Икона максима исповедника

Наследие

Максим Исповедник и его чудеса . Икона Строгановской школы начала XVII века из Сольвычегодска .

Вместе с Папой Мартином I Максим был оправдан Третьим Константинопольским собором (Шестой Вселенский Собор , 680–681 гг.), Который объявил, что Христос обладал как человеческой, так и божественной волей. С этим заявлением монофелитство стало ересью, и Максим был посмертно объявлен невиновным.

Максимус относится к числу тех христиан, которых почитали как святых вскоре после их смерти. Подтверждение богословской позиции Максима сделало его чрезвычайно популярным в течение поколения после его смерти, и его делу способствовали рассказы о чудесах в его могиле.

Максимус — один из последних людей, признанных как Православной, так и Католической Церквями Отцом Церкви. В энциклике Spe Salvi (2007) Папа Бенедикт XVI назвал Максима «великим греческим доктором Церкви», хотя неясно, намеревался ли понтифик назначить Максима «Доктором Церкви» или сказать, что он уже был одним из них. .

Творческое наследие

Труды пера данного автора известны многим читателям, особенно если это касается христианского направления. В них поднимались разнообразные вопросы. Главная тема заключалась в том, что есть в каждом две природы:

  • первая – тяга к одному или другому, она в основном натуральная;
  • вторая – гномическая или та, которая возникает из-за выбора личности.

Вот например, что говорил преподобный Максим Исповедник о любви. Он отмечал, что постигнуть Господа и его учение можно только через любовь к нему. Она помогает восстановить потерянное единство с ним. Самым важным посылом есть то, что человек был сотворен любовью, направлен ею в данном веке и к ней же должен вернуться. Отмечал, что ей не подвластно делить кого-то на характеры или искать прочие категории. Данное чувство равно любит всех и всегда видит только человеческое естество. Зло всегда отступает перед ней.

Есть также в его работах и упоминание о прегрешении Адама и Евы. Первородный грех согласно преподобному Максиму Исповеднику толкуется с помощью двух терминов, которые созвучны в греческом языке. Первое несет в себе значение страдания, боли, что объясняет тленность человека с этого момента, а вот второе означает наслаждение. Оно описывает второе состояние воли. Новое, которое говорит о влечении к чувственным наслаждениям.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого равноапостольного князя Владимира значение и в чем помогает

Черты характера

Значение имени Максим ярко проявляется в чертах характера как маленького, так и подросшего мужчины.

В детстве

Эти дети добры, отзывчивы, коммуникабельны, легко начинают общение даже с незнакомцами, что не всегда хорошо. Пока кроха не подрастет, лучше не оставлять его в людном месте без присмотра. Наряду с активностью, подвижностью для мальчиков характерно внутреннее спокойствие. Поэтому они послушны, усидчивы, уравновешены, но одновременно любознательны, трудолюбивы, даже настырны.

Добрый мальчик

Отметить нужно мнительность малышей, сомнения в собственных силах, нерешительность. Детки требуют постоянного внимания родителей, чтобы чувствовать себя нужными, сильными, важными. Особенно внимательными к крохе нужно быть в семьях, где подрастает несколько детей.

Подросток

Благодаря хорошим задаткам, отличной памяти ребенок школьного возраста с легкостью постигает премудрости наук, рано начинает читать. Мальчик особенно в ладу с точными предметами, хотя и творчество в нем бурлит рекой. Помешать реализации собственного потенциала подростку может природная стеснительность. Если родители всячески его поддерживают, проблем не возникает. Хорошо, если будет наглядный авторитетный пример – нотации и уговоры, как правило, не действуют.

Креативный мальчик

Отношения со сверстниками и преподавателями у Максима складываются хорошо благодаря присущему ему обаянию. Но если со стороны окружения ребенок ощущает недовольство, неуважение, возможно ухудшение морального состояния подростка, внутренний дискомфорт.

Особенность носителей имени – постоянное метание между мечтами, быстрая смена целей, неумение доводить начатое до конца. Такая черта характера сопровождается стремлением к переменам, нежеланием оставаться прежним, что при правильном подходе родителей можно использовать как мотивацию к развитию.

Взрослый

На повзрослевшего Максима значение имени имеет наибольшее воздействие. Многие детские, подростковые черты стираются, в итоге формируется совсем другой человек, — уверенный мужчина, способный на великие свершения, стремящийся к материальному благополучию. Единственная преграда на пути к успеху – неспособность расставлять приоритеты, выделять первоочередные задачи.

Максим остается добродушный

Максим берется сразу за несколько дел, но всегда подходит ответственно к решению вопроса. Мужчина не отказывается от своих моральных принципов, остается добродушным, справедливым. Среди других положительных качеств, которые заложены в значении имени, взрослые демонстрируют дипломатичность, прямолинейность.

В чем помогает святая мученица Татиана?

С XVIII века на Руси святую считают главной покровительницей студенчества и всех людей, которые хотят получить образование.

Некоторые учебные заведения проводят молебны с акафистом о святой.

Ее помощи просят абитуриенты, чтоб поступить в вуз. Ей молятся студенты, прося помощи в сдачи зачетов и экзаменов.

Святая Татьяна при жизни помогала всем людям, решая разные проблемы, поэтому и после ее смерти к ней можно обращаться в любых ситуациях. На содействие великомученицы можно рассчитывать при наличии проблем со здоровьем или когда нужно сделать сложный выбор.

Протянет она руку помощи людям, которые потеряли веру в себя и у них нет больше сил бороться с жизненными обстоятельствами.

Вот одна из историй:

Я обращалась за помощью в период сессии к своей небесной покровительнице св. мч. Татиане. Был сложный зачет, с утра перед ним прочитала молитву дома перед иконой, сильно просила помочь. На зачете попался хороший билет, хоть и не самый легкий. Написала все, что помнила, работу сдала. Но это еще не все. Потом всей группой ждали под дверями кабинета, пока наши работы проверяли. Стою, дрожу, как и остальные. И вдруг почувствовала какое-то спокойствие, будто уверение, что все, все хорошо, можешь уже не переживать — будто кто-то «по душе погладил», если можно так выразиться. И правда, когда преподаватель вышла, я оказалась в числе сдавших, а таких было только около половины группы. Другой зачет сдавала уже прямо в день Татианы, 25 января. Тоже мысленно обращалась к ней за помощью. Принесла с собой конфеты, всех угостила в честь именин. Только одна девушка была в этот день очень недовольна, в то числе и тем, что я принесла конфеты, и даже фыркнула на меня: «Все, кончился твой праздник, начинается зачет!» — и, отпихнув меня, пошла тянуть билет. Сначала я была этим несколько озадачена, но решила не принимать близко к сердцу. И опять попался мне хороший билет, сдала. В общем-то, все мы в тот день сдали, а единственный человек из группы, кто не сдал, была та девушка.

Татьяна

Тропарь мученице Татиане Римской, глас 4

Агнцу Пречистому и Пастырю последуя, агнице словесная Татиано, мысленных зверей не убоялася еси,  но знамением крестным вооружившися, до конца тех низложила еси, и вошла еси в Небесную ограду, идеже помяни и нас, мученице Христова многомудрая.

Кондак мученице Татиане Римской, глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена и, яко красная голубица, к Небеси возлетела еси, Татиано, темже моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Татиане Римской

О, святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва мученице Татиане Римской

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие и убеждения святого

Будущий проповедник и богослов появился на свет в Константинополе. Приблизительная дата его рождения – 580 год. Преподобный Максим воспитывался благочестивыми родителями, истинными христианами. Он получил хорошее образование и был всесторонне развитым человеком.

В молодости Максим удостоился должности секретаря при императоре Ираклии, однако тяготился своими обязанностями и придворной жизнью. Вскоре он стал иноком Хрисопольской обители, где заслужил глубокое уважение братии и стал образцом редкого смиренномудрия. Позже Максима избрали игуменом монастыря.

В 633 г. по просьбе патриарха Софрония преподобный отправился в Александрию. Здесь Максим продолжил распространение христианской веры и стал ближайшим советником правителя Григория.

Борьба с ересями

С приходом 638 г. в христианском мире стала распространяться ересь, суть которой состояла в отрицании двойственной природы Спасителя. Сторонники этого течения (монофелиты) имели следующие взгляды:

  • утверждали, что Спаситель не был одновременно человеком и Богом;
  • противостояли официальной позиции церкви, согласно которой Христос имел две органично соединенные природы.

Из-за процветания ереси в Византийской империи произошел раскол. Максим Исповедник не мог оставаться в стороне от таких событий. Он посоветовал святому Мартину, бывшему тогда Папой Римским, осуществить публичное осуждение монофелитов. Для этого состоялся IV Вселенский собор, где монофелитство подверглось осуждению, а теория о двух природах Христа была принята в качестве церковного догмата. Такие утверждения не совпадали с позицией Византийской империи, поэтому Максим и Мартин впали в немилость императора.

Суд над праведником, изгнание и смерть

После Вселенского собора и публичного осуждения монофелитства император Констант II почувствовал ослабление своей власти, поэтому стал преследовать Мартина и Максима. Папа Римский был осужден как государственный изменник и отправлен в ссылку в Херсонес, где умер голодной смертью. Максим Исповедник со своими учениками подверглись многолетнему судебному разбирательству и пыткам, после чего были объявлены еретиками и преданы анафеме. В наказание им отрезали языки, правые руки и отправили в изгнание.

В возрасте 70 лет преподобный Максим Исповедник оказался в отдаленном районе Грузии. 12 августа 662 г. он скончался в городе Цагери, где в дальнейшем в его честь возвели православный монастырь.

Иконография

Иконография юродивых сформировалась под влиянием подвига Максима. Изображение блаженного напоминало облики великих аскетов раннего христианства. Для иконописцев был установлен типаж, которому они должны были следовать при создании святого образа: худой старец, с редкими седыми волосами (плешивый), седой бородой (по подобию Николая Чудотворца), обнаженный, в набедренной повязке, с молитвенно поднятыми руками.

По его подобию были созданы иконописи других московских аскетов: Василия блаженного и Иоанна Большого Колпака. Впоследствии появились иконы, где три подвижника Христа ради изображались вместе или попарно с Максимом. В начале XX века в Руководстве по писанию икон было рекомендовано изображать святого в рубахе для придания иконе благообразия.

Творческое наследие преподобного

Святой оставил церкви богословские труды, многие из которых легли в основу православного учения. Основной темой Максима были христологические исследования, в которых святой осмысливал сочетание человеческой и божественной сути Иисуса, природу Боговоплощения. Среди работ Максима:

  • толкование молитвы Господней;
  • изложение диспута с Пирром;
  • объяснение некоторых глав из писания;
  • комментарии к трудам Григория Богослова и Дионисия Ареопагита;
  • антропологические труды;
  • гимны.

Святой писал о любви к Богу и ближнему, которая поможет человеку достичь обожения, выйти из рабского состояния, совершенствовать свою душу.

Философию прп. Максима считают практической, святой дает советы людям, как поступать в отношениях, усмирять страсти, руководить своей волей. Борьба с ересями – одно из главных направлений богословских трудов святого.

Житие блаженного Максима Московского

Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой на­род­ным язы­ком по­сло­виц, но их слова до­ход­или до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но.

В любое время года Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и хо­лод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.

Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.

Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.

Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу. Интересны его изречения:

«Хотя люта зима, да сладок рай», — говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

«Оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье».

«Не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый».

«Ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся».

Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил:

«Всяк крестится, да не всяк молится».

«Божница домашня, а совесть продажна».

«По бороде Авраам, a пo делам Хам».

«Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь».

Другие известные святые с именем Максим:

Мученик Максим Воин

(пострадал ок. 361 года) был телохранителем императора Юлиана Отступника. Во время своего визита в Антиохию языческий правитель, желая разоблачить тайных христиан, приказал своим воинами демонстративно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Святой и его друг Еввентий отказались исполнять приказ. На следующий день их привели к императору, перед которым они еще раз открыто отказались исполнять то, что им было велено. Юлиан был в ярости и велел мучить воинов. Их казнили ночью — тайно, чтобы никого не вдохновлять их примером.

Преподобный Максим Исповедник

(580–662) — знаменитый монах, богослов и философ родился в Константинополе. Святой тщательно изучал догматическое богословие знаменитых отцов Церкви, в частности учение о Христе. Когда на территории империи вспыхнуло новое еретическое движение — монофелитство, представители которого утверждали, что во Христе была только одна, божественная, воля, единственным, кто выступил против него, стал преподобный Максим. За открытую оппозицию «официальному» богословию (которому следовал Константинопольский Патриарх Павел II), святой предстал перед судом, на котором был объявлен еретиком и после избиения был отправлен в ссылку на территорию современной Грузии. Здесь через четыре года преподобный Максим скончался. Но после его смерти ересь монофелитства была осуждена — во многом благодаря трудам святого.

Преподобный Максим Грек (1470

1556) — родился в Греции. Получив прекрасное светское образование, святой стал монахом на Горе Афон, откуда по запросу царя Василия III прибыл в Москву для осуществления перевода духовных книг. Преподобный, видя болезни общественной и духовной жизни на Руси, выступил с их открытой критикой. Между ним и царем произошел личный конфликт, и монах на Соборе 1525 года был приговорен к заточению в Иосифо-Волоцкий монастырь. Долгие годы Максим провел в темнице в крайне суровых условиях. Скончался преподобный в Троице-Сергиевом монастыре, куда был переведен в конце жизни. Канонизация его состоялась только в 1988 году.

Молитвословия

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной:) из службы 21 января:

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́,/ во дву естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры.

Ин кондак, глас 6 (Подобен: Еже о нас:) из службы 13 августа:

Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне,/ явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, воспропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную Безнача́льну.

Жизнь Максима на Западе

Через какое-то время преподобный Максим оставил обитель, оставил отчизну. Что именно подтолкнуло его совершить этот шаг, сказать трудно. Согласно некоторым источникам, одним из центральных мотивов послужило усиливающееся влияние еретиков (всё тех же монофелитов). По другим данным, из Хрисопольского монастыря (из которого он удалился в 624 или 625 году, пробыв там более 10-ти лет), преподобный перешёл в монастырь святого Георгия (располагавшийся в Кизике), и только потом, в 626 году, по причине натиска персов и аваров, оставив и эту обитель, переселился на Запад.

Считается, что поначалу Максим Исповедник пребывал на острове Крит. Здесь он провел несколько диспутов с монофелитскими архиереями. После Крита он оказался на Кипре.

Есть основания утверждать, что около 630 года преподобный Максим посетил Северную Африку. Приблизительно в тот же период в Африке оказался Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский, выдающийся борец с монофелитами. Между Софронием и Максимом завязались тёплые отношения. Максим охотно прислушивался к наставлениям и советам блаженного старца.

Сведения о детальных обстоятельствах его жизни в данный период чрезвычайно скудны. Нам не известна даже его продолжительность. Очевидно, что этот этап был богат на плоды писательской деятельности Максима.

Оказавшись в Риме, он активизировал свои силы в борьбе с монофелитством. В связи с этим преподобный переписывался с разными лицами, наставлял людей устным словом, поддерживал деятельность Римского папы Иоанна IV, направленную против еретиков, был в числе главных инициаторов созыва Поместного Собора.

После 642 года Максим Исповедник отправился в Африку. Здесь он проявил себя как ревностный, пылкий, но вместе с тем трезвый и мудрый борец. В продолжении пребывания в Африке он завершил формирование своего учения о наличии во Христе, едином по Ипостаси, двух естественных (сущностных) воль: Божественной и человеческой.

Несмотря на то, что Максим не имел священного сана, являясь простым монахом, в деле противодействия еретикам он имел чрезвычайно огромный авторитет. К его увещеваниям прислушивались и миряне, и иереи, и епископы. Экзарх Северной Африки нередко советовался с ним по различным вопросам религиозной тематики.

В 645 году состоялся известный диспут святого Максима с Пиром. Пир был публично разоблачён и повержен, после чего осознал и признал свою неправоту, вступил в общение с Православной Церковью.

В 646 году Максим Исповедник вновь оказался в Риме, и вновь на острие борьбы с ересью.

Папа Феодор находился с Максимом в доверительных отношениях

Однажды Максиму пришлось заступаться за главу Римской Церкви, сглаживая допущенное им неосторожное высказывание по поводу исхождения Святого Духа и от Сына. Тогда Максим нашёлся сказать, что поскольку папа Феодор признаёт Единое Начало в Пресвятой Троице исключительно за Отцом, постольку не следует воспринимать его выражение как злохудожное

Это заступничество вызвало в адрес Максима немало критических возгласов со стороны греческих богословов.

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector