 2. Начало месяца по Славяно-Арийскому Календарю

Соответствие дней григорианского календаря, на начало каждого месяца Славяно-Арийского Календаря.

. 1,2,3 4 5,6,7 8 9,10,11 12 13,14,15 16
1 Рамхатъ 23.09 23.09 22.09 22.09 21.09 21.09 20.09 20.09
2 Айлетъ 03.11 03.11 02.11 02.11 01.11 01.11 31.10 31.10
3 Бейлетъ 13.12 13.12 12.12 12.12 11.12 11.12 10.12 11.12
4 Гэйлетъ 23.01 23.01 22.01 22.01 21.01 21.01 20.01 21.01
5 Дайлетъ 04.03 03.03 03.03 02.03 02.03 01.03 01.03 02.03
6 Элетъ 14.04 13.04 13.04 12.04 12.04 11.04 11.04 12.04
7 Вэйлетъ 24.05 23.05 23.05 22.05 22.05 21.05 21.05 23.05
8 Хейлетъ 04.07 03.07 03.07 02.07 02.07 01.07 01.07 03.07
9 Тайлетъ 13.08 12.08 12.08 11.08 11.08 10.08 10.08 13.08

Несоответствие в датах, между Новым годом и Новолетием, создало некоторые затруднения для простых людей, при вычислении даты начала Славяно-Арийских месяцев и праздников, используя современный календарь, т.к. каждые четыре года происходит «смещение» древних дат на один день, из-за 29 февраля в високосных годах (см. таб. 2).

Верхние числа в таблице 2, от 1 до 16, соответствуют Летам Круголета Числобога: 1 — Странник; 2 — Жрец; 3 — Дева (Жрица); 4 — Мир (Явь) и т.д.

Простые годы Даарийского Круголета Числобога объединены в подгруппы — (1, 2, 3), (5, 6, 7), (9, 10, 11) и (13, 14, 15). Високосные годы григорианского календаря выделены в самостоятельные подгруппы — (4), (8), (12), (16). Кроме того, подгруппа (16), выделена особо, т.к. 16 Лето — Священное, и во всех его месяцах по 41 дню. Название и значение месяцев Славяно-Арийского Календаря смотрите в таблице 3.

Юлианский и григорианский календарь

Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь. Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры. Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.

Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.

Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня. В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.

Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.

Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.

Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.

В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.

Как говорится, «ну а точнее нам и не надо». Или, скажем так — это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.

Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.

Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская. Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.

Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот. Как им пользоваться — вводим дату, в поле «Юлианский календарь» отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле «Григорианский календарь» отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.

Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.

Календарь Юлианский и Григорианский

На самом деле, каких-то сто лет назад россияне жили по старому стилю – согласно Юлианскому календарю, а вот наши европейские соседи перешли на новый – Григорианский календарь намного раньше – в середине шестнадцатого века.

Назван он был в честь известного реформатора того времени – Папы Римского Григория восьмого. Справедливости ради, следует отметить, что не все страны всего мира совершили данный переход единовременно. Практически все католики вполне закономерно поддержали решение Папы, а вот англичане (как и шведы) перешли на григорианский календарь лишь в середине восемнадцатого века.

  • Когда славяне переходили на новый стиль, одним махом было пропущено целых десять дней, то есть получился некий временной скачок – с 1, например, сентября, на 10-е.
  • Для граждан Советского Союза данный момент произошел, как мы уже отмечали, ровно век назад – в 1918 году, когда у людей «украли из жизни» ровно 13 дней – с 1-го по 14 февраля.
  • Почему же только десять дней, спросите вы, ведь мы отмечаем Старый Новый год через две недели после традиционного Нового года? А все дело в том, что Григорианский календарь предусматривал пропуск 29 февраля в тех високосных годах, которые оканчивались на два нуля подряд, за исключением тех лет, когда сумма первых двух цифр года кратна четырем.
  • Из-за подобных хитростей, в таких годах с двумя нулями в конце, как 1700-й, 1800-й и 1900-й, 29 февраля не посчитали, и разница между стилями достигала уже 13 дней и не далее, как в 2100-м она составит ровно две недели.

Смена стиля

К слову, служители Русской Православной Церкви не стали поддаваться новомодным течениям, и продолжают жить по старому стилю, используя Юлианский календарь.

В календаре существуют некие единицы времени — сутки, неделя, месяц, год, век

Теперь разберем, какие единицы используется в календаре. Календарные единицы: сутки, неделя, месяц, год, век.

Сутки — единица измерения времени, которая равна приблизительно периоду обращения Земли вокруг своей оси. В обиходе сутки очень часто называют днем. Они длятся всего 24 часа.

Неделя — единица времени, большая, чем день, но меньшая чем месяц. Неделя состоит из 7 дней. Семидневная неделя впервые вошла в обиход на Древнем Востоке. А в первом веке ею стали пользоваться в Риме, после чего она и распространилась по всей Западной Европе.

Классические дни недели в календаре: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Лунный месяц

основа многих календарей

Месяц — единица измерения, которая связана с обращением Луны вокруг Земли. Лунные месяцы считаются основой во многих календарях.

Год — условная единица измерения времени, которая означает однократный цикл четырех сезонов: осень, зима, весна и лето. В наше время год используется как временная характеристика обращения планет вокруг звезд в планетарных системах, также, в частности, Земли вокруг Солнца.

Календарный год в григорианском и юлианском календаре составляет 365 суток в годы, когда они не високосные, и 366 суток в високосные годы. Также, например, в исламском календаре содержится 353, 354 и 355 суток. Средняя продолжительность года 365, 2468 суток, что имеет близкое соотношение к тропическому году.

Век — единица измерения времени, она равна 100 годам. 10 веков — тысячелетие.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Римская версия юлианского календаря

Введена примерно в 750 г. до н.э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось произвольным решением жрецов, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях.

Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) – 753/754 г. до н.э.

Внимание! В нашем конвертере даты до 753 г. до н.э. не вычисляются, т.к

в римском календаре не имеют исторического смысла

не вычисляются, т.к. в римском календаре не имеют исторического смысла.

Названия месяцев

Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями при слове mensis – месяц: m. Januarius; m. Februarius; m. Martius; m. Aprilis; m. Majus; m. Junius; m. Julius; m. Augustus; m. September; m. October; m. November; m. December.

Бог времени – Янус двуликий и Майя – богиня плодородной земли

Римляне как и мы имели 12 месяцев (вернее это современный мир позаимствовал у них эти месяцы, зачастую с названиями), но год у них начинался с марта. Месяцы получили свое название от имен богов, людей, праздников и просто чисел:

Современное имя Римское имя в честь:
11 January Ianuarius Janus – God
12 February Februarius Februa – festival
1 March Martius Mars – God
2 April Aprilis ?
3 May Maius Maia – Goddess
4 June Iunius Iuno – Queen of the Gods
5 July Iulius / Quinctilis Iulius – Caesar / 5 (quinque, пятый)
6 August Augustus / Sextil Augustus – Emperor / 6 (sex, шестой)
7 September September 7 (septem, седьмой)
8 October October 8 (octo, восьмой)
9 November November 9 (novem, девятый)
10 December December 10 (decem, десятый)

Числа месяца

Число внутри месяца определялось по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (Kalendae); 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны (Nonae); 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды (Idus). Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре, в остальные месяцы Ноны – на 5-е, а Иды — на 13-е число. Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres).

Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl., например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.

Дни недели

Хотя само деление на недели по семь дней появилось еще в древнем Вавилоне, семь дней недели стали стандартом примерно в 3 веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:

1 Monday dies Lunae The Moon (Луна)
2 Tuesday dies Martis Mars (Марс)
3 Wednesday dies Mercurii Mercury (Меркурий)
4 Thursday dies Iovis Jupiter (Юпитер)
5 Friday dies Veneris Venus (Венера)
6 Saturday dies Saturni Saturn (Сатурн)
7 Sunday dies Solis The Sun (Солнце)

Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э. Эта дата произвольна и была избрана историками лишь для согласования различных систем летоисчисления.

Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года).

Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби. (с)Основа скрипта взята с несуществующего в настоящее время сайта http://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm

Неподвижные праздники

Январь

7 Рождество Христово

8 Собор Пресвятой Богородицы

9 Святого архидиакона Стефана

19 Крещение Господне, Богоявление

20 Собор святого Иоанна Предтечи

24 Преподобного Феодосия Великого

Февраль

2 Преподобного Евфимия Великого

7 Святого Григория Богослова

9 Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста

15 Сретение Господне

9 Обретение главы Иоанна Предтечи

22 Сорока мучеников

30 Святого Алексея, человека Божия

Май

8 Апостола и евангелиста Марка

16 Успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

22 Перенесение мощей святого Николая

3 Святых царей и равноапостольных Константина и Елены

24 Святых апостолов Варфоломея и Варвары

18 Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца

21 Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани

Август

1 Преподобного Серафима Саровского

2 пророка Ильи

9 Великомученика исцелителя Пантелеймона

19 Преображение Господне

28 Успение Богородицы

Сентябрь

13 Священомученика Киприана, епископа Карфагенского и святого Геннадия

19 Чудо Архистратига Михаила

21 Рождество Богородицы

27 Воздвижения Креста

Ноябрь

4 Казанской иконы Божьей Матери

8 Великомученика Дмитрия Солунского

21 Собор Архистратига Михаила

29 Святого апостола и евангелиста Матфея

Декабрь

7 Святой Великомученицы Екатерины

13 Андрея Первозванного

17 Святой Великомученицы Варвары

19 Святого Николая

22 Зачатье святой Анны

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается день весеннего равноденствия. Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал юлианский календарь. Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Переход постепенный или мгновенный

Впервые вопрос о переходе с юлианского на григорианский календарь был вынесен на заседание Совнаркома 16 (29 по н. ст.) ноября 1917 года — всего через три недели после Октябрьской революции. Вопрос решено было отложить до тех пор, пока не будут предложены реальные проекты такого перехода, который со всей очевидностью требовал заметных усилий. Второй раз к теме нового календаря Совнарком вернулся через два месяца, 23 января (5 февраля по н. ст.) 1918 года, когда ему были представлены два предложения, как ввести в Советской России григорианский календарь. Один из них, разработанный Наркоматом народного просвещения, предполагал постепенный, в течение 13 лет переход, при котором каждый новый год разница между календарями сокращалась бы на одни сутки. Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами.

Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год

Председатель Совнаркома Владимир Ленин горячо поддержал именно такой «срочный» вариант

С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции. С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства (декрет об этом вступил в силу как раз в этот день), и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков

На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1918 года документ был опубликован и вступил в силу.

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года) после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».

7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

Другие страны

Начиная с 1582 года, григорианский календарь заменил юлианский в римско-католических странах. Это изменение было осуществлено впоследствии в протестантских и православных странах, как правило, гораздо позже. Когда встречаются нотации старого и нового стилей, британская дата принятия не обязательно подразумевается. Изменение «начала года» и изменение календарной системы не всегда принимались одновременно. Точно так же гражданское и религиозное усыновление могло произойти не одновременно или даже не произошло. В , например, все эти предположения были бы неверными.

Россия

В России даты нового стиля стали использоваться в начале 1918 года, когда за 31 января 1918 года последовало 14 февраля 1918 года: с 1 марта 1900 года существует 13-дневная разница между датами старого и нового стиля.

В англоязычных публикациях часто используются знакомые термины старого и / или нового стиля для обсуждения событий и личностей в других странах, особенно в отношении Российской Империи и самого начала Советской России . Например, в статье «Октябрьская (ноябрьская) революция» Британской энциклопедии используется формат «25 октября (7 ноября, новый стиль)» для описания даты начала революции.

Греция

Другие страны восточного православия в конечном итоге приняли григорианский (или новый стиль) датирование для своих гражданских календарей, но большинство из них продолжают использовать юлианский календарь в религиозных целях. Греция была последней, кто сделал это в 1923 году. Здесь также существует 13-дневная разница между датами старого и нового стиля в современной истории Греции.

Северная и Южная Америка

Европейские колонии Северной и Южной Америки приняли календарь нового стиля, как и их метрополии. На территории современной континентальной части Соединенных Штатов французские и испанские владения сделали это примерно на 130 лет раньше, чем британские колонии. На практике, однако, большинство сохранившихся письменных отчетов о том, что сейчас является Соединенными Штатами, относится к Тринадцати колониям Великобритании , где за четырнадцать лет до провозглашения независимости США применялся Закон о британском календаре 1751 года . Канадские записи могут отражать обе традиции, но язык, использованный в записях, вероятно, будет хорошим индикатором того, какой календарь использовался для данных дат. Та же логика применима к Карибским островам.

На Аляске изменение произошло после того, как Соединенные Штаты приобрели Аляску у России. За пятницей, 6 октября 1867 года, последовала пятница, 18 октября. Вместо 12 дней было пропущено только 11, а день недели повторялся в последующие дни, потому что в то же время международная линия перемены дат была перемещена с восточной границы Аляски с Канадой на ее новую западную границу, теперь с Россия.

Как пересчитывать прошлые даты?

Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.

Какие бывают ошибки пересчета дат?

  1. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
  2. Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков.
    Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября — депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.
    Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты:
    • Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней);
    • День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней);
    Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат:
    • День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней);
    • День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней);
  3. Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).

Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:

  • Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
  • Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. «предвосхищающий») календарь — календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
  • Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
  • В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).

Что значит слово «календарь»?

На вопрос: «Что такое календарь?» мы сегодня готовы ответить как-то вот так: совокупность дней в году с разделением на интервалы — недели и месяцы». То есть его  предназначение – помогать нам не запутаться, какой сегодня день-неделя-месяц-год.

Много лет назад, во времена Древнего Рима, он тоже напоминал про дату, только значение его сводилось немножко к иному. Прародитель его — латинское слово  calendarium знаменовало долговую книжку, по которой должники раньше платили проценты в определённые дни —  первые в месяце. Эти дни совпадали с новолунием и звались «календы».

С уходом Римской империи канули в лету календы для уплаты долгов, а календарь задержался, но приобрёл другой смысл. Им стали звать собрания церковных празднеств, царских событий, дней памяти и иных важных отрезков времени, — то есть, всё, что нужно и можно было систематизировать во времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector