Митрополит московский и всея руси рпсц корнилий: «нельзя сказать, что рана раскола уврачевана»

Содержание:

В чем различия?

Старообрядцы крестятся двумя перстами (двоеперстие) и двукратно поют «Аллилуйя!», православные крестятся тремя перстами и три раза поют «Аллилуйя!». До реформы Никона совершали земной поклон, после — поясной.

Во время богослужения старообрядцы проходят крестным ходом вокруг алтаря по солнцу (посолонь), а православные — против (навстречу солнцу).

До раскола имя Христа писалось Исус, а после — Иисус.

Отныне церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу, ранее это делали и по различным славянским переводам. Неисправленные подлежали уничтожению.

В богослужениях после реформы заменялись отдельные слова.

Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции.

Наряду с восьмиконечным крестом православные стали признавать и четырехконечный.

Различаются и четки: в православных обычно 33 бусины — по количеству земных лет Христа, а старообрядческие представляют собой лестовку — кожаную ленту со 109 «ступенями», разделенными на неравные группы.

По-разному проводится и обряд крещения. У православных допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. Старообрядцы признают только полное троекратное погружение в воду.

После реформы в православных церквях стали использовать многоголосное пение и новую систему нотной записи. Старообрядцы сохранили крюковое монодическое пение.

Во время службы у старообрядцев принято складывать руки крестом на груди.

Использованные материалы

  «Разрядный список учеников Никольского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1889 года», Вологодские епархиальные ведомости, 1889, № 16, с. 245.

  «Разрядный список выпускников Вологодской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1895 года», Вологодские епархиальные ведомости, 1895, № 14, с. 205.

  «Выпускники Казанской духовной академии 1906 года», генеалогический сайт Бовкало А.А.,

  См. «Деяния II-го Всерос. Поместного Собора Пр. Ц.» М. 2-е мая 1923 года, с. 6-7

  См. «ЖМП» 1943 г. № 4, с. 10,

  «Храмы России»,

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Церковь староверов Белокриницкого согласия

Остановимся также на истории весьма известной в Санкт-Петербурге Покровской старообрядческой церкви. Ее адрес: пр. Александровской фермы, д. 20. Построена она была в 1896 году по проекту архитектора В. А. Коляновского и принадлежала членам так называемого Белокриницкого согласия, являющегося одним из направлений российского старообрядчества. Освящена церковь в честь небесного покровителя города – святого князя Александра Невского. Местом ее постройки стала территория погоста, называвшегося Преображенским и впоследствии переименованного в кладбище «Жертв 9-го января».

Старообрядческая церковь – исторический экскурс

Возникло старообрядчество во второй половине 17 века, после большой церковной реформы, которую провел с 1653-1666 годах патриарх Никон. Изменения коснулись богослужения, ритуалов, текстов священных книг. Например, троеперстное крестное знамение пришло на смену двоеперстному, написание имени Иисус заменило прежнее написание Исус, тройное восхваление «аллилуйя» стало нормой вместо двойного.

Довольно внушительная часть населения и духовенства не приняло этих новшеств. Так произошел Раскол и возникло старообрядчество, которое тоже разделилось на две части: беспоповскую, совсем не признающую духовенство, и поповскую, считающую, что священники все-таки нужны для обрядов и богослужения. Поповцев также называли беглопоповцами за то, что они становились приютом для беглых священников, отрицающих реформы Никона.

Власть начала жестокие гонения против старообрядцев и особенно против их лидера протопопа Аввакума, которого чтит и нынешний митрополит Корнилий. Аввакум некогда был близким соратником и помощником Никона, но не принял его реформаторские реформы и посвятил себя борьбе за истинное Православие. Протопоп обличал богопротивные нововведения, писал царю страстные челобитные, даже перед лицом смерти он был упорен и не отказался от своих взглядов. Аввакум был сожжен весной 1682 года, став для старообрядцев святым мучеником за настоящую Веру.

Власть смягчила отношение к старообрядческой церкви лишь два века спустя, когда Александр Второй подписал указ, по которому старообрядцам разрешалось совершать свободное богослужение, выезжать за границу, открывать школы, занимать государственные должности. А в 1971 году Собор Православной Церкви признал незаконность «раскола», который был принят на Соборах 1656 и 1667 годов.

В чем помогает святой

Святой Корнилий прославился чудотворными способностями еще при земной жизни, исцеляя страждущих как духовно, так и телесно. После кончины праведника от его нетленных мощей происходило множество чудес.

Верующие обращаются к чудотворцу с самыми разными проблемами, прося защитить от:

  • болезней;
  • природных катаклизмов;
  • несправедливых решений при возникновении судебных разбирательств;
  • нападения врагов;
  • материальных трудностей.

Икону с изображением лика Корнилия священнослужители рекомендуют размещать в домашнем иконостасе. Святой образ поможет наладить семейные взаимоотношения, снизив количество ссор и обвинений.

Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству

Но вот к власти пришёл Николай I и начал принимать меры по искоренению старообрядческого священства.

Нужен был радикальный ответ, чтобы спасти Старообрядческую Церковь. Появилась интересная идея — организовать свою кафедру за границей.

Требовалась влиятельная фигура из православного духовенства. И таковая нашлась — бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий.

Митрополит грек рукоположил первое высшее духовенство староверов.

Он проживал в монастыре села Белая Криница (Австро-Венгрия). Этот архиерей был вынужден покинуть место своего служения из-за конфликтов с турецкими чиновниками.

Он одобрил идею старообрядцев и присоединился к ним через помазание миром. Затем совершил несколько хиротоний. Так у старообрядцев появилось своё духовенство.


Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев

Критики указывали на то, что подобный ритуал не проводят единолично, но апостольское право предусматривает такую возможность в особых случаях. В житиях святых есть похожие примеры:

  • Афанасий Великий;
  • Иоанн Златоуст.

Если признать действия митрополита неправомочными, то и в отношении святых потребуется пересмотреть свои позиции, а также поставить под сомнение первое апостольское правило. Кто бы на это пошёл?

Святые старообрядческой церкви

За века существования этой традиции появились и святые старообрядческой Церкви. Вот некоторые из них:

Аввакум Петров — священник XVII века, подвижник и аскет. Был суровым духовным наставником, строго судил верующих и священников. Не боялся пожечь себе руку, чтобы унять плотское желание.

Из-за твёрдости убеждений и неприятия компромиссов имел много конфликтов с верующими, участвовал в драках, пережил несколько покушений.


Святой Аввакум Петров

Шесть лет жил в ссылке, получал удары кнутом, попадал под арест, мёрз, живя с собаками, но сохранил твёрдость духа.

За непримиримый нрав его с соратниками сожгли на костре. Оставил множество сочинений.

Стефан Расторгуев — архиепископ Московский и всея Руси, первоерарх Древлеправославной Церкви. Руководил Церковью в сложный для неё период, когда были сильны гонения со стороны советской власти.

Святой Стефан (Расторгуев)

На допросах не стеснялся критиковать советскую власть. Приговорён к расстрелу.

Геронтий (Лакомкин) — епископ старообрядцев. Был активным деятелем Церкви в начале XX века. Возводил храмы, боролся с пьянством прихожан, образовывал училища.


Святой Геронтий (Лакомкин)

Десять лет пробыл в тюрьмах и лагерях. Особое историческое значение имеют его мемуары, которые сообщают много сведений о реалиях церковной жизни его времени.

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев

Те, кто остался верен традиции, — старообрядцы — разделились на два лагеря.

Беспоповцы — часть старообрядцев, которая осталась без высшего духовенства. Дело не в том, что у них не было сторонников. Но после реформ Никона государство подвергло преследованиям тех, кто не принял изменения, так что архиереям было бы несладко примкнуть к такой общине.

Смелых репрессировали. История сохранила одно имя открытого сторонника старообрядцев — Павла Коломенского. Он погиб в ссылке.

Беспоповцы не принимал к себе священников и стали называть их еретиками. Но такая политика грозила Старообрядческой Церкви вымиранием: назначать новых священников могли только архиереи, а кто будет это делать в традиции, где нет ни одного такового?

В итоге беспоповцы поделились на разные течения, часто противоречащих взглядов.

Поповцы — вторая половина старообрядцев. Они считали, что Старообрядческой Церкви необходима линия апостольской преемственности. Поповцы рассудили, что священник остаётся таковым, даже если принимает церковные реформы.

Он рукоположен, а значит, благодать сохранилась. Поэтому поповцы принимали беглых священников. Оттуда ещё одно название — беглопоповцы.

А вот «переманить» в свой стан архиерея не удалось.

В конце XVIII Русская православная церковь создала несколько приходов, где вели служения по старым книгам. В начале XIX века это явление приобрело официальный статус. Оно стало называться единоверием.

Возвращение святыни

Однако, в 1990 году состоялось крайне необычное событие, как впоследствии выяснилось, непосредственно связанное с каринкинским храмом. 7 августа 1990 года Русской Православной старообрядческой Церкви вернули колокол, хранившийся с 1930-х гг. в театре МХАТ и использовавшийся для озвучивания оперных постановок и спектаклей. Вес колокола — 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Церемонию воздвижения колокола на колокольню Рогожского кладбища возглавил митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Алимпий (Гусев).

Фотография колокола Каринкинской общины в календаре РПСЦ за 1991 год

Так вот, до сей поры многие считают, что этот уникальный колокол до революции и принадлежал храмам Рогожского кладбища. Однако, исследовательница В. Н. Анисимова установила, что уникальный колокол принадлежит Каринкинской общине:

«В мае 2003 года с благословения настоятеля храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы о. Леонида Гусева я поднималась на колокольню и с помощью военного бинокля прочла надпись на возвращенном колоколе. Оказалось, что этот колокол принадлежал храму Покрова Пресвятыя Богородицы Каринкинской старообрядческой общины, что в Вокзальном переулке в Москве».

Надпись, сделанная на колоколе, гласит:

«Помощью Всемогущаго Бога въ лето 7418е месяца октября въ 27 день слитъ сей колоколъ въ царствующий градъ Москву храму Пресвятыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Покрова что при Каринкинской старообрядческой общине въ Вокзальномъ переулке при державе великаго государя царя Николая Александровича всея Руссия самодержца и при господине архиепископе Московском Иоанне оусердием потомственной почетной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой въ память вечную о своихъ скончавшихся родственникахъ Иоанне и чадахъ его Сергии, Александре, Марии, Ермилы и Иулиании и чадахъ ихъ Антонии, Марии и Александре».

Часть РПСЦ, окружники, укрепили свои позиции и получили правовой статус

В 1862 году, устав от гонений, Владимирский архиепископ Антоний вместе с начётчиком Иларионом Кабановым опубликовали «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии».

«Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии»

В этом документе они расставили все точки над i. Объяснили, что не противники самой крупной христианской традиции России, что разделяют те же взгляды, что фундаментальных разногласий с ней не имеют и точно так же являются равноправными наследниками апостольской Церкви.

Авторы вернулись к теме посвящения иерархов греческим митрополитом и подчеркнули, что Амвросий имел право передать священство, а потому нет причин для разногласий с новообрядцами.

Далеко не все внутри Старообрядческой Церкви признали этот документ. Даже ряд иерархов высказался против. Так возникло ещё два течения:

  • окружники — кто принял «Окружное послание»;
  • противокружники (неокружники) — кто его отверг.

В 1906 году окружники примерились с Московской архиепископией.

Участь неокружников оказалась суровой: их истребила советская власть. Последний архиерей этого течения скончался в 1970 году, а оставшаяся паства присоединилась к окружникам.

Значительный вклад в укрепление Белокринцкого согласия сделан архиепископом Московским Саватием (Лёвшиным).

17 апреля 1905

в этот день вышел манифест «Об укреплении начал веротерпимости»

С этого момента дела Старообрядцев идут лучше: им предоставляют права, принимает у себя император, возводятся и возвращаются старообрядческие храмы и монастыри.

В рамках Освященного Собора (1911 г.) принято решение создать совет, который будет заниматься церковными вопросами.

Причина возникновения

Сама старообрядческая церковь, всё, что связано с ней, относится к трагическим, «чёрным» страницам русской истории. Современному человеку трудно понять, почему из-за некоторых изменений в обрядах выжигались сёла, людей морили голодом и предавали мученической смерти. Православные убивали друг друга с особой жестокостью. До тех пор, пока Никон не стал патриархом, он был, скорее, притворялся единомышленником членов «Кружка ревнителей благочестия», во главе которого стоял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этой организации проповедовались идеи самобытности русского православия. В него входили и Аввакум Петров и Иван Неронов, которых позднее Никон сослал в ссылку, где они приняли мученическую смерть.

Церковное служение

Весной 1997 года Константин Титов дал обед безбрачия и рукоположен в сан диакона старообрядческим митрополитом Алимпием. В марте 2004 года дьякон Константин был возведен в сан иерея митрополитом Адрианом. Новоиспеченный иерей стал вторым священником в храме Святой Богородицы, в том самом, где он делал первые шаги в церковном служении под руководством Леонтия Пименова.

Уже в октябре 2004 года иерей Константин назван в числе кандидатов на сан епископа Казанско-Вятской епархии. В марте 2005 года Константин принял постриг священноинока и был наречен именем Корнилий. А через два месяца, 7 мая митрополит Адриан рукоположил Константина в высокий сан епископа. Но он не долго задержался в этом сане. 18 октября того же года 58-летний епископ после третьего голосования получил архипастырский титул — митрополит Корнилий старообрядческий. Всего за восемь лет этот целеустремленный и энергичный человек поднялся по церковной лестнице от сана дьякона до высшего церковного звания.

Иконы в храмах

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в храмах Московской Патриархии или униатских церквях, в старообрядческих храмах просто недопустимы. Поэтому, увидев в храме иконы новодельного письма, вы можете быть уверенными, что попали куда угодно, только не в старообрядческий храм и здесь вам не запретят прикладываться ко всем доступным иконам после богослужения.

Одна из новообрядческих икон (новодел). Имеет широкое распространение Адаптированная под правосланую иконографию католическая икона (новодел) . В 20 в. была распространена на Юге России и в униатских храмах. Теперь ее можно встретить в любом храме Мос.Пат.

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме имеются иконы царя Николая II, прп. Серафима Саровского. блж. Матроны , то храм однозначно не может быть старообрядческим, так как старообрядцы не прославляли этих святых и иконы им не писали.

Так же следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме цилиндров, то вы скорее всего зашли в храм РПЦ МП, ибо такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской же церкви иноки и святители носили совсем другие головные уборы.

Клобуки в старообрядческой Церкви на иконе святителя и у Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия

На иконе Святитель Лука в клобуке цилиндрической формы – иконография никонианской церкви (новодельное письмо)

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Вернут ли храм староверам?

В советское время здание Покровского храма использовали самые разные организации, например, конструкторское бюро, затем коммерческие структуры, а в последние три десятка лет — Московский государственный Детский сказочный театр. В результате нещадной эксплуатации и переделок трудно узнать в сохранившемся здании бывший храм. Во время ремонта середины 1990-х гг. уничтожены белокаменные декоративные украшения шатровой колокольни. Были снесены стоявшие рядом с храмом старые постройки, а на месте прихрамовой территории был устроен детский парк.

В храмовой трапезной теперь оборудовано театральное фойе

Совершенно очевидно, что историческое здание храма Каринкинской общины должно быть передано старообрядцам. Для Детского сказочного театра городские власти могли бы найти другое, более подходящее место. Тем более, что сейчас в столице наблюдается переизбыток самых разных нежилых площадей и площадок. Возрождение этой старинной московской святыни возможно лишь при условии передачи здания старообрядческой общине.

Лестница в детском театре

Те, кто не признал Белокриницкую иерархию, образовали Русскую Древлеправославную Церковь

Но не все поповцы признали священников из Белокриницкой иерархии. Власти использовали свой любимый метод борьбы — репрессии и пропаганду. И многие люди верили слухам.

В итоге часть поповцев перестала отождествлять себя со Старообрядческой Церковью. История переименований этих религиозных традиций запутанная.

Сегодня это течение называется так — Русская Древлеправославная Церковь. В её главе стоит патриарх Александр (Калинин).

Не стоит путать с другим течением с похожим названием — Древлеправославная церковь России. Она откололась от Русской Древлеправославной Церкви в 1999 году.

Митрополит Корнилий — нынешний лидер старообрядцев

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание

1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь».
1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
1.3 Вероисповедание — Православие.
1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).
1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ.
1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви.
1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц.
1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви.
1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения.
1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.

Митрополит Корнилий — биография

Будущий митрополит Корнилий (Титов Константин Иванович) появился на свет первого августа 1947 года в подмосковном городке Орехово-Зуеве. Оба родителя были старообрядцами. Его семья жила небогато, поэтому юному Косте пришлось в 1962 году, после восьмого класса, пойти работать на местный хлопчатобумажный комбинат, на котором он трудился целых 35 лет.

Константин Иванович постоянно учился без отрыва от работы. Сначала доучивался в вечерней школе, потом в техникуме, а в 1972 году окончил Автомеханический институт в Москве. Трудолюбие и тяга к образованию помогли ему пройти путь от ученика до начальника ОТК (отдел тех. контроля).

В чем помогает святой Корнилий Псково-Печерский

Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.

Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:

  • болезни;
  • природные катаклизмы;
  • несправедливые решения;
  • нападения захватчиков;
  • материальные трудности.

Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector