Манихейство
Содержание:
Оценка общественной опасности
Больные с острым манихейским бредом представляют существенную, зачастую смертельную опасность для окружающих, что определяется как морфологическими особенностями бреда и содержанием бредовых интерпретаций, так и тем, что для неспециалиста крайне затруднительно определить, что перед ним именно больной с тяжёлым психическим расстройством в стадии обострения, так как на первый взгляд отсутствуют нарушения речи, психомоторных функций и т. д., то есть больной не производит впечатления буйного «психа» в бытовом понимании.
Вот, например, сравнительный анализ мотивации шахида-камикадзе и больного маниизмом, изложенный татарским психиатром И. М. Беккером:
Возьмём для примера содержание суждений шахидов о том, что все неверные недостойны жизни и подлежат джихаду и сравним с высказываниями больного с манихейским бредом, где он является членом партии истинных мусульман, а весь остальной мир — партия неверных. В числе прочих бредовых высказываний, он также сообщает нам о том, что все неверные недостойны жизни и аллах призывает его на священную войну против партии неверных. И там и там эти высказывания не соответствуют объективной действительности, не разделяются большинством этнической общности традиционных мусульман. Эти мысли и идеи также овладевают сознанием шахида и сознанием бредового больного, их поведение подчинено им. Достаточно вспомнить поведение и высказывания девушек-смертниц во время последнего захвата заложников в Москве. Картинка убитой девушки-камикадзе, с застывшей улыбкой и открытыми глазами, устремлёнными в небо, обошла все телеэкраны мира. Нет необходимости долго говорить о том, что и скорректировать убеждения этих девушек или других таких же смертников так же невозможно, как и переубедить бредового больного.
— И. М. Беккер. Размышления практического врача о феноменологических различиях феноменов бреда и фанатизма
Руководитель пресс-службы Гитлера рейхсляйтер О. Дитрих в своих мемуарах, вышедших под названием «Двенадцать лет с Гитлером» (переводной вариант — «Разоблаченный Гитлер»), утверждал, что Гитлер, вероятно, был одержим подобным бредом, навязав всему миру «манихейскую войну» (определение французского публициста Марселя де Рэ).
Известный политолог и государственный деятель США Збигнев Бжезинский в своём интервью в марте 2007 года высказал предположение, что президент США Буш-младший страдает манихейским бредом, что и обусловило принятие унаследованной идеи «Оси Зла» и создания идеи «войны с терроризмом» и т. д.
источники
Источниками служат как произведения манихейских авторов, так и произведения христианских и мусульманских авторов, полемизирующих против манихейства. Хотя Мани оставил работы, которые имели фундаментальное значение для его последователей и поэтому нашли широкое применение, оригинальные манихейские сочинения не были известны до 20 века. В период раннего Нового времени и в XIX веке были доступны только антиманихейские источники, из которых можно было взять хотя бы отдельные цитаты из манихейской литературы. Манихейские сочинения были уничтожены в древности и в средние века , поскольку манихейство со временем подавлялось или вытеснялось другими религиями во всех областях, в которых он распространился. Большое количество манихейских манускриптов было обнаружено только в течение 20 века, хотя некоторые из них сохранились лишь в виде фрагментов в плохой сохранности. Часть этих рукописей, еще не прошедших экспертизу, была снова потеряна после окончания Второй мировой войны.
Территориальное положение около 300 г. н.э. для установления манихейства: Римская империя ( Тетрархия ) и Сасанидская Персия
В то время как полемические сочинения оппонентов в значительной степени рисуют искаженную картину, манихейские книги, которые были предназначены для назидания или литургических целей, проблематичны как источники исторических процессов, поскольку они перемежаются многими легендарными элементами. Однако они передают достоверную информацию об учении и литургической практике.
Важными неманихейскими источниками являются:
- различные сочинения отца церкви, Августина из Гиппона , который был манихеем до обращения в христианство, особенно его вероисповедания и комментарий Книги Бытия против манихеев .
- Acta Archelai из греческой церкви отец Хеджмониус с 4 — го века, которые только полностью сохранились в латинском переводе. Они сфабриковали два аргумента между Мани и христианским епископом Архелаосом. Acta Archelai оказали большое влияние на христианскую антиманихейскую литературу.
- большом арабской литературы каталоге Китаб аль-фихрист , написанный в Багдаде в 988 году , по к шиитского ученого ибн ан-Надим . Его информация, как и отчеты более поздних арабоязычных авторов, основана на утерянном рассказе о манихее Абу Исса аль-Варраке, жившем в 9 веке.
- труд «Остающиеся памятники прошлых поколений» (также известный как « Хронология» ), написанный персидским ученым аль-Бируни в 1000 году.
Среди манихейских источников следует выделить следующие:
- фрагменты древнейшей манихейской литературы Турфанского оазиса в Восточном Туркестане . Они были обнаружены в период с 1902 по 1914 год исследователями Берлинского этнографического музея . Турфанские тексты частично написаны на иранских языках ( парфянском , среднеперсидском и согдийском ), а частично — на уйгурском .
- Манихейские тексты на китайском языке, найденные в Дуньхуане в начале 20 века .
- Тексты из манихейских рукописей на коптском языке (включая проповеди), найденные в Мединете Мади в Египте и опубликованные между 1933 и 1940 годами. Они датируются концом III — IV вв.
- Cologne Mani Codex , греческая пергаментная рукопись из Египта, который был обнаружен только в коллекции папирусов Кёльни в конце 1960 — х лет. Он содержит позднеантичную биографию Мани под названием « О становлении его телом», составленную из более старых представлений ; он передает автобиографические высказывания Мани и основан на сообщениях его учеников. Благодаря этому первоклассному источнику информация из ранее оцененных источников могла быть исправлена и дополнена.
Передача термина «манихеи» другим группам
Даже в поздней античности термин «манихеи» часто использовался христианами как синоним слова « еретики ». Поэтому в некоторых случаях трудно определить, действительно ли так называемые неортодоксальные группы были манихеями. Даже после того, как манихейство исчезло как отдельная религия в Европе, этот термин использовался как полемическое выражение для еретических групп, даже если их содержание не соответствовало манихейской доктрине. Параллели с манихейским дуализмом можно увидеть у средневековых богомилов и катаров (альбигойцев). В современных трудах их оппоненты называют обоих манихеями. Историческая связь этих течений с манихейством не установлена.
В настоящее время этот термин используется для обозначения идеологий, которые делят мир на хороший и плохой без нюансов, стилизуя врага как экзистенциально угрожающее, по сути, зло . В основном это основано на эсхатологической особенности. В социальных науках, например, христианское милленаризм , антисемитизм , национал-социализм и различные теории заговора описываются как манихейские в этом смысле .
[править] История слова
Реальный полный псевдоним звучал как «Мани Хайа», в форме «Мани» используется в основном со времен католических критиков манихейства. Переводится как «Живой Корабль». Несведующие в восточных языках римляне сделали из двух слов «Мани Хайа» одно слово Manicheus, отсюда manicheanismus как обозначение учения. Поскольку каждый манихейский монах считается локальной копией самого Мани, обозначение учителя («манихей») стало применяться и для последователей, это как если бы всех христианских монахов называли «Христами». Поскольку это не противоречит манихейским представлениям о воплощении учителя в разуме его последователей, данная ситуация не воспринимается манихеями как оскорбительная или неправильная.
Организация манихейской общины
Мани разделил своих последователей на две группы: слушателей ( ) и избранных ( electi ) . Избранным были наложены три этических принципа (или печати). Слушатели должны хотя бы следить за ними в воскресенье.
- Запечатайте уста воздержанием от плоти, крови, вина, фруктов и проклятий.
- Печать рук с воздержанием от всякого физического труда. Правую руку разрешалось предлагать только в качестве приветствия. На ритуальное возложение рук печать рук не влияла.
- Печать воздержания , с запретом каких-либо половых сношений.
Важными для обряда были молитвы, чтение гимнов , евхаристическое празднование , еженедельная исповедь и магические ритуалы.
Молитвы
Из сохранившихся источников следует, что манихеи соблюдали ежедневные молитвы, по четыре для слушающих и семь для избранных. Источники указывают разное время молитвы. Ибн ан-Надим упоминает полдень, день, после захода солнца и темноты. Аль-Бируни называет полдень, ночь, вечер и восход солнца. Избранные также молились в середине дня, за полчаса до наступления темноты и полуночи. Отчет Ибн Надима, вероятно, содержит адаптацию к исламскому времени молитвы , в то время как отчет Аль-Бируни отражает более старые традиции, на которые ислам не повлиял. Когда доклад ан-Надима о ежедневной молитве был единственным доступным источником, возникли опасения, что это будет не изначально манихейская молитва, а переход от ислама во времена Аббасидского халифата . Между тем, однако, очевидно, что текст Ибн Надима согласуется с описаниями египетских текстов IV века.
Каждая молитва начинается с ритуального омовения водой. Если воды нет, можно использовать другие вещества, похожие на воду. Чистое мытье похоже на ритуальное омовение во время молитвы в исламе и включает в себя различные благословения пророков и духов. Молитва состоит из поклонов до земли и повторного вставания. Это повторяется двенадцать раз за молитву. Днем солнце использовалось как направление молитвы, а ночью — луна. Если луны не было видно, поворачивали на север. Как видно из работы Faustus von Mileve , сами небесные тела не являются объектом поклонения, но считаются передатчиками световых частиц из мира Бога, которого, однако, нельзя увидеть, потому что он существует за пределами время и место. По словам Августина Гиппопотамского , люди молились десять раз. Первая молитва посвящена Богу ( Отцу Славы ), чтобы освободиться от цикла возрождения . Последующие молитвы обращены к низшим духам, ангелам и избранным. Нечто похожее вытекает из уйгурского исповедания : четыре молитвы посвящены Богу ( Азруа ), духу солнца и луны, пятиугольнику и буддам .
История манихейского спасения
В центре внимания манихейского учения — представление прошлой и будущей истории человечества как истории спасения. Вначале было царство света Божьего, суть которого заключалась в пяти формах мысли: рассудке, мышлении, прозрении, чувствах и размышлении. Напротив, есть царство тьмы, состоящее из дыма, огня, ветра, воды и тьмы. В этой сфере есть борьба и разногласия. Во время его внутренней борьбы тьма атакует свет. Бог Отец — мир и поэтому не хочет сражаться. По этой причине он отправляет своего сына в битву, чтобы его захватила тьма. Благодаря жертве его сына, с одной стороны, царство света остается нетронутым, с другой стороны, им готовится окончательная победа над тьмой. Чтобы сохранить легкие элементы, создан мир; «Живой дух» образует оставшиеся световые элементы для солнца, луны, звезд, неба и земли, которые, таким образом, представляют собой смесь света и тьмы. Только «третий посланник», согласно доисторическому человеку ( Гайомарту ) и живому духу, приводит в движение колеса (огонь, воду и ветер), которые направляют свет вверх к Млечному Пути и в конечном итоге передают его Солнцу. Затем «третий посланник» открывается человеческой паре ( Адаму и Еве ), которые отныне несут ответственность за судьбу мира. Чтобы быть в состоянии отдать должное их роли, «третий посланник», наконец, также посылает «Иисуса величия», который просвещает людей о «божественном разуме».
В манихейском мировоззрении божественное царство света и царство тьмы находятся в абсолютной противоположности. Ключевой принцип заключается в том, что световые элементы, попавшие в ловушку темноты, не должны быть повреждены ни при каких обстоятельствах, так как это будет препятствовать их высвобождению. Поэтому запрещено убивать живые существа. «Избранные» должны сыграть ключевую роль в освобождении легких элементов. Они избегают любого нарушения ловушки света и всего, что может продлить его неволе, воздерживаясь от половых сношений и не причиняя вреда людям, животным или растениям. О еде для них заботятся «слушатели». В процессе пищеварения избранных свет отделяется от тьмы, и через песни и молитвы он может вернуться к Богу. Когда освобождение света почти завершено и материальный мир растворяется в комок, наступают последние времена истории манихейского спасения. Новое воскресение после окончательного разделения света и тьмы не происходит. История спасения заканчивается полным и окончательным разделением света и тьмы.
Основоположники учения Мани
На Востоке у него также было немало последователей (в VIII в. манихейство даже стало официальной религией Уйгурского каганата). Сторонники этой религии сумели создать достаточно сильную и разветвленную церковную организацию. Все верующие делились на три категории: «слушателей», «избранных» и «совершенных». (Последние соответствовали высшему церковному клиру). Отдельными областями руководили епископы, а во главе церкви стоял патриарх, местом пребывания которого считался Новый Вавилон.
Все манихеи должны были следовать строгим нравственным предписаниям. Истинный праведник не мог лгать, нарушать клятвы, свидетельствовать за злонравного человека, возводить гонения на невинного, вызывать неприязнь к кому-либо или к чему-либо путем распространения разных басен, не мог заниматься колдовством и волхованием. Ему надлежало поститься определенное количество раз в году и периодически исповедоваться перед главами общин. Таковы были заповеди для мирян.
«Избранные», то есть священники, кроме того, должны были воздерживаться от мясной пищи и хранить безбрачие. Им также вменялось в обязанность молиться за мирян («слушателей»).
Различный
Манихейство распространение из III — го века нашей эры через римский мир и за его пределы на восток, в совершенно мирном, Балканах на Аравийском полуострове и в Центральной Азии , по дороге из шелка, в Китай, где он будет допускаться для а время как религия, исповедуемая в основном иностранным населением. Наконец, он оставил очень мало следов: за исключением своих недоброжелателей (гонения на Рим с 297 по 313 годы).
Святой Августин , изучавший риторику, затем несколько лет следовал учению манихейства, а затем отказался от него. Он был назначен профессором риторики в Милане, прежде чем принять христианство. Затем он будет яростно критиковать манихейство.
В XIX — го века, философ , оккультист и социальный мыслитель Рудольф Штайнер говорит Мани (или Манес) , как большая инициируют, основной задачей которого было превратить зло в добро.
Августинская критика манихейства
Для святого Августина манихейство происходит непосредственно из гностицизма . Так что в секте манихеев нет ничего нового. Святой Августин в какой-то период своей жизни был манихеем, поэтому он довольно хорошо знает доктрину Мани, благодаря различным свидетельствам и сочинениям, которые, возможно, не все дошли до нас. Он встретил Фауста де Милева и написал против него Contre Faustus примерно в 402 году.
Кроме того, гностицизм напрямую связан с языческими религиями или мистическими культами .
Краткую и богатую философскую критику манихейства можно найти в « Исповеди святого Августина», книга VII, глава 3. Аргумент против манихеев состоит в следующем:
- «Манихеи представляют две противоположные субстанции, добро и зло, и заставляют их сражаться друг с другом. Итак, если Бог нетленный (в метафизическом смысле этого слова, чистый от всех примесей и неспособный смешиваться с другой субстанцией), у Зла нет средств противостоять ему. Итак, либо манихеи считают, что Бог несовершенен (что противоречит определению Бога), либо Бог действительно неподкупен для манихеев, но затем он вступил в битву, выигранную заранее со Злом. То, что Бог является виновником беспричинной агрессии, так же неприемлемо, как и его несовершенство. Вывод состоит в том, что манихейство неспособно дать хорошее представление о Боге. «
- Однако эта критика, если она касается манихейства, никоим образом не затрагивает первое учение Мани, которое не говорит ни о добре, ни о зле и которое учит нас, что именно потому, что он нетлен, Бог оставляет человеку самому, даже ответственность и ответственность. управление вселенной, где Добро и Зло больше не имеют смысла сами по себе, потому что они тесно переплетаются во всем и везде.
Этот аргумент святого Августина был подхвачен Нимфридием .
Замечания
- См. Александр Бёлиг (Ред.): Die Gnosis. Том 3: Манихейство. Дюссельдорф 2007, стр.27.
- ↑ Арно Борст : Катары. Фрайбург, 1995 г., стр. 56 и сл.
- Марко Френшковски : Маркион в арабских источниках. В: Герхард Мэй , Катарина Грещат (ред.): Маркион и его влияние на историю церкви. Берлин 2002, стр. 39-63.
- Мари Терез Фёген : Экспроприация гадалок. Исследования об имперской монополии знаний в поздней античности. Франкфурт-на-Майне 1993, стр. 26 и далее.
- Codex Theodosianus 16,5,7, anno 381; 16,5,9, анно 382; 16,5,11, анно 383.
- Александра отредактирован Августом Бринкманном : Alexandri Lycopolitani contra Manichaei views disputatio. Штутгарт 1989. См. Андре Вилли (переводчик): Александр де Ликополис: Contre la doctrine de Mani. Париж, 1985, стр. 247-249, 290-307; Ричард Рейценштейн : Александр Ликополисский. В кн . : Филолог .
- Александр Бёлиг (Ред.): Гнозис. Том 3: Манихейство. Дюссельдорф 2007, стр.20.
- Йозеф ван Эсс : Богословие и общество во 2-м и 3-м веках хиджры. История религиозной мысли в раннем исламе. Том 2. Берлин / Нью-Йорк 1992, стр. 29-35.
- Манфред Хаттер : Манихейство . В: Кристоф Ауффарт , Ютта Бернар и Хуберт Мор (ред.): Metzler Lexikon Religion. Настоящее — повседневная жизнь — медиа. Дж. Б. Метцлер, Штутгарт / Веймар, 2005 г., том 2, стр. 370.
- Ричард Лим: Nomen Manichaeorum и его использование в поздней античности. В: Эдуард Иричинский, Хольгер М. Зеллентин (ред.): Ересь и идентичность в поздней античности. Тюбинген 2008, стр. 143-167.
- Майкл Баркун : Культура заговора. Апокалиптические видения в современной Америке. 2-е издание, Беркли, 2013 г., стр. 3.
- Николас Гудрик-Кларк : Черное солнце. Арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности. Нью-Йорк 2002, стр. 3; Томас Хори : Антисемитизм слева. Коммунистическая идеология, национализм и антисионизм в ранней ГДР. Гамбург, 2002, с. 109, 230 и сл.
- Роберт С. Вистрих : апокалипсис Гитлера. Евреи и нацистское наследие. Лондон 1985, стр.29.
- Рут Гро: Теории заговора и модели интерпретации мира. Антропологическая перспектива. В: Ute Caumanns и Mathias Niendorf (ред.): Теории заговора. Антропологические константы — исторические варианты (= отдельные публикации Немецкого исторического института Варшава . № 6). Оснабрюк 2001, стр. 37-45.
Фонды
Сотворение мира
Рассказывают, как однажды духи Тьмы захотели штурмовать царство Света. Они действительно достигли границы этого недолговечного царства (светлого, сияющего) и хотели завоевать его. Но они ничего не могли сделать против Царства Света, учитывая его сверхчувствительность. Затем духи царства Света захватили часть своего царства и смешали его с материальным царством Тьмы.
Говорят, что благодаря смешиванию части царства Света с царством Тьмы, в царстве Тьмы, как закваска, возникла некая субстанция, вызывающая брожение, которое погрузило царство Тьмы в хаос. кружащийся танец, благодаря которому он получил новую стихию, а именно смерть — для человека своего рода пресуществление .
Это происходит настолько часто, что царство Тьмы постоянно поглощает себя и, таким образом, несет в себе зародыш своего собственного уничтожения — или, для человека, превращения в свет, проходящий через грозное сияние смерти.
Глубокая мысль этого повествования состоит в том, что царство Тьмы должно быть побеждено царством Света, не наказанием, а кротостью и любовью; не противодействуя Злу и не борясь с ним, а смешиваясь с ним; чтобы искупить Зло как таковое.
Два разных мира
Одна из основ манихейства — разделение мира на две части:
- царство Света, царство божественной Жизни, где выражено то, что от вечности ;
- царство Тьмы, царство материи, царство «мертвых», где выражается то, что есть пространство / время.
Мужчина двойной
Согласно манихейству, Свет и Тьма сосуществовали, никогда не смешиваясь. Но после катастрофического события Тьма вторглась в Свет. Этот конфликт рождается человеком (естественным), его дух принадлежит царству Света, а его тело принадлежит царству тьмы, что может превратиться либо в разрушительный процесс мертвого, но и в высший процесс возвышения духа освобождения.
Следовательно, согласно манихейству, естественный человек двойственен. Он владеет :
- дух, принадлежащий царству Света — это бессмертная часть человека;
- тело, принадлежащее Царству Тьмы — это смертная часть человека • е.
Хорошее и плохое
Согласно манихейству, Добро ассоциируется с царством Света, а Зло — с царством Тьмы. Эта борьба Добра и Зла — одна из основ манихейства.
Для того чтобы дух человека после смерти смог освободиться от цикла воплощений и, следовательно, достичь царства Света, он должен быть отделен от всего материального в течение его жизни.
Согласно манихейству, материальная смерть имеет две стороны. Человек, который остается привязанным к своей материальной жизни, не позволяет своему уму освободиться от царства «мертвых»; тогда как человек, который предложит свою материальную жизнь духу в нем путем Евангелия, ради этого дух в нем вернется в царство божественной Жизни. Некоторые богословы находят родство с этим понятием в предложении, которое Иисус произносит в Евангелии от Марка ( гл. 8, стих 35 ): «Ибо кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради меня и ради меня? хорошие новости спасут ее. »
Уйгурский каганат — манихейское государство
Мани именовал себя (и это зафиксировано в ранних источниках) апостолом Иисуса Христа. У манихеев был свой глава, рядом с которым находилось двенадцать учителей («апостолов»), епископы, священство и диаконы — «совершенные». Считалось, что их души после смерти сразу попадают в страну света. Для «совершенных» был ряд строгих заповедей: скромность в быту, целомудрие, честность, чистота тела, вегетарианство и регулярный пост.
Прихожане именовались «слушателями». Они также должны были соблюдать заповеди, но некоторые вещи, запрещенные совершенным, например, брак, допускались. Их души, как считали манихеи, тоже попадали в царство света, но после нескольких перерождений.
Христианские обряды и таинства отвергались манихеями. Праздники у них также были свои — например, чтили день кончины пророка Мани.
По сравнению с христианами манихеи строже относились к искушениям плоти. Их религиозное мировоззрение признавало «светлой» только душу, плотское же априори считалось «темным».
Учение Мани стало распространяться еще при его жизни. Его ученики отправились с миссией в Египет, где, судя по многочисленным сочинениям манихеев на коптском, имели немалый успех. Часть проповедовала в Иране.
После смерти Мани его ученики отправилась еще дальше на Восток, в современную Среднюю Азию, в области, которые тогда назывались Согдиана и Бактрия. Часть же проповедников распространилась по римским провинциям. Манихейство постепенно становилось популярным. Римский император Диоклетиан, правивший в 284−305 гг., издал указ о запрете манихейского вероисповедания, так как полагал, что последователи Мани — агенты персидского шаха, враждебного Риму.
Манихейские жрецы. (Wikimedia Commons)
Блаженный Августин, известный христианский философ, живший в Африке в конце IV — начале V вв., описывает общину манихеев. Из его свидетельств мы можем заключить, что несмотря на гонения Диоклетиана и недоброжелательное отношение последующих императоров, манихейство продолжало существовать даже в западной части Римской империи.
После исламского завоевания Ирана и Ближнего Востока манихеи на этих землях оказались в тяжелом положении. При халифах Аббасидах мусульмане объявили их «вольнодумцами», что грозило репрессиями. К X в. манихейство на территории новообразованного Арабского халифата практически исчезло.
Гонения способствовали дальнейшему продвижению манихейских общин на восток. К VII в. они начали появляться у границ Китая. Возникший в этом регионе Уйгурский каганат — государство кочевого тюркского народа уйгур, — приняло в качестве официальной религии манихейство в 762 г. Правда, не все уйгурские ханы были согласны с этим. Периодически манихеи теряли свое влияние. Но так или иначе их положение здесь было не в пример лучше, чем где бы то ни было еще. Именно уйгурские и китайские манихеи оставили нам богатый пласт религиозных текстов.
С IX в., во время войн между Китаем и уйгурами, религию Мани начали подвергать гонениям и в Поднебесной. До XIV в. община еще держалась, но затем многие стали переходить в буддизм. Китайцы эту религию долгое время воспринимали как очередную буддийскую или даосскую секту.
В Средние века и Новое время многие еретические течения вроде альбигойцев клеймились как «манихеи». Ересью было это учение и с точки зрения ислама. Непризнание как самостоятельной религии, закрытая структура манихейских общин и отсутствие государства, которое бы оказало этому учению поддержку, обусловило исчезновение манихейства.
Лишь в XX в. ученым после ряда открытий манихейских текстов на самых разных языках (от греческого и коптского до уйгурского и китайского) удалось провести серьезную работу по изучению манихейства как религии.
Правила
Фундаментальные принципы манихейства — отказаться от удовольствий плоти, не убивать и не богохульствовать. У манихеев нет никаких разрешений, кроме как уважать наложенные на них обряды и правила. Как видим, правила этой религии одновременно просты и строги.
Классы слушателей живут, соблюдая «Десять заповедей» Мани. Эти заповеди влияют как на социальную, так и на религиозную жизнь манихеев. С другой стороны, образ жизни двух классов разный. Они должны молиться четыре раза в день, то есть для каждого из четырех положений солнца, поститься, а также вносить пожертвования, соответствующие примерно одной седьмой части имеющегося у них имущества. Манихеи также должны быть осторожны, чтобы не говорить об искушениях, поскольку они являются строгим табу. Посредством этих запретов слушатель будет стремиться достичь состояния, которое сделает его совершенным во время реинкарнации . Затем он будет избран.
Правила избранных, гораздо более строгие, в основном разделены на три печати: «рука, рот и грудь». «Печать руки» — это ограничение жизненно важных жестов, таких как охота и война. «Печать уст» представляет собой дисциплину речи и диеты. Все сводится к травам. «Нагрудный знак» олицетворяет сексуальное воздержание избранницы. Их цель — воплотить совершенство, чтобы подать пример религиозным представителям низших классов. Это совершенство — последняя стадия, предшествующая доступу к «Карме» Царства Света.
У манихеев ребенок рождается избранным или одитором. С годами стать им невозможно. Выбор делается в отношении предков и семей. Согласно религии, единственный способ изменить класс — это перевоплотиться в избранного в более поздней жизни.
Наградой религиозных людей, живущих в рамках этой религии, на самом деле является подъем в иерархии. С другой стороны, перейти от слушателя к избранному представителю можно только перевоплотившись. Покаяния, в отличие от вознаграждений, представляют собой потерю звания или привилегии в манихейской иерархии.
Как мы видим, отношения, которые манихей поддерживает с Богом (Светом), устанавливаются через молитву и с целью святости. Для этого манихеи просто должны строго следовать правилам.
Полная философия
Манихейская диаграмма Вселенной (en), изображающая манихейскую космологию. Китайская живопись из династии Юань , XIII — го и XIV — го века.
Сама суть манихейской философии основана на двух догматических концепциях : деление мира на три времени и две сущности. Эти теории берут начало в основополагающем мифе, провозглашенном Мани.
Во-первых, разделение мира на две части. С одной стороны, Мани помещает Тьму, управляемую Сатаной или «Князем Тьмы», а с другой — Свет, которым правит Бог. Эта радикальная концепция, очевидно, применима к миру идей. В самом деле, в манихейском законе нет серой зоны, просто поступок хорош или плох.
Затем разделение мира на три этапа. Он тесно связан с предыдущим.
Вместо первого раза, в более ранний момент. Для него характерно абсолютное и несмешанное разделение мира на Тьму и Свет. Последние, кажется, почти игнорируют их взаимное существование. Поскольку Тьма (или Свет в этом отношении) не может быть разрушена, предыдущее состояние считается идеальным состоянием мира.
Вместо второго раза — середина или настоящий момент. Это начинается с создания человечества (см. ). Для него характерно неустойчивое смешение Тьмы и Света.
Вместо третьего шага — более поздний момент. Он полностью идентичен предыдущему моменту: человеческие души (исходящие из сущности изначального человека) покоятся в царстве Света в огромной светящейся «карме», представляющей первобытного человека.
Эти разделения мира приводят к тому, что манихей постоянно пытается достичь идеала: он должен восстановить разделение между Тьмой и Светом. Согласно основополагающему мифу, человеческая душа состоит из Света, а его тело — из Тьмы. Поэтому отношения с Богом очень близкие, и с сатаной тоже. Верующий помещает первый манихейский идеал в контекст, следуя ему: он должен отделить свой разум от своего тела, максимизировать расширение первого и уменьшить расширение второго. Для этого он будет следовать четким правилам, максимально сокращая любые формы материализма и чувственности в своей жизни. Он также будет рассматривать материю как нечто плохое, но не будет ее разрушать, поскольку она содержит свет в случае живых существ и оружие первобытного человека в случае небиологических элементов, таких как вода, воздух и т. Д.
Если манихей вызывает разрыв между своим разумом и телом, он надеется получить доступ к царству Света и передать свою светящуюся частицу другим в огромной «карме» (Мани находился под сильным влиянием различных религий, существовавших до него, таких как Буддизм Кроме того, манихейство происходит из общины Элькасайтов , которая сама является продуктом слияния «осейцев» и назореян из региона Мезен ). В противном случае он переродится в другом теле и должен будет продолжить свой путь до тех пор, пока не произойдет диссоциация.
История
Манихеи поклоняются Древу Жизни в Царстве Света, пещеры Безеклик.
Китайский значок Mani показан на подвесную свитке, XIV — го и XV — го века.
Присутствие этой религии в Китае , как правило , восходит к mozak (священник) прислал в суд императора Gaozong из Тан ( р. -). Но на самом деле, недавнее археологическое открытие (2003), сделанное в северном пригороде Сианя (древняя китайская столицы Чанъань), могила sogdienne в VI — й век показывает , что манихейство уже было известно среди ираноязычного коммерсанта общины, основанные в Китае.
Во время правления Ву Zetian (684-704), Михры-Ормазд, квалифицируются в среднеперсидском из aspasag или aftadan ( в переводе на китайский язык拂多诞/拂多誕, fúduōdàn , епископ?) Присутствует в на императрицу Sutra двух принципов (二 宗 二/二 宗 經, èrzōngjīng ), возможно, перевод Шабухрагана , который станет наиболее важным манихейским текстом на китайском языке. Другой мозак был отправлен в суд в 719 году ; его таланты как астролога были бы там высоко оценены. В году император попросил священника дать общее представление об этом догмате. Это, Sum учения Будды света , является одной из рукописей привезенных из Дуньхуана по Аурел Штейна . Здесь манихейство представлено лексикой буддизма и даосизма . Мани здесь, как Будда в даосских произведениях, аватар Лаоцзы . Император разрешил исповедовать религию, но только для своих иностранных верующих, и запретил прозелитизм. Однако, похоже, что многие тексты уже переведены или находятся в процессе перевода с парфянского или согдийского языков ; Примером может служить трактат, открытый Полем Пеллиотом (см. библиографию) .
Развитие манихейства ускорилось с 762 г. с обращением в веру уйгурского хана Богю, который, союзник китайского императора, принял власть в том же году от своего имени Лоян от мятежников Ань Лушаня . Разрешения на строительство храмов в основных городах были предоставлены в 768 году : Чанъань (храм Даюнь гуанмин си 大 雲 光明 寺), Лоян (洛阳, Хэнань ), Цзинчжоу (荊州, Хубэй ), Янчжоу , Юэчжоу ( чж ) (越 州, Шаосин , Чжэцзян ). В году в Тайюане и Хэнани родились два других храма , которыми управляли чиновники. Но это многообещающее развитие было внезапно прервано поражением уйгуров против киргизов в 840 году . Позиция китайской администрации изменилась в мгновение ока: нападения на манихеев произошли в Лояне в 841 году , в результате чего погибло почти 70 человек. Не имея возможности продолжать играть свою роль стражей северо-западных границ Китая, уйгуры ушли в 843 году , не без того, чтобы сначала попросить императора любезно сохранить их религию, но за их отъездом немедленно последовал приказ о запрещении. В любом случае времена неблагоприятны для иностранных религий; Сам буддизм был запрещен с 845 по 846 год.
Тем не менее, религия Мани на самом деле не исчезает и продолжает передаваться под названием минцзяо , особенно на юго-востоке, недалеко от порта Цюаньчжоу (泉州, Фуцзянь ). Чтобы избежать репрессий, она пытается слиться с буддизмом и даосизмом; взаимные обмены влиянием также происходят между этими тремя течениями. Фактически, некоторые манихейские тексты интегрированы в даосский канон, написанный в 1019 году . С по 1368 год , при Юане , манихейство снова стало законным. Двуязычная надпись на сиро-турецком и китайском языках, обнаруженная между 1937 и 1945 годами в Цюаньчжоу, упоминает Мар Соломона (ум. 1313), «иерарха манихеев и несторианцев из Цзяннаня (Южный Китай)». Именно в это время буддийский храм Цаоань на горе Хуабяо был приписан манихейцам, которые поместили там статую из одного из своих древних храмов в северном Китае.
Начало династии Мин ознаменовалось объявлением вне закона религий, участвовавших в восстании красных тюрбанов . Манихейство, по-видимому, исчезает, но не исчезает полностью, некоторые из его верований и практик сохраняются в синкретических школах, многие из которых были при Цине и в начале Китайской Республики .