Никольский кафедральный собор в казани
Содержание:
- Строительство Никольского собора
- Архитектура
- Информация для посещения
- История основания Никольской святыни
- Казанский собор
- Духовенство
- Советское время
- Интерьер Казанского собора
- Святыни
- История храма
- Святыни
- Тяжелые времена
- Расписание богослужений в Казанском соборе с 04.10 по 10.10
- Воскресная школа для детей и взрослых
- Архитектурное описание
Строительство Никольского собора
Во время восстановительных работ поселяне Форштадта задумали поставить у себя новый храм. Целый участок слободы решили не застраивать жилыми домами, оставив его под возведение каменной церкви. Место выбрали подходящее — возвышенное, открытое. Казаки издавна лелеяли мысль о строительстве на этом месте храма именно во имя Николая Чудотворца.
Вскоре казаки начали собирать средства на новый каменный Никольский собор, а через некоторое время был разработан проект. Согласно первоначальному плану и предварительной смете, стоимость работ определялась в 25 тысяч рублей.
Весной 1883 года состоялась торжественная закладка храма, а года собор во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, был уже готов и освящен.
Архитектура
В 1995 году оренбургская святыня преобразовалась при появлении:
- изумительной красоты пяти паникадил;
- росписи куполов и трех алтарей;
- позолоты на трех иконостасах;
- реставрации настенных картин во всем храме.
В этом же году территория собора была благоустроена, на ней высадили сад, появились величавые лиственницы, а вокруг соборного комплекса выросла ограда из чугуна.
Храмовые постройки росли, в 1998 году возводится здание администрации, в нем оборудованы помещения под трапезную, типографию, воскресную школу, библиотеку и гостиницу.
Богослужение в Никольском кафедральном соборе
К 2009 году на соборной территории выстроена храмовая крестильня и открыта лавка.
На престольные праздники, весной, 22 мая и зимой, 19 декабря, в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, покровителя Оренбургского Никольского собора, собираются тысячи прихожан и гостей города.
Любопытна история двух старинных колоколов, которые всем свои видом отличаются от недавно отлитых собратьев. Они находятся сверху и снизу, чтобы прочитать надписи на колоколах, нужны специальные средства.
Колокол нижнего яруса вначале предназначался для Батуринского храма, его отлили в городе Глухове, заказ был сделан от имени гетмана И.Мазепы. Это точная копия пропавшего без вести знаменитого колокола «Голубь», отлитого в 1699 году. История появления этого колокола в Никольской колокольне неизвестна.
Информация для посещения
Николо-Богоявленский собор находится на Никольской площади, в месте пересечения двух каналов – Крюкова и Грибоедова, которое петербуржцы называют Семимостье – с него открывается вид сразу на семь мостов.
Адрес
Санкт-Петербург, Никольская площадь, дом 1/3.
Ближайшие к собору станции метро:
- Садовая
- Спасская
- Сенная площадь
От метро до собора примерно 1 км, поэтому можно воспользоваться наземным транспортом.
На расстоянии около 5 минут пешей прогулки от собора находятся автобусные остановки, добраться до которых можно различными способами:
- Никольская площадь: автобусы № 49, 50, 181, маршрутное такси № К-7, К-62, К-195, К-212
- Ново-Никольский мост: трамвай № 3
- Проспект Римского-Корсакова, д. 39: маршрутное такси № К-2, автобусы № 2, 3, 27, 50
График работы
с 06:30 до 21:00.
В свободное от церковной службы время по предварительной договоренности туристы могут прослушать экскурсию с рассказом об истории собора.
История основания Никольской святыни
В 1883 году казаки Оренбургского округа на средства, собранные прихожанами, на месте однопрестольной церкви Николая Угодника, сгоревшей в пожаре, построили трехпрестольный Никольский храм, который был освящен в 1886 году Преосвященным епископом Оренбургским и Уральским Вениамином ІІ.
Кафедральный собор Николая Чудотворца в Оренбурге
Будущим императором России, цесаревичем Николаем был сделан неоценимый подарок нововозведенной христианской святыне, он подарил напрестольное Евангелие с изображением Апостолов.
Подрядные работы велись под попечительством Е. Колокольцева по проекту инженера — капитана В. Сахарова первым настоятелем нововозведенного храма Николая Угодника был отец Василий (Коблов), который в 1917 году скончался и похоронен за храмовым алтарем.
Время разрухи
По милости Божьей святая обитель не была разрушена во времена революции, она одна осталась нетронутой среди сорока оренбургских христианских обителей.
В начале тридцатых годов в Никольской святыне еще проводились богослужения, храм охраняла семейная пара, жившая в церковной сторожке.
Один раз, после вечерней службы, когда двери церкви были уже закрыты, супруги услышали внутри нее шум. Приоткрыв двери в Никольском приделе, пара лишилась дара речи от увиденного, в сиянии яркого света они увидели, как Богородица, нарисованная у Голгофского Креста, сошла и стоит в молитве на коленях перед распятием Своего Сына Иисуса Христа. Через мгновение туманная дымка окутала фигуру Божьей Матери, и Она переместилась обратно на место у Креста.
Интересно! Архиерей Оренбургской кафедры владыка Арсений, при молебне, который отслужили по этому уникальному случаю, пронес пророческие слова, что Никольский храм в Оренбурге не будет разрушен.
Во время последнего ареста владыка, выходя из храма, сказал, что быть тому собором, после чего епископ Арсений был отправлен в ссылку, где и умер.
В 1936 году храм закрыли, ценности вынесли и в стенах обосновали общежитие. Во время войны здесь жили беженцы.
Восстановление святыни
Трудно поверить, что в годы сталинизма церковь Николая Чудотворца была открыта в апреле 1944 года, а через 11 лет мастера приступили к ее росписи, которой руководил местный художник Владимир Рублев.
С 1944 года Никольский кафедральный собор становится главным в Оренбургской епархии.
Интерьер Никольского собора
В возвращенном храме не было ни иконостасов, ни престолов. Над проектом нового иконостаса работал епископ Михаил (Воскресенский), освящение которого произошло в марте 1959 года. Четвертый придел Всех Святых Никольского собора Оренбурга освятили в 1968 году. Над проектом нового купола, установленного в 1990 году вместо деревянного, работали московские архитекторы института Спецпроектреставрации.
1994 год ознаменовался возведением новой колокольни, а 1995 — водосвяточной часовни.
Посещение Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ Никольского кафедрального Собора в Оренбурге стало уникальным событием того края, собравшим тысячи прихожан.
Казанский собор
Величественный облик Казанского собора дополняет и украшает архитектурный ансамбль Невского проспекта — центральной части Петербурга.
Немного истории.
Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.
24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М.Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя — Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. 2 июля 1737 года сюда перенесли икону Казанской Божией Матери, а 3 июля 1737 года в присутствии Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение храма. По хранимой здесь иконе его в народе стали именовать «Казанским».
Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором.
Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.
К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж.Ф. Тома де Томон и А.Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
Духовенство
Даты хиротоний:
диаконская:
Образование: Нижегородская ДС
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга.
Даты хиротоний:
диаконская:
Образование: Оренбургская ДС
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга.
Даты хиротоний:
диаконская:
Образование: Оренбургская ДС
— Клирик Никольского кафедрального собора
Даты хиротоний:
диаконская:
иерейская:
Образование: Самарская ДС
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга. — Заведующий Регентским отделением ОренДС.
Даты хиротоний:
диаконская:
иерейская:
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора
Даты хиротоний:
диаконская:
иерейская:
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга.
Даты хиротоний:
диаконская:
иерейская:
Образование: Самарская ДС
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга.
Даты хиротоний:
диаконская:
Образование: Саратовская ДС, Московская ДА
Послушание:
— Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга.
Даты хиротоний:
диаконская:
иерейская:
Образование: Московская ДС, Московская ДА
Послушание:
— Настоятель Никольского кафедрального собора г. Оренбурга; — Настотель храма Иоанна Богослова г. Оренбурга; — Секретарь Епархиального совета.
Даты хиротоний:
диаконская:
иерейская:
Образование: Московская ДС
Послушание:
— Духовник Оренбургской епархии. — Клирик Никольского кафедрального собора г. Оренбурга.
Все благочиния
Абдулинское благочиние
Акбулакское благочиние
Беляевское благочиние
Благочиние монастырей
Городищенское благочиние
Иоанно-Предтечеснкое благочиние Оренбурга
Казанское благочиние Оренбурга
Матвеевское благочиние
Никольское благочиние Оренбурга
Новосергиевское благочиние
Переволоцкое благочиние
Пономарёвское благочиние
Сакмарское благочиние
Саракташское благочиние
Соль-Илецкое благочиние
Троицкое благочиние Оренбурга
Тюльганское благочиние
Тюремные храмы
Шарлыкское благочиние
Это интересно: Храм Николая Чудотворца в Нижнем Новгороде — раскрываем все нюансы
Советское время
С приходом к власти большевиков и началом гонения на церкви и верующих этот храм оказался единственным в Оренбурге, который не подвергся разрушению. Из сорока церквей и соборов города только ему удалось сохранить свое здание, несмотря на то, что в 1936 году храм закрыли. Все церковные реликвии и святыни были вынесены из храма. Епископ храма Арсений, который подвергался постоянным арестам властей, предсказал, что храм станет собором. С 1936 года в здании храма находилось общежитие, а с началом Великой Отечественной здание было приспособлено под архивы документов НКВД, которые были эвакуированы из Москвы и Ленинграда. Ближе к окончанию войны в апреле 1944 года храм снова был открыт, а с 1955 года внутренние помещения были расписаны художником В. Рублевым. В 1959 году в церкви был освящен новый иконостас. В 1968 году был освящен новый четвертый предел Всех святых. Постепенно здание храма восстанавливалось и достраивалось, была благоустроена территория возле него. В 1988 году был построен новый купол вместо устаревшего деревянного.
Автор фотографии 1976 года: Е. Шевченко
Это интересно: Новоафонский мужской монастырь в Новом Афоне, Абхазия — рассмотрим детально
Интерьер Казанского собора
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).
Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.
Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.
Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).
Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.
Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.
Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.
Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.
Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.
Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.
Купол собора, вид изнутри.
Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.
Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.
На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.
У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».
Святыни
- икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (Греция, XVII век)
- Тихвинская икона Божией Матери
- частица Животворящего Креста Господня
- икона Божией Матери Троеручица
- Казанская икона Божией Матери
- икона Божией Матери Неопалимая Купина
- икона Божией Матери Знамение
- икона Божией Матери Владимирская
- икона Божией Матери Всецарица
- икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
- собор икон Божией Матери
- икона Архистратига Божия Михаила с мечем
- частица ковчега свт. Николая Чудотворца
- рака свт. Феодосия Черниговского
- икона Сретения Господня
- икона Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
- икона Святителя Спиридона Тремифунтского
- икона вмц. Екатерины
- икона вмч. Георгия Победоносца
- икона вмч. Пантелеимона
- икона сщмч. Вениамина Петроградского
- икона блж. Ксении Петербургской
- икона прав. Иоанна Кронштадтского
- икона прав. Симеона Богоприимца
- икона прп. Геннадия Костромского
- мощевик:
В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии.
Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского, свт. Афанасия Александрийского, ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского.
Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.
Третий ряд мощей: мч. Калиопия, мч. Евлампия, мч. Андроника, вмч. Анастасия персянина, вмч. Трифона, мч. Нестора, сщмч. Христофора, мч. Севастиана.
Нижний ряд мощей: прп. Петра Афонского, мч. Хрисанфа, мч. Иоанна Бессребренника, мч. Фотинии(Светланы) Самарийской, вмч. Пантелеимона, мч. Параскевы Пятницы, вмч. Мины, мч. Измарагда(Смарагда), прп. Феодора Начертанного.
История храма
Крепость Лаишев была построена в первые годы после завоевания Казани Иваном IV в стратегически важном месте на традиционной переправе через Каму по дороге из Казани в Ногайскую Орду. Вскоре вокруг крепости вырос город
Уже в 1565 году в Лаишеве была приходская церковь. В середине XVII века, после сооружения Закамской оборонительной черты, Лаишев потерял оборонительное значение и пришел в упадок. Тем не менее, в 1767 году здесь была построена каменная Софийская церковь, к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II.
Новый этап в жизни Софийского прихода был связан с получением городом статуса уездного, в связи с чем в 1780 году церковь была преобразована в собор.
К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора.
В помещении главного храма были приделы: святой великомученицы Екатерины и Пророка Ильи — освящены в 1895 году.
В холодной трапезной были приделы: святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери — освящены соответственно в 1855 и 1858 гг.
Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня.
После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора.
В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.
В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С.Эрьзей (С.Д.Нефедовым).
Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе — икона Казанской Божьей Матери «в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена».
К собору были приписаны три каменных часовни: первая — у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т.Яковлевым над гробницей «убиенного схимонаха Варсонофия», особенно почитавшегося лаишевцами (не сохранилась), вторая—в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья — в виде усыпальницы, на кладбище (не сохранилась).
В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов с населением 2709 чел.
Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея — и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию, служил ректором Чебоксарского духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Бельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую духовную семинарию, в Софийский собор Лаишева был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. Не был исключением и последний настоятель собора Святой Софии Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора. Но его служба была недолгой. В 1918 году Л.Е.Скворцов был расстрелян в алтаре храма
Собор был закрыт в 1930 году, а с 1956 года в здании размещался кинотеатр. В настоящее время собор передан верующим, ведутся реставрационные работы.
Святыни
Прихожане и паломники часто приходят помолиться у могилы митрополита Леонтия (Бондаря), похороненного на территории Пантелеимоновского придела.
Самый посещаемый в городе храм привлекает прихожан своими святынями.
Редко встречающаяся в церквях икона Богородицы «Табынская» не раз отвечала чудесами исцеления на искренние и горячие молитвы просящих поклониться ей можно в Успенском приделе.
Икона Богородицы «Табынская»
Святой лик и частицы преподобного Серафима Саровского даруют молящимся по их прошениям мудрость, укрепление веры, и помогают выйти из сложной жизненной ситуации.
Здесь же хранится ковчег с мощами святых отцов из Киево-Печерской лавры.
Тяжелые времена
В годы Октябрской революции Никольский морской собор вынужден был изменить свой статус. В здании проводились собрания и заседания большевиков. Весной 1922 года из церкви были изъяты все ценности. Общий вес конфискованной на благо советской власти утвари составил около 330 килограмм.
Никольский морской собор и его служители переживали сложные времена. Перед священниками то и дело вставала угроза ареста в связи с донесениями о подстрекательстве и измене родине. В октябре 1922 года епископа Алексея и наместника Николая сослали в Среднюю Азию за публичный доклад о произволе советской власти. Многочисленные жалобы прихожан не увенчались успехом. Мало того, вскоре из храма были вынесены все оставшиеся иконы и оклады. В 1934 году были сняты все колокола, вес которых составил более 20 тонн. Продолжались аресты священнослужителей и прихожан.
Полное восстановление работы храма началось только летом 1941 года, после того как собор получил статус кафедрального. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны в здание собора не попало ни одного снаряда, а во время блокады в нем жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея Руси Алексий I.
Расписание богослужений в Казанском соборе с 04.10 по 10.10
4 октября Понедельник |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Славление праздника ВЕЧЕР 17:00 Вечернее богослужение |
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня |
5 октября Вторник |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Лития по усопшим ВЕЧЕР 17:00 Славословное богослужение |
Апостола от 70-ти Кодрата Священномученика Фоки, епископа Синопийского |
6 октября Среда |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Лития по усопшим ВЕЧЕР 17:00 Вечернее богослужение |
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна |
7 октября Четверг |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Панихида по схиархимандриту Серафиму (Блохину) ВЕЧЕР 17:00 Всенощное бдение с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому |
Первомученицы равноапостольной Феклы |
8 октября Пятница |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Молебен Крестный ход ВЕЧЕР 17:00 Славословное богослужение |
Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца |
9 октября Суббота |
УТРО 6:30 Исповедь 6:40 Часы Божественная литургия Молебен ВЕЧЕР 17:00 Воскресное Всенощное бдение |
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси |
10 октября Воскресенье |
УТРО 6:15 Ранняя Божественная литургия 9:00 Поздняя Божественная литургия Водосвятный молебен ВЕЧЕР 17:00 Полиелейное богослужение |
Неделя 16-я по Пятидесятнице Мученика Каллистрата и дружины его |
Воскресная школа для детей и взрослых
Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.
Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.
Программа воскресной школы для детей
Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17). В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание). Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.
Расписание занятий:
- воскресенье – с 12.00 до 15.30
- вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
- суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00
Архитектурное описание
Софийский собор представляет собой пятиглавый четырехстолпный, одноапсидный храм. Его двусветный четверик завершался высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковкой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками (завершения храма утрачены). На восточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни (верхние утрачены) использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, «городковый» карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты и др.
Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в., что особенно наглядно проявляется в убранстве фасадов первого яруса колокольни.