Биоэтика и правовая культура

В культуре

  • Рассказ «Клятва Гиппократа» Юрия Нестеренко.
  • Клятва Гиппократа, фильм 1965 года, СССР.
  • План побега, фильм 2013 года, США. «Тюремный врач … держал на столе клятву Гиппократа и талмудик по медицинской этике.»
  • Бой с тенью, фильм 2005 года, Россия.
  • Клиника, телесериал. В 15-й серии 4-го сезона «Моя лицемерная клятва» обыгрываются этические аспекты работы врачей.
  • Хороший доктор, сериал 2017 года. Упоминание в одной из серий.
  • Из пепла, фильм 2003 года, США. Врач-гинеколог Джизелла Перл, узница Освенцима, спасает женщин, которым грозит неминуемая гибель из-за беременности. Она осуществляет аборты вопреки клятве, данной ей до войны.

Современные версии и актуальность

Гравюра Питера Пауля Рубенса с изображением Гиппократа , 1638 г.

Клятва Гиппократа затмили в качестве документа профессиональной этики более обширной, регулярно обновляемых этических кодексов , выдаваемых национальными медицинскими ассоциациями, такими как АМА кодекс медицинской этики (первый , принятый в 1847 году), а также британский Генеральный медицинский совет Добра «s Медицинская практика. Эти документы предоставляют исчерпывающий обзор обязанностей и профессионального поведения врача перед пациентами и обществом в целом. Врачи, нарушающие эти кодексы, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, включая лишение их лицензии на занятие медицинской практикой. Тем не менее, объем этих документов сделал их превращение в более короткие присяги привлекательным предложением. В свете этого факта, в наше время было предложено несколько обновлений присяги, некоторые из которых были шутливыми.

Клятва изменялась много раз.

В Соединенных Штатах большинство остеопатических медицинских школ используют остеопатическую клятву вместо или в дополнение к клятве Гиппократа. Остеопатическая клятва впервые была использована в 1938 году, а текущая версия используется с 1954 года.

Одна из наиболее значительных поправок была впервые внесена в 1948 году Всемирной медицинской ассоциацией (WMA) и названа Женевской декларацией . «В период после Второй мировой войны и сразу после своего основания WMA выразила озабоченность состоянием медицинской этики в целом и во всем мире. WMA взяла на себя ответственность за установление этических принципов для врачей всего мира. лет обычай медицинских школ приносить клятву своим врачам после окончания учебы или получения лицензии на занятие медицинской практикой вышел из употребления или стал простой формальностью «. В Германии во времена Третьего рейха студенты-медики не принимали клятву Гиппократа, хотя они знали этику «nil nocere» — не навреди.

В 1960-х годах клятва Гиппократа была изменена, чтобы требовать «крайнего уважения к человеческой жизни с самого начала», что сделало ее более светским обязательством, которое следует принимать не в присутствии каких-либо богов, а только перед другими людьми. Когда клятва была переписана в 1964 году Луи Лазанья , академическим деканом медицинского факультета Университета Тафтса, молитва была опущена, и эта версия была широко принята и до сих пор используется во многих медицинских школах США:

При обследовании 126 медицинских школ США в 1989 году только три из них сообщили об использовании первоначальной клятвы, в то время как тридцать три использовали Женевскую декларацию, шестьдесят семь использовали модифицированную клятву Гиппократа, четыре использовали клятву Маймонида , одна использовала клятву. завет, восемь использовали другую клятву, один использовал неизвестную клятву, а двое не использовали никаких клятв. Семь медицинских вузов не ответили на опрос.

По состоянию на 1993 год только 14 процентов медицинских присяг запрещали эвтаназию и только 8 процентов запрещали аборты.

В исследовании, проведенном в 2000 г. в медицинских школах США, все медицинские школы, существовавшие на тот момент, давали какую-либо профессиональную присягу. Среди школ современной медицины 62 из 122 использовали Клятву Гиппократа или ее модифицированную версию. Остальные шестьдесят школ использовали оригинальную или измененную Женевскую декларацию, присягу Маймонида или присягу, написанную студентами или преподавателями. Все девятнадцать остеопатических школ использовали Остеопатическую Клятву.

Во Франции выпускники медицинских вузов обычно подписывают письменную присягу.

В 1995 году сэр Джозеф Ротблат в своей речи на присуждении Нобелевской премии мира предложил ученым клятву Гиппократа .

В 2007 году гражданин США Рафик Абдус Сабир был осужден за обещание «Аль-Каиде» оказать медицинскую помощь раненым террористам.

Клятва Гиппократа на латинском языке

«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.

Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.

Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.

Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.»

* Латинский язык и основы терминологии./Под редакцией Ю. Ф. Шульца. — 3-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 1982, 336 с.

Анализ клятвы Гиппократа

Давайте внимательно изучим материальную часть. Ионийский диалект древнегреческого языка, как впрочем и латынь, оставим философам и ознакомимся с русской адаптацией текста, который условно можно разбить на три части. В первой говорится об учениках и их учителях. Человек, освоивший науку врачевания, обязуется почитать своего учителя «наравне с родителями», «делиться с ним своим достатком» и «помогать ему в нуждах его». Далее идёт речь о детях учителя, которых следует «считать своими братьями». Их лекарь обязуется обучать «безвозмездно и без всякого договора». А вот о том, чтобы лечить безвозмездно пациентов, в этом разделе нет ни слова.

Но, возможно, мы ещё не добрались до этих строк? Идём дальше. В части клятвы, посвящённой заботе о пациентах, врач обязуется «направлять режим больных к их выгоде сообразно» со своими силами и возможностями (!) и не причинять пациентам никакого вреда. Овладевший искусством врачевания клянётся не давать пациентам средств, которые могут привести к смерти, включая эвтаназию, и не прерывать беременность. Интересный пункт, который нарушили уже сотни тысяч врачей, но к нашей дискуссии он не имеет прямого отношения.

Врач клянётся, что в дом он войдёт исключительно «для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного». В заключительной части клятвы мы добираемся до неразглашения врачебной тайны. Также в клятве прямо говорится, что соблюдение заповедей Гиппократа обещает человеку, овладевшему искусством врачевания, «счастье в жизни» и «славу у всех людей на вечные времена».

По горячим следам вывод напрашивается один. Врач обязан следовать своему долгу, но в клятве ничего не упоминается о том, что делать он это должен безвозмездно, забыв об отдыхе, семье и детях. Нет, исполнять свой долг полагается «сообразно с моими силами и моим разумением», а о том, что следует считаться с мнением больного, нет ни единого слова. Более того, в одной из латинских редакций клятвы Гиппократа появилась строка, что «врач обязуется не оказывать медицинскую помощь бесплатно». Совсем неожиданный поворот событий, верно? Наконец, честное выполнение своего долга должно гарантировать доктору и его близким счастливое и безбедное существование и всеобщее уважение.

Текст клятвы Гиппократа

Клятва, которая приносится Аполлону, Асклепию, Гигиее и Панакее, на русском языке выглядит следующим образом.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Самый первый вариант на древнегреческом языке (ионийский диалект, который использовал Асклепий).

«Ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν, καὶ Ἀσκληπιὸν, καὶ Ὑγείαν, καὶ Πανάκειαν, καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ ξυγγραφὴν τήνδε. Ἡγήσασθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, καὶ βίου κοινώσασθαι, καὶ χρεῶν χρηίζοντι μετάδοσιν ποιήσασθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ ωὐτέου ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινέειν ἄῤῥεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηίζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ ξυγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοιπῆς ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσασθαι υἱοῖσί τε ἐμοῖσι, καὶ τοῖσι τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθηταῖσι συγγεγραμμένοισί τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί. Διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν, ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν. Οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι ξυμβουλίην τοιήνδε. Ὁμοίως δὲ οὐδὲ γυναικὶ πεσσὸν φθόριον δώσω. Ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν. Οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε. Ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων. Ἃ δ’ ἂν ἐν θεραπείῃ ἢ ἴδω, ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπηίης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃ μὴ χρή ποτε ἐκλαλέεσθαι ἔξω, σιγήσομαι, ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα. Ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ ξυγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον. παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκοῦντι, τἀναντία τουτέων».

Латинский сокращённый вариант клятвы.

«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.

Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.

Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.

Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.»

Факультетское обещание русских врачей

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, даю обещание в течение всей своей жизни не омрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные (семейные) тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия

Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные (семейные) тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.

Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств.

Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.»

История врачебных клятв

Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Древнем Египте.

Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.

Первоначальный вариант, записанный Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, запрещал врачу содействовать аборту («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийству («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»).

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющему его смысл. Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята — с поправками и изменениями. Начало меняется: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословен во веки веков; я не лгу».

В Северной Америке и Европе в 2006 году текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.

В СССР «Присяга врача Советского Союза», утверждённая в 1971 году, в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999 году Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.

Нынешний текст клятвы врача установлен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.

В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

  1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  2. принцип непричинения вреда;
  3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
  5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  6. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
  8. обязательство личного совершенствования;
  9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Клятва Гиппократа

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

— обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

— принцип не причинения вреда,

— обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

— принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

— принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,

— принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

— обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

— обязательство личного совершенствования,

— врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Текст клятвы на латыни:

«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum. Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum. Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam. Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa. Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.»

Текст клятвы Гиппократа в переводе на русский:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Описание сюжета «Клятва врача»

Все мы люди. Врачи тоже часто попадают в безвыходную ситуацию. Тамара Лаврова работает на Скорой Помощи. Она опытный врач, с многолетним опытом. Дома ее всегда ждут дочь Дарья и муж Алексей. Она и не догадывается, что ее законный супруг уже не первый год ей изменяет. После того, как тайное становится явным, она выгоняет своего мужа. Но Алексей исчезает с деньгами, которые он взял под большие проценты. При чем, кредит оформлен на жену.

Тамара может лишиться своей единственной квартиры. Этого она допустить не может. Женщина встречается с криминальным авторитетом Буром, который является руководителем той самой кредитной конторы, где Алексей взял деньги в долг. Бур предлагает сделку. Тамара понимает, что ввязывается в криминал по самую макушку. Но иного выхода нет. Теперь она работает не только на Скорой Помощи, но и на криминального авторитета, спасая бандитов от неминуемой гибели.

Переживания Тамары грызут ее изнутри. Скажется ли это на работе? Как она сможет справиться со всеми проблемами и неурядицами? Сможет она решить вопрос с долгом Алексея? Как сложится ее карьера и личная жизнь? Интрига будет держать зрителя до последней серии.

Присяга врача Советского Союза

«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: — все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболевания, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; — быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; — постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; — обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; — беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали; — сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны; — всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.»

Когда и почему возникла клятва Гиппократа?

Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.

Гиппократ

Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.

Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.

В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.

Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.

Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.

Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».

В культуре

  • Рассказ «Клятва Гиппократа» Юрия Нестеренко.
  • Клятва Гиппократа, фильм 1965 года, СССР.
  • План побега, фильм 2013 года, США. «Тюремный врач … держал на столе клятву Гиппократа и талмудик по медицинской этике.»
  • Бой с тенью, фильм 2005 года, Россия.
  • Клиника, телесериал. В 15-й серии 4-го сезона «Моя лицемерная клятва» обыгрываются этические аспекты работы врачей.
  • Хороший доктор, сериал 2017 года. Упоминание в одной из серий.
  • Из пепла, фильм 2003 года, США. Врач-гинеколог Джизелла Перл, узница Освенцима, спасает женщин, которым грозит неминуемая гибель из-за беременности. Она осуществляет аборты вопреки клятве, данной ей до войны.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector