Константин vii багрянородный

Политическая деятельность

В своей политике Константин VII выражал интересы столичного чиновничества, выступая против центробежных тенденций провинциальной знати. Активизировал военные действия против арабов. Начало оказалось неудачным, и посланное на завоевание Крита войско было разбито (949).

Византийские армии перешли Евфрат (952), но были отброшены. Завоевания на Востоке были восстановлены благодаря Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. Высшим достижением ромейского оружия стало взятие Самосаты (958).

Константин VII назначил на должность «паракимомена» (1-го министра) евнуха Василия Лекапена (сына свергнутого императора Романа I), который приобрёл огромное влияние и сохранял его при последующих императорах.

Литературная деятельность

Календарь садоводства от Геопоники , MS.Laur.Plut.59.32 f.171v

Константин VII был признан писателем и ученым. Он собрал круг образованных людей и им написано несколько незаконченных книг с завершенной книгой Жизнь Василия , деда Константина VII. Он написал или заказал труды Геопоника («О сельском хозяйстве», по-гречески Τὰ γεοπονικά), сборник агрономических работ из более ранних греческих и пунических текстов, которые в противном случае утеряны; De Ceremoniis («О церемониях», по-гречески Περὶ τῆς βασιλείου τάξεως), описывающий виды придворных церемоний (также описанных позже в более негативном свете Лютпрандом Кремонским ); De Administrando Imperio («Об управлении Империей», имеющий по-гречески заголовок Πρὸς τὸν ἴδιον ὑιὸν Ρωμανόν), дающий советы по внутреннему управлению Империей и борьбе с внешними врагами; история Империи, охватывающая события после смерти хронографа Феофана Исповедника в 817 году; и Excerpta Historica («Отрывки из историй»), собрание отрывков из древних историков (многие из которых сейчас утеряны) в четырех томах (1. De legationibus. 2. De virtutibus et vitiis. 3. De insidiis. 4 . De sententiis). В «Рукописной традиции Полибия» Джон Майкл Мур (CUP, 1965) дает полезное резюме поручения Porphyrogenitus над отрывками Константина:

Также среди его исторических работ есть история, восхваляющая правление и достижения его деда, Василия I ( Vita Basilii , Βίος Βασιλείου). Эти книги поучительны и представляют интерес для историков, социологов и антропологов как источник информации о народах, соседствующих с Империей. Они также дают прекрасное представление о самом Императоре.

В своей книге Краткой истории Византии , Джон Джулиус Норвич относится к Константину VII , как «Scholar император». Норвич описывает Константина:

Литературная деятельность

Константин VII также известен, как один из образованнейших людей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников, автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Руси и других стран.

Он, в частности, описывает («О церемониях»), визит княгини Ольги в Константинополь (957). Девятая глава «Об управлении империей» (около 950) содержит краткое описание экономического и политического устройства Руси.

Сочинения Константина VII

  • Константин Багрянородный. Об управлении империей. М. Наука. 1991
  • Константин Багрянородный. О церемониях (книга II, гл. 15; второй прием Ольги русской) // Известия государственной академии метериальной культуры. №91. М. ОГИЗ 1934
  • Об областях римской империи, сочинение Константина Багрянородного. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. № 3. М. 1858

[править] Общие сведения

Свои мысли Константин Багрянородный сообщает в труде «Об управлении империей», составление которой датируют между и 952 годами.

Интересно, что автор нечего не говорит о причинах, почему надо воевать с хазарами. Вероятно, подразумевалось, что это и так очевидно читателю.

Говоря о войне с Хазарией, Константин Багрянородный сообщает собственно только один аспект — какие народы (страны) можно использовать для войны против хазар. Как должна воевать византийская армия и флот не сообщается.

Первыми подобными потенциальными союзниками Константин Багрянородный называет некий народ узов, а также алан:

Узы — это очевидно огузы (Ouzoi, Oguz). Действительно, огузы, насевшие и Хазарский каганат (кочевали между Волгой и рекой Урал), выступили союзниками Святослава против хазар.

Аланы и согласно хазарскому еврею атаковали Хазарию во времена хазарского царя Аарона II. Эта Алано-хазарская война закончилась поражением аланов, и отречением их от христианства.

Константин Багрянородный, однако, утверждает, что аланы способны нанести существенный урон хазарам:

К какой войне относится это рассуждение неясно. Может быть имеется ввиду война −941 годов. В этой тяжёлой войне при Романе I, Византия, как известно, наняла против хазар русов. Возможно, Константин Багрянородный указывает, что если бы были привлечены аланы, то они нарушали бы коммуникации хазар на Кавказе и в Крыму, могут доходить до Саркела, и тем самым не допускать ударов хазар по Херсону в Крыму.

Однако, может быть и другое толкование — аланы и правда напали на хазар, и может быть из-за этого в Самкерце не было хазарской армии, чем и воспользовались русы.

Наконец, Константин Багрянородный предлагает натравить на хазар неких чёрных булгар — вероятно это обитатели северо-западной части Северного Кавказа, жившие на Кубани, в области междуречья Днепра и Дона.

О войне Хазарии против чёрных булгар нечего неизвестно. Но нельзя исключать, что они могли поднять восстание против Хазарии в какой-то исторический момент.

Возможно, что сообщение о союзе с печенегами против неких турок, тоже подразумевает союз против хазар.

Интересно, что в сообщении Константина Багрянородного среди возможных союзниках против Хазарии нет русов. Может быть, в момент написания текста русы ещё находились под влиянием хазар после разгрома от Песаха.

[править] Текст

10. О Хазарии, как нужно и чьими силами воевать с нею.

Знай, что узы способны воевать с хазарами, поскольку находятся с ними в соседстве, подобно тому как и эксусиократор Алании.

Знай, что девять Климатов Хазарии прилегают к Алании и может алан, если, конечно, хочет, грабить их отселе и причинять великий ущерб и бедствия хазарам, поскольку из этих девяти Климатов являлись вся жизнь и изобилие Хазарии.

11. О крепости Херсон и крепости Боспор

Знай, что эксусиократор Алании не живет в мире с хазарами, но более предпочтительной считает дружбу василевса ромеев, и, когда хазары не желают хранить дружбу и мир в отношении василевса, он может сильно вредить им, и подстерегая на путях, и нападая на идущих без охраны при переходах к Саркелу, к Климатам и к Херсону. Если этот эксусиократор постарается препятствовать хазарам, то длительным и глубоким миром пользуются и Херсон, и Климаты, так как хазары, страшась нападения аланов, находят небезопасным поход с войском на Херсон и Климаты и, не имея сил для войны одновременно против тех и других, будут принуждены хранить мир.

12. О Чёрной Булгарии и о Хазарии

Знай, что так называемая Чёрная Булгария может воевать с хазарами.

Была ли Ольга крещена Константином?

Одна из глав (15-я) другого трактата Константина – «О церемониях» – посвящена приёму русской княгини Ольги, вдовы Игоря и матери Святослава, находившейся с визитом в Киеве осенью 946 или 957 года (судя по календарным датам). Историки считают более реальным 957 год.

С историей этого визита связан не оконченный историками спор о том, крестилась ли Ольга в это время и как она крестилась. Русская летопись утверждает, будто в Константинополе Ольга была крещена под именем Елена самим императором. Вдобавок Константин якобы ещё и посватался к ней после завершения процедуры, словно забыв, что крестный отец не может быть мужем своей крестной дочери. «Перехитрила меня Ольга!» – сказал император, когда княгиня напомнила ему это христианское правило.

Конечно, сватовство женатого императора к русской княгине – басня, придуманная на Руси. Но в крещении Ольги в Константинополе, как и в том, что император был её восприемником от купели, нет ничего невозможного.

Однако почему Константин, обычно столь скрупулёзный в описании придворных обрядов и событий, ничего не говорит о крещении архонтессы русов? Ведь крещение правителя крупной соседней страны было важным политическим событием! Оно означало признание этой страной протектората Византии и всегда отражалось в летописях империи. Так было с крещениями болгарских ханов, членов хазарского правящего дома, абхазскими царями и др.

Странно и то, что Константин называет Ольгу её языческим именем, хотя последующие византийские историки нарекают её христианским именем Елена.

Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что Ольга крестилась уже после возвращения в Русь зимой 957/58 г. В её свите упоминается некий священник Григорий – вероятно, император Константин дал его Ольге по её просьбе для наставления в вере Христовой. Спустя два года, в 959 году, немецкий источник говорит о «королеве русов Елене» – следовательно, крещение к тому времени уже состоялось.

Источники

  • Константин VII, De ceremoniis , изд. И. Рейске (2 тт., 1829, 1830). Английский перевод «Книги церемоний», сопровождающий греческий текст в 2-х томах, Анн Моффатт и Максем Толл, Канберра, 2012 г. (Byzantina Australiensia 18).
  • Константин VII, «История образа Эдессы», тр. Б. Слейтер, Дж. Джексон, в I. Уилсон, Туринская плащаница (1978), стр. 235-51
  • Гарланд, Линда (1999). Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 годы нашей эры . Рутледж.
  • Константин VII, Три трактата об императорских военных экспедициях , изд. тр. Дж. Ф. Халдон (1990).
  • Острогорский, Георгий (1969). . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-0599-2.
  • Рансимен, Стивен (1930). История Первого Болгарского царства . G. Bell & sons Ltd.275
  • Тойнби, Арнольд (1973). Константин Порфирогенит и его мир . Оксфорд. ISBN 0-19-215253-X.
  • Тредголд, Уоррен Т. (1997). История византийского государства и общества . Издательство Стэнфордского университета.

Биография

Первые годы жизни

Константин Багрянородный и Зоя Карбонопсина, византийская монета.

Константин был сыном Льва VI Мудрого и Зои Карбонопсины, четвёртой жены императора. Четвёртый брак не дозволялся церковью и родившийся ребёнок считался незаконнорождённым, хотя и был единственным сыном Льва VI. Лишь в январе 906 Константин был крещён, а в апреле 906, против воли патриарха Николая Мистика, Лев и Зоя были обвенчаны. Прозвище Багрянородный происходит от Багряного (Порфирного) зала императорского дворца, где рожали императрицы, и призвано подчеркнуть, что он родился у царствующего монарха.

Царствование

15 мая 908 года Лев VI сделал Константина своим соправителем, чтобы обеспечить ему трон, однако в император умер и власть принял его брат Александр. Однако и он умер через год, оставив 8-летнего Константина под опекой регентов. После неудачного мятежа Константина Дуки в 913 году во главе совета регентов стал патриарх Константинопольский Николай Мистик.

В власть узурпировал друнгарий византийского флота Роман I Лакапин, провозглашённый соправителем. Ещё в он женил 14-летнего Багрянородного на своей дочери Елене. Константин оказался отстранён от реальной власти и посвятил себя самообразованию и наукам. В Романа I свергли его сыновья, надеясь править самостоятельно, однако это вызвало народные волнения, которые утихли лишь когда императором провозгласили Константина. Через 40 дней их сослали в монастырь.

Умер Константин в 959 году. По некоторым сведениям, он был отравлен своим сыном Романом II Младшим.

Политическая деятельность

В своей политике Константин VII выражал интересы столичного чиновничества, выступая против центробежных тенденций провинциальной знати. Активизировал военные действия против арабов. Начало оказалось неудачным, и посланное на отвоевание Крита войско было разбито ().

Византийские армии перешли Евфрат (), но были отброшены. Завоевания на Востоке были восстановлены благодаря Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. Высшим достижением ромейского оружия стало взятие Самосаты ().

Константин VII назначил на должность «паракимомена» (1-го министра) евнуха Василия Лекапена (сына свергнутого императора Романа I), который приобрёл огромное влияние и сохранял его при последующих императорах.

Литературная деятельность

Константин VII также известен как один из образованнейших людей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников, автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран. Перу Константина принадлежит один из разделов хроники Продолжателя Феофана — жизнеописание императора Василия I Македонянина.

Он, в частности, описывает («О церемониях»), визит княгини Ольги в Константинополь () и её крещение. Девятая глава «Об управлении империей» (около ) содержит краткое описание экономического и политического устройства Руси.

Дети

  • Лев — умер в детстве.
  • Роман II — император Византии в 959—963 годах.
  • Зоя — отправлена в монастырь.
  • Феодора — супруга императора Иоанна I Цимисхия.
  • Агафия — отправлена в монастырь.
  • Феофано — отправлена в монастырь.
  • Анна — отправлена в монастырь.

Сбор дани русами

В той же главе император упоминает ежегодный сбор русами, правящими в Киеве, дани с подвластных племён. Этот сбор совершается в форме объезда племён русским князем со своей дружиной. Константин приводит славянское название этой процедуры – «полудиа», то есть полюдье – термин, хорошо нам известный. Полюдье начиналось в ноябре и продолжалось всю зиму.

В уплату дани Киеву были вовлечены следующие племена: древляне, дреговичи, кривичи, северяне. Константин не называет всех племён, плативших дань, а перечислив некоторые, ограничивается кратким «и другие». Таким образом, неправильно исключать из числа племён, подвластных киевским руссам в середине 10 века, и такие, например, племена, как радимичи и вятичи.

Платил дань, разумеется, и Новгород. Только, скорее всего, правитель Киева туда сам не доезжал во время полюдья, за дальностью расстояния, а предоставлял своему наместнику самому присылать дань. Об этом можно судить из того, что Константин выделяет значения этого города указанием, что в нём правил Святослав, сын князя Игоря – очевидно, как весьма самостоятельный правитель.

Отношения между Русью и кочевыми народами

Константин несколько раз говорит, что русам во время их плавания по Днепру грозит опасность со стороны печенегов. В главах 2-й 4-й, рассказывая о печенегах, он освещает этот вопрос довольно откровенно:

«Печенеги стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб… Пока император ромеев находится в мире с печенегами, ни росы, ни венгры не могут нападать на державу ромеев… Печенеги, связанные дружбой с императором и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на земли росов и венгров, уводить в рабство их жён и детей».

Русы, кроме того, заинтересованы в мирных отношениях с печенегами, так как только у них могут покупать коней, крупный и мелкий рогатый скот.

Текст

Другой прием — Ольги Росены.Девятого сентября, в четвертый день , состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом.Выйдя снова через Анадендрарий и Триклин кандидатов, а также триклин, в котором стоит камелавкий и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую Руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом.В Триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирнымидинисийскими тканями, а на нем — большой трон василевса Феофила, сбоку же — золотое царское кресло. За ним же, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий, ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах. Деспина между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка — на кресло. И вступил весь кувуклий, и были введены препозитом и остиарием вилы: вила первая — зосты, вила вторая — магистратиссы, вила третья — патрикииссы,вила четвертая — протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая — прочие протоспафариссы, вила шестая — спафарокандитатиссы,вила седьмая — спафариссы, страториссы и кандидатиссы.Итак, лишь после этого вошла архонтисса, введенная препозитом и двумя остиариями. Она шла впереди, а родственные ей архонтиссы и наиболее видные из ее прислужниц следовали за ней, как и прежде было упомянуто. Препозит задал ей вопрос как бы от лица августы, и, выйдя, она присела в Скилах.Деспина же, встав с трона, прошла через Левсиак и Трипетон и вошла в Кенургий, а через него — в свой собственный китон. Затем тем же самым путем архонтисса вместе с ее родственницами и прислужницами вступила через Юстиниана, Лавсиак и Трипетон в Кенургий и отдохнула.Далее, когда василевс с августой и его багрянородными детьми уселись, из Триклина Кенургия была позвана архонтисса. Сев по повелению василевса, она беседовала с ним, сколько пожелала.В тот же самый день состоялся клиторий в том же Триклине Юстиниана. На упомянутый выше трон воссели деспина и невестка. Архонтисса же стояла сбоку. Когда трапезит по обычному чину ввел архонтисс и они совершили проскинесис, архонтисса, немного наклонив голову, села к апокопту на том же месте, где стояла, вместе с зостами, по уставу.Знай, что певчие — апостолиты и агиософиты, присутствовали на этом клитории, распевая василикии. Разыгрывались также и всякие театральные игрища.В Хрисотриклине происходил другой клиторий, где пировали все послы архонтов Росии, люди и родичи архонтиссы и купцы. получили: ее анепсий — 30 милиарисиев, 8 ее людей — по 20 милиарисиев, 20 послов — по 12 милиарисиев, 43 купца — по 12 милиарисиев, священник Григорий — 8 милиарисиев, 2 переводчика — по 12 милиарисиев, люди Святослава — по 5 милиарисиев, 6 людей послов — по 3, переводчик архонтиссы — 15 милиарисиев.После того как василевс встал от обеда, состоялся десерт в Аристирии, где стоял малый золотой стол, установленный в Пентапиргии.На этом столе и был сервирован десерт в украшенных жемчугом и драгоценными камнями чашах.Сидели василевс, Роман — багрянородный василевс, багрянородные их дети, невестка и архонтисса. Было вручено: архонтиссе в золотой, украшенной драгоценными камнями чаше 500 милиарисиев, 6 ее женщинам — по 20 милиарисиев и 18 ее прислужницам — по 8 милиарисиев.Восемнадцатого октября, в воскресенье, состоялся клиторий в Хрисотриклине. Василеве сидел с росами. И другой клиторий происходил в Пентакувуклии св. Павла, где сидела деспина с ее багрянородными детьми, с невесткой и с архонтиссой. И было выдано: архонтиссе 200 милиарисиев, ее анепсию — 20 милиарисиев, священнику Григорию 8 милиарисиев, 16 ее женщинам — по 12 милиарисиев, 18 ее рабыням — по 6 милиарисиев, 22 послам — по 12 милиарисиев, 44 купцам — по 6 милиарисиев, 2 переводчикам — по 12 милиарисиев.

Росы и славяне

Описанию Руси у Константина посвящена одна из глав (9-я) его обширного трактата «Об управлении империей». Это один из главных источников, по которым устанавливается, что русы и славяне исходно были разными народами, и что во времена Константина они ещё не слились между собой вполне.

Константин описывает торговые экспедиции русов и подвластных им славянских племён в Константинополь, совершаемые с наступлением весны на челнах-однодеревках. Из Новгорода, из Смоленска, из Чернигова, из Вышгорода и ещё из одного города, который не может быть точно отождествлён, славяне спускаются по рекам к Киеву.
Ниже Киева они организуют флотилию и идут по Днепру, опасаясь нападения печенегов. Особенно много опасностей представляют для русов и славян пороги нижнего Днепра.

Кадр из фильма «Когда солнце было богом» 2003г.

Константин приводит для каждого из семи порогов русские и славянские названия. Эти названия различаются, кроме одного порога, для которого Константин, вероятно, просто не знал русского имени. Славянские названия, несмотря на их искажения, прочитываются легко, так как Константин везде даёт перевод на греческий язык.

Столь же легко, благодаря переводу, прочитываются и этимологизируются русские названия, приводимые императором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector