Храм мартина исповедника на таганке. расписание богослужений
Содержание:
- Страны
- Месторасположение церкви
- Чтение
- Ранние годы
- Житие святого папы
- Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня), г.Москва
- Как добраться
- Цитатник
- Где находится храм
- Архитектура
- Наполеоновское нашествие
- Интересные факты
- Интерьеры и святыни
- Комплекс в XIX веке
- Особенности архитектуры, убранство сооружения
- История храма
- Кем был Мартин Исповедник
Страны
Абхазия * Австралия * Австрия * Азербайджан * Албания * Алжир * Ангола * Андорра * Аргентина * Армения * Афганистан * Багамские острова * Бахрейн * Беларусь * Белиз * Бельгия * Бенин * Болгария * Боливия * Босния и Герцеговина * Бразилия * Ватикан * Великобритания * Венесуэла * Венгрия * Вьетнам * Гана * Гватемала * Германия * Греция
* Грузия * Дания * Египет * Зимбабве *Израиль
* Индия * Индонезия * Иордания * Ирак * Иран * Ирландия * Исландия * Испания *Италия * Казахстан * Камбоджа * Камерун * Канада * Кения * Кипр * Киргизия * Китай * Колумбия * Конго * Косово * Коста-Рика * Куба * Латвия * Ливан * Литва * Лихтенштейн * Люксембург * Маврикий * Мадагаскар * Македония * Мальта * Марокко * Мексика * Молдавия (Молдова) * Монако * Монголия * Нигерия * Нидерланды * Новая Зеландия * Норвегия * ОАЭ * Пакистан * Палестина * Папуа — Новая Гвинея * Парагвай * Перу * Польша * Португалия *Россия * Румыния Сан-Марино * Северная Корея * Северный Кипр * Сербия * Сирия * Словакия * Словения * США * Таджикистан * Таиланд * Танзания * Тунис * Туркмения * Турция * Уганда * Узбекистан *Украина * Уругвай * Филиппины * Финляндия * Франция * Хорватия * Черногория * Чехия * Чили * Швейцария * Швеция * Эквадор * Эстония * Эфиопия * ЮАР * Южная Корея * Япония
Месторасположение церкви
Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.
Находящиеся рядом здания:
- музей мебели;
- церковь Николая Чудотворца на Студенце;
- театр на Таганке;
- церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
- церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
- дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
- церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
- церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Как добраться
В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.
В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:
- «Авиамоторная»;
- «Марксистская»;
- «Перово»;
- «Площадь Ильича»;
- «Шоссе Энтузиастов».
Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.
Чтение
- Пауль Клемен (Hrsg.): Die kirchlichen Kunstdenkmäler der Stadt Köln II. Die Kunstdenkmäler der Rheinprovinz. Л. Шванн, Дюссельдорф, 1911.
- JG Deckers: Groß St. Martin In: Führer zu vor- und frühgeschichtlichen Denkmälern. Bd. 38. Köln II. Exkursionen: Nördliche Innenstadt. Römisch-Germanisches Zentralmuseum Mainz (Hrsg.). Заберн, Майнц 1980, S.134–146. ISBN 3-8053-0308-4
- Карл-Хайнц Эссер: Zur Baugeschichte der Kirche Groß St. Martin в Кельне. В: Rheinische Kirchen im Wiederaufbau. Менхенгладбах 1951, S.77–80.
- Gesellschaft für Christliche Kultur (Hrsg.): Kirchen in Trümmern. Zwölf Vorträge zum Thema Был ли wird aus den Kölner Kirchen? Балдуин Пик, Кельн, 1948.
- Гельмут Фюссбройх: Die ehemalige Benediktinerabteikirche Gross St. Martin zu Köln. Neusser Druck u. Verlag, Neuss 1989. ISBN 3-88094-631-0
- Х. Хелленкемпер в: Der römische Rheinhafen und die ehemalige Rheininsel. В: Führer zu vor- und frühgeschichtlichen Denkmälern. Bd. 38. Köln II. Exkursionen: Nördliche Innenstadt. Römisch-Germanisches Zentralmuseum Mainz (Hrsg.). Заберн, Майнц 1980, S.126–133, ISBN 3-8053-0308-4
- Hiltrud Kier und Ulrich Krings (Hrsg.): Кельн. Die Romanischen Kirchen in der Diskussion 1946, 47 и 1985. Stadtspuren — Denkmäler в Кельне. Bd 4. JP Bachem, Köln 1986. ISBN 3-7616-0822-5
- Hiltrud Kier, Ulrich Krings (Hrsg.): Köln. Die Romanischen Kirchen im Bild. Architektur · Skulptur · Malerei · Graphik · Фотография. Штадтспурен — Денкмелер в Кельне. Bd 3. JP Bachem, Köln 1984. ISBN 3-7616-0763-6
- Hiltrud Kier, Ulrich Krings (Hrsg.): Köln. Die Romanischen Kirchen. Von den Anfängen bis zum Zweiten Weltkrieg. Штадтспурен — Денкмелер в Кельне. Bd 1. JP Bachem, Köln 1984. ISBN 3-7616-0761-X
- Вернер Майер-Баркхаузен: Das grosse Jahrhundert kölnischer Kirchenbaukunst с 1150 до 1250. EA Seemann, Köln 1952.
- Петер Опладен: Большой Санкт-Мартин: Geschichte einer stadtkölnischen Abtei. В: Studien zur Kölner Kirchengeschichte. Historisches Archiv des Erzbistums Köln (Hrsg.). Верлаг Л. Шванн, Дюссельдорф, 1954.
- Герта Вольф: Das römisch-germanische Köln. Führer zu Museum und Stadt. JP Bachem, Köln 2000 (5. Aufl.). ISBN 3-7616-1370-9
- Вальтер Циммерманн: Neue Beobachtungen zur Baugeschichte von Groß St. Martin в Кельне. В: Вальтер Циммерманн (Hrsg.): Die Kunstdenkmäler des Rheinlands. Beiheft 2. Untersuchungen zur frühen Kölner Stadt-, Kunst- und Kirchengeschichte. Fredebeul & Koenen, Essen 1950, S.105–140.
Ранние годы
Храм иоанна предтечи на пресне: история, описание, расписание служб
Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.
Начало служения
В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.
Святой Мартин Исповедник
Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.
Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.
Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.
Падение
Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.
Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.
Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.
Икона святого Мартина, папы Римского
Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.
Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.
Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».
Смерть
Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.
Житие святого папы
Известно о нем не так уж и много. Рожден был он в Италии, в Тосканской области. Образование у него было достаточно хорошим как для того времени, что позволило ему поступить в клир Римской Церкви. Когда папа Федор 1 умер, его было поставлено на престол. Правление пришлось как раз на период широкого распространения ересей. Постигло это нашествие весь народ и проявлялось в разных слоях его. Был выдан даже специальный типос, которого должны были придерживаться все жители и прекратить споры.
Папа Мартин на соборе в 649 году осудил этот еретический «Образец Веры», чем вызвал неприязнь к себе со стороны правителя. В то ж время он отправил прошение к Костантинопольскому папе Павлу, чтобы вернуться к Православному вероисповеданию. Подобные действия пришлись не по душе императору и он приказал своему военачальнику привести святого к нему на суд. Тот побоялся гнева народа и поэтому послал воина убить священнослужителя. Приближаясь к нему воина накрыла слепота. Олимпий испугался и отправился на Сицилию, где позже был убит в сражении.
В 654 году го обвинили в сговоре с сарацинами и неканоническом восхождении на папский престол. Ночью го арестовали и отправили на остров в Эгейском море. Долго длилось судилищ над ним, но он так и не отказался признавать свою вину. Он был сослан в Херсонес Таврический, где приставился в 655 году. Изначально похоронили его в Влахернской церкви Пресвятой Богородицы. Позже останки были перенесены в Константинополь, а оттуда в Рим.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона апостола и евангелиста Луки: молитва, житие, день памяти
Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня), г.Москва
Одной из наиболее древних церквей в Росси можно назвать Храм Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского. Он сумел пройти закалку временем и свидетельствует о старинной эпохе, когда преподобные пользовались особым авторитетом и уважением. Летописцы в своих работах утверждают, что постройка церкви Мартина Исповедника тесно связана с благословением на утверждение власти князя Василия Иоанновича ІІІ, который после этого правил Московским и Владимирским княжеством. Благословили Василия в день памяти святейшего Мартина, это случилось в 1502 году, 14 апреля. Храм Мартина Исповедника был впервые зафиксирован в древних архивах лишь в 1625 году.
Стоит отметить, что Алексеевскую чёрную слободу, которую назвали новой, обособили в 17 веке за пределами Земляного города, идущего по основной дороге той местности. Широкая и людная тропинка сумела соединить городские Таганные ворота с монастырём Спаса-Андрониковским. Именно на этой дороге, которая через много лет станет Алексеевской улицей, находилась величественная Мартиновская церковь. К постройке храма святейшего Мартина Исповедника приступили только после напутствия и благословляющей молитвы Митрополита Московского Платона – это случилось в 1792 году. Спустя десяток лет, в 1801 году, храм расписал Антонио Клаудо, который использовал итальянский нетрадиционный стиль. Полюбоваться росписями талантливого художника и скульптора можно и сейчас. Также в храме можно увидеть разнообразие больших овальных икон для центрального иконостаса. Почему роспись не была традиционной? Потому что там были изображены сюжеты, которые несвойственны для правоверных церквей. Среди них: сюжет пророка Моисея, изображение апостола Петра, который окружен большим количеством разнообразных фигур и так далее. К 1806 году было запланировано большое освящение новой церкви, которое провел Митрополит Московский Высокопреосвященный Платон. После войны с французами 1812 года пострадавшая в пожаре церковь долгие годы реконструировалась.
По завершению 1917-х годов церковь Святителя Мартина Исповедника ожидала не самая благоприятная судьба, впрочем, как и многие московские святыни того времени. В конце 1922 года у храма отобрали большую часть собственных ризниц, а в 1924 году и вовсе разграбили. В начале 1931 года её и вовсе закрыли, а само здание передали «Востоккино». Это была довольно популярная киностудия, которая занималась съёмкой документального кино. С «наполнением» обошлись еще хуже – иконостасы уничтожили, а весь интерьер разграбили. Оно и не странно, в то время разрушили практически все церкви, передав иконы иностранным святыням.
В день празднования Грузинской иконы Божией Матери, 1 сентября 1991 года – в отреставрированный храм крестным шествием перенесли чудотворную икону Грузинской Богоматери, которая до государственных революционных действий находилась сначала в храме Покрова, а потом в церквях Петра и Павла на Яузских воротах. Память чудотворной иконы отмечают 4 сентября – её считают благословением для женщин, у которых диагностировано бесплодие.
Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери Грузинская, мощевики с частицами Животворящего Креста Гоподня; мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; частица мощей и погребальная рубашечка (срачница) Матроны Московской, в которой она была похоронена; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников, Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского, частица мощей и рубашечка (срачица) св. Матроны Московской.
Как добраться
Кафедральный собор Братиславы находится в Старом городе — историческом районе, который в подробностях расписан на картах путеводителей. Сюда легко добраться пешком из Братиславского града — многие туристы решают начать свою прогулку именно оттуда.
Доехать можно следующими видами транспорта:
- Трамваями № 4, 10, 12, 17;
- Автобусами № 28, 30, 37, 88, 91, 133, 191.
В обоих случаях нужно выходить на остановке Novy Most (Новый мост).
Адрес: Rudnayovo námestie 1.
Собор Святого Мартина на карте
На что обратить внимание
Собор Святого Мартина представляет собой трехнефную церковь, построенную в готическом стиле с элементами барокко. Внутри поражают величием арочные своды с красивой росписью и высокие окна с цветными витражами
В главном зале стоит обратить внимание на деревянные скульптуры скамеек для прихожан — некоторые из них выглядят весьма нетипично для церкви
Особое же место среди скульптур занимает композиция «Мартин и нищий» — работа Георга Доннера, датируемая 1744 годом. Статуя необычна тем, что святой изображен в виде лихого гусара на коне. Есть здесь и другие достопримечательности — например, старинный рельеф со Святой Троицей, памятная табличка о премьере оратории №123 великого Бетховена, а над ней — галерея, где во время мессы находились особы королевской семьи.
Когда лучше посетить
Самое интересное время для посещения собора Святого Мартина — дни Коронационного фестиваля, когда проводится театральное представление, с исторической точностью воссоздающее коронацию. В течение нескольких дней в Братиславе длятся народные гуляния, ярмарки, рыцарские турниры и выступления народных ансамблей.
Коронационный фестиваль проходит, как правило, в последних числах июня или в начале сентября.
Экскурсии
Поскольку собор Святого Мартина в настоящее время работает не только как музей, но и в качестве действующего храма, его можно посетить бесплатно. Но в этом случае вы увидите лишь центральный зал. Для осмотра ценных экспонатов в сокровищнице, а также подземелья со старинными гробницами, потребуется заказать платную экскурсию.
Для туристов церковь открыта с понедельника по пятницу — с 09:00 до 11:30 и с 13:00 до 18:00. Зимой второе посещение сокращается на 2 часа — до 16:00.
В субботу посещение возможно с 09:00 до 11:30, поскольку во второй половине дня часто проводятся венчания. В воскресенье же экскурсионное время — с 13:30 до 16:30.
Стоимость билетов: 2 € (140 рублей).
Информацию можно уточнить на .
Цитатник
Стив Джобс: «Да, вы можете это сделать! Привыкните к этой мысли. Вы можете это сделать.»
Уинстон Черчилль: «Совершенстоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто.»
Саймон Рейвен: «Традиционного джентльмена, то есть человека, чья жизнь основана на правде, чести и обязательстве, свели в могилу определенные проявления враждебного давления со стороны общества, главные из которых — зависть и материализм. Под этим давлением ему пришлось или забыть о своих стандартах превосходства, или, если он не отказался от них, признать что они — никому не нужный анахронизм, объект в лучшем случае насмешки, а в худшем — ненависти.»
Samuel Beckett «Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better.»
Oscar Wilde «Be yourself, everyone else is already taken.»
Джеймс Джойс «Закрой глаза и смотри.»
Харуки Мураками «Надо идти вверх — подымайся, надо идти вниз — опускайся. Когда нужно будет подыматься, найди самую высокую башню и заберись на верхушку. А когда нужно будет двигаться вниз, отыщи самый глубокий колодец и опустись на дно.»
Артур Шопенгауэр «Человеческие стремления и желания всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли, но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и поэтому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы, в сущности, всегда отбрасываем их как изчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если у нас еще осталось, чего желать и к чему стремиться, в том, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, — игру быстрый ход которой называется счастьем, а медленный страданием, чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь томительной скукой…»
Айн Рэнд «Моя мораль, мораль разума, содержится в одной аксиоме: реальность существует; в одном выборе — жить. Чтобы жить, человек должен считать высшими, основополагающими ценностями Разум, Цель и Самоуважение. Разум — как единственный инструмент познания, Цель — как выбор счастья, которого можно достичь с помощью этого инструмента, Самоуважение — как нерушимую уверенность в том, что человек способен думать и его личность достойна счастья, что значит — достойна жизни. Эти три ценности подразумевают все остальные человеческие добродетели, которые проистекают из существования и сознания человека: разумность, независимость, цельность, честность, справедливость, эффективность, гордость.»
Умберто Эко «Мне остается только молчать… Скоро уж я возвращусь к своим началам… Скоро уж я поступлю туда, в наиширочайшую пустыню, совершенно гладкую и неизмеримую, где подлинно честное сердце изнывает в благостыне. Я погружусь в божественные сумерки, в немую тишину и в неописуемое согласие, и в этом погружении утратится и всякое подобие, и всякое неподобие, и в этой бездне дух мой утратит самого себя и не будет больше знать ни подобного, ни неподобного, ни иного; и будут забыты любые различия, я попаду в простейшее начало, в молчащую пустоту, туда, где не видно никакой разности, в глубины, где никто не обретет себе собственного места, уйду в молчаливое совершенство, в ненаселенное, где нет ни дела, ни образа.»
Йозеф Геббельс «Каждый критик должен быть готов в любую минуту и по первому требованию заместить тех, кого он критикует; в противном случае критика теряет свой смысл — она становится наглой, самонадеянной и тормозит развитие культуры.»
Где находится храм
Этот храмовый комплекс находится по адресу: 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына (раньше она называлась Большая Коммунистическая), д. 15.
Как добраться
В столице до церкви добраться довольно легко.
Необходимо ориентироваться на станции метро, расположенные близко к комплексу, например:
- «Авиамоторная»;
- «Площадь Ильича»;
- «Шоссе Энтузиастов»;
- «Перово».
А также выходят на станции «Марксистская» либо «Таганская кольцевая» Далее идут по улице Солженицына. От этих остановок ходит троллейбус № 53 по маршруту – «Платформа Новогиреево-Петровская» (эта дорога круговая).
От остановки метрополитена «Римская» следует тот же троллейбус. Он движется по направлению к Андроньевской площади.
Архитектура
Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве»]
..
Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над нём находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-ых годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров
Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени
Наполеоновское нашествие
Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма — такой европейский — спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалеку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для ее охраны взвод солдат под командованием офицера.
Однако большой московский пожар 1812 года, нанесший городу серьезный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет — до 1823 года — продолжалась реставрация церкви, а особенно — пострадавшей облицовки храма.
Интересные факты
: неверное или отсутствующее изображение | Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности. |
- На здании висят таблички с дореволюционными названиями улиц: Большая Алексеевская и Малая Алексеевская.
- Даже авторов городских планов вводит в заблуждение упоминание Папы Римского в названии церкви, так что на схемах, вывешенных на остановках в районе Таганки, церковь обозначена как католическая.
- Под храмом бьёт родник, из которого и берут воду для освящения.
- Крестильня храма находится в фундаменте первоначальных церквей намного ниже нынешнего уровня земли.
Интерьеры и святыни
Интерьер храма производит такое же сильное впечатление, как и само здание. Под тихими сводами горят свечи, и сверкает позолота. Посетители могут увидеть старинный резной иконостас, который в годы гонений на верующих находился в московском Музее архитектуры
. Алтарная преграда имеет оригинальную форму триумфальных ворот и посвящена победе России над французами.
Внутри сохранились оригинальные настенные росписи начала XIX века, которые сделал Антонио Клаудо. Фрески в итальянском стиле отличаются от того, что принято изображать в православных храмах. Под барабаном можно увидеть несвойственные для православия сюжеты – апостола Петра, пророка Моисея и множество фигур вокруг.
Главной святыней храма считается список с чудотворной иконы Богоматери Грузинская. Кроме того, в церкви находятся мощевики с частицами мощей христианских святых и погребальная рубашка, в которой похоронили блаженную Матрону.
Комплекс в XIX веке
В начале XIX века итальянский живописец Антонио Клаудо расписал храм, его работы сохранились на стенах комплекса до наших дней. Этот же мастер выполнил иконы для главного иконостаса. Итальянский стиль живописи был нехарактерен для храмов того времени. Так, в церкви появились не свойственные православным храмам сюжеты: изображение Моисея и апостола Петра.
В 1806 году храм освятил московский митрополит Платон.
1812 год принес несчастье, храм сильно пострадал от пожара. Поэтому с 1813 по 1821 год его восстанавливали, реставрируя перекрытия и облицовку. В XIX веке основной храм функционировал без отопления. Только в начале XX века купец Сергей Александров поспособствовал тому, чтобы было организовано калориферное отопление. Кроме этого, обновили и живописное оформление интерьера.
Особенности архитектуры, убранство сооружения
Храм Мартина Исповедника на Таганке представляет собой сооружение, построенное в стиле русского классицизма. Здание имеет оригинальную архитектуру. Оно стоит на возвышенности. Её склон спускается к берегу реки Яузы.
Это довольно монументальное строение. Его основная часть имеет крестообразную форму. По боковым фасадам расположены порталы. Их украшают 8 колонн. Центральный купол оформлен наподобие ротонды. Его диаметр составляет 17 м.
От него с 4-х сторон возвышаются купола меньшего размера. К зданию примыкает большая апсида, западный притвор и колокольня в 3-и яруса (она была отдельной постройкой до 20-х г. г. XIX столетия). От земли до креста – её высота примерно 60 м.
Боковые стороны фасадной части здания имеют большие окна. Внешнее оформление строения выглядит довольно масштабно. Храм смотрится особенно выразительно со стороны Садового кольца.
Внутреннее убранство
Внутри церкви интерьеры выполнены в дворцовом стиле ампир. Он отличается роскошью, помпезностью и торжественностью. Когда-то такое решение считалось невероятно модным. В этом же направлении сделаны фрески
Купол-ротонда привлекает внимание своим архитектурным исполнением. По всей его окружности сделаны окна (люкарны)
Через них свет обильно поступает в помещение.
Стены красиво расписаны Антонио Клаудо – знаменитым живописцем из Италии. Именно в такой манере творили художники конца XVIII – начала XIX вв. Она значительно отличается от других направлений. В рисунках художника нет строгости, а также отсутствует духовная сосредоточенность, чем отличались творения иконописцев допетровской эпохи Руси.
Под барабаном церкви на парусах имеются довольно интересные картины, например, здесь нарисован Пророк Моисей. В его руках скрижали и он окружён своим народом. Тут же изображён и апостол Пётр. Когда храм вернули православным верующим, открыли удивительную фреску. Она называется «Вход Господень в Иерусалим». Над ней так же работал Клаудо.
Сюжет изображён внутри апсиды. В 1930-х г. г. её спрятали под фанерными листами, потому живопись дошла до сегодняшних дней. Большие овальные иконы создавал этот же художник. Необычные образа украшали основной иконостас. Он многие годы хранился в запасниках архитектурного музея имени А. В. Щусева. В 1994 г. его вернули церкви.
Иконостас также декорирован позолоченной алтарной оградой. Её сделали наподобие Триумфальной арки. Она даже отмечена в документах 1809 г., а значит, существовала ещё до 1812 г. Боковые приделы оформлены довольно скромно. Но зато они имеют более традиционную форму по всем канонам православных церквей.
По правой и южной стороне здания расположена трапезная. С колокольней её соединяет длинный притвор.
Обстановка церкви далека от оригинальной и многое утрачено. Но даже в советский период комплекс максимально сохранил своё наследие. Это благодаря тому, что храм был закрыт, и в здании располагалась светская организация.
История храма
Великий князь Василий III венчался на престол в день, когда церковь поминала Марина Исповедника – 14 апреля 1502 года. В память об этом торжественном событии новый правитель Руси велел заложить в главном городе государства храм Мартина Исповедника. Старая церковь простояла 300 лет, и была за ветхостью разобрана.
Каменный храм начали возводить в 1791 году на деньги прихожанина и богатого чаеторговца Василия Яковлевича Жигарева. Строительство приурочили к приезду в Россию императора Священной Римской империи Иосифа II, а проект здания разработал талантливый зодчий и мастер классицизма Родион Родионович Казаков.
Необычная церковь была закончена в 1806 году и освящена митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Благодаря выгодному расположению на холме, она стала архитектурной доминантой Таганки и Заяузья.
Любопытная история произошла с храмом в 1812 году, когда в Москве стояли войска Наполеона. Маршал Мюрат был настолько поражен красотой церкви, что выставил перед входом в нее вооруженный караул с офицером. Охрана защищала храм от мародеров, а при отступлении французов мюратовские солдаты сдались в плен русской армии.
Как и другие здания в Москве, храм сильно пострадал во время большого пожара. Когда французы оставили город, в церкви Папы Мартина провели благодарственное богослужение в честь избавления Москвы от неприятеля. Обгоревшие фасады пришлось восстанавливать более 10 лет.
На протяжении всего XIX столетия при храме существовали общество помощи бедным, церковно-приходская школа, богадельня и народное училище. Церковь была холодной. В ней не топили, поэтому богослужения шли только в теплое время года. В 1904 году церковный староста, состоятельный купец Сергей Андреевич Александров пожертвовал деньги, на которые была обновлена живопись на стенах и устроены калориферные печи.
После революции старинный храм разделил судьбу многих святынь Москвы. Когда в стране проводили кампанию по изъятию церковных ценностей, из ризницы вывезли более 14 пудов серебра. Вооруженные отряды забрали богослужебную утварь и оклады древних икон. Все внутреннее убранство храма, включая алтарь и придельные иконостасы, было полностью уничтожено.
В 1931 году церковь закрыли для богослужений. Опустевшее здание заняла киностудия документального кино. Потом в бывший храм вселилась Книжная палата, которая использовала помещения для книжных фондов. Долгое время территория вокруг была обнесена глухим высоким забором. Сквозь щели виднелся обветшавший фасад и большая надпись на фронтоне с названием храма.
В 1980-е годы здание занимал вычислительный центр одного из научно-исследовательских институтов. Когда в стране начались перемены, количество верующих выросло. Единственный действующий храм на Таганке – Успения Богоматери в Гончарах не справлялся с потоком прихожан. Было принято решение вернуть Церкви храм Папы Мартина. В 1991 году сюда перенесли чудотворный образ Божией Матери Грузинская.
Через пять лет реставраторы и волонтеры разобрали шесть перегородок из железобетона, которые были построены в годы советской власти. Постепенно были восстановлены настенные росписи, перестелены полы, заменены оконные переплеты, отопление и кровля. В храм вернулся иконостас, который несколько десятилетий хранился в стенах Донского монастыря. Наконец, в 1998 году прошло торжественное освящение старинной церкви.
Кем был Мартин Исповедник
Папа Римский Мартин родился в VII столетии в Италии и получил хорошее образование. Тогда церковь была единой, однако уже вовсю шли непримиримые споры об основах христианской веры. Папа Мартин активно выступал на стороне православия. Он созвал вРиме
Поместный собор, который осудил взгляды монофелитов.
Римский император был разгневан дерзким поступком церковного иерарха. Он отдал приказ военачальнику Олимпию убить Папу Мартина, но судьба уберегла владыку от смерти. Священника обвинили в тайном общении с врагами империи, проповедях ереси и на год отправили в заключение, которое он провел на острове Наксос.
Потом в Константинополе прошел суд, на котором больного Мартина лишили сана и выставили на поругание толпе. После разбирательств смертную казнь заменили ссылкой на Крымский полуостров
, в греческую колониюХерсонес Таврический
. В далеком полисе бывший Папа и провел остатки своих дней.
Католики чтят святого Мартина, как мученика. В православной вере его считают исповедником. Так называют людей, которые открыто признали себя приверженцами христианской веры, но не умерли в мучениях.