Крестовоздвиженский казачий собор в санкт-петербурге

Собор Святой Евлалии в Барселоне глазами современного туриста

Собор Святой Евлалии поражает в первую очередь тем, что, несмотря на огромное количество деталей, выполненных в готическом и неоготическом стилях, не кажется огромным «отягощенным» зданием. Напротив, в нем просматривается изящность и даже «легкость». Такое впечатление создается, согласно мнению авторитетных архитекторов, из-за довольно большого количества элементов, относящихся к стилю французской готики. Ни для кого в гордой Барселоне не секрет, что достраивался собор по чертежам, разработанным для возведения Руанского собора. Это и привнесло во внешний вид Барселонского Собора ту самую изящность, которая и сделала его одним из самых красивых во всем Старом Свете.

Интерьер собора

Зайдя во внутренний двор можно увидеть роскошный фонтан, в центре которого расположена статуя Святого Георгия. В нем очень часто можно увидеть тринадцать плавающих белых гусей. Эти гуси своим цветом призваны символизировать непорочность Святой Евлалии, а их число, как нетрудно догадаться, равняется количеству лет, которые прожила на грешной земле великомученица. Кроме фонтана в главном дворе разбит красивейший пальмовый сад. Удивительно, но даже в самые жаркие дни, а их в Барселоне довольно много, у фонтана и в саду всегда прохладно, тихо и уютно. Что создает здесь такую атмосферу, сказать довольно трудно: может, это удачное решение архитекторов, а может, и нечто другое, что неподвластно понять человеку.

Самая священная реликвия для католиков и православных христиан, хранящаяся в соборе, это саркофаг, в котором покоятся останки Святой Евлалии. Саркофаг для Евлалии был выполнен мастерами из Италии в 14-м веке. Удивительно, но эта девушка, принявшая мученическую смерть, почитается не только католиками, но и православными христианами.

Соборный купол

Наверняка, все православные христиане, которые почитают законы Божии, чтут святых и постоянно ходят в церковь, знают, что в конце 2006 года состоялся практически единственный в своем роде православный молебен в католическом храме. Этот молебен и прошел как раз перед мощами тринадцатилетней девушки, причисленной к Лику Святых.

В Соборе Святой Евлалии можно увидеть 26 (!) капелл, каждая из которых уникальна и неповторима. В одной из них, названной в честь Святого Олигария, хранится распятие, выполненное из дерева. Это распятие побывало на битве при Лепанто, после которой Средиземное море «избавилось» от турецкого господства. Выиграл ту битву испанец по имени Дон Хуан, который, несмотря на свою молодость, был талантливым полководцем и стратегом. Именно благодаря этому распятию собор и получил название Святого Креста и Святой Евлалии. По крайней мере, такое мнение выдвигает большинство историков. Хотя у католиков, Святой Крест – это Животворящий Крест, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель.

Каждая из 26 капелл представляет интерес, описать каждую из них в мельчайших деталях в одной статье не получится: слишком много священных предметов и икон хранится в каждой из них.

Отдельное внимание следует уделить лишь тому, что не в одной из этих капелл турист не сможет найти ни один иконостас с резьбой и украшенный многочисленными рельефами, что, в принципе, свойственно всем без исключения католическим храмам. Причина, по которой архитекторы и священники отказались от украшений иконостасов, пока остается загадкой

Находясь в Барселоне, следует обязательно посетить Готический квартал: в путеводителях по Барселоне можно найти информацию, что Готический квартал расположен в центре Старого города, в котором и находится Собор Святого Креста и Святой Евлалии. Этот архитектурный шедевр, являющийся малой папской базиликой еще с 1867 года, выполненный в готическом стиле, останется в памяти на всю жизнь. В нем имеется даже своя сокровищница, с собранными в ней бесценными реликвиями, которые дороги каждому католику, а особенно, коренным жителям Барселоны. Правда, при посещении собора стоит помнить, что это не музей, а действующий католический храм, поэтому суету следует оставить в отеле или каком-либо баре, и не нарушать его атмосферу вспышками от фотокамер без предварительно полученного разрешения.

Внутренний двор

Сфотографировать собор и запечатлеть себя на его фоне можно без проблем за его пределами, а вот фото и видеосъемка в капеллах и других помещениях ограничена.

Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками.  Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды  ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда  на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили  колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены  кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось –  украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и        сохранившись до наших дней.   

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви   имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр.  В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно,  главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг.  ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены.  Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей,  и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

Это интересно: Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам

Возрождение церкви

Духовная жизнь в Дарне начала возрождаться в 1991 г. Тогда тут организовалась небольшая православная община, состоящая из местных бабушек. Настоятелем назначили отца Константина (Волкова).

Батюшка знал, что собор в с. Дарна нужно восстанавливать, но приехав на место, не ожидал увидеть полуразрушенное сооружение. На крыше церкви не было куполов, вместо них росли двухметровые березы и мох, от звонницы осталось два яруса, территория заросла кустарником. Но это не испугало бывшего воина-афганца (о. Константин служил в Афганистане), отец вдохновлял и подбадривал верующих, говорил, что все получится и храм восстанет в былой красоте.

Первые работы по очищению комплекса от мусора совершал священник с пожилыми жительницами селения, но затем подключились мужчины, а следом специалисты – строители, реставраторы… Здешняя церковь стала преображаться.

Как только очистили завалы внутри, начали совершать богослужения. В 1997 г. над храмом возвысились шатры с куполами, в этом же году достроили колокольню и подняли колокола, а затем приступили к внутренним работам. В 2001 г. состоялось освящение отстроенного храмового здания.

Что находится в основании креста на куполе?

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Церковный Вестник

Храмы-предшественники

В первой половине XVIII века Санкт-Петербург был совсем небольшим городом. На месте современного Лиговского проспекта проходила дорога в Новгород – единственный тракт, который связывал берега Невы с Россией. Рядом с проезжей дорогой жили семьи ямщиков, и постепенно здесь образовалась Ямская слобода.

Православные христиане не имели своего храма, поэтому в 1710 годах они соорудили маленькую часовню на местном кладбище. Правда, через три года деревянная постройка сгорела во время пожара.

Ямщики собрали средства, составили прошение и в 1718 году после разрешения архимандрита поставили на погосте небольшую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одноэтажный храм выглядел очень скромно. Вытянутое здание имело высокую покатую крышу и узкий шпиль с крестом.

Вид Крестовоздвиженского собора

Через некоторое время рядом появилась деревянная звонница, но колоколов для нее не было. Это были годы, когда по указу Петра I «лишние» колокола из российских монастырей привозили в Санкт-Петербург и отливали из них пушки. Четыре колокола не стали отдавать литейщикам, а повесили на новой колокольне.

В 1730 году случился еще один пожар. Разбушевавшийся огонь спалил деревянный храм дотла. Сокрушенные прихожане собрали деньги и выкупили на Охтинских заводах старую часовню. Так на пепелище появился еще один деревянный храм.

К сожалению, век его был не долог. Деревянная постройка быстро пришла в негодность. Через несколько лет стены обветшали, а кровля стала протекать во время дождя. Огорченные прихожане Ямщицкой слободы составили новое прошение в епархию и попросили разрешить им построить каменный храм.

Фасад Крестовоздвиженского собора

История

В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. Первоначально у них не было своего храма. В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем до 1756 года, деревянную часовню. Вероятнее всего, эта часовня сгорела при пожаре 1714 года.

По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Это было небольшое здание без колокольни. В 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола для храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм. В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Имя архитектора этой церкви неизвестно, наблюдал за строительством архитектор Иоганн Шумахер. Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

За этой церковью в 1764—1768 годах была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле барокко. Она была расширена в 1842—1844 годах перед перестройкой Крестовоздвиженской церкви.

Вид колокольни 1802—1812 гг. со стороны Лиговского проспекта

В 1848—1852 годах Крестовоздвиженская церковь была перестроена архитектором Егором Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Тимофей Дылёв. С 1856 по 1874 год настоятелем храма был протоиерей Иоанн Яхонтов, издатель журнала «Духовная беседа», красноречивый проповедник.

В 1880 году выполнена под плащаницу серебрённая гробница работы Сергея Верховцева.

В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом И. И. Шигалёвым, стараниями того же отца Иоанна Яхонтова, под сводами колокольни была устроена церковь во имя Кирилла и Мефодия.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано общество вспомоществования приходским бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности общества являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».

К началу XX века приход насчитывал 14 тысяч прихожан. Причт, возглавляемый митрофорным протоиереем Владимиром Гуляевым, кавалером ордена Святого Александра Невского, считался образцовым среди причтов столичных приходов.

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и осквернена: переделана под школу, затем в ней разместились мастерские радиотехнического техникума. Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году, в 1947 году переоборудована в реставрационные мастерские, фактически превратившие храм в завод.

В 1991 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Возрождены храмы Святых Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери, ведутся работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения царя-страстотерпца Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.

26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен памятник святому цесаревичу Алексию, атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию памятник святой царице мученице Александре Феодоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три памятника выполнены петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

Архитектор и внешняя отделка собора

Архитектор Жауме Фабре задумал собор по стилю ранневизантийской архитектуры церквей с привнесением ярко выраженных элементов готики, а позднее замысел автора был дополнен нео готическим стилем. Над зданием долгостроем также потрудились архитекторы Бертран Рикер и Арнау Баргес. Собор частично возведен на старинном фундаменте предыдущего храма.

Несмотря на свои внушительные размеры, здание не кажется тяжелым, а производит впечатление легкости и изящности. Собор венчают 5 остроконечных башен: крупная центральная и 4 вокруг.

Стены храма оформлены множеством узких контрфорсов, увенчанных шпилями, маскароны, гарпии, улитки, каменные цветы и головы львов дополняют отделку. Множество скульптур и статуй в стеновых нишах, барельефы и узорчатые капители Характерной чертой отделки фасадов являются каменные резные наличники и рамы с изящными растительными узорами и цветами.

Попасть в храм можно через несколько входов:

  • старейшие ворота Святого Иова;
  • портал Святой Люсии;
  • Святой Евлалии;
  • Пьетат.

Перестройка храмов

Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.
Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.
После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.
Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: «В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт‑Петербургским». 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня — Николая Чудотворца. 

Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева — придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.

История собора в XVIII-XIX веках

Бюрократия в России была сильна во все времена. На различные согласования и сбор необходимых средств потребовалось больше 15 лет. Само строительство заняло два года.

История не сохранила имени автора проекта, но по документам известно, что рабочими руководил немецкий архитектор Иоганн Якоб Шумахер. Это был опытный зодчий, который уже возвел несколько гражданских зданий и церквей в Санкт-Петербурге. В 1749 году новый храм был готов, и его освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

В 60-е годы XVIII века рядом появилась теплая церковь Тихвинской иконы Богоматери. Ее построили на деньги торгового человека И. Ильина.

В начале XIX столетия архитектор Александр Иванович Постников подготовил проект высокой колокольни. К 1812 году строительство было завершено. Перед двумя храмами появилась надвратная четырехъярусная башня со шпилем, и она сразу же стала архитектурной доминантой города.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1850-е годы собор пережил второе рождение. Талантливый архитектор Егор Иванович Диммерт полностью перестроил здание в лучших традициях необарокко. При этом он сохранил часть стен и фундамента каменного храма XVIII века. Лепные работы для обновленного собора выполнил искусный мастер Тимофей Дылев, а иконы написал изограф Коротков.

С 1856 года в течении 18 лет настоятелем храма был известный просветитель и педагог Иоанн Константинович Яхонтов. Благодаря его усилиям и спонсорской помощи купца И. И. Шигалева, под сводами церковной колокольни появился храм Кирилла и Мефодия. Архитектурный проект для небольшой церкви подготовил Людвиг Федорович Бульери.

Год от года Санкт-Петербург рос и расширялся. Лиговская сторона давно не была окраиной, а название «Ямская слобода» осталось только в памяти историков. В храм приходили молиться жители Лиговки и казаки, которые несли воинскую службу в городе.

На рубеже XIX-XX веков приход собора был один из самых больших в епархии. Он насчитывал более 14 тысяч человек. При храме существовали Общество помощи бедным, богадельня для престарелых женщин, бесплатная столовая, приют для детей и церковно-приходская школа.

Судьба храма в XX веке

После революции собор закрыли не сразу. Богослужения шли до начала 1930-х годов, пока в стране не начались массовые гонения на верующих. Сначала городские власти ликвидировали Тихвинскую церковь. Культовое здание отдали под школу. Потом здесь создали производственные мастерские, а часть помещений отошла радиотехническому техникуму.

В 1938 году пришла очередь Крестовоздвиженского храма. Во время репрессий восемь священников были расстреляны, и собор на долгое время закрылся для прихожан. Здание переоборудовали под хранилище фильмов. Новые складские перекрытия и поперечины существенно исказили интерьеры и обезобразили храм.

Потом началась война. Во время артиллерийских обстрелов Ленинграда в собор попало несколько снарядов. Однако, это была не единственная беда. В первую зиму блокады в храм свозили тела умерших от голода ленинградцев. Их не хоронили, потому что стояли страшные холода. Только весной 1942 года мертвые жители города получили последний приют на Волковском кладбище.

После войны в соборе разместили реставрационные мастерские. Несколько лет внутри стояли тяжелые деревообрабатывающие и токарные станки. Пол покрывал толстый слой асфальта, в притворе была баня, а в алтаре раздевались рабочие.

Скульптуры апостолов Павла и Петра в нишах соборной колокольни

В 1991 году произошла передача старинной постройки казачьему приходу города. По документам состояние храма оценивали как «руины». Он походил на огромный сарай с полуобвалившейся штукатуркой.

Сначала нужно было убрать территорию от мусора и собрать деньги на строительные материалы. Первое богослужение прошло в 1993 году. Масштабная реставрация всех церковных построек заняла более 10 лет.

Собор внутри

К сожалению, варварская перепланировка середины XX века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм — печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернет церкви былое великолепие.

А взглянуть, действительно, было бы на что. Так, ставший очевидцем перестройки храма Александр Томилин в своих «Исторических трудах», изданных в 1854 году, писал, что интерьер обновленного храма выгодно отличался от внутреннего устройства церкви-предшественницы: был открытым и светлым, «тогда как внутренность прежней церкви была погружена во мрак». Пять грандиозных восьмериков-барабанов с широкими окнами давали достаточно света, чтобы солнце могло беспрепятственно заливать весь обширный внутренний объем храма, еще не обезображенный и не расчлененный межэтажными перекрытиями.

А вот планировка в форме латинского креста — это прямое наследие церкви-предшественницы; как указывал Томилин, план нового храма в средней его части соответствовал плану храма 1747 года. Поэтому, кстати, купола расположили достаточно компактно: решению интерьерных задач в данном случае оказались подчинены внешние формы. На прежних местах были установлены внутренние опорные столбы; не забыли, впрочем, и о расширении храма. Внутренний объем увеличили за счет удлинения «крыльев» планообразующего креста, но и здесь сохранили преемственность по отношению к церкви-предшественнице: в выросших боковых пристройках места снесенных стен обозначили аркадой.

Церковь расписывали как минимум дважды — вскоре после постройки и в 1877—1878 годах. Известны авторы росписей — мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы.

Рекомендации к посещению

Крестовоздвиженский собор обязательно стоит посетить, он выглядит очень необычно за счет своей формы и огромного креста на фасаде и сочетания двух христианских традиций — православной внутри и лютеранской снаружи.

Думаю, вы получите еще больше впечатлений, если посетите это место в темное время суток. Вечернее освещение делает здание еще более величественным.

Октябрьский остров, на котором расположен Крестовоздвиженский собор, соединен с островом Канта Медовым мостом (видно на карте выше), уже одно название которого так и манит. Вы, конечно же, начнете знакомство с городом с острова Канта, расположенного на нем старинного Кафедрального собора, а может быть даже посетите органный концерт в концертном зале, которому теперь отдано это здание. После осмотра острова Канта прогуляйтесь по Медовому мосту, чтобы в жилых кварталах отыскать этот шедевр и получить впечатления, которые, поверьте, останутся с вами надолго!

Янтарный иконостас находится на втором этаже.

Посмотреть на него проще всего во время служб. К сожалению, доступ к нему в другое время может быть ограничен. Но, если вы окажетесь в храме в неурочное время, не поленитесь, попросите дать вам возможность взглянуть на него, возможно, вам не откажут.

Нижний предел храма святого Александра Невского открыт для посещения в часы работы храма. Здесь строго и сумеречно, как это обычно бывает в православных храмах. Расписание служб можно узнать в храме, его страничка в сети здесь. Вот ориентировочные часы работы собора:

Что касается фотосъемки: запрещающих табличек я не увидела, но с учетом того, что в России часто к фото в храме относятся неоднозначно, я бы уточнила у служителей, разрешено ли фото, выказав таким образом свое уважение к этому месту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector