История мировых религий: ведическая культура до прихода христианства

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий.

В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты.

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

У наших предков был богатый пантеон богов, но называть их политеистами мы не можем

Во что же верили наши предки?

У них, безусловно, имелся культ предков. Их почитание. Эта тенденция уходит корнями в глубокую древность, времена, когда жили доисторические люди. О самой религии наших предков известно очень мало. Единичные источники дают нам имена некоторых богов Перун, Чернобог, Сварог, Дажьбог, Макошь и т.д.

В летописи XV века изображён князь Владимир, но нам интересно изображение идола Перуна на горе. Оно вряд ли отвечает действительности, хотя бог точно был антропоморфным

Можно предположить, что Дажьбог — это проявление божественного в виде Солнца. Но при этом ясно, что покланяются не самому светилу, а стоящему за его природой трансцендентному божеству. Это стандартная ситуация.

Макошь, вероятно — Мать Сыра-Земля, которая даёт жизнь и её же забирает. Собственно, наличие курганов и указывает на такой культ среди наших предков.

Всё это не особые черты славянских верований, а универсалии, которые были распространены во всём мире. Но какой же была сама религия? Есть три версии:

Дажьбогъ — бог Солнца и плодородия у восточный славян

Единобожие. Такая схема существовала в Египте и Индии. Имелось множество божеств, проявлений энергии Всевышнего, но верующие понимали, что есть только Один главный Творец всего.

Многобожие. Это первая стадия деградации религии, когда божественные энергии воспринимаются как отдельные божества. Обычно именно так и описывают славянские верования. Но оснований для того нет. Людей просто вводит в замешательство множество имён. Но все они ещё ни о чём не говорят. Мы тоже по-разному называем Бога: Спаситель, Отец, Творец, Всевышний. Всё это аспекты, для каждого своё название, но это не означает, что нет Единого Бога. Тем более, что у нас есть ещё более сложная идея троицы.

Поклонение духам. Это стадия, когда религия превращается в магию

Уже не важно, какая вера была раньше. Бог может и есть, но где-то далеко

Он ничего не решает в этом мире. А вот человек с помощью ряда ритуальных манипуляций может воздействовать на реальность. Наличие у наших предков представлений о духах лесов, рек, домов, даёт почву для такой версии.

И всё же точку в этом вопросе поставить нельзя. Некому нам рассказать, как же всё было на самом деле.

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Клавдий Лебедев «Крещение киевлян»

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Велес

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» — деньги, подать; «скотница» — казна, «скотник» — сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский — Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.

Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

Ведические храмы

Над каждым населённым пунктом возвышался храм, посвящённый ведическому Богу. Само слово «храм» обозначало хоромы, богатый дом. Алтарь был назван так в честь священной горы Алатырь, возвышение «амвон»для произношения священником речи произошло от «мовь», что означает «молвить речь».

Красивейшие храмы ведической Руси возвышались над Святыми Уральскими горами рядом с Конжаковским камнем, над Азовом – горой в Свердловской области, над Иремелем – горой недалеко от Челябинска.

На многих христианских храмах сохранились изображения языческих богов, мифологических животных и славянских символов. Например, на каменном барельефе Дмитровского собора изображение вознесения Даждьбога.

С образцами храмового искусства древних славян можно познакомиться в храме ратарей – одобритов в Ретре.

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

Что сказано в житии?

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.

Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.

Славянские языческие идолы размещались на капище

Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Таким образом, боги славян имели персофицированную антропоморфную форму.

Славянские идолы могли быть как деревянными, так и каменными. Один из богов восточных славян, в отличие от западных, обычно соответствовал одному идолу.

Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными

Збручский идол, X век. Древние славяне поклонялись идолам, олицетворяющим языческих богов. Фото: upload.wikimedia.org

О внешнем виде славянских идолов можно судить по так называемому «Збручскому идолу». Кроме того, также известно описание идолов, поставленных князем Владимиром в Киеве.

Так, например, по описаниям в письменных источниках известно, что идол Перуна, поставленный в нём же князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами

Языческие религиозные обряды древние славяне проводили на капищах.

Идолам славяне поклонялись в открытых святилищах (капищах). Наличие храмовых помещений у славян (за исключением западных) не зафиксировано, однако они вполне могли иметь место, не оставив после себя следов, будучи деревянными.

Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Византийцы и иные народы говорили о том, что славяне на капищах приносят в жертву не только животных, но и людей.

Жрец Святовита, изображённый на священном камне из Арконы. Жрецов у древних славян было мало, их заменяли гадатели, знахари, предсказатели. Фото: upload.wikimedia.org

Помимо идолов славяне поклонялись и священным камням-валунам. Вождь (князь) у древних славян совмещал в себе административные, военные и религиозные функции. жречество как сословие у восточных славян находилось только в процессе формирования, который был прерван введением христианства.

Тем не менее, жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена, скорее всего, были. Однако гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей. Кроме того, для славянского язычества был характерен культ предков и особый погребальный обряд с тризной.

Подарили ли христиане цивилизацию древней Руси или, наоборот, способствовали её деградации?

Более того, есть и те, кто утверждает, что хорошо говорившие на старославянском купцы когда-то относительно легко могли понимать и индийцев. Что не исключено, так как языки довольно схожи, и в них даже было близкое количество букв или символов. В Санскрите, например, изначально было минимум 49 букв, а в Старорусском также около того – от 46 и более…

Изначальное количество символов этих языков не известно. Ведь после того как ведическая культура сошла на нет под напором истребляющих ее огнем, мечем и хитростью христиан, такие темные и отсталые языки прошлого, как Санскрит и Древнерусский, стали настолько сложны, что постепенно со снижением уровня образованности и мудрости общества ими обычные люди уже просто не смогли пользоваться.

Поэтому эти языки либо вымерли, либо деградировали и постепенно потеряли множество букв.

Это продолжалось вплоть до Кирилла и Мефодия, которые просто убрали половину символов, сократив все до 28 букв, и назвали это своим вариантом азбуки и языка. Хотя даже церковнославянский до сих пор содержит 40 букв, и это при том, что иврит, например, до сих пор содержит вообще всего 22 буквы, так что научиться хорошо пользоваться даже 40 символами было вполне реальным геройством.

Но суть не в том, главное, как ни крути, а культура какая-никакая уж точно была и до прихода христианства на Русь, а возможно даже на порядок более разумная и продвинутая.

Особенно учитывая старорусские, даже по сегодняшним временам дикие меры времени, то не понятно чем вообще они могли там заниматься с такими точными системами расчетов. Ведь славянский МИГ содержал в себе 160 сигов, что примерно равняется 1/229960581120 доле секунды. То есть в одной современной секунде содержится столько сигов.

Хотя еще говорят, были и некие сантиги, которые составляли ещё 1/14400 долю сига. Так что точно совсем уж непонятно, куда они собиралась гонять мигом или сигать с такими бессмысленными, даже на данный момент развития цивилизации, мерами измерения времени.

К примеру, сегодня уже известно, что 1 эталонная секунда равна 9 миллиардам колебаний волны цезия, но даже одно такое колебание уже является целыми 30 сигами.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Поэтому не очень понятно, сама ли эта древняя ведическая культура уже деградировала к приходу христианства на Русь или ей сильно помогли те же христиане, которые по разным подсчетам при насильственном крещении Руси вырезали до 70% всего населения данной территории, естественно не желавшего менять веру предков на ПОПовскую веру.

Аббревиатура ПОП, кстати, если вы не знаете, расшифровывается не иначе как Прах своих Отцев Предавший человек, поэтому и так понятно, что славяне, придумавшие такое имя, всеми силами старались не обращаться в данную веру до последнего.

Но главное, что в итоге Христианство таки одержало победу, и затем на землях русских началась новая история православия.

Понятное дело, уже абсолютно иного православия, чем раньше, которое уже не славило никакую «Правь и Славь», а просто пыталось таким образом приписать все предыдущие заслуги всех православных людей, русских православных богатырей и святых к своим христианским заслугам. А также к своему варианту истории, которую они постоянно переписывали.

По этому поводу до сих пор в мире царит небольшая неразбериха о том, кто же такие православные, а кто такие ортодоксы. Ведь до сих пор православных, как представителей официального ответвления христианской религии, все иностранцы называют не иначе как «Христиан Ортодокс Черч», а никакими не православными.

Так как это ответвление христианства изначально официально называлось ортодоксальной церковью, причем многие столетия, пока не самопереименовалось в то, что было выгоднее для авторитета церкви.

Ну, а все настоящие православные, которые ранее славили «Правь» уже давно или вымерли или переименовались в другие религии, в староверов и подобных им, так как старое их название по факту уже было официально занято.

Но и это сейчас уже не так важно, ведь главное, что в те времена что-то загадочное и интересное точно происходило на земле русской, да и на индийской земле чуть ранее также было много интересных исторических событий. 

Ведические храмы

Над каждым населённым пунктом возвышался храм, посвящённый ведическому Богу. Само слово «храм» обозначало хоромы, богатый дом. Алтарь был назван так в честь священной горы Алатырь, возвышение «амвон»для произношения священником речи произошло от «мовь», что означает «молвить речь».

Красивейшие храмы ведической Руси возвышались над Святыми Уральскими горами рядом с Конжаковским камнем, над Азовом – горой в Свердловской области, над Иремелем – горой недалеко от Челябинска.

На многих христианских храмах сохранились изображения языческих богов, мифологических животных и славянских символов. Например, на каменном барельефе Дмитровского собора изображение вознесения Даждьбога.

С образцами храмового искусства древних славян можно познакомиться в храме ратарей – одобритов в Ретре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector