Памятники александру ii

Описание памятника в Иркутске

Александр 3 был представлен в атаманском мундире, с широкими шароварами, заправленными в сапоги. Так обычно одевались сибирские казаки. Высота памятника была около 5 м, а весь монумент составлял примерно 11 м.

Академик Бах сумел создать целую архитектурно-скульптурную композицию, которая рассказывала об истории Сибири. Сам памятник отливали в Санкт-Петербурге. Фасад монумента со всех углов украшен гербами: общесибирским, Енисейской губернии, городов Иркутска и Якутска. Все изображения располагались на геральдических щитах. Их выполнили в виде плоского рельефа. А символическое единение Сибири представляли гирлянды и цепи, располагавшиеся между гербами.

Также по сторонам пьедестала были расположены 3 горельефа, посвященные Ермаку и двум сибирским генерал-губернаторам – Н. Н. Муравьеву-Амурскому и М. М. Сперанскому. Спереди размещался двуглавый орел, держащий в своих когтях свиток с указом императора.

Памятник Александру 3 в Иркутске был открыт 30 августа 1908 года. Ограду же для него изготовили только по истечении 4 лет. Она представляла собой чугунные решетки, украшенные растительным орнаментом, а также изображением Георгия Победоносца. По углам на гранитных столбах установили фонари. Проект также предполагал разбитие сквера в том месте, где будет стоять памятник. Работы по его созданию начались задолго до открытия монумента. Надо сказать, что Александровский сквер пользовался большой популярностью у жителей города и был его достопримечательностью.

Монумент в нумизматике и фалеристике

Серебряный рубль 1898 года в честь открытия памятника Александру II в Москве, 2007 год

  • В ознаменование открытия мемориала Николай II подписал указ, согласно которому право на ношение медалей, учреждённых в связи с проведением крестьянской реформы, становилось наследственным — старшие прямые потомки награждённых, исключительно по мужской линии, получили право носить эти медали как собственные. В случае, если прямых наследников не было, медаль должна была оставаться на хранении у иных потомков этих лиц. Таким образом дополнялся порядок ношения следующих медалей: «За труды по освобождению крестьян», «За труды по устройству удельных крестьян», «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения».
  • В память об открытии памятника были также отчеканены специальная настольная медаль, жетон и рублёвая монета тиражом 5000 экземпляров.

Описание московского памятника

Монумент был выполнен из бронзы и изображал императора, восседавшего на троне. Здесь он был во всех царских регалиях, включая державу и скипетр в руках, а также корону на голове, с наброшенной на плечи порфирой, т. е. мантией монарха, которая спускалась на пьедестал из красного гранита. Цокольную часть постамента украсили четырьмя двуглавыми коронованными орлами с распростертыми крыльями, отлитыми из бронзы. Над ними работал скульптор А. Л. Обер.

Надо сказать, что памятник Александру 3 значительно обогатил общий ансамбль храма Христа Спасителя. Рядом со статуей императора была устроена гранитная балюстрада, а также великолепная лестница, ведущая к самой воде.

К большому сожалению, этот красивейший монумент простоял всего лишь 6 лет. Он был разрушен летом 1918 года, когда советское руководство перебралось в Москву. Но все же сохранилось несколько его фото. Памятник Александру 3 в Москве был, пожалуй, самым величественным. Постамент, оставшийся после его разрушения, простоял вплоть до 1931 года, когда снесли и сам храм Христа Спасителя.

Есть ли чей-то корыстный интерес?

Представляющий фракцию КПРФ в Губдуме Михаил Матвеев периодически «покусывает» Александра Милеева в публичном пространстве. Когда было опубликовано открытое письмо деятелей культуры и науки с инициативой возродить памятник Александру, Матвеев поделился на своей странице в соцсети «инсайдом».

Впрочем, Матвеев в этой ситуации оказывается меж двух огней. С одной стороны, он должен разделять взгляды своих соратников по партии, с другой — он историк, кандидат наук, профессор Самарского университета. И потому идея воссоздания исторической памяти вне всякой идеологии ему наверняка тоже не чужда. Потому он в своем небольшом «разоблачении» сделал примиряющую ремарку.

Стоит отметить, что чей-то корыстный или коррупционный интерес в этой инициативе действительно не усматривается. Вполне верится, что бизнесмен и депутат Милеев, выросший в так называемой «старой Самаре», искренне радеет за восстановление исторического облика родного города. Он, кстати, еще шесть лет назад основал благотворительный фонд «Историческая Самара», спонсировал реставрацию памятника штурмовику Ил-2, то есть интерес к истории и облику Самары очевиден.

Бюджетных денег на восстановление памятника Александру никто не требует. Часть из нужных 70 миллионов уже готовы оплатить некие меценаты, имена которых пока не называются. Так что подозревать какой-то «распил» не приходится.

Остается надеяться, что исторические и краеведческие мотивы, от кого бы они ни исходили и кем бы ни лоббировались, не разобьются об идеологические разногласия. Дождемся круглого стола в марте.

Уничтожение

К сожалению, вся эта красота оказалась недолговечной. После окончательной победы Октябрьской революции, в 1920 году, в день празднования Первомая, памятник Александру 3 в Иркутске был сброшен, за исключением самого пьедестала. После этого фигуру императора отвезли во двор здания, где находился Восточно-Сибирский музей. Впоследствии она была переплавлена.

До 1964 года пьедестал пустовал, пока на него не водрузили бетонный обелиск, сделанный по проекту известного архитектора В. П. Шматкова. А до этого, в разное время, на нем предлагали поставить статуи рабочего, Ленина и Шелихова, но до дела руки так и не дошли. В 60-х года прошлого века, согласно плану реконструкции города, часть Александровского сада была уничтожена.

Историческая справка

Памятник Александру II появился в Самаре в 1889 году и сразу же стал визитной карточкой города. Установить его собирались еще при жизни императора, в 1875 году, в подарок к 20-летию восхождения на престол, но не сложилось. Затем, к четвертьвековому юбилею царствования, дошло до конкретных обсуждений, но лишь после гибели Александра от рук террориста в 1881 году дело сдвинулось, было принято решение, объявлен сбор средств.

Автором памятника стал московский скульптор Владимир Шервуд. Произведением искусства оказалась не только сама фигура Александра, но и постамент, украшенный вензелями, а также аллегорическими изображениями четырех главных деяний императора — отмены крепостного права, помощи славянским народам в освобождении от османского ига, присоединения к России Кавказа и Средней Азии.

После Октябрьской революции фигура царя и украшения постамента бесследно исчезли. А на освободившемся пьедестале в 1927 году была установлена статуя Ленина работы скульптора Матвея Манизера.

Памятник в Новосибирске

Считается, что появление этого города было предопределено именно указом императора Александра 3 о начале строительства Транссибирской магистрали. Первый железнодорожный поселок в этих местах назвали Александровским в честь царя. Затем он превратился в город и его переименовали в Новониколаевск, так как строительство Транссиба курировал будущий император Николай 2. Теперь же это полуторамиллионный современный город.

Памятник Александру 3 в Новосибирске получился довольно величественным – его высота достигает 13 м. Монумент установили на живописной набережной Оби. Он выполнен из бронзы, а постамент – из гранита. Нижнюю его часть украсили надписью, взятой из высочайшего рескрипта царя о том, что начинается строительство Транссиба. Автором проекта является народный художник России Салават Щербаков.

Открытие памятника Александру 3 было приурочено к Дню города, которому исполнилось 119 лет. Церемония началась в полночь с 23 на 24 июня 2012 года. Зрителям были представлены фотодокументы и кинохроника, продемонстрированные на огромных экранах. Они посвящались богатой истории этого города. На сам памятник Александру 3 в Новосибирске и на его открытие пришло посмотреть около 5 тыс. человек. Присутствовал здесь и правнук Александра 3, Павел Куликов, являющийся гражданином Дании. Очевидцы утверждают, что его внешнее сходство с императором весьма велико.

Выдающийся деятель и патриот

По словам российского лидера, Александр III отстаивал мир для России не уступками, а твердостью. Глава государства назвал императора выдающимся деятелем и патриотом, который всегда глубоко чувствовал личную ответственность за судьбу страны, делал все для развития и укрепления державы. «Современники называли его царем-миротворцем, но, как отмечал Сергей Юльевич Витте, он дал России 13 лет мира не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Александр III отстаивал интересы прямо и открыто, и такая политика обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире», — подчеркнул Путин.

Президент также отметил, что при Александр III бурно развивался индустриальный потенциал страны, было принято прогрессивное для того времени трудовое законодательство, создавались новые отрасли промышленности, началось строительство Транссибирской магистрали. Кроме того, при этом императоре в России началось качественное перевооружение армии, были реализованы масштабные кораблестроительные проекты

«При этом он считал, что сильное, самостоятельное, суверенное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и традиции, что великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям», — продолжил Путин. Он вспомнил и о подъеме русского искусства, пришедшееся на данную эпоху

Президент РФ подчеркнул, что, открывая памятник Александру III, «мы воздаем должное его делам, свершениям и заслугам, выражаем свое уважение неразрывной истории нашей страны, к людям всех званий и сословий, которые честно служили Отечеству». «Уверен, что нынешние и будущие поколения, как и наши великие предки, сделают все для благополучия и процветания Отечества», — заключил Путин.

Праздничная литургия

«Утро 30 августа было свежо и пасмурно. Реомюр показывал +10. С раннего утра город украсился флагами и вообще принял праздничный вид; улицы, обыкновенно безлюдные в эти часы дня представляли редкое в Казани зрелище: многочисленные толпы по-праздничному одетого народа с разных сторон двигались по направлению к Ивановской площади, представлявшей очень живописную картину. Стройные ряды расположенных по всем сторонам площади эстрад, обтянутых сукном и суровым полотном, целые тысячи национальных флагов, развевавшихся на зданиях и мачтах, украшенных гирляндами из зелени и цветов, окружавший подножие памятника со вкусом разбитый цветник и среди всей этой обстановки покрытая завесою фигура Виновника торжества, Императора Александра II, а вокруг площади, за цепью конно-полицейской стражи, целое море голов огромной многотысячной безбилетной толпы, плотно запрудившей все выходящие на площадь улицы.

И нужно отдать справедливость как организаторам и распорядителям торжества, так и этой разнообразной, по-видимому вовсе не дисциплинированной многотысячной толпе — порядок во все время торжества был образцовый: не было ни суетни, ни толкотни.

К 10 часам утра на площадь прибыли войска, а вскоре за ними воспитанники всех учебных заведений, которые и разместились на особо отведенных для них местах. К этому времени заручившаяся билетами публика заняла свои места на эстрадах, балконах, окнах зданий и по откосу примыкающего к площади бульвара. Все время хмурившаяся погода разразилась дождем. Восседавшая на эстрадах и окружавшая площадь публика не смутилась однако же этим обстоятельством и терпеливо ожидала крестного хода, который по окончании литургии в кафедральном соборе должен был проследовать к памятнику.

Пред взорами народа, освещаемая ярким солнцем, предстала величественная фигура незабвенного Монарха, кроткий взор которого молитвенно обращен к небу, а правая рука покоится на левой стороне груди…

Литургия в соборе началась в 10 часов утра.<…> Собор был переполнен начальствующими лицами и разными представителями, и публика, за теснотою храма, допускалась в него в самом ограниченном количестве.

<…> Ко времени окончания литургии погода совершенно изменилась: дождь прекратился, и лучи солнца, прорвавшись сквозь облака, ярко осветили живописно декорированную и покрытую массами народа площадь.

В 12 часов дня при колокольном звоне всех церквей открылся крестный ход к памятнику в таком порядке: впереди шесть конно-полицейских, за ними фонарь и две хоругви, ремесленный голова и цеховые со значками, затем опять две хоругви и депутации от духовного училища и семинарии, четырехклассного городского училища, учительской инородческой семинарии, средних учебных заведений, университета, духовной академии и ветеринарного института. Далее опять две хоругви и иконы, несомые членами общества хоругвеносцев, волостные старшины Казанской губернии, казанская городская дума, представители земства, почетные депутации, чиновники всех ведомств, две хоругви, архиерейский хор, духовенство, высокопреосвященнейший Владимир, губернатор, вице-губернатор, начальствующие лица военного ведомства, предводители дворянства, начальники отдельных частей и полурота солдат. Одновременно с этой процессией начался крестный ход из женского Богородицкого монастыря в таком порядке: шесть конно-полицейских стражников, две хоругви, несомые хоругвеносцами, депутация от бывших дворовых людей, две хоругви, певчие, духовенство с Казанскою иконой Божией Матери.

При выходе высокопреосвященного Владимира из крепостных ворот хор учеников всех городских училищ, помещавшийся на особой эстраде, запел тропарь Св. благоверному князю Александру Невскому. Величественную картину представляла в этот момент Ивановская площадь, роскошно декорированная, с развевающимися хоругвями, знаменами, флагами, блестящими мундирами, длинной вереницей участников церемониала и депутатов со сверкавшими на солнце венками.

На площади духовенство поместилось на особо устроенном возвышении против памятника, а все участвовавшие в шествии установились на указанных местах в свободном каре, оставленном войсками.

По совершении перед памятником молебствия соборный протодьякон возгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, а затем «вечную память» в Бозе почившему Императору Александру II.

В тот момент, как раздались стройные аккорды хора певчих, исполнявших «вечную память», Городской Голова С.В. Дьяченко, совершив земной поклон пред памятником, взялся за шнур, чтобы сдернуть завесу, скрывавшую памятник от глаз народа.

В продолжение всего дня на Ивановской площади перебывала масса народа

История

Никольская церковь и памятник Александру II

Памятник был открыт в посёлке Ртищево 22 июля 1911 года в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Он был установлен перед южными дверьми Никольской церкви. На торжестве присутствовали представители крестьянских обществ, официальные лица и окрестные помещики. После молебна и провозглашения вечной памяти Александру II, на бюст были возложены венки. От общества крестьян с надписью: «Царю Освободителю — благодарные крестьяне-владельцы земли посёлка Ртищево», от ртищевской вольной пожарной дружины, также были возложены венки и цветы от частных лиц. По окончании церемониала, под звуки марша был проведён развод отряда стражников и отряда вольной пожарной дружины.

В апреле 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», на основании которого памятник Александру II в Ртищево был снят с постамента и разрушен.

В ртищевской прессе встречается информация о том, что этот памятник был якобы изваян в году и его изготовление обошлось Сердобскому уездному земству в 2500 рублей. Однако это был типовой памятник, изготовленный на Художественном металло-литейном заводе Эдуарда Эдуардовича Новицкого. Его стоимость составляла всего лишь 150 рублей. В 1911 году Сердобское земство заказало для города Сердобска 7 подобных памятников, и ещё 5 были отправлены в волости Сердобского уезда, в том числе Голицынскую и Борковскую. Кроме того, Балашовское земство приобрело в том же году памятник для села Макарово.

В селе Борки Сердобского уезда памятник Александру II был установлен перед волостным правлением. В марте 1917 года по решению Борковского волостного комитета бюст был снят с постамента.

Описание памятника

Памятник представлял собой цинковый бронзированный бюст Александра II в мундире с погонами. Бюст крепился болтами к цинковому постаменту в виде усечённой пирамиды. Высота бюста с постаментом составляла 2,3 метра.

На лицевой грани постамента была помещена надпись золочёными буквами: «Государь Император Самодержец Всероссийский Александр II Царь-Освободитель, царствовал с 1855 по 1881 год». Ниже располагался гербовый двуглавый орёл, а под ним заключительный абзац манифеста об освобождении крестьян: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

Памятник был установлен на каменное основание (тумбу) и трёхступенчатую базу и ограждён металлической решёткой.

Не превратится ли «круглый стол» в перепалку?

Искать компромиссы и обсуждать варианты предполагается на «круглом столе», который должен состояться в Губернской думе в марте месяце. Судя по тому, что инициатива вышла на уровень властных структур, все может быть серьезно. И юбилейный повод имеется — 150-летие визита Александра II в Самару.

Имеются уже и эскизы будущего памятника, и те, кто готов профинансировать его создание. Об этом рассказал Александр Милеев, глава комитета Губернской думы по культуре, спорту и молодежной политике.

При этом в публичной плоскости Милеев высказался о невозможности вернуть Александра II на исторический пьедестал.

Тем не менее, даже если бы вся общественность была однозначно «за» возвращение Александра в центр нынешней площади Революции, действительно довольно сложно представить, как можно было бы обойти существующее законодательство.

А в данном случае о единодушии пока не может быть и речи. И хотя вроде бы все стороны призывают к поиску консенсуса, нужно все же дождаться результатов круглого стола. Будет ли на нем конструктивное обсуждение и поиск решений либо он превратится в идеологическую перепалку? Пока прогнозировать сложно.

Как же создавался памятник?

Работы по созданию памятника затянулись на несколько лет. Помимо частых отъездов за границу, причиной затягивания процесса, стало то, что Трубецкой вместо работы над самой скульптурой, не раз переделывал проекты постамента, придумывая все более оригинальные и все менее реализуемые варианты. Не раз был изменен и скульптурный проект памятника. Это привело к тому, что фигура императора в конечной версии стала значительно более грубой и плотной, чем это было исполнено в первоначальной модели.

Деревянная модель памятника

За два года до открытия памятника, в 1907 году, на Знаменской площади был установлена деревянная модель на крутящемся основании. Поворачивая памятник лицом то к Невскому проспекту, то к Николаевскому вокзалу, создатели памятника размышляли, в каком направлении следует поставить оригинал. В итоге решено было обратить монумент к вокзалу, ибо так памятник лучше просматривался с площади.

Скульптуру императора лепили с фельдфебеля Павла Пустова. И вот что он сам рассказывал о процессе выбора модели: «Долго выбирал себе князь подходящего человека. По всем полкам ездил, никак не мог никого одобрить. Наконец, отобрали 18 человек посолидней и устроили смотр, на который приехали граф Витте, кн. Голицын и кн. Трубецкой. Мы при них надевали мундир императора Александра III, на меня мундир как раз пришёлся. Кн. Трубецкой остался мною доволен и велел сесть на коня. Как я служил по пехоте, то доложил, что никогда верхом не ездил. Гр. Витте приказал садиться. Лошадь не стояла смирно, мне было очень страшно. Три человека помогли сесть и держали меня, чтобы я не упал. Мне определили жалование по 90 руб. в месяц: 50 руб. выдавали на руки, а 40 оставляли в залог, что я не сбегу до окончания модели».

Скульптор Паоло Трубецкой на фоне памятника

Итоговая сумма, затраченная на создание монумента, составила 1 млн 500 тысяч рублей. Массивная фигура императора Александра III была одета в парадную генеральскую форму: сапоги, шаровары и папаху. Фигура лошади также получилась довольно крупной, ее грива и хвост были коротко пострижены. На лицевой стороне постамента были помещены следующие слова: «Императору Александру III, Державному Основателю великаго Сибирскаго пути».

Споры о памятнике: мощь или нелепость?

Наконец, 5 июня 1909 года состоялось торжественное открытие памятника. В присутствии императора монумент был освящен митрополитом Антонием. На Знаменской площади состоялся церемониальный марш воинских частей, шефом которых был покойный император.

Открытие памятника

Памятник получил крайне неоднозначные оценки в обществе. На монумент работы Трубецкого было сочинено множество памфлетов, что говорит о том, что памятник мало кого оставил равнодушным.

Сам Трубецкой, однако, не считал свое произведение неудачным: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

В 1937 году памятник был убран с площади и помещен в запасники Русского музея. Оттуда он вернулся в город лишь в 1994 году: конная статуя императора была установлена перед Мраморным дворцом на Миллионной улице, где она находится и по сей день.

Перевозка памятника Александру III

Художественные особенности

Выполненный в псевдорусском стиле монумент представлял собой мемориальный комплекс, состоявший из шестиметровой бронзовой статуи Александра II, шатровой сени над ней и окружавшего статую трёхэтажного здания с галереей. Скульптура была установлена на прямоугольном пьедестале и изображала императора, стоящего в генеральском мундире, в порфире и со скипетром. На постаменте располагались имена Николая II, великого князя Сергея Александровича, его жены Елизаветы Фёдоровны и надпись «Императору Александру II любовию народа». Шатровая сень на четырёх столбах была облицована тёмно-розовым финляндским гранитом, её кровлю украшали вызолоченные бронзовые листы, залитые тёмно-зелёной эмалью, и двуглавый орёл. В куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон статую окружала арочная галерея, своды которой стояли на 152 колоннах. На сводах также располагались 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I. Мозаики были изготовлены в Венеции по эскизам Жуковского. По фризу колоннады шла надпись: «Сооружён доброхотным иждивением русского народа». На стенах галереи висели гербы всех удельных княжеств и земель, которыми когда-либо владела Россия.

Внешний вид памятника вызывал у современников неоднозначные отзывы. Граф Алексей Игнатьев, принимавший участие в церемонии открытия памятника, указал в своих мемуарах, что накануне открытия кто-то оставил следующую надпись на прилегавшем заборе:

Безумного строителя бездарный выбран план — Царя-Освободителя поставить в кегельбан.

В одном из царских путеводителей мемориал описывался так:

…сам памятник не производит художественного впечатления. В нём хороша только фигура императора <�…> Сень над нею и галерея <�…> — из очень дорогого материала, с массой позолоты, уже потускневшей, и венецианской мозаикой — безвкусны и лишены какого бы то ни было идейного содержания. Это памятник лицу, а не деятелю<�…>.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector