Максим грек

Отправка на Русь

Но вдруг в его судьбе неожиданно происходит резкий поворот.

В 1515 году князь Василий III и Митрополит Варлаам обратились на Афон с просьбой прислать им переводчика с греческого языка.

Афонский протат благословил направиться в Москву старцу Савве, но тот, ссылаясь на преклонный возраст, не смог. Тогда был послан из Ватопедского монастыря инок Максим (Триволис).

С Афона отправилось на Русь целое посольство (Максим Грек вместе с двумя монахами Неофитом и Лаврентием), которое прибыло в Москву 4 марта 1518 году.

Василий III принял афонцев с великой честью и назначил местом их пребывания кремлевский Чудов монастырь.

Первой книгой, над переводом которой инок Максим трудился 1,5 года была

Толковая Псалтирь

. Для этого к нему, ещё не знавшему русского языка, приставили двух латинских толмачей: Дмитрия Герасимова и Власа, которые служили при дворе переводчиками с латинского и немецкого языков, а также двух переписчиков-иноков Троице-Сергиева монастыря Силуана и Михаила Медоварцева, записывавших церковнославянский текст перевода.. Преподобный Максим диктовал, переводя с греческого на латинский, а Димитрий Герасимов и Влас — с латинского на славянский. Так осуществлялся опосредственный перевод.

После перевода Псалтири преподобный Максим Грек обратился к великому князю Василию III с тем, чтобы его отпустили обратно на Афон. Но отпустили только его спутников, а ученого инока оставили, нагрузив его другими заданиями по исправлению богослужебных книг. Видя нужду в исправлении книг на Руси, Максим Грек смирился со своим оставлением.

Иноку Максиму поручили перевод толкования святых отцов на Деяния. Ученый грек

перевел беседы святого Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Иоанна

. Выполнил и другие переводы: ряд отрывков и глав из книг Ветхого Завета, а также три сочинения Симеона Метафраста. Одновременно Максим Грек занимался просмотром и исправлением Толкового Евангелия и богослужебных книг:

Часослова, Минеи праздничной, Апостола

и

Триоди

.

Переводческие труды убедили его в важности хорошего знания грамматики — греческой и славянской. Грамматику он называет «началом входа в философию» и пишет два сочинения: «О грамматике» и «Беседование о пользе грамматики».. Келия ученого инока становится притягательным местом для образованных русских вельмож

Для беседы с ученым греком приходят влиятельные при дворе люди: инок Вассиан (князь Патрикеев), князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Иван Токмаков, Василий Тучков, Иван Сабуров, Федор Карпов. В общении с ними Максим Грек знакомится с русской церковностью, государственной и общественной жизнью.

Келия ученого инока становится притягательным местом для образованных русских вельмож. Для беседы с ученым греком приходят влиятельные при дворе люди: инок Вассиан (князь Патрикеев), князья Петр Шуйский и Андрей Холмский, бояре Иван Токмаков, Василий Тучков, Иван Сабуров, Федор Карпов. В общении с ними Максим Грек знакомится с русской церковностью, государственной и общественной жизнью.

Максим Кавсокаливит афонский, преподобный

С рождения Максим был связан с храмом. Воспитание проходило в г. Лампсаке, в храме Пресвятой Богородицы. Достигнув 17-летнего возраста, юноша принял постриг, ушел в монашество и путешествовал по святым местам.

Свое второе имя «Кавсокалевит» получил из-за того, что при переходе на новое место предавал огню построенные им каливы или травяные шалаши

Чтобы меньше обращать внимание на собственные подвиги, монах вел себя как юродивый. После встречи с Григорием Синаитом, монах решил оставить путешествие и осесть на одном месте

К нему приходило много людей, в том числе и императоры. Делал много чудес и пророчествовал. Умер в старости — 95 лет.

Именины отмечаются 26 января.

Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)

Преподобный Максим Грек
после получения блестящего европейского образования и
многих путешествий по Европе прибыл на Афон и
принял иночество в Ватопедской обители,
где с увлечением изучал древние рукописи. По ходатайству князя Василия Иоанновича
прибыл в Россию начал заниматься переводом на
церковно-славянский язык греческих
церковно-богослужебных книг. Он писал апологетические
и нравоучительные письма против магометан, папизма,
язычников, также толкования святителя Иоанна Златоуста
на Евангелия от Матфея и Иоанна.

За прямоту и правду попал при
митрополите Данииле в многолетнюю опалу: претерпел
несправедливый суд, ложные обвинения, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку (всего 26 лет — шесть лет
тюрьмы и 20 лет ссылки в Твери).

Среди страданий преподобный стяжал и
великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал:
«Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В
темнице преподобный старец написал углем на стене канон
Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже
манною препитавый Израиля в
пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни
Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»

Лишь через двадцать лет пребывания в
Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли
с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни
преподобный Максим
Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре.
Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на
здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал
трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом
преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на
славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили
преподобного Максима.

Преподобный Максим Грек — небесный
покровитель ученых, богословов, переводчиков, студентов
и семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Преподобному Максиму Греку
молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры,
разумения православного вероучения и Писания, 
обращения к Православию иноверцев и сектантов, у него
просят помощи и поддержки при гонениях за веру  и
несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим
Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях,
особенно от депрессии и уныния.

Википедия

Подробности
Родительская категория: Житие преподобного Максима Грека
Категория: Жизнеописания

МАКСИМ ГРЕК (в миру — Михаил Триволис) (1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад)— первый русский религиозный публицист, один из первых православных писателей и переводчиков. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.).

Жизнеописание Ранние годыМаксим Грек был послан в Италию, чтобы изучить древние языки, священнослужение и философские работы. Здесь, он познакомился с некоторыми видными фигурами эпохи Возрождения: Альдом Мануцием и Константином Ласкарисом, который стал его преподавателем. Максим Грек был под влиянием проповеди доминиканского священника Иеронима Савонаролы. После возвращения в 1507 году из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью.

Миссия в Москве Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтыри вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжскую библиотеку и исправил книги для богослужения.

Борьба Наблюдая «дефекты» и несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Ивана Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикеева, Фёдора Жарено́го и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили все русское духовенство на два антагонистических лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян. Отношения Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, Иваном Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы. В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и предоставил возможность читать и писать; но только в 1541 году ему было разрешено причащаться Святых Тайн. В 1551 или 1547 году, после неоднократных обращений Восточных Патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов) .

Кончина и прославление Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Был погребён в Троицком монастыре, у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа. Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 года. 24 июня 1996 года, после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. 3 июля 1996 года мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры. Сейчас мощи пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Последствия бескомпромиссности

На дальнейшую судьбу книжника Максима повлияла политическая конъюнктура. Великий князь, мечтавший о наследнике, решил развестись с бесплодной женой. Не получив благословения от митрополита Варлаама, он заменил его на нового – Даниила. С этого момента на Максима обрушились гонения со стороны светских и церковных властей.

Всё началось с того, что Максим разделил позицию митрополита Варлаама в отношении развода. После этого он отказался переводить на русский язык книги, содержащие еретические письма. Однако формально для заключения в тюрьму требовалось провести суд, который не замедлил состояться.

Поступили в лучших традициях придворного мифотворчества – неуправляемого книжника оклеветали, припомнив двусмысленные толкования его переводов, допущенные из-за незнания особенностей русского языка, а также поддержку «нестяжателей» в том самом споре, из-за которого он был приглашен в Россию.

Канонизация и обретение мощей

Пpeпoдoбный Maкcим Гpeк пpичислен к ликy Cвятыx на Поместном Соборе Русской Православной Церкви

в 1988 году.

Однако оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей.

После сноса часовни в 30-х годах XX века над могилой преподобного не осталось никаких видимых следов. На момент принятия соборного решения о канонизации место могилы преподобного Максима на поверхности земли никак отмечено не было, поэтому возникла необходимость в археологических раскопках.

Открытие его святых мощей произошло в Лавре

в 1996 году

. Перед началом раскопок 24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Свято-Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия Лавры, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок. Около полуночи 30 июня из южной части раскопа почувствовалось благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честна́я глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до 2 часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху. Отмечалось, что исторические и археологические данные, а также явно ощущаемое благоухание надежно свидетельствуют о принадлежности мощей преподобному Максиму. Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук и произвели 2 июля. При сопоставлении честно́й главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. Заключение антропологов в тот же день довели до сведения Святейшего Патриарха, который благословил поднять честны́е останки 3 июля 1996 года. Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма.

Обретение святых мощей преподобного Максима Грека стало большим событием для всего Православия, ведь преподобный Максим Грек почитается святым также в Константинопольской и Элладской Церквах.

Мощи святого находятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры

.

Рака с мощами Максима Грека. Успенский Собор Троице Сергиевой Лавры

Преподобный Максим Грек — талантливый высокообразованный человек, врожденный публицист-обличитель. В его лице мы встречаемся с греком по происхождению, славянином по духу и подлинно русским человеком по своему беззаветному служению русскому народу. В России он был не проводником возрожденческих веяний, а столпом Православия.

Тропарь преподобному Максиму Греку, глас 8

Зарею Духа облистаем, / витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, / страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, // чтущих любовию святую памятъ твою.

Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8

Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием / неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате, / паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси, / якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы, / непрестанно веселиши, Максиме досточудне, / сего ради молим Тя: моли Христа Бога грехов оставление низпослати // верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

Максим Грек

Борьба иосифлян и белозерских старцев была во всем разгаре, когда является новый сильный борец против иосифлян – Максим Грек. Это был афонский монах, весьма образованный, начитанный и умный человек. Он побывал и в Париже, и во Флоренции, слушал знаменитых ученых богословов. Особенно сильно подействовал на Максима Иероним Саванарола, который в то время увлекал народ во Флоренции своим пламенным красноречием и беспощадно громил в смелых проповедях роскошь и безнравственность, царившие тогда в Италии. Максим Грек приехал в Москву в 1518 году. У великого князя было огромное собрание разных греческих рукописей; надо было разобрать их, привести в порядок, а на Руси тогда нельзя было найти человека, который смог бы это сделать, – вот зачем понадобился ученый грек Максим великому князю. Кроме того, надо было перевести некоторые сочинения на русский язык (Толковую псалтырь, Толкования деяний апостольских, Беседы Златоуста и др.). Дела было очень много. Максим Грек, сначала и занялся тем, для чего его призвали, но мало-помалу невольно втянулся в церковные дела и споры, которые тогда волновали всех мыслящих русских людей. К нему, как к ученому, обращались часто за разрешением различных вопросов и споров, да и сам Максим Грек был не такой человек, чтобы сторониться от жизни. Приглядевшись к русской жизни да освоившись с русским языком, немедля принял он участие в разных церковных вопросах.

Написал Максим Грек очень много сочинений: писал против магометан (от частых сношений с татарами могли заходить к русским некоторые особенности магометанства), против латинян, потому что в это время папа снова пытался склонить русских к церковной унии. Сильно обличает он различные суеверия, которые в то время господствовали на Руси (гадание по звездам, верования в различные приметы, волшебство и т. д.). Как верное средство освободиться от грубых суеверий, затемняющих ум человеческий, мешающих разумной жизни, он указывает на просвещение, на сближение с западными, более образованными народами.

Максиму Греку, как человеку умному, и притом свежему, еще не успевшему сжиться с русскими порядками, должно было, конечно, броситься в глаза, что набожные русские люди, строго исполняя все обряды, соблюдая все посты, в то же время жили совсем не по-христиански, творили спокойно всякие неправды к тяжкие грехи. Плохая нравственность, прикрытая внешнею набожностью, возмущала Максима. В своих посланиях он обличает тех, которые не ели мяса по понедельникам, но готовы были целый день пить вино, соблюдали все посты, а терзали бедных подручников. В одном сочинении Максима Грека Господь говорит людям, что они только гневят Его, предлагая Ему доброгласное пение, звон колоколов, драгоценные украшения икон, а не милуя нищих и сирот, не отставая от неправды, лихвы и проч. «Вы книгу Моих словес (Евангелие) и внутри, и извне обильно украшаете сребром и златом, силу же писанных в ней Моих велений не приемлете и не исполняете».

С самого же начала своей деятельности Максим Грек стал на сторону белозерских старцев и Вассиана и постоянно, подобно им, утверждал, что инок должен быть «странен, незнаем, бездомен и безымянен». В нескольких сочинениях сильно корит он монастыри за то, что они владеют поместьями, а в одном из своих трудов «Повести страшной о совершенном иноческом жительстве» доходит даже до проклятий монахам-вотчинникам.

Эти резкие обличения и смелые нападки, конечно, не прошли Максиму Греку даром: у него явилось множество врагов, и притом – врагов сильных. Большая часть высших духовных лиц были иосифляне. Сам митрополит был последователем Иосифа. Не только в среде духовенства, но и между сильными мирянами нашлось не мало недругов смелому обличителю. Он в своих сочинениях между прочим беспощадно обличал и мирские власти, говорил, что такого неправосудия, как у православных русских, нет даже у латинян ляхов. Эти резкие выходки оскорбляли не только отдельных лиц, но и вообще русское чувство.

Невзлюбил Максима Грека и сам великий князь. Василий Иванович не имел детей, приходилось ему признать наследником брата своего Юрия Ивановича; но великий князь недружно жил с ним, считал его и следующего брата Андрея неспособными управлять государством и очень хотел иметь сына-наследника, задумал даже развестись с бездетной своей супругой и жениться на другой. Митрополит дал церковное разрешение на развод, но Вассиан Косой и Максим Грек сильно осуждали намерение государя. Он, конечно, не посмотрел на них – женился на Елене Глинской, но в сердце его закралось недоброе чувство к противникам его воле…

Рука и язык как жертва Господу

В эти годы Византийская
империя теряла территории под натиском арабов. Раздоры православных с
монофизитами добавляли проблем и императоры объявили монофелитство
государственным исповеданием веры, чтобы на его базе воссоединить страну. Так
богословский спор стал политическим. Многие защитники Православия подверглись
ссылке, а церковную кафедру в Константинополе занял патриарх-еретик.

Вопросы и ответы к Фалассию

Преподобный Максим не мог
согласиться с торжеством ереси и отправился в Рим, чтобы просить помощи у папы
Мартина. Святой Мартин созвал Латеранский собор. 150 епископов Запада и 37
делегатов с Востока поддержали преподобного Максима и православное исповедание
веры и осудили ересь монофелитства. Разгневанный император приказал схватить
папу и преподобного и привезти на суд.

Византийские
военачальники пленили святых и отдали их в руки еретиков. После суда папа
Мартин был сослан в Крым, где и умер вскоре от тяжких трудов в каменоломнях. А
преподобному Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он не мог
говорить и писать, и сослали на Кавказ. Житие подвижника говорит нам о том, что
чудом Божиим здесь он вновь обрёл дар речи и освоил письмо. За свою твёрдость в
вере преподобный получил прозвище «Исповедник».

Нестяжатели и иосифляне при Василии III

В княжение Василия Ивановича споры о монастырских вотчинах и казни еретиков продолжались. Иосифляне (сторонники Иосифа Волоцкого) стояли за мнения своего наставника, а противники их – белозерские старцы, последователи Нила Сорского (нестяжатели), – в своих сочинениях сильно нападали на Иосифа и его сторонников. Спорили горячо, дело доходило даже до колкостей. Суровый Иосиф, требуя беспощадной казни еретиков, ссылается, например, на апостола, по молитве которого Симона-волхва постигла смерть. Белозерские старцы в своем послании в ответ Иосифу насмешливо напоминают о разнице между ним и апостолами, которые не требовали, чтобы люди казнили еретиков, а молитвою поражали их, и прибавляют: «И ты, господине Иосифе, сотвори молитву, чтобы земля пожрала еретиков…» Думают, что это послание написано учеником Нила, Вассианом Косым (бывший боярин, князь Патрикеев). Он был самым сильным противником иосифлян и написал несколько посланий, где резко изобразил все язвы и пороки в монашестве, происходившие потому, что монастыри были богаты, владели поместьями. Вассиан, как и все нестяжатели, сильно нападает на роскошь в монастырях, на корыстолюбие монахов, на тяжбы их, попрошайство, угодничество сильным и богатым, обременение своих крестьян тяжелыми оброками, лихоимство и пр.

Труды Максима Грека

При жизни святой написал множество книг: догматического характера, поучительного, богословского. Также есть письма некоторым духовным чадам. Все они имеют огромную ценность для потомков, особенно верующих. Благодаря им можно прикоснуться к живой душе святого, понять его мысли, чем он жил. Также преподобный написал немало церковно- служебных творений (канон, молитвы), но делал это он не ради славы человеческой. Слова молитв были внушены ему Свыше и свободно лились из его святой души.

Некоторые из творений этого святого были переписаны его учениками еще при жизни святого. Такие рукописи можно встретить в библиотеке Лавры. Язык святого не всегда прост для восприятия современного читателя, сказывался речевой стиль того времени, древние обороты речи. Но смысл его творений понятен любой верующей душе.

Догматико-полемические

Святой при жизни много боролся с ересями и различными уклонениями от правой веры. Несмотря на то, что в начале он подвизался в католичестве, позже, приняв православие, он изучил его лучше, чем все остальные. Максим много обличал еретиков в своих творениях.

Среди таких книг имеются имеются следующие:

  1. О том, какой грех в естестве человеческом есть первый.
  2. Против хулителей Пречистой Божией Матери.
  3. Против лютеран — слово о поклонении святым иконам.

В те времена существовало множество странных мнений, которые считались истинными. Святой горячо опровергал их. Например, что в местах захоронения самоубийц, земля бывает неплодородной. Или что на Светлую седмицу солнце не заходило все семь дней.

Нравственно-аскетические

Святой оставил своим последователям много разных духовных поучений.

Среди таких книг:

  1. О правде и милости.
  2. О великодушии и совете.
  3. Семь степеней человеческого возраста
  4. О святителе и чудотворце Спиридоне и др.

Прочитав их, можно понять многое о молитве, духовном росте, жизни некоторых святых. Также святой много толковал мест из Евангелия, псалтири, других церковных книг. Известна его книга «Нравственные поучения» — богатый духовный опыт святого.

Гимнография

Сюда относится прежде всего: «Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту». Это творение он написал после явления к нему Ангела. Записал текст святой углем на стене в заточении. Это очень трогательный канон, написанный на церковно-славянском языке. Слова полны глубоким смыслом, который можно понять, только отрекшись от всего земного.

Вот отрывок из этого творения:

Сюда же можно отнести и «Исповедание Православной веры». За эту книгу святой много пострадал при жизни. Написан текст также на древнем славянском языке. Он довольно труден для восприятия. Преподобный вложил в эту книгу свои догматические познания, а также свои духовные чувства.

Собрание сочинений

Собрания сочинений святого было издано и переиздано в разные века. Впервые три тома его творений были изданы в конце 19-го века. Затем были переизданы в 1910 году.

Ссылка в Иосифо-Волоколамский монастырь

При новом Митрополите Данииле (1522 – 1539; † 1547) он был дважды, в 1525 и 1531 годах, соборно осуждён.

В начале декабря 1524 года преподобный Максим был взят под стражу

и 24 мая он 1525 года предстал перед церковным судом. Главным обвинителем выступил митрополит Даниил, обвинивший святого в ереси. Среди обвинений рассматривался его

отказ переводить Церковную историю Феодорита

. Между тем, первоначальная редакция Церковной истории Феодорита Кирского, содержит сведения в пользу троеперстия. Митрополит Даниил же был сторонником двоеперстия и поместил отредактированный текст «Феодоритова слова» в своем сборнике. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты».

Одной из причин опалы преподобного Максима явились также связи его с соотечественником — Искандером, послом турецкого султана Сулеймана I в Москве. Иными словами в осуждении преподобного Максима Грека имел место элемент политики. Московская Русь завязывала в то время отношения с Турецкой империей. Москва была в этом заинтересована, чтобы с её помощью сориентировать внешнюю политику ее вассала, Крымское ханство, против Литовской Руси. Между тем, турецкая дипломатическая практика предполагала в то время в сношениях с христианскими государствами использовать подданных греческого происхождения. Но греки имели личные национальные интересы: добиться возрождения Византии и военной составляющей в этом должна быть Россия. Для этой цели греки натравливали турецкую политику против России.

По приговору собора преподобный был сослан в

Иосифо-Волоколамский монастырь

. 6 лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и утарной келии: терпел мучения от дыма, холода и голода. Это были самые трудные годы в его жизни. Из всех лишений самым скорбным было отлучение от принятия Святых Таин.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Но однажды Господь изнемогающему узнику явился в образе Ангела Божия со словами:

«Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений».

Исполнившись духовной радости, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной келии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector