Троица (икона рублёва)

В чем помогают христианам священные образы и куда их вешать в доме

Господь есть Создатель всего сущего, к нему обращаются в любой потребности. Не должно отмежевывать определенный тип проблем и думать, что именно в их разрешении помогает Святая Троица. Можно лишь не сомневаться, что молитвы перед святым образом будут услышаны прежде самого прошения.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви. Успения с Парома. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 91 см, ширина 72 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. Справа от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра. Инв. № 1416. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 135. С. 404-406

Приобретая икону Троицы в церковной лавке, необходимо помнить, что только канонические изображения будут освящены. Для их расположения в доме идеально подходит восточная стена, потому что в православии есть обычай молиться лицом к востоку. Символический смысл этого обычая раскрывается в Священном Писании. В Евангелии от Луки Спаситель назван Востоком (Лк.1:78). Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет» (1Ин.1:5), а свет приходит с востока. Вот, кстати, почему алтари наших храмов смотрят на восток.

Однако не всегда есть возможность поместить икону именно на восточной стороне дома. В этом случае, образ размещается, так сказать, по удобству, то есть в месте, где к нему можно свободно подойти и помолиться. Это может быть полочка или специальный шкафчик, изголовье кровати или стена, не заставленная мебелью

Не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее, насколько искренно человек будет перед ней молиться

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Икона – это окно в божественный мир. Природа Троицы непознаваема и сокровенна. Но иконописец приоткрывает нам завесу этой тайны, дает возможность предстать перед самим Богом и увидеть незримое, пусть оно и сокрыто от нашего ума. Необычайная религиозная поэтика заключена в «Троице» преподобного Андрея Рублева: каждый, кто подходит к этой иконе, словно причащается чувству гармонии и великой любви, написанных красками на полотне.

Где находится икона Святой Троицы

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

  • Святыню преподобного Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая;
  • Еще один почитаемый список православными людьми находится в Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы;
  • В Останкино есть Храм Живоначальной Троицы, в котором размещен храмовой божественный образ.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично

Тайны Троицы Андрея Рублева

Рублевская икона «Живоначальной Троицы» содержит более 10 библейских символов, которые иносказательно зашифрованы рукой мастера:

  • чаша, которая находится на столе, – символ причащения Господа;
  • глава чаши в форме тельца означает божественную жертву;
  • лазурный цвет одежды Святой Троицы говорит о неземной сущности присутствующих за столом;
  • ветви дерева над головами каждого из Святой Троицы напоминают о дубе, под кроной которого отдыхал Авраам, на этой иконе они также являются олицетворением дерева жизни;
  • схематично изображенная гора напоминает о Голгофе, а также является символом искупления.

Справка! Андрей Рублев после смерти был причислен к лику святых.

Иконография Ветхозаветной

В основе сюжета этого типа икон лежит сцена, описанная в 18 главе книги Бытия. Она имеет название «Гостеприимство Авраама» и повествует о том, как к Аврааму в образе трех мужей явился сам Господь.

Таким образом, в иконописи упрочилась традиция изображать Троицу в виде трех мужей, позже – ангелов. Самые первые иллюстрации датируются II веком и относятся к настенной живописи римских катакомб. Уже в этих рисунках прослеживается характерная особенность в написании Ветхозаветной Троицы: абсолютное равноправие всех трех персонажей, нашедшее выражение в одинаковости их поз и одежд. Окончательно композиция икон, живописующих Триипостасное Божество, сложилась к XIV веку. Именно в это время появились наиболее известные образы, закрепившие каноничность внешнего изображения Троицы.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVIII в. Материал: дерево, масло. Размеры иконы: высота 37,1 см, ширина 56 см . Изображение Ветхозаветной Троицы Самарский областной художественный музей

Иконы изображают трех Ангелов за трапезой с более или менее детализированной прорисовкой второстепенных предметов. Ветхозаветной Троицей иконы названы потому, что сюжет их взят из Ветхого Завета.

Значение в православии

Сначала на изображениях присутствовали все участники встречи: троица путников, Авраам, жена Сара. Позднее произошли заметные изменения, иконописцы сделали акцент на троице, потому что именно они стали олицетворением высших небесных сил. Книга Бытия рассказывает о встрече Авраама, описывая подробности. После возвещения о рождении сына, который даст продолжение всему иудейскому народу, два странника отправились в Содом и Гоморру, а один из путников остался с Авраамом.

В Новом Завете имя Авраама часто упоминается при описании земной родословной Иисуса Христа. Его называют «сыном от семени Аврамова», что подразумевает осведомленность Авраама о сошествии Божественного сына на землю. Существует несколько вариантов изображения Пресвятой Троицы, которые обладают особым смыслом:

  • ангелы Троицы изображаются равными по достоинству, что означает полное триединство лиц Бога;
  • среднего ангела из Троицы выделяют с помощью прорисовывания деталей одежды, что говорит об истинном явлении Бога отца.

Описание иконы

Краткое описание иконы «Троица» Андрея Рублева: трое ангелов, олицетворяющих триединство Бога (Отца, Сына, Святого Духа), сидят вокруг стола. Выражения на их лицах отражают безмятежное смирение, их головы слегка наклонены. В своеобразном круге, который они образуют, располагается наполненная чаша.

Ангелы одеты в простые одежды, за их спинами — крылья, в руках — тонкие посохи, вокруг голов — светящиеся ореолы. На изображении присутствуют не только божественные странники. На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Присматриваясь внимательнее, получится увидеть аналог Голгофы, на которую со своим крестом восходил Иисус. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность.

А. Рублев Троица

Сочетание цветов на картине гармоничное, оттенки мягкие. К сожалению, можно только догадываться, насколько красочной икона была к моменту своего написания (известно, что художник использовал яркие краски): цвета со временем поблекли, а реставраторы на протяжении нескольких сотен лет подгоняли изображение под собственное видение. Фигуры ангелов также стали более воздушно тонкими благодаря вмешательству других художников.

В чем помогает икона

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой.

В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Молитва чудотворной иконе

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Храни Вас Господь!

Иконография Ветхозаветной

В основе сюжета этого типа икон лежит сцена, описанная в 18 главе книги Бытия. Она имеет название «Гостеприимство Авраама» и повествует о том, как к Аврааму в образе трех мужей явился сам Господь.

Таким образом, в иконописи упрочилась традиция изображать Троицу в виде трех мужей, позже – ангелов. Самые первые иллюстрации датируются II веком и относятся к настенной живописи римских катакомб. Уже в этих рисунках прослеживается характерная особенность в написании Ветхозаветной Троицы: абсолютное равноправие всех трех персонажей, нашедшее выражение в одинаковости их поз и одежд. Окончательно композиция икон, живописующих Триипостасное Божество, сложилась к XIV веку. Именно в это время появились наиболее известные образы, закрепившие каноничность внешнего изображения Троицы.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVIII в. Материал: дерево, масло. Размеры иконы: высота 37,1 см, ширина 56 см . Изображение Ветхозаветной Троицы Самарский областной художественный музей

Иконы изображают трех Ангелов за трапезой с более или менее детализированной прорисовкой второстепенных предметов. Ветхозаветной Троицей иконы названы потому, что сюжет их взят из Ветхого Завета.

Описание

Троица была нарисована на вертикально выровненной доске. На нем изображены три ангела, сидящие за столом. На столе стоит чашка с головой теленка. На заднем плане Рублев нарисовал дом (предположительно дом Авраама ), дерево ( Дуб Мамре ) и гору ( гора Мориа ). Фигуры ангелов расположены так, что линии их тел образуют полный круг. Средний ангел и ангел слева благословляют чашу жестом руки. На картине нет действия или движения. Фигуры смотрят в вечность в состоянии неподвижного созерцания. На полях, ореолах и вокруг чашки — запечатанные следы гвоздей от ризы иконы (металлической защитной крышки) .

Иконография

Ветхий Завет с делами , икона XVII века. Композиция включает в себя сцену встречи Авраама с ангелами, омовения их ног, Сарры, готовящей тесто, слуги, убивающей теленка. Ангел выводит Лота и его дочерей из Содома , и жена Лота превращается в соляной столб, затем Лот изображен со своими дочерьми. В иконе Рублева этих деталей нет.

Тема «Троицы» в разные периоды времени интерпретировалась по-разному, но к 19–20 векам ученые пришли к единому мнению: три ангела, посетивших Авраама, олицетворяли христианскую Троицу, «одного Бога в трех лицах» — Отца , Сын ( Иисус Христос ) и Святой Дух . Искусствоведы считают, что икона Андрея Рублева создана в соответствии с этой концепцией. В своем стремлении раскрыть учение о Троице Рублев отказался от большинства традиционных элементов сюжета, которые обычно присутствовали в картинах «Гостеприимство Авраама и Сары» . Он не рисовал Авраама, Сарру, сцену заклания теленка, и не давал никаких подробностей о трапезе. Ангелы изображались говорящими, а не едящими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, демонстрируют возвышенный характер их разговора». Безмолвное общение трех ангелов — центр композиции.

Левый ангел символизирует Бога-Отца. Он благословляет чашу, но его рука нарисована вдалеке, как будто он передает чашу центральному ангелу. Виктор Лазарев предполагает, что центральный ангел представляет Иисуса Христа, который, в свою очередь, также благословляет чашу и принимает ее с поклоном, как бы говоря: «Отец мой, если возможно, пусть эта чаша отнимется у меня. Но не так, как Я хочу. , а как пожелаешь «. ( ). Природа каждой из трех ипостасей раскрывается через их символические атрибуты, то есть дом, дерево и гору. Отправной точкой божественного управления является творческая Воля Бога , поэтому Рублев помещает дом Авраама над головой соответствующего ангела. Дуб Мамре можно интерпретировать как древо жизни , и он служит напоминанием о крестной смерти Иисуса и его последующем воскресении , открывшем путь к вечной жизни . Дуб расположен в центре, над ангелом, который символизирует Иисуса. Наконец, гора является символом духовного восхождения, которое человечество совершает с помощью Святого Духа. Единство трех ипостасей Троицы выражает единство и любовь между всеми вещами: «Чтобы все они были одно, как ты, Отец, во мне, и я в тебе, чтобы и они были в нас, чтобы мир может поверить, что ты послал меня ». ( )

Крылья двух ангелов, Отца и Сына, пересекаются. Синий цвет одежды Сына символизирует божественность , коричневый цвет представляет землю, его человечность, а золото говорит о царстве Бога . Крылья Святого Духа не касаются крыльев Сына, они незаметно разделяются копьем Сына. Синий цвет одежды Святого Духа символизирует божественность, зеленый цвет представляет новую жизнь. Позы и наклонности Святого Духа и головы Сына демонстрируют их подчинение Отцу, однако их положение на тронах на одном уровне символизирует равенство.

Ризас

Риза Бориса Годунова для «Троицы» с добавленными при Михаиле I цатами из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом. Конец 16 века.

Согласно записям Троице-Сергиевой Лавры 1575 года, икона была «покрыта золотом» по приказу Ивана Грозного , то есть золотая риза была заказана им и добавлена ​​к иконе. Золотой риза была возобновлена в 1600 году во время царизма от Бориса Годунова . Новая риза скопировала картину Ивана Грозного, а оригинал перенесен в новую копию «Троицы», написанную специально для этой цели. В 1626 году Михаил I приказал добавить в ризу золотые цата с эмалью и драгоценными камнями. В 18 веке были добавлены позолоченные серебряные чеканные одежды ангелов. Еще один экземпляр ризы изготовлен в 1926–28 гг. Оба экземпляра сейчас хранятся в иконостасе Троицкого собора Троицкой Лавры .

Историческая справка о святыне

Чудотворная икона Святая Троица отличается сюжетом, за основу которого положили историю из Книги Бытия, в которой в восемнадцатом разделе рассказывается о встрече трёх путников (олицетворяют собой триединство Всевышнего и Авраама). Первоначально композицию создавали, используя одни сюжеты, взятые из Библии: путников, Авраама с его супругой и разнообразные бытовые сцены. Именно вследствие этого святыне даровали ещё одно название и стали называть её не просто «Святой Троицей», а «Гостеприимством Авраама».

С течение времени часть реальных событий на иконе начали наполняться кардинально новым значением – символичным. Вместе с тем ангелы (предстающие на иконе в образе путников) начали почитаться аналогично символу Триединства Всевышнего, а проявление последних Аврааму обрело название «явления Святой Троицы».

По этой причине всего существует несколько вариаций написания иконы:

  1. Первая – изображает всех троих ангельских сущностей равноправными.
  2. Вторая – на ней отдельно выделяется центральный ангел, у которого на голове красуется большой нимб (в некоторых вариантах ангела отмечает знак Всевышнего).

Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы

Икона Живоначальной Троицы имеет несколько смысловых пластов. Подходя к ней, человек становится как бы участником действия. Ведь мест за столом — четыре, а сидят за нем только трое. Да, это место, за которым должен сидеть Авраам. Но за него приглашается каждый. Любой человек, как дитя Божие, должен стремиться в объятия небесного Отца, в потерянный рай.

Икона пресвятой Троицы является не только известным образом, но и великим произведением мирового искусства. Это прекрасный пример обратной перспективы: линии стола (или точней — престола) внутри композиции уходят в бесконечность. Если же продлить их в обратном направлении, они укажут на место, на котором стоит наблюдатель, как бы вписывая его в композицию.

Поиски Бога, на которые многие тратят всю жизнь, для Андрея Рублева как бы имеют логическое завершение в этом произведении. Можно сказать, что икона пресвятой Троицы стала написанным красками катехизисом, изложенным великим подвижником веры. Полнота знания, покой и уверенность в Божией любви наполняют каждого, кто смотрит на образ с открытым сердцем.

Описание иконы

Краткое описание иконы «Троица» Андрея Рублева: трое ангелов, олицетворяющих триединство Бога (Отца, Сына, Святого Духа), сидят вокруг стола. Выражения на их лицах отражают безмятежное смирение, их головы слегка наклонены. В своеобразном круге, который они образуют, располагается наполненная чаша.

Ангелы одеты в простые одежды, за их спинами — крылья, в руках — тонкие посохи, вокруг голов — светящиеся ореолы. На изображении присутствуют не только божественные странники. На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Присматриваясь внимательнее, получится увидеть аналог Голгофы, на которую со своим крестом восходил Иисус. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность.

А. Рублев Троица

Сочетание цветов на картине гармоничное, оттенки мягкие. К сожалению, можно только догадываться, насколько красочной икона была к моменту своего написания (известно, что художник использовал яркие краски): цвета со временем поблекли, а реставраторы на протяжении нескольких сотен лет подгоняли изображение под собственное видение. Фигуры ангелов также стали более воздушно тонкими благодаря вмешательству других художников.

История происхождения

Основой для создания иконописного изображения Троицы послужило описание из Книги бытия, известное как «Гостеприимство Авраама». Оно повествует о встрече Авраама с тремя ангелами, троицей, которые сообщили ему о скором рождении сына.

Эта мысль стала краеугольным камнем в основании христианского догматизма. Пресвятая Троица является символом триединства Бога. Существует несколько икон, изображающих Святую Троицу. Каждая из них обладает отличительными чертами.

Описание и значение иконы

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411. Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги Бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы. Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Чаша — центр всей композиции

Стоит сказать о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы. 7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив. 12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша. Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.
  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец. Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда. Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.
  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой. Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.
  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын. Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.
  11. Зеленый Гиматий. Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.

Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы —  считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых молитв, настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Основы вероучения

Согласно христианскому вероучению, не может существовать точного изображения Бога-Троицы. Он непостижим и слишком велик, к тому же, Бога никто не видел (согласно библейскому утверждению). Только Христос сходил на землю в собственном облике, а непосредственно изобразить Троицу невозможно.

Тем не менее, возможны символические изображения:

  • в ангельском обличье (три ветхозаветных гостя Авраама);
  • праздничная икона Богоявления;
  • сошествие Духа в день Пятидесятницы;
  • Преображение Господне.

Все эти образы считаются иконами Святой Троицы, потому что каждый случай ознаменован явлением разных ипостасей. В виде исключения разрешается изображать Бога-Отца в виде старца на иконах о Страшном Суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector