Николай досталь: прихожане выходили на митинг против фильма «монах и бес»

Сергей Барковский

В ленте «Монах и бес» актер Сергей Барковский играет Александра Христофоровича Бенкендорфа, реально существовавшего персонажа, который появляется в фильме.

Барковский — заслуженный артист России. У него десятки ролей в кино и театре. Работа в картине «Монах и бес» при этом одна из самых заметных за последние годы, потому что Барковский все чаще соглашается сниматься в сериалах. Например, его можно увидеть в многосерийных фильмах «Лондонград», «Кухня», «Тайны следствия», «В зоне риска».

Среди его запоминающихся работ в полнометражном кино можно выделить доктора Роджерсона в исторической драме Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел», Михаила Горбачева в телесериале Сергея Снежкина «Брежнев».

Как архиепископ Новгородский оседлал беса

Он был первым избранным, а не назначенным из Киева, как это было раньше, архиепископом новгородским с 1165 по 1186 год. Этот святой должен быть нам хорошо известен по истории иконы «Знамение» Новгородской, память которой торжественно отмечается 10 декабря.

Именно этому архиепископу в ответ на молитвы явилась Пречистая Богородица и повелела перенести Ее икону из храма и установить на стенах города, третий день осаждаемого суздальцами. Только по его молитвам икона, ныне именуемая «Знамение», сдвинулась с места и позволила себя перенести на указанное место.

Как известно, после всех этих событий суздальские воины, на которых напало помрачение, стали убивать друг друга – город был спасен.

Икона «Знамение» Новгородская

Кроме этого события, с именем Иоанна Новгородского связана целая серия различных преданий и легенд, которых всего насчитывается около 150. Путешествие в Иерусалим на бесе – одно из наиболее ярких и известных повествований, включенных даже в житие святого.

Как мы уже увидели из случая с иконой «Знамение», архиепископ Иоанн был большим и дерзновенным молитвенником. Такая молитва приятна Богу, но вызывает злобу и досаду у бесовской силы. И вот, во время очередного келейного молитвословия святителя один бесенок, желая отвлечь подвижника от его занятия, начал плескаться в сосуде с водой, служившем умывальником. Святой отвлекся, но быстро понял вражью хитрость. Он перекрестил сосуд, чем закрыл бесу выход оттуда.

Палимый силой крестного знамения, нечистый начал просить Иоанна выпустить его из умывальника. Тогда архиепископ ответил, что сделает это только в том случае, если бес свозит его на Святую Землю и обратно. Бесенок согласился и, приняв вид коня, осуществил обещанное, за одну ночь свозив архиепископа в Иерусалим и обратно. Там святой смог посетить храм Воскресения Христова, вход в который открылся по его молитвам, и приложиться ко Гробу Господню, а также ко всем другим святыням.

Бес был посрамлен. Но за свою «услугу» он попросил Иоанна не рассказывать никому об этом путешествии, иначе нечистый обещал ему досадно отомстить. Однако однажды, исключительно с назидательным намерением, праведник все же упомянул в беседе, что знает человека, осуществившего поездку на бесе в Иерусалим.

Тогда лукавый начал мстить ему, стараясь оклеветать. Он то выходил из кельи святого, приняв вид блудницы, то подбрасывал ему туда же различные предметы женского гардероба. Люди попались на «ловушку» и захотели избавиться от владыки, опорочившего себя, по их мнению, грехом блуда. Когда они пришли к своему владыке, бес под видом девицы как раз выбегал из его кельи.

Тогда люди поняли, что ошиблись, были жестоко обмануты лукавым. Они просили прощения у своего владыки, умоляли его вернуться. Незлобивый пастырь, конечно же, не стал держать обиды и вернулся в город. В память об этом событии на месте, где остановился плот с архиепископом, новгородцами был установлен каменный крест.

До этого свою художественную интерпретацию житийное повествование получило и в русской литературе. Многие, должно быть, сразу вспомнили известный полет на черте за черевичками из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Примечательно, что этот же житийный мотив использовал и А.С. Пушкин для своей первой (незаконченной и долго считавшейся утраченной) поэмы «Монах».

Однако не будем путать творческую интерпретацию с простым заимствованием. История Ивана, Семенова сына, и беса по имени Легион является лишь «размышлением на тему», а не православным учением. Как известно, добро и зло живут по своим законам, а искусство – по своим. Поэтому любые обвинения в ереси и «неканоничности» по отношению к фильму «Монах и бес» необоснованны и смехотворны.

Монах и бес. Лучший русский фильм 2021 года

Прочитав кучу гневных рецензий на фильм, я решил «что никто, кроме меня

» и вот вам ответочка, граждане кинокритики. Основное обвинение фильму заключается в том, что он, видите ли, «постмодерновый».. Ребята, Постмодерн — это действительно основание для приговора, только для оправдательного приговора — оправдательного! Снимать в 21 веке фильм про мужской монастырь можно только в стиле постмодерн, иначе это будет религиозная пропаганда, а не кино.

Пропаганда — это понятие эпохи Модерна, когда идея доносится с помощью рациональных аргументов. Но пытаться рационально обосновать Православие — это не просто тупиковый путь — это прямая дорога в АД. Тем более, что есть наглядный пример рационального Православия — это Протестантизм с его итоговой гомосятиной, толерантностью и киборгами. Знаете, какое ключевое отличие Модерна от Постмодерна? Постмодерн допускает чудеса, что безусловно роднит его с архаикой и в этом контексте, «М и Б» намного «чудеснее», чем другое классическое кино на эту тему — «Остров» Лунгина. «Остров» — кино, где чудо является, по сути, рациональным аргументом, неким «научным фактом» в пользу Православия. Вот тебе лампочка ильича, — уверуй в социализм, вот тебе чудо — уверуй в Христа. Однако, по нынешним временам, это как то слишком механистично и «в лоб». В «Монах и Бес» все сделано изящнее. Хотя рефреном через весь фильм проходит тезис — » это не чудо, чудеса — они от дъявола», но взамен создается «картинка», когда волшебство — оно везде. Нам предлагают окунуться не в отдельные чудеса «специально подготовленых людей» — старцев, святых, подвижнико

в, а сразу предлагают волшебный мир для всех и каждого — даже для бесов.

двойной клик — редактировать изображение

Конечно же, формально, для массового зрителя, «М и Б» — это, как ни крути, антиклерикальная комедия. Сюжет построен на том, что постоянно обыгрываются грехи монахов и ограниченность настоятеля, высмеиваются чудеса, бес показан положительным персонажем.. Но Постмодерн чисто технически антирелигиозен, тут нет вариантов. Но это шанс погрузиться в некое архаическое сакральное пространство из которого, возможно, будут выкристаллизовываться новые форматы религиозного сознания. Да, это долгий скользкий путь, но вот как то боком-подскоком топорненько и рациональненько доказывать существование Бога, как это практикуют «режиссеры от РПЦ» в других фильмах — это уж совсем извращение.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Сюжет картины

Читать также:

5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.

Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.

Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.

Где проходили съемки?

Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.

Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.

Режиссер Николай Досталь — о съемках фильма «Монах и бес»

В рамках рубрики «Завтрак со звездой» корреспондент «МИР 24» Надежда Боричева беседует с режиссером Николаем Досталем о его новом фильме «Монах и бес», который стал единственной российской картиной, представленной в конкурсной программе 38-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ).

Николай Досталь — режиссер, сценарист, актер, продюсер. Его отец, тоже кинорежиссер, погиб на съемках картины. После его смерти, по словам Николая Досталя, «Мосфильм» взял их с братом под опеку. Так что другого пути у него не было. Николай Досталь снял знаменитые фильмы «Штрафбат», «Маленький гигант большого секса», «Петя по дороге в Царствие небесное».

Ваш новый фильм «Монах и бес» вошел в конкурсную программу на ММКФ. Расскажите, как он создавался, откуда вы взяли эту историю?

Николай Досталь: Это история длинная, так как замысел ее родился в 2011 году, в 2012-м был написан сценарий. И вот с тех пор я занимался поисками бюджета.

Я знаю, что на самом деле два первоисточника там есть, и вы соединили их в одну историю…

Н.Д: Есть два жития, будем так говорить. Житие Ивана Семеновича Шапошникова, это прототип нашего героя, хотя мы фамилию его не называем, потому что мы кое-что изменили в сюжете. Он жил в первой половине XIX века и родился в Нило-Сорской пустыни. Другой прототип героя — А Иоанн Новогородский. Его мощи лежат в Софийском соборе Великого Новгорода. Он жил в XI-XII веках. И вот он как раз поймал беса в рукомойнике, его бес возил в Иерусалим… С годами он стал архимандритом, настоятелем монастыря, потом причислен к лику святых. И когда я две эти истории рассказал Юрию Арабову. Он написал сценарий, умело соединив их, внедрив туда еще Николая Первого с Бенкендорфом. Получился такой сценарий, который меня поностью устроил, и я начал работать над фильмом.

Главную роль у вас исполняет актер театра «Сатирикон» Тимофей Трибунцев. Скажите, как вы его нашли? Ходили спектакли отсматривали?

Н.Д: Я знал его раньше, он у меня снимался в «Штрафбате», «Расколе». То есть я его снимал в небольших ролях, хотя он говорит, что его по «Штрафбату» до сих пор на улице узнают. Ну, потому что эта картина широко у нас шла и повторялась несколько раз по телевизору. Я его знал давно, у меня был другой актер на примете, но мне нужен был целиком свободный артист, чтобы он уехал со мной в Кириллов, в Вологодскую область, и оттуда не уезжал. И вот, на мое счастье, Константин Райкин закрыл на ремонт свой театр.

Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.

Необычный послушник Нило-Сорской пустыни

Как видим, у него автор картины позаимствовал даже имя для своего главного героя – Иван, Семенов сын. Что же известно об этом дивном юродивом подвижнике?

Родился Иван в 1802 году в городе Галич Костромской губернии в семье мещан. Известно, что он имел способности к иконописи и ремесленному мастерству, чем и занимался в юношестве. Однако в восемнадцать лет ему пришлось оставить это милое сердцу занятие: вследствие паралича у него была поражена правая рука и ноги, до конца жизни он уже не мог ими свободно владеть, передвигался только с помощью палки. Но и в этом юноша усмотрел явный промысл и волю Божию и решил покинуть этот суетный мир, уйдя в монастырь.

Первым пристанищем Ивана стал Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь он, однако же, пробыл недолго, поскольку недуг не позволял ему нести суровые трудовые послушания. Исключенный из этой обители, послушник пришел в Нило-Сорскую пустынь, находящуюся невдалеке, где и провел все свои оставшиеся годы подвижничества. Настоятель обители иеросхимонах Нил быстро угадал в молодом послушнике дивного избранника Божия и вскоре они стали духовными сподвижниками.

Поначалу, правда, Иван сильно тосковал по первой своей обители. Однако Сам Господь утешил его и прекратил эту безмерную скорбь через Своего угодника преподобного Нила Сорского.

После этого видения тоска послушника ушла бесследно, он с радостью нес в обители свои подвиги все последующие годы.

В скором времени послушник Иван Шапошников, восходя от силы в силу, смог стяжать такие необходимые, но редкие даже для монашествующих качества, как смирение, абсолютное незлобие и нестяжательность. Причем присущий ему также дар любви простирался на всю Божию тварь. Братия заметила, что неся послушание в трапезной, он из жалости подкармливал даже тараканов: измельчая и размачивая хлеб специально для этих целей, Иван Семенович клал их в те места, где насекомых было больше всего.

Свое послушание в трапезной он нес целых двенадцать лет, при этом кухня заменяла ему келью, здесь же он и спал на печи, перекрытой досками. Одежда послушника была неизменной: в любое время года он ходил в одном и том же подряснике, обуви обычно не носил.

Неудивительно, что святому пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от младшей братии. Все это он переносил спокойно, никогда не гневался и не обижался, очень часто прикрывая свой подвиг юродством.

Со временем, все так же оставаясь в разряде послушников, Иван Семенович был удостоен некоторых благодатных даров. Например, дар прозорливости: часто ему приоткрывался мир невидимый.

Как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, так и о необычном прозорливце вскоре стало известно по всей округе. К Ивану Семеновичу стали приходить люди со своими скорбями и болезнями. Он их с любовью принимал, но быстро стал тяготиться такой мирской славой. По благословению настоятеля он построил себе отдаленную келью на болоте и уже там продолжил нести свой подвиг.

Понятно, что не только от людей, но тем паче и от врага рода человеческого не могло утаиться преуспеяние дивного старца. Он всячески пытался отвратить его от служения Богу, сбить с толку. Еще когда Иван Семенович нес послушание в трапезной, бесы неоднократно являлись ему наяву в своем страшном виде.

Бесы поднимали его над землей и заставляли плясать. Однако воин Христов им не поддавался. Иногда нападки эти были настолько страшными, что он просил кого-то из братии остаться с ним в кухне на ночь.

Когда Иван Семенович перебрался в удаленную келью, бесовские страхования и издевательства только ужесточились. Однажды, когда он возвращался к себе после вечернего правила, страшный эфиоп напал на него в лесу с дубинкой и так избил, что еще долго послушник пролежал без сознания. Шрам после удара по голове остался у него до конца жизни.

Однако вскоре пришла и нежданная помощь и утешение в борьбе. Однажды вечером старцу в келье явился архидиакон Стефан и указал на медный крест, сказав, что им он будет побеждать бесов. До этого крест лежал у Ивана Семеновича в небрежении, поскольку он был восьмиконечным, а праведник считал, что правильный крест должен быть только четвероконечным.

Это было не последнее чудесное посещение подвижника. Во время тяжкой болезни он также сподобился явления Самой Владычицы в сопровождении святых дев: преподобной Анастасии и великомученицы Екатерины.

Но годы земной жизни Ивана Семеновича все же подходили концу. Скончался он 13 мая 1863 года. И только за шесть лет до своей кончины был пострижен в рясофор.

Между комедией и драмой

Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.

Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.

Борис Каморзин

В фильме «Монах и бес» (2016) актер Борис Каморзин играет игумена и настоятеля мужского монастыря. За свою работу он так же, как и Трибунцев, получил статуэтку «Ника», но уже за лучшую мужскую роль второго плана. Стоит признать, что создателям ленты удалось подобрать действительно блестящий актерский ансамбль, пусть и из малоизвестных актеров.

Каморзин родился в Брянске. Учился в театральном училище имени Щукина. Работал во многих столичных театрах — московском Театре юного зрителя, театре имени Вахтангова, в театре под названием «Содружество актеров Таганки».

Свою первую роль в кино он исполнил у Николая Досталя в известной трагикомедии 1990 года «Облако-рай», сыграв товарища Саратова. Среди его ярких и заметных работ стоит также выделить участие в трагикомедии Валерия Чикова «Не послать ли нам гонца?», боевике Егора Кончаловского «Антикиллер», детективном сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация», многосерийной комедии Алексея Кирющенко «Приключения солдата Ивана Чонкина», роуд-муви Сергея Лозницы «Счастье мое».

Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «ИЗВЕСТИЯ»

— «Монах и бес» вписывается в традицию кино, повествующую о чудесах и о страстях, но это по-настоящему смешной фильм. Открыть религиозную тему комическим ключом — способ приблизить ее публике?

— Говорить о серьезном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. А борьба эта перманентна. «Монах и бес» существует на стыке сказки, житийной и фантастической истории. Но то, к чему я стремился, — это трагикомедия.

— Как складывалось сотрудничество с исполнителем роли простодушного юродствующего монаха?

— Работа с актером начинается с назначения его на роль. Я считаю, что в данном случае очень удачно «вычислил» Тимофея Трибунцева. Он до этого снимался у меня в небольших ролях, видел я его и на сцене, в театре «Сатирикон» Райкина. Образ Ивана Семеновича соответствует внутренней архитектонике этого артиста.

Для Георгия Фетисова, раньше игравшего в театре Анатолия Васильева, роль беса по имени Легион стала первой большой ролью в кино. И он справился с поставленными задачами

Мне было важно, чтобы зритель увидел неизвестный лик искусителя, ни в коем случае не медийное лицо

— Вы не впервые снимаете в Вологде. Вдохновляют местные просторы?

— Да, четыре картины снял в Вологодской области — получилось как будто волей судьбы. Эти места покорили меня в 1994 году, когда я искал натуру для «Мелкого беса». Нужно было найти городок, где сохранились старинные деревянные домики, улочки, церквушки. В Вологде мы всё это нашли.

Когда же спустя годы я приступил к съемкам фильма о Шаламове, сам Бог велел приехать сюда, на родину Варлама Тихоновича. Но собственно Вологда как пространство, в котором можно развернуть предреволюционные события, уже не подходила. Нужные пейзажи мы нашли в Великом Устюге Вологодской области, там снимали детство и юность героя.

А как было не снимать в вологодских местах «Раскол», если здесь был в ссылке Никон? Сюда же «подтянули» и сцены с Аввакумом и боярыней Морозовой. В Кирилло-Белозерском монастыре я выбрал натуру для съемки «Монаха и беса». В Вологодской области я не только работаю, но и отдыхаю — в Ферапонтово. Там многие мои московские друзья, художники в основном, имеют домики. И вообще север России ближе моей душе, чем юг.

О чем фильм

«Монах и бес» – новый фильм, 2021 года выпуска. Выделить один жанр картины сложно. Это смесь фантастики, комедии и драмы.

Сюжет фильма – история, которая развивается в первой половине 19 века, в России. В картине видно, как простого человека искушают две противостоящие силы – добра и зла. Можно сказать, что «Монах и бес» – это новая версия «Фауста», но, более легкомысленная.

Актеры смогли безупречно передать с помощью эмоций каждый момент сюжета киноленты, в особенности эпизоды религиозных мотивов. Особенно это красочно вышло у Тимофея Трибунцева, воплотившего на экране образ Ивана.

Смысл фильма Монах и бес

В фильме есть тайный смысл. Вечная борьба добра и зла, верующего и беса по имени Легион. Но бес в фильме немного странный.

Искушение

Иногда он рассуждает очень необычно для нечистой силы. Оказывается, и у нечисти, как у людей, и любовь к родителям есть. Только называют бесы это по-другому. Но очень уж трогательно рассказывает Легион о том, как мама утром его будила. Хотя не исключено, что и таким образом посланец злых духов пытается соблазнить монаха. Всё-таки это обязанность нечистого духа.

Легион постоянно буквально издевается над монахами. Устами Ивана бес сыпет поучениями, странными фразами и тем самым смущает других монахов.

Сила веры

Привязался он к Ивану с детства, когда увидел истинную веру в глазах мальчика. Бес уверен, что нет смирения в Иване, оттого и привязался к нему. Но дух лжи однажды проговорился, что беса приставляют только к праведнику. Легиона обуяла гордыня, но это присущая бесам черта. Хочет бес сделать Ивана настоятелем, но святая душа монаха противится. С каждым разом Иван становится сильнее беса. Но всё равно боится, что Легион опять просто сожжёт монастырь.

В разговоре с Иваном бес сыплет пословицами, причём точными и меткими. В беседе упоминает бес и Иисуса Христа. По его словам, бесы его уважают. А дьявола ненавидят. Как говорит Легион, у них так принято. И тут тоже проглядывается скрытый смысл. Дьявол, по мнению Легиона, всего лишь эффективный руководитель.

Без конца безобразничает бес над Иваном. А тот пытается понять, почему Бог посылает ему такие испытания.

Равновесие

А бесу нужна душа Ивана. Монах же беса обхитрил и подписал договор крестом. Очень похожи монах и бес, оба сыпят поговорками. Долго искушал бес Ивана, но власть нечистой силы над монахом ослабевала.

Испытание

Иногда Ивану невыносима такая жизнь, и он молит Бога избавить его от беса. Но у Бога свои планы. Возможно, он желает испытать истинную веру монаха.

Когда Легион перенёс Ивана в Иерусалим, он продолжал искушать монаха. Показал ему бес, как люди Богом торгуют. Продают терновые венцы, кресты без изображения Спасителя. Пытается лукавый соблазнитель заставить монаха усомниться в истинной вере, но цели не достигает. Иван победил беса в своей душе. Он умер, и нечистый остался не у дел.

Воспитательный смысл

Создатель картины показывает, что не следует формировать мнение о человеке, не разобравшись в истине. Ведь истинная праведность не видна с первого взгляда. Многие святые и праведники при жизни подвергались насмешкам и гонениям.

Наследие Гоголя

Есть в фильме и юмор. Персонажи показаны со всех сторон. Ярко видны и достоинства, и недостатки. Нет в фильме чёткого деления на чёрное и белое, есть и оттенки. И тем интересен фильм.

Напоминает картина произведения Гоголя. Сочетание смешного и страшного есть в фильме. Недаром Легион в теле монаха рассказывает в начале историю о двух писателях, один из которых негр, а другой с птичьим носом.

Смысл концовки

После смерти Ивана бес отправился в монастырь, чтобы служить Богу. Легион решил стать послушником. Но если бес действительно решил пойти по стопам Ивана, то можно говорить о победе добра над злом, святого над бесом.

Хотя возможно, что это очередной коварный план беса. И гордыню свою Легион не оставил. А ведь гордыня — тяжкий грех.

Есть и другой вариант — Легион остался без работы и решил подыскать себе новую жертву. В таком случае вечное равновесие между добром и злом сохранится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector