Пост в среду и пятницу

Пост в среду и пятницу — зачем нужен

Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру.

Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства.

Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда. А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти. Но у многих людей все равно возникает вопрос: «зачем постится так часто»? Кроме траурного назначения, постный день несет в себе круглогодичную охрану души верующего человека.

Только так крестьянин может показать дьяволу, что он никогда не теряет бдительности, всегда соблюдает все правила, помнит Бога и в любое время готов к духовной борьбе с нечистыми силами. Об этом постоянно говорят святые отцы. Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой.

Полезные статьи:

Молитва от скандалов и ссор в семье, с мужем, с детьми

В Православии семья, воспитание детей и отношения между супружескими парами имеет высокую значимость. Семью же называют «малым храмом» благодаря чему семейный очаг находится под заступничеством всех святцев и даже Всевышнего.Как известно ничего идеального в этом мире…

Читайте далееМолитва Архангелу Михаилу – очень сильная защита

Всякий раз мы встречаем на своем пути самых разных людей: соседей, родных, друзей, коллег. И не всегда такие встречи могут оказаться приятными, ведь в жизни всегда есть ссоры, обиды и обман. Часто друзья стают злейшими врагами, желая один другому неприятностей, болезней. Быва…

Читайте далееМолитва от сглаза и зависти злых людей

Практически каждый человек на своем жизненном пути может повстречать «небезразличных» людей к чужому счастью и успеху, причем такие завистники, зложелатели и другие плохие люди могут встретиться человеку абсолютно везде. В наше время мало кто из людей способен завидоват…

Читайте далее

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Пост в пятницу и среду: питание православных

Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться:

Полезные статьи:

На днях освящал квартиру в одном доме…
Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!… Читайте далее

ЧТО ДЛЯ НАС СДЕЛАЛ ХРИСТОС (ПРИМЕР)
Шёл 1919 год. Возле старой графской усадьбы остановился полк красноармейцев. Поздно вечером в дверь дома постучались

Когда графиня открыла дверь, то увидела, что на пороге стояла девушка-санитарка.«Здравствуйте, сказала она, — я случайно увидела, как составлялись списки… Читайте далее

ПРАВИЛО ТРЕХ МИНУТ
Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей

Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.Правило “первых трех минут” заключаетс�… Читайте далее

ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ БЕССТЫДСТВА. Академик Д.С. ЛИХАЧЁВ.
― Мы страна без обращения к другому. Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем…», «Ну, сейчас будем обедать…» Постоянное «ну… Читайте далее

от яиц;от мяса;от рыбы;от молока и кисломолочных продуктов.

Такой постный день также может предполагать сухоядение, когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи.

Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником (любым православным священником) и непосредственно вами. Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья.

Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено:

кормящим женщинам;беременным;спортсменам в период подготовки к соревнованиям;работникам, которые трудятся на очень тяжелой и вредной работе (им, как правило, разрешаются рыба и молочные продукты);детям до 7 лет.

Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Это:

Святки (период от Рождества к Крещению);Неделя после Пасхи;Неделя после Троицы;Две недели до Великого поста;Неделя во время Масленицы.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.

Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей

Постная пища

Это интересно: Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

Традиция возникновения постов

Согласно записям церковного историка Тертуллиана (жил в 3-м веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «воинский караул». Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа (согласно современному времени — до 15 ч.). В эти дни богослужения были особенными.

Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. на Кресте умер Спаситель, согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46). В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду.

Уже в 4-м веке св. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу, ведь Христос постился, показывая нам пример. В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана.

Великий Пост

Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает (монахам) полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

Православная Жизнь

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Пост в среду и пятницу установлен Православной Церковью в связи с воспоминанием определенных событий из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Так, пост в среду напоминает нам о предательстве Спасителя Иудой, а пятничный пост – о самих страданиях и смерти Христа на Кресте.

Относительно же того, насколько обязательно соблюдать эти дни в посте, можно сказать следующее. Церковь никогда и никого силой ни к чему не принуждает. Впервые заповедь поста – не вкушать от древа познания добра и зла – была дана человечеству еще в раю, и, собственно, по причине ее нарушения прародителей Адама и Еву изгнали из рая. Но заповедь невкушения, по мысли святых отцов, более была связана не столько с добродетелью неядения, сколько с добродетелью послушания: Бог дает заповедь, казалось бы, вообще достаточно легкую и выполнимую – не есть только от одного дерева в раю, но человек и ее нарушает, причем вовсе не от голода и недостатка пищи. Таким образом, нарушение первой в истории человечества Божественной заповеди Адамом и Евой – это впадение в два величайших греха – гордости и непослушания.

В то же время мы должны понимать, что пост – всегда проявление свободной воли человека. Нельзя заставить кого-либо поститься, иначе такой пост не будет иметь духовной пользы. Человек должен осознать: пост – это не то, что нужно от нас Богу, пост – это то, что нужно нам самим. Зачем? Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21:34), а чрез то отпадаем от Источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий». Следовательно, пост – то средство, которое служит нашему освящению и единению с Богом, ведь, например, через пост в среду и пятницу мы приобщаемся к страданиям и смерти Господа Иисуса Христа, умершего на Кресте за наши грехи.

При этом надо понимать, что телесный пост, под которым имеется в виду воздержание от определенных видов пищи, супружеской близости и всевозможных увеселений, мало принесет пользы, если не будет подкреплен постом духовным. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, без прощения наших обидчиков пост становится всего лишь диетой. В одном из церковных песнопений говорится: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будешь от Бога, как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Подобную мысль выражает известный христианский подвижник преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу – грех».

Таким образом, приступая к посту, мы должны, прежде всего, отдавать себе отчет в том, что собираемся делать, и при этом твердо сознавать, для чего это делаем. И только если целью нашего поста является очищение души от греховных страстей и пороков и постепенное приближение к Богу, тогда пост имеет больше шансов быть угодным Богу.

ФАТВА:Можно ли поститься по пятницам?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

  • Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
  • „Пусть никто из вас не постится в пятницу, если он не постился в предыдущий день или не намеревается поститься в последующий“» (Аль Бухари, Муслим).
  • Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:
  • «Не выделяйте ночь джума (с четверга на пятницу) из числа других ночей для молитвы кыям аль-лейль и не выделяйте пятницу из числа других дней для поста — если это не пост, который вы соблюдаете регулярно» (Муслим).

От Джувейрии бинт Аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) известно, что однажды что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее:

«Ты постилась вчера?»

Она ответила: «Нет». Он спросил:

«Ты собираешься поститься завтра?»

Она ответила: «Нет». Он сказал:

«Тогда прерви свой пост».

Хаммад ибн Аль-Джад сказал: «Я слышал, как Катада сказал: „Абу Айюб сказал мне, что Джувайрия говорила с ним, и он сказал ей, чтобы она прервала пост — и она сделала это“». (Аль-Бухари)

Ибн Кудама сказал: «Выделять пятницу для поста — макрух, если она не совпадает с постом, который соблюдается обычно. Например, человеком, который постится через день, и очередной день поста совпадает с пятницей; или человеком, который имеет привычку поститься в первый или последний день месяца или в середине дня месяца, и этот день выпадает на пятницу» (Аль-Мугни, Т. 3, С. 53).

Ан-Навави сказал: «Наши сподвижники (шафииты) считали, что выделять для поста пятницу — макрух, но если к нему присоединяется день раньше или позже, или он совпадает с днем, в который человек обычно постится, или он поклялся поститься в день, когда любимый им больной человек был исцелен, или когда вернется, и этот день попал на пятницу — тогда это не макрух» (Аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб, Т. 6, С. 479).

Шейх уль-ислам (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Согласно Сунне, макрухом является выделение месяца раджаба для поста, и макрухом является выделение пятницы (для поста)» (Аль-Фатава аль-Кубра, Т. 6, С. 180).

Шейх ибн Усеймин сказал: «Что касается пятницы, то пост в этот день — не сунна, а выделение ее для поста — макрух» (Аль-Шарх аль-Мумти, Т. 6, С. 465).

Исключением из этого правила является пост за день до или после пятницы, или если он совпадает с днями, в которые верующий обычно постится. Например, пост аль-айям аль-бид (13, 14 и 15 число каждого лунного месяца), или когда человек имеет привычку поститься в определенный день, например, день Арафат, и он совпадает с пятницей.

Из этого можно сделать вывод, что пост в пятницу допустим для того, кто поклялся поститься в день, когда такой-то вернется, или в день, когда такой-то оправится от болезни, соблюдать пост в этот даже день, даже если он будет пятницей. («Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар)

То же самое относится к тем, кто постится, чтобы восполнить пропущенные дни Рамадана. «Для мусульманина допустимо поститься в пятницу, чтобы восполнить пропущенный день Рамадана» (Аль-Ладжна аль-Даима, Т. 10, С. 347)

Аналогичным образом если день Ашура или Арафат совпадает с пятницей — мусульманин может поститься, потому что его намерение состоит в том, чтобы соблюсти пост в день Ашура или Арафат, а не выделить для поста пятницу.

Всевышний Аллах знает лучше.

Постные рецепты

Хотя по средам и пятницам нельзя есть мясо, колбасные изделия, все же можно приготовить много разнообразных салатов, супов. Если рыба разрешается, то она выступает в качестве основного блюда. Ее можно тушить, жарить, запекать. Но если запрещено масло и рыба, то придется проявить фантазию.

  • В качестве первого хорошо подойдет окрошка. Поскольку молочные продукты под запретом, за основу берется вода. На терке измельчаются огурец, томат. Свежая зелень рубится ножом. В качестве приправы возьмите соль, перец.
  • Гречневая крупа интересна тем, что может быть готова без варки. Для этого с вечера ее советуют залить водой и оставить под крышкой. К утру она разбухнет и основное блюдо готово. В качестве гарнира подойдет овощной салат.
  • Постный салат на основе свеклы. Свеклу отварить, очистить, пропустить через крупную терку. Орехи измельчить. Чернослив замачивают в теплой воде, затем режут на мелкие кусочки. Для заправки подойдет постный майонез.
  • Витаминный салат готовят из морковки, редиски и яблок. Соотношение ингредиентов берется по вкусу. Овощи мелко натирают и смешивают. Заправить блюдо можно измельченным чесноком и лимонным соком.

Как видите, даже в дни строгого воздержания можно питаться вкусно и разнообразно.

«Мы» и «они»

Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).

Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2)

Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни

Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).

Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.

В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.

Покаянный траур

Христианский писатель III века Тертуллиан пишет, что кающемуся свойственно «погрузить дух в сетование, с горечью поразмыслить о том, в чём согрешил, вкушать только простой хлеб и воду, — не для чрева, а для поддержания жизни, творить чаще, во время поста, молитвы, стенать, плакать, взывать к Господу Богу день и нощь» (Тертуллиан. О покаянии). Мы видим, что здесь пост является выражением скорби и мольбой о прощении

Но тут важно, чтобы эта скорбь была «естественной», а не наигранной. Тот же Тертуллиан язвительно высмеивает тех, кто ограничивает себя только в плане пищи, оставаясь во всем остальном «как всегда»: «Но неужели нам подобает молиться о прощении грехов в розовом платье и пурпуре? Скажешь ли: «Подай булавки для украшения волос и пусть …слуга положит мне на губы и щеки то, что придает поддельный блеск, искусственную краску»? Кроме того, поищешь ли приятных ванн, поселившись в садах, или при море? умножишь ли расходы на свои туалеты? …А если кто тебя спросит, для кого ты это уготовляешь, скажи: «Согрешил против Бога и боюсь на веки погибнуть

Посему ныне обессиливаю себя и сокрушаюсь, и мучусь, чтобы мне примириться с Богом, Которого оскорбил грехом». Разве кто признает в тебе, разодетой в шелка, кающуюся душу?», пишет Тертуллиан.

Мнение врачей

Церковь разрешает не поститься беременным, кормящим матерям, детям, путешествующим, пожилым и больным. Им нужен белок животного происхождения. Кому для роста, кому — для восстановления и поддержания сил. Но сейчас, когда в стране бушует коронавирус, врачи уверены: никому нельзя отказываться от скоромной, то есть белковой пищи. 

Всему голова

«Белок — это строительный материал для нашего организма. Без него не может восстановиться ни одна клетка, — комментирует Галина Анохина, д. м. н., профессор кафедры диетологии и гастроэнтерологии Национальной медицинской академии последипломного образования. — И он нам сейчас как никогда нужен для того, чтобы количество иммунных клеток было достаточным и иммунитет мог выполнить свою задачу».

«Без белков животного происхождения мы не можем жить. Это наша биохимия, природа, — объясняет Людмила Гончарова, иммунолог, вирусолог, генетический диетолог, руководитель клиники Goncharova Clinik

— Важно понимать, что организм не запасает белок. Поэтому если он не получит его из пищи, то будет брать его, разрушая себя: из эластина, коллагена, суставов, позвоночника

В итоге после поста человек может увидеть более дряблую кожу, большее количество морщин, у него могут возникнуть проблемы с суставами и т. п.».

По словам Галины Анохиной, нельзя съедать меньше, чем 30 г белка в сутки. «Иначе будут распадаться клетки иммунной системы (она не сможет нормально функционировать), других систем и органов», — комментирует эксперт.

«Пост — это, прежде всего, отказ от злоупотреблений. Например, чаем, кофе, алкоголем, сладостями, копченостями и т. д. Многие думают: «Сейчас откажусь от мяса, перейду на сладости — и будет мне счастье». Идет подмен понятий. Не стоит отказываться от белковой пищи. Нужно отказаться от злоупотреблений. Хотя бы одного», — уверена Людмила Гончарова.

Сила разгрузки

По мнению диетолога Оксаны Скиталинской, периодическое ограничение себя в пище животного происхождения все же может быть полезно. Поэтому можно, например, поститься по средам и пятницам, как рекомендует это делать Церковь в течение всего года.

«Когда человек ежедневно употребляет много калорийной пищи, его пищеварительная система работает в режиме сверхнагрузок. Когда мы на время отказываемся от подобной еды, у нас выделяется меньше ферментов для переваривания пищи. Соответственно, меньше напрягаются органы пищеварения, улучшаются обмен веществ и работа клеток, а организм очищается от токсинов и омолаживается», — считает эксперт.

Удар по поджелудочной

Людмила Гончарова говорит еще об одной опасности постного меню. «Любой растительный продукт содержит сахар, фруктозу, сахарозу, глюкозу. Когда во время поста мы переходим полностью на растительную пищу, поджелудочная железа не может усваивать эти вещества в таком количестве. Организм получает в короткий промежуток времени огромный избыток сахаров. А это чревато запуском любых воспалительных процессов. Результат — возникновение сахарного диабета второго типа, подагры, ухудшение зрения, снижение слуха и т. д», — объясняет эксперт.

Осторожно, сухоядение

В календаре Великого поста есть дни, когда рекомендовано исключительно сухоядение. Во время них необходимо ограничить себя в питье воды, не есть вареную пищу. «Но вы очень рискуете, если будете придерживаться такой рекомендации. Дело в том, что все процессы в организме человека происходят исключительно на воде, — рассказывает Людмила Гончарова. — Ее недостаток приводит к нарушению работы почек, сердца, выделительной системы, приводит к запуску заболеваний».

По словам эксперта, тем, кто живет возле моря или океана необходимо пить воды из расчета 30 мл на кило веса плюс 1 литр для работы кишечника. А жителям, например, Киева необходимо 50 мл на кило веса. Детям и того больше — 80 мл. «И это чистая вода. Супы, компоты в расчет не берем. В пище вода идет структурированная, с витаминами и минералами, она работает как еда», — объясняет эксперт.

Материал опубликован в газете «Вести» от 10 марта №042. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Важность поста перед причащением

О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.

Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело – воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?

Как поститься по средам и пятницам?

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку. Потому любой пост –

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы.

Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Главное в пост – не есть друг друга». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста. Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector