Ветхий завет: экклезиаст в переложениях стихами
Содержание:
Краткое содержание Книги Екклезиаста
Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.
Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.
Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.
Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.
Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.
Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.
Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.
Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека
Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость – не залог успешности.
Глава 10. Мудрость – лучше глупости.
Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.
Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.
Книга заканчивается советом:
Книга Екклезиаста – одна из книг‚ понимание которых не приходит сразу. Она требует определенной зрелости духа. Мысли и идеи Екклезиаста грандиозны в своем значении и влиянии на все последующую историю и культуру человека.
Читать Екклезиаст на нашем сайте вдвойне полезно, так как мы снабдили текст множеством иллюстраций известных художников.
Толкование книги Екклезиаст
Книга Екклезиаст – уникальна для Ветхого Завета. Она является глубоким философским трактатом. Екклезиаст описывает круговорот в судьбе человека и всей вселенной. Исходя из текста, все бытие человека – бессмысленная суета. Все это уже было и еще не раз будет во вселенной.
Текст Екклезиаста – фаталистический. Автор призывает не пытаться усовершенствовать мир, а жить в согласии с Богом своим и наслаждаться жизнью.
Текст Екклезиаста изобилует противоречивыми мыслями.
Весьма вероятно, что Екклезиаст был написан в послепленную эпоху с целью поддержать народ, утешить, показать всю суетность и бренность бытия. Екклезиаст призывал воспринимать жизнь как дар Божий и не размышлять о тяготах и несправедливости, а наоборот, пытаться брать все лучшее от жизни.
Суетой автор называет все дела человека, а также такие понятия как праведность, веселье, мудрость, юность, богатство, силу и даже саму жизнь. Труд суетен, так как результаты любого труда не вечны. Богатство суетно, так как оно приходит и уходит, его не заберешь в иной мир. Мудрость суетна, так как она не может гарантировать человеку успех и процветание. Однако, автор все же убежден, что мудрость лучше глупости, а также предпочтительней физической силы и богатства. Но и мудрый, и глупый, и богатый умрут и будут забыты. Праведность суетна, так как автор не верит в закономерность праведность -> награда, грешность -> наказание. Автор объясняет свою точку зрения тем, что он стал свидетелем большого количества несправедливости. Автор не отрицает идеи того, что все происходит по воле Бога и что Бог действует правильно, однако он говорит, что смертным невозможно понять силы Провидения, а потому не стоит и пытаться.
Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его. Нежелание екклезиаста задумываться о жизни после смерти объясняется манерой книги в целом – автор говорит только о том, что он прочувствовал и познал на опыте. А опыт его убеждал в тщетности усилий человека.
Бренность и суетность окружающей его действительности автор екклезиаста объясняет
- Грехопадением людей,
- Непостижимости путей Господних,
- Неизбежности смерти,
- Неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.
Не следует превратно толковать екклезиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога.
В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?
Книга Проповедника Екклезиаста является ценнейшим анализом личных достижений в мудрости и в знании, в развлечениях, в приобретениях, в глупости и в безумии, в труде, в философии и в богатстве. Этот длинный перечень принадлежал самому автору, царю Соломону. На протяжении всей своей жизни, он сделал глубочайшие расследования и важнейшие открытия. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклезиаста 1:13). Все достижения человека – это «суета сует» и «погоня за ветром». Без Божьей помощи люди не способны ничего делать. Без Бога жизнь на земле теряет смысл и значение. В конце жизни, Екклесиаст вразумляет молодых людей важным урокам, которые изменят ценность жизни. Итоги достижений будут подведенны, когда человек предстанет пред Богом и даст Ему отчёт. Когда умирает человек, то все достижения можно вместить между двумя датами: днём рождения и днём смерти. «Тире» — между этими датами, как раз и вмещает наши достижения. Что туда войдёт? Труд? Болезни? Богаство? Наслаждения? Глупость или мудрость? Давайте просмотрим и поучимся вместе с мудрым проповедником, пока ещё жизнь продолжается и можно что-то изменить.
- Проверяйте ежедневно свои цели, стремления, намерения, познания. Извлекайте пользу во всём, чтобы Вы не делали. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3).
- Познавайте Бога и наслаждайтесь благами из Его щедрой Руки. Человек подвластен Богу своей жизнью, дыханием и благословениями. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:24-25).
- Делайте добро, радуйтесь доброму, благословляйте Господа за все блага. Используйте Божий дар с благодарением. «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.» (Еккл. 3:12-13).
- Не завидуйте другим, когда кто-то имеет успех. Зависть – это выбор глупого человека. Добросовестно трудитесь и Господь благословит Ваш труд: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа..» (Еккл. 4:4-6).
- Будьте – немногословны, обдумывайте прежде, чем говорить. Помните, что за каждое слово мы несём ответственность перед Богом. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:1, 6).
- Не гонитесь за богатством и за имуществом. Когда Бог благословляет богатством, не прилагайте к нему сердца. Собирайте себе сокровище нетленное на небесах. Земное богатство – это зло. «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» (Еккл. 6:1-2).
- Будьте благодарны за все блага в жизни. Во время испытаний, будьте терпеливы и надейтесь на Господа во всякое время. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» (Еккл. 7:14).
- Берегитесь уклониться от Бога и в молодые годы, в зрелости и в старости. Часто веселие и развлечения ведут к распутству и к пустоте. Помните, что однажды все люди должны предстать пред Богом и дать Ему отчёт за свою жизнь«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
- Смысл жизни человека заключается в поисках и в познании Бога, в страхе Господнем и в будущей встрече с Творцом. Тот, кто нашёл и познал Бога, жизнь на земле прожил не зря. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» 2» (Еккл. 12:1).
Читайте Библию, размышляйте над смыслом жизни, над её целью и достижениями, утешайтесь Божьими обетованиями, будьте благословенны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Глава 2
1 | Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета! | |
2 | О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» | |
3 | Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. | |
4 | Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, | |
5 | устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; | |
6 | сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; | |
7 | приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; | |
8 | собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. | |
9 | И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. | |
10 | Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. | |
11 | И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! | |
12 | И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано? | |
13 | И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: | |
14 | у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. | |
15 | И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета; | |
16 | потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. | |
17 | И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа! | |
18 | И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. | |
19 | И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета! | |
20 | И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем, | |
21 | потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое! | |
22 | Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? | |
23 | Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета! | |
24 | Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; | |
25 | потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? | |
26 | Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа! |
Глава 1
Глава 3
Автор книги: Завет Ветхий
сообщить о нарушении
Экклезиаст. Прага, 1518
НАЕДИНЕ С ВЕЧНОСТЬЮ
Создание стихотворных переложений библейских книг является старой традицией как в русской, так и в мировой литературе. Это связано, во-первых, с тем, что значительная часть Библии состоит из поэтических разделов и целых стихотворных книг, а во-вторых, – с тем, что Библия поднимает вечные вопросы о человеке и жизни, которые всегда волновали и будут волновать людей. Подобно тому, как искусство – иконопись, пластика, живопись – давало на протяжении веков собственные интерпретации библейских тем, так и литература не могла обойти этих тем. И наконец, Библия была широко распространенной, народной книгой, что обеспечивало парафразам широкий круг читателей.
Поэтика Библии, сложившаяся в контексте древне-восточной культуры, во многом отличалась от античной, классической, и чтобы приблизить ее к западной аудитории, многие латинские и греческие поэты создавали библейские парафразы, используя гекзаметр и другие виды классического стихосложения. Впоследствии возникали новые опыты, отвечающие новым формам поэзии и новым идейным запросам. В России библейские парафразы известны со времен Симеона Полоцкого, а затем Ломоносова.
…
Несколько слов о самой книге. Экклезиаст – одна из самых поздних частей Ветхого Завета. Псевдонимность книги несомненна. Уже в XVII веке Гуго Гроций указал на особенности языка Экклезиаста, отличающие его от языка времен древнего царя Соломона (X в. до н. э.). В настоящее время большинство ученых относит книгу примерно к 300 году до н. э. В оригинале она называется Кохелет, что можно перевести как «человек, говорящий в собрании», проповедник. Именно так и передал смысл заглавия греческий переводчик, назвавший книгу Экклезиастом (от греч. экклесиа – собрание).
Экклезиаст издавна привлекал внимание писателей и историков, философов и поэтов. Первый его парафраз был создан еще в III веке Григорием Неокесарийским
Книга вызывала удивление не только своей поэтической мощью, но и тем, что в ней царит глубокий пессимизм, резко контрастирующий с содержанием прочих книг Библии. Попытки найти в Экклезиасте влияние эллинистической мысли успеха не имели. Автор ориентирован на общую почти для всего Древнего мира картину Вселенной. Она статична, беспросветна, во всем господствует закон вечного возвращения. Надежда на преобразование бытия, которым проникнута
Читать Екклезиаст.
Книга Екклезиаста состоит из 12 глав.
Авторство книги Екклезиаст
Автором Екклезиаста признается царь Соломон. В книге он носит имя Екклезиаста и называет себя царем Иерусалимским, сыном Давида. Авторству Соломона противоречат следующие факты:
- Строка «Я… был царем… в Иерусалиме». Как известно, Соломон оставался царем до смерти, следовательно, он не смог бы сформулировать мысль таким образом.
- Строка «Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом». Известно, сто до Соломона в Иерусалиме был только один царь, следовательно, множественное число в отношении слова царь говорит не в пользу авторства Соломона.
- В екклезиасте несколько раз звучит предостережение от чрезмерного увлечения чтением. Это было бы странно слышать от Соломона, почитавшего мудрость выше всех благ.
- Настроение печали и разочарования, которым проникнута книга, было нехарактерным для периода царствования Соломона, это скорее признак послепленной эпохи.
Авторство Соломона ставится под сомнение и ввиду того, что многие исследователи считают, что написание екклезиаста не совпадает по времени с годами жизни Соломона. Существует несколько версий времени создания книги:
- Версия Нахтигалля — 975—588 г. до н. э.,
- Версия Шмидта и Яна — 699—588 г. до н. э.,
- Весия Делич — 464—332 г. до н. э.,
- Версия Гитцига — 204 г. до н. э.,
- Версия Греца — время царствования Ирода Великого.
Таким образом, разница во времени достигает 800 лет.
Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии
Книга Екклесиаста во многом представляет собой уникальное явление в составе Библии, заметно отличаясь от всех остальных её книг образом мыслей автора. Иудейское предание говорит о том, что Соломон написал в Старости, в то время когда книга Песнь Песней была написана им в юности.
Основная мысль книги сводится к развенчанию всех земных иллюзий. Если автор Книги Иова еще считает благоденствие в этой жизни знаком милости Божией, то Проповедник показывает тщету всего земного.
Царь Соломон на троне. Песнь песней, гравюра из Национального музея Германии. 1590 год. Считается, что царь Соломон написал Песнь Песней в молодости, а Екклесиаст в старости
Основной лейтмотив сочинения выражается в следующей его строке: «Все суета сует и томление духа»! Кроме того, такое выражение как «кто умножает познания, умножает скорбь» указывает на Екклесиаста как на престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного.
Поэтому он призывает в сочинении, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге. Это истинная задача земной жизни мудрого. Не даром автором в качестве заключительных избранны следующие слова: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».
Автор Екклесиаста не рассуждает о жизни после смерти в своих стихах.
Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его.
В тексте книги есть такое высказывание: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Екк. 1:18.). Таким образом, автор говорит о том, что большие знания порождают большую печаль и поэтому говорить о том, что он не знает, автор считает для себя невозможным.
Титул рукописного издания «Священных книг Ветхого Завета». Вена. 1877 год. Некоторые иудейские богословы Талмуда выступали против включения Книги Екклесиаста в состав Библии
Автор Екклесиаста, говоря о бренности и суетности окружающей его действительности, указывает на то, что не видит смысла жизни в погоне за земными благами. Бренность и суетность окружающей действительность Кохелет объясняет:
- грехопадением людей,
- непостижимости путей Господних,
- неизбежности смерти,
- неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.
Не следует превратно толковать Екклесиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога. В этой связи необходимо отметить, что сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а).