Киевский софийский собор

Архитектура, убранство и устройство собора

?офийский собор — одно из первых сооружений в стиле
русского классицизма в
Санкт-Петербурге и его пригородах.

Основной кубический объем увенчан 5 главами на невысоких
цилиндрических барабанах. Фасады отмечены портиками дорического
ордера. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с
полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными
оконными проемами.

Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен
второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий,
барабан.

Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения
Господня. Шаблон:OldStyleDateа
был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины
(в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных
царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый —
святого благоверного великого князя Александра Невского.

Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с
восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными
ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения,
полученные в результате пожаров, которые случались в период
закрытия храма. Капители и базы позолочены.

До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной
решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В
результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора,
был уничтожен.

Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри
в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными
орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент
отсутствует.

Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах
в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного
придела был изготовлен по проекту И. Д. Черника,
иконостасы боковых приделов — П. Егорова. Они блыи окрашены в
белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены
копии дореволюционных иконостасов.

По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены
религиозные картины:

  • «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»,
    П. И. Соколов (1788 год) — на горнем месте
    центрального придела.
  • «Воскресение Христово», И. И. Бельский (1791
    год)
  • «Вознесение Господне», И. И. Бельский (1791 год)
  • «Рождество Христово», П. С. Дрождин (1791 год)
  • «Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792 год)
  • «Благовещение Пресвятой Богородицы», М. Ф. Воинов
    (1792 год)
  • «Успение Божией Матери», П. С. Дрождин (1792
    год)
  • «Крещение Господне», И. И. Бельский (1793 год)
  • «Рождество Пресвятой Богородицы», И. А. Пустынин
    (1793 год)
  • «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Г. И. Угрюмов
    (1795 год)
  • «Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796 год)
  • «Сретение Господне», Г. Скливос (1796 год)

Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд.
Ныне, вероятно, утрачены.

В левом и правом приделе запрестольными образами были
соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833
год) и «Воскресение Христово» (1898 год). В настоящее время
запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в
центральном приделе.

Современная иконопись храма смешанная по стилю: а) иконы
XVIII-начала XX веков из частных собраний и фондов музеев и б)
иконы, написанные c конца XX века в древнерусском стиле.

До 1917 года в западной части собора у пилонов были размещены
военные трофеи: знамена и знаки, отбитые при
Чимкенте у кокандцев в 1864 году генералом
М. Г. Черняевым, а также мраморная доска с именами воинов
лейб-гвардии Гусарского полка, погибших в первую турецкую войну
Екатерины II.

До 1899 года в северном приделе находились штандарты
Кирасирского (1817 года) и Драгунского (1804 года) полков.

Mihalych @ Foursquare

Также после ремонта 1849 года у клиросов среднего придела под
стеклом были выставлены найденные серебряная закладная доска 1782
года, молоток и лопаточка, на которой были вензель Екатерины II и
надпись на английском языке «Чарльз Камерон, архитектор». Там же
находились старые полковые штандарты.

В 1900 году на Валдае были отлиты 10 медных колоколов, самый
большой из которых весил 5,6 тонн. Пожертвования на изготовление
звона собрали офицеры полка. В настоящее время в соборе колокола,
изготовленные в 1990 году.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Как добраться

Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.

Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.

Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Заключение

Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор статьи :  Айгуль Хусаинова

Интересные факты

В стенах Софийского собора гусары Лейб-гвардии не только молились, но и сберегали штандарты, а также множественные награды за боевые подвиги. Имена геройски погибших в боях офицеров были высечены там же – на мраморных досках.

Однажды в храме была обнаружена интереснейшая находка: во время обустройства там подвалов (в них хотели разместить печи) копатели нашли серебряные с позолотой лопатку и молоточек. На тех красовались вензель Императрицы Екатерины и надпись «Чарльз Камерон – архитектор». 

В советское время Софийскому собору судилось побывать не только в роли склада: служил он и местом для утилизации отходов производства, и гаражным кооперативом, и даже заболоченной помойкой. 

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Функции

Деталь части Плоцких, Сигтунских или Магдебургских ворот у западного входа в собор.

Новгородская Святая София была первой славянской церковью, в которой настолько очевидны местные расхождения от византийского образца . Со своими строгими стенами и узкими окнами церковь больше напоминает романскую архитектуру Западной Европы, чем греческие церкви, построенные в то время.

Новгородский собор также разительно отличается от своего однофамильца и современника в Киеве . Как выразился один искусствовед, Киевский собор — невеста, а Новгородский собор — воин. Его отделка минимальна, использование кирпича ограничено, а массы расположены не горизонтально, а вертикально. Эти черты оказали влияние на новгородских мастеров следующего поколения, о чем наглядно свидетельствуют собор Юрьевского монастыря (1119 г.) и собор Антониева монастыря (1117 г.).

Самой древней иконой в соборе, вероятно, является Знамя Богородицы , которая, согласно легенде, чудесным образом спасла Новгород в 1169 году, когда на город напали суздальцы; он был вынесен из Преображенской церкви на улице Ильина и выставлен в соборе и на стенах города архиепископом Ильей . Церковь Знамения иконы Божией Матери была построена рядом с церковью Преображения Господня в XVII веке для размещения иконы. В советский период он был размещен в соседнем Новгородском музее (как и кости епископа Никиты, которые, как говорят, хранились в бумажном пакете, пока в 1957 году не были переданы в церковь Святых Филиппа и Николая); Икона была возвращена в собор в начале 1990-х годов и стоит справа от Золотых дверей иконостаса. Икона Софии, Святой Премудрости Божией, тоже довольно древняя и тоже является частью иконостаса справа от Золотых ворот (там, где обычно висит икона святой, которой посвящен храм). Говорят, что несколько икон были написаны или заказаны архиепископом Василием Каликой (1330–1352 гг.) И архиепископом Ионой (1458–1470 гг.) И архиепископом Макарием (1526–1542 гг.) (Впоследствии он стал митрополитом Московским и всея Руси). якобы написал иконы в маленьком иконостасе в часовне Рождества Богородицы (иконостас первоначально находился в часовне святых Иоакима и Анны, слева от его нынешнего места).

Одна из корсунских икон XI века, хранившаяся в Софийском соборе до Русской революции (236 × 147 см).

Три знаменитых набора ворот украшали собор на протяжении веков; они известны как Корсунские, Василийские и Сигтунские (или Плоцкие, или Магдебургские) ворота. Корсунские ворота висят у западного входа в часовню Рождества Богородицы в юго-восточном углу собора. Говорят, что их привез в Новгород епископ Иоаким Корсунянин, имя которого указывает на связи с Корсунем в Крыму . Василийские ворота были подарены собору в 1335 году архиепископом Василием Каликой и были перенесены царем Иваном IV в свою резиденцию в Александрове под Москвой после разграбления собора в 1570 году, где они все еще можно увидеть. Они повлияли на произведения искусства Московского Кремля, выполненные при Иване Грозном. Двери у западного входа (предназначенного для главного входа в собор, хотя главный вход теперь является северным), называемые Сигтунскими, Магдебургскими или Плоцкими воротами, как говорят, были разграблены новгородскими войсками из шведского города. из Сигтуна в 1187 на самом деле, они , скорее всего , кованые и скульпторе магдебургских мастерами, скорее всего , в годах 1152-1154, для архиепископа Плоцка в Польше (где они были украшающими один из входов в собор в Плоцке примерно за 250 лет).

Ворота были приобретены новгородцами, скорее всего, в конце XV века, вероятно, архиепископом Евфимием II, который любил западное искусство (как это видно в готическом стиле, включенном в Грановитую палату) или — согласно другой теории — в первой половине 15 века князем Новгородским и братом польского короля Симеоном Лингвеном . Точно неизвестно, как новгородцы приобрели Плоцкие ворота — скорее всего, они были подарком от архиепископов Плоцких или князей Мазовецких для брата польско-литовского короля Владислава Ягелло , литовского князя Ленгвениса , или для архиепископа Евфимия II. Есть и другая версия, что ворота были разграблены из собора в Плоцке языческими литовцами в XIII веке, а позже каким-то образом добрались до Новгорода. Наиболее вероятной считается первая теория. Магдебургские или Плоцкие ворота (иногда также ошибочно называемые воротами Сигтуна) открываются только два раза в год для особых случаев, хотя в некоторых сообщениях говорится, что они открываются, когда сам архиепископ ведет Божественную литургию . С 1982 г. копии Ворот, подаренные Новгородом, висят в Кафедральном соборе в Плоцке.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Граффити на стенах

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Факты

Софийский храм в Каменке, построенный по образцу собора. Фото 1910-х гг.

В Екатерининском дворце до Великой Отечественной войны хранилась модель Софийского собора в Царском Селе, изготовленная в 1780-х годах. Она была изготовлена из дерева, холста и железа и расписана. После оккупации она исчезла. Неизвестно, является ли эта модель точной копией современного здания собора или это созданная по указанию Екатерины II копия первого проекта, переданная Императорскую Академию художеств.

В селе Стратилатовка (Каменка) Изюмского уезда Харьковской губернии в 1832 году полковник Иван Васильевич Малиновский (сын В. Ф. Малиновского) с матерью Анной Андреевной Самборской (дочь протоиерея А. А. Самборского) построили Софиевскую церковь — точную копию Царскосельского Софийского собора. Храм был уничтожен во время Великой Отечественной войны.

Ранее Павел I предполагал построить, подобный Софийскому, военный Екатерининский собор в Гатчине.

До этих планов по заказу Петра Петровича Коновницына в —1798 годах в селе Каплуновка Богодуховского уезда Харьковской губернии была возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы «точно такой величины, какая была построена по плану придворного архитектора Камерона в городе Софии близ Царского Села».

Два настоятеля Софийского собора были членами Государственной думы Российской империи: протоиереи Митрофан Блажевич и Сергий Сырнев.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Софийский собор в наши дни

В сегодняшнем представлении Софийский собор является одним из самых значимых культурных достояний страны. Кроме богослужений в его стенах проходят концерты, массово-культурные мероприятия, приезжают экскурсии с разных уголков Беларуси и мира.

В 1987 году на территории собора был открыт музей истории архитектуры. В нём посетители могут увидеть неповторимые свидетельства богатой истории и архитектуры Софийского собора в Полоцке и другие уникальные экспонаты. Архитектура каменной кладки, дошедшая до нас из XI века, а также великолепные фрески и росписи станут отличным дополнением к «историческому путешествию» по храму.

В 1985 году чешскими мастерами был сооружён орган, который до сих пор звучит в храме.

В окрестностях Софийского собора также можно осмотреть некоторые достопримечательности:

  • Борисов камень XII века. Расположенный при входе в храм, Борисов камень представляет собой валун, на который были нанесены изображения крестов и древние письмена. Всего на территории Беларуси таких религиозных памятников-валунов лишь 4.
  • Спасо-Ефросиниевский монастырь. Сооружение было основано в 1125 году Евфросинией Полоцкой, которая стала также первой его настоятельницей.
  • Спасо-Преображенская церковь. Возведённый в середине XII века, храм прекрасно сохранился до наших дней. Церковь является историко-культурной ценностью и занесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. Главным достоянием Спасо-Ефросиниевского монастыря является известный золочёный крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный ювелиром Лазаром Богшей, который до сих пор хранится здесь.

Интересные факты о Софийском соборе

  • Храм был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Очень часто люди задаются вопросом, сколько же Софийских соборов существует в мире? Так вот их насчитывается 12 штук. Помимо Полоцка они находятся в Стамбуле, Киеве, Великом Новгороде, Царском Селе, Вологде, Тобольске, Гродно, Лаишево, Алма-Ате и Салониках.
  • Каждое воскресенье в 15:00 в стенах собора проводятся концерты органной музыки, которые могут посетить все желающие. За год в храме устраивается порядком 300 подобных мероприятий.
  • Собор включён в полоцкий историко-культурный заповедник.
  • Строительство точной копии Софийского собора планируется провести также в Витебске.

Полоцкий Софийский собор в Полоцке (фото)

Если Вы хотите купить квартиру в Полоцке, обращайтесь к нашему порталу недвижимости! Большая база объявлений и удобная форма поиска по объектам поможет Вам подобрать самый лучший вариант.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.p>

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
  • Центральный купол собора с голубем
  • Голубь
  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

История строительства

Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector