Павел корин: «русь уходящая», мозаики метро и фрески для елизаветы федоровны
Содержание:
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Дальнейшая учёба и первый опыт
Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.
Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.
В 1916 году учёба в училище была окончена
Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта
В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.
До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие — прощание с патриархом — олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Работы художника
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
- Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
- Портретные этюды к «Реквиему»;
- Триптих «Александр Невский»;
- Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
- Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
- Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.
Моя Родина 1928 г.
Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
Жизнь и карьера
Павел Корин родился в селе Палех (ныне Ивановская область ) в семье профессионального иконописца Дмитрия Николаевича Корина. В 1897 году, когда Павлу было всего пять лет, умер его отец. В 1903–1907 учился в Иконописном училище в Палехе, получив аттестат профессионального иконописца. В 1908 году он переехал в Москву и до 1911 года работал в иконописной мастерской Донского монастыря .
В 1911 году он работал учеником Михаила Нестерова на фресках из Покрова Церкви на монастырь Марфы и Марии ( Марфо-Мариинской ) на Большой Ордынке в Москве . Нестеров настоял на том, чтобы Корин получил формальное образование станковой живописи, и организовал его поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1912 году. Павел окончил это училище в 1916 году, обучаясь у Константина Коровина и Леонида Пастернака .
В 1916 году работал над фресками мавзолея Великой княгини Елизаветы Федоровны в Покровской церкви Марфо-Мариинского женского монастыря. По желанию великой княгини он ездил в Ярославль и Ростов для изучения традиционных фресок старинных русских церквей.
Портрет скульптора Сергея Коненкова , 1947 г.
В феврале 1917 года он начал работать в своей мансардной мастерской на Арбате в Москве и проработал там до 1934 года.
В 1918-1919 преподавал во 2-х Государственных художественных мастерских (2-ые ГСХМ). В 1919-1920 годах он работал в анатомического театра в МГУ , как он считал , что, как художник, он нуждался в более глубокие знания о человеческой анатомии. По вечерам копировал картины и скульптуры Музея изящных искусств .
В 1923 году он путешествовал по Северной России, посетив Вологду , Старую Ладогу , Ферапонтов монастырь и Новгород . В 1926-1931 годах работал инструктором в классах живописи для начинающих в Музее изобразительных искусств.
В 1926 году монастырь Марфы и Марии был закрыт Советами, и все произведения искусства должны были быть уничтожены. Павлу и его брату Александру удалось тайно вывезти и спасти иконостас и некоторые фрески. 7 марта того же года он женился на Прасковье Тихоновне Петровой, ученице Марфо-Мариинского женского монастыря.
В 1927 году мастерская художника- акварели Корина и его масляный пейзаж « Моя Родина» были куплены Третьяковской галереей в знак признания Советского Союза.
В 1931 году мастерскую Корина посетил Максим Горький , с тех пор поддерживавший Корина. В 1932 году Корин последовал за Горьким в Сорренто , написал портрет Горького, посетил Италию и Германию .
В 1931 году Корин начал работать заведующим реставрационной мастерской Музея зарубежного искусства (бывший Музей изобразительных искусств, позже ГМИИ им. А.С. Пушкина). В этой должности он проработал до 1959 года. После этого он до своей смерти занимал должность директора Государственного центрального художественно-реставрационного завода (ГЦРХМ). Как один из самых высокопоставленных российских реставраторов того времени, он внес огромный вклад в сохранение и реставрацию известных картин.
В 1933 году Корин переехал в мастерскую на Малой Пироговке в Москве, где проработал до самой смерти. Сейчас в здании находится музей Корина.
В 1940-х годах он написал множество портретов представителей советской интеллигенции (в том числе Леонида Леонидова , Михаила Нестерова , Алексея Толстого , Качалова и Надежды Пешковой (невестки Горького)). Написал фреску « Матч в будущее» для Дворца Советов в Московском Кремле и Триптих, посвященный Александру Невскому .
Прощание с Русью , подготовительный рисунок к композиции, 1935-1959 гг.
В 1950-х годах Корин работал над мозаикой для Московского метрополитена . Его мозаики украшают станции Комсомольская-Кольцевая , Арбатская (Арбатско-Покровская линия) и Новослободская , а также Главный зал (Актовый Зал) МГУ . Он также получил внушительный список советских наград 1950-х и 1960-х годов:
- Сталинская премия — 1954 г. за мозаику для станции Комсомольская-Кольцевая,
- Ленинская премия — 1963 г. за портреты Мартироса Сарьяна , групповой портрет карикатуристов Кукрыниксов , итальянского художника Ренато Гуттузо.
- Действительный член Академии художеств Советского Союза — с 1958 года.
- Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе — 1958 за портрет Мартироса Сарьяна,
- Народный артист РСФСР 1958 г.
- Народный артист СССР — 1962 г. ()
- Орден Ленина — 1967
Павел Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 года и похоронен на Новодевичьем кладбище .
Фотография мастерской Корина с холстом для рисунка Прощай, Русь , 1960-е гг.
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Прощай, Русь
Биография Корина показывает опытного советского живописца и видного деятеля искусства, но работа, которую он считал главным делом своей жизни, осталась незавершенной. В студенческие годы Корин был впечатлен жизнью Александра Иванова , который большую часть своей взрослой жизни посвятил созданию единственной картины «Явление Христа народу» (1835–1857). Павел решил, что ему следует жить по примеру Иванова и посвятить всю свою жизнь одной большой картине. Он начал с изготовления очень точной копии в натуральную величину шедевра Иванова (1920–1925). Первоначальное название для этой картины была Благослови, о душа моя ( Благослови, душе моя, Господа ).
В 1925 году Корин был свидетелем отпевание Патриарха Тихона Москвы в Успенском соборе в Кремле . Присутствовали все влиятельные люди Русской Православной Церкви , обычно подавляемые Советами . После мероприятия Павел решил, что его magnum opus назовут Реквием , или Реквием по России , и будут изображать отпевание Патриарха Тихона и показать Россию, потерянную после Октябрьской революции .
Нищий , Этюд на прощание с Русью , 1933
Корин лихорадочно рисовал людей, присутствующих на панихиде по Тихону, часто последних выживших из семей русской знати или священников-диссидентов, которые вскоре должны были быть уничтожены. Слухи об опасной картине вскоре стали предметом интереса НКВД . В 1931 году Максим Горький сообщил Корину, что название Реквием по России слишком сильное, чтобы его можно было принять, и рекомендовал изменить его на Русь Уходящая — буквально Русь, которая уходит , но обычно переводится как Прощание с Русью . Горький считал, что картина, изображающая последний парад Православной церкви, изображающая трагедию и в то же время страдания тех людей, которые исчезнут в никуда, будет принята и даже хорошо принята правительством. Корин согласился с новым названием картины.
Сорок лет работал над картиной Корин. Он создал десятки больших (больше, чем в натуральную величину) детализированных картин, которые предпочитал называть этюдами к шедевру « Прощание с Русью» ; он работал над композицией. Он заказал огромный холст, сконструировал для него специальный подрамник и потратил годы, покрывая холст несколькими слоями специальных подложек. Корин сочетал древние методы иконописи с наукой художественной реставрации и утверждал, что картина, созданная его методами, должна пережить сотни, а возможно, и тысячи лет без необходимости реставрации.
За свою жизнь он не нанес ни одного мазка на холст — сорока двух лет подготовительной работы Павлу Корину не хватило. Хотя некоторые могут посчитать это крайним случаем промедления , огромное полотно стало популярной художественной выставкой в Музее Корина. Многие считают , что это как художественный шедевр в своем собственном праве, похожий на черный квадрат в Малевич .
Украшение станции Комсомольская кольцевая
Станция Комсомольская-Кольцевая открыта в 1952 году. Главный архитектор — Алексей Щусев . Он пригласил Корина поработать над проектированием станции. Корин решил украсить его монументальными панно. Всего их восемь. Каждый обрамлен лепниной . А еще желтый потолок украшают мозаичные вставки и лепнина.
Это изображения Александра Невского , Дмитрия Донского , Кузьмы Минина , Дмитрия Пожарского , Александра Суворова , Михаила Кутузова , Владимира Ленина , взятия Рейхстага и Торжества Победы . Они расположены в хронологическом порядке. Павел Дмитриевич внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений.
Эти примеры были призваны вдохновлять советских людей , а также прославлять подвиги других русских героев. Иосиф Сталин упомянул всех этих исторических личностей и событий в своей речи перед парадом 7 ноября 1941 года. «Война, которую вы ведете, — это война за освобождение, — воскликнул Сталин, — война справедливая. Пусть мужественные образы наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова — вдохновляют вас в этой войне! Пусть будет вашей Полярной звездой победное знамя великого Ленина! ». Эта цитата была вырезана на мраморной табличке у входа в зал. Однако теперь цитаты Сталина больше нет. Его заменили исторические сведения о станции. К тому же, несмотря на то, что цитата Сталина была главной темой всего оформления станции, его портрета нет. Более того, долгое время ни на одной из станций не было его портретов благодаря десталинизации, последовавшей после выступления Хрущева на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза .
Все портреты Сталина были закрашены или уничтожены. Два из восьми мозаик были полностью заменено — мозаика Ленин выступает с заголовком Красной Армии на фронт был установлен вместо Презентации гвардейского Знамени , Триумф Победа мозаики появился вместо парада Победы , и медальон был заменен захватом мозаики Рейхстага .
«Образ Александра Невского в разных видах искусства» 5 класс
(игра «Вопрос-ответ»)
Кем был Александр Невский? (русский князь, полководец)
Где он родился? (село Городище рядом с Переславлем-Залесским)
Почему его называют Невским? (победил шведов на реке-Неве)
Кого он разбил на Чудском озере? (с немецкими рыцарями)
В каком возрасте он одержал свои победы?(ему было 22 года)
Как церковь оценила дела Александра Невского?(причислила к лику святых)
Теперь попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», такой песней. (Слушание «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева 2 минуты) О каких событиях мы узнали из этой песни?(Битва со шведами на берегу Невы)
Кто может построить форму этой песни?(три части выкладывают на интерактивной доске)
Посмотрите на схему, как строится трёхчастная форма?(крайние части контрастны средней)
Правильно, она основана на контрасте.
Какой характер у музыки в 1 и 3 части? (неторопливая, величественная, повествовательная)
На какой жанр русской народной песни похожа эта мелодия? (былина)
Какой инструмент может подчеркнуть былинный характер (металлофон).
Какой характер у музыки в средней части?(быстрая, смелая, богатырская)
Почему так поменялся характер музыки? О чём здесь рассказывается? (о самой битве)
На каких инструментах можно изобразить звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей?
(бубны, бубенцы, ложки)
Найдите в тексте третьей части слова, которые выражают основную мысль всей песни?(«Кто придёт на Русь, будет насмерть бит»)
Давайте споём песню и изобразим звуки гуслей и битку на инструментах (поют и играют на инструментах)
Вопрос всему классу
В песне 2 образа:
образ Руси, и Александра Невского её защитника.
В какой части песни показан сам Александр Невский?(В середине)Как предстаёт перед нами Александр Невский в этом номере кантаты?
(Мужественный, сильный, надёжный, уверенный в своей силе, богатырь)
Какой приём помог композитору создать образ полководца и рассказать о русской земле?
(контраст)
Эта песня, так похожая на былину создана в XX веке. Она называется «Песнь об Александре Невском» и является 2 частью кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». Вспомните, какое произведение называют кантатой?(ответы детей)
Кантата – это ….
(большое произведение для солистов, хора и оркестра, обычно героического и торжественного характера)
Группы закончили работу, дальше идёт работа со всем классом
IVИзучение нового материала. Работа с группами №2, №3, №4 Прокофьев создал образ Александра Невского в звуках. А самое яркое и запоминающееся произведением живописи
, посвящённое образу великого полководца — это триптих Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский». Попробуем с вами объяснить значение термина триптих. Что вы слышите в названии?(цифру три) Значит, какую картину называют триптихом?(ответы)