Земская реформа 1864 года

Устройство и правовое положение[править | править код]

Губернские земские учрежденияправить | править код

Раз в год в губернском городе происходил съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства — губернское земское собрание, осуществлявшее общее руководство хозяйственными делами губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирало губернскую земскую управу из председателя и нескольких членов.

В губернское земское собрание, помимо гласных, входили местные представители ведомств. В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.

Уездные земские учрежденияправить | править код

Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей («гласных») в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собирались ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа была постоянным учреждением.

Земские сборыправить | править код

Земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды (строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов и т. п.).

Административный надзорправить | править код

Деятельность земств была подчинена надзору губернаторов и министерства внутренних дел.

Главное, за чем неукоснительно следил губернатор, — это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, оборудование больниц, строительство дорог, позднее, с развитием единоличных наделов, — пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремёсел, кустарного производства.

Литература[править | править код]

  • Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.
  • Джунковский В. Ф. Воспоминания. В 2-х т. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1997.
  • Записки Михаила Васильевича Сабашникова. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995.
  • Логвинова И. Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции. — М.: Финансы и статистика, 2009. — ISBN 978-5-279-03459-8.
  • Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. — М., 1977.
  • Платонов С. Ф.. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический, в двух частях. — Изд. 5-е, пересм. — СПб., 1913.
  • Пыляев М. И. Старая Москва. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1996.
  • Скалон В. Ю. Земские учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Скалон В. Ю. Земские финансы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • О земстве в Тобольской губернии // Сибирская торговая газета. № 2. 3 января 1910 года. Тюмень.
  • Из истории земства в России (1864—1918): Каталог кн. выставки / Сост.: А. Б. Плотников, Л. Е. Цыганкова. — М.: Гос. публ. ист. б-ка, 1993. — 84 с.

Полномочия земств

Поскольку в масштабах губернии (как и уезда) земство – это орган, осуществлявший не только совещательные, но и исполнительные функции, то из числа депутатов съезда избирались члены постоянно действующей управы. В их число, кроме председателя, входили также несколько его помощников, численность которых зависела от размеров губернии. В России земства всех уровней имели право облагать жителей подведомственных им территорий денежными сборами и разного рода иными повинностями, для выполнения насущных хозяйственных задач. Решение по этим вопросам принимались делегатами губернских съездов, и лишь в отдельных случаях требовалось согласование с представителями государственной администрации.

Упразднение земств «хозяевами новой жизни»

После прихода к власти большевиков, ликвидация земств рассматривалась ими как один из важнейших этапов разрушения всего прежнего государственного строя и передачи власти Советам. Процесс этот был начат в 1918 году и быстро охватил значительную часть страны. Первыми прекратили свое существование волостные и уездные земства, тогда как губернские еще продолжали действовать, хотя и утратили былую эффективность.

Объясняется это тем, что в состав низовых организаций входило большое количество крестьян, под давлением которых остальными членами принимались решения о добровольном самороспуске. В тех же случаях, когда мирным путем добиться желаемого не удавалось, новая власть применяла силу, которая со временем стала ее основным аргументом в решении вопросов.

Финансы, налоги и причины первоначального крестьянского недовольства земствами

ЗЕМСКИЕ БЮДЖЕТЫ. Правительство не финансировало земские учреждения, их бюджет строился на началах самофинансирования: земство получило право облагать население рядом налогов, исключительно прямых. Земские сборы носили местный характер и раскладывались земствами среди местных жителей. Основой финансовой дея­тельности земских учреждений являлись земские сметы(составленные из смет денежных доходов и расходов) и раскладки.

Земские доходы по способам их получения делились на окладные и неокладные.

Первые составляли главную основу земского бюджета.

Это доходы от налогообложения:

1) недвижимого имущества в городах и уездах;

2) промысловых свиде­тельств;

3) заведений трактирного промысла вне городских поселений.

Ко вторым принадлежали доходы с недвижимого имущества и капиталов самого земства, от платы за лечение и обучение в земских заведениях, а также штрафы за несвоевременную плату земских сборов, пособия земству от казны, обществ и частных лиц.

Расходы земств делились на:

  • обязательные (выполнение дорожной, квартирной, подводной повин­ностей, содержание гражданского управления, тюрем, мировых судов) и
  • необязательные (здравоохранение, образование, экономиче­ские и просветительские мероприятия), на которые уходила большая часть денежных средств и усилий местных органов самоуправления.

Отличительной чертой финансо­вой деятельности земств была ее «прозрачность»: отчеты публикова­лись, финансовые проверки (как самих земских органов, так и адми­нистрации) препятствовали различного рода злоупотреблениям.

ЗЕМСКИЕ КАПИТАЛЫ хранились по усмотрению земского собрания в местных казначействах или в Государственном банке, его конторах и отделениях. 50,3% земских специальных капиталов к 1912 г. находились в наличности, а остальные – в долгах, ссудах, недоимках и оборотах земств. Текущие средства земств и поступающие денежные сборы расходовались по распоряжениям соответствующих земских управ губернскими и уездными казна­чействами.

В целом, большая часть налоговых поступлений шла от податных сословий: сборы с казенных земель составляли в тысячу раз меньше, а с помещичьих – в 70 раз меньше на десятину, чем сборы с крестьянских земель. При этом 75% сборов приходилось на землю, 3,4% – на недвижимые имущества в городах, 8,3% – на фабрики и заводы, 12,7% – на сбор с торгово-промышленных документов.

ПРИЧИНЫ КРЕСТЬЯНСКОГО НЕДОВОЛЬСТВА. Конечно, крестьяне выказывали колоссальное «неудовольствие» по поводу введения новых земских учреждений. Это касалось практически всех провинций империи. Здесь ситуация была почти одинаковая. Для крестьян новые учреждения – новые налоги и поборы. Причем очень большие. Причем в дополнение к уже существующим. Сильно сказывались финансовые и экономиче­ские условия, в которых тогда находилась Россия. Состояние крестьянского хозяйства представлялось настолько сложным, что любое увеличение обложения земли было весьма затруднительным.

Тем не менее, бюджет земств складывался исключительно из местных сборов, они являлись эко­номической основой земской деятельности.

История[править | править код]

Введение земствправить | править код

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное императором Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.

Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского, «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз).

Дальнейшая историяправить | править код

Григорий Мясоедов. «Земство обедает»

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского (в последней в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году. В 1913 году земские органы появились в Астраханской, Оренбургской, Ставропольской губерниях.

В 1890 году в ходе так называемых контрреформ Александра III было усилено сословно-дворянское представительство в земствах.

Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьёзную либеральную оппозицию правительству. 6 ноября 1904 года по инициативе «Союза освобождения» состоялся Земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. В 1906 году губернские земские собрания получили право выбирать члена Государственного Совета, по одному члену от каждого собрания.

У земства существовали собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.

Крупные мероприятия, например, Бородинские торжества 1912 года, также не обходились без земства. Силами и в значительной степени на деньги земцев было построено шоссе к полю Бородинского сражения, расчищен от бурелома и мусора прилегающий лес, сделаны и размещены декорации и украшения (беседки, трибуны, флаги, цветы).

С началом Первой мировой войны земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственное, чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачей, фельдшериц, сестёр, так как мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось.

Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам.

Снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный комитет по снабжению армии Всероссийского земского и городского союза (Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.

Вариант 1

1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.

1) 1801-1825 гг.
2) 1825-1855 гг.
3) 1855-1881 гг.
4) 1881-1894 гг.

2. Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?

1) предоставление дворянству новых привилегий
2) ужесточение преследования либералов
3) смягчение цензуры
4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением

3. Появление какого из перечисленных ниже понятий связано с Крестьянской реформой 1861 г.?

1) барщина
2) месячина
3) выкупные платежи
4) государственные крестьяне

4. В ходе реформ 1860-1870-х гг. были образованы

1) провинции
2) земства
3) муниципалитеты
4) волости

5. Одним из итогов Судебной реформы 1864 г. стало введение

1) суда присяжных
2) военно-полевых судов
3) высшего Арбитражного суда России
4) Конституционного суда России

6. Что из перечисленного ниже относится к политике М. Т. Лорис-Меликова, названной современниками «диктатурой сердца»?

1) ослабление цензуры
2) создание военных поселений
3) ликвидация III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
4) расширение самостоятельности земств

7. Утверждение о неизбежности перехода от капитализма к социализму путём социалистической революции, движущей силой которой будет рабочий класс, было характерно для

1) А. И. Герцена
2) К. Маркса
3) М. А. Бакунина
4) К. П. Победоносцева

8. Отметьте одно из направлений внешней политики России второй половины XIX в.

1) расширение геополитического пространства и присоединение Средней Азии
2) расширение территорий в Прибалтике
3) расширение автономии Польши
4) создание казачьих формирований по всей границе Российской империи

9. Прочтите отрывок из стихотворного обращения к министру иностранных дел А. М. Горчакову (1870 г.) и укажите название моря, в нём упомянутого.

«Да, Вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной».

1) Чёрное
2) Каспийское
3) Балтийское
4) Азовское

10. Рассмотрите схему и выполните задание.

На схеме показаны итоги

1) русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
2) русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
3) русско-турецкой (Крымской) войны 1853-1856 гг.
4) русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

11. Какие из положений соответствуют содержанию «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) освобождение всех крестьян без земли
2) создание системы крестьянского самоуправления
3) составление помещиками и крестьянами уставных грамот
4) ликвидация барщины
5) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
6) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков

12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.

1) отмена крепостного права
2) окончание Крымской войны
3) продажа Аляски
4) начало периода «железнодорожной горячки»

13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«Земства с самого начала были осуждены на то, чтобы быть чуждым элементом в системе русского государственного управления. Они допускались бюрократией лишь постольку, поскольку её всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченным всё тем же чиновничеством.

Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его. Всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его».

1) Когда началось проведение описанной в статье реформы? Укажите год.

2) При каком российском императоре была проведена данная реформа?

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

Структура земств в России

Уездные земские учреждения.

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Формирование земского самоуправления

В рамках Земской реформы 1865-1875 гг. создавались учреждения, обеспечивающие земское самоуправление. К ним относились органы с распорядительными (уездные и губернские земские собрания) и исполнительными (земские управы) функциями.

Учреждены они были в 34 губерниях, а с 1875 г. начали действовать и в Области войска Донского. Уездные земства формировались по итогам выборов от 3 избирательных съездов, именуемых куриями. Это были курии землевладельцев, горожан, выборных сельских сообществ. Голосом обладали владельцы земельных наделов с минимально фиксированной площадью, а также собственники объектов промышленного, торгового и иного назначения с ценой от 15 тыс. руб. и ежегодным доходом от 6 тыс. руб. В городские курии могли избираться купцы, собственники промышленности и торговли с доходом от 6 тыс. руб. в год, а также собственники недвижимого имущества. Благодаря такой избирательной системе, в большинстве земств были представлены в основном представители дворянского сословия.

Ход Земской реформы

Главным документом стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем указывалось каких именно губерний коснутся изменения (то есть не всех и сразу) и порядок формирования данных органов управления. Назывались они — «земствами» и являлись выборными.

В «Положении» закреплялись их основные функции. К ним относились: содержание зданий за счет земств, благотворительность, строительство церквей, страхование, управление торговлей, промышленностью, контроль над народным хозяйством и многие другие. Кто имел право голосовать? Только мужчины, достигшие возраста 21 год. Кроме того, избирателями являлись три курии: земледельческая (помещики), крестьянская (сельские жители) и городская (часть собственников). Проведение выборов осуществлялось один раз в три года.

Подробнее о способах формирования органов в истории 19 века расскажут таблицы.

Формально у земств были полномочия: они казались самостоятельными и независимыми. На деле — всем управлял губернатор. Он мог отменить любое их решение. Власти опасались, что местные жители могут объединяться по политическим соображениям и поэтому такое действо было строго запрещено. Разрешалось лишь заниматься локальными проблемами, не более.

Другими словами, центр не хотел делить многие полномочия с регионами, старался наложить как можно больше ограничений. Но при этом на каждом собрании местные ломали голову над тем на какие деньги добиваться поставленных целей — из государственного бюджета им ничего не полагалось. Приходилось собирать налоги и воплощать все хозяйственные функции своей местности.

В целом, земствами удалось развить образование, хозяйство, построить дороги — у государства, однозначно, не получилось бы. К концу 19 века формируется так называемая земская интеллигенция — передовые люди своего времени, которые хотели прогресса для страны на местном уровне.

Император Александр Второй Освободитель

Чуть позже была проведена и городская реформа 1870. Она была схожа с земской. Предпосылками было то, что городская реформа, проведенная еще Екатериной Великой, устарела: она ведь была «заточена» по сословное деление общества. С отменой крепостного права сословия стали размываться в классы. Поэтому и нужно было менять городское самоуправление.

К функциям городских властей относились благоустройство дорог и улиц, организация праздничных торжеств, финансовые вопросы, обеспечение жителей продовольствием, обеспечение общей безопасности. Они были закреплены в «Городовом Положении». Органами управления были определены городское избирательное собрание, дума и городская управа. Они наделялись правом управления на четыре года. Было избрание «гласных». Другими словами, это участники собраний, которые имели решающий голос. Реформа также положительное повлияла на многие города. Заметно развилась инфраструктура, так как городские власти научились эффективно вкладывать средства в нуждающиеся отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector