Ярославль. церковь ризоположения (положения честной ризы пресвятой богородицы во влахерне) в крестах (крестобогородская)
Содержание:
- Церкви Старого города
- Успенский собор
- Как правильно возжигать свечи.
- Спасо-Преображенский собор
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
- Церковь Вознесения Господня
- Церковь Иоанна Златоуста
- Церковь Ильинско-Тихоновская
- Церковь Спаса Преображения на Городу
- Церковь Богоявления
- Фото и описание
- Церковь Петра и Павла
- Владимирская церковь
- Церковь Андрея Критского
- Почему в городе много церквей?
- Заключение
Церкви Старого города
Ярославль быстро оправился от последствий Смутного времени, поэтому XVII век стал золотым для русского города. Он быстро развивался, как ремесленный и торговый центр, и по обороту товаров уступал только Москве и Казани.
Росло влияние купечества, торговые люди богатели и набирали вес в обществе. В их руках находилась торговля между Востоком и Западом. В городе работало около тридцати иностранных купеческих контор. Во второй половине XVII века в посадах жили 1200 ремесленников. Они занимались кузнечным делом, ловили рыбу, делали изделия из глины, изготавливали шерстяные и льняные ткани.
Вид на Тихвинскую церковь (на переднем плане) и храм Николы Мокрого
Только за один XVII век в Ярославле было построено три монастыря, 35 каменных и 13 деревянных церквей. Сформировался особый ярославский стиль зодчества. Для отделки церквей ярославцы стали использовать фигурные кирпичи и красивые полихромные изразцы. Местные мастера достигли таких высот, что их охотно приглашали для возведения храмов в другие города России.
До наших дней в Старом городе сохранилось несколько храмов и архитектурных ансамблей. Это белая и красная церкви Благовещенского прихода, прекрасный пример елизаветинского барокко – Вознесенско-Сретенский приход в Ловецкой слободе.
Церковь Богоявления
Чтобы увидеть уникальную настенную живопись, туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, приезжают в старинный храм Николы Мокрого. Фрески на его стенах выполнены лучшими ярославскими изографами XVII века.
Тихвинская церковь привлекает любителей русского зодчества поливной многоцветной керамикой, а церковь Богоявления – роскошными полихромными изразцами и старыми настенными росписями.
Общий вид на Дмитровский приход
Необычным памятником победы русского оружия на Куликовом поле стали парные храмы Дмитровского прихода. В старину возле этих церквей существовало кладбище, на котором хоронили всех, кто погиб во время военных походов. Главное богатство церкви Дмитрия Солунского – настенные фрески конца XVII века.
Несколько веков назад на окраине Ярославля находится погост, на котором погребали городских бродяг и безымянных странников. Во второй половине XVII века на Божедомке построили каменную Владимирскую церковь. Сегодня это редкий памятник русской архитектуры, потому что в нашей стране сохранилось очень мало трехшатровых храмов.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке
Успенский собор
Успенский собо — кафедральный православный храм Ярославской епархии. Находится на Стрелке Волги и Которосли. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.
В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.
Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.
Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.
Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.
В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.
Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.
Возврат к списку
Как правильно возжигать свечи.
Приходя в храм христианин заказывает поминовения и возжигает свечи перед образом Божиим, Его Пречистой Матери или святых угодников.
Свеча есть символ нашей молитвы к Богу, символ нашей жертвы Ему. Как свеча горит перед образом, так сердце должно гореть молитвой с верою и покаянием. Иными словами, когда мы ставим свечу, мы молимся (именно молимся а не «загадываем желание»). Молитва – это живое общение нашей души с Богом, Который слышит и приемлет её. Молясь, мы благодарим Творца за Его благодеяния, просим помощи в устроении каких-либо житейских дел, в учебе, работе и т. п.; о здоровье и благоденствии своих родных и близких. Церковь заповедует нам молиться друг за друга со взаимной любовью и верою, что Господь услышит наши воздыхания и устроит по Своей милости.
Православные христиане также молятся об упокоении душ умерших крещенных в православной вере людей. Душа человека бессмертна и после кончины до всеобщего воскресения находится в Царстве Небесном или преисподней, согласно делам, содеянным при жизни. Согласно христианскому вероучению, не существует реинкарнации (переселения душ), человек рождается единожды и остается самим собой в вечности. Душам умерших необходима наша молитва о них. И мы просим Бога, чтобы Он простил им содеянные грехи и упокоил во Царствии Своем. Если душа умершего имеет такую возможность, находясь в Раю, то молится за тех, кто ее поминает на земле.
Свечи о здравии и помощи в жизни возжигаются перед образами Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников. Свечи об упокоении ставятся на канон, прямоугольный столик, перед Распятием.
При возжигании свечей всегда уместна молитва своими словами, но существуют особые молитвы, расположенные на обороте.
Молитва о здравии.
Спаси, Господи, и помилуй раб Твоих (имена) и силою Твоею здравие и спасение подаждь.
Молитвы об упокоении.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им вся согрешения их вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное.
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Молитвы к Божией Матери.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
С первых веков своего существования Церковь чтит святых угодников Божиих, просиявших Богоугодной жизнью. Святые являются примером для нас в жизни и молитвенниками за нас перед Господом. Они просят Бога, чтобы Он оказал нам Свои благодеяния.
Молитвы к святым.
Святый угодниче Божий (святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас.
Моли Бога о нас, святый угодниче Божий ( святая угоднице Божия) (имя), яко мы усердно к тебе прибегаем скорому помощнику и молитвеннику (скорой помощнице и молитвеннице) о душах наших.
Спасо-Преображенский собор
Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.
Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве». Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку.
Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.
Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.
Рекомендуем прочитать:
- Достопримечательности Ярославля – ТОП-30 мест
- Что посмотреть в Ярославле за 1 день
- ТОП-25 развлечений в Ярославле для детей
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.
Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа.
Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры.
Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.
Церковь Вознесения Господня
История возведения храма тесно связана с утверждением ярославского прихода. Существует «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в 1679 году в стиле барокко по дороге на Углич.
Сейчас здесь проходит главная улица Ярославля. С 2010 года строения переданы православной церкви России, в них выполнены реставрационные работы, в том числе полностью восстановлены старинные купола церкви, открытые галереи.
Новый облик церкви создается по её виду в XVII веке. Появившиеся в XIX столетии шатры в форме колоколов, не восстанавливаются. Фрески Сретенской теплой церкви (осталась только трапезная), выполненные в XVIII столетии, хорошо сохранились и составляют уникальное внутреннее убранство церкви. К церковным реликвиям относятся серебряные кресты с мощами святых, частью камня Гроба Господня.
Адрес: ул. Лермонтова, 28 а.
Церковь Иоанна Златоуста
Самая гармоничная достопримечательность ярославского зодчества возведена с таким расчетом, чтобы максимальная красота, величие внешней отделки строения производила незабываемое впечатление при подъезде с Волги.
Великолепный храм маленькой рыбацкой деревушки Коровники, возведённый в 1654 году, имел форму четырехстолпной пятиглавой церкви, опоясанной по трём сторонам открытой галереей, заканчивающейся симметричными, простыми и изящными шатровыми пределами. Они посвящены княгине Ольге и зачатию Иоанна Крестителя.
Во внешней отделке храма выделяются роскошное крыльцо, наличник окна центральной апсиды, выполненный из красивых изумрудных изразцов. Он считается одним из символов города. Орнамент из изразцов на фоне уникальной кирпичной кладки придаёт церкви сказочный, нарядный вид. Находится на ул. Портовая набережная, 2.
Церковь Ильинско-Тихоновская
В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.
Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.
Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.
Церковь Спаса Преображения на Городу
Или иначе Церковь происхождения Честных Древ Креста Господня. Первой церковью, стоящей в исторической части Ярославля, на границе Рубленого города была деревянной. Каменный собор здесь появился в 1672 году.
Сначала это был вариант холодной церкви, но постепенно строились новые тёплые приделы с красивыми шатровыми завершениями. В церкви хранятся ценные святыни, например, фрески с образом Спаса Всемилостивого, частицы мощей Святого Угодника. Икона Пресвятой Богородицы, называемая «Умягчение злых сердец».
Икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, хранящихся в интересном Ковчеге на алтаре храма. Образ «Всех Святых», созданный к празднованию тысячелетия рождения Ярославля. Он является единственным в городе. При церкви функционируют воскресные школы взрослых, детей. Еженедельно проходят богослужения. Находится на улице Почтовая, 3.
Рекомендуем прочитать:
- 20 лучших экскурсий в Ярославле
- Что привезти из Ярославля в подарок
- Музеи Ярославля
Церковь Богоявления
Действующий храм, построен на месте деревянной церкви XIII столетия в новом для города стиле московского зодчества. Девять огромных окон освещают безстолпную внутреннюю часть храма, делая его убранство торжественным, праздничным, выгодно освещая золотистые настенные фрески.
Основным сюжетом настенных росписей являются сцены из евангельской жизни Христа. Храм напоминает терем из русских сказок, былин. Автор создания фресок, красивого резного иконостаса точно не установлен.
Шатровая форма колокольни, необычные орнаменты из полихромных изразцов сделали храм главной архитектурной ценностью центральной площади города. Среди церковных реликвий в храме хранятся частицы мощей многих святых.
Сейчас в отреставрированной церкви, расположенной на ул. Богоявления12, проходят регулярные богослужения.
Фото и описание
Успенский собор в Ярославле в 18-20 вв. являлся кафедральным православным собором Ростово-Ярославской епархии. Он располагался на стрелке Волги и Которосли.
Успенский собор – это первый ярославский каменный храм. Его строительство было начато в 1215 г. по повелению князя ростовского Константина Всеволодовича на территории кремля. Храм торжественно освятили в 1219 г. как основной храм города и назвали по традиции в честь Успения Богоматери. В отличие от других храмов Северо-Восточной Руси он был возведен из кирпича, в убранстве же фасадов широко использовалась резьба по белому камню, двери украшала золоченая медь, а пол устилала разноцветная майоликовая плитка.
Ансамбль этого шестистолпного собора с высокой колокольней был точь-в-точь повторён в начале 18 в. под Ярославлем в Великом.
В 1501 г. произошел пожар, и своды церкви обрушились. Во время расчистки завалов были найдены мощи князей Ярославля 13 в. – Константина и Василия Всеволодовичей. Потом они стали одной из главных соборных реликвий. К 1516 г. храм был отстроен заново, скорее всего, на месте предыдущего. Это был небольшой храм, стоящий на подклете с приделом «на полатях» в восточной части. Ближайшим ее аналогом можно считать собор Благовещения в Московском Кремле.
После 1605 г. в Успенском соборе начали составлять иллюстрированный синодик. В Смутное время, в 1612 г. митрополитом Кириллом здесь был благословлен на освободительный поход Дмитрий Пожарский.
По указу царя в 1642 г. было предписано разобрать Успенский собор по причине его обветшания и возвести новый каменный на другом месте. По указу сохранялся лишь погреб под церковью, где располагалась «зелейная и свинцовая казна». Но поскольку помещение это было сырым, то на основании стен верхнего яруса прежнего собора была построена казённая палата. В 1646 г. возвели и освятили одноэтажный собор с пятью главами с высокой 55-метровой колокольней.
Во второй половине 17 в. в Ярославле шло казённое строительство, в 1659 г. вышел царский указ о строительстве новой соборной церкви, поскольку прежняя не отличалась большими размерами и пострадала от пожара, произошедшего 10 июля 1658 г., когда сгорели многочисленные ярославские постройки. Собор выглядел как шестистолпное здание с пятью главами с каменными крыльцами с севера, запада и юга, которые были типичны для многих храмов Ярославля 17 в. Вместе с храмом заложили восьмигранную шатровую колокольню.
В пожаре 1670 г. храм довольно сильно пострадал, через несколько лет его выстроили заново. Здание имело кубическую византийскую форму и пять массивных глав. Интерьер Успенского собора расписали в 1671-1674 гг., роспись без обновления сохранялась до 1825 г.
В последующие двести лет храм подвергался нескольким перестройкам, наиболее значительные произошли после 1788 г., когда собор получил статус кафедрального по причине переноса в Ярославль центра епархии. В 1720-х гг. к собору была пристроена западная паперть, в конце 18 в. переделали крыльца, в 1832-1833 гг. пристроили теплую церковь к южной стене.
В 1832-1836 гг. по проекту архитектора А.И. Мельникова вместо старой была возведена новая колокольня, соборные купола в 1844 г. покрыли золотом, а в конце 19 в. расширили западную паперть.
В конце 19 в. в соборе было два престола: св. князя Владимира и Успения Пресвятой Богородицы. Под сводами собора были похоронены архиепископы Симеон, Павел и Леонид.
В 1918 г. Успенский собор пострадал в ходе антибольшевистского восстания. Частичную реставрацию храма провели осенью 1924 г. В 1922 г. храм отдали для нужд биржи труда, с 1930 по 1937 гг. здесь располагался склад зерна. 26 августа 1937г. собор взорвали, а на месте его разбили городской парк культуры.
26 октября 2004 г. заложили новый собор Успения Богоматери. Новый собор не похож на своего предшественника. Площадь, занимаемая храмом составляет 2 тыс. кв. м, вместимость собора – более 4000 человек, высота – 50 м до основания креста, высота колокольни – 70 м. В цоколе находится зал церковных соборов, трапезная палата, музей и покои архиерея.
Церковь Петра и Павла
Двухэтажная каменная церковь строилась на средства богатого владельца мануфактуры И. М. Затрапезнова. Родовая усыпальница раньше находилась в этой церкви. Благодаря заботе прихожан восстановлена могильная плита, ежегодно проводится крестный ход вокруг бывшей площади, занимаемой мануфактурой, отмечается престольный праздник апостолов Петра, Павла.
Сейчас это место называется Петропавловским парком. В XVIII веке рядом с церковью находились пять интересных прудов, имеющих конкретное предназначение.
Здание церкви повторяет форму знаменитого собора Петербурга стиля барокко. Достопримечательностями церкви считаются икона из слоновой кости « Воскресение Христово с праздниками» (подарок Петра I Затрапезному), серебряный крест с жемчугом и частицей мощей Антония Римлянина, считающегося Чудотворцем Новгорода. Церковь украшали колокола, часы.
Сейчас в храме звучат молитвы, проходят богослужения.
Владимирская церковь
Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.
Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).
С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.
Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.
Церковь Андрея Критского
Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.
В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.
Находится по адресу ул. Стачек, 58.
Почему в городе много церквей?
Люди стали селиться возле места слияния Волги и Которосли со времен неолита – V-III тысячелетия до нашей эры. Один из старейших русских городов был основан Ярославом Мудрым в начале XI века, когда князь правил Ростовскими землями. С этого времени в Ярославле начали возводить православные храмы.
Поначалу все церкви были деревянными. Первые каменные постройки появились незадолго до нашествия татаро-монголов, благодаря князю Константину Всеволодовичу. В отличие от своего отца – Всеволода Большое Гнездо, Константин использовал не белый камень, а кирпич, и отделывал постройки белокаменным декором.
Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе
Одним из первых каменный храмов стал городской собор (1219 год). Строительство шло так скоро, что вскоре в Ярославле было больше каменных зданий, чем в столице княжества – Ростове.
Ярославль располагался на перекрестке древних торговых путей. Через него возили товары по Волге и сухопутными путями. Могущество ярославских князей росло, город богател и обзавелся просторным торговым посадом и слободами. Купцы наживали большие состояния, а ярославские ремесленники были хорошо известны не только в разных уголках страны. Работы местных мастеров охотно покупали и в Европе.
Церковь Ильи Пророка
К XVII веку волжский город стал одним из самых богатых в России. Не только князья, но и состоятельные купцы соревновались друг с другом и заказывали у лучших архитекторов все новые и новые церкви. До революции 1917 года в Ярославле было около 100 храмов.
С приходом советской власти многие из них были уничтожены, переделаны под хозяйственные нужды или жилье. С 1990-х годов ситуация изменилась. Старинные храмы стали реставрировать и возвращать верующим. Взамен утраченных появились новые. Сегодня в Ярославле около 40 православных церквей и соборов.
Церковь Михаила Архангела
Заключение
Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.