15 лет возрождения монашеской жизни в сретенском монастыре «с радостью совершить поприще мое и служение» (деян. 20: 24)
Содержание:
Три клинические смерти и обретение веры
В Афганистане у Буркова была одна из самых опасных военных профессий — авиационный наводчик. О случае, который перевернул жизнь молодого офицера, ноябрьские школьники слушают, открыв рот, в актовом зале полная тишина.
— В апреле 1984-го во время зачистки Панджшерского ущелья мы обнаружили в одной из пещер вражеский дот, пулемет, патроны. Я делаю шаг и тут взрыв. Вначале ничего не понял, а, когда пришел в себя, осознал, что это я подорвался на мине. То, во что превратились мои ноги, я не видел, они лежали за камнем, буквально в нескольких сантиметрах от пропасти. Хорошо, что взрывной волной меня туда не забросило, — рассказывает отец Киприан.
В госпитале Кабула Валерию Анатольевичу провели несколько операций. Сначала ампутировали ноги чуть ниже колена, затем Бурков пережил три клинические смерти. Мина оказалась самодельной и один из гвоздей, которыми был начинен заряд, повредил нервы на руке. Врачи до последнего не знали, удастся ли ее сохранить.
— Когда утром после операции я пришел в себя, смотрю, правая рука в гипсе, снял простынь, а там остатки ног тоже загипсованы. Передо мной вдруг, словно икона, возник образ Алексея Маресьева, и я подумал: «Он летчик, и я летчик, он советский человек, я — тоже. Почему я должен быть хуже? Буду летать!» И махнул рукой: новые ноги сделают. После этого момента был уверен, что вернусь в армию, — говорит отец Киприан.
И началась долгая и изнурительная работа. Мужчина говорит, что именно в Афганистане у него появился тот стержень, который помог ему пройти всё, что уготовил Всевышний.
Бурков учился ходить. Когда впервые надел протезы, не мог ступить и шагу, они разъезжались в стороны. В них было больно стоять, сидеть, лежать.
— Но наш организм потрясающе устроен Господом, человек ко всему может привыкнуть. Вопрос лишь в том, хватит ли сил выдержать эту борьбу. Мы себя просто не знаем, у нас великий запас прочности, — рассуждает он. — В госпитале я заставлял себя ходить без костылей. Тренировался упорно, но дело шло медленно, продолжал себя жалеть. Устал — тут же присел. Попросил отправить меня в Ленинград на протезный завод.
Мне полагался сопровождающий, но я от него отказался. Доехал до вокзала, а дальше-то надо было идти самому. И я с палочкой поплелся к поезду. В купе — попутчики, снимать при них протезы неудобно, а ноги болят. Ночь промучился, утром кое-как встал, добрел до стоянки такси, поехал на окраину к знакомым. А там надо идти через большой парк. Думал, не доползу, упаду в сугроб, но стыдно офицеру вот так помирать. Шаг за шагом, в полуобморочном состоянии всё-таки пришел. Так и началось возвращение в строй.
40-я армия выполнила все боевые задачи
– Тогда вопрос о самом ведении боевых действий. Генерал Б.В. Громов, руководивший выводом советский войск из Афганистана, всегда утверждал, что наша 40-я армия выполняла все боевые задачи, стоящие перед ней, в отличие от американцев сейчас. Вы согласны с ним?
– Абсолютно правильно он говорит, военные задачи все решали. Другое дело, какие они были? В первые два года боевые действия были не столь интенсивными. Были в основном случаи вооруженных стычек. Афганский народ встречал советские войска лояльно, потому что, как я уже говорил, мы уже там были, просто не такой большой массой. Первоначально и задачи у нас были простыми: охраняли важные стратегические и экономические объекты, чтобы в условиях гражданской войны они не были разрушены.
Только позже, с обострением противостояния, когда афганская армия перестала справляться с противником, стали расширять зону ответственности советских войск. Кого можно было тогда набрать в афганскую армию, ведь воевать можно только за убеждения. В горах, в кишлаках – племя на племени, уезжать куда-то и воевать непонятно за что, – этого молодые афганцы не понимали. Поэтому нас втянули в боевые действия, даже я в 1984 году ходил на боевые выходы (это был самый пик – 1984-1985 годы). В эти годы было решено массированно применить вооруженные силы и разобраться с моджахедами и с Ахмат Шах Масудом прежде всего. Дальше война опять шла с меньшей интенсивностью.
Враг Сталина – значит, друг немцев?
И все же, почему митрополит Сергий пошел на компромисс с немцами? Считал ли он, как и часть православного духовенства за рубежом, что немцы – это та сила, которая поможет свергнуть коммунистов? По словам Константина Обозного,многие из тех, кто всей своей душой ненавидел большевистский режим, и в русском зарубежье, и на советских территориях, на каком-то этапе питали надежду, что немцы освободят территории и появится возможность не только церковного возрождения, но и государственного восстановления независимой России. Но уже к 1942–1943 году стало понятно, что у руководства Третьего рейха совсем другие цели.
«Да, положение экзарха Сергия было непростым
С одной стороны, ему было важно сохранять юрисдикционное единство с Московской патриархией, в этом он был очень последователен. И весь период оккупации Прибалтийский экзархат и Псковская миссия находились в каноническом общении с Московской Патриархией, то есть оставались ее частью, – говорит историк
– Но в то же время экзарх буквально с первых же дней немецкой оккупации начал очень жестко критиковать советскую власть и Сталина, открыто говорил о преследованиях христиан в Советском Союзе».
Кадр из фильма «Поп», реж. Владимир Хотиненко, КТК «Православная энциклопедия», 20th Century Fox, Мосфильм, 2009 год
И когда с осени 1943 года начал раскручиваться «новый» курс сталинской религиозной политики на смягчение государственных гонений в отношении РПЦ и восстановление патриаршества в Москве, митрополит Сергий активно его критиковал. Говорил, что это лишь пропаганда и большевики хотят использовать церковь в своих внешнеполитических целях. Утверждал, что Сталин, когда добьется результата, по-прежнему будет гнать и уничтожать церковь. Известны слова экхарха о том, что «Сталин – не Савл, и Павлом не станет». Это была очень серьезная критика, тем более от епископа Московской патриархии.
Но рассуждения о том, что, если митрополит Сергий – враг Сталина, значит, он должен быть другом немцев, не верны, хотя немецкая пропаганда активно использовала его выступления. А сам митрополит Сергий доходил до того, например, что отправлял поздравительные телеграммы фюреру, и служил молебны за победу немецкого оружия. Но нужно понимать, что это было вынужденное поведение, точно так же, как поведение митрополита Сергия (Страгородского), который поддерживал советскую власть и восхвалял Сталина.
«Там, в СССР, было «красное» сергианство. А на оккупированных территориях, было «коричневое» сергианство», – говорит историк (тут сергианство – церковная политика митрополитов Сергия (Страгородского) в Москве и Сергия (Воскресенского) в Прибалтике – прим. ред.). Конечно, это были компромиссы, он шел на них, но это давало возможность сохранить церковную жизнь на Псковщине, в Прибалтике, добиваться своих целей, связанных и с миссией, и с духовным просвещением. А также и с благотворительной и духовной помощью военнопленным, и с развитием христианской работы с детьми и молодежью».
В последние десять лет, по словам историка, в отношении Псковской миссии наблюдается новый поток негатива. В интернете можно найти такие оценки, что даже советские пропагандисты отстают от современных критиков. «Можно только советовать тем, кто хочет заниматься этой проблемой, читать документы и разбираться, – говорит Константин Обозный. – Члены Псковской миссии, конечно, не были советскими людьми, хотя некоторые из них имели советские паспорта. И у большинства из них никаких оснований любить советскую власть, конечно же, не было. Но в то же время это не мешало им помогать именно советским военнопленным, поддерживать партизан, собирать какие-то средства для партизанских отрядов, хотя это было смертельно опасно. Потому что по оккупационным законам за поддержку партизанского движения их должны были либо отправить в лагерь, либо расстрелять».
Поэтому до сих пор историки спорят и о том, кто же все-таки убил экзарха Сергия – агенты Москвы или сотрудники гестапо: основания были и у одних, и у других.
Кадр из фильма «Поп», реж. Владимир Хотиненко, КТК «Православная энциклопедия», 20th Century Fox, Мосфильм, 2009 год
Не было никакого кризиса в экономике
– А как вы считаете, насколько Афганская война повлияла на экономику СССР? Существует мнение, что она её подорвала.
– Ясно, что любая война сказывается на экономике. Но давайте посмотрим на Великую Отечественную войну. По этой логике, СССР вообще должен был развалиться, как «глиняный колосс», о чем и мечтал Гитлер. Однако наш народ вытерпел лишение. А поэтому, если народ готов терпеть всё ради победы, он готов работать и бесплатно. Зная экономическую ситуацию (а я был советником президента в 1991 году и присутствовал на заседании правительства по решению об «отпуске цен»), считаю, что ситуация 1991 года с развалом нашей страны была создана, именно создана, а не сложилась. Были и объективные предпосылки для развития кризиса, но они могут быть созданы и на пустом месте. А как мы знаем, в 1989 году войска были выведены, а до дефолта 1998 года было ещё долго.
Поэтому я бы не сказал, что для жизни нашей страны Афганская война была катастрофическим фактором. Не было никакого кризиса в экономике, он был создан, потому что надо было «завалить» товарища Горбачева, ну и для этого вызвать гнев народа. Что и закончилось переворотом, хоть и неумелым.
– Очень интересное мнение. А что бы вы сказали о ветеранском движении? Как оно развивалось в России, есть ли у него какие-то общие структуры?
– На мой взгляд, нет никакого общего движения. Я вам скажу так: если говорить о государственной политике в отношении ветеранов, она, конечно, менялась. В первые два года после вывода войск она была, писались рассказы о подвигах и истории героев-интернационалистов, но позже (после прихода либерального правительства и президента Ельцина) ветеранов Афганистана откровенно начали «мочить». Обзывали убийцами с подачи Сахарова, обвиняли в убийстве более чем миллиона афганцев, придумывали и другие неприятные вещи. Конечно, такую силу, как ветераны «афгана», надо было деморализовать, чтобы ей никто не мог воспользоваться, настроить против оппонентов в политике. Писалось разное, но самое плохое время было в 90-е годы. Как вы помните, военных в целом превратили в извергов, армию надо было разрушить, разложить изнутри. Как нужно было взбесить народ, чтобы так относиться к своим же родным солдатам и офицерам? Сейчас, конечно, всё повернулось, и ситуация стала улучшаться. Но это всё политика, в жернова которой попал весь наш народ, который с трудом сейчас оправляется от тех потерь, которые были нанесены его сознанию.
Труды игумена Киприана о том, как правильно воспитывать ребенка
Отец Киприан написал написал книги о воспитании детей.
«Воспитание добродетелей»
В книге «Воспитание добродетелей» собраны лекции по педагогике православия, которые были рассказаны иеромонахом Киприаном в Московской Духовной Академии.
Здесь не оставлены без внимания главные вопросы нравственного развития индивидуума для родителей и учителей, для людей, заинтересованных духовным воспитанием.
Автор основывается на системе мировоззренческих взглядов и работах священников, не слишком известных в поздней православной педагогике.
Рассказ построен в виде диалога иеромонаха Киприана и слушателей Высших Богословских Курсов. Автор прибегнул к простому слогу, тем самым изложив свои наставления из своего многолетнего опыта простыми и понятными для каждого словами.
Темы в книге даны самые разнообразные, от воспитания детей до смысла жизни на земле, и каждый обязательно почерпнет что-нибудь для своего духовного просветления.
Книга подойдет как для детей, так и для взрослых
«Православное воспитание»
Книга состоит из нескольких частей. В первой части отец Киприан рассказывает о том, как он видит проблемы поздней педагогики.
Автор дает читателям толчок на раздумья о процессе воспитания, об уроках, на которых хотят присутствовать дети.
Разговор автора идет о праведности, о том, как на развитие индивидуума влияет наследственность, о единой образовательной системе в странах Европы, не обойдет стороной вопросы, которые связаны с трудностями в подростковом возрасте.
Во второй части автор вспоминает прошлые моменты жизни, тесно сплетенные с главной идеей текста. В третьей части рассказывается о проблемах образовательной системы в стране и то, как именно эти проблемы решить.
Воспитание играет огромную роль в жизни человека, а если есть подкрепление духовное, то он становится неуязвим для всяких соблазнов
«Искра Божия. Сборник рассказов для девочек, девиц и жен»
Этот сборник один из первых опытов издания в литературе педагогики для девушек. Он имеет направленность духовно-нравственного развития девушек, женщин.
Здесь можно обнаружить мысли автора о том, что главная цель каждой девушки — это создание семье, воспитание детей.
Книга включает в себя различные сказки, русские и зарубежные стихотворения.
Большая часть сборника посвящена женщинам-христианкам, которые выбрали праведный путь, и своей добротой и милосердием зажигают сердца тех, кто хочет следовать по нравственному пути. Можно встретить фрагменты из текстов Пушкина, Толстого и т.д.
Это первый опыт в российской педагогической литературе собственно книги для девочек, цель которого — показать, что истинное призвание женщины составляют семья, материнство и воспитание детей
Такие книги полезны для души, ведь они содержат в себе то доброе и вечное, что должен иметь внутри своей души каждый человек.
Иеромонах Киприан представляет свои книги на кинофестивале «Лучезарный Ангел»
Если там нас нет, там – американцы
– Здравствуйте, отец Киприан, начать хотелось бы с вопроса, который, думается, сейчас самый важный для всех, кто интересуется Афганской войной. Как вы считаете, нужна ли она была Советскому Союзу?
– Здравствуйте. На мой взгляд, сейчас те люди, которые рассуждают, нужно ли было вводить войска в Афганистан, – это самые мудрые люди. Потому что они знают, что правильно, а что нет. Но для того, чтобы дать профессиональный ответ на этот вопрос, оценить такое крупное событие, нужно быть специалистом в области политики и военного дела. Когда принимаются такие решения о ведении войны, об участии в войне, проводится большая работа с участием специалистов, которые дают советы, делают взвешенные выводы. И только потом ответственное лицо принимает решение. И я бы никогда не взял на себя ответственность давать официальные оценки таким крупным вопросам. Но у меня, безусловно, есть личное мнение, которым я могу поделиться.
– Очень интересно узнать, что думаете вы, как участник этой войны.
– Моё мнение может быть неправильным, но поскольку я занимался политикой, и я сам военный человек, скажу следующее. Есть простая формула: если там нас нет, там – американцы. Это показывает вся наша история. Потому что Америка, как ведущая страна мира в экономическом и военном отношении стремится занять ведущее положение во всех регионах мира. Это как в обычном бизнесе правило простой конкуренции: если есть возможность поддеть конкурента, почему бы этого и не сделать. Ведь деньги являются основной причиной всех войн. То же самое происходит и в мировой политике – все борются за ресурсы, у нас и у американцев есть свои стратегические интересы, которые мы отстаиваем. И вот, если в Украине или Киргизии..
Да не так важно, в какой республике, граничащей с нами или близко находящейся к нам, не будем стоять мы, там будут стоять американцы. Вы посмотрите вокруг, на текущее положение, разве это не так?
– Да, я согласен с вами.
– Для примера: вышли прибалтийские республики из СССР, кто теперь там? Американцы. Вышли страны Восточной Европы из Варшавского договора, кто теперь там? Американцы. Украина, братская страна некогда, – кто теперь там? Конечно, не в той силе, в какой бы могли, но тоже американцы. И если бы Крым не стал нашим, он стал бы американским, потому что это стратегический регион. Так же было и в Афганистане.
Если вспомнить историю, то мы увидим, что отношения между СССР и Афганистаном до ввода войск были неплохими. Мы там уже были: строили объекты инфраструктуры, помогали обучать афганскую армию. В стране были военные и инженеры, которые охраняли тот же дворец Амина.
И вот уже из личных знаний об Афганистане, из того, что нам говорили сами афганцы об Амине, которого мы свергли: он возглавлял правительство Афганистана, несмотря на ряд переворотов и неурядиц с убийствами шахов до него, решил быстро сделать тёмный и отсталый Афганистан современной страной. Но местным это не нравилось. Даже увиденное в фильмах, которые завозили и показывали в кишлаках, я могу уверенно сказать, людям не нравилось. Представьте, кочевникам, мусульманам показывали фильмы, где женщины в коротких юбках, с оголенными плечами. Для них это разврат. Можно привести и много других примеров, ставших причинами внутренних афганских усобиц.
Народ понимал, что нельзя сразу с первого этажа попасть на десятый. Я сравниваю тот раздрай, который случился у них тогда, с нашим 1918 годом. После чего у них, как и у нас, началась гражданская война. И Амин начал заигрывать с США.
Заглянуть в вечность
На пенсии Бурков занялся помощью инвалидам, стал советником президента. В свободные вечера приезжал в госпиталь Бурденко, переодевался в больничную пижаму, садился в инвалидную коляску. Ездил по палатам, говорил с ранеными в Чечне «ампутантами». А утром прибегал уже на своих двоих: «Ребята, я в магазин. Кому что купить?» У тех глаза вылезали на лоб. Так он многих заставил поверить в себя. Организовал фонд «Герои Отечества», избирался депутатом облдумы, но быстро понял: политика — не его. Как и бизнес: «Коммерция — это мертвяк. Душа становится каменной».
Был в его жизни и тёмный период. «Я любил застолья — собраться с друзьями, отметить радостное событие. Теперь понимаю, насколько верны слова: «Дьявол не может сделать привлекательным ад, поэтому он делает привлекательной дорогу туда». Я потерял меру. Тогда Господь взял за шкирку: «Бурков, куда катишься?» И я за один день бросил пить и курить — и это было моё второе соприкосновение с Богом, когда почувствовал, что Он есть. А первое было в Афганистане, когда я за сутки трижды пережил клиническую смерть. И осознал: есть вечность, есть жизнь после смерти».
Ещё одно «соприкосновение», которое изменило его жизнь навсегда, произошло, когда подмосковная дача Буркова превратилась в приют для всех, кому нужна была помощь, — Центр многопрофильной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Первым его обитателем стал сын дальних родственников — его, заглушавшего депрессию алкоголем, отправили к Буркову, и тот принял. Помог. После этого дом наполнился другими несчастными. Им и самому Буркову духовными советами помогал игумен Пантелеймон из Саввино-Сторожевского монастыря.
«Служение людям в монашестве сложнее и труднее, чем даже ратный труд на войне». Фото: Павел Кривцов
К своей первой серьёзной исповеди он шёл много лет, и, готовясь к ней в 2010 г., отставной полковник исписал семь страниц.
«Возникла робкая мысль о монашестве. Однажды знакомый батюшка позвал меня к старцу. Были ещё два прихожанина. Они задали свои вопросы, а я молчал. Тогда отец Владимир меня подтолкнул: «Такую возможность упускать нельзя». И я спросил, есть ли Божия воля на постриг меня в монахи? Старец держал паузу — как мне показалось, бесконечную. Потом стукнул меня по голове и благословил».
Жена Валерия отпустила — дала согласие на постриг. В 2016 г. полковник Бурков стал иноком Киприаном и возглавил Центр душепопечения, психиатрической и психологической помощи «Добрый самарянин». Он снова на передовой, только теперь воюет на духовном фронте, где поле битвы — душа человеческая.
Биография
Внешние изображения |
---|
Автор-исполнитель В. Бурков, январь 2016 г.
Валерий Бурков с курсантами Челябинского филиала ВУНЦ ВВС, январь 2016 года.
Валерий Бурков родился 26 апреля 1957 года в городе Шадринске Курганской области в семье военнослужащего. Русский.
В 1974 году окончил 10 классов. В Советской Армии с 1974 года. После окончания в 1978 году Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённого училища штурманов имени 50-летия ВЛКСМ стал штурманом-оператором дальней авиации. Затем служил штурманом-оператором в авиационных частях, в том числе на Дальнем Востоке, летал на ракетоносцах Ту-16. Выполнял рейсы над Тихим океаном, участвовал в сопровождении американских авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз». В 1981 году готовился к переводу в Афганистан, но во время прохождения медкомиссии был списан с лётной работы по состоянию здоровья (туберкулёз лёгких). После лечения капитан Бурков стремился восстановиться на лётной должности и попасть в действующую часть 40-й армии (ограниченный контингент советских войск в Афганистане), где нёс службу его отец — полковник Анатолий Иванович Бурков (31.3.1934 — 12.10.1982). Полковник Бурков находился на борту вертолёта Ми-8, попавшего под обстрел крупнокалиберного пулемёта. После падения вертолёта взорвались бочки с авиационным керосином, находившиеся в десантном отсеке, в результате чего полковник Бурков погиб.
С января 1984 года Валерий Бурков участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве передового авианаводчика, неоднократно принимал участие в операциях подразделений 70-й отдельной мотострелковой бригады на территории провинции Кандагар, находясь среди боевых порядков мотострелков, оказывая им огневую поддержку путём корректировки ударов советской авиации по позициям противника.
В апреле 1984 года в ходе боевой операции Бурков был тяжело ранен (подорвался на мине-растяжке), потерял обе ноги. В медсанбате под Кабулом раненый попал к полевому хирургу-ортопеду В. К. Николаенко, который спас ему раздробленную правую руку. В филиале клиники Илизарова Бурков заказал протезы, учился ходить без посторонней помощи, даже без трости. Несмотря на ранение, вернулся в строй.
В 1988 году Бурков окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, продолжил службу в Главном штабе ВВС, впоследствии получил звание полковника.
5 августа 1991 года был назначен советником президента РСФСР по делам инвалидов и председателем Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте РСФСР.
Во время августовских событий 1991 года находился в Белом доме.
Указом президента СССР Михаила Горбачёва № VII-2719 от 17 октября 1991 года полковнику Буркову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 460764) и медали «Золотая Звезда» (№ 11663).
Указом президента Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 1006 Бурков был назначен советником президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. Буркову принадлежит идея о провозглашении Международного дня инвалидов[источник не указан 262 дня], который отмечается ежегодно 3 декабря с 1992 года.
17 декабря 1993 года освобождён от должности советника президента Российской Федерации.
В 1994—1998 годах — слушатель Военной академии Генерального штаба.
В 2003 году возглавлял избирательный список партии «Русь», членом президиума политсовета которой он являлся, на выборах депутатов Государственной думы IV созыва.
В 2004 году Бурков победил на выборах в Курганскую областную думу IV созыва по Железнодорожному избирательному округу № 4. Работал в составе комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике и комитета по экономической политике.
На выборах Государственной думы V созыва в 2007 году входил в избирательный список, выдвинутый политической партией «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» (Региональная группа № 49 (Курганская область)), однако был исключён из него на основании решения президиума центрального совета партии. Членом партии не являлся.
Затем — президент фонда «Герои Отечества», жил в Москве.
Валерий Бурков известен как автор-исполнитель песен, посвящённых событиям афганской войны и воинам-интернационалистам.
В июне 2016 года Валерий Бурков принял монашество с именем Киприан. Монашескую службу несёт в православном мужском монастыре города Кара-Балта Жайылского района Чуйской области Киргизии (Свято-Казанское мужское Архиерейское подворье).
Получил педагогическое образование в Свято-Тихоновском университете; психологическое — в РПУ; и на миссионерском факультете.