Фридрих ницше философия кратко

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор филосо­фии Базельского университета.

Вопросы политики, государства и пра­ва освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое» (1877), «Поту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887).

Учение Ниц­ше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реак­ционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положе­ния его учения.

Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Спра­ведливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первона­чальный характер справедливости есть характер обмена.

Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше це­нит, чем другой… Справедливость есть, следовательно, воздаяние и об­мен при условии приблизительного равенства сил…» («Человеческое, слишком человеческое»).

Обратимость прав и обязанностей.

«Наши обязанности – права других на нас. В силу чего они приобрели их? В силу того, что они счи­тали нас способными к договору и к отплате, ставили нас наравне с со­бою, так что они доверяли нам что-нибудь, воспитывали нас, настав­ляли нас на путь, поддерживали нас».

Воля к власти.

Воля к накоплению силы и увеличению власти -специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и по­литико-правовых. Причем воля к власти – это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – «аффект команды». Соци­ально-политическая история – борьба двух воль к власти – воли сильных видов (аристократии) и воли слабых (толпы). Аристократи­ческая воля к власти – это воля к жизни; рабская воля к власти – во­ля к смерти.

Право производно от воли к власти, от силы.

Несостоятельны есте­ственно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства.

Правомерны привилегии, преимущества и неравенство. «Неправота никогда не за­ключается в неравных правах, она заключается в притязании на «рав­ные» права». Право – результат войны и победы, что исходит еще от «правового инстинкта» древних. Так возникает естественное право по­бедителя. Соответственно праву необходимой обороны следует при­знать и право необходимой агрессии.

Право победителя в войне – осно­ва аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает согла­шение неких борющихся сил.

Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми.

Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинства­ми, ни ценностями.

Отрицание народного суверенитета. Реализация его ведет к паде­нию государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Расширение суверенитета приводит к постепенному вы­рождению здоровых жизненных сил, в конечном счете, к победе много­численной массы угнетенных над немногочисленной аристократией.

Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых.

Образец совершенной политики – макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже осво­божденной от морали, надо вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – как принципы «великой политики добродетели».

Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет време­нем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.

Филолог и философ Ницше

Идеи и мысли Фридриха Ницше оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений — экзистенциализма и постмодернизма. С его именем связывают зарождение теории отрицания — нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.

Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше — подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума, пытался создать свою систему оценки человеческого состояния.

В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов», не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками».

О религии: критика христианства

Многие популярные сегодня фразы принадлежат именно Ницше. Высказывания его, такие как «Бог умер», и теперь цитируются и в литературе, и в полемике, и даже в повседневной жизни. Но в чем смысл отношения философа к религии? В различных своих произведениях, в том числе и в памфлете «Антихристианин», Ницше упрекает именно эту религию в смерти Бога. Современные церкви, говорит он, сделались Его гробницами. Виновато во всем христианство с его апологией слабых. Проповедуемое им сочувствие убивает волю к жизни. Оно извратило заповеди Христа. Вместо того чтобы учить людей поступать так, как Учитель, оно требует от них только верить. Христос требовал не судить людей, а его последователи все время поступают совершенно наоборот. Оно излучает жизнененавистничество. Оно породило принцип равенства перед Богом, который теперь социалисты пытаются внедрить на земле. Все христианские ценности – это пороки, ложь и лицемерие. На самом деле между людьми существует принципиальное неравенство – одни из них по природе господа, а другие – рабы. Христос в современном обществе прослыл бы идиотом. При этом нельзя сказать, что Ницше беспощаден был к другим религиям. Например, буддизм он считал образцом успешного учения. Впрочем, многие современные исследователи полагают, что мыслитель критиковал не столько основы христианства, сколько современную институализированную его форму.

Об этике

Ницше часто называют основателем нигилизма. В этом есть правда. Однако не стоит слишком упрощать Ницше. Философия жизни предполагает, что на одном нигилизме ничего не построишь. Нужно чем-то его заменить. Основа жизни человека – это воля. Так полагал еще Шопенгауэр. Однако у него понятие воли означает нечто всемирное, абстрактное. Ницше же имеет в виду конкретного индивидуума. А главной движущей силой человека является все та же «воля к власти». Именно ее наличием можно объяснить поведение большинства людей. Эта основа поведения является не психологическим, а, скорее, онтологическим феноменом.

На этом базируется учение философа об идеале, или же о сверхчеловеке. Если жизнь обладает безусловной ценностью, то наиболее достойны ее сильные люди, в которых лучше всего реализуется воля к власти. Такой человек является естественным аристократом, и поэтому он свободен от навязанных ему эпохой и традициями ложных ценностей, которые представляют собой добро и зло. Ницше описал свой идеал в знаменитом труде «Так говорил Заратустра». Такому человеку все дозволено. Ведь Бог умер, как часто утверждал Ницше. Философия жизни, тем не менее, не дает оснований полагать, что у сверхчеловека отсутствует этика. Просто у него свои правила. Это человек будущего, который преступает обычную природу и способен основать новый гуманизм. С другой стороны, философ был очень критически настроен по отношению к ближайшему столетию и пророчествовал, что «ему предстоят такие колики, по сравнению с которыми Парижская коммуна – всего лишь легкое несварение желудка».

Пламя – вот моя душа

Упоминание имени Ницше вызывает неоднозначную реакцию: кто-то думает, что он гений и провидец, предсказавший катаклизмы ХХ века, другие считают его чудовищем, создавшим философскую идеологию, оправдавшую фашизм. Кто же Ницше на самом деле?

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Саксонии в семье пастора. В детстве он обладал болезненным восприятием и остро переживал даже незначительные свои ошибки и несовершенства, поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине. Еще в детстве он говорил сестре: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром». Ницше был самолюбив, медленно сходился с незнакомыми людьми, потребность в стабильности лежит в основе его привязанности к месту. Он трепетно дорожил как счастливыми воспоминаниями, так и грустными.

Ницше окончил Пфортскую школу, которая давала прекрасное образование в области классических языков, и поступил в Боннский Университет, где изучал античную литературу, историю и искусство. Затем обучение в Лейпцигском Университете. Вскоре он получает степень доктора наук. Среди других студентов Фридрих Ницше выделялся способностями к языкам, глубоким интересом к филологии, к поэзии. В будущем филологическое, литературное начало наложит отпечаток на неповторимый стиль Ницше – философа. Ницше приглашают на кафедру Университета Базеля, где он проработает вплоть до 1879 года. Однако позже по состоянию здоровья ученый уходит из университета и посвящает себя философии.

Жизнь Ницше кажется настоящим подвигом – постоянным преодолением слабости и физических и нравственных страданий. Ему приходилось бороться с мучительными головными болями, спазмами желудка, а позднее он практически ослеп. В это время Ницше пишет свои самые известные произведения: «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».

Не просто в это поверить, но Ницше был скорее спокойным, мягким и сострадательным человеком, чем воплощением того холодного надчеловеческого начала, о котором столько писал

Распиная в себе человеческое, гуманистическое, подвергая его критике, противопоставляя восхищающему его антигуманизму, образ которого притягивает внимание читателей его книг, Ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. Что, возможно, было одной из причин его безумия

Выражаясь метафорически, Ницше сгорел в огне своих идей, воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству.

Да, я знаю, знаю, кто я:Я, как пламя, чужд покоя.Жгу, сгорая и спеша.Охвачу – сверканье чуда,Отпущу – и пепла груда.Пламя – вот моя душа.

Формирование убеждений

Именно в юные годы человек жадно впитывает все, что возбуждает его интерес и с легкостью учится всему новому. Так, и будущий великий философ в молодости испытал несколько серьезных потрясений, которые повлияли на формирование его убеждений и становление философских взглядов. В 1868 году молодой человек познакомился со знаменитым немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до знакомства с ним Ницше знал и любил, даже просто был очарован музыкой Вагнера, но знакомство потрясло его до глубины души. В течение трех лет их знакомство переросло в горячую дружбу, поскольку было очень много связывающих этих незаурядных людей интересов. Но постепенно эта дружба стала сходить на нет, а после опубликования Фридрихом книги «Человеческое, слишком человеческое» была разорвана. В этой книге композитор увидел признаки душевного заболевания философа.

Другое сильнейшее потрясение Ницше испытал, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше.

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Суть жизни Фридриха Ницше

Единственное реальное измерение мира в его существовании само по себе – это «жизнь», которая находится в водовороте вечного возвращения – вечный цикл, в котором «все умирает и все снова расцветает». И суть «жизни» определяется взаимозависимостью ее внутренних «сил», обусловленных «волей к власти». Эти принципы Ницше, принимая различные изменения в эволюции его взглядов, пронизывают всю его философию истории и культуры.

Даже в своих ранних работах он намеревается взглянуть на искусство и духовную культуру, которые определяют бытие человека «с точки зрения жизни». По словам Ницше, у источников европейской культуры – от древних греков – есть два основных «происхождения», которые в своей оппозиции определяют его развитие и его сущность. И это «Аполлон» и «Дионис».

Начало Аполлона

«Начало Аполлона» создает иллюзии абстракций, когда люди скрывают истинные основы реальности и заменяют ее миром своих фантазий. Эта тенденция превращается в логическую схему рационализма. Его основой является Сократ, который становится поворотным моментом в мировой истории. Он сначала дает иллюзорное представление о том, что с помощью чистого знания можно проникнуть в самые глубокие глубины бытия, которые даже могут быть исправлены.

Статья по теме: Хадзимэ Каваками — японский философ-марксист

Вот почему Сократ является прототипом «теоретического оптимиста», который дает и ищет знание универсального значения и рассматривает его как панацею от всех несчастий и основание морали. Следовательно, «апполонийская культура» культура знания, порождающая нелепую веру, что наука с ее логикой и теоретизмом должна и может вести «жизнь».

Эта тенденция проходит через всю европейскую культуру, чтобы найти кульминацию в современном мире, идеология которого – теоретизм, основанный на науке и оптимизм, основанный на знаниях. Но логика и теоретическая наука имеют свои пределы и обусловленности, которые в конечном итоге порождают разочарование и неопределенность. «Современная культура, основанная на принципе науки», встречается с призраком разрушения, потому что она начинает становиться «нелогичной».

Дионисское начало

В отличие от «Аполлона», «Дионисское начало» смелое и бурное. В своей иррациональной непосредственности оно срывает завесу иллюзий и «открывает путь к началу бытия, к самой интимной сущности вещей». Оно несет в себе «сверхнормальность витальности» и раскрывает возможность испытать истинное измерение бытия-трагизма как основы жизни.

По самой своей природе «начало Диониса» является «всеобъемлющим зеркалом мировой воли» как отражение вечной истины, которая всегда носит иррациональный мифический характер. Его неисчерпаемая жизненная сила не останавливается перед самыми страшными делами и разрушениями, все для него разрешено, оно не может быть добрым и злым, ибо у него нет границ. Это выражение сущности самой жизни, руководствующееся изначальной волей к власти, которая ведет к самоуничтожению.

Если Ницше в древнегреческом искусстве и культуре «Аполлон» и «Дионис» существуют как взаимозависимые и переплетенные основы, история всей европейской культуры – история научной рациональности, которая в настоящее время доведена до крайности. Так что современный человек больше не имеет истинную культуру, содержащуюся в его недрах «здоровый и святой праобители».

Он был лишен своих корней, воплощенных в мифах, которые подпитываются от «дионисийского начала» и человек постоянно стремится искать отчаянно в прошлом всех других культур. И, пожалуй, единственная тайна, носится духом новой немецкой музыки и философии, способна вернуть современного человека обратно на первичную основу потерянности мифического опыта жизни, доминирующего в досократовой эпохе.

Ницше ратует за «возрождение немецкого мифа», который может привести к «возрождению трагедии» молодому поколению «истребителей драконов», отвергающих иллюзию оптимизма и способных начать жить смело и решительн. В Ницше присутствует двойственность вместе с прославлением немецкого духа и надеждой на его освободительную роль он подвергает резкой критике немцев.

Суть жизни Фридриха Ницше

Единственное реальное измерение мира в его существовании само по себе – это «жизнь», которая находится в водовороте вечного возвращения – вечный цикл, в котором «все умирает и все снова расцветает». И суть «жизни» определяется взаимозависимостью ее внутренних «сил», обусловленных «волей к власти». Эти принципы Ницше, принимая различные изменения в эволюции его взглядов, пронизывают всю его философию истории и культуры.

Даже в своих ранних работах он намеревается взглянуть на искусство и духовную культуру, которые определяют бытие человека «с точки зрения жизни». По словам Ницше, у источников европейской культуры – от древних греков – есть два основных «происхождения», которые в своей оппозиции определяют его развитие и его сущность. И это «Аполлон» и «Дионис».

Начало Аполлона

«Начало Аполлона» создает иллюзии абстракций, когда люди скрывают истинные основы реальности и заменяют ее миром своих фантазий. Эта тенденция превращается в логическую схему рационализма. Его основой является Сократ, который становится поворотным моментом в мировой истории. Он сначала дает иллюзорное представление о том, что с помощью чистого знания можно проникнуть в самые глубокие глубины бытия, которые даже могут быть исправлены.

Статья по теме: Самые жестокие обряды и ритуалы древних майя

Вот почему Сократ является прототипом «теоретического оптимиста», который дает и ищет знание универсального значения и рассматривает его как панацею от всех несчастий и основание морали. Следовательно, «апполонийская культура» культура знания, порождающая нелепую веру, что наука с ее логикой и теоретизмом должна и может вести «жизнь».

Эта тенденция проходит через всю европейскую культуру, чтобы найти кульминацию в современном мире, идеология которого – теоретизм, основанный на науке и оптимизм, основанный на знаниях. Но логика и теоретическая наука имеют свои пределы и обусловленности, которые в конечном итоге порождают разочарование и неопределенность. «Современная культура, основанная на принципе науки», встречается с призраком разрушения, потому что она начинает становиться «нелогичной».

Дионисское начало

В отличие от «Аполлона», «Дионисское начало» смелое и бурное. В своей иррациональной непосредственности оно срывает завесу иллюзий и «открывает путь к началу бытия, к самой интимной сущности вещей». Оно несет в себе «сверхнормальность витальности» и раскрывает возможность испытать истинное измерение бытия-трагизма как основы жизни.

По самой своей природе «начало Диониса» является «всеобъемлющим зеркалом мировой воли» как отражение вечной истины, которая всегда носит иррациональный мифический характер. Его неисчерпаемая жизненная сила не останавливается перед самыми страшными делами и разрушениями, все для него разрешено, оно не может быть добрым и злым, ибо у него нет границ. Это выражение сущности самой жизни, руководствующееся изначальной волей к власти, которая ведет к самоуничтожению.

Если Ницше в древнегреческом искусстве и культуре «Аполлон» и «Дионис» существуют как взаимозависимые и переплетенные основы, история всей европейской культуры – история научной рациональности, которая в настоящее время доведена до крайности. Так что современный человек больше не имеет истинную культуру, содержащуюся в его недрах «здоровый и святой праобители».

Он был лишен своих корней, воплощенных в мифах, которые подпитываются от «дионисийского начала» и человек постоянно стремится искать отчаянно в прошлом всех других культур. И, пожалуй, единственная тайна, носится духом новой немецкой музыки и философии, способна вернуть современного человека обратно на первичную основу потерянности мифического опыта жизни, доминирующего в досократовой эпохе.

Ницше ратует за «возрождение немецкого мифа», который может привести к «возрождению трагедии» молодому поколению «истребителей драконов», отвергающих иллюзию оптимизма и способных начать жить смело и решительн. В Ницше присутствует двойственность вместе с прославлением немецкого духа и надеждой на его освободительную роль он подвергает резкой критике немцев.

Бог мертв!

В своей оценке всех ценностей Ницше также критиковал христианство, которое, как правило, «враждебно к жизни». Оно отрицает «мир», стремится сделать его более бедным, бледным и уродливым, вызванным его «отвращением к жизни». И моральные ценности христианства являются выражением усталости и упадка. Сама мораль, возникшая под знаком религии, является самой страшной формой проявления «воли обрекать».

Статья по теме: Философия У-вэй

Поэтому стремление к «принципу жизни» по своей сути «антихристианское», а современность провозглашает, что «Бог мертв!». Христианская мораль слабых, беспомощных бездельников, которые только надеются на своего божества-спасителя, а не на себя. Ницше выступает против «высшего духа», который инстинктивно выступает против «воли к власти» как основного принципа жизни и независимости.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Фридрих Ницше философия

Философское развитие Ницше традиционно делят на три основных периода, отражающих основные тенденции в его творчестве. В «ранний» период (1881-1886) преобладала философия культуры и эстетики, а также влияние Артура Шопенгауэра и Вагнера. Второй период (1876-1882) отражает оценку всех ценностей и критику, а третья – желание создать совершенно «новую философию», за которой больше нет ни Бога, ни человека.

Статья по теме: Сущность гуманистического рационализма Пьера Абеляра

Несмотря разделение, даже в его ранних работах, наблюдается звучание серии мотивов, которые позже находят своеобразное развитие и модификации в его зрелых работах. В то же время его взгляды в большинстве случаев преднамеренно подвергаются антисистематическим разборам в эзотерической и афористической форме, провоцируя возможности для различных интерпретаций.

На самом деле философ писал блестящим литературным языком, сознательно вплетенным в парадоксальную полифонию, акцентов и мыслеформ и образов. Поэтому все его творчество представляет собой как бы многогранную гигантскую структуру, но некоторые выдирают оттуда просто красивые кусочки мозаики, на которые предлагают смотреть другим, не говоря об общей картине этой разноцветной и фактурной громады.

Сам Ницше считает, что нет никаких реальных фактов о знании, а только «интерпретации» и интерпретации интерпретаций, которые придают явлениям различное значение в зависимости от точки зрения субъекта. Поскольку один текст допускает множество интерпретаций и никто из них не может утверждать, что он прав, то «истина – это такое заблуждение», без которого конкретные люди просто не могут существовать.

Даже законы природы являются лишь субъективной интерпретацией наших собственных символов, с помощью которых мы создаем «мир», чтобы мы могли жить в нем. Поэтому «мир», задуманный как нечто независимое от нас, нашего собственного существа, логики и предрассудков, невозможен и «не существует».

Творчество немецкого философа: Ницше и Заратустра

Фридрих с раннего детства был довольно слаб здоровьем и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, какие только можно придумать. С восемнадцати лет он периодически жаловался на страшные головные боли, а во время работы санитаром перенес кошмарную дизентерию, лечить которую в то время не умели. Огромный удар по нему нанёс также разрыв с сердечным другом – Вагнером, которого он искренне считал самым близким человеком. Он практически не спал, регулярно попадал в руки эскулапов, а к тридцати вообще чуть полностью не ослеп.

Интересно

Болезням, которые постигли несчастного философа, мог бы позавидовать любой медицинский справочник конца прошлого века. По разным данным от страдал от шизофрении, ревматизма, лихорадки, дизентерии, мигрени и прочих малоприятных заболеваний. Современные исследователи считают, что все эти симптомы могут свидетельствовать о недиагностированном сифилисе, которым он легко мог заразиться в студенческие годы.

Творческий путь

В конце семидесятых он уже болел постоянно, но находил себе силы работать не покладая рук. Он писал много, чтобы успеть оставить потомкам «руководство», как правильно следует построить общество и на чем при этом основываться. Лечился он тогда опиатами, что наводит некоторых исследователей на мысль еще и о сильной зависимости мэтра от наркотических веществ. В мае семьдесят девятого он понял, что преподавать уже не может, потому ушел на пенсию с хорошим содержанием в три тысячи франков.

  • В том же году Ницше выпустил свое сочинение «Странник и его тень», отмечая впоследствии, что знает все о тенях, ведь как раз боролся со слепотой.
  • В июле восемьдесят первого в тираж пошла «Утренняя заря», с которой начался совершенно новый виток философии гения.
  • Спустя год Фридрих отправился в Вечный город, где ему пришло множество идей. В 82-м вышла первая часть книги «Так говорил Заратустра». Через пару лет появилась вторая часть, а в восемьдесят пятом и третья. Четвертую и последнюю книгу серии он издавал уже за свои деньги небольшим тиражом, а экземпляры раздал своим немногочисленным друзьям.

Однако главным произведением ученого можно назвать концептуальную книгу «Воля к власти» в которой отражена вся суть придуманного ним учения. В ней он затрагивает «мораль господ и рабов», где всю ответственность за пребывание последних постоянно в униженном положении он возлагает на самих обиженных и оскорбленных, которые принимают придуманную господами мораль.

Темы творчества Фридриха

Этот философ первым в истории подверг сомнению само существование истины как таковой, фундаментальной основы человечества в виде причинности воли, единства с нею рассматриваемого субъекта, а также возможность рациональной оценки поступков и для себя, и для окружающих. Являясь высокопрофессиональным философом, Ницше выбрал особый, афористичный стиль написания своих трудов. При этом он принимает теорию «здорового и упадочного». Первое прославляет жизнь во всех ее проявлениях, а второе тянет ее вниз, в бездну, вызывает пороки и разнообразные недостатки.

Причем источником культуры здоровья он называл единение аполлонийского и дионисийского. Первое как бы окутывает бытие легкой дымкой, подобной сну или фантазии, позволяя упростить существование, а второе является самой жизнью, пьянящей, необузданной, вольной и природной страстью. Кроме того, к характерным чертам творческой мысли философа можно отнести его крайний нигилизм с центральной идеей смерти Бога. Он пишет, что нравственность давно утонула в морали, а само божество задохнулось, задушенное богословием.

Еще одна фундаментальная черта и главенствующая тема творчества Ницше – понятие сверхчеловека, за которую так яростно хватались в Третьем рейхе. Он противопоставляет его последнему человеку, который живет, подобно животному или растению, заботясь исключительно о комфортных условиях. Такой сверхчеловек будет априори стремиться к власти, так как не воспринимает иного положения вещей. Он должен возвыситься над дробностью бытия, мелочностью всего происходящего с индивидом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector