Анализ произведения «фауст» (гёте)
Содержание:
- Краткое содержание
- История создания
- Пасмурный день. Поле
- Кратко о действующих лицах
- Мефистофель в кино
- Анализ произведения «Фауст» Гете | Українська та світова література
- В чем заключается идея автора
- Влияние произведения
- Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете
- Суть произведения
- Краткий анализ
- Большой двор перед дворцом
- Экранизации
- Улица
- Доктор Фауст
- Рыцарский зал
- Театральное вступление
- Гете и Шиллер
- Образ Фауста в трагедии Гете
- Сюжетные и композиционные особенности построения «Фауста»
- 3.
- Внешность
- История создания
- Сюжет трагедии в тезисах
Краткое содержание
Историю о Фаусте предваряют три вступления.
Первое вступление: благодарность родным и друзьям, посвящение трагедии им.
Второе (театральное) вступление: Директор театра, Актёр и Поэт спорят о роли искусства. Директор считает, что это способ заработка, Актёр — что искусство предназначено развлекать людей, а Поэт настаивает, что искусство ищет правду и немного приоткрывает её нам.
Третье (небесное) вступление. Бог и Дьявол тоже спорят. Мефистофель утверждает, что Бог зря подарил человеку разум, ведь им никто не пользуется. Бог оспаривает это суждение и указывает на доктора Фауста: он невероятно умён и всё время совершенствуется. Мефистофель говорит, что может искусить Фауста. Если это удастся, его душа попадёт в ад, если же нет — в рай.
Часть 1
Доктор Фауст несчастен. Он посвятил всю свою жизнь изучению мира, но тайн всё равно гораздо больше, чем знаний. Фауст даже хочет прибегнуть к алхимии и вызвать духа, однако приходит его сосед Вагнер. Когда Вагнер оставляет Фауста одного, доктор решается выпить яду и покончить с собой. Но тут поют ангелы — начинается Пасха. Горько поблагодарив ангелов, Фауст идёт гулять с Вагнером.
Люди кланяются знаменитому доктору Фаусту, но он не рад славе. По дороге за Фаустом увязывается чёрный пудель. Фауст забирает его с собой, и в кабинете пудель превращается в Мефистофеля.
Мефистофель предлагает Фаусту сделку: Дьявол будет исполнять все желания Фауста, пока учёный не восхитится мгновением и не захочет его остановить. После этого душа Фауста достаётся Мефистофелю.
Фауст соглашается: загробная жизнь ему безразлична. Доктор становится молодым, кутит и развлекается как хочет, в частности — соблазняет крестьянку Гретхен (Маргариту). Чтобы увидеться с Фаустом, девушка вынуждена поить свою старушку-мать снотворным. Однако история эта оканчивается печально: Валентин, брат Гретхен, хочет вступиться за честь сестры — и гибнет, мать Гретхен не выдерживает очередной дозы снотворного и тоже умирает. У Гретхен рождается внебрачный ребёнок, девочка, и Гретхен убивает этого ребёнка, за что её сажают в тюрьму.
Гретхен сходит с ума в тюремной камере. Фауст поражён её обликом, он хочет, чтобы девушка сбежала с ним. Но Гретхен видит Мефистофеля, узнаёт в нём Сатану и отказывается уходить из тюрьмы: она хочет принять наказание. Голос с небес свидетельствует, что раскаяние Гретхен принято.
Часть 2
Через некоторое время Фауст просит познакомить его с прекраснейшей из женщин — Еленой. У доктора начинается роман с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Сын Фауста и Елены устремляется в небеса, оставив сверкающий след. Елена от глубокого горя буквально тает, оставляя на руках Фауста лишь свою одежду.
Фауст снова стареет, слепнет. Жизнь его разочаровывает. То, что предлагает Мефистофель, неинтересно. Только одно дело занимает его мысли: Фауст хочет сделать плотину и на завоёванном участке построить город для людей. Эта мысль так восхищает доктора, что он выкрикивает запретные слова, прося время остановиться. Мефистофель торжествует. Однако прилетают ангелы и возносят душу Фауста в рай: он постиг истину, а значит, спас свою бессмертную душу.
История создания
В то время многие писатели, композиторы и художники использовали этот образ. Но по мнению литераторов только Гете смог изобразить его более живым, чувственным и мыслящим. Писатель описал его, как человека, стремящегося к истине и правде. Сегодня ходит немного легенд о докторе Фаусте, некоторые утверждают, что он был никчемным человеком, отстранился от веры, занимался магией и пытался воскресить мертвых.
Гете не акцентировал на этом свое внимание. Только он посредством своего повествования заявил, что доктор искал ответы на вечные вопросы жизни и был предан своему делу
Когда автор принялся за написание произведения, ему было двадцать лет. Мужчина не знал, что этому творению он посвятит всю свою жизнь. В 1790 году Гете подумывал над тем, чтобы перестать писать и заняться другой деятельностью. Но общение с Шиллером, который был его лучшим другом, повлияло на дальнейшее развитие трагической истории. Товарищ настоял на том, чтобы мужчина все же закончил этот шедевр.
Пасмурный день. Поле
До Фауста доходит слух о том, что Маргарита находится в тюрьме. Мефистофель не говорил ему эту информацию. Он рассказывает Доктору о том, что дела Маргариты очень плохи. Она очень долго находилась за гранью нищеты, а после чего оказалась в тюрьме.
Фауст возмущен тем, что черт скрывал от него эту информацию. Он пытался обвинить Мефистофеля во всем том, что случилось с Маргаритой, но Дьявол вовремя сумел напомнить ему о том, что вина полностью лежит на Фаусте. Это он сломал жизнь Маргариты. Но он обещает помочь в спасении девушки. Он сможет усыпить смотрителя, и в это время унести Маргариту и Фауста. Но основную работу все равно придётся проделать самому Доктору.
Кратко о действующих лицах
Краткое содержание трагедии Гете «Фауст», разбитое по главам, позволит освежить в памяти образы главных и второстепенных героев. По мере развития сюжета трагедии читатель знакомится все с большим количеством персонажей. Кто-то из них вызывает искренний интерес, кто-то вызывает улыбку и симпатию, ну а некоторые достойны лишь недоумения и сожалений.
Главные герои
В трагедии три главных героя:
- Генрих Фауст – потомственный врач и ученый, разочаровавшийся в жизни и собственных стремлениях, что побудило его заключить сделку с самим Мефистофелем.
- Мефистофель – предстает перед читателем в образе дьявола, злого духа, который из-за скуки заключил сделку с Господом, поставив на кон чистую душу Фауста.
- Маргарита (Гретхен) – несчастная возлюбленная Фауста, молодая невинная девушка, которая влюбляется в представительного доктора. Стремясь быть с любимым человеком, она удовлетворяет его просьбу и подсыпает снотворное своей матери, из-за чего та умирает. После расставания с Фаустом Маргарита сходит с ума и убивает новорожденную дочь, и ее приговаривают к смертной казни.
Второстепенные персонажи
Второстепенных персонажей в произведении очень много, однако наиболее значимыми их них являются:
- Директор театра, Поэт, Комик – читатель знакомится с ними в начале оперы.
- Вагнер – ученик доктора Фауста, сумевший без посторонней поддержки заработать славу выдающегося ученого своего времени. Трудом всей своей жизни Вагнер сделал создание Гомункула.
- Гомункул – человек из пробирки, который предал своего создателя и присоединился к компании Фауста и Мефистофеля.
- Елена – прекрасная древнегреческая богиня, которую по просьбе Фауста Мефистофель перенес из древней Спарты. Во второй части трагедии Елена стала законной женой главного героя и родила ему сына Эвфориона.
- Эвфорион – сын Фауста и Елены, который стал своеобразным символом объединения романтичных и античных начал. Гете наделил его типичными чертами байроновских героев.
- Марта – веселая вдовушка и соседка Маргариты.
- Валентин – родной брат Маргариты, который вступился за ее честь и был убит Фаустом.
Мефистофель в кино
- 1896 — Замок дьявола
- 1897 — Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite — фильм Жоржа Мельеса
- 1897 — Кабинет Мефистофеля / Le Cabinet de Méphistophélès — фильм Жоржа Мельеса
- 1903 — Гибель Фауста / La damnation de Faust — фильм Жоржа Мельеса
- 1911 — Фауст — фильм Сесиля Хепуорта
- 1919 — Фауст (Россия)
- 1926 — Фауст — Эмиль Яннингс
- 1950 — Красота дьявола / La Beauté du diable —Жерар Филип и Мишель Симон
- 1967 — Доктор Фауст (фильм) / Doctor Faustus
- 1969 — Фауст (СССР)
- 1979 — Звёздный крейсер «Галактика» (1978) (реж. Дэниел Хэллер) — (сцен. Глен Ларсон) — (эп. 15-16 Граф Иблис / (Мефистофель)) — Патрик Макни, Дым коромыслом м/ф (СССР) — озвучивает Всеволод Ларионов.
- 1979 — Дым коромыслом
- 1981 — Мефисто (реж. Иштван Сабо) — Клаус Мария Брандауэр — Хендрик Хёфген
- 1994 — Урок Фауста / Lekce Faust
- 2007 — Призрачный гонщик / Ghost Rider —Питер Фонда
- 2011 — Фауст (реж. Александр Сокуров) — Антон Адасинский
- 2011 — аниме Blue Exorcist/Синий экзорцист (реж. Тэнсай Окамура)-Мефисто
- 2012 — Призрачный гонщик 2 / Ghost Rider: Spirit of Vengeance —Киаран Хайндс
Анализ произведения «Фауст» Гете | Українська та світова література
В центре произведения – проблема добра и зла и их противоборства в человеке. Человек, то есть сам Фауст, находится между этими силами. Помыслы доктора Фауста благородны и высоки, он стремится помочь людям.
Но он все время сталкивается со злом, силой разрушения, силой отрицания. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам причиняет другим зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех.
Все же Фауст так и не утрачивает чистоты своей души.
Именно в борьбе зла и добра проходит жизненный путь героя, развивается и крепнет невидимый духовный мир его личности. Мефистофель говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины. В финале трагедии в душе героя побеждает разум, свет, добро.
Идея «Фауста» Гете в том, что без существования зла, тьмы, сомнений и пустоты рядом с добром, творчеством, верой, не было бы и движения героя вперед, не было бы ценности познания.
Фауст – не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, всех его стремлений в одном лице. Поэтому борьба добра и зла для Гете – это то, что движет мир человечества вперед, к новым знаниям.
Вторая главная идея «Фауста» Гете – в утверждении величия человека. В трагедии Фауст проходит через испытания, сомнения, грехи, разочарования, искушения, горе, пустоту и чувство вины.
Из-за него погибает Маргарита, он теряет Елену прекрасную. Однако в финале Фауст оказывается человеком, в которой побеждают именно высокие помыслы: человечность, любовь, неутомимый ум, вера в прекрасное.
Смысл «Фауста» Гете , точнее, его написания – воплотить в образе доктора высшие духовные порывы человека.
Тема любви в «Фаусте» также присутствует. Она раскрывается с разных сторон. Это одновременно большое счастье, великое чувство, а вместе с тем и роковое. Любовь Фауста и Маргариты страстная и большая, но в нашем мире такую любовь лучше скрывать, ей нет места. История же наших героев заканчивается трагически. Любовь и страсть приводят героиню к гибели.
В чем заключается идея автора
При написании произведения Иоганн Вольфганг Гетте постарался донести до потомков идеи позднего романтизма о смысле человеческой жизни и сущности бытия. Еще до встречи с Мефистофелем мы видим, как доктор Фауст, изучая Библию, делает открытие о том, что священное писание начинается не с привычной всем формулировки «Вначале было слово». На самом деле в Библии написано, что «В начале было дело». И лишь в конце своей жизни, наполненной взлетами и падениями, герой понимает значение своего открытие. Только дело, полезное обществу способно принести человеку славу и увековечить его имя в истории. Безусловно, слушать или читать краткое содержание «Фауста» стоит каждому образованному человеку.
Влияние произведения
После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.
На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.
Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете
Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей. Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.
Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды. В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.
Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.
Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:
Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?
Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…
Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Л. Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.
Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Суть произведения
Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.
В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.
Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.
Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.
Краткий анализ
Год написания – около 1773 -1831г.г.История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте автор закончил его за полтора года до кончины. На идею трагедии оказало влияние общество “Буря и натиск”(выступающее против феодализма в Германии), в котором состоял автор.
Тема – смысл человеческого бытия.
Композиция – форма – драма для чтения,1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.
Жанр – философская трагедия, драматическая поэма, пьеса.
Направление – романтизм.
Большой двор перед дворцом
Доктор превращается в старика, лишенного дара видеть. Но слух у него по-прежнему есть. Поэтому когда он услышал стук лопат, он уверен в том, что это строится замок, тем самым воплощая его мечту в реальность. Но это далеко от правды. Мефистофель распорядился о том, чтобы призраки выкопали могилу для Доктора
Фауст продолжает верить в то, что его мечта воплотится, и на его владениях будут жить свободные и трудолюбивые люди. Одним из последних его деяний становится уничтожение болотистой местности, которая негативно сказывается на окружающей среде. В последние дни он, наконец-то, обретает истинный смыл жизни, который заключается в помощи людям.
Фауст осознает всю суть своей жизни и понимает, что данной время – это то, к чему он шел всю свою жизнь. Поэтому восклицает: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!», после чего умирает.
Экранизации
Трагедия о борьбе добра и зла стала излюбленной темой для режиссеров, поэтому заядлые киноманы увидели далеко не одну экранизацию знаменитого «Фауста». Перечислим наиболее популярные из них.
«Фауст» (1926)
Немецкий кинорежиссер Фридрих Вильгельм Мурнау вдохновился германской легендой и представил публике одноименное немое кино. Сюжет киноленты мало чем отличается от бессмертного оригинала: Архангел Михаил и Сатана, который хвастается тем, что может совратить любого смертного на земле, заключают пари, предметом которого является известный алхимик Фауст.
Йёста Экман в роли Фауста
Примечательно, что кинодеятель основывался не только на произведении Гете, но и на творении другого писателя, английского поэта Кристофера Марло. Главные роли достались актерам Йёсту Экману-старшему (Фауст) и Эмилю Яннингсу (Мефистофель).
«Красота дьявола» (1950)
Француз Рене Клер снял киноленту по мотивам трагедии Гете, приправив оригинальный сюжет вольной интерпретацией. Картина рассказывает о том, как хитрый Мефистофель предлагает профессору Фаусту получить молодость и красоту, а тот без раздумий соглашается. Теперь главная цель Мефистофеля заключается в том, чтобы поскорее заполучить душу своего пациента.
Жерар Филип в роли молодого Фауста
В блестящий актерский состав вошли Мишель Симон, Жерар Филип, Паоло Стоппа, Гастон Модо и другие.
«Фауст» (2011)
Российский режиссер Александр Сокуров тоже не отстал от тенденций и поразил любителей кинематографа своим видением «Фауста», причем создатель картины получил за свое творение премию «Золотой лев» на 68-ом Венецианском кинофестивале.
Йоханес Цайлер в роли Фауста
Сюжет вращается вокруг первой части поэтического произведения, а зрители наслаждаются любовной линией межу Фаустом и Маргаритой. Александр Сокуров позволил примерить на себя запоминающиеся образы таким актерам, как Йоханес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дюхаук и Ханна Шигулла.
Улица
Выйдя на улицу освежиться, Фауст встречает Маргариту. Она настолько запала ему в сердце и поразила красотой, что он непременно просит Мефистофеля помочь. Он жаждет обладать ею и быть рядом с ней. Но Дьявол оказывается бессилен в данной ситуации, поскольку Маргарита является невинной девушкой, над которой у Дьявола нет никакой власти. Доктор идет на отчаянный шаг и ставит Дьяволу условие: иди он выполняет его требование, или же договор можно считать недействительным.
Мефистофель просит Доктора запастись терпением. Он сможет провести Фауста в комнату к Маргарите во время её отсутствия.
Доктор Фауст
Поэт не придумывал основной линии сюжета, он взял ее из народных сказаний. Позже историю о Фаусте благодаря самому мыслителю будут пересказывать многие писатели, вплетая этот сюжет в основу своих книг. А Гете узнал об этой легенде тогда, когда ему было лишь пять лет. Мальчиком он увидел кукольный театр. В нем рассказывали страшную сказку.
Легенда отчасти основана на реальных событиях. Некогда жил Иоганн-Георг Фауст, врач по профессии. Он занимался тем, что ездил из города в город и предлагал свои услуги. Если традиционная медицина не помогала, он брался за магию, астрологию и даже алхимию. Врачи более успешные и известные в своей среде говорили о том, что Фауст был простым шарлатаном, который мог провести любого наивного человека. Ученики целителя в университете, где он недолго преподавал, с большим теплом отзывались о докторе, считая его искателем правды. Лютеране называли его прислужником дьявола. Образ Фауста чудился им во всех темных углах.
Настоящий Фауст умер при очень загадочных обстоятельствах, совершенно внезапно, в 1540 году. Тогда же о нем начали слагать легенды и строить домыслы.
Рыцарский зал
Все собираются при дворе в ожидании Париса и Елены. Мефистофель берет на себя обязанность руководить всем происходящим. Когда появилась Елена, все присутствующие женщины не оставили без внимания её сильные и слабые стороны. Мужская же часть собравшихся людей, во всю обсуждали Париса. К нему, почему то, у них были особо высокие требования, которым он не соответствовал.
Фауст влюбляется в Елену, как и половина мужчин. Когда была разыграна сцена, где Парис похищает Елену, Доктор пытается спасти столь прекрасную девушку. Он понимает, что снова влюбился как мальчишка. Но духи решают резко исчезнуть. Мефистофель не доволен тем, что Фауст настолько быстро способен влюбиться.
Театральное вступление
В самом начале действия мы видим обращение директора театра к Поэту. Он обращается к нему с просьбой сотворить произведение, которое сможет охватить огромную публику и будет интересно всякому. Соответственно, благодаря популярности и интереса к произведению, люди будут массово посещать театр. Он не мечтает о том, что люди смогут оценить то прекрасное, что он планирует им представить. Его целью является заработать на том, что народ потянется в театр. Что же касается поэта, то его мечты разнятся. Он ставит перед собой цель написать действительно бессмертный шедевр, который будет переходить из поколения в поколение. Комик скептически относится к цели поэта, потому что видит успех лишь в том, чтобы развлечь народ, поэтому настаивает на том, что пьеса должна пестрить шутками. Директора же интересуют приключения. Зритель все равно приходит в театр не затем, чтобы насладиться действием. Но Поэт в корне не согласен с тем, что ему придётся писать, чтобы угодить зрителю. Поэт считает, что наделен редким даром, который нельзя просто так растрачивать в никуда. Комик ему дает совет делать то, что от него хотят. Ведь он пишет не Богу, а глупым людям, которые не способны оценить великое творчество. Поэт просит у юности вернуть ему прежнюю бесшабашность, когда хочется жить и творить. На что Комик возражает ему, что эти качества необходимы лишь для увеселения юности. Директор же советует быть проще, и приступать к выполнению своих обязанностей, если у Поэта есть желание завлечь зрителя. Перед Поэтом и Комиком открываются все двери театра.
Гете и Шиллер
Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.
Образ Фауста в трагедии Гете
Произведение о Фаусте – это длинный жизненный путь человека, который наделен особым взглядом на мир, способностью ощущать, переживать, разочаровываться и надеяться. Главный герой заключает с дьяволом сделку лишь потому, что хочет постичь все тайны мира. Он желает отыскать неуловимую истину бытия, найти правду, постоянно с отчаянием выискивает все новые и новые знания. Вскоре он понимает, что сам не сможет найти ответы на вопросы, не сможет раскрыть всех тайн.
Ради знаний герой готов платить любую цену. Ведь все, что есть в жизни Фауста, все, что движет им, – это поиски. Гете наделяет героя полной гаммой всех существующих эмоций. В произведении он находится то в экстазе от того, что обнаружил крупинку новой информации, то на грани самоубийства.
Главная задача героя – не просто познать мир, а понять себя. Образ Фауста в трагедии «Фауст» чем-то напоминает вечный двигатель. Его жизнь не вращается по кругу, не возвращается к истокам. Он постоянно идет только вперед, делая новые открытия, исследуя неизвестное. За получение знаний он платит своей душой. Фауст прекрасно осознает, чего хочет, и для этого готов вызвать дьявола.
Основные положительные черты, которые вобрал в себя образ Фауста в трагедии «Фауст», — это настойчивость, любознательность, доброжелательность. Главный персонаж не просто стремится овладеть новыми знаниями, он хочет с помощью них помогать другим.
Образ Фауста в трагедии Гете обладает и негативными качествами: желанием получить знания немедленно, тщеславием, сомнениями, беспечностью.
Главный герой этого произведения учит тому, что нельзя оглядываться назад и сожалеть о чем-то, нужно жить настоящим, искать то, что делает человека счастливым. Несмотря на ужасающую сделку, Фауст прожил абсолютно счастливую жизнь, ни разу до последнего мгновения не пожалев о ней.
Сюжетные и композиционные особенности построения «Фауста»
Яркая особенность композиционного построения «Фауста» — его вступительная часть, которая состоит из трех отдельных сцен, является завязкой последующих сюжетных линий произведения. Введение. Первая сцена вступления называется «Посвящение» и содержит лирическое обращение к друзьям молодости, с которыми Гете был связан, когда начинал писать «Фауста», и каким он благодарит за поддержку. Вторая сцена — «Пролог в театре» — передает разговор директора театра. Поэта и комедийный актер, которые выражают различные взгляды на назначение искусства. их диспут характеризует эстетические принципы Гете, но еще не имеет прямой связи с содержанием «Фауста». Его сюжетная завязка происходит в третьей сцене — «Пролог на небе», где между Господом и дьяволом по имени Мефисто-Фель возникает спор относительно ценностей, которые определяют человеческое существо, смысл человеческой жизни, содержание духовных стремлений человека.
3.
«Иоганн Фауст (ок. 1480 — ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами» (мемориальная доска на доме в Виттенберге)
Один из первых печатников Иоаганн Манлиус в письме упоминает о знакомстве с Фаустом из Книттлингера, однако называет он этого человека «выгребной ямой, полной чертей». Кстати, о чертях, судя по всему, дурную славу доктор приобрел еще при жизни и, возможно, в результате черного самопиара. Вероятно, такая известность помогала ему в работе. О нем ходили совершенно фантастические слухи – якобы доктор, обедая в таверне, проглотил нерасторопного мальчишку-прислужника, или скакал верхом на бочке с вином, которую было никак не выкатить из подвала, а помогал ему во всех делах верный спутник – черный пудель, который на самом деле был самим нечистым.
Но главным скандалом в жизни Фауста стала, как это ни парадоксально это звучит, его смерть. Предполагают, что он погиб в 1540 или 1541 году, взорвавшись во время алхимического эксперимента. Произошло это запоминающееся событие в гостинице У львов (Zum Lwen) городка Брайсгау. Труп был сильно обезображен, и, разумеется, молва приписала эту трагедию шашням доктора с потусторонними силами. Появляется легенда о договоре с Сатаной и о проданной душе, которую дьявол таким шумным способом вытряхнул из грешного тела чернокнижника.
Внешность
Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка»
, проч.
Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнителей ролей Мефистофеля, в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».
Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».
Карнавальный костюм Мефистофеля — алое трико, плащ и остроухая шапочка.
История создания
В то время многие писатели, композиторы и художники использовали этот образ. Но по мнению литераторов только Гете смог изобразить его более живым, чувственным и мыслящим. Писатель описал его, как человека, стремящегося к истине и правде. Сегодня ходит немного легенд о докторе Фаусте, некоторые утверждают, что он был никчемным человеком, отстранился от веры, занимался магией и пытался воскресить мертвых.
Гете не акцентировал на этом свое внимание. Только он посредством своего повествования заявил, что доктор искал ответы на вечные вопросы жизни и был предан своему делу
Когда автор принялся за написание произведения, ему было двадцать лет. Мужчина не знал, что этому творению он посвятит всю свою жизнь. В 1790 году Гете подумывал над тем, чтобы перестать писать и заняться другой деятельностью. Но общение с Шиллером, который был его лучшим другом, повлияло на дальнейшее развитие трагической истории. Товарищ настоял на том, чтобы мужчина все же закончил этот шедевр.
Сюжет трагедии в тезисах
Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.
До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.
Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.
Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.
Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.