Белорусский экзархат

Финансирование

Согласно уставу БПЦ, её средства образуются из пожертвований и от доходов от предпринимательской деятельности, отчислений от прибыли предприятий и организаций БПЦ. Патриарший экзарх всея Беларуси и Синод Белорусского экзархата являются распорядителями финансовых средств и имущества БПЦ. БПЦ может иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности церкви, в том числе — отнесённое к историко-культурным ценностям. БПЦ пользуется налоговыми и иными льготами, которые государство может предоставлять в установленном законодательством порядке, кроме того — финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране находящихся в собственности или бессрочном безвозмездном владении зданий, объектов, в том числе относящихся к историко-культурным ценностям. Для церкви со стороны государства предусмотрен и ряд налоговых льгот — она освобождена от уплаты налога на недвижимость и земельного налога. В то же время БПЦ платит налоги соответственно законодательству: подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд, страховые взносы.

Существенную часть финансирования составляют пожертвования — многие белорусские бизнесмены, руководители крупных компаний и предприниматели выделяют средства на строительство храмов, жертвуют деньги на их развитие.

БПЦ получает также доход от собственных предприятий. Так, компания «Диакония» с 1993 года занимается поставками алкогольной продукции. Медицинский центр «Элеос», который вместе с гостиницей и кафе входит в многофункциональный комплекс «Дом милосердия», занимается оказанием коммерческих медицинских услуг.

Издательство Белорусского экзархата является одним из крупнейших издательских центров на территории СНГ, а также занимается реализацией церковной утвари.

БПЦ управляет и недвижимостью. По словам митрополита Минского и Заславского Павла, он «не видит ничего зазорного в том, чтобы церковь строила доходные дома».

История

Церковная жизнь зародилась на территории Белоруссии в конце X в. В 992 г. в состав Киевской митрополии вошла новообразованная Полоцкая кафедра. Через некоторое время самостоятельная церковная кафедра появилась в Турове. Под воздействием церковно-политических событий в начале XIV столетия единая Киевская митрополия разделилась на две части.


Свято-Духов кафедральный собор в Минске — главный православный храм Беларуси

Центр восточной её части расположился в набирающем силу Московском княжестве. Западные епархии, в том числе Полоцкая и Туровская кафедры, оказались под контролем православных епископов Литовской митрополии. Положение православных христиан в Литовском княжестве постепенно ухудшалось.

В 1596 г. административные единицы православной церкви прекратили своё существование. Через 40 лет в Могилёве была учреждена православное церковное управление, которое являлось единственным оплотом православной церкви на белорусских землях до конца XVIII столетия.

В 1793 г. территория современной Белоруссии вошла в состав Российской империи. К началу XX в. здесь существовали 5 епархий с центрами в следующих городах:

  • Могилёв;
  • Полоцк;
  • Минск;
  • Вильнюс;
  • Гродно.

Викарные епископы несли служение в Бресте, Белостоке, Слуцке, Гомеле, Каунасе и Двинске. На белорусских землях располагались 3500 церковных приходов и 35 монастырей. Религиозное образование можно было получить в 3 семинариях. При всех епархиальных управлениях работали типографии, выпускающие периодические религиозные печатные издания.


Минская духовная академия

После Октябрьской революции большинство епархий были упразднены. В течение 70-ти лет единственная православная кафедра существовала в Минске. В помощь минскому епископу периодически назначались викарии. Возрождение церковной жизни в Белоруссии началось в конце 80-х гг. прошлого века. В октябре 1989 г. состоялся Архиерейский собор, принявший следующие решения:

  • учреждение Могилёвской, Пинской и Полоцкой епископских кафедр;
  • образование на территории республики Беларусь одноимённого экзархата;
  • назначение главой новой административной единицы минского митрополита Филарета с утверждением ему титула митрополит Минский и Гродненский, патриарший экзарх Белоруссии.

Интересно! В Белорусском экзархате на протяжении 30 лет происходит процесс разукрупнения епархий. К настоящему времени их насчитывается 14 епископских кафедр, состоящих из 1650 приходов.

Частыми гостями на белорусской земле являются Предстоятели Русской Православной Церкви. Всестороннюю поддержку Белорусской Православной Церкви оказывают светские власти республики. Президент Александр Лукашенко в одной из своих речей назвал церковь «главным идеологом страны».

Учебные заведения, ставропигии

Белорусский экзархат располагает обширными возможностями по подготовке нового поколения клириков. Для этого создано специальное управление катехизации и религиозного образования, заведующее вопросами профильного обучения церковному песнопению, чтению и иконописанию для епархий и благочиний.

Также БПЦ в состоянии обеспечить достойное среднее духовное образование. Сейчас насчитывается свыше ста церковных учреждений соцнаправленности и около 654 воскресных школ. Самыми известными учебными заведениями являются:

  • Минская духовная академия;
  • Витебская и Минская духовные семинарии;
  • Соломинское, Минское и Витебское духовные училища.

Кафедры, предлагаемые учебными заведениями: богословско-педагогическая; регентов-псаломщиков; миссионерская; подготовительная для поступления в духовные вузы. Обучение может проводится и на заочной форме.

Белорусские православные ставропигии — Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь (город Гродно), Свято-Введенский мужской монастырь (деревня Богуши), Спасо-Ефросиниевский женский монастырь (город Полоцк).

Современное состояние

По данным Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ, в стране православных — около 48 % населения (более 80 % верующих); Белорусский экзархат по состоянию на 2011 год включал 11 епархий и 1582 общины, в которых несут службу 1655 священнослужителей; 1597 православных храмов. Действуют 7 духовных учебных заведений, в том числе духовная академия и духовная семинария в Жировичах (Слонимский район Гродненской области), духовная семинария в Витебске, 3 духовных училища, а также 14 мужских и 20 женских монастырей, 54 братства и 113 сестричеств. Богословов также готовят в Теологическом институте Белорусского госуниверситета и в Витебском государственном университете имени Петра Машерова.

7 января 2008 года, во время посещения Свято-Духова кафедрального собора в Минске, Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко назвал Белорусскую православную церковь «главным идеологом нашей страны». Сама православная церковь отрицает свою причастность к какой-либо идеологии.

Служение

В 2007-м Дениса Доронина приняли в Минское епархиальное управление на должность референта по общим вопросам. Три года (с 2007 до 2010) исполнял послушание иподиакона Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Постриг прошел в 2009 году в Жировичском мужском монастыре, с наречением имени Антоний — в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Через год рукоположен в иеромонаха, и в том же году возведен в сан игумена. В январе 2012 года митрополитом Филаретом возведен в сан архимандрита.

С конца 2011 года Антоний преподавал «Общецерковную историю» в Минской духовной семинарии, потом в Минской духовной академии вел «Литургическое богословие».

Антоний исполнял должность ответственного секретаря Управления делами Белорусского экзархата, был помощником ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру БПЦ в Минске.

В 2014-м назначен управляющим делами Белорусского экзархата (после реорганизации — Минской экзархии). Осенью того же года был избран епископом Слуцким и Солигорским. Введен в состав Синода Белорусского экзархата.

Награжден орденом святителя Кирилла Туровского II степени.

«На покой по состоянию здоровья»

 
Священный Синод постановил отчислить архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия на покой по состоянию здоровья, определив его местом пребывания Минск.

Напомним, что снятый с должности 69-летний архиепископ Артемий был известен тем, что в августе 2020 года открыто выступил против насилия.

— А тот, кто из старшего поколения, которое бурчит, учителя («мы тут политику увидели») вам на коленях надо стоять за всю фальсификацию, всю ложь, которую давали нашим детям. За БРСМ, за комсомол, за всё, что было атеистическое. Вот результат вашего воспитания. Теперь ваши воспитанники с цепи сорвались. Они жаждут крови, они невменяемы. И, конечно, низкий поклон всем вам, что вы стояли твердо, показали точную христианскую позицию. Никакого насилия, никакого беспокойства…, — говорил он на одной из своих проповедей 16 августа 2020 года.
Новый глава — молодой, образованный, с орденом
Епископу Слуцкому и Солигорскому Антонию (в миру — Денису Валентиновичу Доронину) — 41 год. Родился в Баку (Азербайджан), куда его предки переехали из Нижнего Новгорода в период коллективизации. В его шесть лет, когда в Азербайджане и Армении начался подъем национальных движений и обострился Карабахский конфликт, семья Дорониных переехала в Беларусь, хотя тут не было ни родственников, ни близких друзей.

— Здесь родители почувствовали особую доброту и сердечное отношение людей, в особенности к детям, — отмечал епископ Антоний в интервью Млын.by.

О какой автокефалии речь?

«Автокефалия» — это очень популярная страшилка в церковных
кругах. Слово это давно употребляется с негативными коннотациями, хотя, как
известно, сама по себе автокефалия — это всего лишь принцип административного
устройства мирового православия, состоящего из нескольких полностью
самостоятельных, то есть автокефальных Церквей, одна из которых — Русская Православная
Церковь. «Сам себе голова» — вот что значит это греческое слово. Но правда то,
что редко когда в истории новая поместная Православная Церковь получала эту
самую автокефалию без скандалов и канонических раздоров.

Каждая автокефальная Церковь уважает только свою
автокефалию и чествует день ее получения, но противится любым попыткам ее
обрести со стороны какой-либо из ее частей — здесь уже автокефалия подается как
зло. Что говорить, драма с украинской автокефалией у нас прямо перед глазами.
Поэтому страшилка весьма удобная, стоит только подвести под нее по аналогии с
Украиной и Беларусь. Аналогия, однако, сильно хромает.

Среди клириков и верующих БПЦ этот вопрос пока не только не ставится, но даже не обсуждается. В том числе и в самой продвинутой Гродненской епархии, о чем говорит и архиепископ Артемий в своем интервью после отставки, вопреки всем голословным обвинениям, что он превратил свою епархию в «пристанище автокефалистов».

Тема автокефалии как таковая периодически всплывает в обществе, но в кругах далеких от Церкви, во всяком случае от БПЦ. Есть даже небольшая церковная группа автокефалистов, входящая в структуру заграничной БАПЦ (Белорусская Автокефальная Православная Церковь). В Беларуси она вне закона, у нее здесь всего два священника и ни одного храма. Вряд ли она может составить конкуренцию БПЦ и представлять какую-то угрозу для ее единства.

Равнодушие православных белорусов к теме автокефалии
поддерживается и в основном дружественным расположением белорусского народа, в
том числе и церковного, к России. И это даже несмотря на ту роль, которую
сыграло ее руководство в поддержании режима.

Более того, мы уже видим, во что может вылиться в условиях диктатуры эта «независимость». Чем меньше зависимость от внешнего руководства, тем больше соблазна для государства диктаторского типа распоряжаться Церковью как своей собственностью, и она легко может превратиться совсем не в то, что называется «сам себе голова», а напротив — без собственной головы в карманную церковь режима, симптомы чего мы сейчас и наблюдаем.

Как ни парадоксально, но именно сейчас БПЦ ближе к «автокефалии», чем когда-либо. Московская Патриархия, ранее сдерживавшая попытки к большему самоуправлению Белорусского Экзархата, теперь фактически все передала на внутреннее усмотрение режима и зависимого от него церковного руководства. Примечательно, что Москва именно сейчас с готовностью пошла на то, чего не допускала раньше: поставить во главе Экзархата местного епископа белорусского происхождения, причем явно по указке режима. И теперь власть, уже не стесняясь, подломила под себя православие, делая то, в чем обвиняет своих врагов. На этом фоне интересна еще и такая деталь, что как раз новоназначенный в Гродно епископ Антоний (Доронин) имеет репутацию иерарха с проавтокефальными настроениями. Есть предположение, что именно он, как управляющий делами БПЦ, стоит за неуклюжей попыткой митрополита Павла (Пономарева) взять курс на большую самостоятельность Белорусского Экзархата.

Церковный компонент протестного движения

Разгон протестующих. Минск, 9 августа 2020 г.

Религиозный фактор на постсоветском пространстве
традиционно где-то на обочине публичной жизни. Но на острие драматических
событий прошлого года, особенно после массовых избиений и насилия со стороны
ОМОНа в день выборов 9 августа, моральный авторитет Церкви вдруг оказался
чрезвычайно востребованным. И это не удивительно, поскольку белорусский протест
в основе своей — прежде
всего моральный протест.

Христианская и пастырская совесть многих из них просто не
могла не откликнуться на этот моральный вызов.

В итоге общество услышало голос Церкви, причем со стороны
разных конфессий, хотя и неодинаковой силы звучания. Правда, это был в основном
голос церковных «низов», а вот со стороны иерархов… У католиков это два-три
епископа, а у православных — один: архиепископ Артемий. Но даже один такой
иерарх с собственным голосом, ставший выразителем чаяний церковных низов, это
уже немало и, пожалуй, даже чудо.

Открытие «церковного фронта»

Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко)

Но, как видим, нашелся и иерарх для передачи этого голоса с
архиерейского амвона

На что немедленно последовал окрик со стороны
Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, беспрецедентный в
своем роде: бюрократическая структура ставит себя выше правящего архиерея, «обращая
внимание», что «любые заявления в связи с нынешней непростой ситуацией в
Республике Беларусь, сделанные отдельными представителями Белорусской
Православной Церкви, как священнослужителями, так и мирянами… не являются отражением
официальной позиции Белорусской Православной Церкви»

В конце концов дело дошло до угроз от высшего официального лица государства. Лукашенко потребовал от священнослужителей «заняться своим делом», иначе «государство с безразличием на это смотреть не будет». В его эмоциональных заявлениях сквозило явное раздражение, что прорвало там, где вроде бы все под контролем и чему раньше не придавали слишком большого значения. Немедленно были исправлены приоритеты и открыт «церковный фронт», первыми жертвами чего стали главы двух ведущих конфессий.

Как ни старался угодить властям митрополит Павел (Пономарев), стоявший во главе Экзархата, но и он оказался не ко двору. Все-таки дал слабину и проявил человеческое сострадание к потерпевшим от насилия, посетив их в больнице. Теперь на вышеупомянутых встречах с духовенством чиновники президентской администрации открыто настаивают на том, что о репрессированных и потерпевших от насилия даже молиться нельзя, не то что им сострадать. Уже мало просто молчания, требуется активная поддержка правящего курса. И все это проходит под знаком будто бы «невмешательства в политику».

«Политикой» же называется то, что Основы социальной концепции РПЦ называют долгом церкви: «печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп» (ОСК РПЦ, III.8). Мало того, Церковь оставляет за собой право в некоторых случаях «призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти» и даже «обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» (ОСК РПЦ, III.5). Стоит только непредвзято послушать выступления и воззвания архиепископа Артемия, которые ставятся ему в вину, и легко будет обнаружить в его словах именно такое печалование и заступничество за народ перед лицом распоясавшегося зла. Там нет призывов занять ту или иную сторону в политическом противостоянии:

И все это завершается не призывами к смене власти, а
пожеланием: «пусть будут справедливо, честно и открыто расследованы все
факты обмана, насилия и жестокости, чтобы совершилось правосудие и
восторжествовала правда!»

«Остановите насилие!» Священник Владимир Дробышевский из Гомеля за пикеты был дважды осужден на 15 суток. Из-за угрозы уголовного преследования покинул страну вместе со своей многодетной семьей

Призыв к законности и правде называется «политикой» теми,
кто как раз и занимается политикой в чистом виде: безоглядной поддержкой одной
стороны противостояния. Все перевернуто с ног на голову, и так на каждом шагу.
Например, говорится о попытках установить межнациональный и межконфессиональный
мир, но на самом деле именно власть делит верующих на «дружественные» и
«вражеские» конфессии, оказывает давление на поляков, формируя образ внешнего
врага в лице западного соседа. Тогда как молитвы и крестные ходы против насилия
и беззакония, напротив, объединили верующих разных конфессий, а само народное
движение в целом не имело никакой узконациональной подоплеки. И очень нелепо
звучит, когда официальная пропаганда называет протестные акции прошлого года
«нацистским бунтом». Аналогично и с громким заявлением на пресловутой «рабочей
встрече» о якобы попытках «сломать православие… путем объявления автокефалии».

Структура и управление

Церковно-правовое положение БПЦ регулируется главой XIII Устава РПЦ. Белорусская православная церковь обладает административной самостоятельностью и управляется Синодом, который состоит из Патриаршего Экзарха всея Беларуси и всех правящих архиереев Экзархата. Экзарх Белоруссии имеет титул «Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси».

В состав БПЦ входят следующие епархии (по областям):

Кафедральный Свято-Симеоновский собор, г. Брест.

Кафедральный Покровский собор, г. Витебск

Витебская область

  • Витебская епархия
  • Полоцкая епархия

Кафедральный Петро-Павловский собор, г. Гомель

Кафедральный Собор во имя Архистратига Михаила, г. Мозырь

История становления

Основан Белорусский экзархат в 1989 г. вследствие принятого на поместном Соборе РПЦ синодального решения о создании самостоятельного наместничьего округа Беларуси в церковном единстве и подчинении Русской Православной Церкви. В том же соборном постановлении был окончательно закреплен и статус трех утвержденных ранее епархий Могилева, Пинска и Полоцка.

С октября того же года Священный коллегиальный орган РПЦ ратифицировал новый патриарший сан для главы Белорусской церкви, возведя архиерея в чин митрополита Минского и Заславского. На сегодняшний день экзарх Белоруссии является Патриаршим епископом и наместником Преосвященного Кирилла. В подчинении Патриарха БПЦ весь поместный епископат и митрополиты.

Автономность Белорусского экзархата официально признана церквями Вселенского православия, что говорит о наличии у БПЦ самостоятельного права осуществлять административно-территориальное регулирование в соответствии с православными каноническими правилами. Центром управления церковного округа является Минский район, включая столицу Республики Минск.

Под руководством Минской епархии, Святейшего владыки и Синода БПЦ находятся главные церковные отделы и структурные подразделения — Контрольно-канонический совет, Секретариат Управления делами православного экзархата, отдел патриаршей пресс-службы и делопроизводства, юридическая и финансово-хозяйственная служба и прочие церковно-административные элементы.

Располагается главная митрополичья кафедра в стенах Свято-Духовного собора города Минск, а второе по значимости ведомство — в храме Преображения Господня города Заславля. Окончательно Минская епархия была реорганизована с февраля (журнал №13,15) 1992 г. синодальным решением Белорусской Православной Церкви. Согласно этому документу территория экзархата четко ограничивалась пределами только Минской области.

К моменту формирования экзархата БПЦ включала в себя 4 епархиальных угодья — Минское, Полоцкое, Могилевское и Пинское. Позже были возрождены еще 6 православных округов — Брестский, Гомельский, Новогрудский, Гродненский, Туровский и Витебский. А с 2007-го создан новый район — Бобруйский. Сегодня в Белорусский экзархат входит 15 отдельных епархий, 1612 приходов, 35 монастырей, специализированные учебные заведения и прочие организационные элементы БПЦ.

Значение БПЦ для современного общества в условиях глобальной деморализации и нравственного упадка сложно переоценить. Не случайно в 2008 году, во время своего пребывания в минском Свято-Духовом соборе, президент Белорусии назвал БПЦ главным идеологом страны.

История

2000-летие христианства. Почтовый блок Белоруссии, 2000 год

В 992 году в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата была учреждена Полоцкая епархия. К XIII веку на территории современной Беларуси было 2 епархии: Полоцкая и Туровская (1005), которые входили в Киевскую митрополию.

В связи с фактическим разделением в начале XIV века общерусской Киевской митрополии на церковь с центром в Москве (в пределах Московского княжества) и православную церковь в Великом княжестве Литовском (Литовская митрополия, 1316), Полоцкая, а с 1347 года и Туровская епархии вошли в состав последней.

В 1459 году произошло окончательное отделение Киево-Литовской митрополии от Московской. В середине XVI века в состав Литовско-Новогрудской митрополии (центр в Новогрудке, потом в Вильнюсе) входили Полоцкая, Туровская (с кафедрой в Пинске), Смоленская, Черниговская, Галицкая, Перемышльская, Холмская, Луцкая, Владимир-Волынская епархии.

После Брестской унии 1596 года православная церковь в Великом княжестве Литовском как канонически целое перестала существовать. Снова основана в 1632 году в Могилёве. Могилёвская (Белорусская) епархия была единственной православной епархией в пределах Белоруссии до конца XVIII века. После Второго раздела Речи Посполитой в 1793 года учреждена Минская епархия. В 1833 году восстановлена Полоцкая, созданы Виленская (1840) и Гродненская (1900) епархии. В Бресте, Белостоке, Слуцке, Гомеле, Каунасе и Двинске существовали кафедры викарных епископов. Все епархии входили в состав Греко-российской церкви и находились под юрисдикцией Святейшего синода. До начала Первой мировой войны в пяти православных епархиях Белоруссии были 3552 храма и 35 монастырей, три духовные семинарии. Каждая из епархий имела свои периодические издания.

В соответствии с положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 года во исполнение постановления Поместного собора 1917—1918 годов о митрополичьих округах Временный патриарший Священный синод образовал церковные области в составе нескольких епархий, в том числе в границах Белорусской ССР была образован митрополичий округ с центром а Минске. Дата упразднения точно неизвестна. Предположительно, это произошло в 1943 году при проведении переустройства епископских кафедр.

В послевоенное время под давлением властей все епархии в Белоруссии, кроме Минской, были упразднены. В помощь митрополиту Минскому и всей Белоруссии иногда назначались викарные архиереи.

Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший 9—11 октября 1989 года, принял определение об образовании Белорусского экзархата Московского патриархата, утвердив прежнее решение Священного синода об образовании Могилёвской, Пинской и Полоцкой епархий.

16 октября 1989 года Священный синод во исполнение определений Архиерейского собора постановил: экзарху Белоруссии впредь иметь титул «Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии»; Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить экзархом Белоруссии.

Постановлением Синода Белорусского экзархата от 6 февраля 1992 года (журнал № 15), утверждённым постановлением Священного синода Русской православной церкви от 18—19 февраля 1992 года (журнал № 13), Минская епархия реорганизована и территориально ограничена Минской областью.

7 января 2008 года при посещении Свято-Духова кафедрального собора в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал Белорусскую православную церковь «главным идеологом нашей страны».

В октябре 2010 года в ходе визита в Стамбул (Турция) президент Лукашенко, по сообщениям СМИ, на встрече с Константинопольским патриархом Варфоломеем мог обсуждать перспективу дарования автокефалии Белорусской церкви; эксперты расценивали переговоры как политический демарш президента против руководства России. 13 октября руководитель администрации президента Республики Беларусь Владимир Макей опроверг эти сообщения, назвав их «очередной гнусной провокацией» и связав их с обострением российско-белорусских отношений.

20 декабря 2018 года БПЦ постановила «признать раскольническим сообществом так называемую Автокефальную православную церковь Украины во главе с так называемым митрополитом Киевским и всея Украины Епифанием».

25 августа 2020 года Священный синод Русской православной церкви освободил от должности главу Белорусского экзархата (отдельного церковного округа) митрополита Минского и Заславского Павла (Пономарёва). Новым патриаршим экзархом в Белоруссии назначен епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин (Тупеко).

Есть ли перспективы у православия в Беларуси?

Таким образом, в результате событий последнего года Белорусская Православная Церковь значительно поднялась в приоритетах государства. Режим оценил идеологический потенциал Церкви, но парадоксальным образом, желая поставить этот потенциал себе на службу, тем самым его же и уничтожает. Моральный авторитет Церкви, проявленный во времена протеста, строился на авторитете таких священнослужителей, как архиепископ Артемий, свидетельствовавших о Правде Божией, невзирая на лица. Церковь, которая с помощью государства закрывает рот таким служителям и соглашается служить идеологическим придатком государства, катастрофически теряет свой моральный капитал.

Вот это как раз и есть попытка «сломать православие». Но, как уже говорилось, не иерархией единой жива Церковь. Неизбежно будут разочарования и потери верующих. Но многие из тех, кто останется, сохранят этот живой опыт церковного самосознания, и это будет тот потенциал, который даст свой плод после освобождения Церкви из плена.

Фото взяты из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector