Бактрия

Бактрийцы

Раскрашенная из глины и алебастра голова мобада в характерном головном уборе в бактрийском стиле, Тахти-Сангин , Таджикистан , Греко-Бактрийское царство , III – II век до н. Э.

Бактрийцы были жителями Бактрии. Несколько важных торговых путей из Индии и Китая (включая Шелковый путь ) проходили через Бактрию, и уже в бронзовом веке это позволило накопить огромные богатства преимущественно кочевым населением. Первая протогородская цивилизация в этом районе возникла во 2-м тысячелетии до нашей эры .

Однако контроль над этими прибыльными торговыми маршрутами привлек иностранный интерес, и в 6 веке до нашей эры бактрийцы были завоеваны персами , а в 4 веке до нашей эры — Александром Македонским . Эти завоевания положили конец независимости Бактрии. Примерно с 304 г. до н.э. этот регион входил в состав Империи Селевкидов , а примерно с 250 г. до н.э. он был центром греко-бактрийского царства , которым правили потомки греков , поселившихся здесь после завоевания Александра Македонского .

Греко-бактрийцы, также известные на санскрите как яваны , работали в сотрудничестве с местной бактрийской аристократией. К началу 2 века до нашей эры греко-бактрийцы создали впечатляющую империю, которая простиралась на юг и включала северо-запад Индии. Однако примерно к 135 г. до н.э. это королевство было захвачено вторжением племен юэчжи , вторжением, которое позже привело к возникновению могущественной Кушанской империи .

Бактрийцы были записаны в « Географии Страбона» : «В древние времена согдийцы и бактрийцы мало отличались от кочевников по образу жизни и обычаям, хотя бактрийцы были немного более цивилизованными; однако из них, как и из других, Онисикрит не сообщает об их лучших качествах, говоря, например, что тех, кто стал беспомощным из-за старости или болезни, выбрасывают живыми в качестве добычи специально содержащихся для этой цели собак, которых на их родном языке называют «гробовщиками», и хотя земля за стенами метрополии бактрийцев выглядит чистой, но большая часть земли внутри стен полна человеческих костей; но Александр нарушил этот обычай ».

Бактрийцы говорили на бактрийском , северо-восточном иранском языке. Бактрийский язык вымер, на его место пришли северо-восточные иранские языки, такие как пушту , иджга , мунджи и ишкашми . В энциклопедии Иранника говорится:

Основными религиями этого региона до исламского вторжения были зороастризм и буддизм . Современные таджики являются потомками древних восточно-иранских жителей Центральной Азии, в частности, согдийцев и бактрийцев и, возможно, других групп, с примесью западноиранских персов и неиранских народов. В Encyclopaedia Britannica говорится:

География

Файл:BactrianZoroastrian.jpg Окрашенная глиняная и алебастровая голова зороастрийского священника в головном уборе бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, Греко-бактрийское царство, III—II вв. до н. э.

На востоке Бактрия граничила со страной паропамисадов и Гандхарой, на северо-западе с Согдом, на юге с Арахозией. На юго-западе — с Гирканией.

Бактрия представляет собой равнинную страну в среднем течении Амударьи. Границами Бактрии на севере являются отроги Памира, на юге — Гиндукуш. Сердцем Бактрии был обширный оазис в пустынной дельте одной из рек, стекающих с отрогов Гиндукуша. Центром оазиса был город Бактры (или Бактр/Балх), давший название всей стране. Западно-европейские учёные называют Бактрией географический регион, северной границей которого была река Амударья. Бактрию отличало выгодное географическое положение на перекрёстке путей с севера на юг (из Великой степи в Индию и к побережью Океана) и с запада на восток (из стран Средиземноморья в Китай). Такое положение, наряду со сказочным плодородием края (Страбон: «…в Бактрии зёрна размером с наши колосья»), позволило занять Бактрии видное место в истории с незапамятных времён. Согласно исследованиям Н. И. Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе — пшеницы.

Бактрия в контексте современного политического деления Средней Азии

Южная или Левобережная Бактрия с середины XIX века входит в состав Афганистана: провинции Тахар, Кундуз, Балх (исторический центр Бактрии), Джаузджан, частично Фарьяб, Саманган и Баглан. Территории Северной (Правобережной) Бактрии являются частью юго-западного Таджикистана, включая Бадахшан и столицу страны Душанбе, а также южных областей Узбекистана (Сурхандарьинская область и другие).

Примечания[править | править код]

  1. Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  2. Cambridge Encyclopedia Vol. 8, pg. 2246, «Bactria — Geography, History, Tokharistan, Archaeological sites», with this quote «The Bactrians are one of the ancestral lines of the modern-day Pashtuns, Tajiks, of Central Asia.»
  3. Массагеты // БРЭ. Т.19. М., 2011.
  4. Иссык // БРЭ. Т.12. М., 2008.
  5. Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М., 2005.
  6. Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
  7. Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  8. Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
  9. Бактра // БРЭ. Т.2. М., 2005.
  10. Бактрия — статья из Большой советской энциклопедии. 
  11. , с. 36.
  12. , с. 8.
  13. ↑ Metropolitan Museum of Art exhibition
  14. Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Бактрия , на Wikimedia Commons

Частичный источник

Мари-Николя Булье и Алексис Чассан ( режиссер ), «Бактриан» в Универсальном историко-географическом словаре ,1878 г.( читайте в Wikisource )

Библиография

  • См.
  • Бактрия: от эллинизма к буддизму , Дижон, колл.  «Археологические файлы № 211»,Октябрь 1996
  • Бактриан: от Кира до Тимура (Тамерлана) , Дижон, колл.  «Археологические файлы № 247»,Октябрь 1999 г.
  • Пьер Лериш , Чакир Пидаев , Матильда Гелин и Казим Абдулаев , Ла Бактриан на перекрестке дорог и цивилизаций Центральной Азии: Термез и города Бактриан-Тохарестан , Париж, Мезоннев и Лароз — IFÉAC,2001 г., 422  с. ( ISBN  2-7068-1568-X ). В сотрудничестве с Винсентом Фурниау. Материалы коллоквиума в Термезе 1997 г. (Многочисленные авторы, в том числе Жерар Фассман «Надпись Рабатака. La Bactriane et les Kouchans»)
  • Пьер Leriche ( реж. ), Искусство и цивилизации эллинизированного Востока: Культурные встречи и обмены с Александра Сасанидов: дань память Даниэля Шлюмберже: , Париж, Пикар,2014 г., 327  с. ( ISBN  978-2-7084-0983-5 )
  • (ru) Сарианиди, Виктор. 1985. Золотой клад Бактрии: Из раскопок Тилля-тепе в Северном Афганистане . Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк.
  • ( фр ) Симс-Уильямс, Николас. 1998. «Дальнейшие примечания к бактрийской надписи Рабатака с приложением с именами Куджула Кадфисес и Вима Такту на китайском языке». Труды Третьей европейской конференции иранистов. Часть 1: Старое и среднее иранистика . Отредактировал Николас Симс-Уильямс. Висбаден. 1998, стр.  79-93 .
  • (in) Пьер Лериш и Франц Грене, , в Encyclopaedia iranica ,1988 г.(по состоянию на 22 февраля 2017 г. )
  • Портал Афганистана
  • Портал Узбекистана
  • Иран и иранский всемирный портал
  • Древний ближневосточный портал
  • Портал древнего мира

Литература[править | править код]

  • Савицкий Г. И. Древняя Бактриана. Вып.1 (Известия античных писателей о Средней Азии. II.) // Труды Самаркандского госпединститута. Т. 2. Самарканд, 1941.
  • Пичикян И. Р. Культура Бактрии. Ахеменид. и эллинист. периоды. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1991.
  • Пьянков И. В. Бактрия в античной традиции: (Общие данные о стране: Название и территория). — Душанбе, 1982.
  • Пьянков И. В. Сведения Ктесия о владениях Бардии на востоке Ирана: Администрация Кира II на северо-востоке его державы // Вестник древней истории. —1961. — № 4.
  • Пьянков И. В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. — Душанбе, 1975.
  • Франкопан П. Шёлковый путь. Дорога тканей, рабов, идей и религий / Пер. Шаршукова В.. — М. : Эксмо, 2015. — 410 p. — ISBN 978-5-699-95706-4.

Надпись Рабатака

Надпись Рабатака

Надпись Rabatak  (в) (Северный Афганистан, провинция Баглан , в Бактрии империи Кушанского ) является известный текст, написанный в бактрийском, обнаруженную в марте 1993 года, который не делает дату от 1 года Канишки (самый известный Кушанский монарх) и происходит тоже не от Канишки, а от сановника. Руины Рабатака находятся в горной стране и имеют вид крепости, возвышающейся над перевалом, похожей на руины Сурх Котала .

Известняк (90 × 50 × 25  см ) известен только по фотографиям, так как талибы уничтожили камень вФевраль 2001 г.. Две интерпретации Sims-Williams 1996 и 98 были построены на изучении этих фотографических документов, а Джерард Фассман в 1997 году построил другую интерпретацию, основанную на предложениях Sims-Williams. За текстом, вероятно, следует недостающая часть, ему может предшествовать другая недостающая часть, и он очень сильно стерт в своей левой части. Поэтому расшифровка очень неопределенная. Текст будет вызывать по приказу Канишки строительство храма и установку в этом храме изображений (скульптур?) Богов (очевидно, в иерархическом порядке): двух богинь Наны и Оммы ( Умы , спутницы Шива ) и других иранских богов: (Атсо? Или Ахура?) Мазда , вероятно, Срошардо, Нараса, Митра , наконец, два индийских бога были добавлены (позже?) В этот список: возможно, Махасена / Шива и Вишакха / Сканда . Здесь будут установлены изображения Канишки (получившей царство от Наны и всех других богов) и изображения ее отца, деда и прадеда. Текст заканчивается молитвой, в которой автор надписи обращается к этим богам, чтобы они обеспечили долгое и процветающее правление в Канишке.

Значение Бактрийского царства в мировой истории и культуре неоценимо. Артефакты почившей цивилизации, дошедшие до наших дней, поражают техникой выполнения и разнообразием стилей и направлений в искусстве. Древние фрески, изделия из слоновой кости, настенная роспись, алебастровые и глиняные скульптуры – все это прочно вошло в бактрийское наследие, обогатившее современный мир.

Отдельный пласт культурного слоя древней исторической области составляет так называемое золото Бактрии – предметы из драгоценного металла, найденные в конце 70-х гг XX века. Их обнаружили на раскопках кушанских захоронений, датированных I в до н.э., близ городища Тилля-тепе в Афганистане. Найденный в ходе археологических мероприятий клад кушанских царей до сих пор является наиболее дорогостоящим захоронением, когда-либо обнаруженным учеными.

В составе клада: украшения из золота, редкие монеты, позолоченное оружие. В шести вскрытых захоронениях были найдены более 3 тысяч золотых изделий (примерно 20 тысяч золотых предметов). Оставшиеся три захоронения не удалось изучить из-за начавшейся Афганской войны.

Читайте далее:

Древнейшее городище Афросиаб в Самарканде: археологические раскопки и музей

Город Андижан и его достопримечательности

Древние крепости Нукуса

Главный город Каракалпакии – Нукус

Карши – главный город Кашкадарьи

Этимология

Бактрия между Гиндукушем (юг), Памиром (восток), южной ветвью Тянь-Шаня (север). Ферганская долина на севере; западная Таримская котловина на восток.

Современное английское название региона — Бактрия. Исторически этот регион впервые упоминается в Авесте как Бахди на древнеперсидском языке . Позже это превратилось в Бакстриша на среднеперсидском и Бакшля на новоперсидском . Современное название происходит от древнегреческого : Βακτριανή ( латинизированный греческий термин: Baktrianē ), который является эллинизированной версией бактрийского эндонима . Другие родственные слова включают βαχλο ( романизированный : Бахло ). بلخ ( романизированный : Balx ), китайский大 夏 ( pinyin : Dàxià ), латинский Bactriana. Этот регион упоминается в древних санскритских текстах как बाह्लीक или Bāhlīka .

История Бактрии и Бактрийского царства на протяжении столетий

История Древней Бактрии уходит корнями в XXIII в до н.э., когда на территории современных государств (северного Афганистана и южного Узбекистана) зародилась Бактрийско-Маргианская цивилизация. Она просуществовала до XVIII в до н.э. наряду с Древним Вавилоном в Междуречье и Индийским культурным пластом в Пакистане.

Александр Македонский

Во времена империи Кира Великого (VI в до н.э.) Бактрия входила в состав Ахменидского государства и являлась персидской сатрапией, добросовестно уплачивая дань.

В 329 г до н.э. Бактрия завоевана Александром Македонским, основавшим на ее территории свои военные поселения.

После смерти Александра Великого бактрийский народ попал под влияние правивших здесь Селевкидов, насаждавших в этих землях эллинистическую культуру. Началось строительство греческих полисов, формирование армии, состоявшей из наемников – жителей Эллады. В 255 г до н.э. сатрап Диодот объявил себя царем нового независимого государства – величественной Греко-Бактрии.

Греческая Бактрия просуществовала более 100 лет, не давая Селевкидам вернуть былое могущество. Она постепенно расширялась на север за счет территории Согдианы и на юг – путем завоевания индских земель

Столицей нового Бактрийского государства в этот период стал город Бактры, постепенно набравший свое могущество в качестве важного торгового и инфраструктурного центра Центральной Азии

Закат Греко-Бактрийского царства пришелся на I в до н.э., когда степные кочевники тохары начали захват соседних территорий. Государство получило название Тохаристан. А чуть позже – в I–IV вв н.э. – вошло в состав Кушанского царства, унаследовавшего культурные сокровища греческой Бактрии.

Кушанская Бактрия пережила три века и в VIII в н.э. была завоевана арабским халифатом. Так, некогда величественное государство постепенно растворилось и утратило свою самобытность под влиянием бескрайней империи Чингисхана.

Бактрианы и дромедары в современном верблюдоводстве

Изначально верблюдов приручали как удивительно выносливых вьючных и тягловых животных. В этом качестве они проявляют себя куда лучше лошадей, волов и тем более ослов. Навьюченный 2,5-3 центнерами груза верблюд без проблем может преодолеть до 40 км в сутки. И хотя скорость передвижения получается заметно ниже, чем у лошадей, общая дальность переходов и масса переносимого груза намного превосходит возможности коня.

Получение молока, мяса и шерсти было вторичной причиной, по которой людей заинтересовал верблюд бактриан и дромедар. Выход мяса с них получается примерно такой же, как и с коров, однако говядина намного вкуснее и нежнее. Молочная продуктивность верблюдиц составляет в лучшем случае 1,5-2 тыс. л за лактацию (а часто и вовсе 600-800 л), хотя жирность верблюжьего молока примерно вдвое выше, чем коровьего.

С утратой необходимости в тягловых животных разведение верблюдов, однако, пострадало не очень сильно. В Европе и Америке, где тягловый скот довольно быстро уступил место машинам, верблюдов практически не разводили из-за их непереносимости высокой влажности и сырости. В то же время мировые центры верблюдоводства (прежде всего арабский мир и Центральная Азия) значительно отстали от Запада в экономическом плане, поэтому тягловый скот по-прежнему там востребован. Тотальная нищета вынуждает людей использовать верблюдов, так как возможности приобрести автомобиль или трактор у них нет.

Впрочем, даже в бедных странах верблюдов разводят отнюдь не только как тягловый скот. Например, в центрально-азиатских постсоветских республиках, а также в меньшей степени в остальных верблюдоводческих регионах мясо и молоко верблюдов является привычным продуктом питания. Причем и бактриан, и дромадер востребованы в этом плане в равной мере. Однако из-за того, что активнее всего верблюдов всё же разводят в арабских странах, порядка 90% от 14-миллионого мирового верблюжьего поголовья сегодня приходится на дромадеров.

В России верблюдоводство развито довольно слабо. В основном оно сосредоточено в нескольких южных районах, прилегающих к традиционным верблюдоводческих регионам Центральной Азии. Причем, поскольку это регионы, где доминирует бактриан, то и в нашей стране разводят в основном двугорбых верблюдов, которые не только лучше переносят местный климат, но помимо мяса и молока способны давать много качественной шерсти. Крупнейшими верблюдоводческими регионами России являются Астраханская область (общее поголовье около 4,1 тыс.), Калмыкия (1 тыс. голов) и Алтай (0,5 тыс. голов).

Дромедар и бактриан — в чем разница

Итак, мы выяснили, что бактриан и дромедар, то есть одно- и двугорбый верблюд соответственно — это два самостоятельных биологических вида. Давайте более подробно рассмотрим, чем они различаются между собой.

Выше уже было сказано, что бактрианы существенно крупнее: их рост составляет около двух метров в холке (иногда до 2,3 м), а высота горбов достигает 2,7 метра при массе тела самцов около 600 кг. В то же время дромедары вырастают в среднем на 20 см ниже при массе около 500 кг. Более точные данные привести невозможно, поскольку у обоих видов существуют внутривидовые породы, часто сильно отличающиеся между собой в размерах.

Помимо количества горбов и густоты шерсти у верблюдов двух видов других существенных отличий не имеется. И это всё, в чем разница между дромедаром и бактрианом. Физиология и внутренняя анатомия у двух видов практически идентичная, что лишний раз доказывает их родство. Согласно общепринятой теории, прародителем современных бактрианов и дромедаров был верблюд, появившийся на территории Северной Америки. Несколько десятков миллионов лет назад по существовавшему тогда сухопутному пути он попал в Евразию, где постепенно разделился на два известных сегодня вида. Впрочем, некоторые ученые полагают, что это разделение состоялось еще на территории Америки.

При этом исходный видВид – эволюционно сложившаяся совокупность особей, характеризующаяся единым …, очевидно, был именно двугорбым, поскольку у зародышей современных дромедаров сначала имеется два горба, и лишь по мере развития плода второй горб исчезает. Этот факт, к слову, позволяет некоторым специалистам выдвигать теорию, что в Евразию из Америки пришел современный бактриан, а уже на месте от него «отпочковался» дромедар.

Как бы то ни было, о близком родстве двух видов свидетельствует еще и то, что они способны давать плодовитое и вполне живучее совместное потомство. Гибриды представлены сразу несколькими подтипами:

  1. Нар. Гибрид первого поколения от самки бактриана и самца-дромедара. По размерам и выносливости гибриды нар бактриана и дромедара превосходят.
  2. Инер. Гибрид первого поколения от самки дромедара и самца-бактриана. У гибридов наблюдаются промежуточное наследование родительских признаков.
  3. Жарбай. Гибрид второго поколения, получаемый путём воспроизводства первого поколения «в себе». Из-за появления большого количества генетических сбоев у таких гибридов распространения они почти не получили.
  4. Коспак. Гибриды, получаемые от скрещивания самок-нар с чистокровными самцами бактрианов. Отличаются большими размерами и повышенной молочностью.
  5. Кез-нар. Гибриды, получаемые от скрещивания самок коспак с дромедарами.
  6. Курт. Гибриды, получаемые от скрещивания самок инер с самцами-дромедарами
  7. Курт-нар. Гибриды, получаемые от скрещивания самок курт с самцами-бактрианами.

Гибрид бактриана и дромедара первого поколения по внешним очертаниям близки к дромедарам: у них на спине один невысокий горб, который при детальном рассмотрении можно определить как два горба, слитых воедино. В целом это достаточно сильные и выносливые животные, соединяющие в себе достоинства родительских видов.

Заметки [ править ]

  1. Eduljee, Ed. . www.heritageinstitute.com . Проверено 7 сентября 2017 .
  2. Роулинсон, HG (Хью Джордж), 1880-1957. (2002). . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-1615-4. OCLC   .
  3. П. Лериш, «Бактрия, доисламский период». Энциклопедия Iranica , Vol. 3, 1998.
  4. Дэвид Тестен, «Древнеперсидская и авестийская фонология», Фонологии Азии и Африки , том. II (Озеро Вайнона, Индиана: Eisenbrauns, 1997), 583.
  5. Cotterell (1998), стр. 59
  6. Narasimhan, Vagheesh M .; и другие. (31.03.2018). . bioRxiv : 292581. дои .
  7. Narasimhan, Vagheesh M .; и другие. (2019). . Наука . 365 (6457): eaat7487. DOI . PMC . PMID .
  8. ↑ Herzfeld, Ernst (1968). Персидская империя: Исследования по географии и этнографии древнего Ближнего Востока . Ф. Штайнер. п. 344.
  9. . www.iranicaonline.org . Проверено 7 августа 2019 . После присоединения Киром к Персидской империи в шестом веке Бактрия вместе с Маргианой образовали Двенадцатую сатрапию.
  10. ↑ Holt (2005), pp. 41–43.
  11. .
  12. Геродот, 4.200-204
  13. Страбон, 11.11.4
  14. Геродот 6.9
  15. Страбон
  16. Проект языковых материалов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: Профиль языка: января 2009 г. на Wayback Machine
  17. Бернард (1994), стр. 126.
  18. C. Майкл Хоган, Мегалитический портал, 19 ноября 2007 г., изд. Энди Бернхэм
  19. Груссе, Рене (1970). . Издательство Университета Рутгерса. С.  . ISBN 0-8135-1304-9.
  20. Ханьшу , Бывшая история Хань
  21. ^ Выставка Метрополитен-музей
  22. ^ , доктор Александр Берзин, Study Buddhism
  23. . www.transoxiana.org . Проверено 7 сентября 2017 .
  24. . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 сентября 2017 .
  25. «Современные восточные иранские языки еще более многочисленны и разнообразны. Большинство из них классифицируются как северо-восточные: осетинский; ягнобский (который происходит от диалекта, тесно связанный с согдийским); группа шугни (шугни, рошани, хуфи, бартанги) , Рошорви, Сариколи), с которой тесно связаны Яз-1гулами (Соколова, 1967) и ныне вымершие ванджи (J. Payne in Schmitt, стр. 420); Ишкашми, Сангличи и Зебаки; Вахи; Мунджи и Иджа; и Пашто. .
  26. Н. Симс-Уильямс. . Энциклопедия Iranica . Первоначально опубликовано: 15 декабря 1988 г.
  27. Джон Хейвуд и Саймон Холл (2005). Народы, нации и культуры . Лондон.
  28. Федерального исследовательского отдела, Библиотека Конгресса, стр. 206
  29. Ричард Фольц , История таджиков: иранцы Востока , Лондон: Блумсбери , 2019, стр. 33-61.
  30. Ричард Нельсон Фрай , «Persien: bis zum Einbruch des Islam» (оригинальное английское название: «Наследие Персии» ), немецкая версия, тр. Пауль Баудиш, Kindler Verlag AG, Цюрих, 1964 г., стр. 485–498
  31. онлайн-энциклопедия Britannica
  32. Синопсис: Anabasis
  33. затерянный мир Александра

146 тысяч таджиков в Москве – апрель 2021

146,6 тысяч таджиков – это число зарегистрированных, а сколько ещё без регистрации?

В Москве сейчас чуть меньше 800 тысяч иностранцев, год назад их было свыше миллиона; в основном это граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на начальника управления по вопросам миграции столичного ГУМВД Дмитрия Сергиенко.

«Количество иностранных граждан, находящихся в Москве, сократилось на 21%, составляет 789 тысяч. На тот же период прошлого года их было более миллиона», – сказал Сергиенко на заседании комиссии по безопасности, миграционной политике и межнациональным отношениям в Общественной палате Москвы, уточнив, что большинство из них прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы (почти 93%).

«В абсолютных показателях 733 тысячи из них, большую часть, составили: граждане Кыргызстана – 30%, Узбекистана – 27%, Таджикистана – 20%», – добавил он.

Источники [ править ]

  • Бернард, Пол (1994). «Греческие царства Средней Азии». В кн . : История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: с 700 г. до н.э. по 250 г. н.э., стр. 99–129. Харматта, Янош, изд., 1994. Париж: Издательство ЮНЕСКО.
  • Бил, Сэмюэл ( пер. ). Си-Ю-Ки: буддийские записи западного мира, Хиуэн Цзян. Два тома. Лондон. 1884. Перепечатка: Дели: Oriental Books Reprint Corporation, 1969.
  • Бил, Сэмюэл (пер.). «Жизнь Хиуэн-Цзян» шамана Хвуи Ли, с введением, содержащим отчет о трудах И-Цзин . Лондон, 1911. Перепечатка: Нью-Дели : Мунширам Манохарлал, 1973.
  • Коттерелл, Артур. От Аристотеля до Зороастра , 1998; страницы 57–59. ISBN 0-684-85596-8 . 
  • Хилл, Джон Э. 2003. «Аннотированный перевод главы о западных регионах согласно Хоу Ханьшу ». Второе черновое издание.
  • Хилл, Джон Э. 2004. Народы Запада из Weilüe魏 略Ю Хуаня魚 豢: Китайский счет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Проект аннотированного перевода на английский язык.
  • Холт, Фрэнк Ли. (1999). Грозовой Зевс: Создание эллинистической Бактрии . Беркли: Калифорнийский университет Press. (Твердый переплет, ISBN 0-520-21140-5 ). 
  • Холт, Фрэнк Ли. (2005). В страну костей: Александр Великий в Афганистане . Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-24553-9 . 
  • Вагмар, Burzine. (2020). «Между Хинд и Элладой: бактрийский плацдарм (с приложением об индо-эллинских взаимодействиях)» . В: Индо-эллинские культурные транзакции . (2020). Под редакцией Радхики Сешан. Мумбаи: Восточный институт им. К. Р. Кама, 2020 , стр. 187-228.
  • Тремблей, Ксавьер (2007) «Распространение буддизма в Сериндии — буддизм среди иранцев, тохарцев и турок до 13 века». Ксавье Трембле. В: Распространение буддизма . (2007). Под редакцией Энн Хейрман и Стефана Питера Бумбахера. Справочник востоковедения. Секция восьмая, Центральная Азия. Под редакцией Дениса Синора и Никола Ди Космо. Брилл, Лиден; Бостон. С. 75–129.
  • Уотсон, Бертон (пер.). «Глава 123: Рассказ о Дайюане». Перевод с шиджи Сыма Цяня. Записки Великого историка Китая II (исправленное издание). Columbia University Press , 1993, страницы 231–252. ISBN 0-231-08164-2 (в твердой обложке), ISBN 0-231-08167-7 (в мягкой обложке).  
  • Уоттерс, Томас. О путешествиях Юань Чванга по Индии ( 629–645 гг . Н. Э.) . Перепечатка: Нью-Дели: Издательство Муширам Манохарлал, 1973.
  • Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Бактрия»  . Британская энциклопедия . 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 180–181.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector