Анализ произведения «очарованный странник» (лесков)
Содержание:
Глава одиннадцатая: Вечер в трактире
У князя была купленная с завода молодая кобылица по имени Дидона. Иван её очень любил, чистил её до блеска и пылинки сдувал. И вот раз они с князем разделились и поехали на разные ярмарки. Вдруг Иван получает от хозяина письмо с просьбой прислать к нему Дидону. Странник подумал, что, видимо, князь продал её кому-то или в карты проиграл. Он отпустил Дидону с конюхами, а сам почувствовал, как сильно захотелось ему сделать «выход». Но при Иване были все деньги княжеские, пять тысяч рублей, поэтому он попытался обуздать своё желание, отчего ещё более захотелось ему выпить. Чтобы успокоить душу, он сходил в церковь помолиться и пошёл в трактир чай пить. А там стоит среди гостей проходимец, его выгоняют, а он не желает уходить, и, хотя денег у него нет, просит водки и обещает вместе со стеклом съесть. Ему подали, он и съел. Ивану стало жалко человека, он ему за свой счёт велел другую рюмку подать. Так проходимец и стал выпрашивать у странника рюмку за рюмкой.
Проходимец этот поведал Ивану, что обладает магнетизмом и может пьяного вылечить от вредного пристрастия. Он пообещал страннику, что избавит его от пьянства за угощение, то есть за очередную рюмку. Иван послушался нового знакомого. Так он вместе с проходимцем и пил в трактире, так сказать «лечился», до самого вечера. Вдребезги пьяных мужчин выставили за порог трактира.
Главные герои и их характеристика
Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.
- Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он — патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
- Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
- Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
- Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
- Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.
1873
Оглавление
Глава первая | 385 |
Глава вторая | 395 |
Глава третья | 403 |
Глава четвертая | 406 |
Глава пятая | 413 |
Глава шестая | 425 |
Глава седьмая | 432 |
Глава восьмая | 437 |
Глава девятая | 441 |
Глава десятая | 449 |
Глава одиннадцатая | 455 |
Глава двеннадцатая | 463 |
Глава тринадцатая | 468 |
Глава четрынадцатая | 474 |
Глава пятнадцатая | 480 |
Глава шестнадцатая | 486 |
Глава семнадцатая | 491 |
Глава восемнадцатая | 494 |
Глава девятнадцатая | 498 |
Глава двадцатая | 505 |
Полный текст |
О произведении
Жизнеописание странника, прошедшего сквозь множество невероятных приключений на пути к Богу. Повесть, в которой Лесков приходит к своему языку, стилизованному под народную речь, и начинает цикл о русских праведниках.
— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник
Критика
В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.
— Н. К. Михайловский. Литература и жизнь (1897)
Его органический, наиболее типичный для него жанр — хроника, построенная по принципу нанизывания ряда приключений и происшествий на героя, который сам и рассказывает о них любопытствующим слушателям («Очарованный странник», «Смех и горе», «Заячий ремиз» и др.): нечто вроде старинных авантюрных романов, еще не имеющих сквозной фабулы. Основной элемент этого жанра, анекдот (большей частью — языковой), есть своего рода атом в природе лесковского творчества.
— Б. О. Эйхенбаум. Чрезмерный писатель (1931)
Форма рассказа о приключениях «Очарованного странника» <…> напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон-Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона о странствованиях Телемака в поисках Одиссея. Ощутимо в «Очарованном страннике» и влияние народно-эпических русских былин.
— И. З. Серман. Н. С. Лесков. Очарованный странник
На плывущем по Ладожскому озеру пароходе собирается компания случайных попутчиков. Среди них — то ли монах, то ли послушник с внешностью былинного богатыря — в миру Иван Флягин. В ответ на расспросы любопытствующих спутников Флягин рассказывает о своей удивительной жизни: татарском плене, роковой цыганке, чудесном спасении на войне и многом другом. Этой повестью Лесков начинает свой цикл о праведниках — но праведниках не канонических, а народных, чья жизнь не укладывается в привычные рамки и становится предметом слухов, мифов и легенд.
<…>
Несмотря на кажущуюся простоту повести (герой из народа, коротая время в пути, рассказывает историю своей жизни), «Очарованный странник» создан Лесковым на пересечении сразу нескольких традиций. Самая явная из них — житийная. О ней напоминает ряд характерных элементов: например, Флягин — «молитвенный сын», обещанный матерью Богу при рождении; бесхитростный герой преодолевает множество испытаний, чтобы в конце концов исполнить своё предназначение и прийти в монастырь; отсюда же — его видения и искушение бесами. Житийную традицию дополняет былинная: помимо характерных примет внешности героя вроде недюжинного роста, есть отсылки, например, к традиционным мотивам укрощения чудо-коней или поединка с басурманином. Кроме того, Лесков использует структуру романа-путешествия, причём сознательно подчёркивает это в разных вариантах названия. Первоначальное название — «Чернозёмный Телемак» — отсылало к странствиям сына Одиссея, отправившегося на поиски отца. Второй вариант, с которым повесть и была впервые опубликована — «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения», — характерен для западного романа подобного типа. Один из главных комментаторов текстов Лескова Илья Серман отмечает также влияние на повесть «Мёртвых душ» Николая Гоголя со всеми поездками Чичикова по помещикам. Наконец, в тексте присутствуют романтические мотивы — и пушкинские, и лермонтовские, — которые улавливали и современники, и исследователи творчества Лескова.
— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник
Н. С. Лесков. Очарованный странник // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 4. С. 385–514.
Электронная публикация РВБ, 2007–2021. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.
Очень краткий пересказ повести «Очарованный странник».
Путешествующая по Ладожскому озеру группа людей встречается с загадочным пассажиром – бывшим конэсером Иваном Северьянычем Флягиным. Они просят его рассказать о своей жизни.
Флягин начинает подробный рассказ с самого детства, когда он почувствовал тягу к лошадям и стал виновником гибели человека. В это время мальчик увидел сон, предрекающий ему полную страданий жизнь.
Испытания Ивана начинались с барской немилости. Крепостной мальчик хотел повеситься, но его буквально “вытащил из петли” проходящий мимо цыган. С ним Флягин вступил на путь преступника.
С цыганом главный герой странствовал недолго. После расставания с вором он какое-то время нянчил маленького ребенка. Украв девочку ради матери у родного отца, Иван бежал и был вынужден скрываться от властей.
Флягин попросил убежища у кочующих татар, а те забрали его в степи. В плену он был вынужден провести много лет, завел несколько жен и детей, но постоянно мечтал вернуться в Россию.
Дождавшись удобного момента, Иван Северьяныч смог сбежать от кочевников и поступил работать конэсером к одному князю. На новом месте ему жилось хорошо и привольно. Хозяин прощал умелому работнику даже чрезмерное пристрастие к алкоголю.
Однажды князь “купил” прекрасную девушку – цыганку Груню. Очень скоро он охладел к красавице и хотел от нее как-нибудь избавиться. Гордая цыганка не могла вынести позора и попросила Флягина убить ее.
Главный герой столкнул девушку с обрыва и поступил на военную службу, чтобы кровью смыть с себя этот страшный грех. На войне Иван Северьяныч сумел отличиться. В награду за подвиг его произвели в офицеры.
Офицерское звание нисколько не помогло Флягину в жизни. К этому времени он уже устал от бесконечных странствий и решил уйти в монастырь. Став монахом, главный герой остался в душе таким же беспокойным мечтателем. Он вел борьбу с бесами, пророчествовал о неизбежной войне. В конце концов настоятель решил отправить неугомонного монаха на богомолье в дальние края.
Путешественники встречают Флягина, когда он направляется на Соловки. Пожилой странник еще полон сил и собирается идти на войну.
О чем повесть?
Два путешественника, стоя на палубе небольшого судна, разговорились о дьячке, покончившем жизнь самоубийством. Вскоре к их разговору присоединился монах – высокий, крепкий еще мужчина преклонных лет, настоящий богатырь. Выяснилось, что мужчина этот путешествует по святым местам, спасая свою душу от мирских соблазнов. Путешественников не на шутку заинтересовал столь колоритный персонаж, и они попросили его рассказать о себе. История Ивана Флягина и легла в основу повести «Очарованный странник».
Герой родился в семье крепостных крестьян, и в юности работал барским кучером. Когда его мать была на сносях, она очень боялась, что ребенок не выживет и, обращаясь с молитвами к Богу, пообещала, что ее дитя будет служить ему верой и правдой, если родится живым и здоровым. Во время тяжелых родов женщина умерла, но мальчик выжил, и вырос на удивление всем очень крепким и сильным. Обладая живой натурой и неуемной энергией, он не собирался с юных лет запирать себя в стенах монастыря. Однако Ивана регулярно преследовали странные видения, которые призывали его выполнить обещание, данное матерью. Флягин продолжал упрямиться, и в итоге навлек на свою голову немало бед. Однажды он стал невольной причиной смерти монаха, который приснился ему и предрек трудную жизнь, в которой будет несколько «погибелей». Лишь пережив их, Флягин придет в монастырь. Однако подобный вещий сон никак не отразился на жизненных ценностях героя, который стремился получить как можно больше удовольствий от жизни.
Поначалу Иван чуть было не погиб, выполняя работу кучера. Затем, лишившись барской милости, отважился на кражу хозяйских коней. Этот проступок остался безнаказанным, и Флягин, сделав фальшивые документы, устроился в качестве няньки к ребенку одного богатого поляка, которого бросила жена. Однако и на этом месте герой не смог долго задержаться, поскольку нарушил хозяйскую волю.
Флягин отправился куда глаза глядят. На одном из рынков он ввязался в бой за коня и, обладая огромной силой, случайно убил человека. Спасаясь от неминуемой тюрьмы, он решил бежать в степь вместе с татарами. Они приютили русского силача, который обладал знаниями врачевателя. Чтобы Флягин никуда не сбежал от них, татары затолкали ему в пятки конский волос. Герой не стал противиться такому решению, и даже обзавелся на новом месте женой и детьми. Но со временем он так сильно затосковал по родине, что, воспользовавшись удобным случаем, сбежал от ненавистных татар.
По воле судьбы Флягин оказался в родных краях, из которых он был изгнан за свои прегрешения. Ему удалось устроиться на службу к одному князю, которому он помогал выбирать крепких лошадей для нужд армии. Всей силой своего горячего сердца Флягин влюбился в цыганку Грушу – любовницу князя. Груша была полностью предана князю, но когда тот собрался жениться на дворянке, чуть не сошла с ума от горя. Она принялась умолять Флягина покончить ее страдания и убить ее. Герою было нестерпимо больно смотреть на горе любимой женщины и он взял на свою душу очередной грех, столкнув Грушу в воду.
Флягин вновь отправился в путь. Он повстречал бедных пожилых крестьян, которые сетовали на свою судьбу – их единственного сына забирали в армию, и о стариках некому было больше позаботиться. Флягин пожалел их, и вместо сына отправился на войну. Во время одного из сражений он совершил подвиг, за что получил офицерский чин. Выйдя в отставку, герой попробовал было устроиться в мирной жизни, но так и не смог. Как следует поразмыслив, он решил исполнить данный матерью обет, и отправился в монастырь. Именно там герой впервые почувствовал, что его душа успокоилась.
Главы десятая — четырнадцатая
Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руководствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.
Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.
Реклама:
Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.
Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.
Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.
Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.
Реклама:
Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.
Главы вторая — пятая
Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.
Брифли существует благодаря рекламе:
Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.
Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.
Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.
За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.
Продолжение после рекламы:
Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.
Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.
Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.
Брифли существует благодаря рекламе:
В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.
Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.
Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».
Реклама:
Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.
В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.
Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцатитрёхлетний богатырь захотел поучаствовать.
Проблемы
В повести «Очарованный странник» Николай Семенович поднял множество важных социальных, морально-этических, духовных проблем, с которым сталкивается человек на протяжении своей жизни.
- Поиск правды. Главный герой пытается отыскать свое место жизни. На его пути часто встречаются разного рода препятствия, и не всегда он преодолевает их достойно. Совершенные грехи тяжелым грузом ложатся на душу Флягина, который интуитивно стремится к праведной жизни, но не всегда у него это получается. Лишь пройдя длинный путь, наполненный ошибками, и получив важный жизненный опыт, он понимает, что его призвание – служение Господу и скромная жизнь в монашеской обители. Без испытаний герой не смог бы самостоятельно прийти к истине, поиск которой всегда дается очень непросто. Вот только ему пришлось заплатить слишком высокую цену за откровение свыше: пережив серьезные душевные терзания, он стал настоящим мучеником.
- Социальное неравенство. На примере главного героя Лесков поднимает проблему тяжелой доли крепостных крестьян, которая имеет поистине гигантские масштабы. По вине барина Флягин получил увечье на каменоломне. Не менее печальна участь бедных стариков, что чуть было не лишись единственного кормильца, которого собирались забрать в рекруты. В мучениях заканчивает свои дни и мать главного героя, которая не в состоянии получить от кого-либо помощи. В обществе отношение к крепостным крестьянам было ничуть не лучше, чем к домашней скотине. К примеру, барина гораздо больше волновали его лошади, чем люди, которые работали на него.
- Невежество. Эта проблема всегда стояла остро в дореволюционной России, поскольку образование было доступно лишь для привилегированных слоев общества. Возможно, если бы Флягин образованным человеком, он бы смог быстрее осознать свое предназначение в этом мире. Кроме того, невежество героя не позволяло ему выбиться в люди, даже после получения вольной и при наличии дворянства: он не мог прижиться в городе, найти себе место в светском обществе. Вольный крестьянин, получая путевку в жизнь, был обречен на жалкое прозябание: отсутствие необходимого образования, воспитания и манер не позволяли ему чувствовать себя своим в новом для него социуме.
- Искушение. На протяжении всей своей жизни Флягин упорно боролся с собственными «бесами» — теми темными сторонами своей души, что не позволяли ему встать на путь истинный. Недаром красавица-цыганка Груша предстает перед героем в образе искусителя: желание, которое вызывала в нем эта женщина, не давало ему покоя и в новой, праведной жизни. Флягин, с юности привыкший к вечным скитаниям, не способен обрести покой в монашеской келье. Его манит дорога, притягивает к себе жизнь с ее бесконечным преодолением трудностей. Чтобы чувствовать себя живым, Флягин нуждается в страданиях, подвигах. Ему нужна своя Голгофа, на которую он должен взойти за свое Отечество.
- Тоска по родине. Герой является настоящим патриотом, который чувствует себя по-настоящему комфортно лишь в родных краях. Спокойная, налаженная жизнь среди чужеземцев не способна сделать его счастливым. Его душа тоскует по родине, и однажды он отваживается на побег, который приносит ему новые муки: чтобы утихомирить русского великана, татары зашивают ему в пятки конский волос. В течение десяти лет Флягин терпит эти мучения, но в итоге все равно сбегает на родину.
- Проблема веры. По ходу повествования автор описывает сложные судьбы православных миссионеров, которые предпринимали попытки обратить в православие татар.
Глава шестнадцатая: Судьба Груши
Князь во время разговора с Евгеньей Семёновной попросил у неё денег, двадцать тысяч рублей, которые ему нужны были для покупки суконной фабрики. Так как у барыни не было такой суммы, он предложил заложить её дом и пообещал вернуть ей деньги с процентами в десять тысяч. Он рассчитывал заработать миллионы, продавая красочные, но плохого качества сукна азиатам в город Нижний. Князь хотел послать Ивана, зная его честность, на ярмарку к Макарью с образцами сукна, набрать заказов и задатки у азиатов. Евгенья Семёновна поняла, что целью князя было распространить в обществе слухи о том, что дела его улучшились, что он разбогател, и тогда он сможет жениться на дочери предводителя, взяв большое приданое. Это позволит закрыть все его долги. Евгенья Семёновна согласилась подписать закладную на дом и рассчитывала на то, что вернёт свои деньги и разбогатеет. Барыня спросила у князя, что же он будет делать с цыганкой, которая его очень любит. Князь ответил, что собирается бросить Грушу и устроить её жизнь: купить дом и выдать её замуж за Ивана, сделав его купцом. Евгенья Семёновна заметила:
Князю нужно было встретиться с Иваном. Евгенья Семёновна сообщила ему, что странник в городе, и пообещала прислать его к хозяину.
Документы на фабрику были срочно оформлены. Князь послал Ивана на ярмарку, где тот набрал у азиатов заказов, денег и образцов и выслал все деньги хозяину. В княжеском дворе были возведены новые постройки. Флигель, где жила Груша, был снесён. О её дальнейшей судьбе Ивану ничего не было известно, потому что людям князя было приказано молчать, а у новых слуг он ничего не мог узнать. Ему было очень жалко Грушу. С трудом он узнал у старушки-прислуги о том, что князь увёз девушку в коляске в неизвестном направлении.
Иван понимал, что Груша мешала хозяину жениться на другой девушке, потому что она очень любила его «страстной цыганской любовью». Странник знал, что Груша не сможет покорно принять измену князя и будет бороться, чтобы помешать его свадьбе.
В день венчания князя с предводительской дочерью Иван ушёл в лес до самого вечера, надеясь найти там Грушу. Не найдя её, он вернулся и, сидя неподалёку у дома, где проходила свадьба, он стал её звать, называя сестрицей.
Глава первая: Знакомство с Флягиным
Странствуя по Ладожскому озеру на судне от острова Коневца к Валааму, путешественники побывали в посёлке Корела. Продолжая свою поездку, они стали обсуждать это весьма несчастное и древнее русское поселение.
Один из путников, любитель пофилософствовать, сказал, что в Корелу можно отправлять ссыльных Петербурга, вместо того, чтобы отправлять их в отдалённые места, ведь это намного дешевле для государства. Другой путник ответил, что дьячок, что жил в Кореле в изгнании, не смог выдержать тоску этого места, отчего и повесился. Философ полагал, что дьячок правильно поступил, а его религиозный собеседник считал, что самоубийцы целый век мучаются на том свете, потому что за них нельзя молиться.
Вдруг, защищая дьячка, в разговор вступил ещё один человек, малоречивый, дюжий, седой. На вид ему было лет пятьдесят. Одет он был в платье послушника. Он рассказал о попе из Москвы, который молился за самоубийц, исправляя их положение на том свете. Патриарх Филарет за пьянство хотел лишить духовного звания попа, но того защитил сам преподобный Сергий Радонежский, дважды приходивший к Филарету во сне.
Пассажиры заинтересовались странником и стали допытываться о его жизни. Богатырь стал рассказывать о том, что служил конэсером, укротителем лошадей, в армии. Он выбирал к жеребцам особенный подход, выливая им тесто на голову, чтобы усмирить их норов. Путешественники спросили странника, почему он стал монахом, на что он им ответил, что многое в своей жизни делал по родительскому обещанию. Черноризец прошёл необычный жизненный путь, поэтому путники попросили его рассказать о своём прошлом. Звали мужчину Иван Северьяныч Флягин.
Вывод
В начале странствий личность Ивана Флягина не обременена никакими нормами поведения, опорной точки в его жизни нет. Он сам не знает, как поступит в том или ином случае. У него отсутствуют нравственные и вообще какие-либо иные критерии душевной жизни. Случайность — главный мотив его поступков и единственная норма внутренней жизни в тот период времени. Это хорошо видно в эпизоде с порученным ему ребёнком. Мать ребёнка сбежала от мужа с офицером, но тоскует по девочке и тайком появляется в тех местах, где Иван гуляет с ней. Мать уговаривает его отдать ей дочку. Иван на уговоры не поддается и на деньги не льстится. Но, увидев идущего к ним офицера, тут же решает со скуки с ним подраться: «Бог даст, в свое удовольствие подерёмся». И провоцирует драку. Вдруг с пистолетом появляется отец ребёнка, и действия Ивана тут же меняются: он хватает ребёнка и бежит с ним за женщиной и офицером, которого только что оскорбил, и убегает с ними.
Полное безразличие к добру и злу фактически и гонит его по миру. И в монастырь он попал не по призванию, а потому, что «деться было некуда», т.е. случайно.
Но «хождение по мукам» помогло ему обрести высокие нравственные качества. Кульминацией его духа является любовь к цыганке Груше. В этой любви он нашел связь с миром и познал ценность своей собственной личности. Но Лескова индивидуальная судьба человека интересует меньше, чем русский национальный характер, который он и показал в образе «очарованного странника».
Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» выражает и странничество поэтической души, которая способна постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе.
Характеристика образа Ивана Флягина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.