Чем отличаются католики и православные христиане

Западная и восточные церкви всегда отличались между собой языками богослужения, обрядами и догмами

Западной церковью руководил римский папа Лев IX, а восточной — патриарх Константинополя Михаил Кируларий. Богослужения в Римской церкви проходили на латинском языке, а в Константинопольской — на греческом. Обряды так же отличались использованием в латинских литургиях пресного хлеба, а в греческих — кислого и другими деталями.

1054

Окончательный разрыв католической и православной церкви.

В 1054 году на почве разногласий в богослужении и борьбы за власть произошел окончательный разрыв. Представители папы римского объявили, что Михаил Кируларий отлучен от Церкви, а Михаил в свою очередь предал их анафеме.

Образовались два отдельных направления христианской религии — православие и католицизм. Западная церковь называлась римско-католической, а восточная — православной. Разногласия церквей не преодолены до сих пор, хотя взаимные проклятия сняты в 1965 году.

Раскол религии на католицизм и православие называют Великой Схизмой

Православие по смыслу слова означает «правильное славие или прославление» Бога, то есть учение об истинной апостольской вере. Слово католическая означает по-гречески «всеобщая или всеобъемлющая», то есть самая большая по количеству верующих религия.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1)  Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь. 

Учение о чистилище — еще одно различие между католиками и православными

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде — ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков — нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Подробнее о чистилище можно прочитать опять же на Википедии.

***

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов — и может казаться достаточно серьезным различием, — а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

«Дети в храме, если родители там». Как католики воспитывают прихожан? Подробнее

Православные, католические и протестантские кресты отличаются по форме и изображению

Православный крест чаще шестиконечный с перекладиной сверху и скошенной перекладиной снизу

На кресте изображен Господь Иисус Христос. Католический крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. На кресте изображен распятый Иисус Христос.

Протестантский крест такой же, как у католиков, но без распятия

Православие, в отличие от других религий, называется ортодоксальной, то есть религией, которая строго и неуклонно, не принимая и не внося никаких изменений, следует изначальному пути — учению апостолам.

Главой Православной Церкви всегда был и остается сам Иисус Христос. Который предупреждал своих учеников о возникновении других лжеучений:

(Мф. 7, 15)

Для каждого христианина, будь он православный, католик или протестант —  его религия единственно истинная  и правильная.

Католики считают Православную Церковь своей христианской сестрой.

Православные считают католиков и протестантов христианами, которые слегка заблуждаются и неправильно трактуют священные каноны.

Но сколько бы ни было различий, ненависти между христианскими религиями нет. Их объединяет главный постулат — Бог есть любовь и главная заповедь:

Какой скрытый смысл кроется в крестном знамении

Совершать крестное знамение – это не только дань древнейшей религиозной традиции. Известно, что люди, которые примкнули к рядам христиан, изначально крестились одним пальцем правой руки, касаясь только чела (лба), груди, губ пред чтением Евангелия. После стали крестится несколькими пальцами, а после – целой ладонью. Но начиная с 16 столетия крестить стали лоб, живот и оба плеча двумя пальцами. Ближе к 17 столетию было утверждено трехперстное крещение, а двуперстное строго каралось.

У троеперстия есть и иное обозначение. К примеру, осеняя крестом чело – это знак почитания неба (Небесного Творца), живот – дань земли (земля родительница, кормилица), плечи (почитание Духа Святого). Чудотворной силы Креста боятся нечестивые и злые силы и люди. Те, кто отрекшийся от Христа тоже могут заходить в церковь. Но крестятся неверно или сбрасывают крест с себя быстрым, незаметным движением.

Примечания[ | ]

Комментарии

  1. Подпись папы появляется в латинской версии.

Источники

  1. Marshall, T. W. Notes of the Episcopal Polity of the Holy Catholic Church / Thomas William Marshall. — L. : Levey, Rossen and Franklin, 1844.
  2. 12 Pontifical Yearbook 2021 and the Annuarium Statisticum Ecclesiae 2014: dynamics of a Church in transformation, 05.03.2016 // Summary of Bulletin. (Проверено 25 января 2017)
  3. 12 Vaticano, non si ferma il calo delle vocazioni sacerdotali(неопр.) . RomaSociale.com (27 марта 2021).
  4. The Holy Bible, Santa Biblia, Biblia, Bíblia Sagrada, Света Библија, Bibbia (др.-евр.)
  5. Congregatio pro Doctrina Fidei Catechismus Catholicae Ecclesiae (лат.) —(untranslated) , 1994.
  6. https://www.oekumene-ack.de/ueber-uns/mitglieder/
  7. Lumen gentium . Глава III
  8. 12 O’Collins, p. v (preface).
  9. Катехизис Католической Церкви. Компендиум.
  10. Кирилл Александрийский, свт. На святой символ
  11. Катехизис Католической Церкви. — Libreria Editrice Vaticana, 2003.
  12. Документы Второго Ватиканского собора (неопр.) . Дата обращения: 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  13. Vatican congregation reaffirms truth, oneness of Catholic Church (неопр.) . Catholic News Service. Дата обращения: 17 марта 2012.
  14. Woods, pp. 115-27
  15. Duffy, p. 133.
  16. екс канонов восточных церквей
  17. John Paul II, Pope Laetamur Magnopere(неопр.) . Vatican (1997). Дата обращения: 9 марта 2008. Архивировано 25 мая 2013 года.
  18. Катехизис Католической Церкви, § 777—778 (неопр.) . Дата обращения: 19 мая 2013.
  19. Катехизис Католической Церкви, § 1256 (неопр.) . Дата обращения: 18 мая 2013.
  20. Краткий катехизис (неопр.) . Дата обращения: 19 мая 2013.
  21. Катехизис Католической Церкви, § 1021—1022, 1051 (неопр.) . Дата обращения: 18 мая 2013.
  22. Катехизис Католической Церкви, § 1023—1029, 1042—1050 (неопр.) . Дата обращения: 18 мая 2013.
  23. Катехизис Католической Церкви, § 1030—1032, 1054 (неопр.) . Дата обращения: 18 мая 2013.
  24. Friedrich Meinecke. Neue Briefe und Dokumente. — Oldenbourg Verlag, 2012.
  25. Выражение часто приписывают Августину Блаженному.
  26. Социальное учение УГКЦ (неопр.) . Дата обращения: 19 мая 2013.
  27. JWG with Roman Catholic Church
  28. Текст Баламандского соглашения на русском языке
  29. Совместная декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия взаимных анафем
  30. Коробов П., Пушкарская Е. Ввиду сложившихся предстоятельств // Коммерсантъ. — № 20 (6 февраля 2016). — С. 1.
  31. Алексей Букалов, Вера Щербакова. «Огромное событие»: встреча патриарха и понтифика как важная веха в отношениях церквей(неопр.) . // ТАСС (5 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2021.
  32. Сергей Старцев. Профессор: встреча понтифика и патриарха — благая весть для христиан(неопр.) . РИА Новости (6 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2016.
  33. Религиовед: встреча патриарха и папы — историческая и сенсационная (неопр.) . // РИА Новости (11 февраля 2016). Дата обращения: 12 февраля 2016.
  34. Слуцкий: встреча папы римского и патриарха может стать эпохальной (неопр.) . // РИА Новости (5 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2016.
  35. Rosie Scammell. Pope Francis and Russian patriarch to meet in Cuba in historic breakthrough (англ.). // Washington Post (5 February 2016). Дата обращения: 6 февраля 2021.
  36. 12 Встреча тысячелетия: патриарх и понтифик встали на защиту христиан(неопр.) . // РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения: 13 февраля 2016.
  37. Don Lattin . $30 Million Awarded Men Molested by `Family Priest’ / 3 bishops accused of Stockton coverup, // San Francisco Chronicle (17 июля 1998). Дата обращения 16 июня 2015. «Attorney Jeff Anderson said the Howard brothers were repeatedly molested between 1978 and 1991, from age 3 to 13». Reverend Oliver O’Grady (англ.)русск. later confessed to the abuse of many other children and the documentaryDeliver Us from Evil was made about his story and the cover-up by Diocesan officials.
  38. Hundreds of priests shuffled worldwide, despite abuse allegations, // USA Today (20 июня 2004).
  39. Scott Stephens . Catholic sexual abuse study greeted with incurious contempt, // ABC Religion and Ethics (27 мая 2011). Дата обращения 23 июля 2012.
  40. Nun faces 87 charges of sex abuse // Irish Independent, 07.03.2012.
  41. Секс-скандал в элитной католической гимназии Берлина обанкротил орден иезуитов Архивная копия от 25 февраля 2010 на Wayback Machine // NEWSru.com, 22.02.2010.
  42. Pope Benedict apologises for Irish priests’ sex abuse // BBC, 20.03.2010.
  43. Jenkins P. Pedophiles and Priests: Anatomy of a Contemporary Crisis. — N. Y.: Oxford University Press, 2001. — 224 p. — ISBN 0-19-514597-6
  44. Riazat Butt, Anushka Asthana. Sex abuse rife in other religions, says Vatican // The Guardian, 18.09.2009.

Католики, протестанты и православные — основные отличия

Таблица общих и различных моментов вероучения католиков, православных и протестантов:

Вопрос Ответ православного Ответ католика Ответ протестанта
От кого исходит Святой Дух? Только от Отца От Отца и Сына
Откуда берется священник в приходе? Священник рукополагается и назначается епископом Священство избирается прихожанами
Священник может жениться? Да Нет Да
Есть ли монастыри? Да Нет
Имеет ли глава верующих право на ошибку? Патриарх может ошибаться Папа непогрешим Главы нет
Может ли женщина быть священником? Нет Да
Есть ли святые? Да, есть процедура канонизации Нет. Только Бог вершит суд над человеком в соответствии с его мыслями и поступками
Почитается ли Дева Мария? Да, как Царица небесная. Непорочного зачатия Богородицы не было. Дева Мария была зачата непорочно, ей возносят молитвы Нет
Почитаются ли иконы и мощи святых? Да Нет
Сколько таинств совершается? Семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, рукоположение, соборование Два: крещение и евхаристия (не у всех протестантов)

Сходство в направлениях

За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.

Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:

  • признание гомосексуальных браков;
  • эвтаназия, прочие методы по умерщвлению человека;
  • аборты.

Акакианская схизма — первая размолвка Востока и Запада

Первые годы существования христианской церкви проходили в непрекращающихся богословских спорах. Неокрепшая церковная организация не могла адекватно ответить на различные философские вызовы, возникавшие с разных сторон — многочисленные течения зарождались во всём христианском мире, прежде всего, из-за того, что клирики не успевали унифицировать догматы.

Особенно острый характер богословские споры приняли на территории Византии. Главную проблему составляла оценки природы Иисуса Христа — точнее, его «человеческая» и «божественная» сущности. Первым течением, подвергшимся осуждению на Третьем (Эфесском) церковном соборе в 431 году стало несторианство, согласно которому эти две сущности божьего сына являли собой полную симметрию. При этом, божественная сущность Христа проявляется лишь после его крещения.

Споры о природах Иисуса Христа не стихли после осуждения несторианства и стали одной из причин «Акакианской схизмы» — первым серьёзным расколом между Западной и Восточной христианскими церквями. Она была вызвана спорами, возникшими после Халкидонского вселенского собора, на котором официальная церковь осудила монофизитство (сторонники этого течения признавали только божественную природу Христа). После этого решения Византия начала тонуть во всевозможных восстаниях в своих провинциях — сепаратистские настроения зачастую переплетались с несогласием с решениями Халкидонского собора.

Византийский император Зенон Исавр при поддержке константинопольского патриарха Акакия (именно его именем названа схизма) попытался примирить враждующие течения в 482 году с помощью Энотикона — вероисповедального послания. Однако Папа Римский Феликс III усмотрел в этом акте отход от постановлений Халкидонского собора и низложил Акакия.

Открытый раскол Восточной и Западной церквей продолжался на протяжении 35 лет — пока император Юстин I, стремившийся к урегулированию отношений с Римом, не отверг Энотикон. В 518 году в Константинополе провозгласили анафему тем, кто отверг постановления Халкидонского собора, а уже в следующем году единство христианства было восстановлено. Тем не менее, раздоры в Восточной церкви продолжались — отказ от Эноиткона привёл к обособлению ряда патриархатов — например, армянской церкви, до сих пор не признающей решения в Халкидоне.

В чем отличие католичества от православия — из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви — такое разделение существовало всегда. Западная Церковь — это условно территория современной Западной Европы, а позже — все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь — это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь — всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто — отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Догматы католической церкви

Основные догматы католической церкви заключаются в следующих позициях:

  • Filioque – Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына;
  • Целибат —  догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов;
  • Священное Предание католиков содержит в себе решения, которые были приняты уже после семи Вселенских соборов, и Папские послания;
  • Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточная «станция» (чистилище), где можно искупить грехи;
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении;
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Отличие от православия

Православие в первую очередь отличается своим историческим возрастом, ведь протестанты существуют всего последние 500 лет. Помимо этого, есть еще ряд отличий в организации церквей и богословии, но лучше всего их изобразить в таблице:

Параметр
Православие
Протестантизм
Источник религиозного знания
Священное Писание и Священное Предание
Священное Писание
Святой Дух
Признает и говорит, что Он исходит только от Отца
Признает и говорит, что Он исходит от Отца и Сына
Священство
Имеет апостольскую преемственность. Особый чин посвящения
Всеобщее священство верующих. Отсутствие строгой иерархии. Занимать должность священнослужителя может каждый
Умершие
За них возносятся молитвы. Вера в то, что живущие могут облегчить участь усопших
Отказ от поминовения в молитвах

Вера в то, что человек может повлиять на свою вечную участь только сам при жизни
Таинства
Всего признают 7:
Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Брака, Священства.

Особое внимание уделяют только 3: Покаянию, Крещению, Евхаристии. Остальные не имеют такого веса, но совершаются
Евхаристия
Вера в то, что во время обряда хлеб и вино трансформируются в Плоть и Кровь Христа
Верят лишь в символизм хлеба и вина
Богородица
Почитается как Мать Христа и Ходательницу за людей
Отрицают Приснодевство

Почитают лишь как маму Христа

Таким образом, у Православной Церкви и у протестантской есть нечто схожее, но их богословия и организация совершенно отличаются друг от друга.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1)  Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector