Ной и ноев ковчег: библейская история

Город Аксум — возможное местонахождение

Еще один авторитетный источник свидетельствует о том, что в городе Аксуме, в соборе Святейшей Девы Марии Сиона, местными священниками охраняется Ковчег Завета. Фото этого собора представлено ниже (он расположен на переднем плане снимка, а позади него находится часовня).

Святилище было воздвигнуто в IV веке, однако много раз перестраивалось. Здесь правители Эфиопии уже много столетий подряд принимают корону. Нынешнюю церковь построил Хайле Селассие в 50-х годах прошлого века. Жена его приказала возвести на территории собора крошечную часовню. Задумана она была как последнее место, где мог храниться Ковчег Завета. Фактически часовня возведена вокруг священной реликвии. В ней есть узкий проход, который не позволяет вынести Ковчег. Только один Хранитель видит его. Он всю жизнь проводит внутри огороженной территории в четверть акра, которая окружает часовню, и никогда и никому, кроме него, не позволено видеть Ковчег.

В каждом эфиопском храме имеются копии реликвии. Ежегодно они выносятся на всеобщее обозрение во время церковного праздника. «Слава царей», литературный источник XIV века, рассказывает о том, как в Эфиопию попал Ковчег. Согласно ему, Байна Легкем, сын Соломона и Македы, царицы Савской, который позже стал царем Менеликом, а также основателем династии негусов, перенес тайно Ковчег в эту страну, в один из храмов бывшей ее столицы – Аксума.

Однако это не единственная версия того, как святыня оказалась в Эфиопии. Существует мнение, что Ковчег вынесли когены (церковные священники) из храма. Это произошло в правление Манассии. Когены побоялись, что этот царь может осквернить Ковчег, и забрали его. И им было чего опасаться: Манассия установил в молельнях идолов, впал в поклонение им, подражая жестоким кровавым культам Ближнего Востока, предусматривавшим, кроме прочего, человеческие жертвоприношения. Он отступил от ясных и простых заповедей Торы, установил даже алтари, посвященные Астарте и Ваалу – языческим божествам, а также небесным светилам в Храме Господнем, самом святом месте во всем Израиле.

Это переполнило чашу терпения здешних священников, и они вынесли в Египет из оскверненного храма Ковчег. Здесь он очутился на острове Ив, более известном как Элефантина. Построен был на этом месте новый храм, в котором следующие 200 лет пребывал Ковчег. Однако затем и этот собор разрушили. Ковчег со временем попал на остров Тана-Киркос в Эфиопию. Он был установлен, как в далекие времена скитаний по пустыне евреев, в шатре и служил восемь лет объектом поклонения. Ковчег перенесли после обращения в христианство эфиопского царя в собор, расположенный в Аксуме (Святейшей Девы Марии Сиона). Фото собора представлено ниже. Согласно еще одной из версий, Ковчег Завета найден и в тайном месте содержится. Здесь он пребывать должен до того времени, пока в Иерусалиме не будет восстановлен храм.

Ковчег символизирует в синагогах арон-а-кодеш – шкаф, в котором находятся свитки Торы. Подобным олицетворением священного ларца в христианских храмах являются дарохранительницы, которые размещаются обычно в алтарной части. В них находятся Кровь и Тело Христовы, символы Нового Завета с верой человека в Бога. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, библейском Откровении, говорится о том, что Ковчег Завета вернется, когда начнется второе пришествие.

На земле Иерусалима

При этом то ли забыли, то ли не обратили внимания на традиционные правила обращения с Ковчегом, предполагавшие, что его нужно нести на плечах. Святыню водрузили на запряжённую волами телегу, которая слишком сильно подпрыгнула на какой-то кочке. Оза попытался поддержать святыню рукой и умер на месте. Странно жестокое наказание для человека, действовавшего из лучших побуждений. Ковчег в Иерусалим всё же доставили, а при следующем царе, Соломоне, поместили его в новый храм, считавшийся главным храмом царства Израиль. Внутри него для святыни обустроили скинию с двумя пятиметровыми покрытыми золотом фигурами херувимов. Время правления Соломона, считающееся «золотым веком», датируют 967-928 годами до нашей эры. После его кончины единое государство распалось на два еврейских царства — Израиль и Иудею. Постепенно они слабели в борьбе с внешними врагами, что опять же увязывалось с отступлением от Божьих заветов. Казалось, что лучшие времена вернулись при 16-м царе Иудеи Иосии. Он довольно успешно отбивался от ассирийцев и египтян, почти сумев восстановить границы царства времён Давида. Во время организованной им реконструкции Храма были найдены какие-то ранее утерянные свитки Торы, тексты которых периодически зачитывались народу. Именно Иосия впервые отпраздновал Пасху и, обновив ряд религиозных обрядов, объявил о заключении нового союза между Богом и Его «избранным народом», который теперь будет строго-строго соблюдать все ранее данные ему заповеди. Странно, но такое благочестие почему-то тоже не сработало, и в 609 году до нашей эры Иосия был смертельно ранен стрелой в битве с египтянами при Мегиддо. Именно в период его 30-летнего правления упоминания о Ковчеге почему-то исчезают из еврейских преданий. В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор захватывает Иерусалим, разрушает Храм, уводит евреев в вавилонское рабство. Но в списке захваченных им трофеев Ковчег не упоминается. Не упоминается Ковчег и в списке церковной утвари, которую персидский царь Кир вернул евреям после захвата Вавилона (539 год до нашей эры). Находясь в самом центре Древнего мира, евреи более пяти веков сравнительно спокойно пересиживали проносившиеся над ними исторические вихри. И отстраивали своё государство, которое то пользовалось автономией в составе великих империи, то добивалось полной независимости. Попутно они отстраивали и Храм, в котором, однако, Ковчег уже не хранился. При этом была восстановлена предназначенная для него скиния, перед которой воскуривались фимиамы и выполнялись все традиционные обряды. В 70 году, при подавлении Иудейского восстания римлянами, Храм снова разрушили. Но Ковчега в нём не было, и связывать его исчезновение с римлянами дело бессмысленное. Так куда же и когда исчезла святыня?

Святыня до сих пор под Храмом?

Согласно иудейскому преданию, под Храмом Соломона имелось множество потайных тоннелей и подземных комнат, к которым ход вёл из святая святых — чтобы в случае осады города успеть спрятать святыни. В принципе, эта версия вполне логична, и сегодня археологи подтверждают, что внутри Храмовой горы действительно много пустот. Однако дальше они не смогли продвинуться: юридически сейчас эта часть Иерусалима принадлежит совету муфтиев, который подчинен королю Иордании.

Косвенным подтверждением для приверженцев версии стал найденный в Кумране медный свиток, в котором был зашифрован перечень храмовых сокровищ, спрятанных перед нашествием вавилонян. В их числе упоминаются облачение первосвященника и некоторые священные сосуды. Однако упоминания о самом Ковчеге там нет. Из-за недостающей части указаний найти что-либо из перечисленного в свитке пока не удалось.

В версию о Ковчеге под мечетью верят и сами мусульмане. По их преданию, реликвия будет обнаружена лишь тогда, когда заповеди Корана будут исполнять по всему миру. А вот израильтяне не верят мусульманам, и по этой причине ходят народные легенды о том, что последние якобы уже давно нашли Ковчег под Храмовой горой, только скрывают это. Народные слухи подогрела и новость о расширении главной мечети — Купола Скалы — на Храмовой горе. Расширить её решили строительством второй, подземной части.

Раз христиан и иудеев не пускают на Храмовую гору, они решили поискать рядом. В 1982 году израильские археологи, ведя раскопки в Старом Городе, вышли на тоннель, ведущий внутрь Храмовой горы со стороны иудейской части города. Однако премьер-министр Израиля Менахем Бегин лично распорядился замуровать вход в него, чтобы не обострять конфликт с мусульманами.

Исторические хроники, указывающие, где находится Ковчег Завета

Местонахождение сегодня этой святыни неизвестно. После 70-го года нашей эры следы Ковчега теряются. Последнее упоминание о нем в исторических источниках относится именно к этому времени. Тит, римский император, который разрушил Иерусалим и сжег храм Соломона, согласно этим сведениям, обнаружил там потайную комнату, в которой находился Ковчег Нового Завета. Он увез его в Рим, столицу своей империи, вместе с другими реликвиями. С тех пор поиски Ковчега, предпринимавшиеся в разное время, оставались безуспешными.

Например, одной из главных целей крестовых походов в Святую землю был поиск Ковчега Завета. В Иерусалиме был основан орден Рыцарей Храма. Он известен более как орден тамплиеров. Его рыцари осуществляли эти поиски. В древней столице Иудеи храмовники вели раскопки на горе, где находился храм Соломона.

Библейская биография

Придя в область Ханаан, простиравшуюся от реки Иордан до Средиземного моря, евреи восприняли её как обещанную им Землю обетованную и приступили к завоеванию. Процесс растянулся на годы, в течение которых Ковчег хранился во временных столицах — сначала в Галгале (напротив Иерихона), а потом в Вефиле (современном Бет-Эле). Когда еврейское царство более или менее сложилось, святыню поместили в Силоме (Шило), где она находилась 369 лет. Иногда, начиная какую-нибудь особенно важную и опасную военную кампанию, командующий брал Ковчег с собой, разумеется, со всеми положенными торжественными церемониями. Во времена первосвященника Илии (Эли) начался закат государства, что было связано как с внутренними распрями, так и с нашествием племени филистимлян, известных своей воинственностью. В библейских преданиях бедствия, обрушившиеся на «избранный народ», увязываются также с нечестивостью сыновей первосвященника Офни и Финееса, которые являлись хранителями Ковчега. Сам Илия, видимо, был недоволен своими отпрысками, поскольку на роль преемника готовил воспитанного им сироту Самуила. Юноша вроде бы предвидел грядущие беды и рассказал о своих видениях воспитателю, который отреагировал грустными вздохами. Исполнились эти пророчества после битвы при Афеке, в которой евреи были разгромлены, а сыновья первосвященника погибли. Илия, услышав скорбную весть, упал со своего трона и умер. Филистимляне отнесли трофейный Ковчег в капище бога Дагона, в котором стали полыхать молнии и происходить разные бедствия. От греха подальше Ковчег вернули евреям, приложив к нему изрядное количество золота. Но представители «избранного народа» к тому времени уже разучились почтительно обращаться со святыней. Жители города Бейт-Шемеш, где он оказался на хранении, глазели на него без почтения, вследствие чего город опустошила какая-то эпидемия, схожая по описаниям с бубонной чумой. К счастью, пророк Самуил навёл порядок, и для Ковчега организовали нормальное святилище в доме Елеазара, который на 20 лет и стал новым хранителям. Царь Саул восстановил Израильское царство, а его преемник Давид захватил Иерусалим, ставший новой столицей. Для святыни построили постоянную скинию, после чего организовали транспортировку Ковчега из дома тогдашнего хранителя Озы, жившего в Кириаф-Иариме.

Ковчег и нацисты

Известно, что поиском христианских реликвий занимались нацисты. Для этого в Третьем Рейхе даже было создано специальное общество «Аненербе». Обладание христианскими (и не только) реликвиями было важным пунктом в фашистской идеологии. Стараясь возродить язычество в его германской форме, нацисты верили, что эти предметы своей «магической силой» помогут им установить власть над всем миром. Как обычно бывает, «возрождение язычества» сводилось ко вновь придуманным ритуалам и идеологической мешанине из разных религий. К счастью, в руки нацистов Ковчег Завета так и не попал.

Эпопее с поиском ими реликвии посвящён легендарный фильм Стивена Спилберга о приключениях Индиана Джонса. За яркими спецэффектами, шокирующими трюками актёров и быстро развивающимся сюжетом режиссёр попытался донести до нас мысль о том, что человечеству неполезны такие находки. Люди не умеют разговаривать с Богом и не знают, что им делать, лицом к лицу представ перед святыней. Для большинства из них такое общение послужит только во вред и даже может навлечь кару Божию.

Автор фильма провёл и другую мысль, предположив, что было бы, если бы Ковчег Завета действительно был найден. Люди быстро привыкли бы к святыне и не обращали бы на неё никакого внимания, а сама бы она хранилась где-нибудь в спецхранилищах, в пыльном ящике с инвентарным номером, среди тысяч точно таких же. Что ж, возможно, он недалёк от истины. Тем же, кто всё-таки хочет продолжить поиски дальше, предлагаем ещё раз вернуться к книгам Ветхого Завета.

Протестантская версия: Ковчег под Голгофой

1980-е — вообще время активных раскопок в Иерусалиме. Не отставали от иудеев и христиане различных конфессий, а также светские археологи. Пожалуй, самую фантастическую версию выдвинули адепты одного из протестантских течений — «адвентистов седьмого дня». Настолько фантастическую, что верят в неё даже далеко не все протестанты.

Принадлежавший к течению археолог Рон Уайет якобы откопал Ковчег Завета на основании своих же откровений. В 1980-х годах районе грота Иеремии в Иерусалиме он нашёл четыре отверстия в земле и предположил, что именно в них стояли кресты во время распятия Спасителя, которых, правда, было только три. В общем, его идея в том, что под этой новой Голгофой (не путать с традиционным почитаемым местом распятия) находилась пещера, в которой хранился Ковчег Завета. Там археолога-любителя встретили ангелы (и не один или два, а целых четыре) и объяснили, что съёмка запрещена. Забрали плёнку и потом впускали его время от времени, когда сами желали, а всё остальное время грот был сокрыт стеной.

Эта полуфантастическая версия в протестантских видеороликах обрастает каждый раз новыми подробностями. То на Ковчег стекала с потолка грота настоящая кровь Спасителя, то кровь на нём была лишь засохшей (хотя в более ранних видео археолог так и не смог заглянуть внутрь каменного саркофага из-за того, что крышка его упиралась в потолок пещеры). То Ковчег попытались вынести десять иудейских священников из потомков левитов, но все они погибли (на самом деле института священства в иудаизме уже давно нет). Как бы то ни было, протестантская версия не добавляет к вопросу поиска Ковчега ничего нового: он где-то здесь, и мы верим, что Господь в своё время нам его откроет…

Поиски Ковчега в ХХ веке

ХХ столетие, благодаря произведенным в нем научным открытиям, сделало вновь актуальной тему поиска этой святыни. Новое поколение Ковчег Завета продолжило разыскивать иными способами.

Кумрансие пещеры, которые вернули миру важные библейские тексты, подарили людям надежду и на обретение утраченной реликвии. Группа археологов, возглавлял которую Джеральд Хардинг, в 1952 году исследовала пещеру. Ученые обнаружили в ходе раскопок медный свиток с написанным на гебрайском языке текстом. Он отличался от всех остальных свертков, найденных там, тем, что выполнен был на необычном материале (сотни других, отыскавшихся ранее, изготовлены были из пергамента), а также тем, что в обратном порядке был выгравирован на нем текст: он заканчивался на лицевой стороне, а начинался на задней. Эта находка была отправлена в Манчестер. Здесь с трудом развернули свиток и прочитали текст с помощью совместных усилий множества исследователей. Он оказался очень сложным, как будто запутанным специально. Чтобы понять его, нужно было обладать немалыми познаниями древнееврейских литературы и языка. Состоял текст из хаотичного перечисления различных географических названий, а также описаний какой-то местности.

Спустя лишь четыре года с начала исследования был опубликован предварительный вариант надписи, который удалось расшифровать. Вендил Джонс, исследователь, интерпретировал его. По мнению этого ученого, в нем содержались сведения о спрятанных в тайниках сокровищах храма Соломона перед нашествием в 422 году до н.э. вавилонян. Этот текст может помочь исследователям понять, где сейчас Ковчег Завета. В одном из фрагментов говорится о том, что в долине Анкор, в основании холма есть с восточной его стороны камень. Он закрывает вход в пещеру, где находится Ковчег Завета. Где же конкретно его искать? Нужно спуститься от входа вниз по сорока ступеням, и здесь находится серебряный ларец, засыпанный землей, а рядом — дарохранительница с сокровищами. В остальной части этого текста приводятся различные ориентиры на местности, которые помогут обнаружить тайник. Однако, как было установлено Вендилом Джонсом, данными указаниями воспользоваться можно только с помощью специального кода, доселе не обнаруженного.

Здесь в поле зрения исследователей попал трактат Элшанона, написанный им в Амстердаме в 1648 году. Он примечателен тем, что содержит полный текст одного древнееврейского произведения, которое было давно утеряно. Состояло оно из двенадцати глав. Перечисляются в нем ящики, ларцы и сосуды с сокровищами, спрятанными в тайных местах пророком Иеремией в 429 году до нашей эры, то есть за семь лет до нашествия вавилонян. В первой главе речь идет о сосудах, а во второй говорится о том, что надписи были нанесены на медный свиток!

В Талмуде, как мы помним, находятся сведения о том, как Иеремия спрятал Ковчег, предсказав с помощью своего пророческого дара нашествие вавилонян. Кроме этого, он укрыл жезл Аарона, сосуд с маслом для помазания и ларец с присланными филистимлянами драгоценностями.

Тайна Ковчега Завета интересует многих. История о его поисках, например, легла в основу фильма Стивена Спилберга под названием «Искатели потерянного ковчега», созданного в 1981 году (сцена из этой кинокартины представлена выше). Однако сами поиски святыни мусульман, христиан и иудеев, с обнаружением которой они связывают наступление конца времен, до сих пор не завершены. И сегодня исследователи ведут бесконечные споры о том, где сейчас находится Ковчег Завета.

Сведения о Ковчеге из исламских источников

Мы получаем не менее ценную информацию об этой святыне также из исламских книг. Коран указывает на то, что хранились в Ковчеге дарованные Аллахом каменные скрижали Завета, которые с горы Синай принес Моисей; кроме того, располагались в нем жезл Моисея и митра пророка Аарона. Мусульмане называют эту святыню «Табут Сакина», то есть «Хранилище Благодати». В ходе войн, как повествует Коран, был утрачен этот Ковчег израильтянами.

Мусульмане знали о том, что Навуходоносор, вавилонский царь, совершил поход на иудеев и завоевал Иерусалим после тяжелой битвы. Местный народ оказался плененным, а город – разрушенным. Мусульманам было известно также о том, что через сорок лет иудеи вернулись из вавилонского плена и восстановили храм. И все же зал, в котором находился Ковчег Завета, оказался пустым.

Куда же исчез он по версии мусульман? Ответ на этот вопрос есть у последователей Мухаммеда. Как известно, священные тексты этой религии включают в себя, кроме Корана, также и хадисы. Это достоверные высказывания пророка Мухаммеда, основателя исламской религии. Согласно им, Ковчег Завета найден на территории современной Турции. Он укрыт в городе Антакья, недалеко от границы с Сирией. Попасть он мог сюда лишь с ессеями, последователями еще одного религиозного течения.

Ессеи — это община иудеев, существовавшая на рубеже нашей эры, которая находилась в оппозиции фарисеям, господствовавшим в то время в Иерусалиме. Они покинули город вскоре после того, как в 70 г. н.э. его захватили римляне. Ессеи поселились у Мертвого моря, на северо-западном его побережье, в Кумранских пещерах. Здесь они переписывали и сохраняли Тору. В середине ХХ века были найдены эти тексты. Еще одна группа ессеев поселилась в районе Антакьи. Они хранили бережно величайшую святыню, принесенную с собой, прервав любые контакты с миром. Местность, где находилась Антакья, была богата пещерами. Ессеи могли укрыть надежно святыню в одной из них, где сейчас находится Ковчег Завета. В суре «Пещера» (в Коране) идет речь о семи верующих юношах, которые укрылись от безбожного правителя, своего преследователя, в пещере. Как считают знатоки Корана, расположена она была в Антакье. Возможно, что здесь и по сей день хранится Ковчег Завета Господня, ожидая своего часа.

Согласно учению ислама, святыня обретена будет вновь в конце времен, когда по Корану станет жить все человечество. Данное событие означать будет, что близок приход Махди (Мессии). Он установит на земле справедливое правление, царство заповедей Господа и морали.

Следует отметить, что мусульманские воззрения по этому вопросу удивительно похожи на взгляды христиан и иудеев. Так, последние считают, что Ковчег найден будет с приходом Машиаха (Мессии), посланного Богом. Христиане убеждены, что он будет обнаружен перед вторым пришествием Христа.

Крышка с изображением двух херувимов

Ковчег был покрыт сверху золотой крышкой. Длина ее составляла 2,5 локтя, а ширина — 1,5. На крышке сверху находились изображения двух херувимов, литых из золота, расположенных лицом друг к другу, с крыльями, прикрывающими Ковчег, который являлся важнейшим свидетельством Библии – видимым напоминанием Завета (заключенного между народом Израиля и Богом союза).

Господь пообещал Моисею над крышкой Ковчега явиться в облаке и между двумя херувимами говорить. Особую силу, исходящую от Создателя, связывают с Ковчегом. Сила эта — Божественное присутствие, Шехина. Господь общался над ним с Моисеем, сообщая тому для израильтян заповеди. Ниже представлен Ковчег Завета (фото одной из копий).

Ковчег Завета и место милости

(Исх 25:21) И положи крышку на ковчег сверху.

Место милости — это один слиток золота. Он сделан из отбитого золота, что говорит о побоях и страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

(Исх 25:22) Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою.

Это место общения с Богом. Слышание Его голоса.

Внутри ковчега три предмета

  1. Золотой сосуд с манной. Манна — это символ ропота народа. Когда народ роптал, Бог давал манну.
  2. Расцветший жезл Аарона. Это произошло в момент бунта народа против Божьего лидера — Аарона. Бог сделал так, что его жезл расцвел и принес плоды миндаля.
  3. Две скрижали. То есть десять заповедей — отвержение человеком Божьих стандартов.

Все эти предметы показывают отвержение человеком Божьего обеспечения.

И Бог сказал: «Вложи все внутрь ковчега»

Первый раз слово «ковчег» упоминается в значении слова «гроб», куда положили тело Иосифа. Три предмета также положены в гроб. Это значит, что чашу с манной, скрижали и жезл нужно убрать из вида и закрыть крышкой — то есть покрыть.

Покрытие — жертвенный телец, прообраз Иисуса на кресте.

На земле Иерусалима

При этом то ли забыли, то ли не обратили внимания на традиционные правила обращения с Ковчегом, предполагавшие, что его нужно нести на плечах. Святыню водрузили на запряжённую волами телегу, которая слишком сильно подпрыгнула на какой-то кочке. Оза попытался поддержать святыню рукой и умер на месте. Странно жестокое наказание для человека, действовавшего из лучших побуждений. Ковчег в Иерусалим всё же доставили, а при следующем царе, Соломоне, поместили его в новый храм, считавшийся главным храмом царства Израиль. Внутри него для святыни обустроили скинию с двумя пятиметровыми покрытыми золотом фигурами херувимов. Время правления Соломона, считающееся «золотым веком», датируют 967-928 годами до нашей эры. После его кончины единое государство распалось на два еврейских царства — Израиль и Иудею. Постепенно они слабели в борьбе с внешними врагами, что опять же увязывалось с отступлением от Божьих заветов. Казалось, что лучшие времена вернулись при 16-м царе Иудеи Иосии. Он довольно успешно отбивался от ассирийцев и египтян, почти сумев восстановить границы царства времён Давида. Во время организованной им реконструкции Храма были найдены какие-то ранее утерянные свитки Торы, тексты которых периодически зачитывались народу. Именно Иосия впервые отпраздновал Пасху и, обновив ряд религиозных обрядов, объявил о заключении нового союза между Богом и Его «избранным народом», который теперь будет строго-строго соблюдать все ранее данные ему заповеди. Странно, но такое благочестие почему-то тоже не сработало, и в 609 году до нашей эры Иосия был смертельно ранен стрелой в битве с египтянами при Мегиддо. Именно в период его 30-летнего правления упоминания о Ковчеге почему-то исчезают из еврейских преданий. В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор захватывает Иерусалим, разрушает Храм, уводит евреев в вавилонское рабство. Но в списке захваченных им трофеев Ковчег не упоминается. Не упоминается Ковчег и в списке церковной утвари, которую персидский царь Кир вернул евреям после захвата Вавилона (539 год до нашей эры). Находясь в самом центре Древнего мира, евреи более пяти веков сравнительно спокойно пересиживали проносившиеся над ними исторические вихри. И отстраивали своё государство, которое то пользовалось автономией в составе великих империи, то добивалось полной независимости. Попутно они отстраивали и Храм, в котором, однако, Ковчег уже не хранился. При этом была восстановлена предназначенная для него скиния, перед которой воскуривались фимиамы и выполнялись все традиционные обряды. В 70 году, при подавлении Иудейского восстания римлянами, Храм снова разрушили. Но Ковчега в нём не было, и связывать его исчезновение с римлянами дело бессмысленное. Так куда же и когда исчезла святыня?

Хранитель знает истину?

Самая перспективная версия связывает пропажу Ковчега не с царствованием Иосии, а с его предшественником, царём Манассией, при котором Иудея была вассалом Ассирийского царства. Вероятно, из-за желания поладить со своим сюзереном, Манассия возводил жертвенники главному и ёесьма свирепому ассирийскому божеству Ваалу, что, конечно, воспринималось в штыки ревнителями древнего благочестия. Согласно этой версии, у первосвященника и хранителей возникло опасение, что и главный Иерусалимский Храм будет «перепрофилирован» под святилище Ваалу. И тогда, во избежание поругания Ковчега, они решили переправить его в безопасное место. Место выбрали весьма далеко — аж в Египте, из которого некогда пророк Моисей выводил евреев в Землю обетованную. На одном из островов Нила, известном как Ив, или Элефантина (современный Гезирет-Асуан, неподалёку от возведённой советскими инженерами знаменитой Асуанской плотины), обустроили Храм, где Ковчег и хранился в течение двух столетий. То, что на острове действительно существовала еврейская община, имевшая свой «дом» для богослужений, подтверждается археологическими и рукописным источниками. Но в 411 году до нашей эры этот еврейский храм был разрушен египетскими жрецами. Святыню эвакуировали на остров Тана-Киркос и поместили в обычном шатре, что явно рассматривалось в качестве некоего временного варианта. Но временные варианты могут существовать долго — в данном случае, в течение нескольких столетий. Что именно заставило хранителей святыни снова тронуться в путь, не совсем ясно, но, в конце концов, Ковчег прибыл в город Аксум на территории современной Эфиопии. Образовавшееся здесь царство приняло христианство в качестве государственной религии ещё в 333 году — первым в Африке. К святыне пускай не из Нового, но из Ветхого Завета отнеслись здесь с должным прочтением, поместив в главном храме Святой Марии Сионской. Возведён он был в 372 году и сегодня является главным храмом Эфиопской православной церкви. Официально именно здесь Ковчег завета и хранится — точнее не в самом храме, а в возведённой рядом с ней часовне. Казалось бы, вопрос, где находится святыня, снят? На самом деле, нет. Удивляют особые условия хранения Ковчега, строгость которых чересчур велика. Раньше, вроде бы, святыня выносилась на большие церковные праздники, но этого сегодня уже никто не помнит. Теперь Ковчег хранится в глубоком подвале, именуемом Сокровищницей, а публике демонстрируется только его копия. Более того, даже патриарх эфиопской церкви доступа к настоящему Ковчегу не имеет. Видеть подлинник может только один человек — Хранитель, который не имеет права покидать храмовую территорию и о чем-либо разговаривать с посторонними. Понятно, что должность эта пожизненная. С одной стороны, логически такие меры безопасности можно объяснить. Для трепетно относящихся к своим реликвиям иудеям ценность Ковчега ни с чем не сравнима, а эффективность израильских спецслужб известна во всём мире. Уж они смогли бы организовать похищение святыни из христианского храма в сравнительно близкой Эфиопии. С другой стороны, отказ показать реликвию провоцирует разговоры о том, что Ковчег вовсе и не находится в эфиопском храме. А ведь речь идёт не просто о религиозной святыне, но об артефакте всемирного культурного значения. И здесь возникает подозрение, что положить конец разговорам не то чтобы не хотят, а просто не могут по причине отсутствия святыни. Ведь даже в виде копии она привлекает в Аксум десятки тысяч паломников, что обеспечивает финансовый доход и повышает значимость города.

В популярной культуре

Филип Кауфман задумал Ковчег Завета в качестве основного устройства печати в Стивена Спилберга «s 1981 приключения фильма Индиана Джонс : В поисках утраченного ковчега , где он находится на Индиана Джонс в египетском городе Танис в 1936 г. В начале 2020 года, опора Версия, сделанная для фильма (которая фактически не появляется на экране), была показана на Antiques Roadshow .

В датском семейном фильме «Утерянное сокровище рыцарей-тамплиеров» 2006 года основная часть сокровищ, найденных в конце, — это Ковчег Завета. Сила Ковчега исходит от статического электричества, хранящегося в отдельных металлических пластинах, таких как гигантская лейденская банка .

В романе Гарри Горледова « Альфа и Омега» (2019) ковчег находят археологи, и героям приходится иметь дело с доказанным существованием Бога.

Сведения о Ковчеге из исламских источников

Мы получаем не менее ценную информацию об этой святыне также из исламских книг. Коран указывает на то, что хранились в Ковчеге дарованные Аллахом каменные скрижали Завета, которые с горы Синай принес Моисей; кроме того, располагались в нем жезл Моисея и митра пророка Аарона. Мусульмане называют эту святыню «Табут Сакина», то есть «Хранилище Благодати». В ходе войн, как повествует Коран, был утрачен этот Ковчег израильтянами.

Мусульмане знали о том, что Навуходоносор, вавилонский царь, совершил поход на иудеев и завоевал Иерусалим после тяжелой битвы. Местный народ оказался плененным, а город – разрушенным. Мусульманам было известно также о том, что через сорок лет иудеи вернулись из вавилонского плена и восстановили храм. И все же зал, в котором находился Ковчег Завета, оказался пустым.

Куда же исчез он по версии мусульман? Ответ на этот вопрос есть у последователей Мухаммеда. Как известно, священные тексты этой религии включают в себя, кроме Корана, также и хадисы. Это достоверные высказывания пророка Мухаммеда, основателя исламской религии. Согласно им, Ковчег Завета найден на территории современной Турции. Он укрыт в городе Антакья, недалеко от границы с Сирией. Попасть он мог сюда лишь с ессеями, последователями еще одного религиозного течения.

Ессеи — это община иудеев, существовавшая на рубеже нашей эры, которая находилась в оппозиции фарисеям, господствовавшим в то время в Иерусалиме. Они покинули город вскоре после того, как в 70 г. н.э. его захватили римляне. Ессеи поселились у Мертвого моря, на северо-западном его побережье, в Кумранских пещерах. Здесь они переписывали и сохраняли Тору. В середине ХХ века были найдены эти тексты. Еще одна группа ессеев поселилась в районе Антакьи. Они хранили бережно величайшую святыню, принесенную с собой, прервав любые контакты с миром. Местность, где находилась Антакья, была богата пещерами. Ессеи могли укрыть надежно святыню в одной из них, где сейчас находится Ковчег Завета. В суре «Пещера» (в Коране) идет речь о семи верующих юношах, которые укрылись от безбожного правителя, своего преследователя, в пещере. Как считают знатоки Корана, расположена она была в Антакье. Возможно, что здесь и по сей день хранится Ковчег Завета Господня, ожидая своего часа.

Согласно учению ислама, святыня обретена будет вновь в конце времен, когда по Корану станет жить все человечество. Данное событие означать будет, что близок приход Махди (Мессии). Он установит на земле справедливое правление, царство заповедей Господа и морали.

Следует отметить, что мусульманские воззрения по этому вопросу удивительно похожи на взгляды христиан и иудеев. Так, последние считают, что Ковчег найден будет с приходом Машиаха (Мессии), посланного Богом. Христиане убеждены, что он будет обнаружен перед вторым пришествием Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector