Кутья из риса на рождество с изюмом и медом

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

***

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими

кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

***

Рецепт поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной. Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас.



Также в пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.



Песнопения первой седмицы Великого Поста

Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

Из канона пятницы первой седмицы

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Тропарь святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем,противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову,вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

Кондак святому Феодору Тирону

Традиции

Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается, что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался Κόλλυβα. Исследователи греческой традиции возводят коливо к панспермии (буквально — «всезерние»).

У восточных славян и поляков кутью обязательно готовят в кануны Рождества и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья, Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением). Четвертый вид — чёрную кутью готовят на поминках и разводят с коливом.

У русских кутейником называют Рождественский сочельник.

У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать кутью (коливо, канун), затем блины, кисель с мёдом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили кутью и блины.

Известны гадания с рождественской кутьёй.

Традиция готовить кутью, вероятно, имеет корни ещё с языческих времен, когда такое блюдо было жертвенным, «пищей умерших предков», поэтому является проявлением остатков культа предков.

Этнограф Дмитрий Зеленин писал, что по верованиям восточных славян «покойник имеет все те же потребности, что и живой человек, особенно — потребность в пище».

Существует также обычай в пятницу первой седмицы Великого поста приносить кутью (коливо) в церковь, что служит напоминанием о чуде мученика Феодора Тирона. В этот день «после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья», сам же день памяти великомученика празднуется в первую субботу Великого поста.

Чем будем рисовать?

Когда видишь на поверхности готового колива лик святого или затейливый орнамент, в голове не укладывается: как можно сотворить такую красоту? Карандашом и красками такое не каждый изобразит, а тут-то вообще… Чем, кстати, это всё делается?

Рисунок — действительно, самая сложная часть работы. Он должен соответствовать православным канонам и традициям. Разрешается дополнить изображение орнаментом, что дает возможность использовать больше цветов в оформлении.

— Сначала у меня была одна техника украшения — роспись красителями по глазури,— рассказывает отец Виктор.— Но это занимало очень много времени, 7–8 часов. Потом я узнал, что на Афоне для создания рисунка применяют крашеный сахар. Попробовал, но в работе это оказалось неудобным, потому что кристаллы крупные — мелкие детали из них не сделаешь. На Афоне коливо в больших блюдах, и детали, соответственно, больше. В качестве цветных ингредиентов я стал использовать молотые маковые зерна, какао-порошок, специи с неярко выраженным вкусом — сладкую паприку, например. Но настал момент, когда этих цветов перестало хватать, и нужна была какая-то альтернатива. Так я перешел к крашеным сухарям. С помощью пищевых красителей можно создать огромную цветовую палитру. Применяю и натуральные красители: например, черный цвет получаю из чернил каракатицы.

В мастерской отца Виктора много баночек с сухарями разных цветов — действительно, хоть картину рисуй. Съедобные «краски» он заготавливает заранее. Процесс несложный: берем буханку пшеничного хлеба, срезаем со всех сторон корку, чтобы она не добавляла дополнительный тон. Режем на мелкие кубики и сушим до полной готовности. Затем разводим в воде пищевой краситель нужного цвета и погружаем туда сухари. Покрасив сухари в разные цвета, снова их сушим и перекручиваем через мясорубку в мелкую крошку — каждый цвет отдельно. Просеиваем через мелкое сито и засыпаем в емкости. Пудру из сухарей не следует хранить очень долго, так как она может прогоркнуть.

— Приготовить и украсить коливо может любой человек, даже не имеющий художественных навыков,— объясняет отец Виктор.— Главное — уметь держать в руках карандаш и линейку и быть готовым к кропотливому труду. Когда я только начал заниматься коливом, то решил для себя никогда не повторяться в рисунках. Пока получается. Обычно образы сами приходят в голову — тогда сажусь и начинаю рисовать. Как правило, это крест с каким-либо орнаментом или лик святого. Некоторые люди настороженно относится к тому, что на коливе изображен святой. Но такова традиция. На том же Афоне в монастырях святых изображают на коливе очень часто, и это никого не смущает.

После того как образ придуман и перенесен на бумагу, изготавливается трафарет. Круг с вырезанным крестом накладывается на поверхность колива, и незакрытое пространство засыпается цветными сухарями. Подобным же образом наносятся на поверхность колива остальные детали.

— Цвета должны гармонично сочетаться между собой,— продолжает отец Виктор.— Я стараюсь делать акцент не на цвет, а на сюжет. Помимо крашеных сухарей коливо можно украсить любыми орехами, зернами граната или очищенными тыквенными семечками. Но, повторюсь, это не кондитерское изделие, поэтому цукаты, мармелад, шоколад добавлять не стоит — это уже перебор.

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.

Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

  • Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
  • Мак — символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Как приготовить кутью (сочиво) из пшеницы к Рождеству 2021

Следующий вариант будет классическим, возможно он вам приглянется больше чем, предыдущий. Вообщем, в любом случае этот рецепт тоже легкий и не требует от вас больших денежных затрат и времени. Берите его и творите. Ведь такая сладкая кашка будет отличным дополнением к другим вашим блюдам.

А также на столе должно стоять 12 постных блюд столько, сколько месяцев году и столько, сколько апостолов сидело во время тайной Вечере. И мясо разрешалось раньше употреблять только 7 числа, до этого дня нельзя.

Нам понадобится:

Этапы:

1. Возьмите необходимое количество пшеницы и залейте водой. Оставьте на 2-2.5 часа, в идеале оставьте на ночь.

2. Мак нужно залить кипятком на 2 часа, чтобы он разбух.

3. Изюм под проточной водой сначала промойте и также залейте кипятком на 20-30 минут. После воду слейте.

4. А с орешками проделайте следующее, очистите их от скорлупы и обжарьте на чистой сухой сковороде. Порежьте ножом на мелкие кусочки.

5. Далее по истечении времени с крупы слейте воду, процедите ее через сито и залейте горячей водой в соотношении один к двум. И варите на медленном огне один час до мягкости.

6. Кашка должна получиться рассыпчатой, именно в такую внесите растопленный мед. Размешайте.

7. С мака слейте воду и измельчите блендером или в ступке. И добавьте его в кутью. Следом положите изюм и измельченные на кусочки грецкие орешки.

8. Размешайте тщательно столовой ложкой и подавайте. Приятных забот.

Чем будем рисовать?

Когда видишь на поверхности готового колива лик святого или затейливый орнамент, в голове не укладывается: как можно сотворить такую красоту? Карандашом и красками такое не каждый изобразит, а тут-то вообще… Чем, кстати, это всё делается?

Рисунок — действительно, самая сложная часть работы. Он должен соответствовать православным канонам и традициям. Разрешается дополнить изображение орнаментом, что дает возможность использовать больше цветов в оформлении.

— Сначала у меня была одна техника украшения — роспись красителями по глазури,— рассказывает отец Виктор.— Но это занимало очень много времени, 7–8 часов. Потом я узнал, что на Афоне для создания рисунка применяют крашеный сахар. Попробовал, но в работе это оказалось неудобным, потому что кристаллы крупные — мелкие детали из них не сделаешь. На Афоне коливо в больших блюдах, и детали, соответственно, больше. В качестве цветных ингредиентов я стал использовать молотые маковые зерна, какао-порошок, специи с неярко выраженным вкусом — сладкую паприку, например. Но настал момент, когда этих цветов перестало хватать, и нужна была какая-то альтернатива. Так я перешел к крашеным сухарям. С помощью пищевых красителей можно создать огромную цветовую палитру. Применяю и натуральные красители: например, черный цвет получаю из чернил каракатицы.

В мастерской отца Виктора много баночек с сухарями разных цветов — действительно, хоть картину рисуй. Съедобные «краски» он заготавливает заранее. Процесс несложный: берем буханку пшеничного хлеба, срезаем со всех сторон корку, чтобы она не добавляла дополнительный тон. Режем на мелкие кубики и сушим до полной готовности. Затем разводим в воде пищевой краситель нужного цвета и погружаем туда сухари. Покрасив сухари в разные цвета, снова их сушим и перекручиваем через мясорубку в мелкую крошку — каждый цвет отдельно. Просеиваем через мелкое сито и засыпаем в емкости. Пудру из сухарей не следует хранить очень долго, так как она может прогоркнуть.

— Приготовить и украсить коливо может любой человек, даже не имеющий художественных навыков,— объясняет отец Виктор.— Главное — уметь держать в руках карандаш и линейку и быть готовым к кропотливому труду. Когда я только начал заниматься коливом, то решил для себя никогда не повторяться в рисунках. Пока получается. Обычно образы сами приходят в голову — тогда сажусь и начинаю рисовать. Как правило, это крест с каким-либо орнаментом или лик святого. Некоторые люди настороженно относится к тому, что на коливе изображен святой. Но такова традиция. На том же Афоне в монастырях святых изображают на коливе очень часто, и это никого не смущает.

После того как образ придуман и перенесен на бумагу, изготавливается трафарет. Круг с вырезанным крестом накладывается на поверхность колива, и незакрытое пространство засыпается цветными сухарями. Подобным же образом наносятся на поверхность колива остальные детали.

— Цвета должны гармонично сочетаться между собой,— продолжает отец Виктор.— Я стараюсь делать акцент не на цвет, а на сюжет. Помимо крашеных сухарей коливо можно украсить любыми орехами, зернами граната или очищенными тыквенными семечками. Но, повторюсь, это не кондитерское изделие, поэтому цукаты, мармелад, шоколад добавлять не стоит — это уже перебор.

Рецепт традиционной кутьи и место на столе

Коливо на поминальном столе

У каждого народа свой традиционный способ приготовления поминального блюда. Но издавна использовали для этой цели пшеницу. Сегодня рекомендуется брать шлифованную, так можно ускорить время приготовления, затрачивать не 2, а всего 1 час. Рецепт:

  1. Пшеницу необходимо залить водой, оставить 8-12 часов.
  2. Ее отваривают 1 час, при этом вода едва покрывает зерно.
  3. Отдельно готовят мак – его нужно промыть, отварить за 20 минут, затем измельчить.
  4. Смешивают пшеницу и мак.
  5. Добавляют другие добавки: орехи, сухофрукты и т. д.

Блюдо оставляют на несколько часов, оно должно настояться. Располагают его по центру стола.

Пошаговое приготовление

В кутье из пшеницы важную роль играет мак, поэтому он тоже требует к себе особого внимания: залить его небольшим количеством воды и дать вскипеть, а затем дать постоять в той же воде не менее часа. Мак за это время тоже набухнет, и его будет проще истолочь в ступке, перед этим процедив через ситечко. Также можно попробовать измельчить его в кофемолке до появления беловатой жидкости — макового молочка, что и будет показателем качественного измельчения продукта.

Грецкие орехи измельчить, но не дробить в порошок, слегка поджарить на сухой сковороде до появления характерного орехового аромата. Изюм залить кипятком и настоять полчаса, затем воду слить, а разбухшие ягодки смешать с орехами. Если используется курага или чернослив, то их тоже ненадолго замачивают в воде, а затем нарезают тонкими полосками, смешивая с остальными продуктами.

Когда сварится зерно до мягкого состояния, остатки воды (если они есть) сливаем, соединяем кутью: пшеницу, мак, сухофрукты и орехи смешиваем, добавляем мед и тщательно вымешиваем ложкой. Делать это нужно с еще горячей пшеницей, чтобы под воздействием ее тепла остальные ингредиенты отдали свой вкус и аромат. Дать сочиву немного постоять и затем можно угощать гостей.

Как правильно подавать и есть кутью

Существуют разные правила, как нужно подавать и есть коливо. Они отличаются с учетом праздника, поминального дня. Советы, которые помогут сориентироваться, как подавать кутью в день похорон:

  • каша готовится днем ранее;
  • ее несут на отпевание покойного, согласно церковным канонам православия, сладкую кашу должен освятить священник, когда такой возможности нет, допустимо сделать это самостоятельно, используя собственные запасы святой воды, которые ранее были взяты в церкви;
  • со службы коливо приносят домой или сразу на поминальный стол, зависит от того, где будет проходить трапеза;
  • сладкая пища и фото с черной лентой на одном из углов рамки – традиции, которые соблюдаются после похорон.

Советы, позволяющие правильно употреблять поминальную пищу перед праздниками (Рождеством, Крещением):

  • каша с медом или сахаром готовится перед рассветом;
  • блюдо располагают по центру стола с утра, оставляют на весь день;
  • вечером в Рождественский сочельник при появлении первой звезды начинают трапезу с колива;
  • утром на праздник также сначала пробуют сладкую кашу.

Рекомендации, позволяющие избежать ошибок во время употребления поминальной пищи:

  • с нее начинается трапеза в любой день, будь то церковный праздник или поминки;
  • используют ложки, т. к. острые предметы не принято применять;
  • коливо готовят и едят не только после похорон, но и на 3, 9, 40 день, первую годовщину смерти родственника и т. д.;
  • вечером емкость с кашей оставляют на столе, вокруг нее кладут ложки, их количество должно соответствовать числу умерших в роду.

Перловая кутья с черносливом

Ингредиенты: двести граммов цельной перловой крупы, сто граммов мака, пятьдесят граммов орехов очищенных, пятьдесят граммов изюма, сто граммов чернослива, одна ложка масла растительного, сахар и мёд по вкусу.

Приготовление

Одним из традиционных обрядовых блюд является перловая кутья поминальная. Как готовить её — мы сейчас рассмотрим. Итак, сначала перловку моют и замачивают на ночь в холодной воде. Утром её промывают до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной. Затем крупу кладут в казанок, добавляют масло, два стакана воды и варят, периодически снимая пенку. Когда вся пена будет снята, кашу солят, убавляют огонь и варят до готовности (на это уходит один час), следя за тем, чтобы она не пригорела.

Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные

Основа

Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.

Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.

Заправка

Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.

Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.

Ингредиенты для приготовления колива

  1. Пшеница (зерно) 1кг
  2. Cоль поваренная 0,5 чайной ложки
  3. Мед 100 грамм
  4. Молоко (любой жирности) 1, 5 л

1 Очищаем пшеницу.

Для приготовления коливо в первую очередь необходимо перебрать зерна пшеницы, отобрав испорченные, проросшие, а затем промыть зерно в тёплой водичке. Зерно нужно промывать до тех пор, пока Вы не убедитесь в том, что в крупе не осталось никаких отходов, шелухи или же мусора. Из дуршлага должна вытекать чистая вода.

2 Варим зерно.

Промытое и перебранное зерно замачивают в холодной воде на 2 — 3 часа, после чего заливают молоком, добавляют 0,5 чайной ложки соли и варят до полной готовности на среднем огне. Зерно должно получиться мягким, но не разваренным.

3 Подаем коливо.

После того как пшеница сварилась, остудите ее, а потом в уже остывшую пшеницу добавьте мед. Затем необходимо тщательно все перемешать, сложить в блюдо, которое Вам по вкусу и сверху, это конечно по желанию, присыпать сахарной пудрой. Украсить можно конфетами, нарезанными фруктами или же ягодами. Подавать можно вечером, на полдник или ужин. Приятного Вам аппетита!

Советы к рецепту

– — Коливо можно приготовить из любого злака, например риса или сарацинского пшена, как его назвали раньше, при этом подслащивая сахаром или медом и постепенно добавляя изюм, варенье и даже орехи.

– — Если возникли какие-то причины, по которым вы не смогли освятить кутью в церкви, не нужно расстраиваться. Это блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться.

– — Коливо необходимо хранить в холодильнике не более 3х суток, в плотно закрытой ёмкости. Блюдо с коливом также можете плотно обернуть пищевой пленкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector