Константин xi палеолог
Содержание:
- Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог
- Кризис Византийской империи
- 13 век
- Византийские правители не убивали, но калечили соперников
- Византийские военные использовали раннюю версию напалма
- 10 век
- Эллинизирующая эра
- [править] Литература
- Город Константинополь в 1453 году
- Культура Византии
- [править] Биография
Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог
Июнь 10th 2011 —
Память 29 мая/11 июня (она отмечена в некоторых древнерусских святцах).
Последний император Византийской империи Константин XI. Сын императора Мануила II.
В 1430 г. сумел отвоевать у крестоносцев княжество Ахайя, в 1444 г. освободил Румелию и Фессалию; местные греки, восторженно приветствуя победителя, прозвали его «Дракос» — «Дракон». Это были последние победы Византии.
В 1442 г. Константин оборонял от турок остров Лимнос, тут он потерял жену Екатерину.
6 января 1449 г. был возведен на престол, наследовав своему брату.
12 декабря 1452 г. в Константинополе был торжественно провозглашен союз («уния») Православной и Католической Церквей. Народ бунтовал, считая это воссоединение изменой «вере отцов», католики же не пришли на помощь гибнущему городу. В России считали, что Константинополь пал, потому что Константин изменил православию: он заключил с Католической Церковью союз («унию»). Впрочем, в искренность этого союза враги католиков тоже не желали верить и подчеркивали, что Константин просто хотел военной помощи от Запада. Правда, никакой помощи он не получил, да Запад никогда этой помощи и не обещал, и император отлично знал, что помощи ждать не приходится.
В понедельник 28 мая жители Константинополя поняли, что скоро штурм: в турецком лагере было непривычно тихо. Султан приказал солдатам отдохнуть перед решающим боем. Константин возглавил крестный ход, в котором вместе шли греки и итальянцы, православные и католики, забыв о религиозных распрях. В соборе святой Софии тысячи людей собирались без различия конфессии. Православное духовенство, которое клялось, не переступить порог собора, пока он осквернен католическим ядом, пришли к алтарю, чтобы вместе с католиками совершать литургию. Здесь был и митрополит Русской Церкви Исидор, которого русские власти отвергли как католика.
28 мая с наступлением вечера султан начал общий штурм и не давал ромеям покоя всю ночь. Сам Константин отражал натиск за упавшими стенами близ ворот святого Романа (Дука: 39). Но турки проникли в город в другом месте — через Керкопорту — маленькую калитку в стене, которую оставили открытой после одной из вылазок (Дашков: «Константин Драгаш»). Поднявшись наконец на стену, они рассеяли защитников и, покинув внешние укрепления, через ворота внутренней стены ворвались в город (Сфрандизи: 3; 5). После этого войско, окружавшее императора, обратилось в бегство. Константин был покинут всеми. Один из турок ударил его мечом по лицу и ранил, а другой нанес сзади смертельный удар. Турки не узнали императора и, умертвив его, оставили лежать как простого воина (Дука: 39). Уже после того, как к вечеру последние защитники сложили оружие, тело императора нашли под грудой трупов по царским сапогам. Султан приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями (Сфрандизи: 3; 9). Это был последний император ромеев. С его смертью империя перестала существовать.
Еп. Лесбоса Леонардо в письме Папе 19 августа 1453 г. цитировал последнюю речь императора, которую историк Гиббон назвал «эпитафией Римской империи»: «От животных могут убежать животные, но вы люди … враг нарушил мир неправедно, попрал клятву и договор».
В середине XIX века греки, боровшиеся за освобождение от турок, сочинили легенду о том, что Константин не погиб, а спит и появится для решительного боя с турками. Греция была освобождена, причем в 1913 году ее королем стал Константин, потомок Палеологов. Однако, попытка греков в 1922 году отвоевать Константинополь, провалилась, а Константин «Двенадцатый» был вынужден отречься еще до этой катастрофы.
В современной Греции о завоевании Константинополя не мечтают, но великомученика в Константине видят.
Ист.: Donald M. Nichols. The Immortal Emperor. Cambridge University Press, 1992.
Почитается святым как православными греками (обычно ненавидящими католичество), так и теми православными, которые находятся в юрисдикции Рима. Но когда в конце XX века греко-католики поставили Константину памятник в Афинах, православные в конце концов добились того, что монумент передвинули подальше от входа в православный собор. Формальной канонизации, видимо, не было, но служба (на греческом) и иконы существуют в греко-католических общинах.
Кризис Византийской империи
Крестовые походы против Византии ускорили её распад.После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году, Византия была поделена на три независимых друг от друга государства-Эпирскую, Никейскую и Латинские империи.
Латинская империя со столицей Константинополем просуществовала до 1261 года. Осев в Константинополе, вчерашние крестоносцы, основную массу которых составляли французы и генуэзцы, продолжали и дальше вести себя как захватчики. Они глумились над святынями православия и уничтожали предметы искусства. Кроме насаждения католицизма иноземцы обложили и так обедневшее население непомерными налогами. Православие стало объединяющей силой против захватчиков, насаждавших свои порядки.
Рис. 1. Богоматерь у Распятия. Мозаика в церкви Успения в Дафни. Византия 1100г..
13 век
- 1203–1204: Четвертый крестовый поход , завершившийся захватом Константинополя крестоносцами.
- 1204–1214: Войны между Никейской империей и Латинской империей . Закончился Нимфейским договором .
- 1215–1227: Расширение Эпира при Теодоре Комненосе Дукасе . Силы Эпирота завоевывают Королевство Фессалоники и большую часть Фракии у Никейской империи . Феодор Эпирский становится императором в Фессалониках.
- 1230: Феодор Эпирский вторгается в Болгарию, но терпит поражение и попадает в плен в битве при Клокотнице .
- 1235: Совместная никейско-болгарская осада Константинополя терпит неудачу.
- 1254–1256: Болгария нападает на Никею после смерти Иоанна III Ватаца , пытаясь вернуть утраченные территории. Император Феодор II Ласкарис выступает против болгар и отбрасывает их.
- 1257–1259: Война между Никеей и Эпиром . После битвы при Пелагонии (1259 г.) большая часть Эпира и Фессалии попадает в руки никейцев, но завоевание оказывается временным.
- 1260: Неудачная осада Константинополя Никейской империей.
- 1263–1266: Кампания в Морее против княжества Ахайя . Первоначальные успехи были сведены на нет поражениями в битвах при Принице и Макриплагах .
- ок. 1272-1280: Кампании Licario восстановить Эвбея и многие острова Эгейского для Империи.
- где-то в 1273–1275 годах: крупномасштабная кампания против Иоанна I Дука Фессалийского. Византийская армия терпит поражение при Неопатре , но флот одерживает крупную победу при Деметрии .
- 1274–1275: Византийское наступление на анжуйские владения в Албании вытесняет анжуйские силы с большей части страны, хотя повторные атаки на их последние два опорных пункта Диррахиум и Валона терпят неудачу.
- 1279: Неудачные походы на Болгарию, поражение при Девине .
- 1280–1281: Анжуйское наступление в Албании отбито у Берата , и большая часть Албании отбита .
- 1294–1302: Византийско-венецианская война , в основном в Эгейском и Мраморном морях.
Византийские правители не убивали, но калечили соперников
Византийские политики часто избегали убийства своих соперников, отдавая предпочтение другим наказаниям. Многие потенциальные узурпаторы и свергнутые императоры были ослеплены или кастрированы, чтобы помешать им руководить войсками или иметь детей, в то время как другим отрезали язык, носы или губы.
Предполагалось, что нанесение увечий не позволит жертвам бороться за власть — изуродованным людям традиционно запрещалось правление империи. Но это не всегда срабатывало. Известно, что императору Юстиниану II отрубили нос, когда он был свергнут в 695 году. Через 10 лет он вернулся из ссылки и отвоевал себе трон.
Византийские военные использовали раннюю версию напалма
Военные успехи Византии зачастую связаны с загадочной зажигательной жидкостью, которую использовали для поджога вражеских войск и кораблей. Точный рецепт этого древнего напалма был утерян: он мог содержать все, от нефти и сосновой смолы до серы и селитры.
В источниках описывается густое липкое вещество, которое можно распылять из сифонов или закидывать врагов глиняными сосудами с ним. После возгорания вещество нельзя было потушить водой, оно могло даже гореть на поверхности моря. Его активно использовал византийский флот во время атак против арабских и русских захватчиков при осаде Константинополя в XVII, XVII и XIX веках.
10 век
- 907: поход Руси на Константинополь.
- 913–927: Война с Болгарией при царе Симеоне .
- 926–944: Византийское наступление на Востоке под командованием Иоанна Куркуаса , падение Мелитены и Феодосиополя .
- 941: поход Руси на Константинополь.
- 948-962: Постоянные налеты крупномасштабные и контр-рейды вдоль византийско-арабских границы, главным образом , против хамданиды эмира Алеппо , Сайф аль-Даула .
- 961–962: Огромная морская экспедиция против Критского эмирата под командованием Никифора Фокаса , в результате которого остров был вновь захвачен.
- 964–965: Византийское завоевание Киликии
- 964–975: Продолжительное византийское наступление на Востоке под предводительством Никифора II Фоки и Иоанна I Цимиския привело к завоеванию Киликии , Кипра , большей части западной Армении и северной Сирии. Алеппо становится вассалом империи.
- 970–971: Война против Киевской Руси в Болгарии.
- 976–1018: Война против Болгарии во главе с династией Кометопули .
- 986: Битва у ворот Траяна. Крупное поражение Василия II от рук Самуила Болгарского.
- 992–999: Война с Фатимидами из- за Алеппо . Первоначальные победы Фатимидов над Майклом Бурцем приводят к прямому вмешательству Василия II , который очищает северную Сирию от Фатимидов и обеспечивает десятилетнее перемирие.
Эллинизирующая эра
Что империя потеряла на территории, тем не менее, она составляла в единообразии. Ираклий полностью эллинизировал империю, сделав греческий официальным языком, положив конец последним остаткам латинской и древнеримской традиции внутри империи. Например, латинский язык в правительстве, латинские названия, такие как Август, и идея единой империи с Римом были быстро распущены, что позволило империи преследовать свою собственную идентичность.
Многие историки отмечают широкие реформы во время правления Ираклия как переломный момент с древнеримским прошлым Византии, и после этого принято называть империю «византийской», а не «восточно-римской». Империя также к настоящему времени заметно отличалась по религии от бывших имперских земель в Западной Европе, хотя южные византийские провинции значительно отличались в культурном отношении от севера и практиковали монофизитское христианство, а не халцедонское православие. Потеря южных провинций арабам усилила православие в остальных провинциях.
Констанс II (правил в 641 — 668 гг.) Разделил империю на систему военных провинций, называемых тематами (темами), чтобы столкнуться с постоянным нападением, при этом городская жизнь за пределами столицы сокращалась, в то время как Константинополь стал самым крупным городом в христианском мире. Попытки арабов покорить Константинополь не увенчались успехом перед лицом византийского флота, их монополии на все еще таинственное зажигательное оружие, греческий огонь, крепкие стены города и мастерство воинов-императоров, таких как Лев III Исавр (царствовал 717 — 741).
После отражения арабских нападений империя начала восстанавливаться.
Несмотря на то, что историк Эдвард Гиббон в восемнадцатом веке ошибочно изобразил его, но Византийская империя была самой близкой к военной сверхдержаве в раннем средневековье благодаря своей тяжелой кавалерии (катафрактам), ее субсидированию (хотя и непоследовательно) зажиточный свободный крестьянский класс как основа вербовки кавалерии, его необычайная глубокая защита (тематическая система), использование субсидий для противостояния своих врагов, мастерство сбора разведданных, развитие системы материально-технического снабжения основанный на поездах мула, его военно-морском флоте (хотя часто трагически недофинансируемом) и его рациональных военных доктринах (не отличающихся от таковых Сунь Цзы, китайского автора «Искусства войны»), которые подчеркивали скрытность, удивление, быстрый маневр и маршаллинг подавляющей силы в то время и место выбора византийского полководца.
После осады 717 года, когда арабы понесли ужасные потери, халифат никогда не представлял серьезной угрозы для византийского центра. Для того чтобы вытеснить имперские силы из восточной и центральной Анатолии, потребовалась бы другая цивилизация — турок-сельджуков. Однако существовала значительная вражда между византийцами и халифатом.
Одной из потерь был Святой Город Иерусалим (638), который был сдан Патриархом Софронием (у которого, возможно, не было большого выбора, поскольку имперская армия была выведена). Потеря Иерусалима и последующий контроль над его священными местами лишали византийскую гордость. Следуя раннему примеру Иоанна Дамасского, который описал ислам как «предтечу антихриста», а Мухаммеда — еретика и псевдо-пророка, отрицательные карикатуры на ислам и Мухаммеда были обычным явлением в грекоязычном мире.
Восьмой век был во власти спора о иконоборчестве. Иконы были запрещены императором Львом III, что привело к восстаниям со стороны иконописцев в империи, в том числе Иоанна Дамасского. Благодаря усилиям византийской императрицы Ирины Второй Никейский Собор собрался в 787 году и подтвердил, что иконы можно почитать, но не поклоняться.
Ирэн также попыталась заключить брачный союз с Карлом Великим, который бы объединил две империи, воссоздав Римскую империю (две европейские сверхдержавы претендовали на этот титул) и создав европейскую сверхдержаву, сравнимую с древним Римом, но эти планы ни к чему не привели. Противоречие иконоборчества вернулось в начале девятого века, но было разрешено еще раз в 843 году. Эти противоречия не помогли распадающимся отношениям с Римско-католической церковью и Священной Римской империей, которые оба начинали приобретать больше собственной власти. Более тысячи лет Империя представляла собой преемственность римской и греческой культуры. Он объединил своих подданных с общим чувством идентичности, ценностями и пониманием общества как в конечном счете под суверенитетом Бога.
[править] Литература
- Рыжов К. В. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. — М., 2001
- Дашков С. Б. Императоры Византии. — М., 1997.
Восточная Римская империя (395—476) |
Аркадий • Феодосий II • Маркиан • Лев I • Лев II • Зенон • Василиск • Марк • Зенон |
---|---|
Византийская империя (476—1204) |
Зенон • Флавий Маркиан • Леонтий • Анастасий I • Юстин I • Юстиниан I • Юстин II • Тиберий II • Маврикий • Фока • Ираклий I • Ираклий II • Константин III • Констант II • Константин IV • Юстиниан II • Леонтий • Тиверий III • Юстиниан II • Филиппик • Анастасий II • Феодосий III • Лев III • Артавазд • Константин V • Лев IV • Константин VI • Ирина • Никифор I • Ставракий • Михаил I • Лев V • Константин • Михаил II • Феофил • Михаил III • Василий I • Константин • Лев VI • Александр • Константин VII • Роман I • Христофор • Стефан • Константин • Роман • Михаил • Константин VII • Роман II • Василий II • Никифор II • Иоанн I • Василий II • Константин VIII • Роман III • Зоя • Феодора • Михаил IV • Михаил V • Константин IX • Михаил VI • Исаак I • Константин X • Роман IV • Михаил VII • Константин • Никифор III • Алексей I • Иоанн II • Мануил I • Алексей II • Андроник I • Исаак II • Алексей III • Алексей IV • Исаак II • Алексей V |
Латинская империя (1204—1261) |
Балдуин I Фландрский • Генрих I Фландрский • Пьер II де Куртене • Иоланта де Куртене • Роберт де Куртене • Балдуин II |
Никейская империя (1205—1261) |
Феодор I • Иоанн III • Феодор II • Иоанн IV • Михаил VIII |
Византийская империя (1261—1453) |
Михаил VIII • Андроник II • Михаил IX • Андроник III • Иоанн V • Иоанн VI • Матфей • Андроник IV • Иоанн V • Иоанн VII • Иоанн V • Мануил II • Андроник V • Иоанн VIII • Константин XI (XII) |
Город Константинополь в 1453 году
Были оставлены три государства-преемника — Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирская Деспотата. Первая, контролируемая династией Палеологов, сумела вернуть Константинополь в 1261 году и победить Эпир, возродив империю, но уделив слишком много внимания Европе, когда азиатские провинции были главной заботой. Некоторое время империя выживала просто потому, что мусульмане были слишком разделены, чтобы атаковать, но в итоге османы захватили все, кроме нескольких портовых городов.
Империя обратилась к западу за помощью, но они рассмотрели бы только отправку помощи в обмен на воссоединение церквей. Церковное единство рассматривалось и иногда достигалось законом, но православные граждане не принимали католицизм. Некоторые западные наемники прибыли, чтобы помочь, но многие предпочли позволить империи умереть, и ничего не сделали, когда османы разобрали оставшиеся территории.
Константинополь изначально не считался заслуживающим усилий по завоеванию, но с появлением пушек стены, которые были непроницаемыми, за исключением Четвертого крестового похода на протяжении более 1000 лет, больше не обеспечивали адекватной защиты от османов. Падение Константинополя наконец наступило после двухмесячной осады Мехмедом II 29 мая 1453 года. Последний византийский император, Константин XI Палеолог, в последний раз был замечен вошедшим глубоко в борьбу с подавляющим числом превосходящих его гражданских войск против вторжения османов на валы Константинополя. Мехмед II также завоевал Мистру в 1460 году и Требизонд в 1461 году.
Мехмед разрешил три дня грабежа (обычай в то время), а затем объявил остановку. Его план состоял в том, чтобы сохранить и расширить город, где он начал строить проекты, включающие мечети, и начал строить дворец Топкапы. Он был известен своей терпимостью к христианской и еврейской общинам, которые жили в городе. Его первым актом после завоевания было провозглашение Шахады, исповедания веры в Бога и утверждения, что Мухаммед является посланником Бога в Софийском соборе, который впоследствии функционировал как мечеть.
Мехмед и его преемники продолжали считать себя настоящими наследниками византийцев до тех пор, пока в начале двадцатого века они не умерли. К концу столетия Османская империя установила свое твердое правление над Малой Азией и большей частью Балканского полуострова. В то время как Европа стояла в стороне и наблюдала за падением Константинополя, 1453 год стал символом трагической потери сознания многих христиан, приблизив то, что воспринималось как угроза ислама. 1453 год послал ударные волны через христианский мир и косвенно привел к путешествию Христофора Колумба в Новый Свет. Христианская Европа считала, что христианское королевство, управляемое пресвитером Иоанном, все еще существовало к востоку от Константинополя. Если бы эта земля могла быть обнаружена, то они могли бы атаковать халифат с обеих сторон.
В тот год, когда Колумб отплыл в 1492 году, евреи и мусульмане были изгнаны из Испании, возможно, в отместку за потерю христианского Востока (хотя это считалось еретическим). Когда Балканы пали, османы дважды наступали на Вену, побуждая Мартина Лютера размышлять, был ли величайшим антихристом папа или турок. Оба отвергли правду. Тем не менее, если Европа не будет реформирована, может последовать поражение. Первоначально Ираклий истолковывал возникновение ислама в аналогичных терминах — это посланное Богом несчастье, наказывающее христиан за разобщенность и ересь.
Между тем на роль Императора как покровителя Восточного Православия претендовали великие князья Московские (Москва), начиная с Ивана III Русского. Его внук Иван IV из России станет первым русским царем (царь, также пишется как царь, происходящий от латинского «Цезарь»). Их преемники поддержали идею о том, что Москва была надлежащим наследником Рима и Константинополя, своего рода Третьего Рима, — идею, которая проникала в состав Российской империи вплоть до самой кончины в начале двадцатого века.
Культура Византии
Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.
Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.
Остатки этого дворца на средневековой гравюре.
В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.
Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.
Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.
Ипподром в Константинополе.
В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.
Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.
Так выглядели монеты в Византийской империи.
Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.
[править] Биография
Константин родился в 1405 году 8 февраля, он был восьмым ребёнком византийского императора Мануила II Палеолога и сербской принцесы Елены Драгаш. Константин очень любил мать, видимо, поэтому взял и её фамилию, ещё закон его страны это позволял.
Константин был наместником (деспотом) Мореи, с 1428 года года. Морея, хоть и была провинцией Византии, но была фактически независима от власти Константинополя. Там он впервые проявил свою воинственность и самоуправство, что в последующем привело империю к гибели. В 1432 году он значительно расширил территорию провинции за счёт латинских владений, с 1437 по 1439 год Константин правил в Константинополе, пока император брат Иоанн VIII Палеолог искал союзников на Западе против Турции. Потом он вернулся в Морею и начал войну против Фессалии и Беотии, которые принадлежали турецкому султану. В 1446 году султан Мурад II остановил Константина с братьями, применив против них артиллерию. Тогда видимо Константин подарками умилостивил султана, ведь тот ограничился тем, что разграбил Морею и увёл много пленных, но оставил провинцию во владении Палеологов.
В марте 1449 года Константин занял место умершего брата в Константинополе, хоть официально его не короновали. В 1452 году Константин потребовал от нового султана Мехмеда II увеличить содержание для его брата турецкого принца Орхана, который жил в Константинополе. Это очень разгневало юного султана, ведь он вёл тогда войну в Азии, а византийский император задумал устроить мятеж, пользуясь его тесным положением. Султан перестал вообще содержать брата и завершив войну в Азии, начал её против Константинополя.
Константин видя, что его действия спровоцировали огромную опасность для его страны, стал умолять султана о мире, обещая заплатить дань. Однако Мехмед II был не таков, как его добродушный отец Мурад II, он не простил дерзости Константину и решил окончательно уничтожить Византию.
5 апреля 1453 года начался штурм Константинополя, однако хорошо укреплённый город взять оказалось довольно не просто. В момент отчаяния султан предложил Константину капитулировать, обещая ему за это оставить во владении Пелопоннес, но император отказался. После двух месяцев войны за город, с переменным успехом, во много раз превосходящие силы турков победили византийцев и Константинополь пал 29 мая 1453 . Обескровленная Морея не смогла прислать никакой помощи, а помощь Запада оказалась запоздалой. Константин погиб в бою, как обычный воин, его опознали по золотым царским регалиям на сапогах. Султан приказал его обезглавить, голову выставить на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями.