Древняя персия

Город Мешхед

Второй по величине и численности населения город в стране. Одновременно одно из главных священных мест для мусульман-шиитов. Наконец, Мешхед – главный туристический центр Ирана. Ежегодно его посещают 15-20 миллионов паломников и туристов. Главная достопримечательность города – Мавзолей имама Резы – ученого-богослова, признанного знатока Корана, наиболее почитаемого в исламе святого.

  • Мавзолей имама Резы
  • Купол Пречистого храма

Собственно, это целый комплекс,
который включает еще и гробницы других известных и уважаемых имамов,
библиотеку, мечеть, музей, кладбище и некоторые другие постройки. Особенно
выделяется здание Пречистого храма с двадцатиметровым позолоченным куполом.  Возведение комплекса происходило поэтапно на
протяжении многих столетий, с IХ по XIX века. Непосредственно в мавзолей мужчины и женщины обязаны заходить через
отдельные входы, которые открыты для только мусульман. Хотя некоторые и
нарушают это правило.

Культура Персии

Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

Монеты Персии.

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Где находится Персия

Точно ответить, где расположена Персия на современной карте довольно сложно. Ведь страны постоянно претерпевали территориальные изменения. В эпоху расцвета своего влияния Persia контролировала значительные территории таких современных стран:

Это неполный список стран, на территории которых когда-то существовала Персия. Но в наши дни, говоря о Персии, чаще всего идёт отсылка к Ирану. Именно так сейчас называется . Именно на земле этой страны происходили ключевые события существования персидского государства.

Здесь осталось наибольшее культурное влияние некогда великой империи. Более подробную карту расположения древних персидских владений можно изучить на Википедии.

Мурекс тирский пурпурный краситель

Самым дорогим и ценным владением персов была пурпурная краска, полученная из раковин мурекса. Раковины содержали красновато-пурпурный краситель, приобретавший свой цвет из-за высокого содержания в них бромида. Это был редкий и дорогой предмет. Персидская королевская семья и другие богатые семьи стремились заполучить его, поскольку его основным назначением было окрашивание церемониальных одежд.

Краситель был также известен как тирский пурпур, и, поскольку цвет был похож на цвет запекшейся крови, а персы верили, что такой цвет имеет божественное значение, они стремились сохранить его вне досягаемости для остального населения. Даже альтернативы с похожими фиолетовыми цветами стали дорогими из-за популярности красителя.

Тегеран

Тегеран, нынешняя столица, довольно новый город и в исторические времена ничем особенно не выделялся. Есть только карта города 1856 года.

Закончим древним Ктесифоном. Ктесифон — город доисламского периода, был столицей Парфии и Сасанидской империи. На сегодня уцелели немногочисленные развалины. Здесь я сделаю некоторое исключение и добавлю также реконструкции помимо изображений того времени (которые для VI-VII вв. просто не могли сохраниться). Вот что удалось найти:

Реконструкция с archaeologyillustrated.com

К XIX веку от этого остались лишь руины, а сейчас и меньше того. Ниже — фото 1864 года.

Королевская дорога

Дарий Великий построил шоссе, соединяющее Персидскую империю от Суз до Сард. Его целью было обеспечить бесперебойную и быструю связь через огромную империю.

Расстояние между западной и восточной границами составляло 2735 км. (1700 миль), пешим путникам понадобилось 90 дней, чтобы пройти весь путь, и всего девять дней конным курьерам. Караван-сараи, или королевские заставы, были основаны Дарием Великим вдоль дороги для пеших путешественников. Люди, путешествующие по этому маршруту, назывались караванщиками, отсюда и название форпостов. Эти караван-сараи вскоре стали центрами торговли, коммерции и обмена информацией.

Культура

Персы прослыли великими завоевателями и инженерами, однако культуру им приходилось брать от других народов. Например, письменность персидский народ заимствовал у ассирийцев, а язык использовали арамейский. Современные варианты персидского языка, называемые фарси и фарси-кабули (дари), сформировались благодаря арабскому письму. Значительную роль в их жизни играла религия и книга «Авеста», имеющая такую же большую значимость, как Коран или Библия для современных народов.

Персы понимали, что нельзя выжить без воды, поэтому найденные источники нужно было перебросить. Достать ее из рек и озер было невозможно, поэтому они придумали уникальные сооружения, с помощью которых качали воду из гор. Построив подземные каналы, они использовали элементарные законы физики, понимая особенности действия гравитации. Вода поступала из предгорья Эльбруса. Имея естественный уклон, оно позволяло воде протекать по каналам и достигать Персидского залива. Для строительства каналов использовали вертикальные шахты, затем строили тоннели. Общая протяженность тоннелей могла составлять от 20 до 40 километров. Это невероятно сложные сооружения, которые даже сейчас трудно реализовать без знаний материально-технической базы. Персам приходилось учитывать, что вода способна размыть основание, поэтому угол наклона каналов не должен был превышать определенной отметки. Если бы угол оказался слишком мал, то вода бы застаивалась. Грамотный подход позволил им создать такую систему, при которой в засушливом климате вода была в изобилии.

Архитектура

Самыми же значимыми достижениями персов являются дворцы и всевозможные архитектурные сооружения. Ярким доказательством тому служит Персеполь, в котором возводили каменные шатры и огромные колонны. Именно персы первыми стали использовать глазированную плитку, они декорировали дворцы золотом и серебром, использовали рельефы для украшения. Персидские инженеры самостоятельно изобрели канализационную систему, соорудили канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Для вторжения в Грецию использовался понтонный мост, способный выдержать 70 тысяч солдат. Таким образом, в деле строительства им до сих пор не остается равных.

Завоевания персов позволили им приобрести большой опыт — они изучали технологию строительства и развивали инженерное дело. Именно поэтому в городах Персии можно увидеть признаки влияния Ассирии, стран Малой Азии и Египетской империи. Для строительства Пасаргады на службу к царю приезжали мастера со всей империи. Благодаря им столица стала городом, в котором можно было наслаждаться великолепными парками-парадизиями. Множество садов и каналов, роскошная облицовка, многочисленные бассейны — все это великолепие украшало столицу. Персов считали гениями ландшафтного дизайна, использующими живые изгороди в качестве украшений.По описанию современников, во дворце царя Ксеркса можно было видеть прекрасные скульптуры, а сам дворец представлял собой огромное сооружение. Только его парадный зал имел площадь 3600 квадратных метров и назывался залом ста колонн. Лестницы имели искусные барельефы, демонстрировавшие шествия народа и заселение государств.

Преобладающая форма правления, характеристика социального устроя

Примечание

Преобладающей формой правления Первого и Второго персидских государств была монархия.

Держава Ахеменидов была ближе к феодальной монархии, Сасанидское государство имело элементы теократического устройства. В обеих странах главой державы был шахиншах, который должен был принадлежать к царскому роду. Шахиншах носил титул «царь царей», «царь Персии», «великий царь». В его руках сосредотачивалась верховная власть в любых вопросах.

Примечание

Опорой царской власти были духовенство, феодальная аристократия и знать. Наместники на местах – сатрапы – играли значительную роль в жизни государства.

Во времена Ахеменидов уже сформировалось классовое общество и жесткая социальная структура. Возвышалась феодальная знать, которая имела земельные владения. Крупными земельными наделами могли владеть «благодеятели», которые отличились особыми заслугами перед шахиншахом.

Они единственные могли передавать землю по наследству, районы или области провинции. Они освобождались от налогов и могли брать на себя судебные функции на местах. У них было право владения собственным войском, канцелярией, служащими и писцами. Особую роль играли местные вассальные династии. Крупные феодалы формировали собственные наследственные династии, которые имели влияние на царя и его политику.

В Ахемендиской державе существовало рабство наряду со свободным наемным трудом. Рабы были задействованы в основных экономических отраслях, при ведении домашнего хозяйства. К наемному свободному труду нередко прибегали землевладельцы, частные лица, служащие, духовенство при выполнении специфических работ.

Долговое рабство было редким явлением. В сельском хозяйстве важную роль играл наемный труд земледельцев, которые были свободными. В ремесленном труде был распространен свободный труд. В империи число рабов было меньше числа свободных рабочих.

В Сасанидском государстве происходит попытка воззврата к жесткой социальной иерархии Ахеменидов. Наследственные династии сохраняют свое существование лишь в пограничных областях. Период отличается тенденцией к централизации власти. В позднем периоде в государстве формируется сложный централизованный бюрократический аппарат.

Социальна структура была сложной со множеством подуровней и групп. Население делилось по признакам:

  • этнического происхождения и вероисповедания – «иранство»-«неиранство»;
  • принадлежности к привилегированному классу – «азатство»-«неазатство»;
  • отношения к налогам;
  • отношения к трудовой и воинской повинности;
  • принадлежности к сословию и происхождения;
  • по профессиям.

Население условно можно поделить на:

  1. Привилегированное и свободное меньшинство. Духовенство, высший класс, аристократия разных уровней, главы деревень и общин. Свободные семьи арийского происхождения, которые имели свободу и могли даже достичь положения знати, причислялись к мелкой аристократии.
  2. Рабов. Большинство крестьян, рабочие-ремесленики. В стране было много рабов, которые выполняли разные виды занятий. Существовала система вольноотпущенничества, которая отличалась сложностью осуществления.

Примечание

Особую роль в стране Сасанидов играло духовенство, которое делилось на множество групп и являлось отдельным сословием.

Маги занимали в иерархии низшее положение, высшее принадлежало судьям и жрецам. Главный жрец государства назначался шахиншахом. Церковь имела право вмешиваться в любые вопросы жизни государства, обладала судебными функциями.

Сасанидская держава

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим — бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Зороастризм

Зороастризм — одна из древнейших религий в мире, которая практикуется до сих пор. Это древняя доисламская религия из Ирана, которая, вероятно, возникла около 4000 лет назад. В современной Индии потомки зороастрийских персов известны как парсы.

Зороастризм сыграл очень важную роль в формировании Персии. Он был основан иранским пророком Заратустрой и считался государственной религией трех основных персидских династий. Основатель ахеменидской персидской империи Кир Великий следовал зороастризму и правил зороастрийским законом Аши, то есть правдой и праведностью, но он не навязывал зороастризм своим неиранским подданным. Он дал им свободу исповедовать свою религию. Огонь является символом зороастризма, тогда как огонь вместе с водой считается символом чистоты. Зороастрийские культовые сооружения назывались храмами огня.

Древняя Персия была огромной империей, подарившей современному миру не только историю, но и искусство, архитектуру и культуру. Вклад империи был жизненно важен для развития цивилизаций в других частях мира. Хотя многое еще не известно, из имеющихся у нас свидетельств ясно, что персы были высокоразвитыми для своего времени и имели разнообразную и яркую культуру.

Сасанидское возрождение — Сасанидская держава

В 331—330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам — грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи — державы Сасанидов, династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн — знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон, построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов — Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей — как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов — более четырёх веков. В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру — ислам. В 633—651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

«Персидская империя (держава Ахеменидов)»

Персидская империя (держава Ахеменидов) — древнее государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки, созданное персидской династией Ахеменидов. К концу VI века до нашей эры границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере. Население империи составляло от 25 до 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V—IV вв. до нашей эры.

Персы — одно из ираноязычных племён, пришедших в Иран через Кавказ или Среднюю Азию около XV века до н. э.. В конце IX века до н. э. группа персидских племён находилась у границ Элама, широко расселившись затем в Кермане и Фарсе.

Основателем персидской династии Ахеменидов является Кир II Великий (559-529 гг. до н.э.). Он победил своего деда Астиага, правителя Мидии, и объединил два царства (550 г. дон.э.). А также захватил Лидийское царство и Вавилон. Его сын Камбиз II покорил Египет и принял титул «царя Египта».

Самым могущественный царь Дарий I (522-485 гт. до н.э.) установил справедливый свод законов, разделил царство на области (сатрапии) во главе с сатрапом; а также упорядочил сбор налогов. При нем была построена сеть дорог, соединявших все районы Персии, включая знаменитую Царскую дорогу.

Дарий III не смог отстоять независимость Персии. Александр Македонский покоряет персов и на их территории создает свою империю.

Государственной религией персов был зороастризм — одна из древнейших пророческих религий, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура-Мазды. Прежде всего зороастризм придает значение ритуалам и церемониям. Главная цель обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, так как огонь — образ бога на земле.

Хронология событий империи

  • 550 до н. э. — захват Мидии.
  • 549 — 548 до н. э. — персам подчинились Парфия, Гиркания, и, вероятно, Армения.
  • 547 до н. э. — Кир II разбил лидийские войска, под предводительством Крёза. В результате Лидия, Ликия и Иония становятся провинциями империи.
  • 539 до н. э. — вавилонские войска были разбиты персами. Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. — около египетского города Пелусий произошла крупная битва межу персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 482 до н. э. — в Вавилоне подавили восстание персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии.
  • 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса. Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады. Например, эти события легли в основу кинофильма «300 спартанцев».
  • 404 до н. э. — отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).
  • 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи.
  • 334 до н. э. — македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. В результате царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • 331 до н.э. — решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила своё существование. В результате страны и народы бывшей империи покорились Александру Македонскому.

Это конспект по теме «Персидская империя (держава Ахеменидов)». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Древний Египет. Основы государства
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • 550 до н. э. — захват Мидии.
  • Около 549 до н. э. — персами была завоёвана вся территория Элама.
  • В 549 — 548 до н. э. — персам подчинились Парфия, Гиркания, и, вероятно, Армения ранее входившие в состав Мидии.
  • 547 до н. э. — лидийские войска, под предводительством Крёза, были разбиты Киром. Столица Лидии — Сарды, располагавшаяся на труднодоступной территории, пала. Лидия, Ликия и Иония становятся отдельными провинциями.
  • 539 до н. э. — вблизи города Описа, на реке Тигр, вавилонские войска, под командованием сына царя Вавилонии Набонида, Бел-шар-уцура были разбиты персами. Вавилонское царство формально было сохранено, а Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. — около египетского города Пелусий произошла крупная битва между персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Командиром египетского флота персам был сдан город Саис и флот Египта. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 484 и 482 до н. э. — восстания против персидской власти в Вавилоне. Царём Вавилона провозглашён Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство. Вавилон становится частью Ассирийской сатрапии, а Палестина и Сирия, являвшиеся зависимыми территориями, образуют ещё одну сатрапию.
  • 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э. — отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).
  • 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи между царём Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон — братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наёмниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе ещё сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Македонский вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила своё существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Македонскому.

Исфахан, столица Сефевидской империи

Адам Олеариус, 1656 (Adam Olearius, Vermehrte Newe Beschreibung Der Muscowitischen und Persischen Reyse (Schleswig, 1656))

Englebert Kaempfer, 1680-е. ссылка

Центральная часть

Исфахан — 1690. Якоб Питерс (PEETERS, Jacob. Description des principales villes, havres et isles du golfe de Venise du coté oriental. )

Исфахан в 1725 году. (‘Ispahan, capitale du Royaume de Perse’, by Pieter van der Aa, from ‘La galerie agreable du monde (…). Tome premier des d’Afrique.’, published by P. van der Aa, Leyden, c. 1725.) Эта карта очень похожа на карты 1656 года и 1690 гг, но не полностью повторяет их. Возможно, город просто очень незначительно изменился, плюс, художники рисовали с тех же позиций и явно были знакомы с творениями предшественников.

Евген Фландин (Eugène Flandin, 1809–1889), 1840. из Voyage en Perse, avec Flandin, éd. Gide et Baudry, 1851

Карта исторического развития Исфахана, .

Кстати, Джульфа, отмеченная слева внизу — это армянский квартал Нор Джуга, образованный армянскими выходцами из той самой Джульфы в Нахичеване, депортированными в 1603-4 гг. Там несколько армянских церквей, в том числе собор Ванк. . Тут можно увидеть фрески внутри церкви.

Гравюра «Шах Аббас принимает индийского султана Тамареб Омайума» (~1600), привожу по Чарльз Таксиер (Descriptions de l’Arménie, la Perse et la Mésopotamie, 1842)

Гравюра — двор мечети Имама в Исфахане

Там же, рисунок 1841 года, французский архитектор Паскаль Кост (Pascal Coste — Monuments modernes de la Perse mesurés, dessinés et décrits, éd. Morel, 1867).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector