Кто такой настоятель храма

Содержание:

В отличие от аббата игумен в православии никогда не получал личный доход от управляемого им монастыря

Служители Католической церкви отличаются от православных священников, прежде всего внешним видом. Так обычно они бреют бороду, тогда как православные священнослужители и монахи этого не делают. Кроме того, католический батюшка носит не рясу, а сутану.

Другое его облачение также кардинально отличается от облачения православного священника. Связанно это, в первую очередь с теми догматическими расхождениями, которые имеются между Католической и Православной Церквями.

Католический пресвитер за совершением таинства крещения. В католичестве священник (аббат) не может быть извергнут из сана

Римско-католическая церковь на протяжении истории имеет богатую историю церковных должностей. Священных санов всего три: диакон, пресвитер и епископ. Но на протяжении столетий появлялись разные почётные степени должности. Сан аббата в Римско-католической церкви относиться к монашеским степеням.

При этом католический игумен мог и не быть монахом, так как одно время сан аббата мог быть дарован даже мирянину за его военные заслуги.

2011
начиная с этого года сан игумена в РПЦ перетсал считаться иерархической наградой

В православии игумен также мог не управлять монастырем. Дело в том, что когда монастырская жизнь в России оскудела, сан игумена стал присваиваться в качестве награду за какие-либо церковные подвиги.

При этом, в отличие от запада, православные русские игумены никогда не получали личный доход от монастыря. Они жили только на подаяние вместе с братией. Аббат же мог получать определенный доход от аббатства, которое, в этом случае, выступало в качестве его личного дворянского поместья.

Настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря, благочинный IV благочиннического округа Казани, Игумен Пимен (Ивентьев). Православны игумен отличается от католического аббата, прежде всего, внешним видом, например, наличием бороды. Фото: kizicheskiy.ru

Кроме того, необходимо также отметить, что в большинстве случаев католический аббат починялся руководителю того ордена, который учредил тот или иной монастырь. Также существовали аббатства, подчинявшиеся напрямую Папе Римскому.

В православии же игумен починяется архиерею той епархии, где находиться тот или иной монастырь. Кроме того, сан игумена не передается по наследству, а аббатом можно было стать, унаследовав земли, на которых находилось аббатство.

Драки, стрельба, бытовые конфликты

В городе Елец Липецкой области священник Николай Клабухов из стартового револьвера, переделанного под стрельбу боевыми патронами, ранил двоих пьяных молодых людей, которые приставали к его несовершеннолетней дочери. За незаконное хранение оружия и превышение пределов необходимой самообороны суд приговорил его к штрафу в 50 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге протодьякон храма святых апостолов Петра и Павла Сергей Фрунза не поделил дорогу с двумя сестрами-пенсионерками, одна из которых сделала ему замечание за опасную манеру вождения. «В ответ на это Сергей Фрунза побил обеих пенсионерок, а сыновьям потерпевших заявил, что его не удастся привлечь к ответственности. Одной из пенсионерок Фрунза рассек губу ключами от своей машины, в больнице пострадавшей накладывали швы. Ее сестру святой отец ударил в переносицу. У обеих женщин было диагностировано сотрясение мозга», — сообщало издание 47news.ru.

Обязанности настоятеля монастыря

Сегодня обязанности настоятеля монастыря, как и сотни лет назад, весьма обширны. На него ложатся как духовные, так и материальные проблемы его подопечных. В частности, настоятель монастыря выполняет следующие задачи:

  • проводит обряд посвящения в монахи;
  • следит за соблюдением правил, установленных в храме;
  • контролирует жизнь монахов — направляет на работы, напоминает о приближении поста, следит за чистотой и так далее;
  • ведет священнослужения в своем храме;
  • занимается юридическими вопросами (подписание договоров, оплата счетов, хранение печати храма);
  • назначает монахов на различные должности, необходимые монастырю.

Под конец следует заметить, что обязанности, которые выполняет настоятель мужского монастыря, немного отличаются от тех, что ложатся на плечи управляющей женской обителью. В частности, игуменьи не проводят священных обрядов, так как в христианской вере женщина не может быть священником.

Кто такой настоятель монастыря? Обязанности

В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи. Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок. Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.

Следовательно, можем подвести итоги и сказать, что настоятель монастыря — это человек, который полностью посвящает свою жизнь Всевышнему и служению своей общине.

Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.

Без давления и угроз

Залог успеха в вышесказанном состоит в приближении и в прикосновении к душам – в существовании духовной связи настоятеля с братией, такой связи, которая, если она глубока, существенна и угодна Богу, продолжается и в будущей жизни. Это весьма красноречиво описывается в одном из текстов раннехристианской кельтской традиции словами «настоятель – друг души». Сообщается, что преподобный Коломб (521–597), ирландский святой, настоятель общежительного монастыря и духовный наставник многих монахов, плакал вместе с раскаивавшимся братом 22.

Согласно святым отцам, пастырское и воспитательное общение зиждется на кротости, предупредительности, мягкости, на индивидуальном подходе и, конечно, уважительности. Старец никогда не прибегает к психологическому и эмоциональному давлению и угрозам. Настоятели, действуя в истинно отеческом и материнском духе, ни в коем случае не отождествляют послушание с дисциплиной. Монастырь, просто подчиняющийся указаниям настоятеля, представляет собой вулкан, который вскоре взорвётся, уничтожая братство. Цель состоит в том, чтобы в монастыре сложился климат взаимной любви и все члены чувствовали, что между ними и настоятелем существует личная связь и духовное общение.

Святитель Василий Великий подчёркивает: «Настоятель, как отец, преклонится к нуждам каждого, и предложит, по мере сил, надлежащее лекарство и исправление, и поддержит действительно болящего члена с любовью и отеческим благоволением как телесно, так и душевно» 23.

Тот же дух различим и в тексте «Лествицы» преподобного Иоанна Синаита, который пишет, что настоятель должен будет учить и исцелять кроткими и мягкими словами и с предельным снисхождением 24. Преподобный Феодор Студит призывает игумению Евфросинию руководить сёстрами с терпением и любовью: «Итак, заботься о том, чтобы пасти вверенных тебе сестёр. Руководи ими во Христе со многим долготерпением, состраданием, добиваясь исполнения ими своих обязанностей без излишнего давления. Но как мать окружает заботой своих детей, так и ты с материнской любовью преподавай им всё то, в чём они имеют нужду, полагай даже собственную душу ради них… Делись своей любовью со всеми сёстрами, не оказывая предпочтения той или иной. Одну – утешай, другую – побуждай, третью – укрепляй и в целом подавай каждой то, в чём она имеет нужду» 25.

Старец Паисий Величковский в своём письме к игумении Марфе пишет: «Учи сестёр путям спасения, с Божией помощью подавая им примеры всякого доброго дела с прилежным соблюдением евангельских заповедей, с любовью к Богу и ближнему, с кротостью и смирением, с самым глубоким миром Христовым в отношении ко всем людям, с истинно материнским милосердием» 26.

В монастыре материнское милосердие приобретает глубокий смысл и духовную широту, поскольку обращено к чадам, которые не произошли из естественной материнской утробы, а рождены через духовное усыновление. И поэтому оно может объять всех, даже немощных и строптивых братьев, и уж конечно, нестойких и искушаемых, жаждущих духовной поддержки.

Преподобная Евпраксия — первая женщина-архимандритисса

Особо интересный эпизод истории архимандритов — наличие среди них женщин. Сегодня в Русской православной Церкви это сложно представить, но это происходило в лоне именно нашей церковной традиции.

Женщин называли игуменьями, как и сейчас, но были также и архимандритиссы.

Она родилась в 383 году в Константинополе, в семье Антигона — вельможи и родственника царя Феодосия Великого и женщины по имени Евпраксия (таким же, как потом у дочери).

Семья отличалась благочестием, щедро раздавала милостыню, но вот однажды случилась беда — умер отец семейства. Безутешная мать приняла решение отправиться в Египет, где заинтересовалась жизнью женской общины возле Фиваиды.

Однако игумения Феодула наотрез отказалась принимать финансовую помощь. Лишь несколько вещей она позволила передать монастырю:

Это было желание самой семилетней Евпраксии. Девочка с усердием отдалась служению, а мать вскоре умерла.

Когда Евпраксия осталась сиротой, царь Феодосий послал ей письмо, в котором напомнил, что та с пяти лет обручена с сыном одного сенатора.

Но будущая преподобная заявила, что выполнять это обязательство не намерена, так как у неё появился более важный долг — перед Христом.

Преподобная Евпраксия — первая известная архимандритисса

Затем Евпраксия щедро распорядилась семейными имениями — передала их нуждающимся и Церкви.

Евпраксия вела очень трудную жизнь:

Но сложности не пугали Евпраксию, и вскоре она обрела чудесные способности:

Умерла она рано, в тридцать лет, в 413 году.

Так как тёска-мать тоже причислена к лику святых, то к имени Евпраксии обычно добавляют «младшая» или «дева».

Клирик храма – это кто такой? | Христианство на 4-women.ru

Тех, кто только начинает воцерковляться и ходить на службы в храм, со временем начинают одолевать разного рода вопросы. Человек любознательный обязательно найдет все ответы на них. И вот пример одного из многочисленных вопросов: «Клирик храма — это кто такой?» Попробуем подробно с ним разобраться.

Итак, что значит клирик храма? В переводе с греческого языка слово «клир» обозначает «жребий» — доля или удел, доставшийся по жребию. В Священном Писании (Деян.

1:17-25) можно найти церковное служение жребием, это означает, что уже тогда существовали особые разделения членов Церкви на священнослужителей и церковнослужителей.

Клирики имеют церковные степени — высшие и низшие. Первые делятся на иерархические разряды и имеют право совершать церковные таинства. Священнослужители – это высшие клирики, которые получают благодать священства в алтаре через хиротонию – рукоположение (посвящение в степень священства), и они образуют священноначалие. К ним относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона.

Низшие клирики – это чтецы, звонари, пономари, певцы и т.д., они назначены на свое служение через хиротесию – возложение епископской руки в храме вне алтаря. Во время богослужения эти люди прислуживают в храме.

Назначение на служение происходит с благословения архиерея и не принадлежит к числу таинств.

Церковные чины

Надо еще отметить очень важную деталь. Это позволит получить полный ответ на вопрос: клирик храма — это кто? Священнослужительских чинов три: первый – епископский (архиерейский), второй – пресвитерский (иерейский) и третий – дьяконский.

И вот тут надо сказать, что в широком понимании под словом «клирик» подразумевается любое духовное лицо, которое по правилам Церкви посвящено на служение ей. То есть всех тех, кто совершает и помогает совершать богослужение.

При этом, какие бы кто ни занималцерковные чины, вхождение в Царство Небесное для каждого остается равным в своих возможностях. Однако Церковь есть Тело, и, как в любом живом организме, каждый член его выполняет свое назначение.

Чтобы не было колеблющихся и увлекающихся всякими ложными вероучениями от лукавых и хитрых людей и чтобы по своей истинной любви они приняли в свою душу того, кто есть глава всему – Бога Иисуса Христа.

Члены Церкви

Члены Церкви делятся на два разряда, первый из которых состоит из призванных Святым Духом совершать богослужение: преподавать Таинства, проповедовать, заботиться о внешнем устройстве обителей и храмов.

Это и есть клирики. К другому разряду относятся миряне.

По благословению священнослужителей они участвуют в церковной жизни вне храма, своими молитвами в богослужении, в избрании священнослужителей в церковном управлении и т.д.

В продолжение темы «Клирик храма – это кто?» стоит добавить, что еще Восточные Патриархи 6 мая 1848 года в Окружном послании написали, что стражами благочестия есть само Тело Церкви, которое и есть сам народ, тем самым выразив одну из основных истин православного учения, в отличие от католической веры, у которой Тело Церкви имеет не принятые Православием разделения на две церкви: учащую и учащуюся.

Назначение на церковно-общественное служение и принятие человека в клир проходит через посвящение. Это лицо наделяется определенными полномочиями в полученной должности и особой благодатью в помощь.

Обязанности клириков

На клириков, кроме обязанностей, накладывается и высокая степень нравственности и достойного поведения. Им нельзя заниматься торговлей, играть в азартные игры и пьянствовать.

Им также недопустимо нести службу в армии и занимать государственные должности. В случае вдовства запрещено жениться во второй раз.

Не поощряется и любая предпринимательская деятельность и занятия, связанные с пролитием животной или человеческой крови — это охота и медицинская практика (в частности, хирургия).

Заключение

В Византии за добровольное сложение сана человек лишался многих гражданских прав, а по правилам Халкидонского Собора мог даже подвергнуться анафеме.

В России в XIX веке это разрешалось только тогда, когда священник становился молодым вдовцом.

В этом случае он мог пойти работать на государственную службу, правда, через определенное время – 6 лет в чине дьякона и через 10 лет в чине пресвитера.

Источник

Кто такой настоятель монастыря? Обязанности

В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи. Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок. Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.

Следовательно, можем подвести итоги и сказать, что настоятель монастыря — это человек, который полностью посвящает свою жизнь Всевышнему и служению своей общине.

Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.

Католические монастыри

С годами роль монастырей в католическом мире сильно переменилась. Из обычной обители монахов они превратились в важные административные единицы. Бывало и так, что настоятель монастыря мог управлять всеми землями, что входили в его удел. Подобная власть была предметом зависти для многих представителей местной знати, а посему они всеми силами пытались усадить туда своего человека.

Дошло даже до того, что королевские семьи сами назначали аббатов. В частности, подобная практика имела место быть во время правления династии Каролингов с VII по X век. Однако с годами католическая церковь вернула себе власть, что позволило вновь назначать настоятелей монастырей по своему усмотрению.

Католические монастыри

С годами роль монастырей в католическом мире сильно переменилась. Из обычной обители монахов они превратились в важные административные единицы. Бывало и так, что настоятель монастыря мог управлять всеми землями, что входили в его удел. Подобная власть была предметом зависти для многих представителей местной знати, а посему они всеми силами пытались усадить туда своего человека.

Дошло даже до того, что королевские семьи сами назначали аббатов. В частности, подобная практика имела место быть во время правления династии Каролингов с VII по X век. Однако с годами католическая церковь вернула себе власть, что позволило вновь назначать настоятелей монастырей по своему усмотрению.

Наместник Димитриевского мужского монастыря

Игумен Варнава (Соколов)

21 октября 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть в Оренбурге Димитриевский мужской монастырь и назначить игуменом иеромонаха Варнаву (Соколова). 8 ноября в день памяти великомученика Димитрия Солунского обитель была торжественно открыта, а иеромонах Варнава — рукоположен в сан игумена. 

Игумен Варнава (Ярослав Александрович Соколов) родился 27 октября 1970 года в городе Штральзунде (Германия) в семье служащих.

Родители отца Варнавы – учёные. Отец, Александр Григорьевич Соколов, 1937 года рождения, — кандидат технических наук, преподаёт геофизику на геологическом факультете Оренбургского государственного университета (ОГУ). Мать, Людмила Борисовна Соколова, 1939 года рождения, — доктор педагогических наук, профессор, работает в Оренбургском государственном педагогическом университете (ОГПУ) имени В. П. Чкалова.

В 1987 году Ярослав Соколов закончил среднюю школу № 2 Оренбурга. В том же году поступил в МИФИ, откуда был отчислен по собственному желанию в 1989 году. С 1989 года по 1991 год проходил срочную службу в мотострелковых войсках. С 1991 по 1993 год работал гидом-переводчиком в Москве. Затем пять лет учился в ОГПУ имени Чкалова на учителя французского и английского языков и окончил университет с отличием.

С 1999 по август 2000 года занимался частной практикой – учитель иностранных языков, переводчик.

После – год работал преподавателем английского и французского языков в ОГУ. С 2001 по 2002 годы был ассистентом кафедры французского языка и МПФЯ ОГПУ имени Чкалова, откуда уволился по собственному желанию, и 10 сентября 2002 года поступил в число насельников Свято-Андреевского мужского монастыря Оренбургской епархии.

Постриг состоялся чуть более чем через год. 3 ноября 2003 года схиархимандрит Серафим (Томин) постриг Ярослава Соколова в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы. 13 декабря 2003 года митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин (Мищук) рукоположили отца Варнаву в сан иеродиакона, а 13 декабря 2005 года – в сан иеромонаха. До 2015 года отец Варнава нёс послушание письмоводителя в Свято-Андреевском мужском монастыре.

В 2015 году отец Варнава закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Он начал преподавать в высшем духовном учебном заведении литургику, одновременно исполняя послушание духовника Оренбургской православной гимназии имени Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

20 августа 2015 года его назначили настоятелем храма Пресвятой Богородицы села Верхняя Платовка Новосергиевского района Оренбургской области с сохранением в числе братии Свято-Андреевского мужского монастыря.

4 января 2016 года Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин (Зарицкий) назначил отца Варнаву древлехранителем Оренбургской Епархии.

В феврале 2016 года отца Варнаву (Соколова) причислили к братии при Димитриевском храме города Оренбурга. 8 ноября 2016 года его рукоположили в сан игумена образованного Димитриевского монастыря.

Значение слова настоятель

Примеры употребления слова настоятель в литературе.

Настоятель монастыря — потомок знаменитого ученого-ниндзюцуведа Ямасироноками Кунийоси — запросил 50 тысяч долларов за эту уникальную книгу, но после двух выстрелов из кольта в статую богини Авалокитешвары снизил цену до пяти консервных банок спаржи. Люра украдкой взглянула на альма настоятеля — маленькую ящерку, которая, насмешливо шевеля язычком, сидела у него на плече.

Кроме короля и патриарха Фульхерия, водрузившего в великолепном белом шатре китайского шелка священную реликвию — перекладину креста господня, здесь были архиепископ тирский, архиепископ Балдуин из Кесарии, архиепископ Роберт из Назарета, а также епископы Фридрих Акконский, Жеральд Вифлеемский, Бернар Сидонский и Амальрик, настоятель монастыря святого Авраама.

Затем его направили к Настоятелю Монастыря, и Анвар проводил часы в его комнате, пока тот смотрел на него, ничего не говоря.

Настоятель понимал: как только англичанка сгорит на костре, каков бы ни был дальнейший ход событий, ничто не спасет его брата от топора.

Вместо него на архиепископство назначается настоятель лампатернской церкви Кинок и возводится, таким образом, в более высокий духовный сан.

Воспитанные в духе послушания, синодальные старцы направили 10 июня 1776 года тобольскому архипастырю Варлааму и настоятелю Соловецкого монастыря Досифею указы, обязывающие поступать с арестантами так, как в ведении сената предписано.

Я все еще помню дни, когда по улицам его неспешно прогуливались Бахофен и Буркхардт, что позади кафедрального собора стоял дом настоятеля, мост через Рейн был наполовину деревянный.

Избиение ябедников в доме де Баше продолжается Несколько дней спустя другой ябедник, на сей раз — молодой, долговязый и тощий, явился звать Баше в суд по делу жирного настоятеля.

Ризенкампф, Раюмсдаль, кардинал Калл, Волчий Коготь, Бесноватая Герла, настоятель приблудцев, Тьма, черти — все это уже лишь яркие воспоминания.

Измученный долгою постелью паче самой болести, он торопливо, кашляя и взбулькивая, заговорил, хваля Сергиево согласие стать наконец настоятелем обители, толкуя неразборчиво и о Москве, и о князе Иване, и о Царьграде.

Через два часа Бьернссон предстал перед настоятелем, старым вейцем, и сообщил, что гражданские власти не стали чинить ему никаких препятствий.

Пользуясь услугами переводчиков — Шерстева и Саши, живо и с юмором пересказал смешной эпизод, случившийся в валенсийском монастыре инсургентов, — почти полгода настоятель монастыря прятал у себя двух любовниц.

После заупокойной службы и погребения Микеланджело пошел к настоятелю Бикьеллини, спокойно положил длинный бронзовый ключ на раскрытую книгу, которую тот читал, и тихо сказал: — Я с радостью высек бы какое-нибудь изваяние для церкви.

Его торжественно открыли в 1951 году, и его высокопреподобие настоятель Уолтер Мэтьюз произнес речь, а пока еще шел 1940 год.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Казначей

Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Обязанности настоятеля монастыря

Сегодня обязанности настоятеля монастыря, как и сотни лет назад, весьма обширны. На него ложатся как духовные, так и материальные проблемы его подопечных. В частности, настоятель монастыря выполняет следующие задачи:

  • проводит обряд посвящения в монахи;
  • следит за соблюдением правил, установленных в храме;
  • контролирует жизнь монахов — направляет на работы, напоминает о приближении поста, следит за чистотой и так далее;
  • ведет священнослужения в своем храме;
  • занимается юридическими вопросами (подписание договоров, оплата счетов, хранение печати храма);
  • назначает монахов на различные должности, необходимые монастырю.

Под конец следует заметить, что обязанности, которые выполняет настоятель мужского монастыря, немного отличаются от тех, что ложатся на плечи управляющей женской обителью. В частности, игуменьи не проводят священных обрядов, так как в христианской вере женщина не может быть священником.

Настоятель монастыря в Киевской Руси

Для Киевской Руси 988 год стал великим — именно тогда князь Владимир крестил свой народ. Спустя несколько лет появились первые монастыри, послужившие приютом для всех, кто хотел посвятить всего себя Богу.

Чем же отличался настоятель монастыря в Киевской Руси от своего коллеги из католической церкви? Прежде всего заметим: православный устрой, позаимствованный из Византии, не предусматривал наличия системы орденов и святых воинов. Русские монахи были простыми верующими, ведущими аскетический образ жизни.

Поэтому главной задачей настоятеля такого монастыря было поддержание морального и материального состояния обители. То есть в духовном плане он следил за тем, как монахи выполняют свои обязанности (соблюдают ли они пост или таинство молитвы) и так далее. Что касается материальной стороны вопроса, то настоятель монастыря должен был вести учет расходов, следить за состоянием зданий, запасаться припасами, а при необходимости договариваться о помощи с синодом или местным князем.

Появление первых монастырей

После вознесения Иисуса Христа на небеса его последователи разбрелись по всему свету с единой миссией – нести слово Божье. Шли года, власть менялась быстрее ветра в поле, а с нею и отношение к христианам. То их гнали отовсюду, то принимали, как дорогих гостей. И все же, в конечном счете, большая часть Европы признала новое учение, что позволило христианам без опасения проповедовать.

Однако многих верующих смущал тот разврат и безбожие, что царили в городах. Поэтому они решили уйти из них и жить вдали от мирской суеты. Так в начале IV века в Европе появились первые христианские монастыри.

Естественно, подобная структура требовала того, чтобы кто-то ею управлял. А потому неудивительно и то, что появилась такая должность, как настоятель монастыря. Изначально у католиков этот сан носил иное наименование (аббат), а посвящал в него Папа римский или епископ. Впервые это случилось примерно в VI веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector